В талмуде есть такое свидетельство: «Ирод строил свой храм из мрамора белого и цветного; при этом в стене попеременно следовали выступы и уступы. Ирод хотел вдающиеся части стены покрыть золотом, но книжники сказали ему: нет, так лучше, пусть на стене будет подобие морской зыби». (Succa, 51, 2; Baba bathra, 4:1). И так что же?.. Для нас остается несомненным, что выпуски камней или, что то же, вздымающиеся средние фасы не были вызваны какою нибудь необходимостью и вовсе не утилизировались при кладке стены, но были нарочитым орнаментом стены для сообщения ей оживленного и, смотря по зданию, то грозного, то призывающего вида. При помощи боковых выпусков каждый камень, не смотря на теснейшее слияние его с окружающими камнями, выделялся однакож для зрителя не только как отдельная строительная единица, но как бы единица свободная и подвижная («Antiquitates Iudaicæ», XV, 11:3); выдающиеся фасы камней давали повод к оптическому обману, что камни не были соединены между собою прочно в одно целое, и, как выражается пророк, из своих мест подавали голос проходящим ( Авв.2:11 ). Для усиления такого впечатления, камням иногда давали фальшивые выпуски, т. е. выпуски среди камней, кроме краевых (такие выпуски есть в пролете золотых ворот, в галереи тройных ворот, в гробнице Шафат и проч.). Так поняли впечатление от выпусковых камней позднейшие средневековые их подражатели, вводившие их главным образом в военные постройки; из таких камней построены крепости древне-арабские и крестоносцев, между тем как храмы крестоносцев не имеют выпусков 202 . Если таким образом в одних случаях и на одних зрителей выпусковые камни производили грозное и суровое впечатление, то в других случаях и на других зрителей они могли производить совершенно противоположное впечатление. Фарисеям и книжникам стена храмового мола казалась сложенною из священных реликвий в виде молитвенных амулетов, так называемых филактериев, с которыми некоторые камни, особенно северо-восточного угла, удивительно сходны. Во всяком случае линии выпусков заменяли скульптурные украшения стен.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

195 Можно пожалеть, что Варрен в своих подземных расследованиях камней мола не обращает внимания на их длину, так что из его описания не видно, увеличиваются ли размеры камней по мере углубления вниз. 196 Подобный высокий ряд камней, в виде пояса, лежащий на нижних рядах невысоких камней, открыт Варреном в так называемой стене Офела, на юге от харама («The Recovery of Jerusalem», стр. 296). 197 Самая отделка камней в выступающей части стены значительно отличается от камней остальной стены, тогда как последние имеют глубокие выпуски и грубо отделанное среднее поле, камни в составе башни обделаны очень чисто в стиле камней стены Плача. 198 Перро и Шипие (Histoire de l’art. IV, pl. III), в реставрации стены храмового мола, располагают ее камни в виде этого именно узора гробницы в деревне Шафат. 199 См. об этом нашу статью: «По вопросу о раскопках 1883 года на русском месте в Иерусалиме» (Оттиск из записок Императорского Русского Археологического Общества, т. II). Стран. 10–12. Нечто подобное встречается и в верхней части стен египетской постройки (Maspero, Archéologie égyptienne, fig. 16). 200 Для аналогии здесь необходимо указать подобный вид стены в финикийских памятниках. Таков, между прочим, наиболее сохранившийся и наиболее замечательный памятник древней Финикии Бурдж-ел-Беззак (в Амрите), представляющий собою вид искусственной террасы, в которой вырубались затем гробничные ложи. Угловые камни этой платформы выдаются в виде устоев или контрфорсов, между которыми срединная часть стены вдается в массив платформы и сложена из гораздо меньших камней, чем контрфорсы. 201 Нужно заметить при этом, что другая противоположная сторона камней мола, обращенная внутрь и при самой постройке предназначавшегося именно для слияния с внутреннею насыпною землею, не имеет никаких выпусков, как это можно видеть в восточной стороне юго-восточного подземелья. 203 Часто такие шишки бывают весьма незначительны, не больше гвоздяных шапок или булавочных головок, особенно на дверях и притолоках (Zeitschrift des deutschen Palästina-Vereins, 1886, 84 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

После обеда состоялся отъезд Преосвященного и его спутников в Назарет. Уже с самого утра около нового подворья собирался народ, узнавший об отъезде Преосвященного. Ко времени же обеда собралась значительная толпа, желавшая получить благословение. По окончании краткого напутственного молебна, Преосвященный вышел и благословил народ. Было ровно час дня, когда мы оставили гостеприимное русское подворье, чтобы отправиться в Назарет. Преосвященный покуда ехал в коляске с провожавшими его: о. Начальником миссии, проф. Каптеревым и Михайловым. Все остальные путники – на ослах, кроме каваса Марко, под которым была прекрасная арабская лошадь белой масти. Два маленьких сына Н. Г. Михайлова, Сережа и Павлуша, сидя на маленьких осликах с разукрашенными седлами, также были в числе провожающих. В таком торжественном шествии наш кортеж направился к Дамасским воротам, обращая на себя внимание любопытных туземцев. Русские же богомолки, завидевшие еще издали коляску Преосвященного, останавливались, чтобы отвесить ему чуть ли не земной поклон. Они, вероятно, досадовали на то, что не могли поспеть вовремя на русские постройки проводить своего архиерея и в общей молитве, за напутственным молебном, испросить у Бога благополучного пути русскому архипастырю, доставившему так много счастливых и незабвенных минут русским паломникам своими торжественными и умиляющими душу богослужениями во св. Граде. Оглядываясь назад, мы видели, как эти простые сердцем, религиозные женщины, долго стояли еще на одном месте, зорко смотря нам вслед и набожно осеняя себя крестным знамением. Зрелище умилительное, и надолго не изгладится из нашей памяти. Мы видели, как некоторые из них подносили к своим глазам ситцевые платки, чтобы отереть навертывавшиеся слезы, всегда неразлучные при расставании с близкими сердцу людьми. Сознавая, что они опять останутся одни, вдали от родины, среди чуждых им людей, которые их не понимают и понять не могут, бедные странницы, естественно, должны были чувствовать сугубую скорбь разлуки. Здесь рельефно проявились уважение и любовь русских людей к православным русским пастырям, а, в особенности, к русскому епископу, приехавшему из родной им России.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Там, на верху холма, стоял некогда дом Самуила, куда пригласил последний Саула пообедать и отдохнуть. Спустившись же из города, у подошвы этого холма, пророк помазал Саула на царство, вылив на его голову елей из сосуда. Вспоминается и пророчество Иеремии, приведенное еванг. Матфеем по поводу избиения младенцев Иродом: глас в Раме слышан бысть плачь и рыдание и вопль: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть ( Иер. 31:15 . Мф. 2:18 ). К востоку от Рамы, в верстах четырех от неё, лежит деревушка Михмас, приютившаяся на скале. Скала эта была местом подвигов Ионафана, который, «цепляясь руками и ногами, поднимался вверх с оруженосцем своим, добивавшим Филистимлян, падавших перед храбрым сыном Сауловым». Хотя эта скала и не очень крута, но, как говорят, подъем на нее очень труден, ибо она покрыта каменистыми слоями, слой над слоем. От Михмаса начинается ущелье между скалами, которое в древности было главной дорогой с востока в нагорную часть центральной Палестины, и через которое вели в Вавилон пленных иудеев. Уже 4 часа пополудни. Хотя солнце и перестало сильно палить, мы все-таки достаточно были утомлены и требовали отдыха. В особенности, жажда стала одолевать нас. Скоро перед нами показались какие-то строения, куда Марко направил своего коня. По справкам оказалось, что это селение эль-Бире, или древний Беероф, что значит ключи или колодцы. В настоящее время оно представляет кучку разбросанных по холму жалких каменных домов; а сохранившийся прекрасный источник ключевой воды оправдывает название ее. Мы подъехали к источнику и слезли с ослов. Приятен отдых после трехчасовой поездки по пустыне в самое жаркое время дня. Залпом выпили мы по стакану холодной воды, сдобривши его небольшим количеством красного кислого вина, без которого на Востоке довольно опасно пить воду. Затем мы расположились для краткого отдыха под развесистой смоковницей. Откуда ни возьмись, явился араб с чашками кофе, которое мы и откушали, уплатив приличный бакшиш. На этом же месте, близ источника, по преданию, Святое семейство, возвращаясь из Иерусалима, заметило отсутствие своего Божественного Сына, Который в это время сидел во храме посреди учителей, «слушающий их и спрашивающий их», и принуждено было возвратиться обратно за поиском Святого Отрока.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Многие из Судей не пользовались никаким правительственным авторитетом даже в пределах своего колена, например, Самегар, Самсон. Таким образом, оказывается, что каждое из рассмотренных определений понятия шофетим до некоторой степени имеет за себя и филологические, и исторические основания, каждое заключает в себе большую или меньшую долю истины, но ни одно из них не может быть признано соответствующим историческим фактам эпохи. Между тем все возможные стороны понятия шафат и шофет этими определениями вполне исчерпываются; других значений в языке Св. Писания они не имеют. Шофетим вообще не были ни Судьями в собственном смысле этого слова, ни временными предводителями в войнах за свободу, ни постоянными правителями Израильского народа. —40— Это обстоятельство может найти себе объяснение только в том единственном предположении, что писатель книги Судей, принадлежавший к позднейшей эпохе, воспользовался известным современным ему термином шофет и перенес его на древнейший исторический период, чтобы таким образом установить некоторое однообразие в сложных и запутанных явлениях смутного времени еврейской истории, объединить под одним именем всех его разнообразных деятелей и тем отчасти облегчить себе выполнение своей исторической задачи. Взгляд на Судей, как на теократических общеизраильских деятелей, воздвигаемых Богом в преемственном порядке один за другим, как видно из 1-й и 2-й книги Царств, сложился во времена первых царей, во всяком случае не ранее эпохи Самуила и не без влияния деятельности последнего. Как увидим ниже, именно к этому времени относится написание книги. b) Состав книги Судей, вопрос об ее происхождении и авторе Книга Судей в своем настоящем виде имеет следующий состав: 1) 1-я глава и 5 стихов 2-й. Здесь содержится общее обозрение результатов борьбы Израильских колен с народами Ханаана, перечисление городов и владельцев Хананейских, которых не могло взять и победить каждое из колен Израильских, и рассказ об явлении Ангела Иеговы в Бохим с целью обличить незаконный союз Израильтян с остановившимися Хананеями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И вообще понятие шофет, в смысле верховного правителя над всем народом Израильским, или над определенной группой колен, даже над одним каким-либо коленом, не может найти себе должного применения в книге Судей. Многие из Судей не пользовались никаким правительственным авторитетом даже в пределах своего колена, напр., Самегар, Самсон. Таким образом, оказывается, что каждое из рассмотренных определений понятия шофетим до некоторой степени имеет за себя и филологические, и исторические основания, каждое заключает в себе большую или меньшую долю истины, но ни одно из них не может быть признано соответствующим историческим фактам эпохи. Между тем все возможные стороны понятия шафат и шофет этими определениями вполне исчерпываются; других значений в языке Св. Писания они не имеют. Шофетим вообще не были ни Судьями в собственном смысле этого слова, ни временными предводителями в войнах за свободу, ни постоянными правителями Израильского народа. Это обстоятельство может найти себе объяснение только в том единственном предположении, что писатель книги Судей, принадлежавший к позднейшей эпохе, воспользовался известным современным ему термином шофет и перенес его на древнейший исторический период, чтобы таким образом установить некоторое однообразие в сложных и запутанных явлениях смутного времени еврейской истории, объединить под одним именем всех его разнообразных деятелей и тем отчасти облегчить себе выполнение своей исторической задачи. Взгляд на Судей, как на теократических общеизраильских деятелей, воздвигаемых Богом в преемственном порядке один за другим, как видно из 1-й и 2-й книги Царств, сложился во времена первых царей, во всяком случае не ранее эпохи Самуила и не без влияние деятельности последнего. Как увидим ниже, именно к этому времени относится написание книги. b) Состав книги Судей, вопрос об ее происхождении и авторе Книга Судей в своем настоящем виде имеет следующий состав: 1) 1-я глава и 5 стихов 2-й. Здесь содержится общее обозрение результатов борьбы Израильских колен с народами Ханаана, перечисление городов и владельцев Хананейских, которых не могло взять и победить каждое из колен Израильских, и рассказ об явлении Ангела Иеговы в Бохим с целью обличить незаконный союз Израильтян с остановившимися Хананеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

  Патшаны хызметкерлери   25 Патшаа тийисли азналара Адиел улы ал ала тирапындаы, алалардаы, м минаралардаы азналара Уззия улы Йонатана тапсырылды.   26 Егислик жерлерди трбиялайтуын дийханлара Келуб улы Эзрий, 27 жзим баларына рамалы Шимей, жзим баларындаы шарап саланатуын орынлара шифамлы Забдий, 28 батыстаы етеклериндеги зйтн м нжир баларына гедерли Баал-Ханан, зйтн майы саланатуын орынлара Йоаш, 29 Шаронда отлайтуын маллара шаронлы Шитрай, ойпатлыларда баылатуын маллара Адлай улы Шафат, 30 тйелерге Исмайыл урпаынан Обил, ешеклерге меронотлы Ехдея, 31 майда маллара Ажар урпаынан Язиз еди.   Буларды ммеси патшаны мал-млки стинен арайтуын хызметкерлер еди. 32 кесини Йонатан мслтши болды. Ол дана мслтши м хаткер еди. Хахмон улы Ехиел патшаны улларыны трбияшысы болды. 33 Ахитофел патшаны мслтшиси, ал Арк тийресинен болан Хушай патшаны досты еди. 34 Ахитофелден кейин, оны орнын Беная улы Еояда менен Абиятар ийеледи. Йоаб патшаны ордасыны сркрдасы еди.   28   Ибадатхана ушын жобасы   1 Израилдаы барлы мелдарларды – басшыларын, патшаны хызметиндеги скерий блимлерди басшыларын, мыбасыларды, жзбасыларды, патшаа м оны улларына тийисли мликлерди м сарай хызметкерлерин, мийетли адамларды м барлы мрт Ерусалимге жыйнады. 2 патша аяа турып, олара былай деди: м халым, мени тылалар! удайды ая басатуын грсиси болан Жаратан Ийени Келисим сандыы ушын туралы орын болатуын бир Ибадатхана урмашы едим. урылыс ушын таярлы та крдим. 3 Бира удай маан: „Мени атыма арнап Ибадатхана урмайса. Себеби сен кп урысып, ан тккен адамса“, – деди. 4 Деген менен, Израилды удайы Жаратан Ийе мени урпаларымны мгиге Израилда патша ушын, кемни пткил нсили арасынан мени талады. Ол Яуданы басшы етип талады м Яуда кемни шаараын, ал кемни уллары арасынан мени талап, пткил Израилды патшасы маул тапты. 5 Жаратан Ийе маан кп уллар берип, оларды арасынан Израил стинен Жаратан Ийени патшалы тахтында ушын улым Сулайманды талады. 6 Жаратан Ийе маан былай деди: „Мени Ибадатханамды м улы Сулайман урады. йткени Мен оны зиме ул етип таладым. Мен де оан ке боламан. 7 Егер ол Мени буйры м нызамларымды зиргидей булжытпай орынлайтуын болса, оны патшалыын мгиге беккемлеймен“.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Но устремляя взор свой с прекрасного неба на землю, на развалины некогда славного Вефиля, разбросанного теперь по горе, освященной ярким отблеском луны, обнажающей во всей неприглядной наготе эту картину разрушения, невольно помышляешь о том, как опасно противиться Господу и прогневлять его своим нечестием. Гнев Божий постиг Вефиль за то, что он при Иеровоаме омрачился поклонением золотому тельцу. Исполнилось пророчество Амоса, говорившего устами Господа, что Вефиль обратится в ничто, о чем, и свидетельствует нынешнее состояние, – состояние ничтожества, почему он еще при пророках вместо «Вефиля» – дома Божия, получил название «Беф-Авен» – дом ничтожества... Но как ни приятно было любоваться чудной ночью и уноситься мыслью в даль веков, однако ночная свежесть, которая на востоке всегда следует за дневным жаром, а также и усталость принудили нас отправиться в свои палатки, чтобы уснуть до утра и подкрепить свои уставшие члены для дальнейшего путешествия. «Прощай, чудная ночь, – говорили мы, идя на покой, – мы не забудем тебя никогда». Действительно, пройдут года, забудутся все подробности нашего путешествия, но эта звездная лунная ночь в Вефиле, полная очарования, никогда не изгладится из нашей памяти. Получив благословение Преосвященного, который вместе с нами разделял восхищение чарующей ночью, мы вошли в палатку, быстро погасили свечу и фонарь, свет от которого привлекал массу вредных москитов, и, почти не раздеваясь, легли на свои койки. Отходя ко сну, мы предавались библейским воспоминаниям об Иакове, нашедшем себе ночлег в Вефиле и удостоившемся видеть лествицу. Может быть на этом месте, где стоят наши палатки, отдыхал некогда сын Исаака? Но какая разница между ним и нами! Он спал под открытым небом, мы же покоимся в прекрасном шатре; его ложем была голая земля, под нами же мягкие тюфяки; его изголовьем служил простой голый камень, мы же покоим свои головы на мягких подушках, прикрывая свое тело теплыми байковыми одеялами. Становилось как-то досадно и даже совестно за свою изнеженность.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Два часа дня. Жара во всем разгаре. Но надо спешить, чтобы до вечера достигнуть назначенного ночлега в Бетине. Поудобнее рассевшись на своих маленьких животных и, по возможности, освободив себя от лишней одежды, приготовились мы к трудному и, как нам говорили, едва выносимому, в такое жаркое время, путешествию. Преосвященный, надевший вместо рясы белый шерстяной плащ и сменив клобук на серую шляпу с широкими полями, пришпилив к краям их белый платок для защиты от солнца, быстро сел на осла, приказав немедленно двинуться в путь. Теперь вполне определившаяся наша кавалькада расположилась на пути таким образом. Впереди, в некотором отдалении от нас, ехал на прекрасной арабской лошади турецкий жандарм, с ружьем за плечами, готовый каждую минуту защищать нас от нападения кочующих бедуинов. За ним, также на лошади, чистой белой масти, ехал уже известный читателю черногорец Марко, красиво сидящий на своем арабском скакуне, гордо носящем на себе стройного всадника, издали казавшегося совершенно молодым, благодаря своему выпрямленному, как у юноши, стану. Затем – Преосвященный, восседавший на прекрасном ослике, а позади него проф. Мышцын, державший в руках карту Палестины и сосредоточенно рассматривавший ее, делая отметки в своей записной книжке. Спрашивая каваса о названии попадавшихся селений, он делал по поводу этого несколько замечаний, от времени до времени перебрасываясь с Преосвященным отрывочными фразами касательно тех или иных исторических местностей, через которые приходилось проезжать. За ними, также на осликах, ехали: Новгородский миссионер и три студента – Ш-н, С-в и В-ч, каждый с своими мыслями и своими думами. Заключали нашу кавалькаду: лакей при гостинице на Русских постройках, Нестор, в качестве буфетчика, и погонщик ослов, араб, вооруженный внушительной дубиной, которой подчас и угощал отстававших наших ослов, издавая при этом странные звуки, пугавшие этих животных и заставлявшие их прибавлять шагу. А раньше этого, еще с утра, посланы были вперед кавас Палестинского Общества и два араба с нашими вещами и палатками; в местах, предположенных для отдыха и ночлега, они должны были наперед все уготовлять.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Хр.) и в древнейшей части Дамасской мечети. Близко к ним по времени (на 100–50 лет позже) стоят гробница деревни Шафат, гробницы Царей, Судей, Иосафата и Анании. Этот род образцов доводит нас до эпохи Ирода и половины первого столетия христианской эры». Но, спрашивается, если стиль исчисленных здесь иерусалимских памятников, в том числе и золотых ворот, есть тот стиль, к которому относится и памятник Арак ел-Емир, построенный за 176 лет до Р. Хр., если, с другой стороны, золотые ворота суть нечто другое, чем храм Св. Софии в Константинополе, то зачем историю развития этого стиля вести чрез Константинополь?» «Нужно надеяться, что с дальнейшим разъяснением сохранившихся палестинских памятников будет положено точное различие действительного византийского стиля и того мнимо византийского стиля, который Соси и Вильсон называют еврейским. Тогда только можно будет сделать правильную оценку приведенных мнений о происхождении золотых ворот. Во всяком случае это ворота ветхозаветного храма: хотя они возобновлены впоследствии, но на древнем месте и по древнему образцу. В частности против того мнения, по которому золотые ворота в целом виде построены Юстинианом (Сепп), мы можем указать на то, что эти ворота не упоминаются в числе построек Юстиниана у его историка Прокопия, что Антонин из Пиаченцы (570) упоминает о существовании целой башни золотых ворот, принадлежавших храму разрушенному Титом; но нельзя думать, чтобы Антонин, бывший в Иерусалиме скоро после построек Юстиниана, мог так грубо ошибиться, приняв постройку Юстиниана за остаток древнееврейского храма. Еще раньше, около 394 года, поэт Пруденций 275 (Aurelius Prudentius Clemens, «Dittochæon», XLVI) посвящает золотым воротам следующее четверостишие: В расстоянии 100 футов на север от золотых ворот, при самой стене харама, стоит небольшое мусульманское вели, носящее название Тахт Сулейман, ложе Соломона или иначе Ляхт (Ляхет) Сулейман, гроб Соломонов. Внутри вели, недоступного не только для христиан, но и для мусульман, за исключением одного дня в праздник Байрама, стоит покрытый коврами саркофаг, называемый гробом Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001   002     003    004    005    006    007    008