Кризис, в который вступило общество, состоящее из потомков Иакова и находящихся в Египте, обрисовался, как положение безвыходное, угрожающее народу скорым уничтожением. К этим же событиям надлежит тоже отнести призвание и посланничество Моисея, которого Ягве, согласно взгляду, проводимому в книге Исход, воздвигает, как пророка (4:15 ср. 7:1). Моисей должен возвестить Израилю о наступлении часа его избавления и приказать ему выйти из Египта, т.е. совершить первый и решительный шаг на пути ведущем к уготованному Израилю его Богом новому образу бытия. При этом, оба параллельных рассказа о призвании Моисея подчеркивают, при большем или меньшем количестве подробностей, факт явления Бога Моисею в Теофании с сообщением ему божественного имени Ягве ( Исх.3:13–16 ср. 6:1–2). При этом Ягве дал также Моисею обещание быть с ним и содействовать ему своею силою ( Исх.3:12 и т.д.), т.е. являть в отношении Моисея ту религиозную реальность, на которую указывает имя Божие, открытое Моисею, и которая, среди всех своих проявлений, сказывается, как непрекращающееся присутствие Ягве в своем народе и как Его верность данным Им обетованиям. Дальнейший ход рассказа отмечает неуспех миссии Моисея перед Фараоном: она приводит к противлению Богу со стороны фараона (5:2) и к ожесточению его сердца (7:3, 13 и т.д.). Кризис не разрешается миссией Моисея, а, напротив, ею обостряется. Можно ли понять, на основании Исх., почему это обострение кризиса было в путях Ягве необходимым? В. Исход, как суд Божий: Обратим, прежде, внимание на события, которые привели к разрешению кризиса. События эти выразились в ряде бедствий, обрушившихся на Египет и известных под названием казней Египетских ( Исх.7:15–11:10, 12:29–33 ). События завершились гибелью фараонова войска в Чермном море, согласно рассказу гл. 14. Об этих событиях говорится, что Ягве явил свою руку крепкую ( Исх.3:20, 6:1, 13:3 и т.д.), Исх.7:4 говорит тоже об них, как о шефатим гедолим , т.е. как о судах великих. Корень шафат , переводящийся глаголом судить, означает, более точно, восстановить право кого-нибудь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

—678— о трудностях пути по пустыне брали верх над желанием совершить этот интересный путь верхом на ослах, и тогда все решали ехать вторым путём, в экипажах. Наконец, после сомнений и колебаний, компания участников поездки в Галилею относительно способа путешествия разделилась на следующие две группы. Первый путь избрали: Преосвященный Ректор, проф. Мышцын (который, впрочем, возвратился с дороги по болезни), Новгородский миссионер о. Варсонофий и студенты: Ш-н, О-в и В-ч. Другим путём в экипажах решили ехать: о. Начальник миссии, архим. Александр, проф. Η. Ф. К-в, прот. В-в с сыном и студент Н-кий. Выезд назначен на завтра, в десять часов дня. 3-е июля. Понедельник. Литургия на Голгофе. Прощание с Патриархом. Напутственный молебен на русских постройках. Прощание с оставшимися спутниками. Последний взгляд на Иерусалим. Ел-Исавие. Шафат-Номва. Тель-ель-Фуль=Гива. Неби-Самуиль. Аната. Эль-Джиб=Гаваон. Рама. Михмас. Ель-Бире. Бетин – Вефиль. Наконец, давно ожидаемая минута близка. То, что было лишь мечтой многих из нас, должно сейчас осуществиться. Скоро мы увидим тот благословенный городок с его окрестностями, где провёл своё детство и юность Спаситель мира, приготовляясь к великому служению для искупления рода человеческого. Не в далёком будущем мы будем там, где произошло начало нашего спасения, будем стоять на том месте, где Богоматерь услышала архангельскую весть о рождении ею Мессии. Скорее бы, скорее в этот дорогой для сердца каждого христианина город Назарет! Скорее бы в эту область Галилеи, столь любимой Спасителем и располагавшей Его к Божественным речам о царстве Божием! Отъезд был назначен на время после обеда. Утром же Преосвященный вместе с прочим духовенством совершил божественную литургию в храме Воскресения Господня, на Голгофе. Богослужение, как и первое при Гробе, было почти исключительно русское и привлекло массу народа. Пели мы вместе с русскими богомолками. Евангелие —679— и Апостол были прочитаны по-гречески и по-русски. Некоторые возгласы и молитвы Преосвященный произносил по-гречески. К особенностям богослужения на Голгофе относится, между прочим, то, что оно совершается без митры, не исключая и самого Патриарха 1905 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

11 Тогда Аарон принялся умолять Моисея: «Господин мой! Прошу, не наказывай нас за грех, который мы в неразумии своем совершили. 12 Пусть же не уподобится Мариам мертворожденному, у которого при извержении из утробы матери тело наполовину истлело». 13 Моисей воззвал к Господу: «Боже, исцели ее!» 14На это так ответил Господь Моисею: «Если бы отец ее плюнул в лицо ей, разве не скрывалась бы она от стыда дней семь? Так пусть поживет она неделю вне стана, а потом ее можно будет принять». 15Вывели Мариам на семь дней за стан, и народ не снимался с места, пока она не вернулась. 16И только после того народ покинул Хацерот и направился в пустыню Паран. Двенадцать лазутчиков 13 Господь сказал Моисею: 2«Отправь людей, чтобы осмотрели они землю Ханаан а, которую даю Я сынам Израилевым. По одному человеку вы должны отправить от каждого из двенадцати колен б, по одному из их вождей». 3 И отправил Моисей, по велению Господа, из пустыни Паран глав сынов Израилевых. 4 И вот их имена: от колена Рувима – Шаммуа, сын Заккура; 5от колена Симеона – Шафат, сын Хори; 6от колена Иуды – Халев, сын Ефуннэ; 7от колена Иссахара – Игаль, сын Иосифа; 8от колена Ефрема – Осия, сын Навин; 9от колена Вениамина – Палти, сын Рафу; 10от колена Завулона – Гаддиэль, сын Соди; 11от колена Иосифа, то есть от колена Манассии, – Гадди, сын Суси; 12от колена Дана – Аммиэль, сын Гемалли; 13от колена Асира – Сетур, сын Михаэля; 14от колена Неффалима – Нахби, сын Вофси; 15от колена Гада – Геуэль, сын Махи. 16Таковы имена тех людей, которых отправил Моисей осмотреть землю. (А Осию, сына Навина, Моисей переименовал в Иисуса. ) 17Моисей поручил им осмотреть землю Ханаан и при этом сказал им: «Пройдя через Негев , поднимитесь в горы 18и осмотрите землю – какова она, и народ, живущий на ней, – силен он, слаб ли, малочислен или многочислен. 19Какова вообще земля, в которой он обитает, – хороша или плоха? Каковы города, в которых он живет, – обнесены ли они крепостными стенами или нет? 20Какова там почва – плодородна она или нет, растут ли там деревья? Будьте мужественны и принесите плодов той земли». (А это было время созревания первых плодов винограда.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Предаваясь размышлениям о переменчивости времен, мы медленно подвигаемся вперед по этой дикой каменистой пустыне. Все та же серая, печальная картина, все тот же грустный, неприглядный вид по сторонам! И только небо, голубое и мягкое, нежное и глубокое, раскинувшись бесконечным шатром над этой угрюмой пустыней, несколько ласкает наши взоры. Дорога, благодаря своему однообразию, становится несколько утомительной, и мы с нетерпением ждем первой остановки. И если бы не библейские воспоминания, навеваемые на нас историческими местами, дорога казалась бы для нас бесконечной. Путь, по которому мы совершаем наше паломничество, называется почему-то «царской» дорогой; от того ли, что она начинается от царских гробниц, от того ли, что по ней направлялись цари-завоеватели, – сказать трудно. Марко объясняет, что название свое она получила от удобства ее, сравнительно с другими дорогами, – от удобства, достойного быть дорогой даже для царей. Может быть, и так. Но каковы же должны быть другие дороги, если и эта «царская» представляет столько трудностей для путешественников? Вот, на восток от дороги, на возвышенном равностороннем, отлогом, скалистом холме, имеющем вид опрокинутой воронки, лежит маленькая деревушка. Это – бывшая Рама, родина великого пророка Самуила. Чтобы достигнуть до самой Рамы, мы должны свернуть с дороги вправо и потерять на это не менее двух часов времени, так как она отстоит от нас на расстоянии четырех верст. Мы удовлетворились только видом ее с дороги. На высоком холме, где помещается деревушка ер-Рам, видны какие-то развалины: это – остатки церкви и башни, построенных крестоносцами. Возвышенное местоположение этой арабской деревни говорит отчасти в пользу того, что это, действительно, было местопребывание Самуила, древняя Рама, так как «Саул, говорит Библия , чтобы видеть пророка, поднимался вверх в город». Нам живо приходит на мысль встреча этого будущего помазанника на царство с великим прозорливцем, которого Господь заранее предупредил о приходе к нему Саула.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Было шесть часов вечера. Мы сели на откос холма и наблюдали над происходившим в селении. У наших ног находился небольшой водоем, из которого арабы черпали мутную воду и поили ею своих коз и овец, возвращавшихся с пастбищ. Этот водоем представляет, вероятно, часть древнего большого пруда, что заметно по прилегающим к этому водоему стенкам, ограждающим большое четырехугольное пространство вокруг него. Конечно, теперь в этом большом огражденном пространстве нет воды, ибо оно заплыло нанесенной дождем землей с окрестных покатостей гор, но, в древности, это было, вероятно, нечто подобное прудам Соломоновым. Полуголые арабские мальчуганы, с растрепанными черными вьющимися волосами, с бледными загорелыми лицами, на которых, как уголья, чернеют блестящие глаза, взлезли на высокие камни около водоема, другие, более посмелее, поднялись на высокий склон холма и почти в упор смотрели на нас, сидя на корточках и подперши своими ручонками подбородки. На скалистой вершине находятся развалины одного весьма древнего здания с квадратным двором, выстланным каменными плитами. Двор ведет в усыпальницу, где виден надмогильный памятник. Среди развалин находится полуразрушенная башня, которая относится ко временам владычества Греков, и, по всей вероятности, была сторожевой. Здесь же видны развалины христианской церкви, построенной, по преданию, на месте жертвенника, сооруженного Иаковом. Может быть, тут же стояло капище, сооруженное Иеровоамом для тельца, на что указывают камни, тесанные по иудейскому образцу и вложенные, впоследствии, в кладку христианского храма. На весьма многих страницах библейской истории встречается имя Вефиль, – имя того места, на котором в настоящее время находимся мы, полные благочестивых размышлений о благости Божией, излившейся во всей полноте на род Авраама, свидетелем чего были эти Вефильские холмы. Окидывая взором окружающую нас местность, мы видим, что с запада она окружена холмами, на востоке от неё также высятся серые верхи гор, а на севере, при наступающей мгле ночи, мы видим вдали большие самородные камни странной фигуры, сероватого цвета.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Направо от дороги на высоком холме мы видим деревню Аната, которая есть библейский Анафоф, место родины пророка Иеремии, которого его родичи в этом же месте хотели умертвить за то, что он предвещал им несчастия. Иеремия, по всей вероятности, часто ходил по пустыне, по которой проезжаем теперь и мы, оплакивая пленение своих соотечественников и надеясь на лучшие блаженные дни богоизбранного народа, претерпевавшего страшные невзгоды за свои грехи, по воле Иеговы. На востоке и севере от Анафофа тянутся бугроватые меловые хребты гор, имеющие с западной стороны округленные формы. Холм, на котором помещается Аната, имеет вершину высотой в 2225 фут. над уровнем моря. Жаль, что нам нет времени подняться на вершину этого холма, в самую деревню: вид из неё на окрестности Иерусалима, говорят, восхитительный! Налево, к северо-западу от дороги, на холме, видна деревня эль-Джиб, стоящая на месте древнего Гаваона. Издали довольно трудно рассмотреть отдельные строения этой деревни. Она как бы вся помещается в каком-то огромном здании, загроможденном неопределенной формы строениями. Здесь перед древним Гаваоном, на круглой долине, находится то знаменитое поле битвы, где Иисус Навин поразил пять союзных царей, вооружившихся против Гаваона, и произнес всем известные слова: «да станет солнце прямо Гаваону, и луна прямо дебри Элон». Да, многих великих событий Гаваон и его окрестности были свидетелями! Здесь стояли лагерем войска Давида и сына Саулова, Иевусфея, которых разделял только один источник, теперь, конечно, пересохший. Здесь, в ожесточенном единоборстве, пали по 12 юношей с каждой стороны, желая похвастаться друг перед другом своей храбростью. Здесь, близ источника, Иоав, преданный Давиду, низкой хитростью умертвил своего соперника Амессая, который «лежал в крови среди дороги». Здесь же, в Гаваоне, Соломон на построенном алтаре принес во всесожжение тысячу животных, выпросив себе у Господа «сердце разумное», чтобы по справедливости судить народ Израильский. В Гаваоне же, Иеремия и его люди были освобождены от руки халдеев; здесь, Иоанн, сын Карея, с своими людьми преследовал Исмаила, убийцу Годолии, настигши его «у больших вод в Гаваоне». Кто бы мог подумать в то время, что этот некогда большой амморейский город со временем превратится в бедную деревушку, не отличающуюся от окружающих ее селений?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Но недолго нам пришлось здесь отдыхать. Прошло 1 / 2 часа, и мы должны были продолжать свой путь, чтобы до ночной мглы добраться до Вефиля, где предполагался наш первый ночлег. Солнце стало уже клониться к западу, потеряв значительную долю жгучести своих лучей. Перспектива, что через час мы доберемся до ночлега, ободряла нас, достаточно утомленных от непривычной езды на ослах. Наши животные с трудом подвигались вперед, ступая с осторожностью по каменным глыбам, делавшим наш путь чрезвычайно трудным. Редко попадались совершенно гладкие места, а большей частью приходилось, то подниматься по крутому неровному холму, то спускаться по его склону. Направо от дороги нам указали на возвышенном холме груды камней, назвав это место эль-Тель. Оказалось, что, по преданию, здесь стоял некогда древний город Гай, который был взят Иисусом Навином вскоре по завоевании Иерихона. Может быть, на месте этих развалин, видимых нами, стояло некогда народное святилище несчастных жителей Гая, избиенных Навином; может быть, тут был воздвигнут последним жертвенник в честь Иеговы, даровавшего победу над хананеями, как об этом и сохранилось древнее предание. Говорят, на этом месте была выстроена христианами церковь , о существовании которой судят по находящимся здесь развалинам. Будучи свидетелями этих невозможных Палестинских путей сообщения, окидывая взором эти неприступные скалы и холмы, там и сям пересекающие долины с дикими непроходимыми ущельями, мы удивляемся, как могли евреи, мало знакомые с этой местностью, овладеть землей обетованной, покорить города, имевшие вид неприступных крепостей. Видно, Бог хранил избранный народ Свой, Своей Всемогущей силой помогая им преодолевать врагов. Достойно удивления и то, как могли некогда передвигаться с сравнительной быстротой войска по тем неудобным дорогам, по которым с трудом передвигаются теперь караваны паломников и кочующих бедуинов с своими нагруженными различным скарбом верблюдами. Но вот, послышался какой-то странный рёв. Наши ослы ответили тем же.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

17 Еоякинни Бабилона сргин етип алып кетилген уллары: Шеалтиел, 18 Малкирам, Педая, Шенассар, Еамия, ошама м Недабия. 19 Педаяны уллары: Зеруббабел м Шимей. Зеруббабелди перзентлери: Мешуллам, Ханания м арындасы Шеломит. 20 Зеруббабелди жне бес улы бар еди: Хашуба, Оел, Берехия, Хасадия м Юшаб-Хесед. 21 Хананияны уллары: Пелатия м Ешая. Ешаядан Рефая, Рефаядан Арнан, Арнаннан Обадия, Обадиядан Шекания 22 Шеканияны улы Шемая еди. Шемаяны уллары: Хаттуш, Игал, Бариах, Неария, Шафат – барлыы болып 23 Неарияны уллары: Элйоенай, Хизкия, Азриам – барлыы болып 24 Элйоенайды уллары: Эляшиб, Пелая, Ауб, Юханан, Делая м Ананий – барлыы болып   4   Яуданы урпаы   1 Яуданы урпалары: Перес, Хесрон, Кармий, Хур м Шобал. 2 Шобалды улы Реая Яхатты кеси еди. Яхат Ахумай менен Лаадты кеси еди. Булар Сора турынларыны тийрелери еди. 3 Изреел, Ишма, Идбаш м оларды арындасы аселелпонийди кеси Этамны тийкарын салан еди. 4 Пенуел Гедорды м Эзер Хушаны тийкарын салан еди. Булар Бейтлеемни тийкарын м Эфратаны туыш улы Хурды урпалары еди. 5 Теоа аласыны тийкарын салан Ашхурды Хела м Наара деген еки аялы бар еди. 6 Наара Ашхура Ахуззам, Хефер, Темени м Ахаштарийди берди. Булар Наараны уллары еди. 7 Ашхурды Хеладан уллары: Серет, Сохар, Этнан 8 м ос. ос Ануб пенен ассобебаны кеси м арум улы Ахархел тийрелерини тп бабасы еди. 9 Ябес деген бир адам араанда абырайлыра еди. Анасы: «Оны азап шегип – деп, атын Ябес ойан еди. 10 Ябес Израилды удайына: «О, некей, Сен мени жарылап, жерлеримди кеейткениде еди! олы мени стимде болып, азап ушын, мени жаманлытан саласа еди!» – деп жалбарынды. удай оны тилегин орынлады. 11 Шуханы Келуб Мехирди кеси, Мехир Эштонны кеси еди. 12 Эштоннан Бейт-Рафа, Пасеах м Техинна Техинна Ир-Нахашты тийкарын салды. Булар бурын Рехада жасайтуын еди. 13 Кеназды уллары: Отниел м Серая. Отниелди уллары: Хатат м Меонотай. 14 Меонотай Офраны кеси еди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

19 Кейин Элиша олара: «Жолдан адасыпсыз, сизлер излеген ала бул емес. Маан ерилер, сизлерди излеген адамыызды алдына алып бараман», – деди де, оларды Самарияа баслап келди. 20 Олар Самарияа келгенде, Элиша: «О, Жаратан Ийе! Олар ушын оларды кзлерин аша гр», – деди. Жаратан Ийе оларды кзлерин ашты м олар злерини Самарияны ортасында туранын крди. 21 Израил патшасы оларды кргенде Элишаа: – Мырзам, оларды ырып таслайын ба? – деди. 22 Элиша патшаа: – Я, ырып таслама. Оларды лтиретуындай, сиз оларды з ылышыыз м з о жайыыз бенен ола алып па едииз? Олара нан м бери, ишип-жесин м з кимдарына айтсын, – деди. 23 Патша арамлылар ушын лкен зыяпат берди м ишип-жеп боланнан кейин, оларды з кимдарына айтарып жиберди. Буннан со, арамлы басыншылар Израил жерине айтып келмеди.   Самариядаы ашлы   24 Кейинирек Арам патшасы Бен-адад зини барлы скерлерин жыйнап келип, Самарияны амал ылды. 25 Олар аланы амал ылып туранда, онда атты ашлы болды. Сйтип бир ешекти геллеси сексен шекел гмиске, бир кептер ыйы бес шекел гмиске сатылды. 26 Бир кни Израил патшасы ала сти менен кетип баратыранда, бир аял: – Тасыр, жрдем бери, – деп дад салды. 27 Патша оан: – Егер Жаратан Ийе саан жрдем бермесе, мен алай жрдем бере аламан? Бийдай да, шарап та бере алмайман, – деди де, 28 соынан: – Не демекшисе? – деди. аял былай деди: – Мына аял маан: «Улыды бер, оны бгин жейик, ал меникин ерте жеймиз», – деген еди. 29 Сйтип бизлер улымды писирип жедик. Ертеине мен оан: «Улыды бер, жейик», – десем, ол улын жасырып таслады. 30 Патша аялды сзин еситкенде, кийимлерин жыртып, сти бойлап жрди. Сонда халы оны иштен аза кийимин кийип жргенин крди. 31 Патша: «Егер усы бгин Шафат улы Элишаны басы денесинен жуда ылынбаса, удай мени жазалаан стине жазаласын», – деди. 32 Элиша асааллар менен з йинде отыран еди. Патша бир адамды Элишаа жиберди. Сол адам еле Элишаа жетип келместен алдын Элиша асааллара: «Бул анхорды мени басымды ушын адам жиберип атыранын крип турсыз ба? Сол адам келгенде, апыны илип тасла, оны ишке киргизбе. Оны изинде мырзасыны да ая сеслери еситилип тур», – деди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  Гадты урпаы   11 Гад Рубен осылас Башан аймаында Салкаа дейин созылан жерлерде жасады. 12 Башан жеринде Йоел басшы еди, Шафам екинши дрежели басшы, Янай м Шафат олардан кейингилер еди. 13 Оларды аайинлери, баса жети тийрени басшылары мыналар: Михаел, Мешуллам, Шеба, Йорай, Якан, Зиа м Эбер. 14 Булар Абихайылды уллары болып, Абихайыл Хурийди, Хурий Яроахты, Яроах Гиладты, Гилад Михаелди, Михаел Ешишайды, Ешишай Яхдоны, Яхдо Бузды улы еди. 15 Гунийди алыы, Абдиелди улы Ахий усы тийрелерди басшысы еди. 16 Гадлылар Гиладта, Башанда, олара тийисли м Шаронны барлы шегараларына дейинги жерлерде жасады. 17 Буларды ммеси Яуда патшасы Йотамны м Израил патшасы Яробамны патшалы еткен шежиреге киргизилген. 18 Рубен м Гад менен Менашше ярымында урыса жарамлы ыр трт мы жети жз алпыс адам бар еди. Оларды ммеси алан м ылыш услап, о жай тартып, урыса алатуын батырлар еди. 19 Олар Ажар урпаларына, Етур, Нафиш м Нодаб арсы урыс алып барды. 20 Оларды Рубен, Гад менен Менашше ярымына жрдем берилди м удай Ажар урпалары менен оны олара тслим етти. Себеби олар урысып атырып, удайды шаыран еди. удай да оларды берди, йткени олар Оан исенген еди. 21 Олар Ажар урпаларыны малларын: мы тйе, еки жз мы ой, еки мы ешекти олжа ылып, жз мы адамды тутына алды. 22 Олара арсы удайды зи урысанлыы себепли, душпанларды кпшилиги ырылып кетти. Рубен м Гад менен Менашше ярымы сргинге дейин сол жерлерде жасады.   Менашше ярымы   23 Менашше ярымы кп санлы еди. Олар Башаннан Баал-Хермона, Сенир м Хермон дейин созылан жерлерде жасады. 24 Оларды басшылары мыналар: Эфер, Иший, Элиел, Азриел, Еремия, м Яхдиел. Булар мрт абырайлы ерлер м басшылары еди. 25 Деген менен, олар ата-бабаларыны удайына опасызлы етти. удайа ыянет етип, злерини алдында ырып жиберилген сол еллерди халыларыны бутларына табынды. 26 Сол себепли Израилды удайы Ассирия патшасы Пулды, яный Тилгат-Пилнесерди рекетке келтирди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003   004     005    006    007    008