О том же говорит и святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем Слове на Вознесение: «Да, Господь Иисус Христос ходатайствует о нас к Богу Отцу и умилостивляет Его. Но о ком ходатайствует? о грешниках. О каких грешниках? о кающихся, и о них умилостивляет Отца Своего; а о некающихся грешниках не умилостивляет, потому что они второй раз распинают Сына Божия в себе тяжкими грехами своими, своим коснением в нераскаянности и кровь Сына Божия попирают нераскаянностью своею». Как же освободиться от злокачественных сомнений, от этого коснения в собственных страстях, закрывающего нам путь в Царствие Божие, от принятых внутрь себя диавольских помыслов? Для этого нужно вместе с Господом вознестись душой от земли к небу. Вознестись над своей самостью, своим «хочу», стать выше этого – чтобы не желания управляли нами, а мы – желаниями. И сделать это можно только вместе с Богом. Как сказал об этом священномученик Григорий Шлиссельбургский в своем Слове на Вознесение: «Этот праздник – образ вознесения человеческой души. Об этом вознесении человеческих душ во время Вознесения Господа повествует Евангелие. Свидетелями Вознесения были апостолы, ставшие таким образом первыми его участниками. Факт вознесения апостольских душ отмечен в Евангелии короткой заметкой, Они (апостолы) поклонились Ему (Христу) и возвратились в Иерусалим с великою радостью ( Лк.24:52 ). Откуда радость? Почему радость? Апостолы теряют Христа, своего любимого Учителя и Бога… Теряют Его тогда, когда едва раскрылись их глаза, и они поняли, как велик их Учитель. И вдруг, в час потери – радость! Непостижимая радость!.. Что случилось? Объяснение может быть только одно – совершилось вознесение их душ. Очевидно, души апостолов [духовно] поднялись выше земли, совершилось внутреннее срастание их душ с духом Учителя, отчего Его телесный уход уже не переживался ими болезненно. Они знали, что отныне Учитель будет в их душах, и они с Ним вовеки, и потому возликовали. Вот что случилось! Как это произошло? Об этом рассказывает евангелист: И вывел их (Господь учеников) вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо ( Лк.24:50–51 ). Рассказ символичен. Он символизирует путь подъема христианской души… Дорога вознесения начинается уходом из города. Город – это заслоняющий горизонт пыльный и шумный мир земли. Вознесение души совершается вне земного мира. Надо вывести душу с запутанных улиц – путей земли, чтобы не был загроможден ее горизонт нагромождением земных целей, чтобы не развлекались глаза ее пестротой маленьких интересов и не пачкалась чистота души в пыли греха. Надо вывести душу из обволакивающей ее пыли суеты и греха, чтобы перед ней открылся горизонт и дорога к Богу».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Пророк Илия Вопрос о вознесении Илии более сложный и более интересный. Что мы знаем о пророке Илии и его восшествии на небо? В Синодальном переводе Библии говорится: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 11). Казалось бы, вот явное противоречие словам Христа, что «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин. 3: 13). Но неужели Спаситель не знал этой истории с Илией? Неужели ее не знал апостол Иоанн, приводящий слова Христа? Почему же знаток закона и пророков Никодим тут же не опроверг Спасителя повествованием о вознесении Илии? Вероятно, потому, что во времена Спасителя в 4-й книге царств не говорилось о вознесении пророка Илии на небо. Дело в том, что для перевода книги Ветхого Завета на русский язык (так называемый синодальный перевод) за основу был взят Масоретский текст. Текст, который иудеи-масореты редактировали вплоть до X века по Рождеству Христову, всячески «зачищая» пророческие и мессианские места. Но в Церкви наибольший авторитет имел другой перевод книг Ветхого Завета – перевод 70 толковников. Эта работа была осуществлена в III–II веках до Р.Х. еврейскими мудрецами. Данным текстом пользовались апостолы, святые отцы, проживавшие в Восточной части Римской империи. Именно этот перевод был взят за основу святыми Кириллом и Мефодием. Посмотрим, что же в нем говорится о вознесении Илии на небо: «И бысть идущема има, идяста и глаголаста: и се, колесница огненная и кони огненнии, и разделиша между обема. И взят бысть Илия вихром яко на небо» (4 Цар. 2: 11). Единственное отличие от Масоретского текста в частице «яко», однако смысл от этого меняется кардинально. Илия был взят не на небо, но как бы на небо, то есть был поднят в воздух. Как понимали данное место Писания святые отцы? Святитель Иоанн Златоуст : «Илия, восходил как бы на небо, потому что он был раб, а Христос вознесся на самое небо, потому что Он был Господь» . Святитель Кирилл Иерусалимский : «Тот “аки на небо” (4 Цар. 2: 11), а Иисус прямо на небо» .

http://pravoslavie.ru/55239.html

Пятое воскресенье посвящено самарянке ( Ин.4:4–42 ), которой Христос говорил о религии «духа и истины», не ограниченной пределами какого-либо одного места или народа. Служба шестого воскресенья – «о слепом» ( Ин.9:1–38 ) – сравнивает исцеление слепорождённого с духовным прозрением человека. В седьмое – «святых Отец» – прославляются святители, утвердившие учение Церкви на семи Вселенских Соборах. Вознесение Вознесение празднуется в четверг шестой седмицы, на сороковой день после Пасхи (согласно указанию Деян.1:4 ). Что такое Вознесение? В чем смысл его? После пасхальных событий ученики ещё не вполне ощутили всё их значение. Им было достаточно знать, что Господь жив, что Он воскрес. Они вернулись из Иерусалима в Галилею, и там Он не раз являлся им: то на горе, то на берегу озера. Светлый мир сошёл в их души, о будущем они едва ли задумывались. Да и как могла этим простым рыбакам прийти в голову мысль, что они предназначены для покорения мира Христу? Когда Иисус жил среди них, они во всём полагались на Него. Теперь Он снова с ними. После испытаний настало время покоя. Они не знали, что земной путь Мессии уже завершён, что отныне им самим нужно пролагать дорогу Благой Вести. Но вот Он является перед ними на одном из галилейских холмов. Все падают на колени, и в тишине звучит Его голос: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». А потом – снова Иерусалим. Елеонская гора, где Иисус прежде любил бывать с учениками. Оттуда виден святой град, а за ним – необозримые просторы мира, который ждёт апостолов. Господь поднял руки и благословил их. Сияющее облако Славы скрыло Его. Но ученики не ощутили себя одинокими и покинутыми. Отныне Спаситель будет с ними всегда. Прославленный и преображённый, Он принимает в Свои объятия всю землю, весь мир... Вознесение Господне Тропарь Вознесся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святого Духа, извещенным им бывшим благославением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. Пятидесятница (День Святой Троицы)

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. О вечном присутствии Христа в наших душах Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, когда мы празднуем Вознесение Господне, за богослужением читается начало книги Деяний святых апостолов. Из первых стихов мы узнаём о том, что происходило перед Вознесением. Господь, собрав Своих учеников, повелел им не отлучаться из Иерусалима и дал обетование, что через несколько дней они будут крещены Духом Святым. А далее начинается повествование о самом событии Вознесения Господня — великом и непостижимом чуде, совершенном на глазах у многих святых апостолов. «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (ст. 9). Как это происходило, мы не знаем. В Евангелии апостол Лука описывает Вознесение так: Спаситель стал благословлять учеников и, благословляя, начал подниматься (см. Лк.24:50–51 ). И вот «облако взяло Его» и поднимало все выше и выше, пока Он не скрылся из виду. Но вернемся к Деяниям апостольским. «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его (отсюда мы можем предположить, что оно длилось довольно долго. — Схиархим. А.), вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! чтó вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (ст. 10–11). Видимо, настолько ученики были потрясены этим зрелищем, что не могли от него оторваться. Когда Спаситель уже скрылся из их глаз и ничего более не было видно, они всё смотрели на небо и не могли понять, чтó произошло. Тогда явились два ангела и заставили пребывавших в изумлении учеников прийти в себя. Как замечают некоторые толкователи, если сравнить Вознесение Господне с Его Воскресением, то мы обнаружим, что при Воскресении начало не было видимым, а конец был видим: никто не был очевидцем того, как Спаситель воскрес, но видели Его уже воскресшим. Здесь же наоборот: начало было видимым, а окончание — нет. Ученики видели, как Спаситель возносился на небо, а чем закончилось Вознесение — не знали. Лишь ангелы открыли им, что Он придет так же, как и ушел. Это необыкновенное, великое событие, произошедшее на глазах апостолов, еще раз удостоверило их в том, что Иисус есть Христос, Сын Божий, Который сошел с неба на землю.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Точно в таком же смысле понимает ап. Павел вознесение Иисуса Христа и в других посланиях, где только он касается этого события... „Наше жительство – на небесах“, –говорит он Филиппийцам (3: 20), – „откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа“. Если же мы ожидаем Христа с небес, то Он – по апостолу – находился, следовательно, уже в то время на небе. Но как сошествие Христа с небес нельзя понимать здесь в смысле Его унижения, т. е. в смысле нравственном или духовном, так, следовательно, в переносном смысле (в смысле только одного прославления у Бога) нельзя понимать и вознесение Его на небо. В первом послании к Тимофею (3: 16) ап. Павел говорит: „безпрекословно великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в духе, показал Себя ангелам, проповедал в народах, принят верой в мире; вознесся во славе “. Здесь вознесение Господа нашего Иисуса Христа ставится на ряду с такими событиями, как явление Бога во плоти, проповедание о Нем в народе и верование в Него людей. Следовательно, если понимать вознесе­ние Христа в нравственном или духовном, т. е. переносном смысле, то в таком же, очевидно, смысле нужно понимать и Его воплощение, и апостольскую проповедь, и наконец само существование христианской Церкви, или общества верующих, что, само собой разумеется, нелепость. Итак, после сказанного ясно, что вознесение Господа нашего Иисуса Христа на небо не может быть понимаемо ни в каком другом смысле, кроме того, который усвояют ему наши евангельские повествования. Заключение. Из представленного нами „историко-критического жизнеописания Господа нашего Иисуса Христа“ теперь, очевидно, остается сделать только тот вывод, который из него вытекает. Вывод этот, надеемся, понятен каждому читателю и его сделать не трудно. Формулировать его можно следующими немногими словами: приемы отрицательной критики в толковании евангельской истории совершенно не могут быть оправдываемы ни с исторической, ни с экзегети­ческой, ни с чисто-логической точки зрения. Отчего это зависит – понятно: они обусловливались вовсе не тем, чем им следовало, бы обусловливаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Тропарь Вознесения Господня, кондак, величание 12 февраля, 2012 Вознесение Господне — это праздник, который напоминает нам о событиях Нового Завета. Дата этого праздника зависит от даты празднования Пасхи, потому что события Вознесения происходили через сорок дней после Пасхи. Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян 1:9-11) Явившись Воскресшим Своим ученикам, Господь позже не окончил свой земной путь так, как обычно это происходит с людьми, но Взошел на небо, простившись с апостолами. После Вознесения апостолы отправились проповедовать учение Христа по всему миру. В Деяниях святых апостолов вознесение описывается так: Иисуса скрыло облако, а ученикам явились «два мужа в белой одежде». Удивленным апостолам они сказали: Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян 1:9-11) Это готовит нас к грядущим событиям Второго Пришествия. До конца IV века Вознесение Господне и Пятидесятница были фактически единственными христианскими праздниками. Тропари праздников писали лучшие гимнографы. Тропарь Вознесения напоминает нам о событиях тех дней, которые описаны в Евангелии. Читайте также — Вознесение Господне – праздник разлуки Для христиан праздник важен тем, что Иисус показал нам, кому доверяет увидеть это удивительное событие и, кого оставляет доносить Учение Церкви. Свидетелями этого удивительного события были апостолы. Тропарь гл.4: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/радость сотворивый учеником,/обетованием Святаго Духа,/извещенным им бывшим благословением,//яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота): Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира. Тропарь Вознесения Господня. Аудио Аудиоплеер

http://pravmir.ru/tropar-voznesenija-gos...

У этого события, конечно, есть духовная параллель, о которой идет речь в богослужебных текстах: духовные глаза человеку может открыть только Христос. А те, кто бахвалится прекрасным духовным зрением, то есть знанием и праведностью, могут оказаться слепы. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин 9:30–41). В середине Недели о слепом, в среду, происходит Отдание праздника Пасхи. Отдание есть у любого праздника. В данном случае это означает завершение празднования Пасхи и подготовку, «перенастройку», на приближающееся Вознесение Господне . Вознесение Господне. 13 июня Вознесение Господне. Роспись свода Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры . Источник: http://stsl.ru Вознесение стало завершением земного служения Иисуса Христа. Его принято праздновать на сороковой день после Пасхи, и праздник этот всегда приходится на четверг шестой недели. Пять с половиной недель воскресший Господь пребывал на земле, много раз являясь своим ученикам в Иерусалиме, его окрестностях и Галилее. Апостол Павел рассказывает о явлении Христа помимо ближайших учеников более чем пятистам братиям, о явлении Его Иакову, брату Господню. Спаситель не просто представал перед изумленными и обрадованными апостолами, но и ел вместе с ними, беседовал с ними. И вместе с тем являл им совершенно иную уже Свою природу: становился невидим (Лк 24:31), незримо проходил в закрытое помещение (Ин 20:19,26). Читайте также: Гора, сохранившая след Господа Почему же Он все эти дни не был с ними постоянно? Один из толкователей Евангелия говорит, что мир уже не мог Его, воскресшего, носить, принять. Пришло время Спасителю вознестись к Отцу... Место Вознесения — Елеонская гора в окрестностях Иерусалима, куда при земной жизни Христос поднимался с учениками. Явившись им в последний раз, Он вывел их из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50–51).

http://foma.ru/nedelja-slepoj.html

Ученики испугались и не верили своим глазам, увидев Учителя, думая, что видят духа. Христос же сказал им: «посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам. Осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк. 24:39 ). Видишь ложное учение лжеизраильтян, будто дух Христа являлся ученикам, после смерти Его, а не Сам Он воскресший Плотью! У евангелиста Иоанна говорится, что Господь во свидетельство того, что перед учениками был Он Сам, а не дух, как было они думали показал им, кроме рук и ног, еще и ребра Свои ( Ин. 20:20 ). Нет нужды догадываться, для чего Христос показывал руки, и ноги и ребра, – то ясно всякому: – там были знаки страданий, раны от гвоздей и копья… что означало, что Христос был в той же Плоти по воскресении, которая страдала, висев, распятою на Кресте. Правда, Плоть Спасителя получила после страданий особое свойство проходить чрез запертые двери, сделалась преображенною, одухотворенною, но была тою же самою Плотью. Из евангелия Луки и книги Деяний известно, что Господь по прошествии 40-ка дней, в которые Он наставлял учеников в Царствии Божием, – вывел их из города до Вифании и, подняв руки, благословил их, т. е. учеников ( Лк. 24:50 ). И здесь мы видим, что Христос при благословении употребил «руки». Ясно, что руки воскресшего Своего Тела, чем доказывается, что и при вознесении и в самом вознесении Спаситель расстался с учениками во Плоти. Ниже, мы приведем более пространное о сем свидетельство из Толковой Псалтири, а пока исследуем собственно о вознесении Господа, подтверждает ли Писание сектантские выдумки, что Господь, вознесшийся с земли на небеса, вознесся будто бы на Апостолов. В евангелии Луки повествуется, что, по благословении Апостолов, Господь Иисус стал отдаляться от них и возноситься не на них, а «на небо», – значит, если Апостолы и названы уподобительно «небесами», то на самом деле ими не были… Выйдет по-сектантски, что при вознесении Господь «стал отдаляться» от небес, т. е. от Апостолов и возноситься на какое-то другое небо! Во всяком случае Апостолы не были теми небесами, на которые вознесся Христос, ибо Он, возносясь, «отдалился от них», не перешел и не воплотился в Апостолах вновь, как учат лже-израильтяне.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novo-izr...

Это было в день последнего явления Иисуса Христа Апостолам, пред самым вознесением Его на небо, в 40 день по воскресении ( Деян.1:4 и дал.) Вон (из города), т. е. Иерусалима, где, как видно, Господь провел с учениками последний день, точно так же, как и первый по воскресении Своем, остальное же время проводя часто отчасти в Галилее. (Мих.). До Вифании. Вифания – селение, в котором жил воскрешенный Господом друг Его Лазарь со своими сестрами Марфою и Мариею и которое лежало на восточном склоне горы Елеонской или Масличной (так называвшейся от множества маслин на ней. См. 10:38 ). В настоящее время там, на месте вознесения, воздвигнут храм. Близ селения Вифании с горы и вознесся Господь ( Деян.1:12 ). Евангел. Матфей ничего не написал о вознесении. Лука, как и св. Марк, говорят о нем кратко. Подробнее же описывается оно Лукою в другой его книге, – Деяний Апостольских. Там говорится о нем так: Господь, собрав Апостолов, повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней будете крещены Духом Святым.. Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде (Ангелы) и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом (т. е. для суда над родом человеческим), как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим ( Деян.1:4–12 ). В книге Деяний не сказано, как сказано в Евангелии, что Господь пред Своим вознесением воздвиг (подняв) руце Свои, благослови Апостолов. Поднимать руки, это – действие при благословении и молитве. Так повествуется в книге Левит о благословлении Аарона первосвященника: и подняв руки свои к народу, благословил его ( Лев.9:22 ). Господь благословил Апостолов, как истинный и вечный первосвященник ( Евр.7:25 ). При благословении обыкновенно произносились благожелание и молитва . Таким именно образом благословляли детей своих Исаак и Иаков. Самые слова благословения Господа св. Лука не передает ни в Евангелии, ни в Деяниях, но содержание его видно из тех слов, которые говорил Господь Апостолам пред самым Своим вознесением. По всей вероятности, к сему благословению принадлежат и переданные св. Матфеем слова Христовы: се Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Своим вознесением на небо Господь открыл бывший доселе для всех заключенным, вследствие людских грехов, вход в небесное святилище ( Ин.16:7 ), соединил новою связью небо с землею и даровал возможность богатого и обильнейшего излияния Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

28 мая 2020 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! О событии Вознесения мы знаем из Евангелия, а также из книги Деяний апостольских. Евангелист Лука достаточно подробно описывает это событие, и в Книге Деяний мы встречаемся с очень важным эпизодом, исполненным очень глубокого и спасительного смысла. Когда Господь возносился, апостолам явились некие мужи, ангелы Божии, и сказали с некоторым удивлением, словно ничего особенного не происходило: «Мужи Израильские, что вы стоите и смотрите, как Иисус возносится на небо? Будет время, когда Он снова явится вам, и вы будете видеть Его нисходящим с неба так, как видите сейчас восходящим на небеса» (см. Деян. 1:11). Как повествует Книга Деяний, слова эти так поразили учеников, что они с радостью возвратились в Иерусалим, прославляя Бога, ибо поняли, что никакая смерть не разлучит их со Спасителем. Даже удивительное видение восходящего на небо Спасителя не означало разлуки с Ним, и вера в скорое пришествие Господа была, наверное, самым сильным духовным переживанием в жизни первой христианской общины. Все ученики Спасителя и даже ближайшие к ним поколения с нетерпением ждали осуществления пророчества, услышанного на горе Елеонской. И это ожидание иногда настолько сильно захватывало христианскую общину, что многие впадали в ересь, утверждая, что пришествие Спасителя будет очень скоро, так что вся жизнь таких людей и христианских общин, ими возглавляемых, направлялась на скорое ожидание Спасителя. Но у Господа «один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день» (2 Пет. 3:8). Бог вне всякого времени, и слова «что вы стоите и смотрите на Иисуса, восходящего на небо? Он таким же образом снизойдет к вам с неба» не потеряли и не могут потерять своей актуальности до тех пор, пока не осуществятся.

http://pravoslavie.ru/131448.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010