Если не быть поденщиками и временщиками, озабоченными сиюминутной выгодой, то весь деловой мир Шадринска и его ответственные граждане должны повернуться лицом к профессионально-образовательному комплексу. Поле для плодотворного и творческого содружества здесь необъятно. Это и установление именных стипендий наших великих земляков, выделение грантов на выполнение научных проектов, организация целевой подготовки специалистов и производственной практики студентов, предоставление рабочих мест для надежного трудоустройства, закрепления и дальнейшего профессионального роста выпускников, формирования высокой трудовой мотивации. Все это должно сработать на благо родного города и его жителей. Сегодня актуален поиск действенных механизмов, способов и форм сохранения, воспроизводства, трансляции и освоения духовно-нравственных, культурно-исторических ценностей и традиций как самого содержания социальной жизни города. В плоскость практического решения встает ряд задач. Фундаментальные и базовые ценности культуры личность осваивает и реализует через непосредственно данные формы существования, ближнюю и близкую социально-культурную среду. На местном уровне, как особом и живом срезе бытия социума и человека, культура находит свое конкретное преломление и проявление в многообразии форм и предметности своего функционирования. Здесь задается в основных параметрах и складывается определенный социокультурный тип личности в его самобытности и региональных отличиях. Для сегодняшнего переломного этапа развития России, и это следует подчеркнуть особо, на местном уровне складываются предпосылки и условия выхода из кризисных ситуаций, своеобразного прорыва именно с позиций культуры, на ее спасительной и конструктивно-созидательной основе. Вопрос о приоритетах российской системы культуры - это вопрос о том, какие духовные ценности она утверждает, какова ценностная доминанта отечественной культуры, какие интересы и стремления она реализует, какое будущее для народа и человека она готовит. Сегодня нашему зрителю, слушателю и читателю агрессивно навязываются сомнительные альтернативные и синтетические заменители живой народной культуры. Их диапазон - от всеобщей эстрадной «попсы» и «крутейшего рока», до неузнаваемости измененной в постмодернистском прочтении русской классики. Социологи определили, что всего 12% эфирного пространства и времени занято национальной культурой. А все остальное заполнено англоязычным «ширпотребом». Но космополитизм в культуре не только чужебесен, но и творчески не состоятелен. Иначе давно был бы отменен институт гражданства, отменена была бы вся история самого человечества, которая никогда не была и не будет безнациональной, безродной, неким обезличенным «эсперанто».

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/16/...

Стратегическим направлением в деятельности всей многообразной сети культурно-просветительских учреждений является сбережение, развитие и актуализация социально-исторического потенциала Шадринска в формировании и воспитании личности, становлении человека в качестве субъекта культуры. И эта сверхзадача находит свое воплощение в разработке и реализации комплексной целевой программы развития городской культуры. Самостоятельным и приоритетным направлением становится забота о восстановлении и реконструкции культурно-исторического центра, памятников старины, сохранении и развитии архитектурно-градостроительного облика Шадринска. Особых усилий требует облагораживание ландшафтной и художественно-природной среды города; Практически решается задача обеспечения органической взаимосвязи культуры с системой образования. Зауралье и город Шадринск активно включились в пилотную программу девятнадцати регионов России по введению «Основ православной культуры и светской этики» в качестве перспективного духовно-нравственного и социально-педагогического проекта. В идеале и перспективе каждая общеобразовательная школа и профессионально-образовательное учреждение должны стать культурно-художественным и спортивно-оздоровительным центром эстетического и физического развития детей и подростков. Несмотря, а вернее вопреки, всем острокризисным реалиям удалось сохранить городскую библиотечную сеть, ее книжный фонд, не потерять читателя, обрести опыт сочетания разновозрастных интересов, удовлетворения культурно-просветительских и досуговых потребностей горожан. В связи с приближающимся юбилеем Шадринска в библиотеках города развернута постоянно действующая выставка: «Шадринская летопись: к 350-летию города». Начата подготовка Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы становления городского сообщества в современной России». В целях оптимизации сети учреждений культуры осуществляется организационно-поисковая работа по созданию экспериментальных базовых городских центров в основных типах и формах культурно-просветительской деятельности. В качестве таковых определены дворец культуры, библиотека, центр детского и юношеского творчества, художественная школа, спортивная школа, культурный комплекс по месту жительства, на предприятии, в учебном заведении, творческое любительское объединение, клуб по интересам и т.д. Необходимо практически реализовать идею превращения учреждений и очагов культуры в подлинные центры общения горожан, не только потребления культурных ценностей, но и активного формирования и возвышения духовных потребностей всех жителей города.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/16/...

Городское сообщество как таковое находится в мучительном процессе становления, продолжает пока оставаться социально аморфным, безъязыким и безучастным к своему будущему. Многие города, особенно малые и средние, и даже крупные, оказались сегодня на опасной развилке упадка, угасания, стремительной депопуляции. С болью приходится констатировать, что тысячи людей покидают свой родной город и только умирать возвращаются на свою малую родину. И с этим во многом связано превышение смертности над рождаемостью. Так, в 2010 году появилось на свет только 900 малышей, а ушло из жизни 1186 человек. Потеря населения оказывает самое тяжелое духовное и социально-психологическое воздействие на людей. И чтобы родной город не становился городом-призраком, не уходил градом Китежем в небесные воды Светлояра, общими усилиями необходимо преломить эту опасную ситуацию. Без высокой, воодушевляющей и оптимистической идеи, русской идеи, патриотического горения сыновней любовью к своей малой родине, нам не подняться с колен. Отрадно отметить, что в период между последними двумя Всероссийскими переписями населения город прирос на три тысячи человек. И вполне достижимой перспективой может и должен стать рост населения Шадринска на 25 тысяч жителей, чтобы превзойти 100-тысячную планку и выйти из разряда средних городов в статус крупных. Тем более что в недалеком прошлом город вплотную выходил на такой демографический рубеж. Три с половиной века назад Шадринск начал свое историческое существование и поступь в будущее с небольшого острожка, а затем и слободы в живописной излучине Исети. Благотворное влияние на формирование облика города, его духовно-нравственных устоев и культурных традиций оказало соседство Успенского Далматова монастыря. С семьи начинается род человека . И.А.Ильин считал семью естественным и в то же время священным союзом, первичным лоном человеческой духовности, а потому и всей духовной культуры, и прежде всего родины. По его проницательным словам «мир управляется из детской». Но он и строится из детской, скажем мы от себя.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/16/...

Подобного размаха благотворительной деятельности не было в Европе. Сегодня, когда основной движущей целью бизнеса является обогащение, извлечение прибыли любой ценой и, как правило, за чужой счет, трудно рассчитывать на скорое появление новых Путиловых и Мамонтовых, Морозовых и Рябушинских, Третьяковых и Сибиряковых, Бахрушиных и Тенишевых. Сегодня можно говорить лишь о некоторых гражданских и благотворительных инициативах немногих представителей нового делового мира. И город Шадринск в этом отношении не является исключением. Его деловой мир делает лишь первые шаги в благоустройстве родного города, оказывает все возрастающую благотворительную помощь в проведении общегородских мероприятий, творческим и спортивным коллективам. Активную гражданскую позицию проявляют городской Промышленный клуб и Координационный совет предпринимателей. Зауральский бизнесмен в своем становлении не раз был обманут заморскими и столичными партнерами. В самом же Шадринске в деловых кругах формируются более доверительные отношения, в цене «честное купеческое слово» слово, сотрудничество и соработничество в их истинном русском смысле возрождаются как норма жизни. Это мо многом объясняется не утерянными традициями коммерческой жилки и предприимчивости, а в небольшом городе, где люди знают друг друга, а именитые горожане не просто на слуху, но и на виду у всех. Приходится держать испытание не только на деловитость, но и на честность в глазах своих земляков. Шадринский деловой мир в лице своих наиболее авторитетных и социально ответственных представителей выражает публично свою позицию, артикулирует свой интерес и свои предложения через призму актуальных вопросов жизни городского сообщества в целом. Особая и главная сфера ответственности предпринимательского слоя заключается в гармонизации социально-трудовых отношений и повышении производственно-экономического потенциала города. Социальный институт земства способствовал восстановлению той органичности общественных связей и установлений, которая была свойственна российской государственности и местному самоуправлению.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/16/...

Важной заботой правящего архиерея было упорядочение жизни монашествующих. После 1922 г., согласно данным офиц. статистики, мон-рей в Забайкалье не было, хотя в действительности нек-рые монашеские общины продолжали полулегально существовать. В кон. 20-х гг. они начали разоряться властями. Е. были сделаны соответствующие распоряжения, в частности насельницам закрытого читинского Покровского жен. мон-ря было предписано носить подобающую их сану одежду, молиться в кафедральном соборе в особо отведенном месте (причем «способным» было указано исполнять обязанности певчих и чтецов), а также выполнять иные послушания. Когда при кафедральном Казанском соборе было создано сестричество, некоторые монахини и послушницы принимали также участие в его деятельности. Впрочем, сестричество просуществовало крайне недолго, оно закрылось по распоряжению Е. в связи с тем, что советские власти посчитали его деятельность незаконной. В период епископства Е. был изменен титул Забайкальских архиереев. 27 февр. 1930 г., в связи с тем что г. Нерчинск утратил статус окружного города, ранее бытовавший титул «епископ Забайкальский и Нерчинский» (или «Читинский и Нерчинский») по предложению Е. был заменен титулом «епископ Читинский и Забайкальский». В кон. 1929 г. Е. был вызван для участия в очередной сессии Временного Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя. 27 марта 1930 г. возведен в сан архиепископа. 3 апр. того же года назначен архиепископом Шадринским, в качестве викария временно управлял Свердловской епархией и Уральской церковной областью. 29 окт. 1930 г. ввиду окончания сессии уволен от присутствия во Временном Свящ. Синоде. Переехал в Свердловск, затем в Мариинск. В окт. 1930 г. Читинским оперсектором ОГПУ началась фабрикация дела о «контрреволюционной монархической организации». Обвинение было предъявлено 238 чел., в т. ч. мн. священно- и церковнослужителям Читинской епархии. Главой организации был объявлен Е. После проведения арестов в Забайкалье по требованию Читинского оперсектора ОГПУ 22 янв. 1931 г. Е. был арестован в Мариинске и 7 февр. отправлен по этапу в Читу.

http://pravenc.ru/text/187372.html

1, 2 об., 4, 6 об.), но это делают не все и исполняют лицемерно (л. 2 об., 3 и 8 об.). 2) Брак, как таинство, отвергают и вместо законной жены держат сожительниц (л. 8 и 9). 3) Для молитвы собираются по ночам в особом доме, молятся секретно (л. 3 об., 8 об., 9 об.). Степан Уфимцев у сектантов вместо попа (л. 3, 9 об.). 4) Вера их – лёгкая; сектанты ни в чём не признают греха (л. 1, 9 об.), не признают и загробной жизни (л. 6 об.); но мысль о какой-то жизни в будущем им присуща: «здесь хорошо живем, и там хорошо поживем (л. 1, 9 об.). 5) Как бы в доказательство того, что их вера – «лёгкая», с целью совращения спаивают водкой (л. 1 об., 5 об., 6 об., 8 об.). 6) Сектанты, хотя приурочивают свои собрания к праздничным дням православной церкви, из боязни возбудить подозрение, хотя по некоторым данным можно догадаться, что они субботу почитают вместо воскресенья; но в сущности праздников у них нет; «Воскресенье есть простое название, всё равно, что суббота, что пятница» (д. 19, 16 об.). 7) Из священных книг Нового Завета читают только Апокалипсис (л. 3 об.). Вот и все данные, находящиеся в деле, имеющие какое-нибудь положительное значение для определения секты. Спрошенный в качестве эксперта протоиерей Шадринского собора, о. Николай Разумовский, склонен думать, что мы имеем дело с сектой молоканской, с примесью иудейства, иначе с сектой молокан-субботников, собравшеюся вскоре после смерти основателя молоканства Уклеина (л. 20 Снес. Руков. по ист. и облич. раскола. Казань, ч. III). Молоканами называют наших сектантов и некоторые из свидетелей. Нельзя не согласиться, что признаки рационализма, перемешанного с еврейскими понятиями, действительно имеются. Но присущий молоканству рационализм, а затем и еврейские установления, и понятия не представляют ещё характерных признаков одной определённой секты. Отвержение же коренных христианских догматов ещё менее указывает на положительный характер секты. Между тем у наших сектантов есть нечто такое, что не позволяет считать их молоканами в точном смысле слова, хотя бы и молоканами иудействующими, известными под названием субботников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—680— привязаны к родине», опасались, что навсегда останутся в работниках на заводе. К волнующимся крестьянам выехал Моденского монастыря архим. Паисий. Туда же направился полковник Чуйкевич. Его убеждения мало помогли: воинскую команду «отражали сильно и отчаянно», захватили советника губ. Правления Никифорова и «не пощадили ничего к его изувечению», но он случайно спасся. Крестьяне рассеялись по лесам и мхам, откуда взять их оказалось невозможным. В с. Грашкине найдено убитыми 20 чел. и раненых «не мало»: раненными оказались тит. сов. Кайсаров, маиор Майдаров получил несколько ударов в спину, полк. Чуйкевич не избег ружейной дроби по ногам. Крестьяне изъявили готовность «умереть в одном месте в сделанной ими в приходской церкви ограде». На предложения взять копию с постановления губернского правления о требовании послушания со стороны крестьян они отвечали, что «бумаг у них валяются целые коробья, а нужно им видеть руку самого государя и должны оной повиноваться». В одинаковой степени волновались как череповские, так и вологодские крестьяне. Только военной силой удалось сломить упорство крестьян. За одно с крестьянами действовал дьякон с. Гришкина Е. Матвеев, «весьма дурных свойств». Относительно вологодских крестьян Комитет Министров, от 4 апреля 1812 г., постановил воспретить перевод купленных крестьян и возвратить переведенных. По усмирении «ожесточенных умов» вологодская Уголовная Палата судила виновных в волнениях и постановила: 4 чел. наказать при собрании прочих кнутом, а 3-м из них вдобавок вырезать ноздри и, выклеймя, сослать в Сибирь, в каторжную работу; прочих 319 чел. освободила от наказания, тем более, что в назидание им уже были наказаны другие. Крестьяне корнета Яковлева в 1812 г., приписанные к горным заводам Пермской волости, в Шадринской округе, в волостях Калиновской, Ильинской, Троицкой, Тамаркульской, Новодеревенской, Клеванинской, Скопинской, Красноярской, приписанные к заводам Гороблагодатским и Верх-Исетским, стали ослушными по официальной характеристике от «злонамеренных разглашений и внушений»

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

28 .04(11.05).1927–11(24).05.1928: Рославльская 28 .04(11.05).1928–11(24).05.1928; Смоленская, в. y., паки 11(24).05.1928–03(16).04.1930; Шадринская 1928–1928: Свердловская, в. у. 30 .04(13.05).1930–24.10(06.11).1930: Ржевская, паки 29 .10(11.11).1930–16(29).09.1931: Бакинская 1931–1931: Свердловская, в. y., паки 16(29).09.1931–1934: Кирилловская 1932–1934: Череповецкая, в. у. Варлаам Борисевич 30 .04(13.05).1945–01.1946: Винницкая Варлаам Козуля 08 .1926–1931: Бершадская 1928–1931: Винницкая, в. у. 1931–1931: Пермская, в. у. 27 .03(09.04).1934–23.08(05.09). 1934: Златоустовская 23 .08(05.09).1934–17(30).01.1935: Сарапульская 17(30).01.1935–27.05(09.06).1935: Осинская 17(30).01.1935–27.05(09.06).1935: Пермская, в. y., паки 27 .05(09.06).1935–16(29).01.1937: Марийская 29 .01(11.02).1937–23.05(05.06).1937: Сызранская 10(23).05.1937–02(15).08.1937: Оренбургская Варлаам Лазаренко 1919–1920: Майкопская 1920(?)–: Хорольская Лебединская Богучарская Варлаам Новгородский 05(18).06.1919–1920: Соликамская Варлаам Пикалов 09(22).05.1921–24.08(06.09).1924: Новосильская –1924: Вольская, в. у.(?) 24 .08(06.09).1924–11(24).03.1925: Ефремовская 11(24).03.1925–04(17).11.1926: Каширская 1926–1926: Могилевская, в. у. 1926–1926: Гомельская, в. у. 12(25).07.1934–1935: Рыбинская 12(25).11.1935–30.11(13.12).1935: Псковская 1942–17(30).08.1944: Свердловская Варлаам Покровский 04 .1930–1931: Дриссненская (обн.) 1931–1935: Гомельская (обн.) 1935–10.1935: Мозырьская (обн.) Варлаам Ряшенцев 13(26).01.1913–1922: Мстиславская 13(26).01.1913–1922: Гомельская, в. у. 1922–1922: Могилевская, в. у. 03(16).09.1923–30.06(13.07).1927: Псковская 01 .1924–12.1924: Могилевская, в. y., паки 13(26).07.1927–11(24).11.1927: Пермская 12 .1927–1928: Любимская, в. у. Варнава Беляев 03(16).02.1920–1922: Печерская (Нижегородское вик.) Варнава Накропин 02(15)11.1913–08(21).03.1917: Тобольская Варсонофий Вихвелин 13(26).11.1913–1924: Каргопольская 1925–27.11(10.12).1925: Великоустюжская 1926–1933: Никольская Варсонофий Гриневич

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1928–10.1929: Каширская 03 .1931–02(15).04.1931: Волоколамская Стефан Дзюбай 17(30).08.1916–30.04(13.05).1917: Питтсбургская 1918–12.1922: Питтсбургская, паки(?) Американская Стефан Знамировский 30 .08(12.09).1924–16(29).09.1927: Шадринская –1927: Пермская, в. у. 1926–03(16).09.1927: Свердловская, в. у. 16(29).09.1927–27.06(10.07).1928: Калужская 24 .04(07.05).1929–16(29).06.1933: Кировская 16(29).06.1933–05(18).10.1933: Ульяновская 05(18).10.1933–10.1936: Вологодская. 1938–: Ульяновская, паки Стефан Проценко 26 .08(08.09).1926–28.10(10.11).1932: Козелецкая 28 .10(10.11).1932–08.1936: Черниговская 1942–12(25).08.1944: Уфимская 25 .08(07.09).1944–23.05(05.06).1945: Полтавская 23 .05(05.06).1945–23.09(06.10).1960: Харьковская Стефан Севбо 1942–1945: Смоленская, окк. Тарасий Ливанов 06(19).11.1931–12.1931: Уссурийская (Никольско-Уссурийская) 12 .1931–1932: Барнаульская Тимон Русанов 1926–1930: Кустанайская Тимофей Зайков 22 .04(05.05).1923–24.07 (06.08).1923: Чебоксарская и Чувашская (обн.) 28 .02(13.03).1924–23.04(06.05).1938: Чебоксарская и Чувашская (обн.), паки Тимофей Успенский 25 .06(08.07).1923–1926: Ливненская (обн.) 25 .06(08.07).1923–: Орловская (обн.), в. у. 1926–1926: Брянская (обн.), в. у. Тимофей Штретер 1938–: Люблинская 1944–1945: Холмская 1945–09(22).06.1948: Белостокская 1945–1948: Варшавская, в. у. Тихон Белавин 22 .12(04.01).1913–23.06(06.07).1917: Виленская и Литовская 23 .06(06.07).1917–21.11(04.12).1917: Московская и Коломенская 21 .11(04.12).1917–25.03(07.04).1925: Московский и всея России Патриархат Тихон Василевский 11(24).07.1914–15(28).05.1917: Курская 1918–1923: Воронежская 1918–1919: Алатырская, в. у. 1923–1923: Киевская (обн.) 1923–1923: Воронежская (обн.) 1923–04(17).07.1926: Воронежская (обн.). паки Тихон Лященко 1924–: Потсдамская (заруб.) 15(28).04.1924–1938: Берлинская и Германская, заруб. Тихон Никаноров 13(26).05.1913–27.12(09.01).1918: Воронежская Тихон Оболенский 07(20).11.1908–05.1926: Уральская 1919–1919: Куйбышевская, в. у. Тихон Попов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Понятно, что при таких обстоятельствах, в отдалении от мест центрального управления (гражданское было в Тобольске, а церковное – в Тобольске и Вятке, до 1800 г.), при сильном покровительстве богатых и должностных раскольников, – язва раскола должна была скоро распространиться, – и она действительно скоро распространилась по всему Зауралью, а отселе по всей Пермской губернии. Распространение поповщинской секты в заводах а) Невьянском Невьянский завод (осн. 1698 – 1703), сначала состоял в казенном ведомстве и был чисто православным. С 1702 он, по указу Императора Петра поступил во владение тульского мастера Никиты Демидова, которому дано было право принимать в этот и другие его заводы людей всякого звания, отколе бы они ни явились. Тогда переселились сюда огромными толпами и раскольники. Более других ловкие, они вскоре успели занять главные заводские должности и своим влиянием много содействовали распространению раскола по всему зауралью; влияние их было так сильно, что в начале текущего столетия иногда, за раз, по тысяче человек из православия уклонялось в раскол. Раскол здесь усилился особенно, по случаю нашествия на Россию Наполеона, которого раскольники почти все вообще считали антихристом. 9 Усилению раскола в Невьянске немало содействовало партесное церковное пение, введенное при заводской церкви директором завода Жмаевым. 10 К сожалению, церковная власть, по отдаленности, не могла наблюдать за расколом – и раскол здесь быстро развивался, а раскольники возымели сильное влияние на жителей не только окрестных заводов и селений, но и отдаленных сел и деревень Шадринского уезда; даже и теперь невьянские раскольники пользуются авторитетом у раскольников других уездов. б) в Выйском и Нижне-тагильском Нижне-тагильский завод (осн. в 1725) вместе с выйским заводом (основ. в 1721) был другим важнейшим рассадником раскола, который, при особенных местных обстоятельствах, развивался здесь быстрее, укоренился глубже и так усилился, что им заразились все коренные жители сих заводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010