Сошлемся на определение города известным русским историком И.Е.Забелиным: «Город есть живой узел разнообразных народных связей и отношений; он на самом деле является как бы сердцем той страны, где возникает и вырастает». Всплеск интереса к проблематике городов произошел в последние два десятилетия. И это хорошо видно на примере старинного Зауральского города Шадринска, который 15 сентября 2012 года празднует 350-летний юбилей со дня своего основания. Город и раньше не был обойден вниманием со стороны историков, краеведов, любителей и хранителей старины, писателей. Так, в 1895 году вышел роман Д.Н.Мамина-Сибиряка «Хлеб». На его страницах город Шадринск выведен под названием «Заполье». Кстати заметить, что в этом же году родился патриарх земледельческого цеха России, почетный академик ВАСХНИЛ, дважды Герой социалистического труда Терентий Семенович Мальцев (1895-1994). Всю свою вековую подвижническую жизнь он был связан с нашим городом. Основоположником зауральского краеведения, а по сути - градоведения, по праву следует назвать неутомимого исследователя родного края В.П.Бирюкова (1888-1971). Интенсивная работа краеведов переросла сегодня в мощное просветительское «Движение за культурное возрождение Шадринска». Шадринск сегодня буквально «купается» в необъятном море многожанровой литературы, которая омывает все «берега» городской жизни. Ее простое перечисление может составить отдельную книгу. Своеобразным компендиумом, полным сводом знаний о городе стал выход в 2010 году двухтомной Шадринской энциклопедии. В фундаментальном и объемном труде под научной редакцией профессора ШГПИ Сергея Борисовича Борисова отражены практически все стороны многообразной жизни города. Это основные исторические события, экономика, хозяйство и труд, становление и развитие местного самоуправления и структур гражданского общества, научно-образовательный и культурно-исторический комплекс, памятники старины, социальная сфера, градостроительство и архитектура города, его природные и художественные достопримечательности. Но самое главное - город представлен в судьбах людей. И не только выдающихся и знатных земляков, составивших славу Шадринску, Зауралью и всей России, но и простых тружеников, мастеров своего дела. Через жизнь, творчество, деяния и судьбы людей проступает характер города, его душа и неповторимый облик.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/16/...

Жемчужиной в образовательной короне не только города, но и всего Зауралья стал Шадринский государственный педагогический институт, перешагнувший свой 70-летний рубеж. Тысячная часть всего российского студенчества (и, надеюсь, лучшая) обучается сегодня в ШГПИ. 2,5 тыс. будущих мастеров неоиндустриального производства обучается в политехническом колледже. По предварительным данным прошедшей переписи можно сказать, что каждый пятый шадринец - студент! ШГПИ значительно раздвинул рамки чисто педагогической подготовки, превращаясь в многопрофильное высшее учебное заведение университетского типа. Открыта аспирантура по 11 специальностям, ведется подготовка докторантов. Можно с полным основанием утверждать, что институт выполняет градообразующую роль в социокультурном развитии городского сообщества Шадринска. Чтобы учебное заведение состоялось не как краткосрочные курсы по подготовке счетоводов-бухгалтеров и скороспелых менеджеров, а сформировались его научные школы, сложился высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав и был достигнут высокий уровень подготовки специалистов, нужны десятилетия упорного труда многих поколений. Порушить же бесконечными и непродуманными (а вернее всего очень даже продуманными!) реформами можно в одночасье. На протяжении последнего двадцатилетнего периода реформ постоянно вбрасывается порочная идея о целесообразности функционирования нашего пединститута. Неужели мы допустим такую финальную развязку в судьбе вуза, имеющего славную столетнюю историю в подготовке учительского корпуса и преподавательского состава учебных заведений не только Зауральского края, но и многих городов и весей нашей необъятной Родины? В развитие городского научно-образовательного комплекса, базовым ядром которого является ШГПИ, должны вложиться крупные и средние предприятия, весь деловой мир города. Долгими и трудными годами лучшие люди Шадринска добивались открытия школ и гимназий, реального училища, учреждений среднего специального и высшего образования, собственного драматического театра, краеведческого музея, библиотек и многих культурно-просветительских учреждений. Наш долг - не только сберечь, но и восстановить, и актуализировать богатейшее духовное и культурно-историческое наследие, доставшееся нам не по нашей заслуге от наших предков.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/16/...

В некоторых местах, особенно во владельческих заводах, ревнители раскола так были страшны своею силою, что даже православные, из опасения преследований, казались раскольниками, ходили в их часовни, а тайно держались православной Церкви и от неё принимали Св. Таинства. Так было, например, в Нижнепетровском заводе (Красн. уезда). Верхъязвинские раскольники, возбуждаемые расколопоборниками, даже посягали на жизнь миссионера Любимова, и только Бог спас его от опасности. 90 и) Много вредили миссии и раскольнические наставники, число которых очень увеличилось с открытием миссии. Большею частью это были простые мужики, но грамотные, начетчики, хитрые, вкрадчивые, видимо набожные, ловко умевшие действовать на совесть раскольников. Там, где появлялись эти наставители, успехи миссии были или весьма слабы, или даже вовсе их не было. Хотя правительство строго приказывало брать таких расколоучителей, но при слабом содействии, или бездействии, или даже противодействии со стороны гражданской, большею частью находили они возможность и средства ускользать от рук правосудия. i) Не скроем здесь, что и местные православные священники не всегда помогали миссии, а иногда даже и вредили ей неосторожными своими поступками. В некоторых местах, например в Кунгурском уезде, приходские священники, за обширностью своих приходов и отдаленностью прихожан, редко их посещали, требы совершали несвоевременно или даже по-заочь, – особенно отпевание умерших. В других местах они явно потакали раскольникам: при совершении таинств крещения и брака ходили «по солонь» в угождение раскольникам; по крещении и венчании их, не отбирали от них законных обязательств – навсегда оставаться в Церкви православной. Так было в Шадринском уезде. Все такие и подобные действия местных православных священников не могли не вредить миссии. 91 к) В некоторых уездах (Шадринском и Верхотурском) поселились выходцы из западных губерний. Ревнители мнимой старины вскоре узнали, что эти выходцы крещены не чрез погружение, а чрез обливание: – новый предлог к отделению от Церкви православной; потому что, по мнению староверов, обливательное крещение есть великая ересь.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Подобные же завершения, но в меньших размерах, имели колокольня и алтарные апсиды. Церковные главы были утверждены на венцах шеек, несколько напоминающих заостренные сверху шатры. Всего глав было пять: одна над колокольней, одна над главной церковью и три над алтарями. Венцы были покрыты железом и окрашены зеленой краской, каковыми были и до ремонта церкви в 1864 г., а сами главы – позолочены; на них – железные восьмиконечные кресты без всяких украшений. Изначально кресты снабжены были каждый четырьмя цепями, но в 1864 г. цепи были сняты, а сами кресты вызолочены. В 1890 г. купол главного храма был переделан. В 1914 г. главы и кресты на всей церкви заново вызолотил А.Е. Краснов. На колокольне к началу 80-х гг. XIX в. находилось 10 колоколов. Самый большой из них в 158 пудов был отлит в 1845 г. шадринским купцом Григорием Шишкиным и пожертвован храму вольноотпущенным крестьянином Вязниковского уезда Федором Яковлевичем Бухариным. В начале XX в. колоколов значилось уже 11, самый крупный из них весил 303 пуда. Сведений о внутреннем убранстве Троицкого собора сохранилось немного. Как упоминалось в документах 1778 г. полы в главной церкви и в трех алтарях были первоначально кирпичными. Несколько позже они были покрыты чугунными плитами. В приделах, трапезной части и в остальных помещениях пол всегда был деревянным и неоднократно ремонтировался. Стены храма сначала были просто побелены, росписи сделаны позднее. Из документов церкви видно, что в куполе главного храма в 1857 г. уже имелось изображение Всевидящего Ока Божия в окружении шести херувимов, выполненное туринским мещанином Иваном Тюленевым. В 1864 г. стены Троицкого придела местами были расписаны иконописными священно-историческими изображениями. В 1879 г. стенная живопись здесь поновлялась шадринским мещанином Иваном Васильевичем Прямоносовым. Но более богатые росписи на стенах главного храма и в алтаре выполнены в 1901 г. тобольским губернским секретарем Василием Васильевичем Логиновым, удостоенным звания учителя рисования Императорской Академии художеств.

http://sobory.ru/article/?object=35686

больниц, широкая и общедоступная сеть библиотек и читален, аптек и фельдшерских пунктов. Земский бюджет за время их существования вырос в 45 раз. На земской службе состояло около 150 тыс. учителей, врачей, агрономов, ветеринаров, статистиков и других квалифицированных специалистов. Шадринское уездное земство было самым крупным земским учреждением в Зауралье. 18 сентября 1870 года открылось первое очередное Шадринское уездное земское собрание. Отличительной особенностью шадринского уездного земства в сравнении с Европейской частью России было почти в два раза меньшее представительство дворян и чиновников от общего числа гласных и в полтора раза больше купцов и мещан. Это являлось более реальным отражением социального состава населения уезда. Несмотря на свою ограниченность в компетенциях и полномочиях земство было первым всесословным собранием, решающим основные вопросы повседневной жизни. С первых шагов своей деятельности Шадринское земство поощряло развитие народных промыслов, промышленности и торговли, устанавливая льготные пошлины и налоги с крестьян, ремесленников, предпринимателей и производств, «остро необходимых для народа». Особое внимание обращалось на инспекцию всех промышленных предприятий уезда с целью выявления реальной стоимости их основных фондов, «доходности и сумм, в какую таковые застрахованы». Так, к примеру, проведенная специальной комиссией переоценка винокуренного завода А.Ф. Поклевского-Козелл, показала его стоимость в 112250 рублей против прежней слишком заниженной оценки в 38500 рублей, сообщенной владельцем завода. Как это созвучно с нынешними схемами ухода от налогообложения! Общий бюджет Шадринского земства за период его функционирования вырос с 60000 рублей до 957000 рублей, то есть в 15 раз! Это позволило осуществить большой объем благоустроительных работ, сформировать заново городскую структуру образования, здравоохранения и культуры. Как тут не вспомнить о целом созвездии русских меценатов конца XIX - начала XX века, когда их силами в России были созданы и успешно решали социально-благотворительные вопросы более 14 тысяч таких учреждений.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/16/...

За 350-летнюю историю трудом двенадцати поколений, созидательными и творческими усилиями людей служивого, военного, промышленно-коммерческого, мещанского, чиновного и духовного звания, различной национальной и религиозной принадлежности сформировался уникальный и самобытный хозяйственный и социально-культурный организм. Шадринск - это город рабочих и студентов. На промышленных предприятиях города трудится более двадцати тысяч человек. Город практически вышел из тисков тяжелого финансово-экономического кризиса, имеет самый низкий уровень безработицы на Урале. Общий объем реализации продукции крупных и средних предприятий города превысил десяти миллиардную отметку. Почти каждый пятый житель Шадринска - студент. Шадринск - это город с сельским лицом, но в хорошем и лучшем смысле этого социально-культурного феномена. Это город культуры - со старейшим драматическим театром, развитой сетью культурно-просветительских учреждений. Родная земля - это не только дым отечества, но и непреложность истории народа, земного призвания и назначения человека. Скажем словами И.А.Ильина: «Родная земля для человека является колыбелью, мастерской и его смертным ложем; она есть судьба и его воспитатель, преддверие его творческого духа, его око к Богу». Нельзя удовлетвориться усредненной, абстрактно обобщающей и агрегированной картиной городской жизни. На ее полотне самобытными и выразительными должны быть культурно-исторические черты, в неповторимом своеобразии представлен духовно-социальный портрет родного города, особенности функционирования и жизнедеятельности местного сообщества в сравнении и сопоставлении с другими городами. Уникальность и самобытность нашего города, идущего к своему 350-летию, во многом определяется сложившимся и развитым научно-образовательным, профессионально-подготовительным и культурно-просветительским комплексом. В нем не просто наличествуют, а достойно представлены все составные части и уровни профессионально-образовательной системы и социокультурной сферы жизнедеятельности. Исходный и первичный уровень этой целостной системы - детские дошкольные учреждения, в которых воспитывается более 3-х тыс. детей. За школьную парту каждый день садится 9 тыс. учащихся. Студенческую аудиторию двенадцати учебных заведений профессионального образования заполняют почти 15 тыс. будущих специалистов.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/16/...

В современном российском обществе, несмотря на все трансформационные и кризисные явления, сохраняется мощный культурно-образовательный, духовный и гражданский ресурс местного самоуправления, его восстановления и дальнейшего развития. Следует иметь в виду, что такие серьезные общественные преобразования, как переход на рыночные отношения и государственное переустройство являются все же надстроечными структурами над фундаментальными и базисными основаниями жизнедеятельности российского социума, укорененными в социально-исторических глубинах народной ментальности и образа жизни. России, российскому социуму, нашей государственности и самобытным гражданским структурам общества не двадцать " перестроечных " и " суверенных, демократических " лет, и не хронологически полное послеоктябрьское 90-летие. И даже четыре века, прошедшие с 4-го ноября 1612 года, отмечаемые ныне как День народного единства, не являются точкой отсчета российской государственности. Не только древнерусские летописи, но и многие западноевропейские хроники и документы свидетельствуют, что 21 сентября 862 года можно считать исторической датой образования единого Древнерусского государства. Тысячелетие его основания было торжественно отмечено в 1862 году, в честь которого был отлит и установлен в Великом Новгороде памятник Колокол. 1147 полных лет - почтенный и достойный самого серьезного внимания и высокого уважения возраст русского государства. За этот огромный исторический период накоплен уникальный и бесценный исторический опыт становления самобытных институтов гражданского общества и развития самоуправленческих начал на основе общинных и православных ценностей. Не может быть по достоинству не оценен советский период строительства государственности и становления самоуправления на местном уровне, в том числе и в рамках городского сообщества. Возьмем, к примеру, город Шадринск Три с половиной века назад Шадринск начал свое историческое существование и поступь в будущее с небольшого острожка, а затем и слободы в живописной излучине Исети.

http://ruskline.ru/analitika/2009/08/06/...

XVII-XVIII века характеризуются сложной военно-политической ситуацией в крае. Практически одновременно с рус. колонизацией шло заселение зап. земель совр. К. о. башкирами, что приводило к периодическим русско-башкир. конфликтам, прежде всего в Приисетье. В XVII в. эти земли стали зоной столкновений с калмыками. С 90-х гг. XVII в. сюда стали проникать киргиз-кайсаки (казахи). Постоянные набеги кочевников на рус. поселения потребовали от властей в 70-х гг. XVII - 50-х гг. XVIII в. создания системы оборонительных линий (Исетская, Ишимская, Пресногорьковская, Нижнеуйская), вдоль которых началось формирование казачьих поселений, ставших позднее частью земель Оренбургского казачьего войска. В XVII в. территория совр. К. о. входила в состав Тобольского у., с 1708 г.- в Сибирскую губ., затем - в Исетскую пров. Согласно губ. реформе Екатерины II Алексеевны , различные территории края входили в состав Тобольской, Пермской и Оренбургской губерний. Первыми поселениями, получившими статус города, были слобода Шадринская в 1712 г., с. Николаевское при Далматовском Успенском мон-ре (Далматово; с 1691 с. Николаевское, с 1781 г. Далматово, с 1797 село, с 1945 рабочий пос., с 1947 город) в 1781 г. и Курганская слобода (Царёво Городище) в 1782 г. (переименована в г. Курган). В 1781-1797 гг. Далматово - центр одноименного уезда. Курган и Шадринск сохранили статус уездных центров вплоть до ХХ в. С XVIII в. край использовался как место ссылки: узниками Далматовского мон-ря в разные годы были кнж. П. Г. Юсупова, гр. П. Ф. Апраксин и др. В XIX в. в Кургане на поселении находились нем. писатель А. фон Коцебу, декабристы, участники польск. восстаний 1830 и 1863-1864 гг. и др. Историческая панорама Шадринска. Фотография. Кон. XIX в. Историческая панорама Шадринска. Фотография. Кон. XIX в. С XVII в. регион стал важным центром земледелия (Верхотурско-Тобольский земледельческий р-н) и хлебных поставок на тобольский рынок, а с XVIII в.- важнейшей ресурсной (продовольственной) базой развивающегося Уральского горнозаводского региона. Вплоть до ХХ в. основу экономики составляли аграрное производство и переработка продуктов сельского хозяйства (салотопенные, кожевенные, мукомольные и др. кустарные предприятия). В 1893 г. через территорию совр. К. о. прошла Транссибирская железнодорожная магистраль, что дало толчок быстрому экономическому и демографическому росту Кургана. В 1913 г. открыто сообщение по железнодорожной линии Синарская - Шадринск. С кон. XIX в. в регионе развивалась одна из первых в Сибири маслодельных артелей. В 1907 г. в Кургане создан Союз сибирских маслодельных артелей во главе с А. Н. Балакшиным. В период Столыпинской аграрной реформы территория края стала одним из районов переселения крестьян из европ. части России, а также перевалочным пунктом для переселенцев вглубь Сибири.

http://pravenc.ru/text/2462283.html

230 Возник в 1594 г. близ устья р. Тара (правый приток Иртыша) как крепость на южном рубеже русских владений в Сибири, был центром меновой торговли с Джунгарией, Средней Азией. Гидроним Тара из тюркского тар «узкий». Деревянный город неоднократно горел (в 1629, 1658 гг.). После пожара 1669 г. перенесен ниже по течению Иртыша, на современное место. В 1708 г. приписан к Сибирской губернии, с 1719 г. к Тобольской провинции. С 1782 г. уездный город Тара Тобольской области Тобольского наместничества (с 1796 г. – Тобольская губерния). Со строительством Омской крепости, когда Сибирский тракт (1769) прошел к югу от Тары, потерял свое стратегическое и торговое значение. К середине XIX в. В окружном городе Тара Тобольской губернии насчитывалось 6 церквей. 231 Очевидно, город Ялуторовск. Ныне центр Ялуторовского района Тюменской области. Основан в 1639 г. как острог Ялуторовский (позднее слобода) на месте татарского городища Явлу-Тура, что значит «воинственный город» или «город боев». В 1782 г. слобода преобразована в уездный город Ялуторовск Тобольской области Тобольского наместничества (с 1796 г. – Тобольская губерния). В XIX в. был местом политической ссылки, здесь на поселении жили декабристы Н. В. Басаргин, М. М. Муравьёв-Апостол, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин, И. Д. Якушкин. В 1856 г. в окружном городе Ялуторовск Тобольской губернии насчитывалось 2 церкви, 500 домов, 86 лавок. 232 Город Шадринск расположен на реке Исеть. Шадринский острог был основан в 1662 г., когда русские землепроходцы приступили к освоению сибирских и дальневосточных земель. Под прикрытием стен острога шло заселение берегов Исети крестьянами из северных и центральных губерний. Уже к 1686 г. Шадринская слобода, возникшая вокруг острога, стала самой большой слободой Западной Сибири. В ней имелось 137 дворов пашенных крестьян, проживало 10 беломестных казаков, 41 драгун. Со второй половины XVII в. и до середины XVIII в. Шадринск являлся административным и торговым центром Исетского края. В 1744 г. центр Исетской провинции был перенесен в Челябинскую крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Меня настораживает героизация пороков» Протоиерей Владимир Сорокин о стрельбе в Курганской школе, в результате которой пострадали 7 детей 21.03.2018 1184 Сегодня семеро учеников школы 15 города Шадринска Курганской области пострадали в результате стрельбы из пневматического пистолета, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу ГУ МВД России по региону. «Сегодня утром в одной из школ Шадринска во время перемены девочка 13 лет из пневматического пистолета, который принадлежит ее отцу, произвела несколько выстрелов. В результате происшествия синяки и ссадины, предварительно, получили семь учащихся 7-го класса. В настоящее время в школе работает следственно-оперативная группа, которая устанавливает причины произошедшего. Образовательное учреждение работает в штатном режиме», - сказала собеседница агентства. По ее словам, медики выехали на место ЧП и осмотрели пострадавших учеников школы, госпитализация большинству из них не потребовалась. По предварительным данным, одного из детей «Скорая помощь» забрала с собой, диагноз не уточняется. В аппарате уполномоченного по правам ребенка в Курганской области корреспонденту ТАСС сообщили, что детский омбудсмен выехала на место происшествия, чтобы выяснить подробности случившегося. Очередной инцидент в школе прокомментировал в интервью «Русской народной линии» настоятель Князь-Владимирского собора, председатель Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессор СПбДА, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, кандидат богословия протоиерей Владимир Сорокин: Тревожно за детей. С одной стороны, хотелось бы считать, что наше общество пребывает в стадии поиска общественного устройства и формы жизни, но с другой стороны, настораживает, что у людей нет конкретного представления о том, кто мы, куда идем и зачем живем. Я всегда говорил, что в системе образования дети первым делом должны изучать заповеди Божии и получать нравственные ценности. В школах не говорят о духовной стороне и нравственности. Предмет «Нравственное богословие» преподается только в Семинарии и Академии. Как подчеркивает наш Святейший Патриарх Кирилл, нравственность лежит в основе развития любого здорового общества. В школе дают только форму. Но, как известно, форма без содержания не работает. Для того чтобы работала форма, необходим здравый дух. В нашей традиции есть такая пословица: форма дух бережет .

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/21/me...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010