Часа через два после катастрофы для оказания квалифицированной медицинской помощи на место происшествия начали прибывать харьковские врачи. Практически все пострадавшие были размещены для лечения в университетских клиниках. Об этом подробно повествует изданная позже брошюра заведующего кафедрой оперативной хирургии Харьковского Императорского университета, профессора Грубе. Его сослуживцем по кафедре был губернский врачебный инспектор Севастьянович. Личность действительного статского советника Михаила Михайловича Стефановича-Севастьяновича и его участие в этом событии интересны тем, что этот 50-летний чиновник имел двух дочерей. Старшая, Глафира, впоследствии выйдет замуж за дворянина Бориса Максимовича и станет матерью великого святого – святителя Иоанна Шанхайского. А в 1888-м она была еще 11-летней девочкой и, думается, с интересом впитывала рассказываемые отцом подробности этого ужасного события. Масштабы той катастрофы можно увидеть благодаря черно-белым снимкам тогдашних харьковских фотохудожников – Алексея Иваницкого и Альфреда Федецкого. Оба были молодыми (чуть более 30 лет), но достаточно амбициозными мастерами своего дела. Они даже жили в то время на одной улице – Екатеринославской (ныне – Полтавский шлях). Иваницкий был выходцем из обедневшей дворянской семьи и к тому времени, помимо собственного дела, работал фотокорреспондентом газеты «Южный Край». Это, видимо, и помогло ему сориентироваться в ситуации быстрее своего коллеги по цеху – 11 из 16 фотографий в изданном позже официальном фотоальбоме принадлежат Иваницкому. Федецкий же переехал в Харьков из Киева, где среди его клиентов были представители знати, включая саму Великую княгиню Александру Петровну. Кстати именно Альфреду Федецкому приписывают первый в Российской Империи кинематографический опыт. 30 сентября 1896 года он снял полутораминутный сюжет крестного хода с местночтимой иконой Божией Матери «Озерянская» и через два месяца после этого устроил публичный кинопоказ, вызвавший восторженные отзывы в прессе. За цикл снимков катастрофы в Борках оба фотографа были высочайше облагодетельствованы и получили не только ценные памятные знаки в виде перстней с бриллиантами, но и возможность сотрудничать с Императорским домом. Фото катастрофы успешно продавались по 3 рубля за штуку, альбомы от 10 до 30 рублей. Оба фотографа впоследствии имели право снимать членов Императорской фамилии во время их визитов в Спасов скит.

http://pravoslavie.ru/113342.html

Зал Западно-Европейского декоративно-прикладного искусства      3. Русская религиозная живопись Картины известный русских художников Сурикова, Васнецова, Нестерова, которые отражают религиозные переживания и историю русского народа. В. М. Васнецов, Исцеление слепорожденного, 1888      В. Д. Поленов. Христос Спаситель. Эскиз к картине      4. Зал иконографии 700 древних и современных икон (пост-византийский и русский периоды), фрагменты иконостасов и уникальная коллекция неканонических икон. Походный иконостас царской армии      Неканоническая икона Святой Троицы      5. Церковная фототека Собрание фотографий, которые показывают жизнь Русской Православной Церкви через объектив камеры. Выставлено около 5000 фотографий и свыше 500 интересных отечественных и зарубежных фотоаппаратов конца XIX и начала XX века, которые считаются антиквариатом. Николай II на прославлении преподобного Серафима Саровского. Крестный ход. Оригинал фотографии      Отечественные и зарубежные фотоаппараты конца XIX и начала XX века      6. Церковная фонотека Более 200 виниловых пластинок дореволюционной и советской эпохи с записями церковных хоров и священнослужителей с выдающимися голосами. Необычные и старинные музыкальные инструменты, граммофоны и патефоны. Заведующий музеем протодиакон Игорь Михайлов      Фисгармония Сергея Рахманинова      7. Келья и мемориальный кабинет Святейшего Патриарха Алексия I Собраны личные вещи предстоятеля и его семьи, фотографии и портреты Патриарха в разные годы жизни. Святейший Патриарх Алексий I с отцом      Иерей Артемий Головчанский в мемориальной келье Святейшего      Откуда пополняется экспозиция В настоящее время коллекция кабинета собирается иерархами, священнослужителями и простыми людьми. Вслед за Патриархом Алексием I все последующие Предстоятели Русской Православной Церкви поддерживали традицию передачи в ЦАК разных предметов. Облачение святителя Тихона Белавина      История облачения      Особый вклад в экспозицию музея внес Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который передал музею 13 реликвий и святынь. Среди них особо можно выделить омофор (часть облачения епископа) святителя Иоанна Шанхайского (1896–1966). Это уникальный святой XX века, который, будучи епископом, служил вдали от Родины: в Китае, Западной Европе и США. Святой отошел ко Господу в Сан-Франциско и очень сильно почитается в Америке. Постепенно слава о нем возвращается на русскую землю.

http://pravoslavie.ru/99603.html

Святитель Иоанн не стирал и не гладил свой подрясник, не расчесывал волосы и бороду, чем вызывал смущение тех, кто с ним встречался.      – Святитель не был непогрешим, он бывал неправ и без колебаний признавал это, когда обнаруживал. Но обычно он все же бывал прав, а кажущаяся странность некоторых поступков и суждений впоследствии обнаруживала глубокий духовный смысл. Жизнь святителя Иоанна в основе своей была прежде всего духовной, и если это нарушало заведенный порядок вещей, то лишь для того, чтобы заставить людей очнуться от духовной спячки». Фотографии святителя в притворе храма свт. Тихона Задонского, где он ежедневно совершал литургию      Панихида на улице Однажды, когда владыка был в Марселе, он решил отслужить панихиду на месте убийства сербского короля Александра. Никто из клира из ложного стыда не захотел служить с ним. И действительно, виданное ли дело – служить посреди улицы! Владыка пошел один. Жители Марселя были ошарашены появлением священнослужителя в необычных одеждах, с длинными волосами и босого, расхаживающего с чемоданом и метлой посреди улицы…. Когда владыка вычистил метлой небольшую часть тротуара, он достал из чемодана кадильницу, возжег ее и начал служить панихиду», – так вспоминала святителя Иоанна одна из его духовных дочерей. Святитель Иоанн в Сан-Франциско. На фотографии видно, что ботинки он надел на босу ногу «Нельзя сказать, что владыка запомнился всем как деятельный администратор, – рассказывает протоиерей Петр Перекрестов, автор книги о святителе «Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья», – хотя святитель Иоанн построил несколько храмов, открыл приют, сестричество, занимался с молодежью и очень много помогал своей пастве по всему миру. Но главное, за что его любят и почитают, – он был настоящим монахом, верным Богу. Он постоянно молился, ежедневно служил Божественную литургию (мало кто выдерживал такой ритм, поэтому часто владыка служил один – сам читал и пел всю службу), причащался каждый день, строго постился – ел только один раз поздно вечером, а Великим и Рождественским постом вкушал только просфоры».

http://pravoslavie.ru/94944.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИЛЬКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ Митр. Антоний (Храповицкий) с братией Мильковского мон-ря. Фотография. 1926 г. Митр. Антоний (Храповицкий) с братией Мильковского мон-ря. Фотография. 1926 г. [Серб. Muлjkob манастир], жен. мон-рь Браничевской епархии Сербской Православной Церкви. Находится на правом берегу р. Велика-Морава в с. Гложане близ г. Свилайнац (Сербия). Изначально назывался Буковица и впервые как «Буковица брод на Гложанех на Мораве» упоминается в числе метохий, дарованных мон-рю Раваница серб. кн. Лазарем в 1374 г. Возможно, мон-рь в этом месте был основан позже серб. блгв. кн. Стефаном Лазаревичем . Иногда народное предание приписывает основание обители Каравлашскому кн. Джордже Радулбеговичу. В 1476 г. мон-рь упоминается в османской описи. Буковица обозначена на австр. карте XVIII в., в то время эти земли входили в состав Австрийской империи. При очередном османском завоевании, вероятно, мон-рь был разрушен. В 1787 г. он был обновлен усилиями Милько Томича, торговца из Гложен, и свящ. Милько (Мелентия) Ристича из Лапово, в память о которых обитель получила название. При мон-ре действовала школа. Во время подготовки 1-го серб. восстания здесь проходили собрания ресавских и шумадийских повстанцев. В 1808 г. лидер серб. восстания Карагеоргий (см. в ст. Карагеоргиевичи ) подарил обители колокол. После подавления 1-го серб. восстания мон-рь был сожжен, ок. 1820 г. частично восстановлен. В 1830 г. колокол Карагеоргия увезли в Крагуевац; именно он был первым из колоколов, чей звон возвестил о независимости Сербского княжества. Позже этот колокол перевезли в мон-рь Раваницу, а кн. Милош Обренович подарил обители другой. В 1856 г. под рук. игум. Хаджи-Пантелеимона в М. м. был возведен храм. Согласно описи 1880 г., в монастырской ризнице хранились 57 богослужебных и 31 светская книга. В февр. 1926 г. в М. м. поселилась группа эмигрировавших из России священнослужителей во главе с иером. Амвросием (Кургановым; † 17 мая 1933), духовным чадом прп. Амвросия Оптинского. Вскоре обитель стала духовным центром рус. эмиграции в Сербии. В нач. 30-х гг. ХХ в. здесь жили более 30 чел., в т. ч. 5 сербов. Насельником обители был иером. Антоний (Бартошевич) , буд. архиеп. Женевский и Западноевропейский. Здесь приняли монашеский постриг Иоанн (Максимович) , буд. архиеп. Западноамериканский, Сан-Францисский и Шанхайский, архим. Киприан (Керн) , И. А. Гарднер и др. В 1936 г. рус. монахи вместе с игум. Лукой (Родионовым) переселились в мон-рь Туман .

http://pravenc.ru/text/2563224.html

Праведный Феодосий Балтский Скромный священник из уездного городка Балты Подольской губернии Феодосий Левицкий был известен в XIX в как блестящий проповедник и духовный писатель, аскет и молитвенник, покровитель странных и сирых, образец христианского смирения и праведности. Отец Феодосий был горячо любим паствой при жизни и благоговейно почитался после кончины. В лике святых Феодосий Балтский был прославлен только в начале нынешнего века, и имя праведника пока еще мало известно за пределами Одесской епархии. Далеко не в каждой российской православной церкви можно приложиться к частице мощей или хотя бы иконе святого Феодосия. Поэтому увидеть образ балтского чудотворца в американской православной церкви, рядом с иконой Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, согласитесь, было несколько неожиданно. Икона балтского праведника была подарена церкви Святой Екатерины (Карлсбад, Калифорния) нашей прихожанкой Еленой Сергеевной Боровской, дружбой с которой я очень горжусь. Отец Феодосий доводится ей далеким предком по боковой линии. Незадолго до Пасхи 1913 года Лена нашла фотографию иконы праведного Феодосия на сайте Феодосиевского монастыря. У нее уже был небольшой опыт иконописца, но написание иконы – труд долгий и кропотливый, а подарок хотелось сделать к Светлому Празднику. И Лена решила просто распечатать фотографию иконы на ткани. Расшила образ серебряным бисером, бирюзой, кораллами, жемчугом и подарила нашему батюшке, отцу Андрею. Для меня это была первая Пасха в карлсбадской церкви, на ней я и познакомилась с семьей Боровских. Эмигранты второй волны, американцы по паспорту и русские по воспитанию, Владимир и Елена всю жизнь собирали книги о Православии, русской культуре и истории. В библиотеке Боровских каждая книга чем-то замечательна, и вовсе не обязательно – годом издания или автографом. Так, среди старых и редких манускриптов занимают свое почетное место две скромные книжечки, изданные в начале нынешнего века в Одесской типографии малым тиражом на средства заказчиков: «История одной семьи» и «Мысли о душе».

http://pravoslavie.ru/104763.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Паффхаузен Джеймс; род. 20.10.1959, Чикаго, шт. Иллинойс, США), архиеп. Вашингтонский и Нью-Йоркский, Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады (с 12 нояб. 2008) Православной Церкви в Америке (ПЦА). Принял крещение в Протестантской епископальной церкви в США . Вместе с родителями переехал из Чикаго в Ла-Хойю, район Сан-Диего, шт. Калифорния. В 1978 г. присоединен к Православной Церкви в храме Казанской иконы Божией Матери Московского Патриархата в Сан-Диего. В 1977 г. закончил Калифорнийский ун-т в Санта-Крусе со степенью бакалавра антропологии. Продолжил обучение в правосл. Свято-Владимирской ДС в г. Крествуд (шт. Нью-Йорк). В 1985 г. получил степень магистра теологии, в 1988 г.- магистра в области догматического богословия. Во время учебы в докторантуре в Беркли (1991-1993) побывал в России. В течение полутора лет был переводчиком в русско-американском ж. «Русский Паломник», издаваемом Валаамским обществом Америки и Издательским советом РПЦ; пребывал в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре. Его духовным отцом стал настоятель монастыря архим. (ныне еп. Троицкий) Панкратий (Жердев). Архим. Кирилл (Павлов) благословил Паффхаузена на принятие монашества и священного сана. Иона (Паффхаузен), архиеп. Вашингтонский и Нью-Йоркский, митрополит всей Америки и Канады. Фотография. 2008 г. Иона (Паффхаузен), архиеп. Вашингтонский и Нью-Йоркский, митрополит всей Америки и Канады. Фотография. 2008 г. В 1994 г. был рукоположен во диакона, затем во иерея; 15 июня 1995 г. пострижен в монашество с именем Иона в Свято-Тихоновском мон-ре в Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания). По возвращении в Калифорнию И. служил в неск. миссиях, а позднее получил послушание основать монастырь в честь архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского свт. Иоанна (Максимовича). Обитель, первоначально находившаяся в Пойнт-Рейес-Стейшен (шт. Калифорния), была переведена на север штата, в Мантон близ Реддинга. И. служил в мон-ре, основал миссионерские общины в калифорнийских городах Мерсед, Сонора, Чико, Юрика, Реддинг, Сузанвилл, а также в г. Каилуа-Кона на Гавайских о-вах. Весной 2008 г. решением Свящ. Архиерейского Синода ПЦА И. был возведен в сан архимандрита и получил разрешение покинуть монастырь для исполнения обязанностей викария епархии Юга ПЦА и епархиального секретаря. 4 сент. 2008 г. на внеочередном заседании Свящ. Архиерейского Синода И. был избран епископом.

http://pravenc.ru/text/578286.html

Кроме того, мы с женой были свидетелями того, что миро выступило на стекле киота, в котором находилась Мироточивая Икона. Это было в Сан-Диего (мы туда поехали с Иконой). Когда стекло вытерли, не зная, в чем дело, миро появилось снова. Мы оба помним, что тогда Хосе сказал: «Вот мы закрыли Икону стеклом, а миро появилось на стекле». Все это совершенная истина». Татьяна Темникова пишет из Калифорнии (1993 г.): «Для того, чтобы помочь вам собрать чудесные события с Иверской Иконой, я расскажу один случай, случившийся с моим отцом, Виктором Темниковым, в октябре 1990 г. Моего отца оперировали 4 раза по поводу рака носа, но опухоль распространялась. Была сделана косметическая операция, чтобы покрыть оперированное место. Когда мой отец перенес последнюю операцию, то швы не заживали как следует. Это продолжалось несколько месяцев и советовали сделать дополнительную операцию. Тогда в октябре 1990 г. начались кровотечения, кожа покраснела, и стало ясно, что операция необходима. В Канаде я встретилась с бр. Иосифом, который дал мне миро от Мироточивой Иконы, и я помазала нос отца ваткой с миром. Через два дня после этого швы заросли, и до сего дня рак больше не вернулся». Пишут из Нью-Йорка: «До конца моих дней на земле, жизнь бр. Иосифа будет моим подражанием и стремлением к глубокой, искренней вере и любви. Я всегда сожалела, что в свое время я не коснулась святости живой, близкой. Господь мне послал книгу о свят. Иоанне Шанхайском Чудотворце, которая возродила меня к духовной жизни. Я была на годовщине смерти бр. Иосифа в Джорданвилле. Я слышала ваши рассказы о жизни бр. Иосифа, я почувствовала, что коснулась святныни. Очень хотела приобрести и искала его фотографию. К вам не решилась подойти. И произошло чудо, перед самым отъездом из гостиницы, ко мне подходит женщина и говорит: «А у меня для вас что-то есть». Достает фотографию бр. Иосифа и дарит мне. Я так плакала от счастья, ценнее подарка я не получала... Когда вернулась домой, стала молиться перед образом Господа Иисуса Спасителя. Через некоторое мгновение застыла в растерянности. Из глаз Иисуса Христа потекли три слезинки, они так и остались теперь на иконе. После молитвы я поняла, что Сам Господь плачет со мной о бр. Иосифе, указывая на его святость.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИТАЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (КАПЦ) в юрисдикции Московского Патриархата, объединяет правосл. общины на территории Китая. Православие было принесено в Китай в 80-х гг. XVII столетия, когда туда прибыло несколько десятков пленных казаков из состава гарнизона русской крепости Албазин и крестьян прилегающих деревень, в том числе свящ. Максим Леонтьев, основавший в 1696 г. в Пекине первый православный храм. Первые столетия Православие сохранялось в Китае как религия потомков пленной русской общины в Пекине - т. н. албазинцев. С XVIII в. в Китае действовала рус. правосл. миссия (см. Пекинская духовная миссия ). 26 марта 1901 г. указом Святейшего Синода сан главы миссии был определен как архиерейский. 3 июня 1902 г. начальник духовной миссии в Китае архимандрит Свято-Николаевский собор в Харбине. Фотография. 30-е гг. XX в. Свято-Николаевский собор в Харбине. Фотография. 30-е гг. XX в. Иннокентий (Фигуровский) в Александро-Невской Лавре в Петербурге был рукоположен в сан епископа Переславлского, викария Владимирской епархии, с поручением ведать православными Китая, Монголии и Тибета. Возведение начальника миссии в сан епископа стало первым шагом к созданию Китайской Православной Церкви. С апр. 1918 г. определением патриарха Тихона и постановлением Свящ. Синода РПЦ титул начальника духовной миссии в Китае был изменен на епископа Пекинского. В силу политических причин после революции 1917 г. и гражданской войны в России прервалась связь кит. правосл. Церкви с Московской Патриархией. Духовная миссия в Китае перешла во временную юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви. В Китай начался массовый приток рус. беженцев, которые стали составлять подавляющую часть правосл. паствы. Главной задачей клира в этих условиях было окормление многочисленной русской диаспоры; проповеди среди кит. населения не уделялось должного внимания (хотя она не прекращалась). До сер. 40-х гг. ХХ в. правосл. общины на территории Китая находились в подчинении РПЦЗ, которая имела здесь 2 самостоятельные епархии: Харбинскую на северо-востоке и Пекинскую, охватывавшую приходы остальной части страны. В составе Пекинской епархии существовало полусамостоятельное Шанхайское викариатство, в Харбинской епархии были организованы номинальные Хайларское и Цицикарское вик-ства (их архиереи проживали в Харбине). Пекинский архиерей одновременно являлся главой рус. духовной миссии в Китае. Связь архиереев Пекинской и Харбинской епархий с Архиерейским Синодом РПЦЗ в Сремски-Карловци из-за дальности расстояния и внешнеполитических проблем (оккупация Японией в 30-х гг. части территории Китая, включая Харбин, Пекин и Шанхай) была неустойчивой, а с началом второй мировой войны практически прекратилась.

http://pravenc.ru/text/1841143.html

Возвращаясь к монастырскому обычаю, изображенному на фотографии, некоторые спрашивают: «и все же — почему именно такая форма? Зачем надевать на голову шляпу? Мы же не надеваем на себя пояс Богородицы, не надеваем на себя вериги святого Петра и так далее». С древних времен существует многообразная практика, связанная с почитанием, надеванием и ношением на себе христианских святынь. Прежде всего, все мы носим на себе нательный крестик – образ Креста Господня, освященного Кровью Спасителя. С древних времен христиане носили на себе образа святых, и частицы их мощей в мощевиках. Практика надевания одежды святых не была выдумана в Донецком монастыре. Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать одно из древнейших произведений древне-русской письменности – Киево-Печерский патерик, житие Николы Святоши, князя Черниговского (память 27 октября нов.ст), где описывается как его брат князь Изяслав имел обычай надевать власяницу своего почившего святого брата инока, и таким образом неоднократно получал исцеление от болезней. И в наше время, например, в старом соборе Сан-Франциско РПЦЗ хранятся вещи Свт.Иоанна Шанхайского. После совершения службы св.Иоанну священник благословляет верующих, накрывая их мантией святителя. Существует также обычай надевать вериги прп. Никиты Столпника, Переяславского чудотворца. Наверное, можно еще упомянуть множество схожих местных обычаев по всему православному миру. И их наличие никак не умаляет нашу православную веру. Скорее наоборот. Я очень надеюсь, что своим комментарием никого не обидел.  Просто давайте относиться друг к другу осторожнее, особенно комментируя фотографии людей, с которыми мы лично не знакомы. Иеромонах Тихон (Васильев), докторант Богословского факультета Оксфордского университета   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/foto-so-shlyapoy-ioann...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ Дионисий (Дьяченко), архиеп. Сан-Францисский и Калифорнийский. Фотография. 1958 г. Дионисий (Дьяченко), архиеп. Сан-Францисский и Калифорнийский. Фотография. 1958 г. (Дьяченко Димитрий Иванович; 1882, ст-ца Тифлисская, ныне Тбилисская Краснодарского края - 12.09.1967, г. Сан-Франциско, США), архиеп. Сан-Францисский и Калифорнийский. Из семьи диакона. В 1905 г. окончил Ставропольскую ДС, в 1909 г.- КазДА со степенью канд. богословия за соч. «Гипноз как средство нравственного воспитания». В 1909-1911 гг. слушал лекции в С.-Петербургском археологическом ин-те, в 1912 г. окончил историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та. С 1911 г. столоначальник в С.-Петербургской духовной консистории. С марта 1914 г. преподавал в Александровской ДС Владикавказской епархии. В июле 1914 г. рукоположен во Владикавказе во диакона, через неск. дней - во иерея. 26 авг. того же года определен штатным членом Владикавказской духовной консистории. С этого же времени исполнял обязанности настоятеля кафедрального Михаило-Архангельского собора Владикавказа. В дек. 1914 г. возведен в сан протоиерея. Осенью 1917 г. выехал в Маньчжурию, служил на приходе в Саманном городке близ Харбина. С 1930 г. служил в Шанхае в кафедральном Богоявленском соборе (разрушен в ходе боевых действий в 1932), затем в храме в честь иконы Божией Матери «Споручница грешних». В 1935 г. пострижен в монашество. Весной того же года еп. Шанхайским Иоанном (Максимовичем) возведен в сан архимандрита. В 1941 г. Д. по приглашению запрещенного в священнослужении Свящ. Синодом РПЦ митр. Феофила (Пашковского) выехал в США, где занимал различные церковно-адм. должности в неканонично провозглашенном автономном Митрополичьем округе в Америке. 7 дек. 1947 г. в г. Сан-Франциско архиереями этого округа хиротонисан во епископа Питтсбургского и Зап. Вирджинии. С 1950 г. (по др. сведениям, с 1951) епископ Чикагский и Миннеаполисский.

http://pravenc.ru/text/178373.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010