«и будет истина времени (эмунат эт) Твоего – изобилие спасения, мудрости и знания, и страх Господень, он – сокровище его», человека ( Ис.33:6 ; Пс.89 /88:9). В Псалме говорится, что в целом народ Израиля («народ Мой») не обрел того «времени», которое от полноты переливается в вечную жизнь. Поэтому        главное в иудаизме – овладение этим «временем» земной жизни, овладение тем, что называется «мир сей» (см. Пс.17 /16:14). Пс.81:2             Доколе будете судить неправедно                         и лица нечестивых поднимать? «Неправедно» авел – по значению корня: отклоняясь (от правды), превратно, отвратно, отступнически, извращенно. Того же корня авла – «беззаконие», неправда ( Пс.37 /36:1). «Судить» – обычным судом (шафат). Те, кто на обычном суде судит превратно, будут тем же судом судимы – от Бога. понимание этой истины должно устрашать судей. «Поднимать (наса) лицо» – может означать высшую степень одобрения 437 . Однако применительно к судебной процедуре «поднимать лицо» (=«принимать лицо») имеет значение негативное – оказывать лицеприятие: «Бог великий, сильный и страшный, Он не приемлет (наса) лица и не берет даров» ( Втор.10:17 ). Лицеприятия не должно быть на суде; судьям сказано: «не различай (накар) лиц на суде, как малого, так и великого» ( Втор.1:17 ). Псалом говорит, что судьи неправедные не просто берут сторону преступника: они всячески одобряют и поддерживают, «поднимают лица нечестивых» – решаим. Это слово передает всякого рода испорченность (бесчинство, извращенность, виновность), включая криминал – злодейство, преступность. Так судебная процедура превращается – в «совет нечестивых», на который «ходить» не нужно ( Пс.1:1 ). Лицеприятные суды – на Бога враждуют, ибо сказано: «не бойся лица человеческого, ибо суд – [дело] Божие» ( Втор.1:17 ). «Поднимать лица нечестивых» на суде – судебно поддерживать извращенных и криминальных – есть тягчайшая форма преступления против ближнего, против народа и против Бога. Пс.81:5             Не знают и не понимают 438 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Справка : Документы действительного студента Академии Александра Яхонтова, вместе с документами его товарищей по выпуску, препровождены были Советом Академии в Учебный Комитет при Святейшем Синоде при отношении от 21 августа с. г. за 368; настоящее отношение Комитета получено в Академии 27 августа. Определили : Принять к сведению. XV I. Заявление действительного студента Академии выпуска текущего 1910 года Сергея Воинова, не обязанного службою за казенное содержание в Академии, об его желании служить по духовно-учебному ведомству. Справка : Означенное заявление действительного студента Воинова сообщено Учебному Комитету при Святейшем Синоде, с препровождением документов Воинова, отношением от 21 августа с. г. за 368. Определили : Принять к сведению. —322— XVII. а) Отзывы о кандидатском сочинении действительного студента Академии выпуска 1908–1910 г.г. Беликова Василия на тему: «Уголовный суд у древних евреев. 1) И. д. доцента Академии священника Е.А Воронцова. «Сочинение г. Беликова представляет опыт характеристики древне-еврейского суда по данным Библии и мишны. Из последней автором изучены только трактаты lanhedrin и Maccoth. Изложение порядка древне-еврейского суда предваряется у автора довольно обширною справкою о теономии в древне-еврейской жизни, причем особенно тщательно разобрано общественное устройство евреев во времена, близкие к реставрации иудейства после Вавилонского плена. Благодаря такому наклону к описанию сравнительно поздних форм еврейского быта пройдены молчанием ценные обмолвки священных писателей касательно суда в период патриархальный и подзаконный. Если таких данных вообще немного, то не следует забывать, что и малые лучи, соединенные в одном фокусе, дают ясный образ. Моисеево законодательство, определяющее дух и направление последующей теократии, разнообразно отражалось в понимании и усвоении народа, и бесспорно важно установить, как относились частные формы быта к законодательной норме, как преломлялся единый свет Божественного закона в разнообразии человеческих душ и состояний. Для уяснения подобных вопросов нельзя было подыскивать фактов, описанных подробно, нельзя было приводить целых цитат, но вполне допустимо и желательно было освещение ветхозаветной еврейской терминологии касательно судного дела. Уже одно ознакомление, более или менее детальное, с употреблением глагола «шафат» (его деривация «мишпат») могло показать автору положение суда в области древнееврейской жизни. Равным образом автор мало занимается гражданскими делами, концентрируя свое внимание на уголовном процессе. Однако такая односторонность в исследовании, мешающая автору проникать в толщу общественного быта до его глубочайших оснований, а потому являющаяся как lapsus в работе, покрывается бесспорными достоинствами сочинения в изложении суда в синедрионе, в описании организации последнего, объема подчи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Возражение критики против исторической достоверности упоминания в данном месте Амаликитян, якобы получивших свое происхождение и название от праправнука Авраама, внука Исавова, – Амалика ( Быт. 36:12 ) 461 , не может быть названо серьезным. Свящ. Писание ясно отличает Амаликитян от Идумеян, потомков Исава (1Парал. 18:11). В названии внука Исавова Амаликом можно видеть лишь случайное совпадение имен, быть может, указывающее на амаликитское происхождение его матери; аналогию этому можно видеть в названии одной горы в пределах колена Ефремова – «горой Амаликовой». ( Суд. 12:15 ). Местность, названная бытописателем источником Мишпат, также Кадесом, вероятно, в то время была значительным пунктом. По своему географическому положению она имела значение пограничной местности ( Числ. 34:4 ), и притом важной потому, что здесь находился источник воды. Название этого источника «Судным» ( " мишпат» от глагола «шафат» – судить), быть может, указывает, что здесь было место разбора международных недоразумений между Амаликитянами и Аморреями, владения которых начинались в гористой области, постепенно повышавшейся к северу от этого пункта. Вполне приемлемо и другое объяснение названия этой местности источником «Суда» или «решения», если принять во внимание ее другое название «Кадес» (святой, святилище); именно: полагают, что здесь у источника, где сходилось множество народа, было святилище оракула, изрекавшего свои решения но предлагаемым вопросам 462 . Среди пустыни оазис с источником воды, несомненно, был важным пунктом общественной жизни; и здесь могли сталкиваться интересы, как религиозного, так и общежитейского характера. В позднейшую эпоху, во время странствования евреев по пустыне, с именем Кадеса (также Кадес-Варни) связываются некоторые события ( Числ. 20 ; Втор. 1:19–20 ) из истории этого странствования. Поразив всю страну Амаликитян, Кедорлаомер направился к северо-северо-востоку и вторгся во владения Аморреев, центральным пунктом которых был город Хацацон-Фамар (впоследствии Енгеди) в ближайшем соседстве с Пентаполем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Предание утверждает, что впоследствии Мемфивосфей стал близким другом второго сына Давида — Килава и они вместе посвящали большую часть своего времени изучению Торы, став в итоге одними из самых великих ее знатоков в своем поколении. В эти первые годы своего правления в Иерусалиме Давид активно занимается созданием тех институтов, без которых невозможно нормальное функционирование государства. Как следствие, у него появляется большой двор, насчитывающий сотни слуг и чиновников, отвечающих за те или иные государственные вопросы и удовлетворяющие нужды непосредственно царского двора и армии. “Вторая книга Самуила” сообщает о структуре царского двора Давида предельно кратко, ограничиваясь упоминанием имен командующих армией, священников и летописца: “И царствовал Давид над всем Исраэлем; и вершил Давид суд и правду всему народу своему. Йоав же, сын Церуйи, был военачальником войска; и Иегошофат сын Ахилула — летописцем, а Серайя — писцом…” ( 2Цар. 8:15-16 ). Однако в “Хрониконе” мы встречаем уже куда более подробный список челяди Давида: “…А над сокровищами царскими поставлен был Азмавэт, сын Адиэйла; а над запасами в поле, в городах, в селениях и в башнях — Йеонатан, сын Уззийау; а над занимающимися полевыми работами и земледелием — Эзри, сын Келува; а над виноградниками — Шимъи, раматиянин, и над запасами вина в виноградниках — Зафди, шимьянин, а над маслинами и смоковницами, что на низменности — Баал Ханан, гедеритянин, над запасами масла — Йоаш. И над крупным скотом в долинах — Шафат, сын Адлайа. И над верблюдами — Овил, ишмеилитянин, и над ослицами — Йедеяху, мейронитянин. И над мелким скотом — Йазиз, агаритянин, все они начальники собственности, что была у царя Давида. А Йонатан, дядя Давида, — советник, человек разумный, он же писец; и Йехиэл, сын Хахмони — при сыновьях царских. Ахитофель же — советник царя, а Хушай аркиянин, приближенным другом царя. А после Ахитофеля — Йеойада, сын Бенайау, и Эвийатар и начальником войска — Иоав” ( 1Пар. 27:25-34 ). Те же хроники чуть выше сообщают, что Давид также составил из левитов хор и оркестр, состоящий из арфистов, цимбалистов и киннористов — этот музыкальный коллектив насчитывал 280 человек. Кроме того, Давид лично проконтролировал распределение обязанностей между священниками-коэнами.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

Этот жреческий город испытал на себе страшную месть подозрительного Саула. Когда Давид, смерти которого искал завистливый и недоверчивый царь, решился, по совету своего друга, сына Саула Ионафана бежать к гатскому царю Ахизу 72 , то по дороге он проходил через Ноб. На вопрос первосвященника Ахимелеха о причине его прибытия Давид отвечал, что он имеет от царя тайное поручение и что посланные с ним люди ждут его в назначенном месте. Давид просил его дать ему несколько припасов на дальнейший путь. Не подозревая настоящей причины путешествия Давида и имея в запасе лишь хлебы предложения минувшей недели, он отдал их Давиду, взяв с него слово, что он и его люди чисты. Он дал ему также меч Голиафа, хранившийся в скинии. Смотритель Сауловых стад, идумеянин Доик, донес царю, что, бывши в Нобе, он видел там Давида, которому Ахимелех дал на дорогу припасы и меч Голиафа. Раздраженный бегством Давида и подозревая в Ахимелехе сообщника его, Саул потребовал к себе первосвященника со всеми левитами. Не слушая никаких оправданий, он в ярости велел предать всех их смерти. Кровожадный Доик, кроме которого никто не хотел поднять на них руки, обезглавил восемьдесят жрецов, прибывших из Ноба ( 1Цар. 22, 18 ). Не удовольствовавшись этим, Саул велел разрушить город и умертвить всех жителей его без исключения и всех животных. Спасся только один сын Ахимелеха, Авиафар, которому удалось бежать к Давиду ( 1Цар. 22, 19–20 ). Оставив место библейского Ноба, мы через десять минут поднялись на каменную возвышенность, на которой расположена небольшая деревушка Шафат. Отсюда я в последний раз взглянул на Иерусалим, который вскоре скрылся из глаз навсегда… Стало очень жарко; лошади едва передвигали ноги по твердой и неровной почве. Самойло Абрамович вспотел и замолк. Кругом раскидываются серые, обожженные солнцем возвышенности; редко где встретится тощая маслина. В час пополудни добрались мы до эль-Бирег, арабской деревушки с семистами-восьмистами жителей, между которыми живут несколько греческих семей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Становилось страшно жарко. Особенно трудно было ехать по этой каменистой, пустынной местности, где не видно ни одного кусточка зелени, на котором мог бы отдохнуть глаз путешественника. Солнце немилосердно палило нас, дневной жар давал себя знать. Окидывая взором пространство направо и налево от дороги, а также вперяя свой взор вперед, мы замечаем множество холмиков различных высот; у подошвы последних и на вершинах их видны груды камней. Это – ничто иное, как остатки некогда больших селений, а теперь представляющих собой только жалкие руины, редко даже посещаемые путешественниками, или же небольшие деревушки с жалким по количеству населением. Имена этих селений пробуждают в нас рой библейских воспоминаний, заставляя нас углубляться мыслью в глубь времен, ко временам Спасителя, или же ранее того. Вот, направо от дороги, в двух верстах от города, кавас указал нам на спрятавшуюся в долинке между холмами деревушку, назвав ее ел-Исавия, или деревня Иисуса, где, по преданию, часто бывал Спаситель на пути в Иерусалим. С левой стороны, мы видим холм Скопус, с вершины которого в древние времена неприятель часто обозревал город, который с этого холма представлял величественную панораму, наполняя завистью сердца будущих завоевателей, решавшихся на этой горе непременно овладеть чудным городом с его великолепными зданиями, исполненными богатства и роскоши. Храм же Соломона, блестя на солнце золотистыми искрами, в своей волшебной прелести, еще более распалял хищнические инстинкты их. По преданию, на этом холме, первосвященник Иаддуй в полном блестящем облачении, окруженный священниками, левитами и старейшинами города, встретил великого завоевателя Александра, который, по завоевании Тира, решился овладеть свящ. городом и наказать непослушных жителей Иерусалима. Восхищенный этой встречей, а может быть пораженный чудным видом св. города, он изменил свое намерение разорить Иерусалим, примирившись с Иудеями в лице их главных, встретивших его, представителей, и оказал городу даже свое могущественное покровительство. На этой же голой скале Скопуса крестоносцы преклонили свои колени, увидев этот город, где произошло примирение Бога, принесена страшная жертва за грехи всего мира. Мы живо представляем себе картину, когда набожные рыцари св. Креста, позабыв о перенесенных ими в дороге трудах и лишениях, смотрели на этот чудный град, на эту колыбель христианства, с воздетыми к небу руками, благодаря Бога за достижение конца их странствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

3 июля. Понедельник. Литургия на Голгофе. Прощание с Патриархом. Напутственный молебен на русских постройках. Прощание с оставшимися спутниками. Последний взгляд на Иерусалим. Ел-Исавие. Шафат-Номва. Тельель-Фуль=Гива. Неби-Самуиль. Аната. Эль-Джиб=Гаваон. Рама. Михмас. Ель-Бире. Ветин – Вефиль. Наконец, давно ожидаемая минута близка. То, что было лишь мечтой многих из нас, должно сейчас осуществиться. Скоро мы увидим тот благословенный городок с его окрестностями, где провел свое детство и юность Спаситель мира, приготовляясь к великому служению для искупления рода человеческого. Не в далеком будущем мы будем там, где произошло начало нашего спасения, будем стоять на том месте, где Богоматерь услышала архангельскую весть о рождении ею Мессия. Скорее бы, скорее в этот дорогой для сердца каждого христианина город Назарет! Скорее бы в эту область Галилеи, столь любимой Спасителем и располагавшей Его к Божественным речам о царстве Божием! Отъезд был назначен на время после обеда. Утром же Преосвященный вместе с прочим духовенством совершил божественную литургию в храме Воскресения Господня, на Голгофе. Богослужение, как и первое при Гробе, было почти исключительно русское и привлекло массу народа. Пели мы вместе с русскими богомолками. Евангелие и Апостол были прочитаны по-гречески и по-русски. Некоторые возгласы и молитвы Преосвященный произносил по-гречески. К особенностям богослужения на Голгофе относится, между прочим, то, что оно совершается без митры, не исключая и самого Патриарха 97 . По окончании литургии, мы в последний раз приложились к Гробу Господню, на котором и освятили купленные на память крестики и образки. Из храма Гроба Господня отправились за принятием благословения к Патриарху. Он благословил каждого жестяной иконой, изображающей воскресение Христа, с надписью: ευλογα εκ το παναγου κα ζωοποιο τφου το Ζωτρος μν Χριβτο (икона сделана в Москве, на фабрике Жако и дозволена к печати цензором прот. Иоанн. Петропавловским. Марта 28, 1898 г.), четками, засушенными иерусалимскими цветами и своим портретом. А проф. Н. Ф. Каптерев наградил золотым крестом с частицей животворящего древа во внимание к его ученым трудам по истории греческой Церкви в ее отношении к русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

—684— взор не довольствуется этим: он хочет проникнуть в видимое издали здание с полукруглым куполом, с крестом на вершине, в этот храм Воскресения, в то место в центре этого храма, где находится св. Гроб Господа. Наше внимание также привлекает гора Елеонская, с высокой колокольней храма, напоминающая о Вознесении Господнем. За этой горой виднеются тёмные долины Иудеи и дикие холмы пустыни Иудейской. „Прощай Иерусалим, святыня Изриля, святыня христианства, святыня Ислама, – больше мы тебя никогда не увидим“, так думал почти каждый из нас, отвращая в последний раз свой взор от св. города. На пригорке, близ вершины Скопуса, лежит деревня Шафат. По преданию, Шафат лежит на месте древнего города Номвы, где во времена Саула стояла скиния, и где Давид, преследуемый Саулом, искал убежища у преданного ему священника Ахимелеха. Саул жестоко отмстил священникам за оказанное Давиду гостеприимство, разрушив до основания сам город. Рядом с Шафатом возвышается холм конической формы Тель-эль-Фуль, в 2750 футов высоты. При раскопках, на вершине этого холма была найдена искусственная каменная площадка, покоившаяся на грубых стенах, на основании чего предполагают, что этот холм в прежнее время играл роль сторожевого поста, видимого из Иерусалима. Некоторые учёные уверяют, что на этой возвышенности стоял некогда город Гива, принадлежавший к области Гивы Вениаминовой, простиравшейся далее на северо-восток к Раме. При виде этих развалин Тель-эль-Фуля, нам невольно вспоминался страшный эпизод из истории древнего города Гивы, вероломные жители которого жестоко поступили с женой одного левита, укрывшегося от ночной мглы в доме одного Гивитянина. Кому неизвестно это мрачное библейское событие, когда, пылая местью, муж умерщвлённой жителями Гивы жены, разрезал на куски тело последней, и отослал их во все пределы Израилевы, требуя отмщения? Дрожь пробегает по телу, когда мы, смотря на место древнего города Гивы, вспоминаем его прошлое... Впоследствии здесь иногда жил Саул, отдыхая под дубом и устраивая пиры, для своих товарищей по оружию

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5) Есть еще в стенах города: он единственный и лучший – это сад в Армянском квартале. Наконец, 6) новые европейские постройки за Яффскими воротами всегда окружаются или украшаются и зеленью травы, цветов и дерев; подобному украшению рады жители Иерусалима. Климат города Иерусалим с Елеонскою горою находится на главной возвышенности между Средиземным морем и Мертвым. От него идет скат на Запад и на Восток. Он по высоте занимает третье место. Елеон имеет 2632 фута над уровнем Средиземного моря, Шафат 2630 фут, а Иерусалим лежит на высоте 2500 фут над уровнем Средиземного моря и на 3798 фут над уровнем Мертвого моря. По такому положению его высокому, он имеет и климат горных стран, и растительность у него не такая, какая в других местах, лежащих на одинаковой с ним северной широте 32 град. Растительность скудная. Воздух редкий, свежий, снег нередко выпадает в декабре, январе и феврале и даже в марте, а бывает снег и в июне. Нередки случаи и смерти от холода. В феврале 1874 года в окрестностях Иерусалима в одну неделю нашли шесть замерзших арабов. Жар дневной бывает там особенно ощутителен в известное время от одиннадцати до трех часов дня, и на это время прекращается деятельность. Всякий старается укрыться где-нибудь в тени, ставни запираются. Из-за этого жара люди там встают рано до восхода солнца и от четырех часов утра уже за работою до 11 часов; с трех часов пополудни до семи часов пополудни тоже продолжают работать, трудиться. Впрочем, жар в Иерусалиме переносится легче, чем в Петербурге, потому что улицы делаются очень узкие, и солнечный луч не жарит их, да и окна в домах строятся в сторону от южных лучей, кроме того, горный ветерок усмиряет солнечный зной. Иерусалим расположен на четырех возвышениях, обнесен стеною и имеет шестеро ворот, которые открыты на день и охраняются стражею турецкою, а на ночь непременно запираются. Святыни Иерусалима Патриархия Неизбежным должно быть для русского богомольца с первого дня – это посещение греческой патриархии. Она находится в версте от русских построек на западной стороне храма Гроба Господня; она имеет пять церквей в своих стенах. Приходят в патриархию за благословением патриарха посетить святые места, затем к вечернему богослужению идут в церковь Константина и Елены, где бывает богослужение каждодневно. Здесь архиереи принимают участие в чтении и пении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Последний взгляд на Иерусалим. Ел-Исавие. Шафат-Номва. Тельель-Фуль=Гива. Неби-Самуиль. Аната. Эль-Джиб=Гаваон. Рама. Михмас. Ель-Бире. Ветин – Вефиль. 4 июля. Вторник. Айн–Хараиийе (ущелье разбойников). Сенджиль. Сей-лун, древний Силом. Левна-Люббан. Эль–Мухна. Дубрава Море. Гевал и Гаризин. Колодезь патр. Иакова. Самаринский раввин. 5 июля. Среда. Наблус – Сихем. Самария – Севастия. Храм Иоанна Крестителя. Развалины Севастии. Джеба. Арабки у источника. Дженин, библейский ен-Ганним. 6 июля. Четверг. Эздрелонская равнина. Библейские и последующие исторические события на ней. Прибытие в Назарет. В церкви Благовещения. У митр. Фотия. «Фантази» – свадебные предпразднества у арабов. 7 июля. Пятница. Католические святыни Назарета. Замечание о них. Посещение русских школ. Отъезд на Фавор. Греческий монастырь Преображения. Древности Фавора, по рассказам францисканца Варнавы. Вечер в православном монастыре. 8 июля. Суббота. В Тивериаду. Утро. Вид с Фавора. «Даттин» – гора Блаженств. «Гора пяти хлебов». Современная Тивериада. В греческой обители. Генисаретское озеро. Вид на окрестности. Прогулка по озеру. Горячие источники. Прощание с Тивериадой. Обратно в Назарет по новому пути. Кана Галилейская. Молебен в храме. Брачные сосуды. В гостях у арабского священника. Сепфурие. Позднее возвращение в Назарет. 9 июля. Воскресенье. Архиерейское служение в храме Благовещения. Венчание, совершенное митрополитом. Бытовые особенности. 10 июля. Понедельник. Прощание е Митр. Фотием. На горе Низвержения. Плотничная мастерская Иосифа Обручннка. Приготовление к отъезду из Назарета.   Летом 1900 года, пользуясь каникулярным временем, преосвященный Арсений, Ректор нашей академии, в сопровождении нескольких профессоров и студентов ее, совершил путешествие на Восток – в Палестину и на Афон. Инициатором и организатором этого путешествия был сам преосвященный Ректор, уже ранее, еще студентом Киевской академии, побывавший на Афоне два раза (в 1883 и в 1884 годах и издавший «Дневник студента-паломника на Афоне».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002   003     004    005    006    007    008