33. Десницею убо Божиею вознесеся, и обетование Святаго Духа прием от Отца, излия сие, еже вы ныне видите и слышите. Чтобы слушатели скорее могли получить объяснение того, что теперь собрало их около Апостолов, и удобнее могли удержать слышанное или сообразить с тем, что привело их в недоумение, Апостол кратко говорит о величайших событиях – о вознесении Иисуса Христа на небо и ниспослании Всесвятого Духа. «Итак Он, Иисус Христос, быв вознесен, десницею Божиею, и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите». Апостол и теперь прикрывает величие Иисуса Христа и говорит: быв вознесен десницею Божиею, т. е. силою или могуществом Божиим быв вознесен на небо, хотя эта Божественная сила или могущество принадлежало самому Иисусу Христу, как Сыну Божью, истинному всемогущему Богу, – «и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что ныне видите и слышите». Приняв от Отца обещанного Святого Духа, или того Духа Утешителя, которого Иисус Христос, и прежде своих страданий и крестной смерти, неоднократно обещал Своим ученикам послать от Отца (Ин.гл.14:16.17); ныне излил Его на нас, говорит Петр, верующих в Него, Христа Иисуса, что вы теперь сами видите и слышите, видя те действия, какие Он совершает, и слыша вещания о великих делах Божиих, о которых мы говорим по внушенью Святого Духа. Не бо Давид взыде на небеса: глаголет бо сам: рече Господь Господеви моему: сиди одесную Мене, дóндеже положу враги твоя подножие ног твоих. Святый Петр приводит новое пророческое свидетельство о том, что обетованный Спаситель Христос вознесся на небо и воспринял Божеское величие и славу (в объяснение 33 стиха); «ибо Давид не восшел на небеса, а между тем сам говорит: сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног твоих ( Пс.109:1 )». Не бо Давид взыде на небеса: Давид не восходил на небо с телом; из этого видно, что выше приведенные слова из Псалма (ст. 25–28) произнес он не о себе, а об Иисусе Христе, как обетованном великом потомке его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

—43— Потом явился Иакову, также всем апостолам. А после всех явился и мне, как некоему извергу“ ( 1Кор.15:4–7 . Ср. Деян.22:17,18 ). Наконец, воскресший из гроба Господь, по явлении Своём ученикам, восшёл от них к Отцу Своему, на что предуказал уже при явлении Марии Магдалине. Какова бы ни была телесность в явлениях Его ученикам, смысл Его воскресения и Его явлений должен быть понимаем во свете этого последнего момента явлений Воскресшего – Его отшествия к Отцу. Без этого заключительного момента явления Воскресшего были бы чудовищным явлением. Он вознёсся от апостолов на небо, т. е. Он стал для них навеки (до второго пришествия) невидим ( Деян.1:9 ), Он восшёл к Отцу, так что мы Его по плоти больше уже не знаем 1155 . Как явлениям воскресшего Господа Иисуса необходимо было закончиться отшествием Его к Отцу ( Ин.20:17 ), так и отшествие Его к Отцу необходимо предполагает Его духовное вселение в сердца верующих, или дарование им Святого Духа. На основании евангельских повествований невозможно восстановить хронологической последовательности этих событий, так как евангелисты Марк и Лука (ср. Мф.) сообщают о вознесении Господа, но не передают о даровании ученикам Духа, а евангелист Иоанн повествует о даровании ученикам Духа, но не говорит о вознесении Воскресшего, хотя и Лука свидетельствует о радости, наполнившей сердце учеников при вознесении Господа ( Лк.24:52 ), и в Евангелии Иоанна Воскресший поручает Марии передать ученикам: „восхожу к Отцу Моему“ ( Ин.20:17 ) и пр. Да и едва ли возможно уста- —44— новить здесь хронологические прежде и после, так как по существу отшествие Господа Иисуса к Отцу и дарование ученикам Духа связаны неразрывно, как ещё раньше разъяснял Христос Своим ученикам: „Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его, и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает, и в вас будет. Не оставлю вас сиротами: приду к вам... Лучше для вас, чтобы Я пошёл (к Пославшему Меня); ибо, если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам“ ( Ин.14:16–18,16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

III. Воскресение Господа Иисуса Христа мы празднуем всю Пасхальную неделю, песнопения, прославляющие это величайшее событие, воспеваем вплоть до праздника Вознесения, и вспоминаем о нем каждое воскресенье. На русском языке и первый день недели называется воскресеньем в честь и память Воскресения Господа Иисуса Христа. Шестой член Символа Веры. О Вознесении Господа Иисуса Христа 289. Как читается шестой член Символа веры ? Шестой член Символа веры читается: «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца». 290. Когда вознесся Господь Иисус Христос на небо? Господь Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день после Своего Воскресения ( Мк.16:19 ; Лк.24:51 ; Деян.1:2 ). 291. Господь Иисус Христос восшел на небо как человек? Иисус Христос восшел на небо не Божеством Своим, потому что, будучи Богом, Он всегда пребывал и пребывает на небесах, а человеческой плотию Своею. 292. Какое значение имеет для нас Вознесение Господа Иисуса Христа на небо? Вознесение Господа Иисуса Христа на небо имеет для нас чрезвычайно важное значение, потому что: 1) оно есть полнейшее выражение прославления Господа Иисуса Христа и завершение дела нашего искупления; 2) через Свое Вознесение Господь Иисус Христос открыл нам путь на небо к участию в той славе, какую Он Сам получил по человечеству. 293. Как нужно понимать слова «и седяща одесную Отца»? Слова «и седяща одесную Отца» надо понимать образно и духовно: они означают, что вознесшийся на небо Господь Иисус Христос владеет всем миром, имея одинаковое могущество и славу с Богом Отцом и со Святым Духом. Пояснения: I. «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» ( Евр.8:1 ). II. «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф.4:10 ). Седьмой член Символа Веры. О втором пришествии Господа Иисуса Христа 294. Как читается седьмой член Символа веры ? Седьмой член Символа веры читается: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца». 295. Когда придет Господь Иисус Христос судить живых и мертвых?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

А во-вторых, именно в этом фрагменте Евангелия наиболее ясно выражается церковное учение о Боге — Святой Троице: Бог троичен в Лицах и Един по существу . Господь наш есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух — Троица Единосущная и Нераздельная. 10. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Что мы об этом знаем О Вознесении Господнем нам известно преимущественно от апостола Луки, написавшего Евангелие и книгу Деяния святых апостолов. Иисус Христос вывел апостолов из Иерусалима и сказал: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян 1:8). Затем, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50–51). Наконец, облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян 1:9–11). Когда и где это произошло Вознесение произошло в сороковой день после Воскресения Христова на горе, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути Максимальное расстояние, которое иудейский закон позволял преодолевать в субботу. Чтобы не нарушить заповедь о субботнем покое, иудеям разрешалось выходить из дома не более чем на 2000 шагов, то есть на 1–1,5 км. — Прим. ред. (Деян 1:12). Сейчас Елеонская (Масличная) гора расположена уже в пределах городской черты. Она тянется с севера на юг напротив восточной стены Старого города. Какое значение это событие имеет для нас Вознесение — одно из ключевых событий евангельской истории, недаром Церковь установила в его честь двунадесятый праздник. Благодаря Вознесению Иисуса Христа на небо (так христиане называют, за неимением более подходящих слов, тот духовный мир, в котором от века пребывает Господь), к Богу отныне может вознестись любой человек, верный Христу и любящий Его.

http://foma.ru/ot-voskresenija-do-voznes...

Аминь». (Евангелие от Матфея 28, 18-20 ). Глава 13. Восхождение с учениками на гору Елеонскую и Вознесение Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа на апостолов В сороковой день после воскресения Иисус Христос явился в один дом, где собрались ученики и учил их вере и спасению, а после этого сказал ученикам, что скоро пошлёт на них Духа Святого; а до того времени повелел им не расходиться из Иерусалима. Беседуя, Он вёл их в сторону Вифании, на гору Елеонскую. Гора Елеонская, или гора «Вознесения» есть самая высокая из гор, подступающих к Иерусалиму с востока. «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью, и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь». (Евангелие от Луки 24, 50-53 ). Прославляя Вознесение, святая Церковь представляет Богоматерь присутствующею на Елеонской горе: «Господи! Таинство, еже от веков сокровенное и от родов, исполнив, яко благ пришел еси со учениками Твоими на гору Елеонскую, имея рождшую Тя, Творца и всех Создателя; Той бо, в страсти Твоей матерински паче всех болезновавшей, подобаше и славою плоти Твоей премногия насладитися радости». Присутствуя на горе Елеонской и видя Вознесение Сына Своего, Пресвятая Дева радовалась совершающемуся спасению рода человеческого и тому, что Сама Она удостоилась послужить тайне домостроительства Божия. В десятый день по вознесении Иисуса Христа все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христа единодушно собрались в одной горнице Иерусалима. Шёл третий час дня (по-нашему девятый утра) и сделался сильный шум как от ветра, и наполнил весь дом, и явились огненные языки, и почили по одному на каждом присутствующем. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Просвещённые Духом Божиим апостолы долгое время не оставляли Иерусалим. Если же и отлучались, то ненадолго, и постоянно собирались для молитвенного пребывания в своей горнице, которая называлась Сионской горницей.

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

Апостолы спрашивают Христа: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю?» Господь отвечает им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». Мы всегда хотим мерить нашу судьбу по нашей мере. Но то, что Господь обещает, бесконечно чудесно и просто: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями». Нам всем необходимо узнать силу Духа Святого, пребывающую в нас, потому что сила свидетельства не исходит со вне, она исходит из наших сокровенных глубин. Вот почему ангелы говорят им: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Поистине в центре Вознесения — эта благодатная уверенность, что Христос снова придет, чтобы взыскать нас со всей Своей бесконечной силой. Мы принимает Духа Святого, чтобы обрести подлинную крепость. Но мы должны также помнить «о временах и сроках» — о том, что долготерпеливый Господь как бы медлит придти, чтобы многие могли обратиться к Нему, и спастись. Спасение рода человеческого — вот главное обетование Вознесения Господня. Апостолы посылаются в мир, чтобы возвестить всем, что Крестные Страдания Христа преобразились в славу Воскресения. Кажущееся поражение Голгофы, восполненное силой Святого Духа, делает нас новым творением, если мы сознаем, что происходит с нами, и если от всего сердца молим Господа, чтобы Его воля открылась нам. В этот праздник слово Господне испытует нас, обновляет нас, освобождает от власти греха и смерти, потому что нам дается принять благословение в силе Господа, восходящего на небо. «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24, 50). Это благословение Великого Первосвященника, Который отделяется от апостолов, но Который пребывает с ними вовеки. Вот почему они, и все, кто в Церкви Христовой, всегда находятся под покровом этого благословения, этой благодати.

http://moral.ru/о-главном-обетовании-воз...

б) наличием во гробе погребальных одежд; Сама по себе пустота гроба не была бы серьезным аргументом в пользу Воскресения, если бы во гробе не осталось погребальных одежд. Погребальные обряды иудеев были таковы, что снять погребальные одежды с тела умершего было практически невозможно. Вероятно, именно это обстоятельство заставило ап. Иоанна Богослова уверовать в действительность Воскресения ( Ин. 20:6–8 ). в) явлениями Воскресшего ученикам; В книгах Нового Завета описывается десять явлений Воскресшего ученикам. Кроме того, говорится о явлениях ученикам в течение сорока дней по Воскресении с целью научения их тайнам Царствия Божия ( Деян. 1:3 ). Глава VII. О шестом члене Символа веры Вознесение Господа Иисуса Христа 1.1. Свидетельство Священного Писания о Вознесении Господа. Вознесение Христово было предсказано в Ветхом Завете: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку» ( Зах. 14:4 ). Об исполнении этого пророчества говорят евангелисты Марк и Лука: «Господь, после беседования с ними, вознесся на небо» ( Мк. 16:19 ). «И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» ( Лк. 24:51 ). «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» ( Деян. 1:9 ). О событиях Вознесения, несомненно, знали и другие ученики: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» ( Ин. 3:13 ). «Он же есть и восшедший превыше всех небес» ( Еф. 4:10 ). 1.2. Значение события Вознесения в деле Искупления Вознесение, конечно, означает не телесное переселение Господа в какие-то сферы видимого неба, а возведение Спасителем человеческого естества в состояние непосредственной близости к Богу. В Священном Писании не уточняется, что именно есть то небо, в которое вошел Христос ( Евр. 9:24 ), но скорее под небом следует понимать состояние бытия, в котором жизнь всецело наполнена Богом ( 1Кор. 15:28 ), нежели некоторое конкретное место во Вселенной. Своим Вознесением Господь открывает путь на небеса всем уверовавшим в Него. Именно так учил о Вознесении Сам Господь:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Без этого заключительного момента явления Воскресшего были бы чудовищным явлением. Он вознесся от апостолов на небо, т. е. Он стал для них навеки (до второго пришествия) невидим ( Деян. 1:9 ), Он восшел к Отцу, так что мы Его по плоти больше уже не знаем 42 . Как явлениям воскресшего Господа Иисуса необходимо было закончиться отшествием Его к Отцу ( Иоан. 20:17 ), так и отшествие Его к Отцу необходимо предполагает Его духовное вселение в сердца верующих, или дарование им Святого Духа. На основании евангельских повествований невозможно восстановить хронологической после­довательности этих событий, так как евангелисты Марк и Лука (ср. Мф.) сообщают о вознесении Господа, но не передают о даровании ученикам Духа, а евангелист Иоанн повествует о даровании ученикам Духа, но не го­ворит о вознесении Воскресшего, хотя и Лука свидетельствует о радости, наполнившей сердце учеников при вознесении Господа (24:52), и в евангелии Иоанна Воскрес­ший поручает Марии передать ученикам: «восхожу к Отцу Моему» (20:17) и пр. Да и едва ли возможно установить здесь хронологические прежде и после, так как по существу отшествие Господа Иисуса к Отцу и дарование ученикам Духа связаны неразрывно, как еще раньше разъяснял Христос Своим ученикам: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его, и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает, и в вас будет. Не оставлю вас сиротами: прииду к вам... Лучше для вас, чтобы Я пошел (к Пославшему Меня); ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Иоан. 14:6–18; 16:7 ). О даровании Воскресшим Духа ученикам сообщает из евангелистов только Иоанн. Иисус сказал ученикам: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. 20:21–23 ). Здесь с даром Духа соединяется свобода духовной жизни, свобод­ная нравственная жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

В античном мире вознесение или восхищение человека на небо означало его обожение, преображение смертного в бессмертного. Но в случае вознесения Иисуса Христа становилось ясно, что Он возвращается к той Божественной славе, которая принадлежала Ему изначально. Другими словами, Вознесение было не обретением, но подтверждением Его Божественности. И не только это. Дело в том, что в Библии взятие человека на небо имело особый, а именно эсхатологический смысл. Предполагалось, что на восхищаемую личность возлагается особая задача перед концом века сего. Так, пророк Илия, был взят на небо и как бы ожидает своего возвращения. Господь говорит: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня» ( Мал.4:5 ). В Книге Откровения есть удивительное место, где тайнозритель Иоанн видит земное рождение Сына Божия. И в его видении Спаситель после Своего рождения от Жены, облеченной в солнце, как бы немедленно, минуя все события Его земной жизни, восхищается на небо: «И родила она Младенца мужеского пола … и восхищено было Дитя ее к Богу и престолу Его» ( Откр.12:5 ). Это говорит о том, что Вознесению придавалось значение, равновеликое Рождеству, ибо пребывание Иисуса Христа на небе, в вечности, осознавалось как гарантия Его эсхатологического возвращения в качестве Судии и Господа. Рассказы о Вознесении отражали радостный пасхальный опыт первых христиан. Этот опыт состоял в переживании живого присутствия распятого, воскресшего и вознесшегося Иисуса. После Вознесения Господа близость Воскресшего переживалась так сильно, что христиане могли исповедать: «(Он) открылся Сыном Божиим в силе» ( Рим.1:4 ), «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» ( Флп.2:9 ), «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя» ( Деян.5:31 ). Это спасительное деяние Бога воспевали, о нем размышляли снова и снова, его провозглашали. Вознесение Христово придавало христианам уверенность в том, что Иисус не покинул их, но что Он – в вечности, а следовательно, всегда с ними. Из этой радостной веры Евангелист Лука и формирует свои высказывания о Вознесении.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

В день отдания праздника Вознесения публикуем проповедь митрополита Флоринского Августина (Кандиотиса; 1907–2010), известного архипастыря и духовного писателя, посвященную этому празднику, которую владыка произнес в храме святого Афанасия селения Аминтэу (Греция) 12 июня 1986 года.      Сегодня, мои возлюбленные, мы отмечаем Вознесение Господне. Этот праздник называется «Господским», потому что в этот день мы с особенной торжественностью прославляем Господа нашего Иисуса Христа. Святой Косма Этолийский называл Его «сладчайший Господин и Владыка» – какие прекрасные слова ! Он держит в Своих руках ключи жизни и смерти. Это «Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 21: 6). Наш Господь Вседержитель, Владыка Христос. Наступил Господский праздник. После Рождества, Обрезания Господня, Сретения, Распятия и Воскресения Христова мы встречаем Вознесение. Что такое Вознесение? Христос после Своего Воскресения пробыл на земле сорок дней, а затем вознесся на Небо. Накануне мы празднуем Отдание Пасхи и в последний раз слышим пасхальный тропарь «Христос воскресе», которым когда-то христиане приветствовали друг друга каждый день от Пасхи до Вознесения. Теперь, к сожалению, прекрасные обычаи наших предков забываются и уходят в прошлое. По прошествии сорока дней после Воскресения Христос повелел Своим ученикам взойти на гору, которую называли Елеонская, или Масл и чная, гора, потому что вся она была засажена маслинами. Там Он назначил им место для встречи. В этот святой день на вершине горы собралось 120 верующих. Их было так мало, но какие это были люди! Каждого из них не стоит сегодня весь мир. Первой среди них была Пресвятая Богородица, затем – одиннадцать апостолов (Иуда покончил жизнь самоубийством), потом – жены-мироносицы и, наконец, все остальные, всего 120. Это была первая Церковь, дражайшие души, которым нет цены. Там с ними встретился Христос. Он сказал им Свои последние напутствия и благословил их. Если бы вы знали, что представляет собой благословение Христово! Какая это великая вещь! Никогда не пренебрегайте благословением священника. Во время службы это уже не просто батюшка Георгий, батюшка Ставрос, батюшка Петр или отец Августин – все мы тоже грешные люди. Когда священник служит в храме в богослужебных облачениях, через него действует Сам Христос! Возьми антидор, получи благословение у священника – и Господь будет с тобою, где бы ты ни был: на реке, в пустыне, в дремучем лесу, на морях или посреди бескрайнего океана.

http://pravoslavie.ru/139976.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010