Савтех – жил на восточном берегу Персидского залива в провинции Карамания. Шева («клятва, союз») – потомками его были древние жители Савы, вытесненные семитами – арабами. Дедан – город Дедан в Аравии. Нимрод – основатель Вавилона, обожествленный под именем Мардук, прародитель шумеров. Он известен у шумеров под именем Амар-уту, у греков – Зевс, у индийцев – Индра, у славян – Перун, у семитов – Ваал. Римляне поклонялись Нимроду под именем Бахуса (бар Куш – сын Куша). Потомки Мицраима. Лудим («изгиб, борьба») – дал свое имя Ливии («Лебу» – египетские летописи), от него происходят берберы и туареги (носители берберо-ливийской ветви языков) – жители севера Сахары и всей северной Африки вплоть до Мавритании и Канарских островов. Анамим – жители джунглей в Конго и Южной Африке (до ЮАР), носители нигеро-конголезийских языков. Легавим («жители сухих степей») – южные ливийцы, жители Чада, которые говорят на языках чадской ветви (хауса и др.). Их происхождение от Мицраима подтверждается сходством их культуры, которая необъяснима заимствованиями. Нафтухим – жители дельты Нила («п " т " рс» в египетских источниках). Возможно, обожествлен под именем Птаха. От него происходит древнее священное название Мемфиса. Патрусим («южная область») – дал имя Фиваиде и был основателем Фив. Каслухим – его потомки населяли Кипр. Он также предок филистимлян. По некоторым сведениям, Каслухим и Кафторим первоначально жили в северной части Египта. (Не будем забывать, что до катастроф II тыс. до Р.Х. Сахара была скорее степью, нежели пустыней.) Кафторим – его потомки были жителями Каппадакии. Часть его потомков составляло догреческое население Крита. Заметим, что египетское влияние, особенно широко представленное на этих двух островах (Кипр и Крит), объяснимо именно происхождением части их населения от Мицраима. Поэтому тогда, когда греки установили полный контроль над Критом (сер. II тыс. до Р.Х.) влияние Египта там резко уменьшилось. Потомки Ханаана. Сидон («рыболовство») – Он основал город Сидон, жители Ливана являются его прямыми потомками, известными всем как финикийцы. Влияние их охватывало все Средиземноморье.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Но переворот привёл не к тем результатам, на которые надеялись пророческие вожди: придя к власти, Ииуй, как видно, вовсе не собирался доводить религиозную реформу до конца. Покончив с языческими святилищами (по крайней мере, на государственном уровне) ( 4Цар.10:18-28 ), он не стал переносить религиозную столицу из Бейт-Эля (Вефиля) в Иерусалим, очевидно, понимая, что это подорвёт независимость его собственного государства ( 4Цар.10:29-31 ). Преемники же Ииуя, по-видимому, свели на нет все его реформы, вернувшись к прежней религиозной политике ( 4Цар.13:1-2 ). Вся кровь, пролитая Ииуем, оказалась пролитой напрасно, к тому же немало скомпрометировав в глазах современников не только пророческое движение, но и сам яхвизм. Эта попытка установить в Северном Царстве теократическое правление оказалась первой и последней; она была предпринята около середины VIII века, и уже очень скоро Самарийское Царство прекратило своё существование под ударами ассирийской армии. Единственным хранителем яхвизма осталась Иудея. Иудея до ассирийских войн После смерти Соломона и распада возглавляемой им страны его сын и преемник Ровоам оказался правителем небольшого государства, занимавшего Иудейское нагорье и южную часть Самарии, а также некоторые области в пустыне Негев, включая оазис Беэр-Шева (Вирсавия). Это государство, просуществовавшее до начала VI века, историки называют обычно Южным Царством или Иудейским Царством, а иногда и просто Иудеей. В отличие от Северного Царства, Иудее удалось пережить ассирийские войны, по окончании которых она просуществовала ещё почти два столетия, и конец её истории положило нашествие вавилонян. Надо заметить, что Иудея как государство во всех отношениях уступала Северному Царству. Территориально она была меньше последнего почти вдвое; из двенадцати еврейских кланов в Иудее обитало лишь два. Крупных городов здесь не было, за исключением Иерусалима; население сохраняло в основном прежний, патриархальный образ жизни, занимаясь, как встарь, террасным земледелием и пастбищно-отгонным скотоводством горного типа.

http://azbyka.ru/istoriko-kulturnyj-kont...

Южнее Галилеи лежит Самария, представлявшая собой во времена Авраама сухую степь центральноазиатского типа, ныне превратившуюся в пустыню. Климат Самарии напоминал галилейский, но уже тогда был заметно суше последнего, к тому же самарийское лето было жарче галилейского (до +41+43 o ). Развитой городской цивилизации здесь не сложилось из-за недостаточной увлажнённости, и местное население занималось полукочевым скотоводством (от льшей ориентированностью на близлежащие рынки, кочевого оно отличается бо каковыми в данном случае были рынки городов Галилеи и Иорданской долины). Состояло это население преимущественно из племён семитского и, частично, арийского (точнее, переднеазиатского) происхождения. Последние в Ветхом Завете называются китим, «хетты», хотя, возможно, речь должна идти не о хеттах собственно, а о других малоазийских ариях; очевидно одно: в Палестине они, вероятнее всего, должны были появиться за несколько столетий до Авраама, когда она входила в состав Хеттской империи. Именно здесь и поселился Авраам, пополнив собой и своими соплеменниками ряды семитских племён, уже обитавших к этому времени в Самарии. Южнее Самарии находится Иудейское нагорье, территория с довольно суровым климатом (лето тёплое, но не жаркое, не выше +35 o , зима холодная, как правило, не выше +10 o ). Проникнуть на эту территорию или, тем более, поселиться на ней было достаточно сложно, так как она была заселена весьма воинственными горцами, племенами семитского происхождения, заселившими Иудейское нагорье, вероятнее всего, за несколько столетий до Авраама. Городов здесь не было, за исключением Шалема (Иерусалима), местные жители обитали в укреплённых поселениях, занимаясь террасным земледелием (преимущественно садоводством и виноградарством) и пастбищно-отгонным скотоводством горного типа. А ещё южнее начиналась безводная и безжизненная пустыня, напоминающая пустыни Синайского полуострова и незаметно в них переходящая. Жизнь возможна здесь лишь в оазисах, крупнейшим из которых является Беэр-Шева (Вирсавия), при Аврааме необитаемая, а впоследствии заселённая его потомками.

http://azbyka.ru/istoriko-kulturnyj-kont...

В то же время исследователи из Университета им. Бен-Гуриона в Негеве (Израиль) обнаружили, что младенцы, рожденные от матерей, которые прошли лечение бесплодия, подвергаются повышенному риску развития многих типов ранних раковых заболеваний и опухолей (новообразований). В марте 2017 года в американском журнале Акушерство и Гинекология были опубликованы результаты популяционного  когортного исследования детей, рожденных в период с 1991 по 2013 гг. в медицинском центре «Сорока» в городе Беэр-Шева, Израиль, с рождения до достижения 18 лет ( ncbi.nlm.nih.gov ) “В Израиле все мероприятия по лечению бесплодия, включая экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и стимуляцию суперовуляции, полностью покрываются страховкой, что позволяет гражданам всех слоев населения получить доступ к этим методам лечения”, — говорит профессор Шейнер, врач, доктор медицинских наук, заместитель декана факультета медицинских наук Университета им.Бен-Гуриона, член кафедры Акушерства и Гинекологии и врач в медицинском центре «Сорока». Из 242 187 новорожденных, участвовавших в исследовании, 237 863 (98,3%) были зачаты спонтанно (естественным путем); 2 603 (1,1%) были зачаты методом экстракорпорального оплодотворения, а 1 721 (0,7%) были зачаты после стимуляции овуляции. За весь период наблюдения сроком около 10,6 лет было диагностировано 1498 новообразований (0,6%). Самый высокий уровень заболеваемости был обнаружен среди детей, рожденных после ЭКО (1,5/1000),  несколько ниже у детей, рожденных после стимуляции овуляции (1,0/1000) и самый низкий – у  детей, зачатых естественным образом (0,59/1000). «Исследование показывает, что установлена явная взаимосвязь между ЭКО и общими показателями доброкачественных и злокачественных новообразований у детей», — говорит профессор Шейнер. — «Учитывая, что число детей, зачатых после лечения бесплодия, продолжает расти, важно следить за их здоровьем». Другие дефекты у детей, зачатых с помощью ЭКО Некоторые данные длительных наблюдений свидетельствуют о том, что ЭКО может быть связано с увеличением риска развития гипертонии, нарушением гликемии натощак, увеличением жировой массы, ускорением костного возраста, субклиническими расстройствами щитовидной железы, клинической депрессии у подростков и склонности к алкоголизму у потомства. ( ncbi.nlm.nih.gov ).

http://azbyka.ru/zdorovie/eko-deti-zdoro...

10:21–31. Семиты. Несмотря на то что Сим был старшим сыном Ноя, его родословие представлено последним, что типично для Книги Бытие, в которой родословие старших сыновей прослеживается наиболее подробно. В этом перечне перемешаны семитские и несемитские народы (по нашим этническим критериям). Например, Элам (к востоку от Тигра) и Луд (Лидия на юге Малой Азии) считаются несемитскими, но позднее с этими областями возникли тесные исторические связи. Шева, Офир и Хавила входят в Аравийский регион, тогда как Арам ведет свое происхождение из района, расположенного к востоку от Тигра и к северу от Элама, но ассоциируется с арамеями, которые господствовали в Сирии и северо-западной Месопотамии в конце 2-го тыс. до н. э. 10:25. Разделение земли. Принято считать, что это замечание относится к разделению народов после эпизода со строительством Вавилонской башни ( Быт. 11:1–9 ), но не исключена вероятность иного толкования. Например, оно может относиться к разделению древних общин на оседлых земледельцев и кочевых скотоводов, или, может быть, здесь зафиксирована миграция народов, радикально изменившая культуру древнего Ближнего Востока, о чем, в частности, свидетельствует Быт. 11:2 . 11:1–9 Вавилонская башня 11:1. Предание об общности языка. Предание о том времени, когда все человечество говорило на одном языке, сохранилось в шумерском эпосе «Эмеркар и владыка Аратты». В нем рассказывается, что когда-то на земле не было диких животных, а между людьми царило согласие: «Весь мир обращался к Энлилю на одном языке». Далее в эпосе говорится о том, что язык изменился, и в него был внесен «раздор». Никаких других параллелей рассказу о Вавилонской башне здесь не содержится, но это позволяет рассматривать смешение языков божеством как древнейшую тему. 11:2. Сеннаар. Сеннаар – одно из библейских названий равнины в бассейне Тигра и Евфрата. На протяжении долгого времени это название считали лингвистическим эквивалентом понятия «Шумер», обозначающего регион, в котором началось развитие древнейшей цивилизации. Крупнейшими городами этого региона были в древности Ур, Эреду, Урук и Ниппур.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Более значимым является вопрос о пустыне и горе Фаран. Как уже было отмечено, согласно различным библейским свидетельствам, это пустыня между Едомом и горой Синай. К тому же это место на расстоянии трехдневно­го пути от горы Синай (Хорив). Есть основание считать эту пустыню Фаран изначальным местом жительства исмаильтян, уже позднее переместившихся на Аравийский полуостров. Арабские предания свидетельствуют о том, что отпущенные (изгнанные) Авраамом Агарь и Исмаил направились, скорее всего, в сторону Египта, но, заблудившись в пустыне Вирсавии (Веэр-Шева) 900 , отправились в Аравийские пустыни. Там, на месте, где возникла позднее Мекка, и произошло событие, когда отрок Исмаил едва не погиб от жажды, а ангел Божий явился Агари и указал ей спасительный колодец с во­дой, который арабы отождествляют с колодцем (источником) Замзам. Храм Каабы и источник Замзам являются основными святынями ислама. Мусуль­манские богословы, ищущие опору в Библии, отождествляют теперь ара­вийскую пустыню, включающую в себя Мекку, с пустыней Фаран. Правда, Д. В. Щедровицкий относит изначальное наименование пустыни Фаран к пустыне на Синайском полуострове, где изначально и обитали исмаильтяне, а позже это наименование стало символизировать арабов-исмаильтян. «Ислам, символически представленный гористой пустынной страной Фаран между Палестиной и Египтом, в которой первоначально обитали потомки Исмаила 901 » 902 . Здесь Д. В. Щедро­вицкий отождествляет Фаран с исламом не географически, а символически. Отождествлять Мекку с Фараном едва ли есть основания. Что же касает­ся арабского предания, утверждающего, что избавление Агари и Измаила 903 имело место в Мекке, если его и принять, то вполне возмож­но, после этого Исмаил обитал, как кочевник, и в пустыне Фаран между Обе­тованной землей и Египтом. Так мы видим исмаильтян третьего поколения, перемещающихся из Галаада (Заиорданье) в Египет, к тому же названных купцами мадиамскими 904 . Скорее всего, эти исмаильтяне обитали в Мадиане, их не могло еще быть много (второе-третье поколение). Мадиан совпадает с пустыней Фаран и захватывает еще восточное побережье Акабского залива. В любом случае, географически, Мекка не находит­ся в пустыне Фаран времен Исмаила и его ближайших потомков.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАТАБАН [в южноарав. эпиграфике -   греч. Κατταβανα; араб.  ], одно из гос-в древнего Йемена , существовавшее в его юж. части, западнее Хадрамаута , с рубежа VIII и VII вв. до Р. Х. до посл. десятилетий II в. по Р. Х. Принятая в зап. и отечественной науке транслитерация этнотопонима основана на его передаче у Страбона , хотя встречающаяся в йеменской араб. традиции огласовка   находит частичное подтверждение в засвидетельствованной у Теофраста форме Κιτβαινα. Центр К. локализуется в совр. вади Байхан (вероятное древнее название -  ), где располагались его столица Тамна (Тимна;   ныне городище Хаджар-Кухлан) и 2-й по значению г. Зу-Гайль (   вариант написания - Зат-Гайль (  ); городище Хаджар-Бин-Хумайд). Раскопки Хаджар-Кухлана, начатые в 1950-1951 гг. экспедицией Американского фонда изучения человека и продолженные в 1999-2005 гг. Итальянской археологической миссией в Йеменской Республике, внесли существенный вклад в исследование материальной культуры и письменного наследия К. Были полностью или частично вскрыты южные ворота, крупное сооружение (48×37 м) неясного назначения (святилище или дворец?), условно называемое TT1 (Timna Temple 1), святилище богини Асират (  ), рыночная площадь, городской некрополь Хайд-Бин-Акиль. Наряду с Сабой , Хадрамаутом и Аусаном К. относится к числу древнейших территориальных царств, сложившихся на юге Аравии. Есть уникальная возможность определить с точностью до неск. десятилетий, когда К. сформировался в качестве гос-ва. Согласно пространной надписи DAI Sirwa  h 2005-50 (ок. 716 г. до Р. Х.), на территории, где образовался К., существовало неск. мелких государств во главе с царями, в т. ч. город-государство Тамна, впосл. ставший столицей К., и Радман в одноименной горной области. Но уже в надписи RESem, N 3945, повествующей о победоносных военных кампаниях сабейского царя Карибъила Ватара, сына Замаръали, чье правление датируется 80-ми гг. VII в. до Р. Х., упоминается единое Катабанское гос-во во главе с Варавъилом (  ). Незадолго до этого Аусан захватил у К. ряд земель, которые были возвращены Карибъилом катабанскому правителю, после чего К. стал союзником Сабы. Подобным же образом Карибъил склонил к союзу с Сабой и Хадрамаут. Однако отношения между К. и Хадрамаутом в тот период могли быть враждебными. Так, в надписи Arbach-Bâfaqîh al-‘Uqla 1 (VII в. до Р. Х.) сообщается, что царь Хадрамаута «раздавил Катабан». Не исключено, что разжиганию конфликта между ними способствовал их общий союзник Саба, следуя принципу divide et impere. Отсутствие К. в датируемой, по мнению ряда ученых, кон. VII - нач. VI в. до Р. Х. библейской «таблице народов» (Быт 10; ср.: 1 Пар 1), где представлены Саба (Шева) и Хадрамаут (Хацармавеф), может объясняться временным ослаблением этого гос-ва.

http://pravenc.ru/text/1681347.html

рис. 46) в Африку (страна Офир – эритрейское побережье Красного моря) привели к контактам и с царством Сава (Шева). Это государство находилось на юге Аравии, на территории нынешнего Йемена. Сава разбогатела на торговле специями, золотом и драгоценными камнями со странами Средиземноморья. В X в. царица Савская посетила Соломона (см.: 3Цар. 10, 1–13 ). В Марибе – древней столице Савы – археологи нашли остатки древней плотины и развалины храма бога Луны. В надписях, найденных здесь, использован южносемитский алфавит, а в ходе раскопок 1999 г. были обнаружены развалины величественного «царского» дворца. Масштабы предприятий Соломона стали понятны после многолетних раскопок Н. Глюка в заливе Акаба в Ецион-Гавере, что при Елафе ( 3Цар. 9, 26 ). В 1938 г. американской экспедицией производились раскопки в Телль эль-Хелейфе на берегу залива Акаба. Там был открыт древний город Елаф/Ецион-Гавер, а в нем – здание плавильни с соответствующим оборудованием. Во время второго сезона раскопок (1939) стало ясно, что город имеет четыре слоя, из которых первый датируется XI-X вв. до Р.Х., т. е. временем Давида и Соломона. Важнейшим результатом второго сезона стала расчистка мощных оборонительных стен, сложенных из камня-сырца. Были обнаружены следы производства бронзы и железа. В третьем слое (период Разделенных царств) особо интересны древнееврейские надписи X-VI вв. до Р.Х., подтвердившие использование города и в этот период. Дальнейшие раскопки привели Н. Глюка к следующим выводам. Из Ецион-Гавера шли пути к копям и плавильням Синая, большим и малым, легко опознаваемым по черным шлакам и отвалам. Крупный пункт – Хирбет-Нахаш («Медные Руины») – сохранил остатки сырья, отходов производства и продукции. Рядом с поселением проходят медьсодержащие жилы. У самого залива Акаба найдено около двадцати плавильных печей. Судя по сменяющим друг друга надписям – древнееврейским и идумейским, – Ецион-Гавер был местом постоянной борьбы между Израилем и Идумеей/Едомом. При Соломоне разработки руд металлов, видимо, достигли максимального размаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Хавила, По ясным свидетельствам классических писателей (Птолемея, Плиния, Марциала и др.) хавлотеи населяли африканский берег, пограничный с Баб-эль-Мандебским проливом. Иосиф Флавий (Иудейские Древн. 1:6, 2) отождествляет их с гетулами, жившими по оазисам Ливийской пустыни. Но столь же решительные свидетельства Библии ( Быт. 2:1, 25:18 ) побуждают искать эту землю в пределах Тигра и Евфрата. Лучшим примирением этих показаний служит то предположение, что были две страны с тем же самым названием и населением: одна – азиатская, служившая местом первобытного обитания, другая – африканская, явившаяся следствием позднейшей эмиграции. Таким образом, здесь повторяется та же история, что с землей «Куш» и со страной «Сава», когда колония и метрополия носят одно и то же имя и часто даже меняются ролями. Савта, По предположению И. Флавия, этим именем обозначался народ «астабары», населявший ту часть Ефиопии, которая теперь называется Атбарой, а в древности называлась Астабаром. По мнению же Птолемея и здесь разумеется Сабота (или Саббата), главный город Счастливой Аравии. и Савтеха. По псевдо Ионафановскому таргуму, это – одна из негритянских провинций, хорошо известная из древнеегипетских памятников, где она встречается под формой Субаток; она лежала на восточном берегу Персидского залива, в области Карамании. Раама. Сыны Раамы: Шева и Дедан Определению Раама и его сыновей всего больше помогает пророк Иезекииль, который говорит о купцах Саввы и Раммы и о торговле Дедана ( Иез. 27:18, 22, 38:13 ), которую все эти народности вели с Тиром, столицей Финикии; по этим признакам ученые полагают, что все три вышеназванные народа обитали в приморской области Аравии, славившейся своими естественными богатствами и представлявшей все удобства для развития торговли. В Священном Писании имеются и более частные указания на Саву, как главный город Счастливой Аравии ( 3Цар. 10:1 ; Иов. 1:15, 6:19 ; Пс. 71:10 ; Ис. 60:6 ; Иер. 6:20 ; Иез. 27:22 ; Иоил. 3:8 ), и на Дедан, расположенный на берегу Персидского залива ( Ис. 21:13 ; Иер. 49:8, 25:13, 27:15 ). Быть может, библейский Дедан был на том же месте, где и современный Даден. Таким образом, весь род хушов занял южную часть Аравии, восточный берег Африки и северную часть Персидского залива, причем, многие из племен этого рода значительные части всего своего состава выделяли для переселения в пределы Африки, благодаря чему и получалось по две соименных и одноименных страны: одна – в Азии, другая – в Африке. Нимрод и первая монархия

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Падение египетской державы. Разложение египетской религии Недолговечно было величие фивской державы. Усиление других племён стеснило её с востока. Финикия снова овладела морем, своим давнишним достоянием, которое было впоследствии похищено у неё Элладой и Римом. Египет начал склоняться к падению. Цари, начальники касты военной, были принуждены уступить престол жрецам, соединившим в себе власти светскую и духовную. Восшествие на престол 22-й династии и победы Шешонка, овладевшего Иерусалимом около 950 лет до P.X. (по согласному показанию писания израильского и памятников египетских), перенесение столицы на север в Танис, Саис или Себеннит, старание соединить в одном роде первосвященство и царский венец, ничто не могло воскресить силы дряхлеющего государства. Народы южные ополчились на своих победителей, и Эфиопия, некогда данница Египта, в свою очередь завоевала его. Первый из фараонов эфиопских, Сабакон и сын его Сев или Севекотер 98 , которых имена явно связаны со священным именем кушитского божества (Шеба или Шева), и внук Сабакона Тахраха 99 , союзник святого царя Эзекии против ассирийского Саннахериба, царствовали со славой. Скромность надписей, оставленных ими на памятниках, священный сан их и человеколюбие, доказанное отменой смертной казни, дают нам тёмное понятие о нравах страны, которой летописи исчезли. Это указание совершенно согласно с прозвищем праведных, не раз данным жителям Эфиопии. Вдали от враждебного столкновения с Ираном, родина Кушитов оставалась бессильной и неоплодотворённой духом, но не ожесточенной и верной кроткому началу человечества. В позднейшие века борьба с Аравией, с народами внутренней Африки и с Римом придала свирепость нравам, но не пробудила энергии. Тогда уже наступило время северного владычества и торжества иранских семей. Гиксосы-завоеватели были прокляты, Сабакон и его преемники упоминаются с похвалой. Такова сила племенного и духовного родства. Начало 26 саитской династии замечательно по имени первого фараона Стефинатис 100 . Звук этот так живо напоминает Грецию, что внимание останавливается на нём невольно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010