Гл.1, [ст.2]. Сыны родих и возвысих, тии же [рус.: и они] отвергошася Мене. Не с иудеями только это было: бывало, есть и будет со всеми другими народами и отдельными лицами. Все мы – чада Божии, родившиеся по Его всеблагой воле из чрева матернего, которому Он дает способность зачинать, образовывать, возращать и рождать наше тело, и Сам дарует душу разумную. Все мы чада Его, потому что живем в Его доме нерукотворенном, освещаемся Его солнцем, луною и звездами, пользуемся к своему благу Его стихиями – воздухом, водою, огнем и землею; все мы по всему, что в нас есть, что мы имеем и что окружает нас, принадлежим Ему совершенно, всецело: нет у нас и волоса своего – все Его. И такого Благодетеля величайшего, несравненного, неоцененного мы отвергаемся каждый день, каждый час, целую жизнь. О проклятый грех , о средостение несносное, разлучающее чад с Отцем! Когда ты совершенно уничтожишься и дети по праву будут принадлежать вполне Отцу своему, соединившись с Ним умом, волею и сердцем? Наши бедствия: война, глад, мор, болезни, самая смерть – есть дело особенного попечительства Божия о нас, грешных, – это жезл доброго Пастыря, которым Он милосердно наказывает нас и обращает на прямой путь. Война кипит в нашем отечестве 11 : города наши сожжены огнем, страну нашу пред нами съедают чужие [ст.7]. Что тут мудреного? Этого следовало ожидать, этому надлежало быть: Господь родил и возвысил нас, а мы отверглись Его. То ли еще надлежало бы сделать с нами; может быть, еще осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город [ст.8]. Если бы не было в отечестве нашем людей праведных, то с нами было бы еще хуже. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре [ст.9]. Мы воссылаем к Богу молитвы свои о даровании нам победы и мира – но каковы эти молитвы? Разве дребезжание или звон голоса без участия сердечного приятны Господу, разве преклонение колен без преклонения сердца имеет цену в очах Господа? Разве кадило с благоуханием ладана обоняет Бог , и свещи, возжигаемые в храме, согревают и освещают Того, Кто во свете живет неприступном и животворит всю тварь? К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов... и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу [ст.11].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Псалом 78 Скорбя о храме, Иерусалиме и об истреблении его жителей, псалмопевец молит Бога о милосердии к народу и об отмщении врагам – ради славы имени Его. Псалом Асафу 1–2 а. Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой, положиша Иерусалим яко овощное хранилище. Нашествие врагов, попрание ими святыни храма и опустошение Иерусалима оскорбляет, огорчает и ужасает псалмопевца, и он обращается к Богу с молитвенным воплем. – Боже, приидоша языцы в достояние Твое, – язычники, совершенно не знавшие и не почитавшие истинного Бога, пришили, разумеется, как враги, в достояние Его – в ту землю, которая принадлежит Ему в особенности, где и народ живет тот, который принадлежит Ему исключительно. – Оскверниша храм святый Твой,– придя в землю Божию, язычники – враги, не чтя Бога, не пощадили и Его храма, они осквернили храм, и, прежде всего, уже и тем, что вошли в него, что было запрещено язычникам по закону, и – тем, что даже во храме совершали убийства, и, наконец – тем, что, разрушая храм, ограбили его. – Положиша Иерусалим яко овощное хранилище,– осквернив храм, враги тем менее могли пожалеть и пощадить святой город, Иерусалим, где находился этот храм: они оставили Иерусалим в таком виде и положении, в каком находится овощное хранилище, т. е. шалаш в огороде, по снятии плодов, иначе говоря – оставили его в развалинах (ср. Ис.1:8 ). 2б.–3. Положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным, пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй. Разрушая город и храм, враги беспощадно истребляли и население его, как в городе, так и во храме. – Положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, – язычники, не почитавшие Бога, убивали тех, кто были рабами Его, служили Ему, и притом – в столь громадном количестве, что трупы убиенных оставались непогребенными, так что они становились брашном, т.е. – пищей для птиц небесных. – Плоти преподобных Твоих зверем земным,– убитые, оставаясь непогребенными, делались добычей зверей земных или диких – геен, шакалов и других; так что плоти или части тела – руки, ноги – даже и преподобных, т. е. людей благочестивых, терзали эти звери земные... Пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, – избивая жителей копьями и мечами, безжалостно, беспощадно, враги проливали кровь их обильно без меры, она текла по узким руслам долин в самом Иерусалиме и около него в таком обилии, как обтекающие его потоки – Кедронский и Силоамский. – И небе погребаяй, – избиенных было так много, а живых оставалось так мало, что некому было хоронить трупы...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 1 1. Видения Ешаия (Исаии), сына Амоцова, которые он видел об Иудеи и Иерусалиме, во время Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, царей иудейских 5 . I 6 (2) Слушай, небо, Внимай, земля, Иегова говорит! «Детей возрастил, воспитал Я, А они отвергают Меня; (3) Вол знает купившаго его, И осел – ясли господина своего; А Израиль не знает Меня, Мой народ – не понимает». (4) О, толпа грешная, Народ, обремененный беззакониями, Племя развращенное, Дети распутные! Оставили Иегову, Презрели Святого Израилева, Обернулись задом. (5) По чем вас бить еще, Когда вы продолжаете упорствовать? Голова вся в язвах, Сердце все – болит, (6) От подошвы ног до головы Нет целого места, То язвы, то рубцы, То струпья, то свежие раны, И нет омывающего, никто не перевяжет, Никто не умягчит маслом. (7) Земля ваша опустошена, Города пожжены огнём; Поля ваши?.... Пред вашими глазами чужие поедают их. И пусто все, Как разоренное врагами. (8) Оставлена дочь Сиона, Как шатёр в винограднике, Как шалаш в огороде, Как город осажденный. (9) Если бы Иегова не оставил нам Хотя малого остатка, Было – б с нами тоже, что с Содомом, Уподобились бы мы Гоморре 7 ! (10) Выслушайте слово Иеговы, князья содомские, Внимай наставлению Бога нашего, народ гаморский! (11) «На что Мне множество жертв ваших, – Говорит Иегова, – Я пресытился всесожжениями баранов И туком жирных, Крови тельцов и ягнят и козлов Не хочу Я. (12) Когда вы приходите являться ко Мне, Разве требует кто от вас того? Зачем топтать дворы Мои? (13) Не приносите более даров бесполезных, Курение сделалось отвратительно Мне, Новомесячия? субботы? праздники?.... Нет, не могу!... Беззаконие и празднование?!... (14) Новомесячий ваших и праздников ваших ненавидит душа Моя, Бременем сделались они для Меня, Трудно Мне снести. (15) И когда вы прострете руки свои, Я отвращу глаза Свои от вас; И как бы не усиливали вы молитву, Я не послушаю вас: Руки ваши совсем в крови. (16) Омойтесь, очиститесь, Скройте преступления ваши от глаз Моих. Перестаньте злодействовать, Учитесь делать добро,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Он ревностно убивал, но не потому, что любил Бога или хотел исполнить Его повеление, а просто хотел истребить всех своих конкурентов, был кровожаден и жесток – будучи орудием справедливости Божией, в сердце своем никак перед Богом не благоговел. Он был как бы последней надеждой Израильского царства. Даже такой, по-видимому ревностный, исполнитель воли Божией, который изгнал Ваала и Астарту из Израильского царства, оказался не способен что-либо изменить по существу. Сказано в Библии: «С этого самого времени Бог начал отрезать части от Израиля» , то есть один за другим город, территории, земли, колена начинают отвоевываться Сирией, а потом и новой империей, большим Ассирийским царством. Оно завоевывает Сирию, а потом и все Израильское царство. Примерно 150 лет уходит на постепенное завоевание царства, и все это время умирает духовная жизнь в Израиле. Все эти наказания, казалось бы, должны были возродить духовную жизнь, но оказывается, что если даже великие бедствия не могут возродить страну, значит, страна уже не возродится. Как у пророка Исаии сказано, «во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город». Вот Израильское царство и показывает свою совершенную мертвенность – нет ни малейшего желания покаяния. В жизни человека точно так же происходит. Бог посещает человека скорбями, ожидая, что человек по крайней мере смирится, хотя бы так, как Ахав, хотя бы – просто от страха – хоть какую-то меру смирения возымеет. Лучше всего, чтобы он покаялся, изменил полностью свою жизнь, но когда этого не происходит, когда человек, несмотря на все скорби, никак не хочет иметь отношение к Богу, действительно, человек уже почти духовно мертв. То же происходит с народом. Вместо того, чтобы изменить что-то в заведенных неправильно духовных нормах, люди обращаются к колдовству, распространяется волшебство, люди начинают заклинать других богов. И чем больше скорбей, тем больше теряются духовные ориентиры в жизни Израильского царства, все меньше и меньше остается верующих людей. Это свидетельствует, что Бог оставляет этот народ, и постепенно народ уводится в плен.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/36

Все Иудейское царство представляется как единое тело. Это тело от ног до головы все избито, все в ранах, язвах, в синевах и струпах. В этом изображении представляется внутреннее состояние Иудейского народа, начиная с лиц высших, начальствующих до низших, до простонародья, и все одинаково в болезнях беззакония, в ранах неправд, в язвах преступлений 41 . Соответственно внутреннему состоянию, плачевным представляется и внешнее состояние. «7. Земля ваша опустошена, города ваши сожжены огнем, поля ваши в глазах ваших поедают чужие: все опустошено как от сильного наводнения. 8. Сион 42 стоит, как палатка в винограднике, как шалаш в огороде, как город в осаде. 9. Если бы Иегова воинств не оставил нам небольшого остатка: то мы были бы тоже, что Содом, сравнялись бы с Гоморрой». Применим это изображение каждый к себе, к своей жизни, к своему греховному состоянию, и мы точно найдем, что и наши дела по внутреннему их свойству порочны, и каждый возраст жизни и лет наших омрачены разными склонностями и делами, и места жительства нашего носят следы нашей превратности и греховного уничижения. Посему и мы о себе не обинуясь должны сказать, что если бы не было хотя небольшого числа людей верных и угодных Господу, ради благочестия которых Он щадит и нас, как некогда ради 10-ти праведников готов был пощадить пять беззаконных градов; то и нас постигла бы участь подобная участи Содому и Гоморре. И сколько мы видим на земле между человеками несравненно горестнейших зрелищ опустошения, огнем и мечем, которыми стерты с лица земли не города, не селения, не семейства, не общества, но целые царства, племена, народы! Где же корень и источник всех жестоких убийств и кровопролитий, всех потребительных зол для человечества, заразительных болезней, губительного голода, опустошительных наводнений и других бесчисленных общих и частных бедствий? Корень и источник всего зла суть преступления и беззакония человеческие, а корень добра, поддерживающий и сохраняющий лежащий во зле мир, есть корень Давидов ( Откр.5:5 ), Единородный Сын Божий и семя святое, – верные Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Итак, книга Исайи состоит из трех очень разных частей. Помимо этого, более пристальное рассмотрение первой части (главы 1-39) позволяет обнаружить в ней тексты, литературно трудно вписывающиеся в Перво-Исайю. Например, «большой апокалипсис» (гл. 24-27), «малый апокалипсис» (гл. 34-35), а также другие отрывки, как, например, текст об окончательном примирении всех народов с Израилем (2:1-5: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы… ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима…»). Книга Исайи, и прежде всего Перво-Исайя – собрание собраний текстов. Для примера обратим внимание на 1-ю главу. 1:1. Первый стих служит введением. «Видение Исайи, сына Амосова, которое он видел об Иудее и Иерусалиме во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии – царей Иудейских». «Видение», упомянутое здесь, состоится только в 6-й главе, где рассказывается о призвании Исайи в иерусалимском Храме. 1:2-3. В этих стихах говорится о неблагодарности Израиля («…а Израиль не знает, народ Мой не разумеет»). Имеется в виду царство Иуды со столицей в Иерусалиме или царство Израиля со столицей в Самарии? 1:4-9. Эти стихи провозвещают национальную катастрофу (1:8: «И осталась дщерь Сиона как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город»). Вероятно, говорится о нашествии ассирийцев в 701 г. до н.э. 1:10-17. Звучат обвинения в формальном ритуализме и суевериях «князей Содомских» и «народа Гоморрского» (1:10). Содомом и Гоморрой здесь в насмешку называется царство Иуды. 1:18-20. Народ призывается к обращению для получения прощения от YHWH. 1:21-27. Эти стихи – скорбный плач об Иерусалиме и об Израиле. 1:27-31. После объявления «Сион спасется правосудием и возвратившиеся [из плена] – правдою» (1:27), что напрямую связано с вавилонским пленом, следует язвительная критика в адрес отступников, практикующих языческие культы (1:28-31). На этом примере нетрудно увидеть, что Перво-Исайя – это своего рода «лоскутное одеяло» из многих пророчеств.

http://bogoslov.ru/article/4637348

Мама моя родилась в 1915 году в Урде Астраханской губернии. Она рассказывала, что, когда она была отроковицей, ей приходилось регулярно водить в церковь одну старушку. Вероятно, это была соседка. Родители мамы по нравственному складу не были типичными мусульманами, каких мы знаем из жизни и книг. Бабушка Зайнаб и дедушка Хасан даже (пусть и своеобразно) принимали участие в празднике Пасхи. У бабушки был ящичек с земелькой. В нем она заранее высеивала траву и клала туда крашеные яйца. В день Пасхи они шли поздравлять своих православных знакомых. Ведь город, где они жили, был со смешанным населением. Маме было семь лет, когда ей послано было особое испытание. И она оказалась способна на жертвенную любовь. Ее отец Хасан заболел. Кажется, это был тиф. Когда обнаружили у него признаки смертельной болезни, ему построили на огороде шалаш, чтобы он лежал там. Это была суровая, но необходимая мера, чтобы сохранить от болезни остальных членов семьи (у него было шесть детей). Так как за ним нужен был уход, то было решено, что моя мама будет жить в шалаше, кормить его и ухаживать за ним. Приносили и ставили в определенное место еду. Мама брала и кормила отца, стирала одежды, переодевала. Она была достаточно взрослой, чтобы понимать смертельную опасность болезни и сознавать, что ее ожидало. Однако она не отказалась от этого и не убежала, а проявила ту жертвенность, которая всегда ее отличала. Отец умер, а ее Господь Бог сохранил, хотя жили в одном шалаше и близко общались. С того времени между нею и ее покойным отцом установилась особая связь, благодаря которой она несколько раз избежала смерти. В войну, когда мы с братом (он старше меня на два года) еще были совсем маленькими, в Челкаре, где мы жили, вспыхнула эпидемия тифа. Были устроены бараки для больных. К несчастью, у мамы в это время появилась какая-то болезнь. Поднялась температура. Участковый врач потребовала, чтобы она перешла в барак для больных. Мама отказалась. Сказала, что там она заразится и умрет, а ее малолетние дети не выживут.

http://pravoslavie.ru/46552.html

Ис.1:7 . Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; по­ля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как по­сле разо­ре­ния чужими. Предшествующая метафора здесь разрешается в прямую речь. «Земля» – собств. поля и нивы. «Все опустело» лучше перевести: все у нас разорено, как может быть опустошена страна каких-нибудь нечестивых язычников (ср. Ис.13:19 ). Ис.1:8 . И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажден­ный город. «Дщерь Сиона» – главный город Иудейского царства Иерусалим. Население города представляется под видом дочери или дочерей, чтобы показать его беззащитность и слабость. «Шатер в винограднике». Приют стража в винограднике, как теперь так и прежде, состоял только в деревянной лачуге, покрытой ветками (Гейки. Святая земля и Библия т. 1 с. 141). «Как осажденный город». Тяжесть осады состоит в том, что все пути сообщения у осажденного города отрезаны и он должен страдать от голода и жажды. Из этого сравнения видно, однако, что речь произнесена была еще тогда, когда настоящей осады, в полном смысле этого слова, еще не установилось. Ис.1:9 . Если бы Го­с­по­дь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. «Господь Саваоф». Это имя впервые встречается в 1-й кн. Цар ( 1Цар.1:3, 11 ). Саваоф – слово еврейское (zebaoth множ. число от слова zoba), которое может значить: а) воинские отряды ( Чис.1:3 ; Суд.8:6 ; 3Цар.2:5 ); б) с прибавлением haschamaim – небесное воинство, т. е. или небесные светила ( Втор.4:19 ; 4Цар.17:16 ) или воинства ангельские ( 3Цар.22:19 ). Поэтому одни толкователи в словосочетании «Сущий – воинство» видят указание на Господа, как на национального еврейского бога войны, другие под «воинствами» разумеют совокупность творений Божиих, как проявление божественной силы, и выражение «Сущий – воинство» считают синонимом выражению «Вседержитель». Второе толкование более отвечает общему понятию о Боге, какое дает в настоящей главе пророк Исаия: Бог является здесь, в 9-м ст., как Промыслитель Израиля, оставляющий некоторый остаток от него, а не как «бог войны». Поэтому лучше толковать словосочетание «Сущий – воинство» в смысле Вседержителя, имеющего в Своем распоряжении все существа вселенной, даже и ангельские воинства, и направляющего эти «воинства» на служение Своим высоким целям ( Глаголев А. Ветхозав. библ. учение об Ангелах. Киев 1900, с. 238–256).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2. Поелику Закон получил начало с Моисее, то по необходимости он окончился с Иоанном, когда пришел Христос, исполнение Его; и потому «закон и пророки были у них до Иоанна» ( Лк.16:16 ). Посему и Иерусалим, получивший начало от Давида, по исполнении своего времени, долженствовал иметь конец законодательства. когда явился Новый Завет ; ибо Бог все делает мерою и в порядке, и ничего нет у Него неизмеренного, потому что ничего нет беспорядочного. И прекрасно некто сказал, что Сам неизмеримый Отец принял меру в Сыне, ибо мера Отца есть Сын, потому что Он объемлет Его. А что устроение их было временное, об этом говорит Исаия: «дочь Сиона будет оставлена как шалаш в винограднике и как сторожка в огороде с огурцами» ( Ис.1:8 ). Когда же это будет оставлено? Не тогда ли, когда уберется плод и остаются одни только листья, не могущие уже приносить плодов. 3. Но зачем мы говорили об Иерусалиме, когда и образ всего мира должен прейти, с наступлением времени его пришествия, дабы плод был собран в житницу, а оставленная солома была сожжена? «Ибо день Господний (придет) как горящая печь, и все грешники, делающие неправду, будут соломою, и сожжет их грядущий день» ( Мал.4:1 ). А кто этот Господь, наводящий такой день, Иоанн Креститель показывает, говоря о Христе: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата в руке Его для очищения Своего гумна, и Он соберет плод в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:11–12 ; Лк.3и сл.). Итак, не иной тот, кто делает пшеницу, и тот, кто солому, но один и тот же, который и судит их, т. е. отделяет. Но пшеница и солома, как предметы неодушевленные и неразумные, сделались такими по природе. Человек же, одаренный разумом и в этом отношении подобный Богу, созданный свободным в выборе и самовластным, сам для себя есть причина того, что он делается иногда пшеницею, иногда соломою. Посему и справедливо он осудится, потому что, созданный разумным, он потерял истинный разум и, живя неразумно, противился правде Божией, предав себя всякому земному духу и служа всем страстям, как говорит пророк: «человек будучи в чести, не уразумел: он сравнялся с бессмысленными скотами и уподобился им» ( Пс.48:21 ). Глава V.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

4. Сравнения, особенно те, которые употребляются в Писании, много способствуют к усилению речи. А дочерью Сиона пророк называет Иерусалим, потому что он лежит при этой горе. «Как шатер в винограднике, как шалаш в огороде». Когда расхищены плоды и уведены земледельцы, тогда уже излишни здания города. «Как осажденный город». Это – намек на их слабость и беспомощность. Когда нет никакого помощника, тогда бывает необходимо запереться, ожидая защиты единственно от стен. «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» ( Ис.1:9 ). У пророков всегда в обычае – предсказывать не только те бедствия, которые грешники имеют потерпеть, но и те, которые они достойны были потерпеть, чтобы во время самого наказания они воздавали великую благодарность Богу, испытывая наказание не соответствующее грехам, но гораздо меньшее. Так и здесь он говорит, что грехи их заслуживали не этих, исчисленных бедствий, но всецелого истребления и совершенного уничтожения всего рода их, как и случилось с содомлянами; но человеколюбие Божье не допустило быть этому, а послало наказание гораздо меньше грехов. Так как есть великое сродство между Ветхим и Новым Заветами, то и Павел справедливо привел эти слова и сказал еще решительнее, нежели пророк (см. Рим. 9:28–29 ). В самом деле, как в то время, если бы не была великая милость Божья, все были бы истреблены, так и во время пришествия Христова, если бы не явилась благодать, все пострадали бы тяжелее тех. Но Бог оставил нам « семя» – разуметь спасшихся от плена. «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего 9 , народ Гоморрский!» ( Ис.1:10 ). Сказав, что они достойны были наказания содомлян, пророк показывает, что они дерзнули совершить дела содомлян; потому и называет их общим именем. Иначе такое выражение было бы неуместно. А что действительно он обращает теперь речи не к содомлянам, но к иудеям, называя их общим именем, это доказывают последующие слова, где он упоминает о жертвах, приношениях и прочих, установленых законом, священнослужениях, которых  и следа не было у содомлян. «Закону Бога нашего», – говорит так для обличения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010