Как правило, люди воспринимают Библию как отдельную красиво изданную книгу. Те, кто заглядывал под ее обложку, подтвердят, что Библия – это целый сборник книг. Ветхозаветных и новозаветных. Те, кто читал эти книги, скажут кое-что в дополнение: «Отдельные книги Библии в свою очередь тоже представляют собой – сборники». Допустим, Псалтырь – это сборник псалмов. Причем боговдохновенные авторы у псалмов разные: царь Давид, его сын Соломон и другие. А сборник в целом могут называть по имени главного автора: Псалтирь царя Давида, Притчи Соломоновы…      То же самое надо сказать и про книгу пророка Исаии . Эта книга Ветхого Завета представляет собой целый сборник. Некоторые библеисты утверждают, что и авторы у сборника разные. Начиная от самого святого пророка Исаии и «второ-Исаии» и далее через века. Библеисты говорят даже о целой «школе пророка Исаии», после которой в Ветхом Завете осталась книга. Такая вот непростая судьба у этой влиятельной книги. Я не буду вдаваться в современные библиологические теории, не сейчас. Просто подчеркну дважды: книга пророка Исаии – сборник великого множества пророчеств, произнесенных в разное время. Читаем мы в церкви пророчества этой книги Великим постом, на часах. Начало книги по своему звучанию отчетливо постное, покаянное. Господь через пророка обличает людей. Он сравнивает Свой народ с Содомом – ни больше ни меньше: «Израиль не знает (Меня)… народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах… поля ваши в ваших глазах съедают чужие… Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом» (Ис. 1: 1–9). Бог наказывает и наказывает людей за грехи, но они не понимают суть происходящего, не хотят понять. Они считают, что у них все с духовностью в порядке, ведь положенные обряды-то соблюдаются. Пророк открывает людям волю Божию. Господь продолжает Свое обличительное слово к народу: «Я пресыщен всесожжениями овнов… суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя» (Ис. 1: 11–14). В славянском варианте последний стих чуть иной, опять-таки постовой. Отложим в сторону синодальный перевод и заглянем в славянский: «Поста (νηστεαν) и праздности, и новомесячий ваших и праздников ваших ненавидит душа Моя». Бог и пост ненавидит? Неужели Бог навсегда отвернулся от Своих людей? Нет, тогда бы Он вообще не говорил с людьми.

http://pravoslavie.ru/69970.html

Таблицы могут быть разными: математическими, хронологическими, астрономическими, в древности все эти таблицы с любовью составлялись, потому что от них многое зависело. Александрийские филологи II в. до Р.Х. назвали канонами составленные ими списки образцовых греческих писателей (Александрия II века – это греческое государство, после Александра Македонского государство Птолемеев с высокой культурой. Таким образом в употреблении этого слова у александрийцев сошлись два элемента значения, с одной стороны – сборник, формальный перечень, и с другой стороны – включенная в этот сборник содержательная мера, в этот сборник включаются только образцовые сочинения. Появляется новое значение – сборник. Оба эти значения реализуются и при отнесении термина «канон» к Новому Завету. Итак, это сборник Священных Писаний христианской Церкви, с другой стороны, эти Писания подбираются по содержательному принципу. И этот содержательный принцип, исходя из которого они выделены в этот список, тоже входит в понятие канона, потому что наши канонические Евангелия были выбраны Церковью, исходя из критерия. В текстах, вошедших в Новый Завет, у ап. Павла слово канон употребляется в значении правило, критерий оценки. Например, в смысле «правило» оно встречается в ( Гал. 6:16 ), «Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию». Какое правило? «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» . Здесь у ап. Павла употребляется слово канон. А как критерий оценки это слово употребляется у ап. Павла в ( 2Кор. 10:13 ): «А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас». Далее: «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш …проповедывать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе» ( 2Кор. 10:15-16 ). Итак, в церковном употреблении канон в значении «словесная формулировка нормы» входит в термины «правило истины», «правило веры» ( canwnthz alhueiaz; kanwn thzpidtewz – по-гречески).

http://azbyka.ru/novyj-zavet-vvodnaya-ch...

50 псалом входит во 2й сборник псалмов (псалмы 41–71); этот сборник завершается редакторской фразой «Кончились молитвы Давида сына Иесеева» ( Пс. 71:20 ). Традиционно большая часть псалмов на основании этого замечания и других косвенных данных приписывается святому царю Давиду. Псалом 50 написан при особых обстоятельствах: как явствует из надписания, Давид составил его «когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии» ( Пс. 50:2 ). Это отсылает нас к известному событию из 2 Царств 11 глава, когда Давид сначала вступил в прелюбодейную связь с Вирсавией, женой своего военачальника Урии, затем, после безуспешных попыток свести Урию с Вирсавией вынужден был ради сохранения своего престижа и жизни самой Вирсавии отправить Урию на верную гибель. Как сказано в Великом каноне, Давид совершил двойной грех: «стрелою убо устрелен быв прелюбодейства, копием же пленен быв убийства томлением» (Великий канон, 7я песнь, 4й тропарь). После, обличаемый пророком Нафаном, наипаче же своей совестью, Давид составил эталон покаянной молитвы – 50 псалом. С точки зрения внешнего оформления, 50 псалом представляет нам многочисленные примеры библейского параллелизма: каждый стих псалма состоит из двух синонимичных выражений. В качестве примера можно привести уже начальный стих: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои». Далее рассмотрим наиболее известные стихи этого псалма. Ст. 4. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня . Речь идет не о ритуальном омовении от телесной скверны, а о духовном очищении. Давид осознает свою греховность, которая не может быть заглажена одноразовым покаянием; грех столь тяжел, что всегда будет напоминать о себе, покаяние необходимо в течение всей жизни. Ст. 7. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Этот стих можно понимать двояко: или сами супружеские отношения считаются греховными, или же любой человек грешен не только с момента рождения, но даже с момента зачатия. Второе понимание очевидно предпочтительнее, оно связано с догматическим учением о первородном грехе как наследственной «удобопреклонности ко греху», которую человек наследует от родителей и с которой он рождается на свет.

http://azbyka.ru/molitvoslov/psalom-50.h...

А сю есмя свою грамоту запечатали своею болшею печатью, извещая тобе, каково намъ Богъ поручилъ государство. Писана в царъствия нашого дворе града Москвы лета сем тисечъ осмъдесятъ девятого июня въ двадцать девятый ден, индикта девятого, государъствия нашого сорокъ шостого, а царствъ наших: Росейскаго тридцать четвертого, Казанского двадцать осмого, Астороханского двадцать семого. Послание Александру Полубенскому Подготовка текста Ю. Д. Рыкова, перевод и комментарии Я. С. Лурье Послание Грозного Полубенскому было впервые опубликовано в 1951 г. в издании «Послания Ивана Грозного» (сер. «Литературные памятники») по копии XIX в., снятой со списка XVII в. по указанию известного археографа A. Н. Попова , так как оригинал тогда считался утраченным. Уже после выхода в свет этого издания список XVII в., с которого была сделана копия для А. Н. Попова , был обнаружен (А. А. Зиминым и О. П. Лобачковой), и в настоящем издании Послание Полубенскому (как и Второе послание Ивана Грозного Курбскому) печатается по этому списку. Послание Полубенскому принадлежит к числу посланий, отправленных Иваном Грозным своим противникам во время летне-осеннего похода 1577 г. в Ливонию, когда им было завоевано почти все побережье Западной Двины до Риги. Можно предполагать, что Послание Полубенскому, как и Второе послание Курбскому и ряд других, входили в особый сборник, составленный с определенной политической целью – восславить успехи царя (успехи эти оказались временными, из-за чего данный сборник и не получил широкого распространения). Послание Полубенскому печатается по списку 80-х гг. XVII в. – РГБ, ф. 304 (Троицкое II собр.), 17, лл. 221–235. ТАКАЯ ГРАМОТА ПОСЛАНА ОТ ГОСУДАРЯ ИЗ ПСКОВА С КНЯЗЕМ ТИМОФЕЕМ РОМАНОВИЧЕМ ТРУБЕЦКИМ ВО ВЛАДИМИР К КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ ПОЛУБЕНСКОМУ Трехсолнечного Божества благоволением, и благословением, и волею – как говорит избранный Божий сосуд апостол Павел: «Мы знаем, что в мире не один идол, но нет другого Бога кроме единого, ибо хотя и есть так называемые боги или на небе, или на земле, но у нас один Бог-Отец, из которого все, и мы для него, и один Господь Иисус Христос , которым все, и мы им, и один Дух Святой, в нем все, и мы в нем».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В главе XXIV с ст. 23 по ст. 34 мы видим весьма краткий манускрипт, начинающийся словами: «Сказано также мудрыми»; затем идет ряд поучений о суде, о свидетельстве пред судом; о труде и вреде лени 686 . Что это особый отдел – очевидно из того, что следующая глава начинается словами: XXV, 1. «И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского». Этот новый сборник, составленный при царе Езекии, обнимает собою главы с XXV по XXIX включительно. Заглавие, которое мы выписали, весьма знаменательно: оно прямо указывает, что все предыдущие части книги Притчей считались несомненно принадлежащими царю Соломону во времена Езекии, и что «мужи Езекиии царя» только дополнили существовавший уже сборник мыслей и речей Соломона новым сборником, составленным после тщательного исследования материалов, дошедших до них в виде ли рукописей, или записей со слов старцев, или речей, дошедших до них устной передачей от отцов. Весь этот отдел, начиная с главы XXV и до главы XXIX включительно опять напоминает собою те краткие изречения, которые собраны в главах X, 1 -XXII, 16, и которые носят на себе печать высокой древности, составляя ядро книги Притчей, около которого, по-видимому, сгруппировались все остальные части книги. Как в этом древнейшем отделе, так и в этом подобном ему, мысль постоянно излагается в одном стихе 687 , заключаясь обыкновенно в сопоставлении двух параллельных мыслей например: А) в древнейшем отделе: «Сын мудрый радует отца, а Сын глупый огорчение для его матери» (X, 1). «Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет» (X, 3). «Уста праведника источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие» (X, 11). «Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся» (X, 27). «Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти» (XI, 4). Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается» (XI, 11). «Плод праведника – древо жизни, и мудрый привлекает души» (XI, 30). «Добродетельная жена венец для мужа своего, а позорная как гниль в костях его» (XII, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Илл. 36. Пророк Аввакум. Икона пророческого ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Ок. 1502 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Илл. 37. Пророк Аввакум. Икона пророческого ряда. Начало XVI в. Новгород. Илл. 38. Пророк Аввакум. Из пророческого ряда иконостаса церк. Арх. Гавриила Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1534 г. Кирилло-Белозерский       историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Илл. 39. Пророк Аввакум. Икона пророческого ряда церкви св. апп. Петра и Павла в Кожевниках. Новгород. 1, 2, 3. История пророков Аввакума и Даниила ( Дан. 14 ). Сборник Чудова монастыря, XVI век. Он же Егоровский сборник. РГБ ф. 98 N 1844. Л. 14,15,16. Москва. 4. Пророк Аввакум несет обед жнецам. Иллюминированная Библия. XV в. Национальная библиотека Нидерландов. КВ, 76 Е 7 fol. 178vb. Гаага. 5. Даниил во рву львином. Аввакум и Ангел. Утрехтская Библия. 1467 г. Национальная библиотека Нидерландов. КВ, 78 D 39 fol. 268v. Гаага. 6. Ангел Господень и Аввакум. Книга Пророков с толкованием. 1888 г. РГБ. Ф. 242, 187, л. 613. Москва. 7. Даниил во рву львином. Молитва пророка Аввакума. Книга Пророков с толкованием. 1888 г. РГБ. Ф. 242, 187, л. 613об. Москва. (Данная миниатюра является иллюстрацией к молитве пророка Аввакума: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозаху и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – ной тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» 1007 ). 8. Пророк Аввакум «слушающий». Миниатюра из Книги пророков. 1489 г. РГБ. Ф. 173/I. 20. Л. 9. Пророк Аввакум и Ангел Мниатюра из грузинского Псалтири. XII в. Н-1665. Грузия. 10. Пророк Аввакум «слушающий». Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью. 1330–40-е гг. ГИМ. греч. 407 л. 502об. Москва. (Настоягцая иконография иллюстрирует слова молитвы пророка Аввакума: «Господи!услышал я слух Твой и убоялся. Господи! Соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости» 1008 . По толкованию святых Отцов в этих словах присутствует мессианское пророчество об уничижении Иисуса Христа в рождестве, искуплении мира от греха, о смерти и воскресение Христа, о Его Втором и славном пришествии).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Как солнце на земле, так любовь Божия в душе человека будит семена добра, посеянные Откровением, Словом Божиим. И потому плод этого святого семени есть чистая любовь во-первых к Возлюбленному Господу благодетелю, во-вторых – к брату своему. В любви чистой, духовной, святой, христианской – высшее счастье, высшее совершенство, как указал сам Господь и Его Апостолы 679 . Глава XIII. Книга Притчей Соломоновых Пред нами книга, как бы составляющая экстракт мудрости народа Израильского, выразившейся в кратких изречениях. Книга начинается с 7-го стиха первой главы; первые шесть стихов составляют надписание и вступление к этому сборнику поучений. «1. Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, (2) чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; (3) усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; (4) простым дать смышленность, юноше – знания и рассудительность: (5) послушает мудрый и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; (6) чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их». Сборник притч начинается с стиха 7-го словами глубокого значения: «Начало мудрости страх Господень». Евреи всегда приписывали книгу Притчей Соломону, кроме двух последних глав, которые надписаны: «слова Агура, сына Иакеева»; и «слова Лемуила царя» (главы XXX и XXXI). К этому надобно однако прибавить, что и имя Лемуила многие считают именем царя Соломона. Из главы XXV, – начинающейся словами: «и это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского», – мы видим, что первые двадцать девять глав в убеждении Евреев несомненно принадлежали Соломону. Кроме того мы убеждаемся еще в том, что Книга Притчей, – в том виде, в каком она дошла до нас, – не восходит ко времени Соломона, а что она собрана после него и составлена из его речений, или рукописей царских писцов его времени. Несомненно, что многие из его речений жили в памяти народа лишь устно; а многие совершенно для нас потеряны. В 3-й книге Царств IV, 32 сказано, что Соломон «изрек три тысячи притчей и песней его было тысяча и пять». Кроме того мы знаем, что для нас погибли все его заметки о растениях, птицах и животных. Можно даже сомневаться, дошла ли до времени царя Езекия какая-нибудь рукопись времен Соломона, по крайней мере его притч, потому что выражение главы XXV, 1. «И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского» – по-видимому указывает, что первые двадцать четыре главы также собирались разными мужами, а не выписаны из какой-нибудь древней рукописи. Очевидно, что перед нами не все притчи, изреченные Соломоном, но только те, которые памятовались народом, или которые были записаны на память после Соломона, или списаны отрывочно из древнейших рукописей. Нынешняя книга Притчей есть поэтому сборник, составленный не одновременно, а постепенно, и во всяком случае в два или три раза, если не более.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Кроме того, и там мы редко сталкивались с обдуманным, черным предательством. Мы сами могли бы быть такими же, как они, но Бог сохранил нас от этого, вот и все. Иисус же был воплощением святости, а Иуда… Иуда был Иуда. Когда же научимся мы любить? Когда же мы будем милосердны милосердием смиряющимся, всё выносящим и уповающим? Когда же мы, существующие лишь по милости Божией, запечатлеем в своей памяти, что Господь, Которому мы служим, умывал ноги Иуде? Иисус, окончив омовение ног и обратившись к Своим ученикам, сказал им: «Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите, ибо Я точно то». Кто не чувствует Божественной власти и силы, звучащей в этих словах, кто не видит на них печати невыразимого никаким красноречием величия, тот никогда не поймет ни что такое красота, ни что такое величие! «Вы называете Меня Учителем и Господом… Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». Протекли года, изменились обычаи; но поучительный пример стоит пред нашими глазами, указывая нам, что истинное величие достигается сердобольным унижением… Смирение… Как легко произнести и как трудно выполнить это слово, как трудно пренебречь суетной славой, честолюбивыми мечтами, всем, что велико в глазах людей, но мало и скудно пред Господом, и избрать себе иной удел, может быть, даже удел отречения и жертвы! Какие усилия, какая победа и как все это противоречит нашим обыденным рассудочным умствованиям! Да, наше воображение может на минуту стремиться к этому идеалу, но осуществить его, но пойти по этому пути и видеть в нем свое назначение и блаженство, – это чудо, недоступное для человеческой силы, и свершить его может только Бог . Господи, сверши же его! Боже Всемогущий, осуществи этот идеал в сердцах наших и просвети помраченные гордостью очи наши чистым и Божественным сиянием смиренного милосердия! Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.]/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006./Том 2. – 832 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

«Наставление, которое преподала ему мать его: что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих? Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей» (Притч. 31,1-3). Составление книги целиком — наверняка дело не рук Соломона, а гораздо более позднего времени. Знаменитый Езекия приложил здесь свою руку. Возможно, что окончательным составителем был Ездра. Центральный момент притч — это страх Господень, научение страху Господню (притчи 1,7,9,10 и др.). «Начало премудрости — страх Господень». Всякая мудрость, не подчиненная страху Господню, ведет человека мимо его цели и очень часто к погибели. Много мудрых и много разумных, но если нет страха Божия в сердце, то все перипетии жизни кончаются печально. Истинная мудрость человека ведет его к Богу и отторгает от зла. «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла» (Притч.3,7). Цель книги ясно выведена во вступлении к ней: «познать мудрость и наставление, усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Притч. 1,2—4) Книга разделяется на несколько частей. Первый — это сборник притч Соломона (с 1 по 9 главу), стремление к мудрости. Второй — второй сборник притч Соломона (с 10 по 22 главы), практическая мораль, которая приходит отсюда. Например: «мудрый слушает наставления отца, а буйный слушает обличения», «кто пренебрегает словом, тот причиняет себе вред, а кто боится заповеди, тому воздается», «мудрая жена устроит дом свой, а глупая — разрушит его своими руками». Третий раздел — слова мудрых, различные притчи. Это самые различные аспекты жизни (с главы 22 по 24). Четвертый раздел это тоже притчи Соломона, связанные с темой : нравственность и общее благосостояние (глава 25-29). Основной мыслью этой части является: «соблюдающий закон будет блажен». Пятый раздел — это притчи царя Агура и царя Лемуила — «признание и семейное счастье». Ключевое слово — «мудрость». Слово «мудрость» употребляется особо, так в 8-й притче и толкованием св. отцов указывается на явление Христа в мир как высшую премудрость и истину. Для сравнения откроем Евангелие от Иоанна и Притчу 8. Слово «мудрость» ассоциируется со словом «Христос».

http://sedmitza.ru/lib/text/432150/

«Наставление, которое преподала ему мать его: что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих? Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей» ( Притч. 31:1–3 ). Составление книги целиком – наверняка дело не рук Соломона, а гораздо более позднего времени. Знаменитый Езекия приложил здесь свою руку. Возможно, что окончательным составителем был Ездра. Центральный момент притч – это страх Господень, научение страху Господню (притчи 1,7,9,10 и др.). «Начало премудрости – страх Господень». Всякая мудрость, не подчиненная страху Господню, ведет человека мимо его цели и очень часто к погибели. Много мудрых и много разумных, но если нет страха Божия в сердце, то все перипетии жизни кончаются печально. Истинная мудрость человека ведет его к Богу и отторгает от зла. «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла» ( Притч. 3:7 ). Цель книги ясно выведена во вступлении к ней: «познать мудрость и наставление, усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» ( Притч. 1,2–4 ) Книга разделяется на несколько частей. Первый – это сборник притч Соломона (с 1 по 9 главу), стремление к мудрости. Второй – второй сборник притч Соломона (с 10 по 22 главы), практическая мораль, которая приходит отсюда. Например: «мудрый слушает наставления отца, а буйный слушает обличения», «кто пренебрегает словом, тот причиняет себе вред, а кто боится заповеди, тому воздается», «мудрая жена устроит дом свой, а глупая – разрушит его своими руками». Третий раздел – слова мудрых, различные притчи. Это самые различные аспекты жизни (с главы 22 по 24). Четвертый раздел это тоже притчи Соломона, связанные с темой: нравственность и общее благосостояние (глава 25–29). Основной мыслью этой части является: «соблюдающий закон будет блажен». Пятый раздел – это притчи царя Агура и царя Лемуила – «признание и семейное счастье». Ключевое слово – «мудрость». Слово «мудрость» употребляется особо, так в 8-й притче и толкованием св. отцов указывается на явление Христа в мир как высшую премудрость и истину. Для сравнения откроем Евангелие от Иоанна и Притчу 8. Слово «мудрость» ассоциируется со словом «Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010