· Чревоугодию паче всего сродственно сладострастное движение. И сама природа, желая показать сродсто сих страстей орудиям соития, назначило место под чревом, сею близостью означая тесную их связь. Почему если ослабевает сия страсть (похоть), то ослабевает от оскудения того, что выше, – т. е. чрева; и если усиливается и приходит в движение, то оттуда подается ей сила. Но не сей только страсти питательницею и воздоительницею бывает чревоугодие; оно истребляет в человеке все доброе. Коль скоро оно берет верх, обыкновенно падают и вземлются от среды воздержание, целомудрие, мужество, терпение и все прочие добродетели. · Прекрасно оставаться в пределах потребности и стараться всеми силами не преступать оных. Если кого похоть немного перетянет на сторону житейских сластей, то уже никакое слово не сильно бывает остановить его стремления вперед (в сем направлении). Ибо тому, что сверх потребности, нет предела; но неутолимая забота и нескончаемая суетливость без меры размножают труд (по удовлетворению их) и питают похоть, подобно тому как пламень питается подкладыванием дров»  14 . · «Какими бы яствами ни было насыщаемо чрево, от этого зарождаются семена похоти плотской, и ум, подавленный бременем яств, не бывает уже силен добре править кормилом рассуждения. Не одно чрезмерное употребление вина опьяняет ум, но и излишество всяких яств обыкновенно делает его шатким и колеблющимся и лишает чистых и непорочных помышлений. Для содомлян причиной их развращения и погибели было не одно пьянство, но и пресыщение чрева. Слушай, как Господь чрез пророка укоряет Иерусалим ( Иез. 16:49 ). Отчего согрешила сестра твоя, Содома, если не оттого, что ела хлеб свой досыта и пресыщения? Поелику чрез такое насыщение хлебом они разжжены были неугасимым жаром похоти плотской, то по суду Божию были с неба пожжены серным огнем. Если таким образом их одна чрезмерность в употреблении хлеба по страсти пресыщения низвергла во стремнинную пропасть развращения, то что сказать о тех, которые, при цветущем здоровье тела, позволяют себе есть мясо и пить вино в непомерном количестве, употребляя их не сколько требует немощь, а сколько внушает самоугодливое похотение.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

(18) Возвеселися, Завулоне, во исходе твоем. Сим означается радость языческих народов, которые пришли от неведения к ведению, от заблуждения к высокой истине. И Иссахаре в селениих твоих. Сим указывается на веселье святых Апостолов в небесных обителях. Ибо им даны обители, от которых отбеже печаль. (19) Призовут народы на гору. Трубами Апостолов и Пророков призванные народы из пропасти греха вошли на духовную гору. Богатство морское воздоит их, и корабли сокрытые в песке. Сим изображается обращение Апостолами всех народов. Обремененные тяжестью греха, и погрязшие в нечистоте, не могли они войти в духовное море; но Апостолами проложен им путь, и они вступили в умную пристань. (20) Благословен разширяяй Гада. Сим указуется на Еммануила, который чрез Апостолов отверз вход в царство евангельского учения, и расширил оное. Яко лев почи, сокрушил мышцу и главу. Мышцею именуется область демонов, а главою - диавол, которые сокрушены. (21) Там сокрыта часть истолкователя, то есть, часть Моисея и Пророков, истолкователей таин Христовых. (22) Дан, скимен львов, ссет из Мафнаина. Мафнаин есть образ греха и ада. Скимен львов есть Еммануил, Который языческие народы, бывшие дотоле младенцами в духовном, освободил от греха, возлег, и из ада извлек души святых подобно тому, как львенок высасывает молоко у львицы. (23) Неффалим насыщен благоволением и исполнен благословением от Господа. Наффалим изображает собою достигших совершенства по благодати Еммануила, Который есть благоволение Отца небесного. Запад и юг наследит. Наследие на западе есть Христос. О нем взывает Пророк, говоря: воспоите Возшедшему на запади, Господь имя Ему (Пс.67:5). Наследие на юге есть также Христос, разделяющий обители святым в царстве Своем. (24) Благословен от чад Асир. Асир значит начальник поющих; поэтому, он предначинатель славословий. Омочит в елей ногу свою. Елей означает причастие Духа; нога же - делание правды. (25) Железо и медь сапог твой. Сим дается разуметь, сколько тверды и постоянны должны быть те, которые славословят и возвещают Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/886/...

Мать моя после Бога – божество земное, ибо от нее, после Бога, получил я бытие; честь, воздаваемая ей, воздается Богу и возвращается ко мне самому, ибо она и я – одно. Она, кроме того, по образу Божию и член Христов, человек, во всем подобный мне. А человек – высокое существо: всевозможное почтение оказывай ей, ни из-за чего не презирай ее и не озлобляйся на нее. 25 марта 1866 г. Благодарю Тебя, Господи, яко даровал еси мне благодать непреткновенно сердцем и устами совершить Божественную литургию и причаститься Святых Таин, и умиротворил еси мя, и возвеселил еси мя. Но после литургии прибывший мне грех дома после обеда за гнушение рукою матери прости мне, Господи! Опять простосердечию изменил. Якоже Господу служи матери: она была живым ковчегом твоим, в коем образовалось твое бытие, твоя душа и тело; она берегла тебя, как зеницу ока, воздоила тебя, воспитала тебя, добрые семена посеяла в тебя, одевала тебя, болела о тебе, жалела тебя, как никто не жалел, радовалась о тебе, о твоем здоровье и успехах. Уважай язык матери как природный и говори ее языком, то есть ее разговорным складом. Люби. Не гнушайся, не брезгай языком ее, как не брезгаешь языком самоедским, зырянским, татарским. Охотно терпи немощи матери, как она терпела охотно и с любовию твои. Господи! Даждь мне благодать ничем не обижаться, ни на что не оскорбляться; как мать моя незлобива, так даруй Ты мне быть незлобивым. Неласковый или грубый вид ближнего или грубое слово даждь встречать снисходительно, благодушно, терпеливо; даждь всем прощать, всех терпеть. При употреблении пищи и питья всякий из взрослых сам для себя господин, ибо сказано о всяком человеке: вся покорил ecu под нозе его [ Пс. 8, 7 ]. Не ядый ядущаго да не осуждает [ Рим. 14, 3 ], что он много или сладко ест. 26 марта 1866. Благодарю Тебя, Господи, державно и благостно избавившего меня двукратно во время литургии от пристрастия моего и от злобы древнего запинателя и даровавшего совершить литургию непреткновенно, громогласно. Но вот в квартире директора опять было запнул меня враг желанием денег, но вера восторжествовала о имени Господнем, и опять я умиротворился, и опять светлый вид приняло лицо мое. Дома после обеда опять запнул враг чрез пристрастие к белому хлебу, но и опять, Господи, помилуй мя и очисти и умири меня. Ни денег, ни хлеба вожделенного не желай и не жалей – единого Господа на всякую минуту вожделевай, гори к Нему любовию. 27 марта 1866 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Пост — уподобление Ангелам, сожитель праведным, обучение целомудренной жизни. Пост Моисея сделал законодателем. Плод поста — Самуил. Постясь молилась Богу Анна: Господи аще призирая призриши на рабу Твою, и даси мне семя мужеско, то дам е пред Тобою в дар: вина и сикера не испиет до дне смерти его (ср.: 1 Цар. 1:11). Он воздоил великого Сампсона; и пока не разлучен был с ним, враги падали тысячами, городские врата исторгались  , и львы не выдерживали крепости рук его. Но когда овладели им пьянство и блуд, уловлен он был неприятелями и, лишенный очей, выставлен на посмешище детям иноплеменников. Постившийся Илия заключил небо на три года и на шесть месяцев. Поелику видел, что от пресыщения рождается много наглости, то по необходимости наложил на них невольный пост — голод, которым остановил без меры уже разлившийся грех их, постом, как бы прижиганием каким или сечением, прервав дальнейшее распространение зла. Приимите его, бедные, как сожителя вашего и сотрапезника. Приимите его, рабы, как отдохновение от непрерывных трудов служения. Приимите его, богатые: он уврачует вас от вреда, причиняемого пресыщением, и чрез перемену сделает более приятным пренебрегаемое по привычке. Приимите его, больные: это матерь здоровья. Приимите его, здоровые: это охранитель вашей телесной крепости. Спроси врачей, и они скажут тебе, что избыток здоровья всего опаснее; посему наиболее опытные постом истребляют излишнее, чтобы под бременем утучненной плоти не сокрушились силы. Ибо, воздержанием от пищи намеренно истребив, что превышало меру, дают питательной силе некоторый простор, поддержку и начало к новому приращению. Так польза поста открыта всякому роду жизни, всякому состоянию тела: пост везде одинаково приличен — и в домах и на торжищах, и ночью и днем, в городах и в пустынях. Поэтому радостно приимем пост, который в столь многих случаях доставляет нам блага свои, приимем, по слову Господню, не сетующе, якоже лицемери (ср.: Мф. 6:16), но неухищренно показывая душевное веселие. И думаю, не столько будет мне труда убедить вас к принятию поста, сколько к удержанию, чтобы кто сегодня не впал в гибельные следствия пьянства; потому что пост соблюдают многие и по привычке, и из стыда друг перед другом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Так изобретение винопития гораздо позднее рая, и такую-то древность имеет досточестность поста! Но знаем также, что и Моисей во время поста взошел на гору. И не осмелился бы приступить к дымящейся вершине, не дерзнул бы взойти во мрак, если б не вооружил себя постом. Во время поста принял он заповедь, перстом Божиим начертанную на скрижалях. И вверху горы пост снабдевал законом, а внизу ненасытность чрева довела свое неистовство до идолослужения. Ибо седоша людие ясти и пити, и восташа играти (Исх.32,6). Сорокадневное пребывание с Богом постящегося и молящегося служителя Его оказалось бесполезным от однократного упоения. Ибо те скрижали, начертанные перстом Божиим, которые принял пост, сокрушило пьянство; потому что, по суду пророка, упившийся народ недостоин был Божия законодательства. И этот народ, который великими чудесами научен богопознанию, ненасытностью чрева в одно мгновение низринут в египетское идолобесие. Сравни же одно с другим, как пост возводит к Богу, и как роскошь делается предательницею спасения! Простираясь тем же путем, снизойди и до низшего. Что очернило Исава и сделало рабом брату? Не одна ли снедь, за которую он отдал первенство? А Самуила даровала матери не молитва ли, соединенная с постом? Что великого вождя Сампсона сделало непреоборимым? Не пост ли, с каким он зачат во чреве матери? Пост чревоносил его, пост воздоил его, пост сделал его мужем; пост предписал матери Ангел. Еже исходит из винограда, да не яст, и вина и сикера да не пиет (Суд.13,14). Пост рождает пророков, укрепляет сильных; пост умудряет законодателей. Пост - добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблественных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия; он во бранях совершает дела доблественные, во время мира учит безмолвию; освящает назорея, совершает священника. Без поста не возможно отваживаться на священнодействие, не только в нынешнем таинственном в истинном служении, но и в служении прообразовательном и подзаконном.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/70/f...

Заметим тут же, что у одного из ближайших дружинников Всеволодовых, именно варяга Шимона, были тогда золотой венец и такой же пояс, с иконы Спасителя, вывезенные Шимоном из своей Родины в Россию, и здесь, при дворе набожного до крайности Всеволода, постоянно служившие предметом всеобщего поклонения, а впоследствии в особенности при заложении соборного храма Киево-Печерской лавры, игравшие даже роль чудодейственную, о чём повествуют легенды Патерика Печерского 11 . Следовательно, обстоятельства поклонения венцу и поясу тоже не могли не залечь глубоко в детское сердце Мономаха «его же, – говорит современный митр. Никифор, – благочестие воспита и пост воздои» 12 – и нет ничего мудрёного, если сам Мономах, поставляемый легендой в очевидцы, того как загорелось от небесного огня и выгорело место, обмеренное Шимоновым поясом под церковь Печерскую, был всегда до того набожен, что не иначе, как со слезами внимал церковному пению. Бок о бок с этими господствовавшими влияниями, перед глазами ребёнка Мономаха развёртывалась картина обыденной жизни тогдашних князей, слагавшаяся из точного до мелочности исполнения всех богослужебных обрядов, усердного до изнеможения паренья в банях, частого до ежедневности собеседования с дружинниками, иногда под звуки гуслей, и всегда за турьим рогом, полным мёда, наконец, и преимущественно – из охотничьих подвигов, которым русские князья с любовью посвящали в ту пору всё время своё, не смущаясь, в этом случае, ни постоянно ожидаемым и возможным набегом соседних иноплеменников, ни даже слухами о том, что который-нибудь из князей-изгоев, т. е. безудельных, Бог знает с какими целями бежал в далёкую Тмутаракань, как например, сделал это, в 1064 г., Ростислав Владимирович, внук Ярослава I, и двоюродный брат Мономаха. Всё это, разумеется, не могло непосредственно касаться ребёнка сына Всеволода, видимое участие которого ко всему окружающему ограничилось единственно тем, что он изредка, только в торжественных случаях, молча показывался подле отца, одетый в платье зелёного или малинового цвета, похожее на подризник, с отложным воротником, золотыми петлицами по разрезу от ворота до пояса, такою же обшивкой по подолу и наброшенным сверху плащом или корзном, кругом обшитым золотым газом, и прихваченным на правом плече золотыми петлицами с цветными запоном – модный греческий наряд того времени, дополнявшийся остроносами сафьянными сапогами, чаще красными, с круглыми или срезанными или срезанными спереди острым углом голенищами, и невысокой шапкой, с золотою тульей, меховым околышем и такими же ушами, поднятыми к верху 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Слава, глас 2: Приидите, христоименитых людей собор и всех верных сословие, днесь ныне в лице ставше и светлым гласом возопием: блажен еси Феофане, яко такову отроку быв родитель, хотящаго родити словом учения многих ко спасению. Блаженна ложесна твоя, Нонно, имаже носила еси, и красна сосца твоя, имаже воздоила еси хотящаго напитати душетленным гладом тающия. Блаженно отчество ваше, град Ликия, и вся окрестная его, но помолимся вама блаженная, еже молити его о нас, да испросит у Христа мира мирови и душам нашим велию милость. И ныне, глас той же: О чудесе новаго. НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь святаго. Слава и ныне, Богородичен. Воскресный. По 1-м стихословии седален, глас 1. Подобен: Гроб твой. В Мирех рождься, святителю, миром разумно духовным явися помазан, отче Николае, темже миры чудес твоих мир облагоухал еси, миро приснотекущее проливая, иже мирными твоими благоухаемыми чудесы почитающих торжество твое и нас, раб твоих, обогати. Слава и ныне, Богородичен: Всем творца Бога же и Содетеля Всенепорочная, Чистая Духом Божественным в ложеснах заченши и тления кроме родила еси, Его же славяще, Тя воспеваем Дево, яко Палату Царя всех и миру заступление. По 2-м стихословии седален, глас 8. Подобен: Премудрости. Источник чудес от Бога явился еси, мудре Николае, темже, отче, в рождестве твоем дивен явлься, всем бо верным источаеши спасеныя воды, от Бога благодать прием, темже дерзновение имея к Нему, моли о чтущих верою и любовию память рождества твоего, всеблаженне Николае. Слава, и ныне, Богородичен: В кал греховный впадох и нет мне постояния, люте погрузи мя буря согрешений. Но яко рождьши Слова Единаго, Человеколюбца, на мя, раба твоего, призри и избави всякаго греха, и страстей душетленных, и всякаго озлобления льстиваго врага, Богородице неискусомужная. Моли Христа Бога грехов оставление подати ми, Тя бо имам надежду, раб твой. По полиелеи седален, глас 5: Ныне, отче святителю Николае, отечество твое град Ликия светло радуется, и вся Вселенная день рождения твоего честно празднует. Темже и мы днесь во храме твоем, сошедшеся вкупе с ними, похвальная приносим ти, глаголюще: радуйся, отче Николае, всех покрове и заступление.

http://pravmir.ru/russkie-sluzhbyi-rozhd...

Чем книги покупать, лучше бедным давать: книги святые учат милосердию. Подавая милостыню охотно, ты достигаешь цели, для которой покупаешь святые книги, для которой они и составлены, ибо книги духовные преимущественно учат милосердию к ближнему, кротости, смирению, незлобию, терпению, воздержанию. Ты Тело Христово принимаешь, а что это Тело? – Кротость, смирение, незлобие, нелюбостяжание, доброжелательство всем, молитва за всех. А что эта Кровь? Это крепкая ко всем любовь. Таков ли ты, причастник? Кто много и сладко ест-пьет, много денег собирает и имеет и жаден до них, кто много стяжания имеет, тот от Бога отдаляется; кто постится, не имеет денег или знает им истинную цену и сообразно с нею употребляет, кто не прилепляется к земному имению, тот к Богу прилепляется и в Нем всё обретает. Голоден ты или не одет когда ходил, что ты унываешь и досадуешь на приходящих гостей? Но ты этого не можешь сказать. Итак, ты безумствуешь. А о родных твоих промышляет Господь, да и на их долю пошлет и посылает. Как плод сладкий, возрастила тебя мати твоя – буди же ей в сладость. За горечи воспитания достойно и праведно ей видеть от тебя сладость на старости, сладость любви и почтения, за сладость сосцов, воздоивших тебя, – сладость пищи и питья, сладость беседы. О, злонравие моего сердца! Какой я недостойный сын у матери! Странно и дико! Сам наслаждаюсь, сколько хочу и с жадностью, другим – жалею, когда сладко пьют чай. Чудак! Доколе за сластями пищи и питья гоняться? Доколе безумствовать? 12 апреля 1866. Благодарю Тебя, Господи, за непреткновенное служение соборне литургии. За изглаголание царственных особ, заамвонной молитвы, причащение животворящих Тайн в огнь животворящий; впрочем, после лукавое сомнение отчасти омрачило мою душу – отмоет ли Господь Своею Кровию тяжкий грех мой, что я мальчика нищего с досадою толкнул и он упал? На молебне препобедил сомнение сие и умиротворился. Господь разбойника на кресте простил. Благодарю Тя, яко и ныне вечером помиловал еси мя по молитве моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Она не может также утаиться, потому что есть свет, и не потребляется тьмою. О подобных Иосифу говорит и Павел, что духовный востязует вся, а сам той ни от единаго востязуется (1Кор.2:15). Если бы знали мы, каков суд Божий; то осудили бы суд мирской. Египтяне - учители младенцев; но Иосиф показал, что они не могли быть и учениками. Если они, учители, неразумны и несмысленны. то тем паче их ученики. Не имея силы, сложили они благозвучные слова. И блудные жены, не имея красоты, употребляют для обольщения наряды. Иосиф, будучи не книжным юношею, при помощи Божией благодати, препобедил старцев египетских. И Апостолы были не ученые и не книжные, но преодолели многоречивых фарисеев, сказав: сами судите, справедливо ли не говорить, что знаем и не делать, чему научились к исцелению людей (Деян.4:20); и те умолкли. Та же благодать была и во святых; ибо Христос сказал, что Дух Святый, пришедши научит всему (Ин.14:26). И Апостол говорит, что имеем Духа Божия, и потому знаем все (1Кор.2:12). Он сказал: не имеем духа мира, давая нам знать, что мудрецы египетские, наученные сим духом, ничего не познали: и миру приписал дух, потому что и о людях и о животных говорится, что имеют душу. Именование: дух, собственно принадлежащее Богу, не служит в предосуждение благодати Божией; не по именованиям познаются дела, но по делам наименования. Уразумейте из примера праведного Иосифа, что в искушениях должно вам познавать благолепие благодати. Знаю, что многие желают стать ее сынами, но надобно не желать только, а готовиться. Знаю, что многие наименовались ее сынами по вере, но наследниками ее делаются не многие, по причине своего нерадения. Не всякий, возмужав, почитает матерь свою; так и благодать, хотя воздоила многих, но редкими бывает чтима. Не всякий разумеет болезни рождающей, и труды воспитывающих; так и из нас не многие благодарны за ее благодеяние. Если желаете знать, в чем дело благодати, то пусть опять будет нашим путеводителем Иосиф. Как матерь, промышляет он о всех, и о добрых и о худых; потому и Египтян снабжал пропитанием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/812/...

И ныне, Богородичен: Имуще Тя, Богородице, упование и предстательство,/вражиих навет не убоимся,/яко спасаеши души наша. На благословении хлебов тропарь святыя, дважды, иБогородице, Дево: единожды. Тропарь святыя, глас 8: В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу,/приимши бо крест, последовала еси Христу/и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/прилежати же о души, вещи безсмертней./Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ангелино, дух твой. НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь святыя, дважды. Слава, и ныне, Богородичен. По 1-м стихословии седален, глас 3. Подобен: Красоте девства: Божественныя благодати исполнившися, богатство и земную славу оставила еси/и духовнаго рачения заповеди исполнила еси,/багряницу царствия худыми рубы изменивши и крест вземши,/Христу последовала еси,/пощением, и бдением, и молитвами богатство Небесное восприяла еси./Темже тя Христос одея во одежду боготканну,/и венцем украси тя Царствия Своего,/и в чертог введе с мудрыми девами,/Ангелино пребогатая, молитвеннице о душах наших. Слава, и ныне, Богородичен: Красоте девства Твоего и пресветлей чистоте Твоей/Гавриил удивився, вопияше Ти, Богородице:/кую Ти похвалу принесу достойную?/Что же возыменую Тя? Недоумеваю и ужасаюся./Темже, яко повелен бых, вопию Ти:/радуйся, Благодатная. По 2-м стихословии седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф: Явилася еси яко корень благоплоден,/израстивши нам новорасли маслинныя, Максима священнаго и Иоанна праведнаго,/и сих воздоила еси млеком благочестия,/и насаждени быша в винограде Спасове,/плоды приносяще в церковное служение, просвещати служащия в Церкви,/сего ради тя Христос всели, идеже радость праведных, идеже есть древо животное,/о нас непрестанно моли, поминающих Божественную твою память,/совершающих и поющих твое успение. Слава, и ныне, Богородичен: Удивися Иосиф, еже паче естества зря, и внимаше мыслию иже на руно дождь/в безсеменнем зачатии Твоем, Богородице,/купину, огнем неопалимую, жезл Ааронов прозябший,/и, свидетельствуя, обручник Твой и хранитель священником взываше:/Дева раждает и по рождестве паки Девою пребывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009