– Участь царства израильского не вразумила жителей Иерусалима. Вместо раскаяния, «печали и сетования», к которым призывал Бог чрез пророка Исаию, жители Иерусалима проводили дни в нечестии, предаваясь беспечному веселью и радости ( Ис.22:12–14 ); сами вожди Иерусалима «шатались» и «обезумели от вина и сикеры» (28:7). Правители народа уверяли жителей Иерусалима, что Ассур не придет, так как они заключили союз с Египтом (28:15) и чрез это обеспечили город от всякой опасности. Но такие надежды были ложны уже потому, что в то время Египет не мог противостоять Ассирии, которая, благодаря походам Феглафелласара, Салманассара, Саргона и Сепнахерима, достигла преобладания среди царств. Саргон нанес Египтянам поражение при Рафии (около 721 г.). Царства вавилонское и мидийское до Сеннахерима также находились еще в подчинении у Ассирии, хотя и пытались достигнуть независимости. Ассирия сделалась грозою всего тогдашнего мира. При таких-то обстоятельствах царь ассирийский Сеннахерим пришел в 14-й год Езекии на Иудею. Он опустошил один за другим все укрепленные города Иудеи и приступил к самому Иерусалиму, требуя его сдачи ( 4Цар.18:13 ). Значительная дань, посланная Езекиею, была взята, но осада с Иерусалима не снята. Надежды жителей Иерусалима на помощь Египта не оправдались. Тогда «осталась дщерь Сиона, как шатер в винограде, как шалаш в огороде, как осажденный город» ( Ис.1:8 ). «Езекию запер я, как птицу в клетке, в Иерусалиме, его главном городе», говорит в своей надписи Сеннахерим об этом бедственном для Иерусалима времени (см. в Keilinschviffen – Schrader, s. 187). По-видимому, не оставалось никакой надежды на спасение. – Но тогда явился для утешения трепетавших пред царем ассирийским пророк Исаия, вестник «спасения Божия». В то время, когда ни откуда нельзя было ожидать помощи, судя по естественным соображениям, пр. Исаия с непоколебимою уверенностью возвещал жителям Иерусалима, что Ассур только «жезл гнева Божия на нечестивый народ» (10:5–6). Ему дано совершить только «дело Господа» на Сионе (28:21...), унизить жителей Иерусалима до того, что «из-под праха шептала речь их» (29:4).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

«Пошел Синахериб, царь ассирийский, — лаконично говорит Библия, — на все укрепленные города Иуды и взял их» (4 Цар 18, 13). О подробностях этой кампании рассказывает сам Синахериб в своих анналах. «Езекию, иудея, который не склонился под мое иго, я окружил и завоевал — приступом больших боевых машин и натиском таранов, боем пехоты, подкопами, лестницами и «собаками» [«Собаками» называли род осадных орудий] — 46 городов его могучих, крепостей и мелкие селения, что в их окрестностях, которым нет числа. 200 150 человек малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот без числа я вывел и счел добычею. Его самого, подобно птице в клетке, я запер внутри Иерусалима» [ 4 ]. Действительно, град Давидов все еще стоял среди общего разрушения, но дни его, по-видимому, были сочтены. И осталась дочь Сиона, как шатер в винограднике, Как шалаш в огороде, как сторожевая башня. Ис 1, 8   Синахериб занял одну из крупнейших цитаделей Палестины — город Лахиш; там была устроена его военная ставка, и оттуда он готовил наступление на Иерусалим. Барельефы Ниневии лучше любой хроники повествуют об этих событиях. Мы видим там ассирийских солдат, облепивших стены Лахиша, стреляющих в ряды защитников города. Сверху на осаждающих падают головни и камни, но они, прикрываясь круглыми щитами, неотступно ползут вперед. Таран долбит стену; одна башня пала, среди ее зубцов лишь несколько иудеев в шлемах отстреливаются из луков. А внизу солдаты уже выводят пленников… На другом барельефе мы видим самого Синахериба в покоренном Лахише. Он сидит на троне, окруженный военачальниками. «Туртан», верховный главнокомандующий, делает доклад; рядом наготове стоит роскошная колесница. Перед победителем проходят колонны пленных — мужчин, женщин, детей, тянутся нагруженные добычей повозки, шагают верблюды и волы. Тут же палачи расправляются со знатными горожанами. Весь поход в Сирию и Палестину занял у Синахериба около года. Последней его целью был Иерусалим. Пока Синахериб находился в Лахише, его армия уже начала осаду иудейской столицы. Солдаты воздвигали валы вокруг стен; все выходы из города были перекрыты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

—155— к столь решительному средству, как изменение вокализации? На стр. 147 встречаем странное заявление, что nota accusativi вообще излишни при действительном залоге, который сам по себе требует винительного падежа. – Доказывая, что (ст. 17) может обозначать и простую палатку, автор ссылается на Ис.1:8 , приводя следующие слова этого стиха: «и осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде» и добавляя: «в данном месте поставлено еврейское слово » (стр. 498). Оно действительно употреблено в этом стихе, но не в соответствующих приведенным выражениях, а в опущенном конце стиха: «как осажденный город». В сочинении немало мелочных промахов, которые трудно объяснить одною спешностью работы, и таких описок, которые легко принять за ошибки. На стр. 15-й говорится об унгарском языке. На стр. 182 читаем: «в Полинезии пища перуанцев»…, в качестве цитаты из одного переводного пособия; в этом случае, чужие слова, приведенные в искажённом виде, свидетельствуют о нетвердости познаний автора в области географии. Проф. Петербургской Духовной Академии Η. П. Рождественский, составитель известного «Курса основного богословия», назван протоиереем (стр. 481). Допущена ошибка (или описка) в заглавии сочинения Сведенборга Arcana (написано areana) Coelestia (стр. 86). На стр. 13 сближается этимология имен «Адам» и «Эдем» (вместо Едом). К грамматической терминологии автор относится иногда с совершенным невниманием: от у него – союз, а еще раз – предлог (стр. 147, 160, 161). Нельзя обойти молчанием вообще изложения рецензируемого сочинения. Начинающие авторы обыкновенно грешат в отношении языка тем, что обнаруживают пристрастие к иностранным словам, вычурным выражениям, искусственному построению периодов и пр. Г. Введенский впадает в противоположную крайность: стиль его отличается удивительною простотою – к сожалению, в смысле грубости и небрежности. У него почти на каждой странице можно встретить вульгарный оборот, несуществующую грамматическую форму, неправильное строение фразы (стр. 66, 70, 82, 107, 116, 130, 142, 218, 274, 359, 376, 387, 461 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Uc.I:8 . Оставится дщерь Сионя, яко куща в винограде (в винограднике) , и яко овощное хранилище в вертограде, яко град воюемый (осаждаемый). Вся земля Иудейская с ее городами и селениями опустошена и разорена: та же участь грозит и столице. Но она уцелеет, не будет добычею неприятеля, как действительно исполнилось при Ахазе при нападении на Иудею царей Сирийского и Израильского ( 4Цap. XVI, 5 ). Как, впрочем, жалко будет во всяком случае положение Иерусалима, который здесь называется дщерью Сионовою, потому что гора Сион была главною частью столицы, ибо была местом царского дворца и при Давиде – Скинии, и сильною крепостью, охранявшею своими твердынями безопасность населения столицы! Иерусалим останется нетронутым; но, окруженный со всех сторон опустошенною местностью, он будет представлять жалкое зрелище, – будет походить на кущу или на шалаш в винограднике, брошенный без призора по собрании виноградных ягод, или на овощное хранилище в вертограде, т. е. на приют стерегущего овощи в огороде, оказавшийся никому ненужным после уборки овощей и перенесения их в другое место для сбережения. Иерусалим будет как город осаждаемый, т. е. хотя не будет осажден в собственном смысле, но будет испытывать неудобства своего положения среди опустошенных окрестностей, подобные тем, каким подвергаются осажденные города, – именно будет терпеть скудность в припасах, ибо трудно будет достать их в разоренных местах, да и небезопасно будет уходить далеко от города, в виду возможности попасть в руки неприятелей, наводнявших страну. Uc.I:9 . И аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом и яко Гоморру уподобился быхом Под семенем, которое Господь сохранил (оставил), разумеется, в противоположность семени лукавому, людям беззаконным, небольшая часть избранного народа, оставшаяся верною Богу отцов. Должно иметь в виду, что из среды ее явится обетованный Христос, имеющий произойти от семени Авраамова и Давидова и быть источником благословения для всех народов ( Быm. XXII, 18 ). Господь не только сохранил эту небольшую часть избранного народа, этих истинно верующих и благочестивых людей, но еще ради их, наипаче же ради обетованного Христа, щадил недостойных Его милости Иудеев. Не будь этого святого семени, мы, говорит пророк от лица сограждан, «были бы тоже, что Содом, и уподобились бы Гоморру», т. е. также, как и жители этих городов, поглощены были бы землею и истреблены пламенем. Нас постигла бы одинаковая с ними участь за одинаковое нечестие. Единственно милосердием Господа Соваофа мы пощажены от конечной погибели. – Господь Саваоф, значит Господь воинств. Именем воинств Господних в Писании именуются иногда Ангелы ( Быm. XXXII, 2, 3 ; Лyk. II, 13 ), иногда же звезды ( Bmop. IV, 19; XVII, 3 ; Mamф. XXIV, 29 ). Те и другие потому так называются, что с строжайшею точностью, свойственной хорошо обученным воинам, исполняют волю Господа Бога, не уклоняясь от предписанных им законов и повелений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Златоуст, как оно было изречено, до скончания века пребудет твёрдой и непоколебимой, цветущей и блистающей, с каждым днём преуспевая, возрастая, укрепляясь и сообщая всем людям, имеющим быть с того времени до второго пришествия Христова, величайшие блага и неизреченную пользу», (т. 1, бес. прот. иуд., стр. 629). Больше приводить свидетельств нет надобности, потому что и из приведённых ясно видно, что писатель Ипполитова слова неверно сказал, что церковь святая будет оставлена, брошена как куща в винограднике и как овощное хранилище в огороде. Наконец неверно истолкованы эти слова и по существу дела, т. е. с фактической стороны, потому что когда церковь волновалась ересями: арианской, несторианской, монофизитской, иконоборческой, когда западная церковь отступила от восточной и очень многие уклонились в еретичество, то сохранилась ли церковь Христова? Конечно, скажут, сохранилась. Кто же её тогда составлял? Те, которые не уклонились в еретичество, т. е. православные. Не была ли она оставлена Христом и Духом Св.? Конечно, нет. Теперь, когда, по словам старообрядцев, патр. Никон уклонился в еретичество и многие последовали за ним, то сохранилась ли церковь Христова? Конечно, сохранилась, говорят старообрядцы, Кто же её тогда составлял? Мы, отвечают они, потому что еретики церкви Христовой не составляют. Была ли она оставлена Христом и Духом Св.? Нет, говорят, потому что Христос и Дух Св. пребывает в церкви, т. е. с ними. Как же после сего старообрядцы говорят, что церковь Христова оставлена как шалаш в винограднике и сторожка в огороде, если её составляют не еретики, а православные? Таким образом странные речи говорят старообрядцы о церкви и отзываются о ней пренебрежительно, забывая, что они себя-то и считают церковью, а потому, значит, о себе так и говорят. В подтверждение того, что раскольники приводят эти и подобные им места о церкви в обличение самих себя, своей раскольничьей церкви, которая у них действительно разорена и опустошена и похожа на брошенный шалаш в огороде по собрании плодов, так как у них нет ни истинного священства, ни истинных таин, – ещё сделаю несколько выписок из беседы Коновалова, которую он вёл в 1904 году с свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Мама моя родилась в 1915 году в Урде Астраханской губернии. Она рассказывала, что, когда она была отроковицей, ей приходилось регулярно водить в церковь одну старушку. Вероятно, это была соседка. Родители мамы по нравственному складу не были типичными мусульманами, каких мы знаем из жизни и книг. Бабушка Зайнаб и дедушка Хасан даже (пусть и своеобразно) принимали участие в празднике Пасхи. У бабушки был ящичек с земелькой. В нем она заранее высеивала траву и клала туда крашеные яйца. В день Пасхи они шли поздравлять своих православных знакомых. Ведь город, где они жили, был со смешанным населением. Маме было семь лет, когда ей послано было особое испытание. И она оказалась способна на жертвенную любовь. Ее отец Хасан заболел. Кажется, это был тиф. Когда обнаружили у него признаки смертельной болезни, ему построили на огороде шалаш, чтобы он лежал там. Это была суровая, но необходимая мера, чтобы сохранить от болезни остальных членов семьи (у него было шесть детей). Так как за ним нужен был уход, то было решено, что моя мама будет жить в шалаше, кормить его и ухаживать за ним. Приносили и ставили в определенное место еду. Мама брала и кормила отца, стирала одежды, переодевала. Она была достаточно взрослой, чтобы понимать смертельную опасность болезни и сознавать, что ее ожидало. Однако она не отказалась от этого и не убежала, а проявила ту жертвенность, которая всегда ее отличала. Отец умер, а ее Господь Бог сохранил, хотя жили в одном шалаше и близко общались. С того времени между нею и ее покойным отцом установилась особая связь, благодаря которой она несколько раз избежала смерти. В войну, когда мы с братом (он старше меня на два года) еще были совсем маленькими, в Челкаре, где мы жили, вспыхнула эпидемия тифа. Были устроены бараки для больных. К несчастью, у мамы в это время появилась какая-то болезнь. Поднялась температура. Участковый врач потребовала, чтобы она перешла в барак для больных. Мама отказалась. Сказала, что там она заразится и умрет, а ее малолетние дети не выживут.

http://pravoslavie.ru/46552.html

Он оставил народ Свой, «как хижину в винограднике и как шалаш в огороде, и как город сохраненный», и, отняв от него Духа Святого и дождь пророческий, исполнил благодати духовной Церковь Свою, как реку египетскую во дни новые, и превознес её, как дом на горе или как гору превысокую, как гору холмистую и гору плодоносную, «на которой благоволил Бог обитать и на которой ЯХВЕ будет жить во век», как у Иеремии говорит: «престол славы возвышенный — место освящения нашего»; и у Исайи говорит: «и будет в последние дни явлена гора ЯХВЕ и дом Божий наверху гор, и возвысится превыше холмов». Бог, говорим, и народ Свой оставил и храм покинул пустым, раздрав завесу храма, и взяв от народа Духа Святого, ибо «вот, говорит, оставляется вам дом ваш пуст», дал духовную благодать вам, которые из народов, как говорит чрез Иоиля: «и будет после этого, говорит Бог, и изолью от Духа Моего на всякую плоть, и прорекут сыны ваши, и дочери ваши видения увидят, и старцы ваши узрят сны», ибо, отняв от народа иудейского всю силу и действенность слова и известное посещение, Бог перенес их на вас, которые из народов. Поэтому диавол, завидуя святой Церкви Божией, устремился на вас и между вами произвел бедствия, гонения, нестроения, хуления, расколы, ереси. Тот народ он покорил себе чрез христоубийство, а вас, оставивших суету его, различно искушает иначе, как и блаженного Иова. Он немного противился и великому первосвященнику Исусу, сыну Иоседека, и нас часто просил разводянить, чтобы оскудела вера наша; но Господь и Учитель наш, подвергши его суду, сказал ему: «да запретит тебе, диавол, ЯХВЕ, и да запретит тебе ЯХВЕ, избравший Иеросалим; не головня ли он, выхваченная из огня?» Кто тогда сказал стоявшим пред первосвященником: «снимите с него измаранные одежды» и присовокупил: «вот Я снял с тебя беззакония твои», Тот и ныне скажет, как сказал некогда в собрании нашем: «Я молился, чтобы не оскудела вера ваша». 6. Итак, и иудейский народ имел злые ереси. От него произошли и саддукеи, не исповедующие воскресения мертвых, и фарисеи, приписывающие дела согрешающих случаю и судьбе, и мавсофеи, отвергающие промысел, говорящие, что существующее составилось из случайного движения, и уничтожающие безсмертие души, и имеробаптисты, которые каждый день крестятся, а без того и не ядят, даже не употребляют одров и блюд или чаш, стаканов и седалищ, если не очистят их водою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

В саду, в огороде и в лесу теперь у нас раздолье и очарованье. Все цветет, все поспело, и мы постоянно наведываемся то под грушу, то под яблоню, то под сливу. Наша Надя ходит как очарованная и говорит, что, наверно, в земном раю было точно так же, как у нас. В саду теперь поселился караульный, так как папа сдал сад в аренду. Славный старик наш караульный. Мы сразу его все полюбили и часто к нему бегаем. Он состроил себе шалаш из досок и покрыл его соломой. Около шалаша он привязал собаку, с которою мы тоже друзья. Зовут ее Марс. Он визжит и прыгает, как только нас завидит. Старик каждое утро и вечер разводит около своего шалаша костер и варит то похлебку, то чай. Мы приносим ему корешков из огорода и очень довольны, что он позволяет нам готовить ему кушанье. Лиза даже накрошила ему в похлебку морковь звездочками, бегала просить у нашей кухарки масла, но она не дала — сказала, что у нас самих мало. Караульный уверяет, что никогда еще не едал такой вкусной похлебки, как мы ему сварили. Надюша говорит, что старик и его шалаш и костер напоминают ей какую-то волшебную сказку. Милая Надюша — как весело смотреть на ее радость! Скажи, Дезичка, ты удивлена, что Надя перелетела из института к нам? Ведь она никогда в жизни никуда не выезжала. Сегодня ночью была страшная гроза. Мы все проснулись И перепугались: я очень боюсь грозы. Андрюша громко плакал и просил, чтобы привели старика караульного: он боялся, что его убьет гром. Папа надел кожан и сходил за стариком: он, бедный, весь промок до костей и отогревался у нас на кухне. Много бы могла я тебе написать, милая Дезичка, да уж извини — теперь некогда. Время летит так быстро, что не успеваешь оглянуться. Мы все с грустью думаем о том, что скоро надо уезжать. Я должна тебе, моя хорошая, еще написать вот о чем. Ты, пожалуйста, не привози в институт твоей книги. Я ее читать не стану. Папа и мамочка просили нас никогда ничего не читать без их выбора. Если даже они не будут видеть и знать, я никогда не сделаю того, что огорчит моих дорогих. Тебе, Дезичка, я не советую никому давать читать твоей книги. Ты только себе повредишь и другим принесешь несчастье. Папа и мама говорят, что «на свете так много чудесных книг, что их не перечитать во всю жизнь… И что не надо читать дурные книги и загрязнять свой ум и сердце». Я думаю, что это правда. Вот почитай-ка Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Ты тоже поразишься, что это за прелесть. Папа нам читает по вечерам, и Надюша даже иногда плачет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Огурцы Огурцы ( Чuc. XI, 5 ) – огородное растение, хорошо известное на Востоке, особенно в Египте. Огурцы, дыни и лук в настоящее время составляют главные произведения Египта. Огурцы встречаются во множестве видов; некоторые из них высоко ценятся за свои медицинские свойства. Для защиты огурцов от воров и птиц в центральном месте огорода устраивается земляная насыпь, с которой можно обозреть всю местность, занятую огородом, и наверху ее ставится небольшой шалаш для сторожа. В продолжение двух или трех месяцев этот бедный сторож исполняет свою трудную обязанность, несмотря на бури и непогоду. Пророк Исаия уподобляет город Иерусалим, аллегорически называемый дочерью Сиона, шатру в винограднике, шалашу в огороде ( Uc.I, 8 ). Как эти лачуги покидались сторожами, когда с огородов убирались огурцы, подобным образом великая столица служила временным убежищем, но в скором времени подобно им долженствовала быть разрушена и покинута. Это пророчество исполнилось в различных бедствиях Иерусалима и особенно тогда, когда иудеи были отведены в плен в Вавилон ( II Nap. XXXVI, 19 ). Подобное же иносказание употреблено в кн. Иова ( Uob.XXVII, 18 ). Что огурцы составляли вкусный огородный плод, видно из следующего: евреи плакали, вспоминая о дынях и огурцах египетских ( Чuc. XI, 5 ). В Палестине огурцы первоначально появляются в апреле и мае и растут до июля. Длинные змеевидные огурцы поступают в продажу в июле. Маленькие огурчики, или корнишоны, привозятся на рынки Египта не ранее сентября месяца. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Были пророки священнического происхождения, как, например, пророки Иезекииль и Аввакум. Господь выбирал пророков не по их социальному происхождению, но по их духовным качествам. С веками среди евреев установился образ истинного пророка Божия: человека совершенно бескорыстного, беспредельно преданного Богу, бесстрашного перед сильными мира сего и в то же время глубоко смиренного, строгого к себе, сострадательного и заботливого, как отец. Многие слабые и обиженные в народе находили себе покровителей и заступников в лице пророков Божиих. Обличение и утешение    Пророки болели душой, когда видели нарушения справедливости и благочестия. Они понимали, что нарушения Закона Божия даже меньшинством народа служат дурным примером и соблазном для остальных. Они видели, как моральная распущенность ведет страну к духовной и физической катастрофе. Поэтому пророки в самых строгих словах, с безжалостной откровенностью обличали согрешающих, открыто им объявляли, как строги будут наказания за их беззакония. Приведем здесь несколько характерных обличительных фраз пророков Исаии и Иеремии: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. Слушайте слово Господне, Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010