и девушкам в стране нет числа. Но ты — единственная голубка моя непорочная: одна ты уродилась такою у матери своей, сокровище ты родившей тебя. Видя тебя, восхищаются тобой девушки, царицы и наложницы восхваляют тебя… (6:8–9) В седьмой главе впервые возникает имя героини «Песни песней» — Суламифь (Шуламит), но, возникнув, тут же словно забывается. В этой главе многие уже использованные ранее метафоры повторяются, но наряду с ними возникают новые, изысканные и дерзкие одновременно; эротизм достигает своего пика; ни Он, ни Она не скрывают своего желания слиться в любовном соитии: Он — Ей: — …Пупок твой — круглая чаша, да не иссякнет в ней хмельной напиток нашей любви! Твой живот плодоносный — холмик пшеничных семян на току, окруженный тюльпанами… …Стан твой строен, как пальма; Груди твои — виноградные гроздья. Мечтаю я: взобраться бы мне на пальму, ухватиться бы за ветви ее, и пусть будут груди твои гроздьями винограда в моих ладонях, яблочный аромат твоего дыхания обвеет меня!.. Она — Ему: — …Я принадлежу возлюбленному моему, и я желанна ему… Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, проведем ночь среди киперов… …Уже благоухают цветы смоковницы, и у входа в шалаш наш много разных сладких плодов — нового урожая и прошлогоднего: все я для тебя сберегла, мой возлюбленный… (7:3–14) Заключительная восьмая глава как бы распадается на две части. Первая из них представляет собой поистине гениальный гимн любви: Запечатлей меня в сердце своем, не разлучайся со мной, как не расстаешься ты с перстнем на пальце своем; ибо всевластна, как смерть, любовь, жестока, как преисподняя, ревность; стрелы любви — лучи палящие пламени все пожирающего. Ливни не в силах загасить любовь, И речные потоки не зальют ее. Если бы захотел человек прибрести любовь ценой всех богатств дома своего — он был бы отвергнут с презрением. (8:6–7) Но во второй части снова возникает Соломон и промелькнувший ранее мотив виноградника, который поставили братья сторожить героиню, и затем уже в финале опять звучит любовная тема:

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/3

И за пределами Израиля, люди служащие Господу, придерживались той же танатологии, что и патриархи. Св. Иов знал, что люди — это существа, «обитающие в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли» (Иов. 4, 19). Если бы были правы сектанты, то было бы сказано, что люди — это «храмины из брения», но Елифаз, друг Иова, сказал, что они живут в телах, а не есть тела. Очевидно, что обитатель квартиры не есть сама квартира, так и душа, обитающая в храмине из брения, имеет иную природу, чем тело. Точно так же рассуждал и апостол Павел, говоря: «Знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5, 1). Т. е. мы — обитатели наших тел, и когда «внешний наш человек и тлеет, то внутренний день ото дня обновляется» (2 Кор. 4, 16). Тело умирает, а душа — бессмертна. Поэтому Иов и говорит, что «плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает» (Иов. 14, 22). Но вернемся к ветхозаветной танатологии, описанной в книге Иова. Итак, тело — храмина, которая распадается от болезней и смерти, сам человек — его душа «нисходит в преисподнюю, откуда не выйдет и не возвратится в дом свой» (Иов. 7, 9-10; ср. Иов. 10, 21–22; 16, 22; 17, 13–16; 21,13; 24,19), «потому что, — как говорит свят. Кирилл Иерусалимский, — целый мир прешел и всякий дом разрушен. Как ему возвратиться в свой дом, когда земля уже новая, иная?» Но совершенно очевидно, что, по убеждению Иова, его ждет после смерти вполне сознательное и безрадостное существование. Да, его тело будет спать до конца неба (Иов. 14, 12), но следующий же стих говорит о надежде Иова на возвращение его из преисподней (Иов. 14, 13). В этом месте с ним будет покоиться надежда праведника на справедливость (Иов. 17, 16). Подробнее о представлениях Иова об аде мы коснемся в соответствующей главе. Еще одно описание природы смерти приведено в книге пророка Исаии. Царь Езекия, угодивший Творцу, смертельно заболел. И в этой болезни царь обратился со смиренной мольбой к Господу, Который и даровал ему еще 15 лет жизни. Эта молитва Езекии приводится в книге пророка Исаии. И вот, согласно убеждению этого благочестивого царя конец земной жизни представлялся исходом его нематериального «Я» из тела: «…Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский…» (Ис. 38:12) А о самой его душе он пишет: «Я сказал в себе: в преполовении дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих» (Ис. 38:10). «То есть смерть в Ветхом Завете подразумевалась не совершенным уничтожением, но совлечением тела с души и снисхождением души в преисподнюю» . Кажется, учение царя Езекии (и пророка Исаии) кристально ясно, но и его, как мы увидим ниже, сектанты пытаются перетолковать по-своему и выдать за доказательство выдуманной ими доктрины смертности души.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? Таким же очевидным следствием Преображения становится факт того, что Христос не принадлежит этому миру и никакого отношения к израильскому царству Он не имеет. Иисус ясно дал понять, что Он не просто учитель, не царь по чину Мелхиседека, ни даже мессия, обещанный жрецами Израиля. Он небожитель. Он Бог… Апостолам было очень сложно. С одной стороны, для правоверного иудея тех лет такая заявка и такое позиционирование Иисуса – запредельная фантастика и кощунство. С другой – вот оно, событие, которое они не в силах растолковать. И в самом деле. Ничего подобного никогда не было в истории отношений Бога и человека. Иисус показал, что Он тот, кто выше всяких ожиданий учителей Израиля. Он – Бог. И Его царство не от мира сего. Это царство не рухнет со смертью Христа и не исчезнет. Оно открылось апостолам как раз для того, чтобы люди не искали Царство Божие ни в государствах, ни в политике, ни в Шамбале, и вообще – нигде на земле. Первая часть явления была для обозначения иного пространства и места жизни Бога. А вторая – для пояснения основ жизни в этом пространстве и отношений между Богом и Христом. – Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. Раз так сказано, значит, предполагалось, что до сих пор ученики Христа не слушали Учителя толком, не уяснили воли Господа, а искали своего. Петр вместо того, чтобы войти в мысли Христа и принять волю Бога, учудил с предложением соорудить на горе Фавор шалаши из ветвей: При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Гора Фавор, Израиль фото: semiestrel.ru Ну шалаш. Ну сели. Ну поели. А дальше что? Сидеть на Фаворе, как боги Олимпа, и входить в дрязги людей, живущих в долине? Слушать слово о любви Вот две цитаты, выражающие то, что ученикам Христа было чрезвычайно трудно узнать волю Отца, и то, что вместо воли Бога они искали свое.

http://pravmir.ru/trudno-bogu-s-nami/

Иов.27:14 .  Если умножаются сыновья его, то под меч; и потомки его не насытятся хлебом. Иов.27:15 .  Оставшихся по нем смерть низведет во гроб, и вдовы их не будут плакать. Меч, голод и сопровождающая его моровая язва («mmavet», синодальное «смерть») – три бедствия ( 2Цар 24.13 ; Иер 14.12, 15.2, 18.21 ), от которых гибнет многочисленное потомство нечестивых (ср. Иов 5.20–21, 15.22–23 ). Непрерывный ряд бедствий лишает вдов возможности выполнить погребальный обряд оплакивания мертвецов ( Быт 23.2 ; Пс 77.64 ). Иов.27:16 .  Если он наберет кучи серебра, как праха, и наготовит одежд, как брение, Иов.27:17 .  то он наготовит, а одеваться будет праведник, и серебро получит себе на долю беспорочный. Богатство нечестивого, в виде громадного количества серебра ( «кучи серебра, как прах»; ср. Зах 9.3 ) и множества блестящих, пышных одежд (ср. Нав 7.21 ; 4Цар 7.8 ), перейдет к праведникам (ср. Иов 15.29 ; Пс 48.11 ). Иов.27:18 .  Он строит, как моль, дом свой и, как сторож, делает себе шалаш; Равным образом и жилище нечестивого так же непрочно, как постройка моли (ср. Иов 4.19, 8.14 ), как сделанный на время шалаш сторожа (ср. Ис 1.8, 24.20 ). Иов.27:19 .  ложится спать богачом и таким не встанет; открывает глаза свои, и он уже не тот. Синодальное чтение с его мыслью о быстром исчезновении богатства нечестивого едва ли может быть признано правильным: речь об этом шла уже в 16–17 ст. Перевод LXX: « πλοσιος κοιμηθσεται κα οκ προσθσει», которому следует Пешито, древнеиталийский текст, Делич, Эвальд и др., содержит указание на внезапную, быструю смерть грешника. Естественность такого понимания доказывается, между прочим, тем, что друзья, взгляд которых повторяет Иов, заканчивали описание участи беззаконников изображением его смерти ( Иов 15.32, 18.13–14, 20.23–25 ). Иов.27:20 .  Как воды, постигнут его ужасы; в ночи похитит его буря. Иов.27:21 .  Поднимет его восточный ветер и понесет, и он быстро побежит от него. Иов.27:22 .  Устремится на него и не пощадит, как бы он ни силился убежать от руки его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ион. 4 :3. И ныне, Владыко Господи, возьми душу мою от меня, ибо мне лучше умереть, нежели жить. Ион. 4 :4. И сказал Господь Ионе: неужели ты так сильно огорчился? Ион. 4 :5. И вышел Иона из города, и поселился против города, и устроил себе там 32 шалаш и сел под ним в тени, чтобы видеть, что будет с городом. Ион. 4 :6. И повелел Господь Бог тыкве 33 (произрасти), и она выросла над головой Ионы, чтобы была тень над головою его, чтобы защищать 34 его от страдания 35 его, и весьма сильно обрадовался Иона этой тыкве. Ион. 4 :7. И повелел Господь Бог червю рано по утру, и он подточил тыкву, и она засохла. Ион. 4 :8. И было вскоре 36 : когда взошло солнце 37 , Бог повелел (дуть) ветру знойному жгучему, и солнце стало ударять в голову Ионы, и он стал малодушествовать и отрекаться от жизни своей, и сказал: Ион. 4 :9. Лучше мне умереть, нежели жить! И сказал Господь Бог Ионе: ужели ты так сильно опечалился о тыкве? И сказал (Иона) 38 : очень опечалился я, даже до смерти. Ион. 4 :10. И сказал Господь: ты сожалеешь о тыкве, над которою не трудился, которой не ростил, которая за ночь выросла и за ночь погибла; Ион. 4 :11. Ужели Я не пожалею Ниневии, города великого, в котором живет более 120 тысяч человек, не умеющих отличить правой руки своей от левой, и много скота у них 39 ? Книга пророка Михея Глава 1 Мих. 1 :1. Слово Господне, которое было 2 к Михею Морасфитянину, во дни Иоафама, и Ахаза, и Езекии, царей Иудейских, о том, что видел он о Самарии и об Иерусалиме. Мих. 1 :2. Слушайте, все 3 народы, слова и внимай, земля и все, находящиеся на ней, и будет Господь Бог вам свидетелем 4 , Господь из дома святого Своего. Мих. 1 :3. Ибо вот Господь исходит от места Своего 5 и сойдет и наступит на высоты земли. Мих. 1 :4. И поколеблются горы под Ним, и долины растают, как воск от огня и как вода, льющаяся стремительно 6 . Мих. 1 :5. За нечестие Иакова все это и за грех дома Израилева. Что за нечестие дома Иакова? Не Самария ли? И что за грех дома Иуды? Не Иерусалим ли 7 ? Мих. 1 :6. И сделаю Самарию полевым овощным хранилищем и местом для виноградника, и низвергну в пропасть камни ея и обнажу основания ея.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иона не захотел идти в Ниневию, и знаете, почему? Будучи пророком Божиим, он знал характер Бога, он был уверен, что вот он скажет жителям о надвигающейся на них гибели, а они тотчас начнут каяться, и Господь их обязательно простит! И, зная характер Бога, Иона садится на корабль и плывет, если смотреть по карте, в совершенно противоположном направлении от Ниневии. Господь посылает огромную рыбу, она проглатывает Иону, и он в результате всех перипетий оказывается там где надо – в Ниневии. Ну что делать? – он идет, говорит, что город разрушится, что все они грешники… Он даже выходит за город, чтобы понаблюдать, как это будет происходить, делает себе шалаш. Там какой-то лопух рос над его головою и прикрывал от лучей солнца. Жители города начали каяться, просить прощения у Бога – более ста двадцати тысяч человек там жило! И Бог меняет Свое решение. А Иона обиделся. Но он не может прямо обидеться на Бога, он обиделся на свою судьбу: вот он лежит под лопухом, а там какой-то червь подточил этот лопух, лопух упал, и солнце теперь печет ему голову. И Иона хочет руки на себя наложить – понятно, что не из-за этого лопуха! Сто тысяч человек слышали его слова, что они погибнут, и эти люди прощены. И Господь говорит ему: «… ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» ( Ион. 4:10–11 ). Поэтому то, что Бог изменил благодаря Исааку решение по поводу четырехсотлетнего пленения и порабощения – это воля Бога. Кстати, здесь возникает вопрос: а почему были наказаны египтяне, если приговор вынес Сам Господь Бог за проступок Аврама? Казалось бы, египтяне выполняют волю Бога, и вообще их надо наградить за это! Что они сделали плохого? Ведь Бог повелел, чтобы евреи были в порабощении и угнетении… Один иудей, увидев священнический крест у меня на груди, вздохнул и сказал: «У нас все проблемы из-за Него». На что я заметил: «Если бы вы были правы, то проблем не было бы».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иона огорчился тем, что Бог простил язычников-идолопоклонников. Он вышел из города, сделал себе шалаш из вьющегося растения, которое росло у стены. Но черви подточили корни растения, и оно засохло. Солнце стало так палить голову Ионы, что он стал просить себе смерти. Господь спросил Иону: – Неужели ты огорчился за растение? Иона ответил: – Очень огорчился. Господь же сказал ему: – Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился... Мне ли не пожалеть города великого, в котором более 120 тысяч человек, не знающих где добро и где зло. Пророк Илия Были пророки и в израильском царстве. Им приходилось бороться с ложными богами, которых почитали израильские цари. Главным из этих пророков был Илия. Ему Господь велел предсказать, что за грехи царя три года не будет дождя и будет страшный голод. Самому Илии Господь повелел поселиться в пустыне около ручья. Туда ворон каждый день приносил ему хлеб и мясо. Когда от засухи ручей высох, Господь велел Илии идти в чужую землю и обещал, что там его будет кормить бедная вдова. Илия пришел в указанный город, встретил вдову и попросил у нее воды и хлеба. Женщина сказала: – У меня есть только немного масла в кувшине и горсть муки в кадке. Я сейчас хочу спечь лепешку себе и сыну, а потом мы сами должны умереть с голоду. Но Илия сказал ей: – Сделай сперва лепешку для меня, а потом уже сделаешь себе с сыном. Господь говорит, что твои запасы не уменьшатся, пока не кончится на земле голод. Женщина поверила Господу и из последних запасов накормила Илию. И Господь исполнил Свое обещание: мука в кадке и масло в кувшине не убывали, пока не кончилось голодное время. Когда кончились три года засухи, Илия пришел к царю Ахаву, который почитал ложного Бога Ваала, и попросил, чтобы он прислал своих жрецов на гору, и, когда те собрались, сказал им: – Сделайте каждый жертвенник: вы – Ваалу, я – Господу, и положим на них дрова и жертву, а огня зажигать не будем. Бог , Который зажжет огонь на жертвеннике, и есть Истинный. Жрецы Ваала до вечера молились своему Ваалу, кололи себя ножами, скакали и кричали: «Ваал, услышь нас!», но все было бесплодно.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иона огорчился тем, что Божественный суд не совершился над городом, и скорбел о том пред Господом. Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис; ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии ( Uoh.VI, 2 ). Впрочем, все-таки ожидая исполнения своего пророчества, он, вышедши из города, сделал себе шалаш и укрывался в нем от солнечного зноя. Для вразумления пророка, по повелению Божию, в одну ночь выросло из земли тенистое дерево (вероятно, из породы тыквенных), защищавшее его от лучей палящего солнца и дававшее ему прохладу. Иона был очень рад укрыться под тенью этого растения; но на другой день вместе с зарей червь подточил корень растения, оно засохло, и солнце снова начало палить зноем своим голову Ионы. Сильно опечаленный этим, пророк просил себе смерти. Тогда Господь сказал ему: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился, и которого не растил, которое в одну ночь выросло, и в одну же ночь пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120000 человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота ( Uoh.IV, 10, 11 ). Вразумленная и помилованная Богом Ниневия существовала после того еще более 200 лет, пока не была разрушена в 610 г. Набополассаром, ц. вавилонским, и Циаскаром, ц. мидийским. В последней – IV гл. книги пр. Ионы повествование о нем отрывисто заканчивается. На пр. Иону указывает сам Господь наш Иисус Христос в следующих словах: Ибо как Иона был в чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Mф. XII, 39–41 ). Род лукавый и прелюбодейный, говорил Он в другом месте, знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка ( Mф.XVI, 4 , Лk. XI, 29–32 ). Замечательно, что в первой из этих цитат слова Господа: во чреве кита в подлиннике употреблены именно те же самые, которые соответствуют словам греческого перевода кн. Ионы ( Uoh.I, 17 ), в которых на еврейском стоит: кит, а не большая какая рыба, как думают некоторые. Повторяем, это важно в том отношении, что дает нам видеть в этих словах не только подтверждение самим Господом исторического характера повествования о пр. Ионе, но и подтверждение, выраженное святыми устами Его, греческого перевода Библии. Приведенные нами тексты в Новом Завете и в IV кн. Цар. ( 4Цap.XIV, 25 ) свидетельствуют о том, что Иона был действительно лицо и что книга, носящая его имя, передает нам действительно исторические факты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Иона отправился в Ниневию и начал проповедовать, что она погибнет через сорок дней. Ужас овладел ниневитянами. Они оставили нечестие, установили всеобщий пост и надели печальные одежды. Господь, видя раскаяние ниневитян, умилостивился и отложил казнь до времени. Между тем Иона, устроив вне городских стен шалаш для себя, ожидал исполнения своего пророчества. Видя же, что сорок дней прошли, а город оставался невредим, он стал в душе сетовать на милосердие Божие к развращенным жителям Ниневии. Тогда Господь вразумил его следующим образом. Над шалашом пророка в одну ночь выросло ветвистое дерево. Иона был очень рад, что мог укрыться под ветвями его от палящих лучей солнца. Но на другой день дерево было подточено червем и засохло; потом с восходом солнца подул жгучий восточный ветер, и уже не было защиты от зноя. Иона был так огорчен потерею доставлявшего ему прохладу растения, что пожелал себе смерти. Тогда сказал ему Господь: «ты жалеешь о растении, которое не ты насадил, не ты и вырастил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь засохло: как же Мне не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой?» II. Это библейское повествование возбуждает вопрос о том: каким образом мир, очевидно погрязший в беззакониях, доселе стоит? Каким образом Святой и Праведный Господь терпит грехи в человеческом роде и не посылает на него заслуживаемой им казни? Что удерживает Его Божественную правду? Объяснения на это поищем, братия, в указаниях откровенного слова Божия. а) Когда Господь, видимо явившись в лице странников праотцу Аврааму, беседовал с ним и когда открыл ему Свое намерение истребить беззаконных жителей Содома, то Авраам задал Господу вопрос: неужели Он погубит в числе беззаконных и праведников? Господь, удовлетворяя молитвенно расположенному духу праотца, сказал ему, что Он не погубит целого беззаконного города и тогда, если бы нашлось в нем только десять праведников. Вот, значит, братия, кто причиной стояния и грешного мира, и непотребления его, при всем беззаконии людей: праведники, находящееся в среде беззаконных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Иона по-видимому не понял милосердного поучения Господа: он даже кажется надеялся, что увидит разрушение города. 5 . «И вышел Иона из города и сел с восточной стороны у города 1142 , и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтоб увидать, что будет с городом!» Некоторые полагают, что Иона выходить из города ранее срока, назначенного им для его разрушения, так как он видел покаяние жителей и понял, что миссия его была выполнена. Но выйдя из города и остановившись, чтобы видеть, что будет с Ниневией, он вероятно духом провидел, что кающийся город будет пощажен, и в это время изливается пред Богом его молитва , хотя он не был еще уверен в спасении града и сомневался: уверенность в спасении Ниневии – есть ли его собственная мысль, основанная на знании милосердия Божия, или эта уверенность есть откровение будущего? Шалаш из ветвей, который он себе делает, не защищает его от палящих лучей солнца, листья ветвей обгорают, и южное солнце жжет его; тогда: IV, 6. «И произрастил Господь Бог растение 1143 , и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень, и чтоб избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению». Мы не беремся решить какое именно это было растение, но по-видимому всего ближе к истине предположение о быстро растущей тыкве, зелень которой могла быстро подняться, обвиваясь около одной из тычинок шалаша. В явно чудесном – по быстроте и своевременности – появлении растения, зелень которого укрыла его от зноя, Иона понял особое о нем попечение Божие. Сердце его возрадовалось и печаль его, – происходившая от того, что он думал, что Бог оставил его, – превратилась в радование. Поэтому-то и сказано, что растение поднялось над Ионою «чтобы избавить его от огорчения его». Но Иона видел еще только первую часть чуда; он не знал еще, что ему готовится высший нравственный урок, имеющий повлиять на развитие души его, вечный урок на поучение не только Израиля, но и всего человечества; урок о милосердии Божием, которое царствует на суде ( Uak. II, 13 ) 1144 . 7 . «И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. 8. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010