Исх. 2:21 – «И он выдал за Моисея дочь свою Сепфору». Вместо Сепфору на полях стоит Циппору. Исх. 17:10 – » и Аарон и Ор взошли на вершину холма». Вместо имени Ор поставлено Хур. Чис. 1:5 −8 – « И вот имена мужей, которые будут с вами: от Рувима Елицур, сын Шедеура;от Симеона Шелумиил, сын Цуришаддая;от Иуды Наассон, сын Аминадава;от Иссахара Нафанаил, сын Цуара». Вместо имен Илисур, Садамил, Наасон, Нафанаил читаются Елицур, Шелумиель, Наахсон, Натаньель. Чис. 13:4 −5 – « Вот имена их: из колена Рувимова Саммуа, сын Закхуров, из колена Симеонова Сафат, сын Хориев». Вместо Саламииль, Сафат стоят имена Шахуа, Шафат. Ст. 9 – «от племене Ефремля авсис сын Навин» (из колена Ефремова Осия, сын Навин). Вместо Асис стоит Гошеа, т. е. Иисус, сын Нунов или Навин. Но довольно и сих примеров, нет нужды умножать их. Ближайшее сходство приведенных наименований, как географических, так и личных, с еврейским произношением, и употребление звуков, не существующих в греческом языке, как то: б, ц, ш ясно показывают, что имена сии вписаны в славянское Пятикнижие с еврейского. Но в рассматриваемых списках Пятикнижия не только встречаются собственные имена, написанные по еврейскому произношению, но и приводятся другие слова еврейские на полях или в тексте. Быт. 37:25 в тексте читается: « И се, путницы исмаилтяне идяху от Галаада, и велблюды их полны темьяна и смы (т. е. смолы) и вонялиц: идяху же везуще во Египет» (увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут страксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет). На полях, против слова темьяна написано нехом, против вонялиц – амбар. Нехом есть испорченное; нехом, которое стоит на этом месте в еврейском, и значит ароматический порошок, у LXX ϑυμαμα, от чего в прежнем переводе, и ныне у нас, стоит темьян или фимиам. Слово же амбар, есть общепринятое, в средние века в европейской торговле, название благовонной смолы, янтаря и т. п. На латинском – ambrum, ambar. У французов – ambre, ambra. 2 Быт 41:45 прежде читалось: «И прозва фараон имя Иосифу Псонфомоаних, и дал ему Асенефу, дщерь Петерфиину, жреца града солнечна, жене ему» (И нарек фараон Иосифу имя Цафнафпанеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Также весь стих приложим к евангельским событиям: « " Жезл силы» – спасительный Крест Христов, которым апостолы и святые проповедники покорили вселенную. «От Сиона» – послан Крест, ибо там Единородный принес Себя в жертву. «Господствуй посреди врагов Твоих» – пророчество: поставить Церкви среди городов, жертвенники – среди врагов, овец – среди зверей, агнцев – между волками» (ПсСвОт). Пс.109:5             Владыка одесную Тебя,                         Он поразит в день гнева Своего царей. «Владыка» адонай – имя Божие. «Одесную Тебя» – «Если Сын по правую руку Отца [»седи одесную Меня»; выше, ст.1], то, как говорится также, что Отец по правую руку Его? «Одесную» здесь не означает какого-либо места, но – единение Сына с Отцом и совершенное равенство» (ПсСвОт). Лица Божественной Троицы – равночестны (между Ними нет субординации). «В день гнева» – в день Суда. У Бога суд и милость – одно ( Пс.62 /61:12,13). Приближение Божье кто-то ощущает как милость и дар, кто-то – как гнев, суд, поражение. «Поразит царей» – все основы земного правления изменятся с Пришествием Мессии 546 . Пс.109:6             Он будет судить народы, наполнит [землю] трупами 547 … «Будет судить» дин – это суд милости и заступничества ( Пс.7:9 ). От суда заступничества (дин) отличается обычный суд шафат. Те, кто на обычном суде судит превратно, будут обычным судом судимы – от Бога. «Бог… среди богов судит (шафат): доколе будете судить (шафат) превратно?» ( Пс.82 /81:1,2). Все народы с Пришествием Мессии будут судимы заступнически, кроме тех, кто судил превратно в Израиле. «Он наполнит трупами» – как это совместно с судом милости и заступничества? Перед распятием Иисус сказал: «дщери Иерусалимские, не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо вот, приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!» Тогда начнут говорить горам: «падите на нас!» и холмам: «покройте нас!» Ибо если с зеленеющим (влажным) деревом это творят, то с сухим что будет?» ( Лк.23:29–31 ). Сказанное относится и к разрушению Иерусалима, и к Страшному Суду.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

3 июля. Понедельник. Литургия на Голгофе. Прощание с Патриархом. Напутственный молебен на русских постройках. Прощание с оставшимися спутниками. Последний взгляд на Иерусалим. Ел-Исавие. Шафат-Номва. Тельель-Фуль=Гива. Неби-Самуиль. Аната. Эль-Джиб=Гаваон. Рама. Михмас. Ель-Бире. Ветин – Вефиль. Наконец, давно ожидаемая минута близка. То, что было лишь мечтой многих из нас, должно сейчас осуществиться. Скоро мы увидим тот благословенный городок с его окрестностями, где провел свое детство и юность Спаситель мира, приготовляясь к великому служению для искупления рода человеческого. Не в далеком будущем мы будем там, где произошло начало нашего спасения, будем стоять на том месте, где Богоматерь услышала архангельскую весть о рождении ею Мессия. Скорее бы, скорее в этот дорогой для сердца каждого христианина город Назарет! Скорее бы в эту область Галилеи, столь любимой Спасителем и располагавшей Его к Божественным речам о царстве Божием! Отъезд был назначен на время после обеда. Утром же Преосвященный вместе с прочим духовенством совершил божественную литургию в храме Воскресения Господня, на Голгофе. Богослужение, как и первое при Гробе, было почти исключительно русское и привлекло массу народа. Пели мы вместе с русскими богомолками. Евангелие и Апостол были прочитаны по-гречески и по-русски. Некоторые возгласы и молитвы Преосвященный произносил по-гречески. К особенностям богослужения на Голгофе относится, между прочим, то, что оно совершается без митры, не исключая и самого Патриарха 97 . По окончании литургии, мы в последний раз приложились к Гробу Господню, на котором и освятили купленные на память крестики и образки. Из храма Гроба Господня отправились за принятием благословения к Патриарху. Он благословил каждого жестяной иконой, изображающей воскресение Христа, с надписью: ευλογα εκ το παναγου κα ζωοποιο τφου το Ζωτρος μν Χριβτο (икона сделана в Москве, на фабрике Жако и дозволена к печати цензором прот. Иоанн. Петропавловским. Марта 28, 1898 г.), четками, засушенными иерусалимскими цветами и своим портретом. А проф. Н. Ф. Каптерев наградил золотым крестом с частицей животворящего древа во внимание к его ученым трудам по истории греческой Церкви в ее отношении к русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

—684— взор не довольствуется этим: он хочет проникнуть в видимое издали здание с полукруглым куполом, с крестом на вершине, в этот храм Воскресения, в то место в центре этого храма, где находится св. Гроб Господа. Наше внимание также привлекает гора Елеонская, с высокой колокольней храма, напоминающая о Вознесении Господнем. За этой горой виднеются тёмные долины Иудеи и дикие холмы пустыни Иудейской. „Прощай Иерусалим, святыня Изриля, святыня христианства, святыня Ислама, – больше мы тебя никогда не увидим“, так думал почти каждый из нас, отвращая в последний раз свой взор от св. города. На пригорке, близ вершины Скопуса, лежит деревня Шафат. По преданию, Шафат лежит на месте древнего города Номвы, где во времена Саула стояла скиния, и где Давид, преследуемый Саулом, искал убежища у преданного ему священника Ахимелеха. Саул жестоко отмстил священникам за оказанное Давиду гостеприимство, разрушив до основания сам город. Рядом с Шафатом возвышается холм конической формы Тель-эль-Фуль, в 2750 футов высоты. При раскопках, на вершине этого холма была найдена искусственная каменная площадка, покоившаяся на грубых стенах, на основании чего предполагают, что этот холм в прежнее время играл роль сторожевого поста, видимого из Иерусалима. Некоторые учёные уверяют, что на этой возвышенности стоял некогда город Гива, принадлежавший к области Гивы Вениаминовой, простиравшейся далее на северо-восток к Раме. При виде этих развалин Тель-эль-Фуля, нам невольно вспоминался страшный эпизод из истории древнего города Гивы, вероломные жители которого жестоко поступили с женой одного левита, укрывшегося от ночной мглы в доме одного Гивитянина. Кому неизвестно это мрачное библейское событие, когда, пылая местью, муж умерщвлённой жителями Гивы жены, разрезал на куски тело последней, и отослал их во все пределы Израилевы, требуя отмщения? Дрожь пробегает по телу, когда мы, смотря на место древнего города Гивы, вспоминаем его прошлое... Впоследствии здесь иногда жил Саул, отдыхая под дубом и устраивая пиры, для своих товарищей по оружию

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1Пар.5:11 .  Сыновья Гада жили напротив их в земле Васанской до Салхи: 1Пар.5:12 .  в Васане Иоиль был главный, Шафан второй, потом Иаанай и Шафат. 1Пар.5:13 .  Братьев их с семействами их было семь: Михаил, Мешуллам, Шева, Иорай, Иаакан, Зия и Евер. 1Пар.5:14 .  Вот сыновья Авихаила, сына Хурия, сына Иароаха, сына Галаада, сына Михаила, сына Иешишая, сына Иахдо, сына Буза. 1Пар.5:15 .  Ахи, сын Авдиила, сына Гуниева, был главою своего рода. 1Пар.5:16 .  Они жили в Галааде, в Васане и в зависящих от него городах и во всех окрестностях Сарона, до исхода их. 1Пар.5:17 .  Все они перечислены во дни Иоафама, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, царя Израильского. Родословие Гада. Совместная жизнь колена Гадова с Рувимовым на восточно-иорданской стороне, общие войны с агарянами ( 1Пар.5:10, 19–20 ) и одинаковая судьба ( 1Пар.5:26 ) являются причиной того, что родословие Гада излагается вслед за генеалогией Рувима. 1Пар.5:11 .  Сыновья Гада жили напротив их в земле Васанской до Салхи: Колено Гадово жило в середине Галаада, составлявшего южную часть владений Ога Васанского ( Втор.3:12–13 ), севернее Рувима. Салха лежит в расстоянии 6–7 часов пути от Боцры и 30 часов пути на восток от Иордана. Об уделе колена Гада (см. Нав.13:24–28 ). 1Пар.5:12 .  в Васане Иоиль был главный, Шафан второй, потом Иаанай и Шафат. Остается совершенно непонятным, почему не перечисляются ближайшие потомки Гада ( Быт.46:16 ), и в каком отношении к ним стоят лица данного стиха. Несомненно лишь, что как они, так и нижеупоминаемые жили или в начале VII до Р. X. при Иеровоаме II, или на полстолетия позднее – при Иоафаме иудейском ( 1Пар.5:17 ). 1Пар.5:16 .  Они жили в Галааде, в Васане и в зависящих от него городах и во всех окрестностях Сарона, до исхода их. Согласно с ( Втор.3:12 ) колено Гадово жило не во всем Галааде, а только в одной половине его; другая была отдана полуколену Манассиину ( Втор.3:13 ). Что же касается Васана, то, по ( Нав.13:30 ), весь он был отдан потомкам Манассии, ввиду чего показание данного стиха наводится в противоречии с этим свидетельством. Для устранения его ссылаются обыкновенно на то, что заселение гадитами части Васана падает на более позднее время. Как пастухи, они могли занять такие места, которые оказались лишними для манасситов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5) Есть еще в стенах города: он единственный и лучший – это сад в Армянском квартале. Наконец, 6) новые европейские постройки за Яффскими воротами всегда окружаются или украшаются и зеленью травы, цветов и дерев; подобному украшению рады жители Иерусалима. Климат города Иерусалим с Елеонскою горою находится на главной возвышенности между Средиземным морем и Мертвым. От него идет скат на Запад и на Восток. Он по высоте занимает третье место. Елеон имеет 2632 фута над уровнем Средиземного моря, Шафат 2630 фут, а Иерусалим лежит на высоте 2500 фут над уровнем Средиземного моря и на 3798 фут над уровнем Мертвого моря. По такому положению его высокому, он имеет и климат горных стран, и растительность у него не такая, какая в других местах, лежащих на одинаковой с ним северной широте 32 град. Растительность скудная. Воздух редкий, свежий, снег нередко выпадает в декабре, январе и феврале и даже в марте, а бывает снег и в июне. Нередки случаи и смерти от холода. В феврале 1874 года в окрестностях Иерусалима в одну неделю нашли шесть замерзших арабов. Жар дневной бывает там особенно ощутителен в известное время от одиннадцати до трех часов дня, и на это время прекращается деятельность. Всякий старается укрыться где-нибудь в тени, ставни запираются. Из-за этого жара люди там встают рано до восхода солнца и от четырех часов утра уже за работою до 11 часов; с трех часов пополудни до семи часов пополудни тоже продолжают работать, трудиться. Впрочем, жар в Иерусалиме переносится легче, чем в Петербурге, потому что улицы делаются очень узкие, и солнечный луч не жарит их, да и окна в домах строятся в сторону от южных лучей, кроме того, горный ветерок усмиряет солнечный зной. Иерусалим расположен на четырех возвышениях, обнесен стеною и имеет шестеро ворот, которые открыты на день и охраняются стражею турецкою, а на ночь непременно запираются. Святыни Иерусалима Патриархия Неизбежным должно быть для русского богомольца с первого дня – это посещение греческой патриархии. Она находится в версте от русских построек на западной стороне храма Гроба Господня; она имеет пять церквей в своих стенах. Приходят в патриархию за благословением патриарха посетить святые места, затем к вечернему богослужению идут в церковь Константина и Елены, где бывает богослужение каждодневно. Здесь архиереи принимают участие в чтении и пении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Кризис, в который вступило общество, состоящее из потомков Иакова и находящихся в Египте, обрисовался, как положение безвыходное, угрожающее народу скорым уничтожением. К этим же событиям надлежит тоже отнести призвание и посланничество Моисея, которого Ягве, согласно взгляду, проводимому в книге Исход, воздвигает, как пророка (4:15 ср. 7:1). Моисей должен возвестить Израилю о наступлении часа его избавления и приказать ему выйти из Египта, т.е. совершить первый и решительный шаг на пути ведущем к уготованному Израилю его Богом новому образу бытия. При этом, оба параллельных рассказа о призвании Моисея подчеркивают, при большем или меньшем количестве подробностей, факт явления Бога Моисею в Теофании с сообщением ему божественного имени Ягве ( Исх.3:13–16 ср. 6:1–2). При этом Ягве дал также Моисею обещание быть с ним и содействовать ему своею силою ( Исх.3:12 и т.д.), т.е. являть в отношении Моисея ту религиозную реальность, на которую указывает имя Божие, открытое Моисею, и которая, среди всех своих проявлений, сказывается, как непрекращающееся присутствие Ягве в своем народе и как Его верность данным Им обетованиям. Дальнейший ход рассказа отмечает неуспех миссии Моисея перед Фараоном: она приводит к противлению Богу со стороны фараона (5:2) и к ожесточению его сердца (7:3, 13 и т.д.). Кризис не разрешается миссией Моисея, а, напротив, ею обостряется. Можно ли понять, на основании Исх., почему это обострение кризиса было в путях Ягве необходимым? В. Исход, как суд Божий: Обратим, прежде, внимание на события, которые привели к разрешению кризиса. События эти выразились в ряде бедствий, обрушившихся на Египет и известных под названием казней Египетских ( Исх.7:15–11:10, 12:29–33 ). События завершились гибелью фараонова войска в Чермном море, согласно рассказу гл. 14. Об этих событиях говорится, что Ягве явил свою руку крепкую ( Исх.3:20, 6:1, 13:3 и т.д.), Исх.7:4 говорит тоже об них, как о шефатим гедолим , т.е. как о судах великих. Корень шафат , переводящийся глаголом судить, означает, более точно, восстановить право кого-нибудь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Предаваясь размышлениям о переменчивости времен, мы медленно подвигаемся вперед по этой дикой каменистой пустыне. Все та же серая, печальная картина, все тот же грустный, неприглядный вид по сторонам! И только небо, голубое и мягкое, нежное и глубокое, раскинувшись бесконечным шатром над этой угрюмой пустыней, несколько ласкает наши взоры. Дорога, благодаря своему однообразию, становится несколько утомительной, и мы с нетерпением ждем первой остановки. И если бы не библейские воспоминания, навеваемые на нас историческими местами, дорога казалась бы для нас бесконечной. Путь, по которому мы совершаем наше паломничество, называется почему-то «царской» дорогой; от того ли, что она начинается от царских гробниц, от того ли, что по ней направлялись цари-завоеватели, – сказать трудно. Марко объясняет, что название свое она получила от удобства ее, сравнительно с другими дорогами, – от удобства, достойного быть дорогой даже для царей. Может быть, и так. Но каковы же должны быть другие дороги, если и эта «царская» представляет столько трудностей для путешественников? Вот, на восток от дороги, на возвышенном равностороннем, отлогом, скалистом холме, имеющем вид опрокинутой воронки, лежит маленькая деревушка. Это – бывшая Рама, родина великого пророка Самуила. Чтобы достигнуть до самой Рамы, мы должны свернуть с дороги вправо и потерять на это не менее двух часов времени, так как она отстоит от нас на расстоянии четырех верст. Мы удовлетворились только видом ее с дороги. На высоком холме, где помещается деревушка ер-Рам, видны какие-то развалины: это – остатки церкви и башни, построенных крестоносцами. Возвышенное местоположение этой арабской деревни говорит отчасти в пользу того, что это, действительно, было местопребывание Самуила, древняя Рама, так как «Саул, говорит Библия , чтобы видеть пророка, поднимался вверх в город». Нам живо приходит на мысль встреча этого будущего помазанника на царство с великим прозорливцем, которого Господь заранее предупредил о приходе к нему Саула.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Было шесть часов вечера. Мы сели на откос холма и наблюдали над происходившим в селении. У наших ног находился небольшой водоем, из которого арабы черпали мутную воду и поили ею своих коз и овец, возвращавшихся с пастбищ. Этот водоем представляет, вероятно, часть древнего большого пруда, что заметно по прилегающим к этому водоему стенкам, ограждающим большое четырехугольное пространство вокруг него. Конечно, теперь в этом большом огражденном пространстве нет воды, ибо оно заплыло нанесенной дождем землей с окрестных покатостей гор, но, в древности, это было, вероятно, нечто подобное прудам Соломоновым. Полуголые арабские мальчуганы, с растрепанными черными вьющимися волосами, с бледными загорелыми лицами, на которых, как уголья, чернеют блестящие глаза, взлезли на высокие камни около водоема, другие, более посмелее, поднялись на высокий склон холма и почти в упор смотрели на нас, сидя на корточках и подперши своими ручонками подбородки. На скалистой вершине находятся развалины одного весьма древнего здания с квадратным двором, выстланным каменными плитами. Двор ведет в усыпальницу, где виден надмогильный памятник. Среди развалин находится полуразрушенная башня, которая относится ко временам владычества Греков, и, по всей вероятности, была сторожевой. Здесь же видны развалины христианской церкви, построенной, по преданию, на месте жертвенника, сооруженного Иаковом. Может быть, тут же стояло капище, сооруженное Иеровоамом для тельца, на что указывают камни, тесанные по иудейскому образцу и вложенные, впоследствии, в кладку христианского храма. На весьма многих страницах библейской истории встречается имя Вефиль, – имя того места, на котором в настоящее время находимся мы, полные благочестивых размышлений о благости Божией, излившейся во всей полноте на род Авраама, свидетелем чего были эти Вефильские холмы. Окидывая взором окружающую нас местность, мы видим, что с запада она окружена холмами, на востоке от неё также высятся серые верхи гор, а на севере, при наступающей мгле ночи, мы видим вдали большие самородные камни странной фигуры, сероватого цвета.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Направо от дороги на высоком холме мы видим деревню Аната, которая есть библейский Анафоф, место родины пророка Иеремии, которого его родичи в этом же месте хотели умертвить за то, что он предвещал им несчастия. Иеремия, по всей вероятности, часто ходил по пустыне, по которой проезжаем теперь и мы, оплакивая пленение своих соотечественников и надеясь на лучшие блаженные дни богоизбранного народа, претерпевавшего страшные невзгоды за свои грехи, по воле Иеговы. На востоке и севере от Анафофа тянутся бугроватые меловые хребты гор, имеющие с западной стороны округленные формы. Холм, на котором помещается Аната, имеет вершину высотой в 2225 фут. над уровнем моря. Жаль, что нам нет времени подняться на вершину этого холма, в самую деревню: вид из неё на окрестности Иерусалима, говорят, восхитительный! Налево, к северо-западу от дороги, на холме, видна деревня эль-Джиб, стоящая на месте древнего Гаваона. Издали довольно трудно рассмотреть отдельные строения этой деревни. Она как бы вся помещается в каком-то огромном здании, загроможденном неопределенной формы строениями. Здесь перед древним Гаваоном, на круглой долине, находится то знаменитое поле битвы, где Иисус Навин поразил пять союзных царей, вооружившихся против Гаваона, и произнес всем известные слова: «да станет солнце прямо Гаваону, и луна прямо дебри Элон». Да, многих великих событий Гаваон и его окрестности были свидетелями! Здесь стояли лагерем войска Давида и сына Саулова, Иевусфея, которых разделял только один источник, теперь, конечно, пересохший. Здесь, в ожесточенном единоборстве, пали по 12 юношей с каждой стороны, желая похвастаться друг перед другом своей храбростью. Здесь, близ источника, Иоав, преданный Давиду, низкой хитростью умертвил своего соперника Амессая, который «лежал в крови среди дороги». Здесь же, в Гаваоне, Соломон на построенном алтаре принес во всесожжение тысячу животных, выпросив себе у Господа «сердце разумное», чтобы по справедливости судить народ Израильский. В Гаваоне же, Иеремия и его люди были освобождены от руки халдеев; здесь, Иоанн, сын Карея, с своими людьми преследовал Исмаила, убийцу Годолии, настигши его «у больших вод в Гаваоне». Кто бы мог подумать в то время, что этот некогда большой амморейский город со временем превратится в бедную деревушку, не отличающуюся от окружающих ее селений?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

  001     002    003    004    005    006    007    008