Надобно знать, что поелику человек двойствен, то есть, состоит из души и тела, то и чувства имеет двоякие. Есть пять чувств душевных и пять чувств телесных; душевные у мудрецов называются силами души и суть следующие: ум, разум, мнение, воображение и чувствование; телесные же чувства суть: зрение, обоняние, слух, вкус и осязание. Отсюда происходят двоякие их добродетели и двоякие пороки. Посему всякому человеку весьма необходимо в ясности знать, какие есть душевные добродетели и какие телесные пороки, а также, какие душевные и какие телесные страсти. Добродетели душевные И о душевных добродетелях утверждаем, что главным образом четыре родовые добродетели, а именно: мужество, благоразумие, целомудрие и справедливость; от них же рождаются следующие душевные добродетели: вера, надежда, любовь, молитва, смирение, кротость, великодушие, терпение, доброта, негневливость, боговедение, нераздражительность, простота, невозмущаемость, нелицемерие, правдолюбие, свобода, отвращение от осуждения, от тщеславия, от кичения, от гордости, от зависти, от коварства и от сребролюбия, сострадательность, милосердие, щедрость, почтительность, благоговение, влечение к будущим бессмертным благам, желание царства Божия, вожделение всыновления. Добродетели телесные Телесные же добродетели, о которых вернее можно сказать, что они ведением по Богу обращаются в орудия добродетелей и, если чужды всякого лицемерия и человекоугодия, возводят человека к преспеянию в смирении и бесстрастии, суть следующие: воздержание, пост, голод, жажда, бдение, всенощное стояние, коленопреклонение, постоянное нехождение в баню, удовлетворение себя одним хитоном, сухоядение, позднее и то в малом количестве вкушение пищи, питие одной воды, возлежание на голой земле, нищета, нестяжательность, изможденность, небрежность в одежде, несамолюбивость, уединение, безмолвие, безвыходное пребывание в келлии, скудость, довольство малым, молчаливость, собственноручное упражнение в рукоделии, всякое злострадание и всякий телесный подвиг. Все сие, когда тело здорово, и тревожат его плотские страсти, весьма нужно и полезно, а когда оно немощно, и при помощи Божией преодолело в себе страсти, не столько необходимо, потому что все восполнят святое смирение и благодарение. И о добродетелях телесных достаточно сего. Почему обязаны мы сказать о душевных и о телесных страстях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/781/...

Подробного сравнительно обзора Четвероевангелия в хронологическом порядке отдел третий III. Евангелие о последних днях Христа-Искупителя и восшествие Его на небо, к Отцу 1. Вечерня Пасхальная. а. Возлежание на вечери. По наступлении вечера (пасхального дня, как он приходился по закону), – Пред праздником Пасхи (как она совершалась на тот год по преданию), (Иисус Христос) приходит с двенадцатью учениками (в приготовленную горницу). И когда настал час; Он возлег (νπεσε), и двенадцать Апостолов с Ним, – возлежал (νκειτο) с двенадцатью учениками. б. Вкушение ветхозаветной Пасхи. Иисус, зная, что пришел час Его перейти из мира сего к Отцу, торжественно показал, что возлюбив своих, сущих в мире, Он возлюбил их до конца. И сказал им: очень желал Я есть с вами сию Пасху, прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в царствии Божием. И взяв чашу, и воздав хвалу, сказал: примите ее, и разделите между собою. Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, пока не приидет царствие Божие. 2. Умовение ног. а. Иисус Христос умывает ноги ученикам. И по совершении (пасхальной) вечери (δεπνου γενομνου), [когда уже диавол вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,] Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога изшел, и к Богу отходит, Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду, и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воду в умывальницу; и начал умывать ноги ученикам, и отирать полотенцем, которым был препоясан. б. Разговор Иисуса Христа с Апостолом Петром. Подходит к Симону Петру; и сей говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь того, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовеки. Иисус ответствовал ему: ежели не умою тебя; не будешь иметь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки, и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть; потому что чист весь; и вы чисты, но не все.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Смерть Прежде кончины никого не ублажай, и прежде смерти ни в ком не отчаивайся. Во время смерти великий предстоит страх всем, подобным мне, грешникам. Напротив, час разлучения доставляет радость всем святым, всем праведным, всем подвижникам. Но тот же час разлучения ввергает в печаль неусердных и слабых, когда вспоминают о своем нерадении и о недостатке усердия в прошедшее время жизни своей. И тогда раскаяние ужасно мучит сердце человека, нерадевшего здесь о своем спасении. Мучительность раскаяния его превышает сам страх смерти и разлучения. Напротив, праведные, святые и подвижники веселятся в час смерти и разлучения, имея перед очами своими великий труд своего подвижничества – бдения, молитвы, посты, слезы, возлежания на голой земле и вретища; душа их ликует, потому что по разлучении с телом своим желает войти в покой. Но страшно явление смерти грешникам и людям слабым, которые не заботятся о чистоте жизни в суетном мире. И весьма сильно печалит час разлучения человека грешного, ему вовсе не позволяется что-либо сказать за себя, повеление о часе том дастся со строгостью. Каждый день ожидай исшествия своего [смерти] и готовься к сему пути: в который час не ожидаешь, придет страшное повеление, – и горе неготовому! Прекрасно сокрушение сердечное; оно врачует человеческие души. Блажен, кто нашел дерзновение в оный страшный час разлучения, когда душа со страхом и болезнями расстается с телом, ибо приходят Ангелы взять душу, разлучить ее с телом и поставить перед Престолом бессмертного и страшного судилища. Велик страх, братья, в час смерти, когда душа со страхом и сетованием исходит из тела, потому что в тот час разлучения предстают душе дела ее, добрые и худые, какие сделаны были ей днем и ночью. Ангелы со тщанием поспешают исторгнуть ее из тела, а душа, видя дела свои, боится выйти из тела. Душа грешника со страхом разлучается с телом и с трепетом идет, чтобы предстать бессмертному судилищу. Принуждаемая же выйти из тела, смотря на дела свои, говорит со страхом: «Дайте на один час сроку мне, чтобы выйти». Дела же ее, собравшись все вместе, отвечают душе: «Ты нас сделала, с тобою пойдем мы к Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

Беседа на Евангелие четвертой недели по Пятидесятнице Исцеление слуги сотника (Вера и смирение – лучшие средства к приобретению милостей Божиих) Какое Евангелие слышали вы, братие, сегодня? Об исцелении слуги сотникова Иисусом Христом ( Мф. 8:5–13 . Зач. 25). ... «Когда... вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царствие Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час». ... Кто этот был римский сотник, который просил Иисус Христа исцелить больного его слугу, и почему он считал себя недостойным принять к себе в доме Иисуса Христа, когда Иисус Христос хотел придти к нему для исцеления его слуги? " Римский сотник» – это римский военачальник, имевший под своею властью сто воинов. Известно, что во времена Иисуса Христа Иудеи были под властью Римлян и в земле их стояло по обычаю римское войско. Сотник считал себя недостойным, чтобы Господь вошел в дом его по глубокому своему смирению и потому, что он был не Иудей, а язычник. Сотник хотя был язычник, но понимал суетность идолов, был расположен к иудейской вере и к вере во Христа. В Евангелии говорится, что когда сотник обнаружил свою великую веру в Иисуса Христа, тогда Иисус Христос сказал следующие слова: «Говорю... вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будешь плач и скрежет зубов». Кто такие многие, которые придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном? Что значит это возлежание многих в Царстве Небесном с еврейскими патриархами? И кто такие сыны царства, которые будут извержены во тьму кромешную? Что это за тьма?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Благодеяние Воздай что-нибудь Богу в благодарность за то, что ты принадлежишь не к числу имеющих нужду в благодеяниях, а к числу тех, которые могут оказывать благодеяния, что не ты смотришь в чужие руки, а другие – в твои (1). Бог сотворил человека и снова восставляет его из тления, а ты, по крайней мере, не презри падшего. Бог явил человеку величайшее милосердие, когда дал ему, кроме всего прочего, закон, пророков, и еще прежде того естественный закон – неписаный, этого испытателя дел наших, когда обличал, вразумлял, руководствовал людей и, наконец, предал самого Себя в жертву для искупления многих, за жизнь мира (см. Мф. 20, 28 ; Ин. 6, 51 ); когда даровал нам апостолов, евангелистов, учителей, пастырей, исцеления, чудеса, возвращение к жизни, разрушение смерти, знамение победы над победившим нас, завет сени и завет истины, различные дары Духа Святого и Таинство нового спасения. А ты, если можешь оказывать высшие благодеяния, приносящие пользу душе (поскольку Бог наделит тебя и этим богатством, ежели только пожелаешь того), – не откажись и этим послужить нуждающемуся или лучше таковые, то благодеяния прежде всего и больше всего и оказывай просящему тебя, даже не ожидая его прошения; всякий день милуя и взаймы давая (см. Пс. 36, 26 ) слово и неопустительно взыскивая долг с лихвой, то есть с умножением назидания в пользовавшемся им, – лихвой, которую всегда прилагает к принятому слову тот, кто мало-помалу приумножает в себе семена благочестия. Если же ты этим не можешь служить ближнему, то оказывай ему хоть меньшие благодеяния, занимающие второе место и не превышающие силы твоей. Помоги ему, достань пищу, подай рубище, принеси лекарство, перевяжи раны, расспроси о бедственном его положении, поговори о терпении; осмелься, подойди (1). Столь же трудно и стяжать благо, которого не имеем, и стяжав, сберечь. Часто приобретенное с усердием утрачивается по нерадению, а беспечно погубленное возвращается рачительностью. K получению желаемого весьма хорошие у тебя пособия: бдения, посты, возлежание на голой земле, молитвы, слезы, милосердие к бедным, милостыня.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Господь и Бог наш Иисус Христос говорит нам в Евангелиях: Бдите, яко в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет (Лк.12:40). Подвизайтеся внити сквозе тесная врата (13:24), вводящие в жизнь. Сим путем пойдем, братия, чтобы наследовать жизнь вечную. Шествие путем сим скорбно, но блаженно упокоение; шествие оным жестоко, но воздаяние - радость; шествие оным тесно, но место отдыха пространно; шествие оным - покаяние, пост, молитва, сокрушение, бдение, смиренномудрие, духовная нищета, пренебрежение плоти, душевная рачительность, возлежание на голой земле, неомовение тела, голод, жажда, сухоядение, нагота, милостыня, слезы, плач, воздыхания, коленопреклонения, бесчестия, гонения, расхищения, заушения, рукоделия, опасности, наветы; шествовать оным значить быть злословимым и терпеть, быть ненавидимым и не ненавидеть, терпеть зло и воздавать добром, отпускать долги должникам, полагать душу за друзей, а наконец, пролить кровь за Христа, когда потребуют сего обстоятельства. Таковы шествия узкими вратами и тесным путем, который приводит к блаженному возданию, к небесному царству. А пространные врата и широкий путь вводят в погибель. Шествия сим путем в настоящем радостотворны, а там скорбны; здесь легки, а там тягостны и болезненны; здесь представляются маловажными и ничего незначущими, а там совершивших путь и не покаявшихся окружают, как дикие звери, по слову пророка, ибо сказано: в день лют беззаконие пяты моея объидет мя (Пс.48:5), то есть, пороки жизни сей, или шествия путем широким, которые апостол перечислил отчасти, говоря: яже суть блуд, прелюбодеяние, студодеяние, идолослужение, чародеяния, вражды, рвения, завиды, ярость, распри, зависти (Гал.5:20-21), смехотворство, кличи, забавы, гусли, свирели, пляски, бани, мягкие одежды, дорогие обеды, рукоплескания, шумная жизнь, беспечный сон, разновидные постели и ложа, сладкоядение, братоненавистничество, клевета, и, что всего хуже, нераскаянность и непамятование об исшествии из жизни. Таковы шествия трудным оным путем, по которому идут многие, но сообразное с сим находят себе пристанище: вместо роскоши голод, вместо пиянства жажду, вместо покоя мучение, вместо смеха сетование, вместо гуслей плач, вместо телесной тучности червя, вместо беспечности нерешительность, вместо плясок пребывание с демонами, вместо пустых занятий, чародейств и прочих затей - тьму кромешнюю, геенну огненную и тому подобное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/798/...

Господь и Бог наш Иисус Христос говорит нам в Евангелиях: бдите, «яко, в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет; подвизайтеся внити сквозе тесная врата» ( Лк.12:40. 13:24 ), вводящие в жизнь. Таковым путем пойдем, братия, чтобы наследовать жизнь вечную. Шествие путем сим скорбно, но блаженно упокоение; шествие оным жестоко, но воздаяние – радость; шествие оным тесно, но место отдыха пространно; шествие оным – покаяние, пост, молитва, сокрушение, бдение, смиренномудрие, духовная нищета, пренебрежение плоти, душевная рачительность, возлежание на голой земле, неомовение тела, голод, жажда, сухоядение, нагота, милостыня, слезы, плач, воздыхания, коленопреклонения, бесчестие, гонения, расхищения, заушения, рукоделия, опасности, наветы; шествовать оным, значит быть злословимым – и терпеть; быть ненавидимым – и не ненавидеть; терпеть зло – и воздавать добром, отпускать долги должникам, полагать душу за друзей, а, наконец, – пролить кровь за Христа, когда потребуют сего обстоятельства. Таково шествие узкими вратами и тесным путем, который приводит к блаженному возданию, к Небесному Царству. А пространные врата и широкий путь вводят в погибель. Шествия этим путем в настоящем радостотворны, а там скорбны; здесь легки, а там тягостны и болезненны; здесь представляются маловажными и ничего незначащими, а там совершивших путь и не покаявшихся окружают, как дикие звери, по слову пророка, ибо сказано... «в день лют... беззаконие пяты моея обыдет мя» ( Пс.48:6 ), то есть пороки жизни сей, или шествия путем широким, которые Апостол перечислил отчасти, говоря: «яже суть прелюбодеяние, блуд... студодеяние, идолослужение, чародеяния, вражды, рвения, завиды, ярости... распри... зависти» ( Гал.5: 19–21 ), смехотворство, кличи, забавы, гусли, свирели, пляски, бани, мягкие одежды, дорогие обеды, рукоплескания, шумная жизнь, беспечный сон, разновидные постели и ложа, складкоядение, братоненавистничество, клевета и, что всего хуже, – нераскаянность и непамятование об исшествии из жизни. Таковы шествия нетрудным оным путем, по которому идут многие, но сообразное с сим находят себе пристанище: вместо роскоши – голод, вместо пьянства – жажду, вместо покоя – мучение, вместо смеха – сетование, вместо гуслей – плач, вместо телесной тучности – червя, вместо беспечности – нерешительность, вместо плясок – пребывание с демонами, вместо пустых занятий, чародейств и прочих затей – тьму кромешную, геенну огненную и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Разделы портала «Азбука веры» О епитимии для тех, кто принёс жертву идолам по принуждению, но скорбя об этом. Те же, которые вошли в траурной одежде, возлегли и ели, плача во все время возлежания, если исполнили 3летний срок припадания, пусть будут приняты в общение без причащения Святых Таин. А если не ели, то, проведя 2 года в числе припадающих, на 3й год пусть будут приняты в общение, но без причащения, так чтобы совершенное общение получили на 4й год. Но епископы пусть имеют власть проявить человеколюбие или продлить время покаяния, испытав образ их обращения. Прежде всего пусть будет исследована их жизнь до истязаний и после них, и пусть человеколюбие соразмеряется с этим. σοι δ νλθον μετ σθτος πενθικς, κα ναπεσντες φαγον, μεταξ δι λης τς νακλσεως δακροντες, ε πλρωσαν τν τς ποπτσεως τριετ χρνον, χωρς προσφορς δεχθτωσαν ε δ μ φαγον, δο ποπεσντες τη, τ τρτ κοινωνηστωσαν τει χωρς προσφορς, να τ τλειον τ τετραετ λβωσι. Τος δ πισκπους ξουσαν χειν τν τρπον τς πιστροφς δοκιμσαντας, φιλανθρωπεεσθαι, πλεονα προστιθναι χρνον. Πρ πντων δ, κα προγων βος, κα μετ τατα, ξεταζσθω, κα οτως φιλανθρωπα πιμετρεσθω. Толкования Зонара . Сказано, что должно рассматривать расположение принесших по принуждению жертвы идолам и согласно с ним устроять их. Итак, правило, сказав о принесших жертвы идолам и не скорбевших о сем, а находившихся в веселом расположении духа, ныне говорит и о тех вкусивших идоложертвенного, которые пришли от сего в огорчение и проливали слезы; таковых оно повелевает по истечении 3х лет припадания допускать до купностояния, кроме приношения, то есть дозволяет стоять в церкви вместе с верными, но не причащаться. А если, говорит, они не ели, то проведши 2 года между припадающими, то есть стоя с оглашенными и выходя с ними, по достижении 3го года могут быть допущены до общения, кроме приношения, то есть до стояния с верными; ибо общением правило здесь называет не приобщение святых Таин, а стояние с верными, почему и присовокупило: кроме приношения, так чтобы совершенное общение получили по 3х летах, дабы по исполнении 3летия получили участие и в сем благе. Так определили отцы сего собора. А поскольку они знали, что не все одинаковое приносят покаяние, но одни рачительнее относятся к делу покаяния, а другие беспечнее, то все относящееся к устроению их возложили на епископов, чтобы они испытывали образ обращения каждого и оказывали человеколюбие и сокращали время епитимий для тех, кои показывают более горячее покаяние, и продолжительнейшее назначали время для кающихся с меньшим усердием; при сем, чтобы обращали внимание и на предшествовавшую жизнь их и на последующую жизнь, целомудренно ли и с сокрушением ли они жили и живут, или невнимательно и беспечно, и таким образом соразмеряли для них человеколюбие.

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-5...

святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской Содержание Вступление ./1_1 Вопрос 1. О порядке и последовательности в заповедях Господних ./1_2 Вопрос 2. О любви к Богу и о том, что в людях от природы есть наклонность к заповедям Божиим и сила исполнять их ./1_3 Вопрос 3. О любви к ближнему ./1_4 Вопрос 4. О страхе Божием ./1_5 Вопрос 5. О собранности мыслей ./1_6 Вопрос 6. О том, что необходимо уединяться ./1_7 Вопрос 7. О том, что должно жить с людьми согласно стремящимися к той же цели угождения Богу, и что трудно, и вместе опасно, жить отшельником ./1_8 Вопрос 8. Об отречении от мира ./1_9 Вопрос 9. Присоединяющийся к людям, посвятившим себя Господу, должен ли без разбора оставлять свое имущество недобросовестным свойственникам? ./1_10 Вопрос 10. Всех ли приходящих принимать должно или некоторых, и допускать ли их тотчас, или по испытании, и по каком испытании? ./1_11 Вопрос 11. О рабах ./1_12 Вопрос 12. Как принимать надобно состоящих в супружестве? ./1_13 Вопрос 13. О том, что нововводимым полезно упражнение в молчании ./1_14 Вопрос 14. О тех, которые дали обет посвятить себя Богу, и потом намереваются нарушить произнесенный обет ./1_15 Вопрос 15. С какого возраста надобно дозволять произнесение обета о посвящении себя Богу, и когда обет девства почитать действительным? ./1_16 Вопрос 16. Необходимо ли воздержание намеревающимся жить благочестиво ./1_17 Вопрос 17. О том, что должен быть воздержанным и от смеха ./1_18 Вопрос 18. О том, что должно вкушать все предлагаемое нам ./1_19 Вопрос 19. Какая мера воздержания? ./1_20 Вопрос 20. Какова должна быть пища для приема странников ./1_21 Вопрос 21. Что должно наблюдать при занятии места и возлежании во время обеда, или ужина? ./1_22 Вопрос 22. Какая одежда прилична христианину? ./1_23 Вопрос 23. О поясе ./1_24 Вопрос 24. Поскольку об этом преподано нам достаточно; то следовало бы научить нас, каким образом должны мы вести себя в отношении друг к другу? ./1_25 Вопрос 25. О том, как страшен суд настоятеля, который не обличает согрешающих ./1_26

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4083...

Смирение Погибели предшествует гордость, и падению – надменность ( Притч. 16, 18 ), – прекрасно сказано в притчах. А славе предшествует уничижение, или, скажу яснее, за гордостью следует низложение, а за низложением прославление. Господь гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак. 4, 6 ) и, все соразмеряя праведно, воздает за противное противным. Это знал и божественный Давид, поэтому быть смиряемым полагает в числе благ, приносит благодарение Смирившему как приобретший через это ведение Божиих оправданий и говорит: до уничижения моего я погрешал, посему слово Твое храню ( Пс. 118, 67 ). Таким образом ставит он смирение в середине между прегрешением и исправлением, так как оно произведено прегрешением и произвело исправление. Ибо грех рождает смирение, а смирение рождает обращение. Так и мы, когда были добронравны и скромны, тогда возвышены и постепенно возрастали, так что под руководством Божиим, сделались и славными, и многочисленными. А когда мы отолстели, тогда стали своевольны, и когда разжирели (см. Втор. 32, 15 ), тогда доведены до тесноты. Ту славу и силу, какую приобрели во время гонений и скорбей, утратили мы во время благоденствия (1). Разве не знаешь, что смирение не столько познается в мелочах (ибо тогда может оно быть только напоказ и иметь ложный вид добродетели), сколько испытывается в делах важных? По мне, смиренномудр не тот, кто о себе говорит мало, при немногих и редко, и не тот, кто униженно обращается с низшим себя, но тот, кто скромно говорит о Боге, кто знает, что сказать, о чем помолчать, в чем признать свое неведение; кто уступает слово имеющему власть говорить и соглашается, что есть люди, которые его духовнее и более преуспели в умозрении. Стыдно одежду и пищу выбирать не дорогую, а дешевую, доказывать смирение и сознание собственной немощи мозолями на коленях, потоками слез, также постничеством, бдением, возлежанием на голой земле, трудом и всякими знаками унижения, но касательно учения о Боге быть самовластным и самоуправным, ни в чем никому не уступать, подымать бровь перед всяким законодателем, тогда как здесь смирение не только похвально, но и безопасно (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010