Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: « мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т.е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо». После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим с великою радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Мария Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя. Вознесение Господа Иисуса Христа — это завершение Его земного служения. Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем каждому человеку возможность воскреснуть во славе, Господь совершил большее, в Своем Лице Он вознес человеческую природу, включая тело человека к Самому Престолу Отца. Предосвятив в высшей степени Своим Вознесением природу человека, Господь сделал ее способной к принятию Святого Духа, Которого Он обещал послать людям Своим от Отца. Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После сего настанет жизнь будущего века, т.е. другая, вечная жизнь, которая для истинно верующих и благочестивых людей будет вполне блаженною, а для неверующих и грешников весьма мучительною. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью, как один из великих праздников, в 40-ой день от первого дня Пасхи. Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820).

http://patriarchia.ru/db/text/242779.htm...

10:16). Далее, чтобы кто–нибудь, услышав слова: « избрал нам наследие Свое », не стал недоумевать, сомневаться и говорить: почему же иудеи не веруют ныне? — пророк дополнительными словами разрешил недоумение. Бог с Своей стороны избрал и их и, сколько от Него зависело, не оставил никого. Если хочешь знать и причину, то выслушай следующее: « красу Иакова, которую возлюбил », присовокупляет пророк. Мне кажется, что он здесь разумеет верующих, как Павел объяснил, сказав: « но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя » (Рим. 9:6–8). Верующих справедливо можно назвать « красою » народа, так как что прекраснее тогдашних верующих? « Наследием » же Его называет пророк этот народ не потому, чтобы Бог когда–нибудь оставлял прочие народы, но чтобы выразить сильную к нему любовь Божию, близость и особенное промышление. А чтобы тебе видеть точность пророка, посмотри, как он употребляет выражение, которое обыкновенно употребляют люди о вещах покупаемых. Многие, покупая что–нибудь, часто называю добротою (« красою »)то, что превосходит прочие вещи. Так и пророк, желая показать, что не все спасутся, говорит: « красу Иакова ». Тоже и в евангелиях выражается многими притчами. « Вознесся Бог при восклицании » (ст. 6). Не сказал: вознесен, но: « вознесся », выражая, что Христос вознесся не при помощи кого–нибудь, ведшего Его, но сам шел этим путем. Илия и не таким путем восшел, каким Христос, и вознесен был посторонней силою, потому что человеческое естество не может идти несвойственным ему путем, а Единородный « вознесся » собственной властью. Потому и Лука сказал: « когда они смотрели на небо, во время восхождения Его » (Деян. 1:10). Не сказал: когда Он был взят, или возносим, потому что это было Его собственное восхождение. Если Он еще прежде распятия ходил по водам, будучи облечен вещественным и подверженным страданью телом, то удивительно ли, что, приняв тело нетленное, Он вознесся по воздуху? Где же « восклицание »? Кто восклицал, когда Он восходил? Тогда было молчание, и только одиннадцать учеников присутствовали при этом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Вот это тайна домостроительства спасения рода человеческого, она не может не потрясти сознание даже ангела. Потому что ангелы трепещут пред Богом. Сказано в Библии, что Бог и в ангелах усматривает недостатки. А когда ангелы видели спасение благоразумного разбойника, спасение Марии Магдалины, которая пребывала в состоянии бесноватости длительное время, спасение грешников, нечестивых, воров, лихоимцев, распутников. Когда они услышали, что Сам Христос сказал: первыми в Царство Божие идут мытари, блудники, грешники. Разве это не удивление? В Царство Божие! Это и есть пространство, которое Он освятил Своим вознесением на небо. Потому что в день мытарств нам придется проходить через это пространство, так вот Своим вознесением Он приуготовил для нас этот путь, а своим вторым Пришествием Он разорвет это пространство. Бесы -мытники уже ничего не смогут сделать, когда будет пришествие Христов, и Он в окружении ангелов и святых явится в эту реальность. Это уже другая тема. - Во многих храмах Москвы есть частица мощей святителя Николая, какой смысл стоять в очереди 5-7 часов, если есть возможность сделать это мгновенно в соседних храмах? -Вы знаете, в Москве есть огромное количество икон Казанской Божией Матери, написанные совсем недавно и еще не освященные, а есть очень древние иконы Казанской Матери Божией. Которые восходят к тем временам, когда этот образ был явлен блаженной Матронушке, это была девочка, которая увидела чудесный образ Девы Марии под Казанью. И есть огромное количество икон святителя Николая по всей Руси. Вот я сейчас вспоминаю, у меня в келлии две точно есть. Но это ни в коей мере не означает, что я буду молиться только на эту икону. А на эту не буду. Все таки святитель Николай был один человек, не два, не три...Тут такое отношение по-детски наивное. Действительно, мощи сохранялись в разных форматах, с разной достоверностью. Это общеизвестно, и святость мощей всегда подтверждалась - чем? Чудесами и знамениями.

http://radonezh.ru/text/kakaya-natsional...

14. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, матерью Иисуса, и с братьями Его. Единодушно пребывали в молитве и молении: общее обозначение того духовного религиозного настроения, в каком находились ученики Господа после Его вознесения, как и в Евангелии от Луки ( Лк.24:53 ). Возвратились с Елеона они с радостию великою ( Лк.24:52 ), и эта радость выражалась в единодушии и молитве. Притом они были как овцы среди волков; молитва и единодушие необходимы были для них и посему. «Прекрасно! Молитва – сильное оружие против искушений. Этому они, с одной стороны, уже достаточно научены были самим Учителем, а с другой – к тому же их располагало и настоящее искушение; потому они и восходят на горницу, что сильно боялись иудеев» (Злат.). Наконец, молитва и моление были для них лучшим средством приготовления их к принятию обетованного им Духа и к исполнению того великого служения, на которое они призваны Христом. Вместе с апостолами упоминаются здесь жены; это, без сомнения те жены, которые сопутствовали Господу в Его путешествиях по Палестине с проповедью Евангелия и служили Ему имением своим, о коих повествует ев. Лука в своем Евангелии ( Лк.8:2–3 ), и которые пришли с Ним из Галилеи в Иудею на последний праздник Пасхи ( Лк.23:55 ; Лк.24:1 ). Между ними упоминает дееписатель выразительно о пречистой Матери Господа. Здесь были названы братья Господа (ср. прим. к Мф.1:25 ; Мф.13:55 и парал.), которые еще не так давно не веровали в Него, как Мессию ( Ин.7:5 и прим.), а теперь уже были в числе верующих. Были здесь, без сомнения, и другие верующие, о которых упоминается далее (ст. 16). 15. И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал: 16. (Было же собрание человек около ста двадцати) мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса. В те дни: между днем вознесения Господа и днем Пятидесятницы, в один из тех дней, когда было собрание учеников и последователей Господа (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

14 И дух поднял меня, и взял меня, и я ушел огорченный с негодованием духа моего. LXX: И дух поднял меня и взял меня, и я ушел, вознесенный (sublimis) стремлением духа моего.    Быв вознесен духом и взят им, он в негодовании и огорчении духа своего ушел, куда уносился, уразумевая гнев Божий и размышляя к духе о том, что означало видение. Или же он уносился, вознесенный стремлением своего духа, желая идти, куда повелевал Бог. Под духом его мы должны разуметь не Духа Святого, но дух человеческий, о котором во многих местах говорится, как у Исаии: от нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже (Исаии 26, 9). Переносится же пророк не в духе (как некоторые думают), а в самом теле, что и об Аввакуме мы читаем по Феодотиону (Дан. гл. 14).    Ст. 14—15. Рука Господня была со мною, укрепляющая меня. И я пришел к пленникам, к груде новых плодов, к живущим при реке Ховаре. И я сидел, где они сидели, и оставался семь дней, скорбя среди их. LXX: И рука Господня крепкая была на мне. И я вошел к пленникам, быв вознесен, и обходил кругом живущих при реке Ховаре, которые были там и сидел я там семь дней, обращаясь среди их. Вместо переведенного нами: к груде новых плодов, Акила, Симмах и Феодотион поставили самые слова еврейские thel abib, которые LXX перевели: вознесенный и я ходил кругом, полагая, что лучше что-нибудь сказать, нежели давать задачи читателю. Мы же от евреев узнали, что thel abib означает сбор зернового хлеба или жита, который, после голода и скудости, прежде нежели обмолачивается на гумне, подает некоторую надежду на пищу. Таким же образом малый и слабый Израиль, живший на берегах реки Ховара, как бы оживая и поднявшись с земли, обещал урожай народу иудейскому. А рука Господня была на пророке, укрепляя его, чтобы он мог получить наименование стража и учить тому, чему он учил. Но предварительно он семь дней обращается среди их, видя то, что они делали, чтобы знать, что впоследствии обличать. Скорбит же или обращается среди их, потому что видит злодеяние их и праведное решение Божие, сообразное с беззаконием грешников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1 хор Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь.  2 Духом уст Его – всё воинство их.  1 С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих.  2 Огонь перед Ним загорится, и вокруг Него – буря сильная.  1 Угли возгорелись от Него. И наклонил Он небеса, и сошёл.  2 От блистания пред Ним прошли облака, град и угли огненные.  1 Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли.  2 И поклонятся пред Ним все племена народов.  1 Свидетельство Господне верно, умудряющее младенцев.  2 Земля поколебалась и небеса растаяли от лица Бога Синая.  1 Дождь обильно прольешь Ты, Боже, на наследие Твое.  2 Ты поставишь их князьями по всей земле.  1 Во всю землю вышел голос их, и в концы вселенной речи их.  2 Пошлешь Духа Твоего – и будут созданы, и обновишь Ты лицо земли.  1 Дух Твой благой поведёт меня в землю правды.  2 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня.  1 Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.  2 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня.  1 Господь даст благовествующим слово с силою многою.  2 Господь силу народу Своему даст, Господь благословит народ Свой миром. Слава, и ныне:  Аллилуиа,  трижды. Пс 18:2; 32:6; 32:13 ; 49:3Б; 17:9В–10А; 17:13; 21:28А; 21:28Б; 18:8Б; 67: 9А; 67:10А; 44:17Б; 18:5; 103:30; 142:10Б; 50:12; 50:13; 50:14; 67:12; 28:11. По полиелеи седален, глас 8. Подобен: Повеленное тайно: После полиелея седален, глас 8 По востании Христе, еже из гроба,/и еже к высоте небесной божественном вознесении,/боговидцем славу Твою низпослал еси Щедре,/Духа праваго обновивый учеником./Темже яко гусль мусикийская, всем уяснися/божественным бряцалом тайно Спасе глашения, и смотрение Твое.  [Дважды.] По воскресении Твоем, Христе, из гроба/и к небесной высоте божественном вознесении,/боговидцам ниспослал Ты Свою славу, Милосердный,/Дух Правый обновив в учениках;/потому они, как лира музыкальная,/таинственно изъяснили всем/возглашения свои под воздействием божественным/и Твое, Спаситель, домостроительство.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/den-svyat...

1Пет. 3:22 – “...Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы”. Эти цитаты говорят только о единократном Вознесении. Церковное предание никогда не говорило ни о каких других гипотезах. Вечное царствование Иисуса Христа по Вознесении на небо. Седение одесную Отца Мы знаем о том, что Господь вознесся во славе и седе одесную Бога Отца, как написано в Евангелии от Марка (16:19). Деян. 7:55–56 – здесь говорится о видении диакона Стефана: “...воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога”. Что означает седение одесную Бога, или стояние одесную Бога? Когда речь идет о том, чтобы быть по правую сторону Бога, получается несоизмеримое и даже нелепое выражение, потому что Бог есть Дух, и Он не имеет ни правой, ни левой стороны, Он никак не локализуется в пространстве. Значит, здесь какой-то особый смысл. Он становится понятным, если взять сравнение с обычным царским двором. Что значит, что царь кого-то сажает по правую сторону от себя? Таких мест в Библии много, например, 3Цар.2:19–22 . Это значит, что тот, кто сидит справа от царя, получает те же почести, какие полагаются царю. Но не только это. Есть еще одна сторона, не менее важная: сидящий по правую сторону царя разделяет царские обязанности, царские заботы и царскую власть. Поэтому, когда мы говорим о том, что человеческое естество заняло столь высокое место, это означает, прежде всего, прославление, участие в Божеских почестях. Победитель восшел на трон и сидит одесную Бога, значит, Он принимает ту славу, которой обладал Сын Божий до Боговоплощения и даже до сотворения мира. Следовательно, Он принимает на Себя и заботы о мире, и власть, которую надо употребить там, где это необходимо. Именно в этом смысле надо понимать седение одесную Бога. Мф. 28:18 – “Дадеся Ми всякая власть на небеси и на земли”. Еф.1:20–21 – “Воскресив Его от мертвых и посадив одесную Себе на небесных, превыше всякаго начальства и власти, и силы и господства, и всякаго имене именуемого не точию в веце сем, но и во грядущем”.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

21:15), и (так далее) до конца беседы (между ними). А здесь Иоанн остановился и не упомянул о Вознесении, но говорит: « Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг » ( многа же и та знамения сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню всему миру вместити пишемых книг ) (Иоан. 21:25; ср. 20:30). Таким образом, Иоанн и Матфей совсем не вспомнили о Вознесении, а Марк упомянул, но лишь вскользь. Только Лука продолжил полный рассказ до вознесения. На него и ссылается: « Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал » (Деян. 1:1, 2). 9. Кто этот Феофил? В то время он был игемоном и, находясь в должности, принял проповедь (евангельскую); как некогда проконсул Кипра последовал проповеди Павла во время своего проконсульства, так и Феофил, будучи игемоном, был обращен (ко Христу) проповедью Луки. Самого же блаженного Луку он просил описать для него деяния апостолов. «Ты научил, — говорит, — меня делам Христа; научи теперь и делам Его учеников». Поэтому ему посвящает (апостол) и второе свое слово. Ведь и Евангелие Луки было написано для Феофила. Откуда это видно? Сам Лука говорит: « Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен » ( понеже убо мнози начата чинити повесть о извествованных в нас вещех, якоже предаша нам, иже исперва самовидцы, и слуги бывший словесе, изволися и мне последовавшу выше вся испытно, поряду писати тебе, державный Феофиле, да разумееши, о нихже научился еси словесех утверждение ) (Лук. 1:1–4). « дочтопочтенный » ( Державный) — то же, что сиятельный; такой титул давался тогда сиятельным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

22. Мужи Израильские! Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него посреди вас, как и сами знаете, Выслушайте слова сии и пр.: событие дня, приведшее в изумление и недоумение одних, возбудившее злобную и легкомысленную насмешку со стороны других, ап. Петр представил в ясном свете пророческого слова, как исполнение предреченного Богом через пророка. Для иудея благочестивого (ст. 5) и даже легкомысленного это было очень важно, настраивало на важный и серьезный тон его мысль, и апостол, достигнув этой цели, обращается к объяснению самой сущности явления по его происхождению, раскрывая тайну, сокровенную от премудрых и разумных мира сего. Сущность всей дальнейшей речи его выражена в ст. 23, что Иисус, которого недавно распяли, но который воскрес из мертвых, излил то, что вы ныне видите и слышите: эту основную мысль апостол раскрывает подробно, объясняя все великое дело страданий Христовых и Его прославления. Он разъясняет это дело с двух сторон: со стороны человеческой и со стороны божественной; с первой – доведение Его людской несправедливостью до крестной смерти, со второй – прославление Его Богом в воскресении и вознесении. Мудрая предосторожность апостола, говорящего перед неверующими, чтобы не отягчить их слуха, так как крест Христов для иудеев соблазн ( 1Кор.1:23 ), заставляет его смягчать для их слуха речь о Христе: он говорит о Нем как о человеке, которого, воскресив из мертвых, Бог соделал Господом и Христом (Мессией), не говоря еще прямо о том, что Он – Бог , воплотившийся Сын Божий. С сей же целью слова свои о воскресении и вознесении Христовом он утверждает на словах ветхозаветного пророка и царя Давида. С этой же целью называет он Господа не именами, обозначающими Его божественное достоинство (Сын Божий, Мессия и под.), но обычным человеческим Его именем – Иисуса Назорея, т.е. Иисуса из Назарета (ср. Мф.2:21 ). С этой целью вообще «он ничего не говорит высокого, а начинает свою речь крайне уничижено» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

2–3. Евангелист и дееписатель говорит, что первое его слово обнимает жизнь Иисуса Христа от ее начала до того дня, в который Он вознесся, дав повеления апостолам. Это была последняя воля, последнее завещание Иисуса Христа Своим апостолам. В чем состояло это завещание, дееписатель ближе здесь не определяет. Из последующего (ст. 4 и далее) видно, что оно ближайшим образом относилось к исполнению обетования Христова над апостолами о ниспослании на них Духа Святого, ради чего они должны были неотступно пребывать в Иерусалиме, где имело последовать исполнение этого обетования. Кроме того, последнее завещание Господа касалось вообще дела апостолов, как свидетелей Иисуса Христа и проповедников Его Евангелия (ср. ст. 8–9), так что деятельность апостолов, изображенная в книге Деяний, является перед нами как исполнение ими этой последней воли Господа. Эти повеления апостолам Господь дал, по замечанию дееписателя, чрез Духа Святого. Продолжение дела Христова на земле по вознесении Его на небо есть дело преимущественно Бога Духа Святого. Поэтому сии повеления Господа были в то же время и повелениями Духа Святого, имевшего скоро снизойти на апостолов и действовать в них и чрез них ( Ин. 14, 16–17, 26; 16, 13–15 ). Люди, которым Господь возвестил последнюю Свою волю, были избранные Им Самим апостолы, пред которыми Он, страдавший и умерший, вполне убедительно доказал Себя живым, в продолжение сорока дней по Своем воскресении являясь им и говоря о Царствии Божием. Великое назначение было апостолов: они должны были быть столпами Церкви Христовой, провозвестниками миру слова и дела Христова. Поэтому Сердцеведец Господь из числа многих Своих последователей избрал самых достойнейших, и они были с Ним с самого начала Его общественного служения, знали каждый шаг Его жизни, каждое Его слово ( Ин. 15, 27 ; ср.: Деян. 1, 21–22 ). Однако же и они были люди своего народа и своего времени. И вот, когда неожиданно для них Господь их и Учитель пригвожден был к позорному кресту и умер, веру их покрыла такая мгла, что душевное их состояние достойно было сравниться с состоянием находящейся в муках рождения женщины ( Ин. 16, 20–21 ). Эту мглу с их духовных очей могли снять только самые убедительные факты, которые бы самым решительным образом засвидетельствовали пред ними воскресшего, вечно живого Христа; только при фактическом убеждении могли быть благоплодны для них наставления, поучения. И вот воскресший Христос в продолжение сорока дней является им, со многими верными доказательствами свидетельствуя истину Своего воскресения. Теперь они делаются способными принять и усвоить наставления Господа, что так надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою, как предсказано Моисеем и другими ветхозаветными пророками и как неоднократно предсказывал им во время жизни Своей и Сам Господь. Поэтому Спаситель, являясь им по Своем воскресении, беседовал с ними о Царствии Божием. 2. Вознесение Иисуса Христа на небо (1, 4–11)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010