Радуйся, яко от раки твоея святыя благоухания насыщаемся. Радуйся, яко прикосновением тоя же раки от болезней исцелевахуся; Радуйся, яко таковый дар от Бога приял еси. Радуйся, яко приходящим к тебе с верою неоскудно исцеление подаваеши; Радуйся, Паисие преподобне. Кондак 5 Боготечная звезда явился еси, преподобне, Церковь Святую, аки небо, украсил еси, образ, посланный со двема ангелома, в ней поставив, и от всех стран вернии ради моления во обитель твою стекахуся; ты же данною от Христа Бога тебе благодатию тех озарял еси, яко же чудесы, тако и учением наставляя их на путь спасения и повелевая вопити к Богу: Аллилуиа. Икос 5 Видев ученик твой преподобный Иаков во обители святей созданную тобою и болярином Иоанном церковь возгоревшуся, в ней же принесенный ангелы Пречистыя Богородицы образ стояще, ревностию разжегся, и всю надежду на Самую Богоматерь и на твои молитвы возложив, разбив двери бревном и сквозе пламень в церковь вниде, и образ Богородицын изнесе, пламени же отвсюду окружающу его, образ ни чтоже пострада. Сего ради похвальная приносим ти, вопиюще: Радуйся, твердое веры основание; Радуйся, в таковых крепкое имый упование. Радуйся, такова ученика стяжавый; Радуйся, на твердем краеугольном камени того наздавый. Радуйся, яко учением своим, а не млеком сего воспита; Радуйся, яко в несомненную веру сего наказа. Радуйся, яко оба Господу угодиста; Радуйтеся, яко многи ученики своим учением воздоиста. Радуйтеся, яко многим ко спасению явистася предводители; Радуйтеся, яко и нам от волков адских бысте хранители. Радуйтеся, яко купно предстоите Святей Троице; Радуйтеся, яко Царю небесе и земли о нас молитеся. Радуйся, Паисие преподобне. Кондак 6 Проповеданную ангелы принесением честнаго образа Пречистыя Богородицы милость, хотящую быти роду христианскому, возобновиша вернии, и на созидание новыю церкве от имений своих подаяху кийждо по силе своей. Ты же, преподобне, оным подаянием новую церковь вскоре воздвигл еси и к содействующему сия Богу возопил еси: Аллилуиа. Икос 6

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Ибо, о царь, принял его от Бога скипетро правити хороугви великого царства Российского и рассуди и направь людей твоих к правде, блюди и храни бдительно от диких волков, губящих их, да не развратят стада Христовых овец словесных от Бога данного тебе и врученного, во владение скипетра по воли его стой и по вашему исконному царскому жребию и роду, того великого Российского царства; и снова говорю тебе боголюбивый царь блюди с Богом и храни, сколько твоя царская власть и сила содержит, покрываемая десницей Вышнего, и храним благодатью святого Духа от всех врагов твоих видимых и не видимых, так говорил Господь Бог пророкам: Я возвысил тебя, царя, с правдою и взял тебя за руку и укрепил тебя, этого ради слышите, цари и князья, и разумейте, как от Бога дана была держава вам и сила от Всевышнего, так как вас Господь Бог в себе место избрал на земле и на свой престол вознес и посадил, милость и жизнь положил у вас, вам же подобает приняв от Вышнего повеления правления человеческого рода православным царем не только о своих заботиться и свое только житие исправлять, но и все обладаемое от треволнений спасти и сохранять стадо его от волков невредимо и боятся серпа небесного и не давать воли злотворящим людям, которые душу с телом губят. Непосредственно за этими словами в Поучении говорится: Когда нет солнца на земле, темно все и неразличимо, также и без наказания души, все несогласно, едина только добродетель, приобретенная бессмертна. И так тебе говорю боговенчанный царь, хотя имей мирное житье в православных догматах, почитай матерь твою церковь , как о святом Духе тебя воздои, да и сам почитаем будешь от нее; и священника стыдись, как отца духовного заступника пред Богом: честь священническая к Богу восходит, поэтому их бесчестие Бога прогневляет. Народ льстивый и слова суетные не принимай, царь, не слушай наветника и не имей веры злым людям. Смотри в себя, о боговенчанный царь, как всем людям мудрость честнейшая нужна и всем усердие нужно, все бо тоу, так как благих хвалят; и благочестивым тебе быть должно, или мрымь последовать, на них же воистину, так как на престоле, Бог почивает.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

– Православное же исповедание, толкуя 10 заповедей Господних, пятую заповедь – чти отца твоего и матерь – не токмо о родителях плотских, но и о духовных в равенстве толкует и на вопрос 62, како подобает разуметь заповедь сию, между прочим, тако ответствует: заповедь сия завещает чествовать родители наша и даяти им всякую честность и благоговение, понеже они родиша ны и воспиташа ны, но и естественная совесть (аще быхом и не имели, и от Бога повеления) учит ны, яко есть праведно любить и чествовать родители наша, понеже есмы должницы тем за благодеяние, яже нам сотвориша, яковых не можем мы когда воздати, но могуще возродити и мы онех, яко они нас, потом же присущая заповедь обдержит в слове, еже глаголет: отца и матерь и вся оныя, от них же вся видехом благодеяния некая, яко суть духовные отцы, учители Господне, владыки, цари, сущии в достоинстве и сим подобие, и конец всех сие благоговение и любовь, иже долженствует к предстательствовующим, подобает показоватися ко оным в благоумии и покорении, и в словесех честных и подобных сим; по повелению же блаженной и высокославной памяти государя императора Петра первого, напечатан в С.-Петербурге в 718 году июля 27 дня тестамент или завет Василия, царя греческого к сыну его Льву философу, в котором тестаменте о чести священнической, в главе 3, напечатано тако: цело имей мудрование православных догматов и почитай матерь твою церковь , яже о святом Дусе тя воздои и со Христом о Бозе мною на главу твою венец возложи; аще бо плотских твоих родителей должен еси стыдиться и почитать, множае паче иже о Дуси Божии тя родивших предпочитать; они бо временный живот чадом даруют; сии же вечный живот по рождении ходатайствуют; почти убо церковь , да почтен будеши от нее; и священников стыдись, яко отцев духовных и ходатаев нам к Богу; честь бо священническая на Бога восходит; якоже бо тебе ради твоя слуги к тебе почитати праведно, тако и ради Бога иудеи Его почитати праведно, якоже яже на них честь на Бога преходит, тако и еже на них бесчестие множае паче Бога прогневляет

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Ибо Ной «насади виноград, и испи от плода, и упися " ( Быт. 9, 20–21 ) не потому, что был пристрастен к вину, но потому, что не изведывал, в какой мере вкушать его. Так изобретение винопития гораздо позднее рая, и такую-то древность имеет досточестность поста! Но знаем также, что и Моисей во время поста взошел на гору. И не осмелился бы приступить к дымящейся вершине, не дерзнул бы взойти во мрак, если б не вооружил себя постом. Во время поста принял он заповедь, перстом Божиим начертанную на скрижалях. И вверху горы пост снабдевал законом, а внизу ненасытность чрева довела свое неистовство до идолослужения. Ибо «седоша людие ясти и пити и восташа играти» ( Исх. 32, 6 ). Сорокадневное пребывание с Богом постящегося и молящегося служителя Его оказалось бесполезным от однократного упоения. Ибо те скрижали, начертанные перстом Божиим, которые принял пост, сокрушило пьянство; потому что, по суду пророка, упившийся народ недостоин был Божия законодательства. И этот народ, который великими чудесами научен богопознанию, ненасытностию чрева в одно мгновение низринут в египетское идолобесие. Сравни же одно с другим: как пост возводит к Богу, и как роскошь делается предательницею спасения! Простираясь тем же путем, снизойди и до нижеследующего. Что очернило Исава и сделало рабом брату? Не одна ли снедь, за которую он отдал первенство? А Самуила даровала матери не молитва ли, соединенная с постом? Что великого ратоборца Сампсона сделало непреодолимым? Не пост ли, с каким он зачат во чреве матери? Пост чревоносил его, пост воздоил 5 его, пост сделал его мужем; пост, который предписал матери его Ангел: «еже исходит из винограда, да не яст, и вина и сикера да не пиет» ( Суд. 13, 14 ). Пост рождает пророков, укрепляет сильных; пост умудряет законодателей. Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблественных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия; он во бранях совершает дела доблественные, во время мира учит безмолвию; освящает назорея 6 , совершает 7 священника, ибо без поста невозможно отваживаться на священнодействие, не только в нынешнем таинственном и истинном служении, но и в подзаконном.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Я вопиял ко Господу в сердце, идучи домой, и был избавлен, – о, сладкое спасение и скорое избавление; 4) ныне, в четыре часа вечера, Господь избавил меня по молитве покаяния глубокого и неоднократного от пагубного вожделения. Единственная, нетленная, истинная и праведная сладость –Господь, Жених души моей, нетленный, прекрасный, светоносный, вечный. К Нему да прилепляется на всякое время душа моя! О, богообразная скиния души моей да сохраняется во святыни всегда. [...] Во время всенощной на 25 августа много было искушений от врагов бесплотных, искушений острых, тяжелых, и от всех их по молитве веры и покаяния избавил меня Господь, отъяв тесноту, бессилие, срамоту и даровав пространство, мир и дерзновение. Благодарю Господа, не оставляющего меня томиться и мучиться от козней врагов бесплотных, ищущих на всякий час поглотить меня, бедного, окаянного, обнаженного всякого благого дела. О, сколь досточтим женский пол, материя и делателище человеческого рода обоих полов! Сколь почтенно в нем для меня всё, все члены, предназначенные для принятия человеческого семени, для образования и положения маленького тела, его возрастания, питания внутри, укрепления, его исхождения по образовании или созрении, для его питания в младенчестве! Сколь почтенна для меня особенно женская душа – нежная, мягкая, чувствительная, любящая, самоотверженная, когда дело идет о сохранении жизни ребенка, разумная, предусмотрительная, когда дело идет о пользе ребенка. Но сколь унижена ныне женщина безумно самолюбованием и сладострастными мужчинами, склонными до половых наслаждений минутных, данных Творцом для высокой и святой благотворной цели, а не для увлечения и сладострастия тленной плоти, кишащей страстями различными после жалкого падения человечества. Женщина ни во что ставится, как игрушка, как сладкий плод и ниже, а не как разумно-свободное нравственное существо, сотворенное по образу и подобию Божию. Господи и Творче человеческого рода! Благодарю и славлю Тебя, яко создал еси мя чрез мужчину внутри женщины, как орудия и материи моего тела, и чрез нее воздоил меня, упокоил, сохранил, возрастил, на ее объятиях носил и научил знать и любить Тебя, Творца моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Пусть слово обратится к истории и покажет древность поста, покажет, что все святые соблюдали пост, как отеческое какое-то наследие, передаваемое от отца к сыну и преемственно получаемое, так что стяжание сие, по порядку преемства, сохранилось и до нас. Мы знаем, что Моисей во время поста взошел на гору. И не осмелился бы приступить к дымящейся вершине, не дерзнул бы войти во мрак, если бы не вооружил себя постом. Во время поста принял он заповедь, перстом Божием начертанную на скрижалях. И вверху горы пост снабдевал законом, а внизу ненасытность чрева довела свое неистовство до идолослужения. Ибо седоша людие ясти и пити, и восташа играти ( Исх.32:6 ). Что очернило Исава и сделало рабом? Не одна ли снедь, за которую он отдал первенство? А Самуила даровала матери не молитва ли, соединенная с постом? Что великого вождя Сампсона сделало непреодолимым? Не пост ли, с каким он зачат во чреве матери? Пост чревоносил его, пост воздоил его, пост сделал его мудрым; пост предписал матери Ангел. Пост соделал Илию зрителем великого видения, ибо, очистив душу сорокадневным постом, удостоился он в хоривской пещере видеть Господа, сколько можно видеть Его человеку. Постящийся Илия возвратил сына вдовице, чрез пост оказавшись крепче смерти. Из уст постящегося исшедший глас заключил небо беззаконному народу на три года и на шесть месяцев». 26 «С постом и Даниил, войдя в ров львиный, вышел оттуда так, как будто был там с кроткими овцами. Львы хоть и кипели яростью, и бросали убийственные взгляды, однако ж не коснулись лежавшей пред ними трапезы (брошенного в ров пророка), но отказались от этой пищи, тогда как и сама природа возбуждала их, и голод (потому что они не ли семь дней), как некий внутренний палач, понуждал их растерзать пророческую утробу. С постом и три отрока, войдя в вавилонскую печь, и долгое время пробыв в огне, вышли из печи с телами светлее самого огня. Но если тот огонь был действительно огонь, как же он не сделал того, что свойственно огню? Если тела отроков были точно тела, как же они не потерпели того, что свойственно телам? Как? Спроси у поста, и он ответит тебе, и сам разрешит тебе загадку: это действительно была загадка. Природа тела боролась с природою огня, и победа осталась за телами! И ниневитяне постом отклонили определение Господне и расположили к человеколюбию Владыку вселенной. Но для чего мне обращаться к рабам, – можем ведь насчитать множество и других, которые прославились постом и в ветхом, и в новом завете – когда можно указать на всеобщего нашего Владыку? Ибо и Сам Господь Иисус Христос , после уже сорокадневного поста вступил в борьбу с диаволом, и Собою подал всем нам пример , чтобы и мы вооружились постом и, укрепившись им, вступали в борьбу с диаволом» 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

26. Митрополит Никифор , родом грек из Ликии Малоазийской, управлявший церковью 1104–1120 г., пастырь просвещенный и ревностный к своему долгу. При нем церковь Русская прославлена несколькими знамениями любви небесной. Святые мощи Бориса и Глеба, перенесенные в новый храм, ознаменовали себя многими чудесами. Мощи святой великомученицы Варвары из Царяграда посетили Киев к утешению и защите Русской страны. Блаженный Никифор, управляя церковью, действовал не одною властью, но и словом евангельской истины. Его а) Послание к великому князю Владимиру Мономаху о посте, или точнее о внимании к себе, превосходное по слогу и содержанию (изд. в I ч. Достоп. Русск. М. 1815), писано при наступлении великого поста. «Пост, говорит он, необходим после греха Адамова; жизнь в человеке двоякая – разумная и животная, а для удержания власти за первою над последнею весьма полезен пост.» Находя неприличным распространяться о посте пред таким князем, «его же благочестие воспита и пост воздои», сочинитель обращается к важнейшему правилу жизни: «внимай себе, рекоша книгы.» Посему рассуждает о душе, о трех главных силах ее – уме, чувстве и воле, объясняя действия их примерами из жизни. «Уведел еси княже, человеколюбивый и кроткий, сим словом тричастное души, увежьдь же и слуги ея. Яко же бо ты, княже, седя зде, в своей земле, воеводами слугами своими, действуеши по всей земли и сам ты еси господин и князь: тако и душа по всему телу действует пятью слуг своих, рекше пятью чувствии – очима, слухом» и пр. Находя действия князя по четырем чувствам неукоризненными, останавливается на слухе. Душа, говорит, обязана поверять донесения чувств. Ты сам не можешь видеть всего твоими очами; тебе доставляют сведения слуги. Испытай же, не приходит ли от них «некака пакость». Вспомни об осужденных и наказанных, не клевета ли погубила их?... «Не печали жеся, княже, о словеси сем, говорит в заключении блаженный пастырь... Сего ради дерзнухом мы, яко устав церковный и правило в время се и к князем глаголати что полезное...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(6) блаженна ложесна тво анно, ко мтръ живота нашего прозбла ес, блаженна сосца имаже воздоила ес млекомъ питавшю (ВМ, IX, 9, 111). 5. Выводы Результаты проведенного анализа показали, что в текстах минейных служб представлен традиционный, восходящий к античным представлениям, средневековый взгляд на разделение полов в обществе, на их функции и социальный статус. На основании исследованных текстов гимнов во славу святым, сформировавшихся к XVII веку и напечатанных в Служебных Минеях, можно сделать выводы о изначальной неравноценности социального статуса мужчин и женщин, призванных совершить подвиг святости. Основания для таких выводов заключаются в следующем: Мужчина, чьим предназначением есть подвиг святости, представляется изначально существом совершенным, а женщина поначалу предстает перед читателем (слушателем) как существо несовершенное. О бразцом поведения для женщины является мужское поведение, а потому женщина обязана подчиняться мужчине и во всем следовать ему, потому: чтобы достичь совершенства, женщина должна вести себя, как мужчина: переодеться в мужскую одежду, вести уединенную жизнь пустынника, жить в мужском монастыре; для достижения совершенства от женщины требуется изменение внешности (отказ от женского обличия), что способствует развитию в женщине мужских добродетелей (прежде всего, она становится разумной); П оскольку женщина на пути к святости обязана отказаться от своей женской натуры: от своей телесности, женственности, в текстах миней редко встречаются службы, посвященные достигшим святости женщинам-матерям. В минейных текстах XVII века редко встречаются службы в честь реальных исторических женских фигур, поскольку в описании таких личностей должны быть представлены характеристики разных функциональных структур. Редким примером является служба святой равноапостольной княгине Ольге: первой христианке на Руси, матери Русских князей, верной целомудренной жене. Женский образ в минейных службах сохраняет и развивает традиции Священного Писания и Священного Предания, заложенные в сочинениях Святых Отцов Церкви. Вместе с тем, в текстах служб проявляются описанные современными исследователями гендерных проблем социальные стереотипы, восходящие к античной традиции. Анализ содержания текстов служб показал, что даже в том случае, если в женщине формируются маскулинные черты личности и она оказывается способна функционировать в пространстве мужского гендера, проявляя силу воли, упорство и разум, то эти свойства даются ей не как женщине, а как подобию мужчины, исключительно с целью выполнения сверхзадачи: достижения святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Далее он описывает, как красота явления поразила его сердце, подвигла к беспредельной любви, как эта любовь исторгла его из оков плоти, как он удостоверился в прощении своих грехов, но в то же самое время видел себя грешнейшим из людей. Важно, что святой Симеон Новый Богослов в конце этого рассказа раскрывает цель, ради которой он поведал ученикам свой личный опыт. Он чувствовал, что находится на исходе своей жизни, и хотел наставить и укрепить их в духовной борьбе. Он пишет: «Се, открыл я вам таинства, которые были сокрыты во мне, ибо вижу, что близок конец жизни моей. Я пожелал дать вам увидеть и познать и образы покаяния, и первые ступания новоначальных, и успехи средних, и меры совершенных, и расположить вас подражать, если не хотите другому кому, то мне, духовному отцу своему, породившему вас духовно, возлюбившему вас от всей души, воздоившему вас млеком слова Божия, напитавшему хлебом животворящим всяческая и показавшему, как шествовать путем спасительных заповедей Бога...» 53 . Святитель Григорий Палама написал «Святогорский томос», который подписали прокриты Святой Горы, в опровержение ереси Варлаама, отрицавшего учение о нетварной боготворящей энергии. Святитель пользуется не только цитатами из Священного Писания и из Предания, но описывает и свой собственный опыт: «Сему мы научились из Писания, сие прияли от отцов наших, сие познали из малого опыта нашего...» 54 . Из этих немногих примеров становится ясным, что пророки, апостолы и отцы Церкви наставляли своих духовных чад, ссылаясь на свой личный опыт. Очевидно, что откровение Божие людям не ограничивается одним историческим периодом ранней Церкви, но, пока существует Православная Церковь , будут и свидетели, переживающие одну и ту же духовную реальность разными путями. В этом контексте надлежит рассматривать и свидетельство старца Софрония. Он сподобился величайшего богооткровенного опыта еще до того, как прочитал писания святых отцов. Он описал свой опыт на исходе жизни, чтобы укрепить духовных чад и всех христиан в вере во Христа как истинного Бога, показуя цель каждого человека, которая есть созерцание Бога, единение с Ним в нетварном свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Василия (867–886), царя греческаго главизны наказателны ко сыну своему, царю Льву Премудрому (886–912), о чести священничестей. Глава 3. Зело имей мудрование православным догматом и почитай излише матерь твою – Церковь , яже тя о святем все воздои и со Христом о Бозе мною на главу твою венец возложи. Аще бо плотския твоя родителя должен еси стыдитися и почитати множае паче еже о все до и тя родивших предпочитати временный жив чадом веруют. Сии же верный живот по рождении ради ходатайствуют. Почти убо церковь , да почтен будеши от нея, и священник стыдися яко отца духовна и ходатая нам к Богу. Честь бо священническая на Бога восходит яко же тебе ради твоя слуги почитают праведно, яко же и яже на их безчистие множае паче Бога прогневает. Ответ и послание Макария Митрополита всея Русии от Божественных правил святых Апостол, и святых Отец седми Соборов и поместных, и особ сущих святых Отец от заповедей святых православных царей. Ко благочестивому и христолюбивому и боговенчанному царю и великому князю Ивану Васильевичи) всея Русии самодержцу о святителском суде и о недвижимых вещех, в данных Богови в наследие вечных благ. Слыши и вонми, о боголюбивый и премудрый царю, и разсуди Церкви и душе полезная и вечная избери, а тленная и мимотекущая мира сего ни во что же царю полагай – зане преходна суть, но едина добродетель и правда пребывает во веки. И перваго благочестиваго и равноапостальнаго святаго царя Константина греческаго (324–337), и все благочестивыя цари греческия и до последняго благочестиваго царя Константина же греческаго (1449–1453), ни един от них не смел святительскаго суда судити, или дерзнути, или двинути, или взяти от святых Церквей или монастырей, вданных и возложенных Богови, и Пречистой Богородицы, в наследие благ вечных церковнаго имения недвижимых вещей: завес, сосуд, и книг и непродаемых вещей, рекша, села, нивы, земли, винограды, сеножати, лес, борти, воды, езера, источницы, пажити, и прочая, вданная Богови в наследие благ вечных. Бояся от Бога осуждения, и от святых Апостол, и святых Отец седми Соборов, и святых Отец поместных и особсущих страшныя и грозныя, и великия ради заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009