б) К умалению запрещения подает повод и то, когда кто согрешил по нужде или по принуждению со стороны других. Это повелевает 5 правило Анкирского собора: «а которые вошли (в идольскую церковь ) в одеянии печальном и возлегши ели, плача между тем во все время возлежания, те, аще исполнили трехлетнее время припадания, да приимутся в общение», то есть, да пребудут под запрещением в степени припадающих. Подобно и 6 правило того же собора гласит: «тех, которые только от угрожения муками, или отъятием имений, или изгнанием, поколебались и идоложертвовали... и потом восприяли помысл обращения, рассуждено... пять лет да припадают». То есть принесший жертву идолам вследствие угроз или из боязни прещения приемлет меньшее запрещение, нежели тот, кто отрекся от Христа по своему произволу, и который после обращения сподобляется святого причащения только пред смертию. Об этом смотри ниже (в §78). в) Если кто раскаивается во грехах волею, а не по обличению других приводится к суду церковному; – что ясно изображается в 61 правиле Василия Великого : «тот, если сам волею покаяся и сам себя осудит, един год да возбранен будет от причащения святынь: если же обличен будет, два». И г) состоящие в юношеском и несовершенном возрасте, которые, не достигнув ума и совершенного рассудка, согрешают по одному неразумно, разрешаются с кратчайшею эпитимиею. Василий Великий (в послании 227) говорит: «судия праведный не должен за равные преступления определять равное наказание». Выражение умножити означает здесь не более, как долг, налагать запрещение, положенное по правилам, а выражение умалити предоставляет возможность сокращать и налагать меньше, нежели сколько определено в правилах. Читать далее Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Григория нисского 1693 , св. Василия великого и других 1694 . Не упоминаем уже о писателях пятого и последующих веков, как то: Феодорите 1695 , Иерониме 1696 , Анастасии синаите 1697 , Григории великом 1698 , Иоанне Дамаскине 1699 и других. I. Место, куда отходят души праведников после частного суда, и самое их состояние там и блаженство, изображаются различно. Место это, как в св. Писании, так и в писаниях св. Отцев, называется раем ( Лук. 23, 43 ), лоном Авраама ( Лук. 16, 32 ), царствием небесным ( Матф. 5, 3. 10; 8, 11 ), царствием Божиим ( Лук. 13, 28. 29 ; Матф. 6, 33 ; 1Кор. 15, 50 ), домом Отца небесного ( Иоан. 14, 2 ), градом Бога живого, Иерусалимом небесным ( Евр. 12, 22 ; Гал. 4, 26 ) 1700 . И, по учению православной Церкви, каким бы кто именем из числа упомянутых ни назвал место сие, не погрешит: только бы знал, что души скончавшихся праведников пребывают в благодати Божией, и, как гласят церковные песни, на небеси (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 67) 1701 . Мнение о некотором различии между раем, лоном Авраама и самым небом было мнением немногих 1702 . Состояние душ праведных на небеси и их блаженство, хотя, без сомнения, не одинаковое, соответственно заслугам каждого ( 1Кор. 3, 8 ), полагается: а) в покое или успокоении от трудов ( Евр. 4, 3. 11 ; Апок. 14, 13 ); б) в непричастности никаким печалям и страданиям ( Апок. 7, 16. 17 ); в) в возлежании, и след., в ближайшем общении с Авраамом, Исааком, Иаковом и прочими святыми ( Матф. 8, 11 ; Лук. 8, 28. 29 ); г) во взаимном общении с тьмами ангелов ( Евр. 12, 22. 23 ; Лук. 16, 22 ); д) в стоянии пред престолом Агнца, в прославлении Его и служении Ему (Ап. 7, 9–17); е) в сожитии ( Иоан. 14, 3 ; Фил. 1. 26 ) и соцарствии со Христом ( 2Тим. 2, 11. 12 ); ж) в лицезрении Бога ( 1Кор. 13, 12 ; 2Кор. 5, 8 ; Евр. 12, 14 ). «Ты божественная и священная глава, взывает св. Григорий Богослов в надгробном слове брату своему Кесарию, вниди в небеса, успокойся в недрах Авраамовых (что ни знаменовали бы оныя), узри лик ангелов, славу и великолепие блаженных, или лучше, составь с ними один лик и возвеселись… И да предстоишь великому Царю, исполняясь горнего света, от которого и мы, прияв малую струю, сколько может изобразиться в зерцале и гаданиях, да взойдем, наконец, к Источнику блага, чистым умом созерцать чистую истину, и за здешнее ревнование о добре обрести ту награду, чтобы насладиться совершеннейшим обладанием и созерцанием добра в будущем!» И вскоре потом, в другом надгробном слове сестре своей Горгонии, говорил к ней: «я уверен, что гораздо лучше и превосходнее видимого твое настоящее состояние – глас празднующих, веселие ангелов, небесный чин, видение славы, а паче всего чистейшее и совершеннейшее осияние всевышней Троицы, уже не сокрывающейся от ума, как связанного и рассеиваемого чувствами, но всецело целым умом созерцаемой и приемлемой, и озаряющей наши души полным светом Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Если не заслуживают извинения и те, которые постами, возлежаниями на голой земле и другими суровостями обуздывали тело, а тем укрощали неразумное владычество страстей, но однажды только покорились похоти, то какое же найдут себе извинение те, которые сами себя доводят до непотребства, возбуждая оное роскошью... (прп. Исидор Пелусиот , 61, 381). Если... похотливость готовит мучение, а чистота – венец святыни, то по какой причине гонишься за тем, чего надлежит бегать, и бегаешь того, за чем позволительно гнаться? (прп. Исидор Пелусиот , 62, 300). Воспоминание о плотских похотях возмутительно, потому что не только не дает беседовать с Богом, но даже ум, по видимому молящийся, оскверняет мечтаниями гнусных представлений. Хорошо пребывать непрестанно в молитве и ум упражнять в собеседовании с Богом. Но так ли это бывает у нас? – Часто отвлекаясь от слов молитвы, следуем за уводящими нас помыслами, не отрекаясь от них и не огорчаясь ими, – что было бы признаком несогласия воли с внушающими недолжное. Хотя наружность показывает молитвенный вид, – ибо. преклонив колена, смотрящим на нас кажемся молящимися, – но мыслью представляем что-либо приятное, благосклонно разговариваем с друзьями, с гневом злословим врагов, пируем с гостями, строим дом родственникам, садим деревья, путешествуем... и большую часть всего этого перебираем в мыслях, на все, что не подскажет помысл, соглашаясь так, как угодно страсти расположить к этому сердце наше (прп. Нил Синайский , 90, 243). Источник. Корень срамной похоти есть человеческая похвала... (прп. Марк Подвижник , 89, 529). Плоть похотствует на духа, а дух на плоть (ср.: Гал. 6, 17 ); ходящие же духом – похоти плоти не совершают (прп. Марк Подвижник , 89, 541). Источник. Как огонь не может укоснеть в воде, так и скверный помысл в боголюбивом сердце. Ибо всякий боголюбивый и трудолюбив; самоохотный же труд естественно есть враг похоти (прп. Марк Подвижник , 89, 567). Источник. Все бессловесные похоти подвизающимся так должно возненавидеть, чтобы эта ненависть к ним обратилась у них в навык (блж. Диадох, 91, 30). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И разумейте убо, каци должны есмы мы, о Господние священники, быть, якоже великий Дионисий глаголет; облещи бо ся во всякую добродетельную силу, учительную, словом и делом, к всякой добродетели подвизающеся и возводяще Господие люди: «достоит бо, рече, быть Господнему священнику чисту, и тако очищать; свету быть, и тако просветить; святу быть, и тако освящать». И к нам же убо превыше 2480 о сем глаголющее слово: «вы есте свет миру, вы есте соль земли, и аще соль обуяет, то чим осолится, и ни во чтоже может к тому, но токмо вон пометаема и попираема от человеков». И разумейте убо о сем, Господние священники, каковому быть подобает таковому Господнему священнику чисту и добродетельну и яко образу всем, иже таковую Божью приимше благодать и власть: всегда бо божественному и паче яко естественному таковому быть, подражателем будущим изящнейшим Христа Владыки, по благовестию его к нам глаголющему: «будите, рече, совершенны, якоже Отец ваш небесный совершеннен есть». И сего ради, Господние священники, да искушаем себя каждый, с каким страхом и трепетом содержать имамы 2481 сан великого того Божьего священства, иже бо и ангелом самим таковая ужасна суть и недостижима; нерадящие же убо о семь яко божественные уничижатели суть, и нерадивые рабы суще, и осуждению вечному подлежат, по Христову великому евангельскому словеси: «аще раб согрешит, ведый волю Господа своего, и биен будет много». И ради же сего, о Господние священники, смотреливно внушите себе и о Христове пастве, ведуще сие, яко аще едина овца останет и будет зверохищна от нашего небрежения, и кровь ее от рук наших истяжет праведный Судья. И о сем молю вас, истрезвите себя, содержаще убо себя по всему и проповедающе о всем евангельские словеса истинные, и по апостольским и отеческим преданиям себя блюдуще и Христову паству пасуще, всяку же нечистоту и житейское попечение и пьянство от себя отверзающе, божественному бо Павлу глаголющу: «пьяницы царствия Божьего не наследят». И о сем же пишу к вам, Господние священники, иже како с всяческим украшением держать вам Божью церковь , сущее то небо земное, паче же превыше святой алтарь, и с благоговением там входяще; понеже весте, еже не земного царя тамо есть жилище и место, но небесного Царя тамо есть гроб и возлежание и место: и не земной убо царь тамо возлежит, но небесный Царь и Царь царствующим, окрест же суще сему 2482 невидимо предстоящим небесным силам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

И снова Достоевский обеспечивает нас подходящей иллюстрацией. В «Братьях Карамазовых» он приводит народное сказание о зловредной бабе, которая после смерти оказалась в огненном озере. Ее ангел-хранитель, пытаясь помочь ей, смог вспомнить только одно доброе дело в ее жизни: однажды она дала нищенке луковку со своего огорода. Он взял эту луковку, велел бабе крепко ухватиться за нее и начал вытаскивать ее из озера за луковку. Тогда другие обитатели озера сгрудились вокруг и стали цепляться за бабу в надежде, что и их вытащат оттуда. Она с возмущением начала пинать их ногой и закричала: «Прочь, это меня вытаскивают, а не вас, это моя луковка, а не ваша!» В тот момент, когда она прокричала это, луковка порвалась, а баба плюхнулась обратно в озеро и горит там по сей день. Скажи она: «Это наша луковка», быть может, вытащила бы их всех из огня. Но коль скоро произнесла: «Моя луковка, а не ваша», она стала менее, чем человеком. Отказавшись от участия, она отреклась от своей личностности. Истинная человеческая личность, верная образу Бога-Троицы, всегда говорит не «я», но «мы», не «мое», а «наше». Молитва , которой научил нас Сын Божий, начинается словами «Отче наш», а не «Отче мой». Участие было отличительной чертой первой апостольской общины в Иерусалиме: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении (to share the common life) и преломлении хлеба и в молитвах. (…) Все же верующие были вместе и имели все общее» ( Деян. 2:42–44 ). Мы, христиане двадцатого столетия, отчаянно нуждаемся в открытии заново этого значения общинности, в том, чтобы снова научиться разделять (share) луковку. В сущности, это главная цель нашего Содружества св. Албания и преп. Сергия. И опять образец этого участия – Пресвятая Дева. Сразу же после Благовещения Она поспешила «в нагорную страну, в город Иудин» разделить (share) добрую новость со своей родственницей Елисаветой ( Лк. 1:39–40 ). Обратим внимание на эту поспешность, неотложность: Она чувствовала, что не может держать новость в Себе. Как показывает притча об овцах и козлах ( Мф. 25:31–46 ), критерием суда при втором Пришествии Христа будут не мои внутренние мысли и чувства, не мои видения и экстатические опыты. Равным образом меня не спросят о моих аскетических упражнениях, постах и возлежании на земле. Но меня спросят: накормил ли я голодного, посетил ли заключенного и больного, принял ли странника? Вот все, о чем я буду спрошен. Иными словами, как я относится к моим собратьям? Делился ли я с ними? Был ли я только индивидуальностью, обращенной к самой себе, или настоящей личностью, живущей в общении с другими? Вовсе не случайно греческое слово, означающее личность (prosopon), означает также и лицо. Я являюсь живой личностью (в отличие от индивидуальности) только когда я обращен лицом к другим лицам, гляжу в их глаза и позволяю им смотреть мне в глаза. Святой Дух, обитающий в наших сердцах, есть Дух общения: делая нас различными, Он делает нас всех одним.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ta...

Ибо все откроется пред судом Христовым, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.» ( 2Kop. V, 10 ) 238 . 2. Состояние умерших в частности Из временной жизни в вечную переселяются души двоякого рода – души людей добродетельных и души людей порочных. Вследствие этого в будущей жизни возможны только два состояния – состояние блаженное и состояние мучительное. Это видно из Свящ. Писания, которое нигде не указывает нам какого – либо среднего места между раем и адом и ясно учит, что там возможна только двоякая жертва: от плоти тление – и от духа – жизнь вечная ( Гaлam. VI, 8 ). Но с другой стороны несомненно и то, что, по различию и многообразию степеней нравственного совершенства и порочности людей, и степени блаженства и мучения различны и многообразны, находясь в самом строгом соответствии с первыми. Это необходимо требуется понятием о совершеннейшем правосудии Бога Мздовоздаятеля. а) Состояние святы. Состояние душ праведных на небе и их блаженство, хотя, без сомнения, неодинаковое, соответственно заслугам каждого, состоит: в покое или успокоении от трудов ( Ebp. IV, 3 11; Anok. XIV, 13 ); в непричастности никаким печалям и страданиям ( Anok. VII 16, 17); в возлежании и следовательно в ближайшем общении с Авраамом, Исааком, Иаковом и прочими святыми ( Мф. 11 ; Лyk. VIII, 28, 29 ); во взаимном общении с тьмами ангелов ( Ebp. XII, 22, 23 ; Лyk. XVI, 22 ); в стоянии пред престолом Агнца, в прославлении Его и служении Ему ( Anok. VII, 9 – 17 ); в сожитии ( Uh. XIV, 3 , Фuлun. I, 26 ) и соцарствовании со Христом ( 2Тим. 11, 12 ); в лицезрении Бога ( 1Kop. XIII, 12 ; 2Kop. V, 8 ; Ebp. XII, 14 ). «Ты, божественная и священная глава, – взывает св. Григорий Богослов в надгробном слове брату своему Кесарию, – вниди в небеса, успокойся в недрах Авраамовых (что ни знаменовали бы оныя), узри лик ангелов, славу и великолепие блаженных, или лучше, составь с ними один лик и возвеселись... И да предстоишь великому Царю, исполняясь горнего света, от которого и мы, прияв малую струю, сколько может изобразиться в зерцале и гаданиях, да взойдем, наконец, к Источнику блага, чистым умом созерцать чистую истину и за здешнее ревнование о добре, обрести ту награду, чтобы насладиться совершеннейшим обладанием и созерцанием добра в будущем!» – И вскоре затем, в другом надгробном слове – сестре своей Горгонии, говорил к ней: «Я уверен, что гораздо лучше и превосходное видимого твое настоящее состояние – глас празднующих, веселье ангелов, небесный чин, видение славы, а паче всего чистейшее и совершеннейшее осияние всевышней Троицы, уже не сокрывающейся от ума, как связанного и рассеиваемого чувствами, но всецело целым умом созерцаемой и приемлемой, и озаряющей наши души полным светом Божества. Ты наслаждаешься всеми теми благами, которых потоки достигали до тебя еще и на земле, за искреннее твое к ним стремление» 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Итак, блаженства, последовательно достигаемые, возводят к чистоте сердца, которая прилагается, по слову самого Златоглаголивого, тем, которые «не сознают за собою никакого лукавства» 148 . Пришедший в такую меру христианин – инок ли, мирянин ли – исполнит, по глаголу святых отцов, все заповеди Господни, ибо «узрит Господа», то есть ясно усмотрит в сердце своем действования (энергии) Духа Святого. И, просвещенный ими, соделается неложным путевождем для других и уразумеет сокровенные речения Писания, равно как суть вещей и самой истины. А стало быть, тайнозрения и бесстрастия достигнет, коих наравне с боговидными отцами Церкви сподобился и сонм преподобных жен: святые Макрина, Мелания, Евпраксия, Ксения, Мария Египетская, Пелагия, Матрона и иные. И отсюда уже действие Божественных откровений и чудес. В сей-то чистоте сердца исчезает ветхий человек и зрится новый, иными словами, с упразднением того, что «по образу», начинает действовать «по подобию», ибо сказано: «Деяние – к видению (созерцанию) восхождение» 149 . Таковы вкратце главные добродетели, возводящие человека в описанное состояние. Но поскольку, как было сказано, есть и кознодей душ наших диавол, коварно строящий всевозможные западни для подвизающихся, то да будет каждая сестра, наряду с упражнением в добродетели, особо внимательна к тем ухищрениям лукавого, какие особо часто проявляются в сестричествах Христовых. Первое. Надлежит тщательно очищать душу от сладострастных помыслов, всеиваемых злоискусником в разум девы, дабы осквернить его. Таковые помыслы отражаются молитвой и призыванием имени Владычицы Богородицы, очищающей души истинных дев. Цели сей много содействует смирение, совершенное послушание и тщательное откровение помыслов. Потребно, сверх того, и великое усилие обуздать плотскую часть воздержанием, возлежанием на голой земле и хранением себя от мирских умопредставлений. Равным образом надлежит остерегаться общения с родными и близкими, а при возможности не покидать обитель вовсе, кроме особой нужды. Ибо как телу всегда сопутствует нечистота, а железу – ржавчина, так и из обители исхождение может помрачить благородство души инокини. Но и пребывая на месте, пусть избегает часто посещать кельи других сестер под предлогом душевной пользы. Ибо склоняемые к тому наущениями лукавого змия, многие инокини впадают в дерзость, а затем утрачивают и страх Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

Как истинные рабы Христовы, Христу поработаем; Ему поклонимся, не отступим от Него, с Ним пребудем до последнего издыхания, и не послушаемся змия; потому что яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити, кого обольстить. Емуже противитеся тверди (1 Пет. 5:8, 9), как Христовы воины, Христу работая и с Ним пребывая. Не делай так, чтобы сегодня петь псалмы, а наутро плясать! сегодня каяться во грехах своих, а наутро скакать на свою погибель; сегодня читать, а наутро свирять (играть на свирели); сегодня соблюдать воздержание, а наутро кружиться, и для всякого быть посмешищем. Нет, братия, не будем так губить время своего спасения, играя, и другим служа игралищем. Как добрый земледелец, обрабатывай и охраняй вину свою. Не тяготись, брат, напутиями к жизни вечной, не отвергай сухоядения, не удаляйся от бдения, не почитай за ничто возлежания на голой земле, не оставляй псалмопения. Ибо все это и подобное сему препосылает тебя в вечную жизнь, и радость, и веселие, и упокоение. Возлюби молчание во время худой беседы; житейские беседы разлучают ум с Богом.   О молитве (По славянскому переводу, часть II. Слово 1)   Подлинно блаженное дело — не грешить: а согрешающим — не отчаиваться, но плакать о том, в чем согрешили, чтобы слезами опять улучить блаженство. Посему прекрасно всегда молитися и не стужати, как говорит Господь (Лк. 18:1). И Апостол ещё говорит: Непрестанно молитеся (1 Фес. 5:17), то есть и ночью, и днем, и всякий час. Не только входя в церковь, но и в другие часы не оставляй о сем попечения; напротив того, работаешь ли, спишь ли, или находишься в дороге, или ешь, или пьешь, или лежишь — не прерывай молитвы, ибо не знаешь, когда придет требующий души твоей. Не жди воскресного дня или праздника, не разбирай различия мест, но, как сказал пророк Давид, молись на всяком месте владычества (Пс. 102:22). Посему в церкви ли ты, или у себя дома, или в поле, пасешь ли овец, занимаешься ли постройкой, бываешь ли на пиршестве — не оставляй молитвы; и, когда можно, преклони колена, а когда невозможно, молись умом; и вечером, и утром, и в полдень.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Лишить власти и жизни, замышляя тайно неполезное для царства…» Благоденствие царства и его главы поставляется здесь царем в неразрывную связь. 3Мак.6:23–24 Тех, которые так верно охраняли укрепления нашей страны, кто безумно собрал сюда, удалив каждого из дома? Тех, которые издревле превосходили все народы преданностью нам во всем и часто терпели самые тяжкие угнетения от людей, кто подверг столь незаслуженному позору? О верности иудеев своим царям особенно много говорит Иосиф Флавий, Арх XII, 1. 3Мак.6:25 Разрешите, разрешите неправедные узы, отпустите их с миром в свои домы, испросив прощение в том, что прежде сделано; освободите сынов небесного Вседержителя, живаго Бога, Который от времен наших предков доныне подавал непрерывное благоденствие и славу нашему царству. «В свои домы…», ες τα δια…, точнее слав.: «во своя их…». 3Мак.6:26 Вот что сказал царь. В ту же минуту разрешенные Иудеи, избавившись от смерти, прославляли своего Святаго Спасителя Бога. «В ту же минуту разрешенные…» Если иметь в виду множество заключенных в оковы, сколько приходится предположить исполнителей царского повеления о разрешении закованных «в ту же минуту!» Очевидно и из сего, что количество обреченных на смерть иудеев должно быть весьма преувеличено. 3Мак.6:27–28 После того царь, возвратившись в город и призвав заведывающего расходами, приказал в продолжение семи дней давать Иудеям вино и прочее потребное для пиршества, положив, чтобы они на том же месте, на котором ожидали себе погибели, в полном веселье праздновали свое спасение. Тогда они, бывшие перед тем в поругании и находившиеся близ ада или лучше нисходившие в ад, вместо горькой и плачевной смерти учредили пиршество спасения и, полные радости, разделили для возлежания место, приготовленное им на погибель и могилу. «Нисходившие в ад…», βεβηκτες…, слав. правильнее: «сошедшие…», т. е. как бы, сошедшие уже в ад. – «Пиршество спасения…», т. е. пиршество в празднование спасения. 3Мак.6:29–30 Оставив жалостнейшую песнь плача, они начали песнь отцов, восхваляя Спасителя Израилева и Чудотворца Бога, и, отвергнув все сетование и рыдание, составили хоры в знамение мирного веселья. Равно и царь, составив по сему случаю многолюдное пиршество, выражал свою признательность к небу за славное, торжественно дарованное им спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но разве не Моисей говорил: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» ( Втор. 18:15 )? Разве Михей давным давно не написал: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь» ( Мф. 2:6 ; Мих.5:2 ). Разве Исайя не предвозвестил рождение Его от неискусобрачной: «се, Дева во чреве приимет» ( Мф. 1:23 ; Ис. 7:14 )? Разве не предсказал пророк Аввакум возлежание в яслях животных: »...среди двух животных познан будешь» ( Авв. 3:2 )? Не говорил ли Исайя о бегстве в Египет от Ирода: «Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет» ( Ис. 19:1 )? Не предрек ли Давид бегство вод Иордана: «Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись» ( Пс. 76:17 )? Не предсказывал ли Исайя конца болезней и труда: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» ( Мф. 8:17 ; Ис. 53:4 )? Не предсказал ли пророк Давид силу гвоздей: «пронзили руки мои и ноги мои» ( Пс. 21:17 )? Не пригвождение ли к древу предвозвестил Моисей: «жизнь твоя будет висеть пред тобою» ( Втор. 28:66 )? Не погребение ли во гробе предначертал Иаков: «преклонился он, лег, как лев» ( Быт. 49:9 )? Не о воскресении ли взывал некогда Давид: «восстань, Боже, суди землю» ( Пс. 81:8 )? Не он же ли предсказал и вознесение: «восшел Бог при восклицаниях» ( Пс. 46:6 )? Покажите же на другом ком-нибудь исполнение этих пророчеств, или поклонитесь распятому, как Богу! Безумные! Неведая пророчества Моисеева, вы думали распять простого человека. О вас ведь, или лучше – в обличение ваше вопиет Павел, сосуд избранный: «если бы познали, то не распяли бы Господа славы» ( 1Кор. 2:8 ). В том же обличает вас верховный из апостолов, говоря: «вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили» ( Деян. 3:14–15 ). Этот вопль ваш издавна предвидя, говорил Исайя: «горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом» ( Ис. 5:20 )! Когда таким-то образом беседовал с ними Стефан, «но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» ( Деян. 6:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010