Да не будет! Ибо такой человек безумен и чужд славы Божией. Но написал для того, чтоб вы увидели и познали безмерное человеколюбие Божие и то, сколь легко бремя заповедей Спасителя нашего Бога, и, напротив, сколь велико и несравненно воздаяние благости Его: познав же это, чтоб или возжелали улучить и себе любовь Его, или убоялись и вострепетали, как вечной смерти, лишения оной. При этом и для того пожелал я написать о всем сказанном, чтоб вы познали высоту смирения и знак совершенной любви. Еще и для того, чтоб вы познали и дело снисшествия Божия и дар божественной Его благодати, т. е., эту мену, какую сделал Он с нами человеками, прияв человечество и дав вместо его Божество; чтоб познали дивный образ возстановления нашего и то, как живут восхотевшие веровать в распеншагося Христа, те, то есть, которые восподражали Его послушанию и смирению и решились, отвратясь от худшаго, устремиться к лучшему, от греха к добродетели, от земнаго к небесному, от плотскаго к духовному, от человеческаго к божественному; и еще чтоб увидели, как изменяются те которые оставляют все по любви к возлюбившему нас Богу, и однакож не лишаются ничего ни из настоящаго, ни из будущаго, — т. е. как омраченные входят дивно в свет, приближаясь к великому свету, и как они соединяясь с горним, поставляются богами и над дольним, как это было в древнее время с Моисеем, — как находясь среди всех, не оскверняются нисколько сообращением с ними, и благотворя ближним, не терпят никакого ущерба в добре, но оказывая милость другим, сами получают больше, чем дают, — особенно когда по человеколюбию делаются подобными человеколюбивому Богу; — как они смиряются по мере того, как возвышаемы бывают и как возвышаются по мере того, как смиряются; лишаются всего необходимаго в жизни по смирению, — и не терпят никакого лишения, будучи питаемы вечною жизнию святой любви. Се, открыл я вам таинства, которыя были сокрыты во мне; ибо вижу, что близок конец жизни моей. Я желал дать вам увидеть и познать и образы покаяния, и первыя ступания новоначальных, и успехи средних, и меры совершенных, и расположить вас подражать, если не хотите другому кому, то мне духовному отцу своему, породившему вас духовно, возлюбившему вас от всей души, воздоившему вас млеком слова Божия, напитавшему хлебом животворящим всяческая и показавшему, как шествовать путем спасительных заповедей Бога, — Коему подобает всякая слава, ныне и присно, и во веки веков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Например, прославление рождества Святителя как события святого и чудесного. Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь православных днесь светло празднует… — так начинается тропарь глас 4-й “вятской” службы. Другая тема — воспевание праведности родителей святого. В текстах того же “вятского” варианта встречается молитвенное обращение верующих к Феофану и Нонне, — настолько велика была любовь к Святителю! В стихире на Славу на стиховне глас 2-й поётся: …блажен еси Феофане, яко такову отроку быв родитель, хотящаго родити словом учения многих ко спасению; блаженна ложесна твоя Ноно, имаже носила еси, и красна сосца твоя, имаже воздоила еси хотящаго напитати душетленным гладом тающия… но помолимся вама блаженная, еже молити его онас, да испросит у Христа мира мирови и душам нашим велию милость. С особым вниманием относятся гимнографы к темам обетования родителей святителя Николая и наречённости Святителя от Бога. Темы эти восходят к Евангельским сюжетам. Вспомним, как некогда Ангел явился к Деве Марии и возвестил ей волю Божию. На что ответила Она со смирением: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему. Воля Божия и человеческая стали едины, и тогда на землю пришёл Спаситель. Подобный сюжет мы видим в рождестве святителя Николая. Молясь непрестанно ко Господу о даровании сына, Феофан и Нонна дали обет посвятить своё чадо на служение Богу. Они изъявили свою волю, и их обетование соединилось с Промыслом Божиим: …ты еще во утробе матерни/святительства прозвание приим/нареченное от Бога… (стихира на литии глас 8-й из “новгородской” службы) или …иже от младенчества освященный/и якоже Самуил в дар Богу возложенный/отче святителю Николае… (стихира на Славу на “Хвалите Господа” глас 4-й из “вятского” варианта службы). Общие темы — это не единственное, что связывает службы святителю Николаю с гимнографией двунадесятым праздникам. Так, в “новгородском” варианте заимствуются и фразеологические обороты из текстов Рождеству Богородицы. Например, строкой Сей день веселия, радуйтеся, людие… (вариант: Сей день Господень, радуйтеся, людие…) из последования святителю Николаю начинаются и песнопения, несколько раз повторяющиеся в службе Рождеству Богородицы.

http://pravmir.ru/russkie-sluzhbyi-rozhd...

Текст Проклятия Проклинаю всякое их неподобное действо и всякия богомерзкия дела их, и прочих иных ересей, явленных, и всех сих отвращаюся, и причитаюся Христу; и тако верую и исповедую Святую Единосущную Троицу, и тако покаряюся и прилагаюся благочестивому закону, преданному от святых отец, право исправльших слово истинное, иже на всех святых седми соборах вселенских и поместных. Замечанье. Проклинающий по чину сему всякое неподобное действо и всякия богомерзския дела умеет ли представить решения на сии вопросы: есть ли что неподобное, как мужику восхищать недарованная ему, как беглецу священнодействовать святотатственно, как оставить божественную литургию? И что богомерзче, как простецам, или самозванцам изрыгать клевету и проклятия на непорочную невесту Христову, на св. православную Его церковь , воздоившую их и призывающую их в свои спасительные материнские недра? А это все делают иргизолюбцы, ни единой церкви не покоряющееся! Проклинает даже и неявленые ереси! – Впрочем это взято из Чина, аще будет приходящий креститись от лютерския ереси (На об. листа 623-го). И причитаюся Христу! – Тот причитается Христу, кто к Его благодатному телу присоединяется чрез единомыслие в вере, чрез освящение таинствами, чрез покоренье себя Ему. Благодатное же тело Его есть церковь Его (Еф. гл. 1 ст. 23). Церковь же Его состоит из пастырей и пасомых (гл. 4, ст. 11). Пастыри же Его даруются чрез рукоположенье и благословенье. После сего Христу ли причитается тот, кто причитается к соборищу неблагословенному, не имеющему рукоположения и проч.? И посему – Присоединяющийся к такому обществу и вопреки правилам соборным и учению евангельскому отдающий себя в повиновение самочинникам, благочестивому ли закону, преданному от св. отец, прилагается? Св. отцы не нарушали правил соборных; а иргизолюбец сам да прочтет сии правила и сам увидит, сколько он таковых, за приложение к неблагословенному сонмищу иргизскому, нарушает неизвинительно. Текст Проклятия Еще желаю со страхом и трепетом и радостью сердечною причастник быти святых и животворящих тайн, Пречистого тела и крови Христа Бога нашего, яко да будет ми во освящение души и телу моему, и до кончины живота моего в наследие живота вечного и царствия небесного, молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Присно-Девы Марии, и всех святых, от века Богу угодивших, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Кто Глава Церкви? – Иисус Христос. Кто Кормчий ее? – Дух Святый. Любящим театр и клуб: если Ваал ваш бог, то ходите вслед за ним, а если Иисус Христос Бог ваш, то идите за Ним. Что выбираете: театр или церковь ? Но помните: театр – Ваал, а церковь – Иисус Христос. Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий [ Евр. 12, 28 ]. Христиане! Да дорожим беспредельно царством непоколебимым... Вы видите, как шатки, как колеблются все царства земные, какие везде смятения, какие поражения и победы, как ненадежен их мир. Едино Царство Христово вечно. Блаженны христиане, верующие в это и чувствующие сердцем эту великую истину. Благодарю Тя, Многомилостиве Господи, яко вчера вечером в гимназии двукратно спасл еси мя благостью Твоею, щедротами Твоими, избавив меня, во-первых, от упадка и уныния духа при сознании недостаточности своих занятий с гимназистами, во-вторых, от огорчения и тесноты духа при мысли о несправедливом пренебрежении мною второго законоучителя отца протоиерея Павла Ламанова. О, как благо мне было, когда Ты спас меня, как мирно, легко, радостно! И как тяжело до Твоего спасения! О Спасителю мой! Всюду Ты являешься моим Спасителем! Как обширны, непрерывны, быстры Твои ко мне милости! Господи! Се, всё благое во мне – это Ты, Твоя благодать. Что я принесу Тебе, радосте моя? Но утверди во мне, Господи, по единой милости Твоей благость Твою во мне, в сердце моем. Крест всюду покрывает и хранит меня: когда я бодрствую и когда сплю, хожу или сижу, вкушаю пищу и питье – всюду благодать Распятого за меня со мною. Слава и благодарение Господу, тако мене туне возлюбившему. Слава Господу, туне меня создавшему, воздоившему, возрастившему, просветившему и просвещающему непрестанно, очищающему вся беззакония моя, исцеляющему вся недуги моя, венчающему меня милостью и щедротами! Се, я чудо милости Его всякий день! Ни с кем не обращайся высокомерно, презрительно, грубо, если хочешь, чтобы с тобою обращались другие уважительно: [ибо] все мы одной природы и во Христе все обожены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

сущий в достоинстве и сим подобие и конец всех сие блогоговение и любовь, иже долженствует к предстательствующим, подобает показоватися ко оным в благоумии и покорении, и в словесех честных и подобных сим; по повелению же блаженныя и высокославныя памяти государя императора Петра первого напечатан в С.-Петербурге в 718 году июля 27 дня тестамент или завет Василия царя греческого к сыну его Льву философу, в котором тестаменте о чести священничестей в главе 3 напечатана тако: цело имей мудрование православных догматов и почитай матерь твою церковь , яже о святом Дусе тя воздои и со Христом о Бозе мною на главу твою венец возложи; аще бо плотских твоих родителей должен еси стыдитися и почитати, множае паче иже о Дуси Божии тя родивших предпочитати: они бо временный живот чадом даруют; сии же вечный живот по рождении ходатайствуют; почти убо церковь да почтен будеши от нея; и священников стыдися, яко отцев духовных и ходатаев нам к Богу; честь бо священническая на Бога восходит; якоже бо тебе ради твоя слуги к тебе почитати праведно, тако и ради Бога иудеи Его почитати праведно, якоже яже на них честь на Бога преходит, тако и еже на них безчестие множае паче Бога прогневляет. И от таковыя главы видеть всякому, что блогочестивое узаконение христианское велит священников с превосходством паче родителей плотских почитати и непочитание священников паче непочитания родителей, безбожнейшее. – О родителех же плотских в Соборном уложенье 22 гл. в 4 пункте напечатано: будет кто, сын или дщерь, не помня закона христианского учнёт отцу или матери грубыя речи говорить, или отца или матерь с дерзости рукою зашибёт, и в том на них отец или мать учнут бить челом, и таких забывателей закона христианского за отца и матерь бить кнутом. А в московском Большом требнике в номоканоне в нижеявленных правилах напечатано ж на листу 343-м в правиле 121 четвёртого собора: яко недостоит просту укорити священника или бити или поношати, или клеветати, или обличати в лице, аще убо и истинна суть; аще же постигнет сие сотворити да прокленётся мирский, да отмещется из церкве, разлучён бо

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Боже милостивый! Ты Сам останови в нас и умиротвори потоки греховных помышлений, вразуми и направь нас к жительствованию по Твоим заповедям! О, Боже, не допусти нас навек забыть Тебя и закон Твой! Ибо забывающие Тебя неминуемо уклоняются в развращение ( Пс.124:5 ). Тогда мы, слабые существа, начинаем вдаваться в безумные мечты и вольнодумствовать, ревновать по своим измышлениям, а не по разуму и предписаниям Божественного Откровения. Страсти наши в этой краткой жизни получают простор, непрестанно обуревают нашу душу и видимо удаляют ее от прямого пути на распутья греха. Молитва к Богу постепенно ослабевает, упование исчезает и святые заповеди приходят в забвение! Как от маленькой искры при помощи ветра распространяется пламя, нередко причиняющее большой вред, так и человек от впадения в один порок, с помощью губителя душ наших – диавола – быстро переходит к другим, более вредным и губительным порокам. Люди, произносящие всуе имя Господа, не сеют ли в изобилии семена зла, научая и других следовать их примеру. Нельзя умолчать о той пагубной привычке, которой заражена большая часть нашего простонародья; привычка эта есть произношение худых слов, смысл которых простой человек по необразованности своей не постигает сколь он ужасен, вреден! Вот что говорит святой Иоанн Златоуст о худом матерном слове: «Не подобает, братие, православным христианам матерно ругатися во брани, понеже суть: Мати Божия Пресвятая Дева Мария роди Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа, Сына Божия, юже познахом госпожу, заступницу и молебницу нашу всякому человеку в скорбях покровительницу и спасение душам нашим. Вторая мати всем человекам, от нея же родихомся и познахом свет сей, и от сосец ее воздоихомся Мати же человека роди, труды и болезни понесе, всякую нечистоту и скверну прияла: обвив, воспита нас, и одея. Третья мати наша земля: от нее же первый человек Адам от Бога сотворен; и от нее кормимся, пищу и одежду приемлем, в нюже паки возвратимся во фоб вселясь. Аще который человек, в который день избранится матерно, в тот день у того человека уста аки бы кровию запекаются, аки бы горят пеною и паром скверным, и яко смрад исходит из уст его, и тому человеку в тот день не подобает в церковь Божию внити, ни Евангелия целовати, икон, креста и причастия давати. Того человека неудержанного проклятого слова Ангел-хранитель плачется, а диавол радуется.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Если бы первый Адам, праотец наш, постился от древа разумного и сохранил заповедь Владыки, тогда второй Адам, Христос Бог наш, не требовал бы поста. Но вследствие преступления первого Адама, не соблюдшего поста, постился Он, да разрушит преслушание. Принесем же благодарение и поклонение Владыке, постившемуся, и узаконившему для нас пост, и даровавшему нам былие душевного здравия! Двойственно наше бытие: разумное и неразумное, духовное и телесное. Разумное и духовное есть нечто Божественное, и чудное, и подобно бесплотному естеству, а неразумное страстно и сластолюбиво. Оттого в нас постоянная брань: плоть противится духу, и дух плоти. И поистине нужен нам пост: он укрощает телесные страсти, обуздывает противные стремления и покоряет плоть духу... От этого же первого блага происходят в нас все прочие. Видишь ли, княже мой, благоверный и кроткий, как пост есть основание добродетели? Потому-то он, как солнце, сияет во всем мире; все языки совершают пост ради преступления праотца, одни в то время, другие в другое, одни более, другие менее. Но силы поста, как неразумные, не разумевают, и суетен их пост и непотребен. Только люди Христовы, язык святой, царское священие, ведают силу поста и, живя в правоверии, благословляют Бога, вразумившего их, да не смятутся и не будут поглощены от древнего врага, не хотящего нашего спасения. И многое еще имел бы я сказать в похвалу поста, если бы писал к кому-либо другому. А так как слово мое к тебе, доблестная Глава наша и всей земли христолюбивой, – к тебе, которого Бог издалече проразумел и предопределил, которого от утробы матерней освятил и помазал, смесив от царской и княжеской крови, которого благочестие воспитало, и пост воздоил, и святая купель Христова измлада очистила, то излишне беседовать к тебе о посте, а еще более о непитии вина или пива во время поста. Кто не знает, что ты соблюдаешь все это? Знают даже крайние невежды и бесчувственные, и все видят и чудятся, вместо же поучения о посте, чтобы исполнить устав церковный, мы изложим твоему благоверию нечто иное и скажем о самом источнике, из которого проистекают в людях всякое добро и всякое зло, смотря потому, как пользуются они источником, правильно или неправильно”.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Итак, произошедший от племени Нафана, сына Давидова, Левий родил Мелхия и Панфира; Панфир родил так называемого Варпанфира; Варпанфир родил Иоакима; Иоаким родил святую Богородицу... Иоаким сочетался браком с досточтимою и достохвальною Анною ( Мк.6:10 ). Но как древле бесплодная Анна по молитве и обетованию родила Самуила ( 1Цар.1:11–17 ), так и сия по молитве и обетованию, получает от Бога Богородицу, не уступая и в сем ни одной из славных жен. Итак, благодать (что значит имя Анна) рождает Госпожу (что означаешь имя Мария). Ибо Мария, став матерью Творца, действительно сделалась Госпожою всех тварей. Рождается же в доме Иоакимовом, близ овчих врат, и приводится во храм. Из слова св. Иоанна Дамаскина на рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 26 Придите все народы, весь род человеческий, всякий язык, всякий возраст и всякий чин – придите, радостно отпразднуем день рождения всемирной Радости... Да восторжествует вся тварь, и да прославит святейшую Леторасль святой Анны! Она родила миру неотъемлемое сокровище благ; чрез нее вочеловечившийся Творец привел всю тварь в лучшее состояние. Итак, прославим разрешение человеческого неплодия, ибо теперь для нас рушилась преграда к блаженству. Но почему Дева-Матерь родилась от неплодной? Потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшого к большему. Впрочем, я знаю и другую причину этого, гораздо возвышеннейшую и божественнейшую, именно: природа уступает благодати, и, объятая трепетом, останавливается, не смеет идти далее. Итак, поскольку Дева Богородица долженствовала родиться от Анны, то природа не дерзала предупредить семени благодати, но оставалась бесплодною, доколе благодать не произрастила плода. Ибо надлежало родиться Первородной, чтобы родить Перворождённого всей твари, которым все стоит( Кол.1:17 ). О блаженная чета – Иоаким и Анна! Вся тварь обязана вам благодарностью. Чрез вас она принесла Творцу дар, драгоценнейший всех даров – чистую Матерь, единую достойную Творца. О всеблаженные чресла Иоакима, из которых произошло чистейшее семя! О преславная утроба Анны, в которой тихо начался, образовался, и из которой родился святейший плод! О чрево, носившее в себе одушевленное небо, пространнейшее всех небес! О земля, принесшая обилие хлеба животного, как сам Христос сказал: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно» ( Ин.12:24 )! О сосцы, воздоившие кормилицу Питателя мира! О чудеса чудес и удивительнейшее явление!..

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В каком положении сам он, то было ему неизвестно, а потом возвещал, в какое время что будет со всеми людьми. Не постигал, сколькими проходил сам путями, и ясно отвечал, сколько и каких пройдет лет. И что без благодати никто не знает невидимого, сие покажут опять его же деяния. Мудры были египтяне, но, не вступив в союз с ней, стали глупыми. Думали о себе, что знают и невидимое, как волхвы; но оказалось, что знание их повито тьмою. И Павел сказал, что есть «духи злобы» ( Ефес.6:12 ), желая научить нас, что и они имеют ведение о невидимом, но не твердое, потому что ничего не познали в совершенстве. Еще научаемся из примера Иосифова, что благодать Божия побеждает нашествия всех сил невидимых. От нее ничто не сокрыто, и потому, кто имеет ее, тот не потерпит вреда. Она не может также утаиться, потому что есть свет, который не может скрыть тьма. О подобных Иосифу говорит и Павел, что «духовный же востязует... убо вся, а сам той ни от единаго востязуется» ( 1Кор.2:15 ). Если бы знали мы, каков Суд Божий, то осудили бы суд мирской. Египтяне – учители младенцев, но Иосиф показал, что они не могли быть даже учениками. Если они, учители, неразумны и несмысленны, то тем паче их ученики. Не имея силы, сложили они благозвучные слова. И блудные жены, не имея красоты, употребляют для обольщения наряды. Иосиф, не будучи книжным юношей, при помощи Божией благодати победил старцев Египетских. И апостолы были не ученые и не книжные, но преодолели многоречивых фарисеев, сказав: сами судите, справедливо ли не говорить, что знаем, и не делать, чему научились к исцелению людей ( Деян.4:20 ); и те умолкли. Та же благодать была и во святых, ибо Христос сказал, что Дух Святой, придя, «научит всему» ( Ин.14:26 ). И апостол говорит, что имеем Духа Божия, и потому знаем все ( 1Кор.2:12 ). Он сказал: не имеем «духа мира», давая нам знать, что мудрецы египетские, наученные сим духом, ничего не познали и миру приписал дух, потому что и о людях, и о животных говорится, что имеют душу. Именование «дух», собственно, принадлежащее Богу, не служит в предосуждение благодати Божией; не по именованиям познаются дела, но по делам наименования. Уразумейте из примера праведного Иосифа, что в искушениях должно вам познавать благолепие благодати. Знаю, что многие желают стать ее сынами, но надобно не желать только, а готовиться. Знаю, что многие наименовались ее сынами по вере, но наследниками ее делаются не многие, по причине своего нерадения. Не всякий, возмужав, почитает матерь свою; так и благодать, хотя воздоила многих, но редкими бывает чтима. Не всякий разумеет болезни рождающей и труды воспитывающих; так и из нас немногие благодарны за ее благодеяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

XXXI. Пророк Самуил Был человек, от колена Ефремова, именем Елкана, который имел две жены: одна рождала, другая же, Анна, оставалась неплодной; всякий год ходил он в Силом, поклоняться кивоту завета и приносить жертвы Господу; он разделял остаток жертвы между детьми многочадной; неплодной же давал с горечью одну только часть, хотя любил её более. «Зачем чуждаешься пищи и бьешь себя в сердце, говорил он, не я ли лучше для тебя десяти детей?» Однажды в Силоме, когда Илий первосвященник сидел пред дверьми скинии, Анна предстала Господу и, с горькими слезами, излила душу в умиленной молитве: «Господи Сил, если призришь смирение рабы Твоей и дашь мне плод мужеский, Тебе посвящу его на всю жизнь; не вкусит он вина, или иного напитка, и железо не коснется волос посвященного.» Так глубока была молитва Анны, которую произносила из внутренности сердца, что голос её не был слышен, и Первосвященник, по непрестанному движению уст, почел её исполненной вином. «Нет, Владыка, отвечала смиренная, на горький укор, я только бедствующая жена в жесткой доле, и не исполнена вином, но изливаю душу мою Богу; не смешивай рабы твоей с дочерьми погибели, ибо от множества сетования истаяла ныне душа моя.» Первосвященник отпустил её с миром, помолясь Господу, чтобы исполнил её прошение, и с миром в сердце возвратилась она в дом свой, где вскоре родила сына, которого назвала Самуилом. Она уже более не сопутствовала мужу, в Силом, доколе не воздоила млеком своего младенца; тогда привела его в дом Господень, с принесением жертвы, и напомнив Первосвященнику о молитве его над ней, предала отрока в руки Илии, для служения Господу на всю жизнь. Радостью исполнилось сердце матери, при совершении обета; она воспела песнь Богу: «утвердилось сердце мое в Господе, разрешились уста мои на врагов моих, и возвеселились о спасении. Один Господь свят, Он один праведен, и кто свят подобно Ему? Господь живит и мертвит, низводит в ад и возводит, Господь убожит и богатит, смиряет и высит, дает молитву молящемуся, благословляет лета праведного. – Да не хвалится премудрый премудростью своей, сильный силой, и богатый богатством, но пусть хвалятся тем, что знают Господа и творят суд Его и правду на земле.» Первосвященник благословил её в путь, а Господь, разрешивший её неплодие, утешил её еще тремя сыновьями и двумя дочерьми; оставленный же в скинии, отрок Самуил, возвеличился пред лицом Божьим, и всякое лето мать приносила ему льняную одежду, для служения в святилище, подобно Левитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009