Этот простодушный и веселый рассказ старого протоиерея (рассказ – без тени рисовки) многое объяснил мне. «Так вот», думал я, «откуда это веяние благодати, это благообразие. Никто не знал, что В. С. умел отвечать на зло так, как велел Христос в нагорной проповеди. Вот отчего так благостно сияли его седины, такой мир сходил на душу при его служении». К своему добродушию В. С. присоединял большую широту и терпимость. По поводу католиков он говорил: «К чему это печальное разделение? В наше время только бы люди во Христа веровали!» В. С. интересовался теософией и называл ее «богомудрием». Из его трудов мне вспоминаются сейчас: «О евангелии от Матфея. Разбор и опровержение возражений против него отрицательной критики Баура», «Что спасло Россию в смутное время самозванцев», «Из московской церковной старины», «Храм св. Софии в Константинополе» и «Успенский собор». Под редакцией В. С. в «Богословском Вестнике» печаталось «Полное собрание резолюций Филарета, Митрополита Московского». Печатание это будет продолжаться. Вечная тебе память, благодушный и ласковый старец. Долго будет помнить тебя православная Москва. Священник Сергий Соловьев Жданов А. А. Из лекций по Священному Писанию Ветхого Завета/Под ред. проф., иером. Варфоломея//Богословский вестник 1918. Т. 2. 6/7/8/9. С. 113–144 (2-я пагин.). (Продолжение.) —113— тах положение страны (ст. 7 и д.): «земля ваша опустошена, города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими (по LXX-mu – опусте низвращена от людей чуждых). И осталась дщерь Сионова как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. Если бы Господь Саваоф не оставил нам остатка, то мы были бы подобны Содому и Гоморре». Сказанное не может иметь приложения ни к царствованию Озии, ни к царствованию Иоафама. По книгам Паралипоменон (26-я и 27-я главы 2-ой книги) Озия и Иоафам были цари могущественные, – они держали под властью своей Филистимлян и Аммонитян. «Имя Озии дошло даже до пределов Египта, потому что он был весьма силен... И построил (Озия) башни в пустыне, и изсек много водоемов, потому что имел много скота, и на низменности, и на равнине, и земледельцев и садовников на горах и на Кармиле, ибо он любил земледелие» (26, 6–10). Равным образом был силен Иоафам, сын Озии, – «он построил города на горе Иудейской, и в лесах построил дворцы и башни» (27, 6, 4–5). При обоих царях Иудея не терпела бед от нашествия чужеземцев, и Иерусалим не находился в плачевном положении, подобном описанному. Поэтому 1-ю главу обыкновенно относят или ко времени царствования Ахаза, когда Иудея подверглась опустошению со стороны Расина Сирийского и Факея Израильского, или же, с гораздо большего вероятностью, к тому времени царя Езекии, которое последовало за удалением из пределов Иудеи ассирийского войска. Таким образом, в хронологическом порядке 1-я глава должна была бы занимать место гораздо ближе к историческому повествованию 36-ой главы и последующих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8 . Дочь Сиона=иудеи, для которых Иерусалим, лежащий на горе Сионе, был отечественным городом (ср. Ис.16:1; 37:22 ), жители Иерусалима, не отделяемые в настоящем случае от самого города. Город с своими жителями ещё не тронут неприятелем ( 4Цар.16:5 ); но он к кща в и к вощное хранилище в вертоград=он одинок среди опустошённой страны, как одинок сторожевой шалаш в виноградинке, или – ещё лучше – как одиноко хранилище овощей в огороде по окончании сбора овощей. Последнее из двух сравнений в евр. тексте может иметь отличный от греко-слав. перевода смысл, именно: «как ночной приют (для сторожа) в огороде». При таком переводе, сравнение указывало бы на лишения, которые должны были испытывать жители Иерусалима, стеснённые в нём неприятелем, подобно сторожу, который в огороде естественно не строит себе помещения, приспособленного к более или менее непринуждённой удобной жизни. Евр. слово, переведённое русским: шалаш или «ночной приют», может также значить ту висячую постель, которую путешествующие в жарких восточных странах и сторожа виноградников привешивали на дерево и проводили в ней ночь, предохраняя себя таким образом от диких зверей. Niebuhr, Beschr. von Arabien S. 158. Wetzstein in Delitzsch’ Iob. 2 Aufl. 348. В таком смысле понимаемое сравнение пророка Исаии напоминало бы одно место из летописи ассир. царя Санхириба, где он об осаде Иерусалима при Езекии говорит в следующих выражениях: «его самого (Езекию) я запер, как птицу в клетке» (См. Schrader, Die Keilinschriften und das Alte Testament, 2 Aufl. Стр. 293:304). к град воюемый=как осаждённый город. Эти слова показывают, что в строгом смысле осады Иерусалим ещё не испытывал, что враг ещё не приблизился к городу. Но жители Иерусалима видят, что другие города кругом столицы сожжены огнём и страна вся опустошена, что враг наводнил страну и хозяйничает в ней, – в таком положении иерусалимляне боятся выходить из крепости, опасаясь попасть в руки неприятеля. В таком же смысле можно понимать и относящееся в тому же положению Иерусалима замечание 4Цар.16:5 : евр. текст здесь может быть понят в том смысле, что сирияне и израильтяне стеснили Ахаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Нард ( Ин.12:3 ) 50 – индийское благовонное вещество, получаемое из растения на неприступных вершинах Галилейских гор, и потому очень ценное. Растение это принадлежит к семейству валериановых и подобно ему имеет сильный душистый корень, из которого и получается нард. Нарцисс ( Ис.35:1 ; Песн.2:1 ) 51 . Это растение упоминается в Библии только дважды. Несомненно, он принадлежит к разряду луковичных растений, состоящих в Палестине из различных видов, как-то: крокусов, лилий и т. п. Настоящих роз в Палестине встречается мало, за исключением Галилеи, Ливана и долины Саронской и др. Роза Иерихонская с белыми цветами есть небольшой крестовидный ароматический цветок с коротким стеблем, имеющим много небольших веток. У растения, выгнанного из семени, листья первоначально опадают и ветки свёртываются как бы в клубок, но политое водою или поставленное в воду оно распускается и оживает; потому-то цветок и называется anastatica (т. е. воскресение). Растение иначе называется – цветок Марии. Дикие розы растут в обилии в Сирии и Палестине. Овощ ( Дан.1:12:16 ) 52 . В кн. пр. Даниила слово zêrôim означает семена разного рода, вероятно семена вообще зернового хлеба, a может быть особливо овощные растения. В том и другом случае это слово заключает в себе понятие о простой огородной пище. Огурцы ( Числ.11:5 ) 53 ; ( Ис.1:8 ) 54 и шалаш в огороде (mikshah) упоминаются в Библии только по одному разу, именно в указанных цитатах. Евреи плакали при странствовании в пустыне об огурцах, дынях, луке и чесноке, об этих огородных овощах, в обилии разводимых в Египте. Обозначенное огородное растение составляет вообще главную пищу для бедного класса во время Палестинского лета. Выражение шалаш в огороде ( Ис.1:8 ) указывает на временные шатры или шалаши для сторожей, устраиваемые на 4-х углах в огуречных и других огородах для наблюдения за овощами, чтоб их не расхищали и не портили хищные звери, как, например, шакалы. Пальмовое дерево, или финиковая пальма ( Исх.15:27 ) 57 . Пальма финиковая особенно была распространена в Палестине, и многие места называются этим словом вследствие её обилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Ст. 8. Будет оставлена дочь Сиона как шатер в винограднике и как шалаш в огороде. Что виноградником назван весь Израиль, об этом же в последующем пророк свидетельствует, говоря: виноградник бо Господа Саваофа дом Израилев есть, и человек Иудин новый сад возлюбленный (ниже 5, 7), и в Псалме: виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки и насадил еси и ( Пс. 79:9 ). Пока этот виноградник приносил весьма обильные плоды, он имел стражем Бога, о котором пишется: се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля ( Пс. 120:4 ); когда же обобрали виноград в нем все мимопроходящие по пути и опустошил его вепрь лесной, то Господь оставил храм Свой и разгневанный говорит вставая: востаните, идем отсюду ( Ин. 14:31 ), и: «оставится вам дом ваш пуст» ( Мф. 23:38 ). И чрез Иеремию: оставих дом Мой, оставих достояние Мое; бысть Мне достояние Мое яко лев в дубраве, даде противу Мене глас свой; сего ради возненавидех е ( Иер. 12:7 ). А сравнение опустошения храма и Иерусалима взято от земледельцев, которые до тех пор, пока виноградник бывает полон гроздов, ставят сторожей в шатрах; также и в огороде, который LXX переводят овощное хранилище , делаются небольшие шалаши, чтобы укрываться в них от жара и солнечных лучей и отгонять оттуда и людей и зверьков, которые обыкновенно вредят молодым плодам. Когда же снимаются эти плоды, то шалаши из засохшего кустарника и шатры остаются в запустении по удалении сторожа, которому уже нечего стеречь. Так и всемогущий Бог оставил храм и сделал город пустым, чего нет нужды доказывать словами, в особенности нам, видящим Сион пустым, Иерусалим разрушенным и храм уничтоженным до основания. А что называет Сион дочерью, то это указывает на любовь премилостивого Отца. И не удивительно, если Сион называется дочерью, когда и Вавилон весьма часто называется дочерью. Ибо все мы по природе сыны Божии, но по своей вине делаемся чужими. В иносказательном смысле, виноградником Божиим и плодовым садом может быть названа наша душа, которою если будет управлять ум, то она имеет стражем ума – Бога; если же будут опустошать нас пороки, как некие зверьки, то мы оставляемся стражем – Богом и все наше придет в запустение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Зарею первые нежные травинки, первые голубые подснежники, будто хор девочек — благовестниц грядущих невест, выглянули на восходящее солнце Христова дня, на Христа воскресшего. Глава шестая. Семивинтовое зеркальце Весна началась не на шутку. С каждым днем становилось теплее. Благополучно прошли экзамены. И скоро о зиме забыли. Перед Финогеновским домом на огороде зацвели яблони и вишни. Бело-алые дождинки яблонова и вишневого цвета, осыпаясь с деревьев, залетали в комнату Вареньки. С самого утра Финогеновы на огороде, в земле копаются. Рубашки и штаны испачканы, лица и руки в грязи, чертенята маленькие. — Эй, плотнички лихие, работай! — покрикивает Петя. Стемнеет, за досками пойдемте: шалаш надо строить, без шалаша нам никак нельзя, — Саша, как заправский землекоп, поплевывает себе на руки, — или берлогу выкопаем в двадцать сажен , там чай пить будем и кровать поставим. У Сухоплатовых вон берлога на дворе сделана в пятьсот сажен, Васька Сухоплатов рассказывал, музыка у них в берлоге играет. — Свой пруд выроем! — поддакивает Коля. — На той стороне кизельник зацвел! — объявляет Женя. Той стороной называлась часть огорелышевского сада к Синичке: там росли старые яблони, которыми особенно дорожил Игнатий, вкусный кизельник и дикая малина. И хотя караул ставился крепкий и всякий день из другого огорелышевского маленького фруктового сада присылали Финогеновым по корзине всякой падали: ешь до отвала, — все равно, наедаясь до отвала, до холеры огорелышевской падалью, Финогеновы не оставляли к Ильину дню ни яблочка, ни ягодки. Обыкновенно поздним вечером Финогеновы шелушили деревья, а чтобы запугать сторожей, хлопали в ладоши, будто водяной тешится. «И сад и пруд проклятые, — шла молва, — нечистый ходит! Пошел намедни в караул Егор-Смехота, — рассказывали потерпевшие от огорелышевского нечистого, — а из пруда ему рожа, да как загогочет, инда яблоки попадали. Подобрал Егор полы, да лататы. Душка-Анисья богоявленской кропила, насилу отходился. А Егор-то ведь во, — смехота!» Палевый вчера улетел, остался один чернопегий. И подсеву нет, — вспоминает о голубях Коля, он работает лениво, и не так пачкается, как другие дети, он любит, чтобы чисто все было, как стеклышко.

http://azbyka.ru/fiction/prud/?full_text...

Все Иудейское царство представляется как единое тело. Это тело от ног до головы все избито, все в ранах, язвах, в синевах и струпах. В этом изображении представляется внутреннее состояние Иудейского народа, начиная с лиц высших, начальствующих до низших, до простонародья, и все одинаково в болезнях беззакония, в ранах неправд, в язвах преступлений 41 . Соответственно внутреннему состоянию, плачевным представляется и внешнее состояние. «7. Земля ваша опустошена, города ваши сожжены огнем, поля ваши в глазах ваших поедают чужие: все опустошено как от сильного наводнения. 8. Сион 42 стоит, как палатка в винограднике, как шалаш в огороде, как город в осаде. 9. Если бы Иегова воинств не оставил нам небольшого остатка: то мы были бы тоже, что Содом, сравнялись бы с Гоморрой». Применим это изображение каждый к себе, к своей жизни, к своему греховному состоянию, и мы точно найдем, что и наши дела по внутреннему их свойству порочны, и каждый возраст жизни и лет наших омрачены разными склонностями и делами, и места жительства нашего носят следы нашей превратности и греховного уничижения. Посему и мы о себе не обинуясь должны сказать, что если бы не было хотя небольшого числа людей верных и угодных Господу, ради благочестия которых Он щадит и нас, как некогда ради 10-ти праведников готов был пощадить пять беззаконных градов; то и нас постигла бы участь подобная участи Содому и Гоморре. И сколько мы видим на земле между человеками несравненно горестнейших зрелищ опустошения, огнем и мечем, которыми стерты с лица земли не города, не селения, не семейства, не общества, но целые царства, племена, народы! Где же корень и источник всех жестоких убийств и кровопролитий, всех потребительных зол для человечества, заразительных болезней, губительного голода, опустошительных наводнений и других бесчисленных общих и частных бедствий? Корень и источник всего зла суть преступления и беззакония человеческие, а корень добра, поддерживающий и сохраняющий лежащий во зле мир, есть корень Давидов ( Откр.5:5 ), Единородный Сын Божий и семя святое, – верные Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

На рыбных ловлях были две избы, крытые драньем по скале, с кирпичными печами. В одной избе 2 окна, в другой 3 1874 . По описи 10-го июня 1725-го года, подворье на Адмиралтейской стороне показано – «мазанки и деревянное строение со внутренним убором» 1875 . В саду на подворье было 13 яблонь, из них 11 с яблоками и две сухих,  клену 92 дерева и 3 сухих, красной смородины 137 кустов, 2 клина салаты, 1 клин артысека, 2 клипа крон андывей, 2 клина салаты семенной, 2 клина салаты качанной, 3 клина огурцов, 1 клин артысека с укропом, одна гряда гороху, вокруг обсажено клубницей, 10 кустов бархату. На улице против палат к Адмиралтейству 10 кленов, пересаженных со скотного двора на место сухих, на дворе 2 дерева. Эти яблони пересажены были сюда от пильной мельницы. 95 дерев клену куплено у Гарцына, смородина его плода 1876 . При «монастырском подворье, которое на Адмиралтейском острову», был построен шалаш для сенной продажи, сданный с июля 1722-го года в наем на год за 11 рублей 8 алтын 2 деньги 1877 . Место имело форму пятиугольника, размерами: поперечнику – к лугу и к препшективой дороге по 25-и сажен, длиннику – по одну сторону 30 2 / 3 сажень, по другую 33 сажени, в заднем конце поперечнику 12 сажень 1878 . На Васильевском острове в 7-й линии в июне 1725-го года подворье Александро-Невское было готово только вчерне 1879 . Места здесь было 10x30 сажень. Каменный дом в 2 этажа (апартамента) с подвалом, крытый гонтом. В подвальном помещении 9 погребов с окнами с железными решетками, в первом этаже 9 палат, считая в том числе двое сеней, и верхнем тоже 9 палат и двое сеней в том числе. В нижнем этаже 11 окон, в верхнем 13, в подвальном 11. Потолки и полы плотничной работы, в окнах рамы сосновые без окончин, крыша гонтовая. «На тех палатах на Восток сделано гульбище на кровле, 4 окна слуховые». На дворе деревянные амбар для извести и хата для каменщиков и склад строительных материалов 1880 . Позади каменного строения, через улицу, то есть в 8-й линии, Невского же Монастыря подворье, на котором жил монастырский служитель Иван Федоров Шуровский. Дне деревянных светлицы, с стенами и потолками, обитыми холстом и выбеленными алебастром. В них две ночи зеленым муравленый на плитном фундаменте. Между светлиц и сеней каморка. 10 окон. Строение крыто гонтом 1881 . На дворе черная изба и кухня с кирпичным очагом на железных полосах, сени, чулан мшеной. Па огороде баня с предбанником. Конюшня рубленная, крытая дранью. Огород огорожен тесом. Строение крыто гонтом и выкрашено черленью 1882 . Место имело размер также в 10х30 сажень 1883 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Обращаемся к разбору пророческих речей Исаии. Первая речь Пророка, сказали мы, составляет нечто в роде введения во всю книгу пророчеств Исаии и типически выражает состояние религиозно-нравственное Еврейского народа или частнее и точнее Иудейского царства во все время прохождения Исаией пророческого служения. Вот почему нам кажется вероятнейшим то мнение, что эта речь относится по приложению самого изображения религиозно-нравственного состояния народа не ко времени Озии или Иоафама или Ахаза или Езекии, а ко всему этому времени и писана после, когда пророческие речи были уже сопоставлены в одной книге, т. е. во времена Манассии. Народ упрекается в вероломстве относительно Бога своего, в глубокой нравственной порче, так что нет целого – здорового места во всем организме народа (2–6, 21–23); исполнение закона ограничивается одною только внешнею формальностию церемоний, противною в очах Божиих (11–15); если бы не остаток истинно благочестивых людей: то земля Иудейская была бы то же, что Содом и Гоморра (9–10); за то и опустошена вся земля и Сион остался, как одинокая куща в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город среди опустошенной земли (7–8). Таково было в сущности вообще состояние народа Иудейского в продолжение всего времени пророческой деятельности Исаии, не смотря на временное обращение его к Иегове своему при Иоафаме и даже и добром Езекии. Каково было это обращение народа к Богу своему, видно уже из того, что произвол Ахаза и Манассии в несколько лет вдруг уничтожил все дело Иоафама и Езекии, народ вместе с царем оставлял Бога и закон, видно, не глубоко же было обращение его, внешне исполнение закона и не искренне или, по крайней мере, поверхностно; за то и наказываема была земля опустошениями со стороны соседних народов. Бог призывает к раскаянию народ свой и обещает простить его и водворить благоденствие в земле, в противном случае грозит новыми и ужаснейшими бедствиями, которыми очистится земля и город, которыми отделится шелуха от ядра, и царство будет подходить к идеалу теократического царства, когда негодные члены будут отсечены и погибнут (16–20, 25–31). Это, как увидим, служит одним из обыкновеннейших и часто употребляемых предметов речей Пророка; от темных сторон теократии в настоящем его мысль часто обращается к светлой стороне будущей теократии времен после пленных и – особенно Мессианским. Изображение этого будущего, впрочем, как видно, держится в сфере общего, так что исполнения его можно искать и находить в нескольких событиях Еврейской истории после Исаии, – после плена и во времена Мессианские. Таким образом в этой вступительной речи выражается сущность пророческого созерцания всей книги пророчеств Исаии и относительно настоящего и относительно будущего состояний царства Божия на земле и – даже тех средств, какими устрояется и совершается оно, – суд и наказание, как средство очищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

Псалом 78 Скорбя о храме, Иерусалиме и об истреблении его жителей, псалмопевец молит Бога о милосердии к народу и об отмщении врагам – ради славы имени Его. Псалом Асафу 1–2 а. Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой, положиша Иерусалим яко овощное хранилище. Нашествие врагов, попрание ими святыни храма и опустошение Иерусалима оскорбляет, огорчает и ужасает псалмопевца, и он обращается к Богу с молитвенным воплем. – Боже, приидоша языцы в достояние Твое, – язычники, совершенно не знавшие и не почитавшие истинного Бога, пришили, разумеется, как враги, в достояние Его – в ту землю, которая принадлежит Ему в особенности, где и народ живет тот, который принадлежит Ему исключительно. – Оскверниша храм святый Твой,– придя в землю Божию, язычники – враги, не чтя Бога, не пощадили и Его храма, они осквернили храм, и, прежде всего, уже и тем, что вошли в него, что было запрещено язычникам по закону, и – тем, что даже во храме совершали убийства, и, наконец – тем, что, разрушая храм, ограбили его. – Положиша Иерусалим яко овощное хранилище,– осквернив храм, враги тем менее могли пожалеть и пощадить святой город, Иерусалим, где находился этот храм: они оставили Иерусалим в таком виде и положении, в каком находится овощное хранилище, т. е. шалаш в огороде, по снятии плодов, иначе говоря – оставили его в развалинах (ср. Ис.1:8 ). 2б.–3. Положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным, пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй. Разрушая город и храм, враги беспощадно истребляли и население его, как в городе, так и во храме. – Положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, – язычники, не почитавшие Бога, убивали тех, кто были рабами Его, служили Ему, и притом – в столь громадном количестве, что трупы убиенных оставались непогребенными, так что они становились брашном, т.е. – пищей для птиц небесных. – Плоти преподобных Твоих зверем земным,– убитые, оставаясь непогребенными, делались добычей зверей земных или диких – геен, шакалов и других; так что плоти или части тела – руки, ноги – даже и преподобных, т. е. людей благочестивых, терзали эти звери земные... Пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, – избивая жителей копьями и мечами, безжалостно, беспощадно, враги проливали кровь их обильно без меры, она текла по узким руслам долин в самом Иерусалиме и около него в таком обилии, как обтекающие его потоки – Кедронский и Силоамский. – И небе погребаяй, – избиенных было так много, а живых оставалось так мало, что некому было хоронить трупы...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

И действительно, в самых тыквенных сосудах, которые на вульгарном языке называются saucomariae, обыкновенно отпечатлевается как бы образ апостолов, чем он и воспользовался для своего неуместного обвинения. И если имена столь легко переменяются, что мятежные трибуны Корнелии называются именами консулов Эмилиев, то удивляюсь, почему мне нельзя вместо тыквы перевесть плющ. Но перейдем к делу. Вместо тыквы или плюща в еврейском тексте мы читаем ciceion, что также на сирийском и пуническом языке называется ciceia. Это — род кустарника или деревца с широкими листьями на подобие виноградных и с весьма густою тенью, держащегося на собственном стволе, и в изобилии растущего в Палестине и главным образом на песчаных местах; если бросить семя его в землю, то с удивительною быстротою оно, под действием теплоты, вырастает в виде дерева, и чрез несколько дней после того, как ты видел его в виде травы, ты видишь его уже деревцом. Поэтому и я в то время, когда переводил пророков, хотел оставить в переводе еврейское название, потому что в латинском языке нет названия для этого рода дерева; но я опасался, что грамматики, если предоставить им полную свободу объяснения, измыслят или зверей индийских, или горы Беотийския или подобного рода какую либо диковину, и поэтому последовал древним переводчикам, переведшим также плющ, который по-гречески называется χισσς, потому что они не имели другого названия. Теперь исследуем исторический смысл и, прежде таинственного объяснения, углубимся только в букву. Тыква и плющ имеют свойство ползти по земле и без подставок и подпоров, которые поддерживали бы их, не могут подниматься высоко. Каким же образом поднявшаяся в одну ночь, без ведома пророка, тыква доставила тень ему, когда она, по своей природе, не может высоко подниматься без шестиков, тычин и подпорок? Что же касается растения ciceion, то, представляя чудо в своем внезапном появлении и являя силу Божие в защите тенью своей зелени, оно тем не менее следовало и своим естественным свойствам. В отношении же к лицу Господа Спасителя, не оставляя вполне тыквы ради любителю тыквенных сосудов φιλοχολχηνθον, можно это объяснить, припоминая слова Исаии: «оставится дщерь Сионя, яко куща в винограде и яко шалаш в огороде, яко град воюемый» (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010