1) вышеупомянутая СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ древней готической архитектуры, весьма великолепная и огромная. В ней находятся мощи православного Иерея Андрея поверх земли открыто, но ещё не освидетельствованные. Мощи эти, по уверению граждан, обретены около половины XVII столетия; 2) КЕЛЬИ Настоятельские и братские трёхэтажные; в верхнем – жилые комнаты, в среднем – пространная зала и трапеза со службами; в нижнем – погреба и кладовые; 3) особо стоящие два КОРПУСА двухэтажные, из которых в одном при Иезуитах находилась Аптека; 4) кругом монастыря – ОГРАДА. Содержание своё монастырь имеет от положенной по Штату суммы и от угодий земляных, также от Фольварков с деревнями и крестьянами, купленными и от вкладчиков пожалованными в разные времена Минскому Петропавловскому монастырю, которых по ревизии 1795 года числилось 141 душа. Арендных денег собирается с них в год 620 рублей серебряной Российской монетой. Кроме сего, с мест, принадлежащих к упразднённому Минскому монастырю, в Минске и к соборной церкви монастырской в Пинске получается около 200 рублей. Настоятельство в этом монастыре с 1795 года Архимандричье. Пинский Новодворский монастырь См. Новодворский. Пичевская Казанская пустынь Мужская, вовсе упразднённая, Нижегородской Епархии. От неё остались две церкви деревянные: 1) во имя Божьей Матери Казанская; 2) во имя Св. Иоанна Предтечи. Пищугова Николаевская пустынь Мужская, упразднённая. Находилась во Владимирской Епархии в Суздальском уезде. Пленицкий Андреевский Московский монастырь См. Андреевский Московский. Над Плесом Преображенская пустынь Мужская. Находилась В Костромской Епархии и принадлежала к Синодальной области, а писалась: Плесской десятины Преображенская пустынь, что над Плесом. По Штатам 1764 года упразднена. Плесская Ильинская, что на Шаче пустынь См. Ильинская Плесская. Плесская Словенская Богородицкая пустынь См. Словенская Плесская Богородицкая. Плесский Николаевский монастырь Или ПЛЕССКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ пустынь. Находилась сперва в Новгородской, а потом в Псковской Епархии в Заволочье между Холмским и Великолуцким уездами и реками Удой и Цвенкой на Наволоке расстоянием от Новгорода к юго-западу в 200, от Пскова к юго-востоку в 140, от Холма к западу в 60 вёрстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Через несправедливое предательство на смерть Спасителя, дьявол невольно содействовал тому, что разорвано древнее рукописание греха (antiquae praevaricationis pacta), уплачен долг и побеждена смерть (Serm. XXII, 3. 4). Григорий Великий проводит дальше эту мысль о хитром обмане. Он сравнивает дьявола с Левиафаном, которого, как какую-нибудь рыбу, Искупитель поймал удой (in hamo captus est). Плоть Христа была приманкой, на которую бросился было Левиафан, но был смертельно уколот жалом скрытого в ней Божества. Посягнув на Бессмертного, чтобы Его умертвить, дьявол потерял и своих, прежде ему подвластных, смертных (Moral. XXXIII). Иоанн Дамаскин обращает наше внимание тем, что у него мы находим последнее и точное слово отеческого учения о нашем предмете. У него мы находим опыт точного изображения патристического миросозерцания вообще. В четвертом издании „Точного изложения православной веры» на русском языке (Москва 1855 г.) переводчиками дается следующая характеристика этого сочинения: книга о Православной вере составляет сокровищницу отеческих мнений о предметах веры. Св. Дамаскин соединил воедино все бывшие до него Соборные и Отеческие определения догматов веры, и не только собрал отеческие изречения; но и, проникнув дальновидным зрением в самый дух учителей веры, открыл глубины Духа разновременных глубоких учителей веры. Вот почему, иногда не со всей точностью, передает он слова того или другого Отца церкви, а повторяет только смысл слов (стр. IV). Если так, то учение Дамаскина о спасении будет представлять из себя вывод из святоотеческого учения, вообще, об этом предмете, и изложение его учения здесь заменит наши собственные выводы из представленного нами изложения святоотеческого учения о спасении во Христе. 1. Дамаскин отрицает в Боге гнев, как аффект, и правосудности Божьей дает значение педагогически промыслительное. В Св. Писании под гневом и яростью Бога разумеются „Его отвращение и ненависть ко злу». 384 (0 педагогическом характере наказаний см. 135 и д.). 2. Сообразно с этим примирение человека с Богом мыслится не юридически, а фактически, так сказать.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

«Итак, добровольно из человеколюбия Я воспринял смерть и добровольно же, по некоторому домостроительству, боюсь смерти. Ибо страшусь смерти, чтобы обольстить смерть. Как в пустыне, если бы не алкал, не приступил бы дьявол. Потому алкал, чтобы не считал Меня другим Адамом... Так и здесь потому произношу слова боязни, как приманку, чтобы удой поймать для себя смерть. Так как дьявол знал, что Я сотворил много знамений: укрепил расслабленного, немых сделал говорящими, отверз уши глухим, слепым возвратил зрение, бурю моря обратил в тишину, осушил токи кровоточивой через прикосновение к одежде, возбудил словом Лазаря, воскресил дочь Иаира и воззвал от смерти сына вдовы – всё это видя и из самых дел убедившись, что Я Сын Божий, явившийся в образе раба по предсказанию пророков, боялся и страшился пригвоздить Меня к кресту и предать смерти, чтобы, приняв образ мёртвого, Я не освободил мёртвых. Что же делаю, чтобы и боязнь дьявола обратить в неразумие и смерть побудить к нападению? Бегу, чтобы преследовала, боюсь, чтобы дерзала, пользуюсь уничижительными речениями, чтобы, считая Меня одним из многих, напала и поглотила. Если бы Меня не поглотила, не извергла бы поглощённых. Для этого громко произношу слова боязни, чтобы, обольстив обольстителя, разрешить обольщение. Хитрыми словами он обольстил Адама, словами боязни Я обольщаю хитреца. Но тот громко произносил обманчивые слова, чтобы погубить человека. Я же произношу слова боязни, чтобы освободить вселенную. Я рыбак, уловляющий (удой). Ибо как рыболов, насадив на крючок червяка, простирает уду и то отдаёт крючок, то оттягивает и отодвигает, чтобы, показав убегающего червяка вызвать рыбу к нападению, так и Я, на крюк Божества Моего надев тело – ибо Я есть червь, а не человек, – порой привлекаю смерть, как бы боящийся, то отдавая крючок, как дерзающий, чтобы дьявол, как рыба, бросившись на червяка, т. е. напав на плоть, приразился скрытому крючку Божества и, приразившись, был извлечён, да исполнится о нём сказанное Иовом: «извлечеши ли змия удицею?» (40, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

Сейчас на ферме Колкач содержатся 210 коров, средний удой за 2011 год составил 7000 кг - прибавка составила 3 336 кг (увеличение в два раза!). 12 % молока, надоенного в Кирилловском районе в прошлом году - это уже молоко из Колкача. В текущем году планируется довести поголовье дойного стада в Колкаче до 270 голов, получить удой 7500 кг. И к такому результату есть предпосылки - прибавка молока за 1 квартал составила 600 кг. Повезло нам и с механизаторами - все они местные, колкачские, все ответственные, трудолюбивые... Уже в 2011 году именно там, в Колкаче, было заготовлено 5, 5 тыс. т силоса (всего «Ильюшинским» было заготовлено 21 тыс. т силоса), да и урожайность зерновых составила 30 ц/га. - Зарплату месяцами не получали... Совсем было плохо, - рассказывают доярки. - Но Клёкову поверили - знали, что «Ильюшинский» очень сильное хозяйство. Сейчас и условия работы хорошие и зарплату вовремя получаем... - Думали ведь, что и нам каюк будет. Потому что много хозяйств в районе погибло, - говорит Владимир Павлович Гудков, механизатор, намолотивший в 2011 году больше всех зерна в Кирилловском районе - 1270 т. - Хорошо, хоть Андрей Александрович к нам пришёл. Мы поверили ему... ... С того времени прошло несколько лет. «Ильюшинский» и его подразделение «Колкач» - остаются лидерами сельхозпроизводства теперь уже двух районов - Вологодского и Кирилловского, земля пашется, коровы доятся... Хорошо, что есть такие руководители, как Олег Владимирович Разживин в «Новленском» и Андрей Александрович Клёков в «Ильюшинском». Крестьяне им верят, идут за ними... На труде этих крестьян и сегодня держится Россия. Однажды, возвращаясь в машине из Березников в Вологду, беседовали с Андреем Клёковым: - Возможно, не за горами время, когда на селе по пятьдесят тысяч будут платить - и всё равно никто в сельское хозяйство не пойдёт. Потому что зарплата - это не вся жизнь, нужны и условия, инфраструктура, - рассуждает председатель. И рассуждает он абсолютно правильно, и не только рассуждает, но и старается что-то сделать для того, чтобы жизнь хотя бы у людей работающих в «Ильюшинском», была лучше, интереснее. Хозяйство постоянно строит дома, покупает квартиры (все приезжающие работать в «Ильюшинский» из других районов получают жилье), участвует в жизни сельского поселения - помогает школе, библиотеке, клубу, возрождающемуся Сямскому монастырю... Но ведь главная задача предприятия - производить продукцию, и даже такому крепкому предприятию, как «Ильюшинский», очень непросто живется, и лишних денег у него нет. Почему же все проблемы на него-то валятся? Кто везет - на того и грузят? Где на деле, а не на словах забота государства о сельском труженике? Где, простите, новый Дом культуры в Березниках? Будет он когда-нибудь? На что глядя, оставаться-то молодежи?..

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/23/...

«Итак, добровольно из человеколюбия Я восприял смерть и добровольно же, по некоторому домостроительству, боюсь смерти. Ибо страшусь смерти, чтобы обольстить смерть. Как в пустыне, если бы не алкал, не приступил бы диавол. Потому алкал, чтобы не считал Меня другим Адамом ... Так и здесь потому произношу слова боязни, как приманку, чтобы удой поймать для себя смерть. Так как диавол знал, что Я сотворил много знамений: укрепил расслабленного, немых сделал говорящими, отверз уши глухим, слепым возвратил зрение, бурю моря обратил в тишину, осушил токи кровоточивой через прикосновение к одежде, возбудил словом Лазаря, воскресил дочь Иаира и воззвал от смерти сына вдовы, – всё это видя и из самих дел убедившись, что Я Сын Божий, явившийся в образе раба по предсказанию пророков, боялся и страшился пригвоздить Меня ко кресту и предать смерти, чтобы, приняв образ мертвого, Я не освободил мертвых. Что же делаю, чтобы и боязнь диавола обратить в неразумие, а смерть побудить к нападению? Бегу, чтобы преследовала, боюсь, чтобы дерзала, пользуюсь уничижительными речениями, чтобы, считая Меня одним из многих, напала и поглотила. Если бы Меня не поглотила, не извергла бы поглощенных. Для этого громко произношу слова боязни, чтобы, обольстив обольстителя, разрешить обольщение. Хитрыми словами он обольстил Адама, словами боязни Я обольщаю хитреца. Но тот громко произносил обманчивые слова, чтобы погубить человека. Я же произношу слова боязни, чтобы освободить вселенную. Я рыбак, уловляющий (удой). Ибо как рыболов, насадив на крючок червяка, простирает уду и то отдает крючок, то оттягивает и отодвигает, чтобы, показав убегающего червяка вызвать рыбу к нападению, так и Я, на крюк Божества Моего надев тело – ибо Я есть червь, а не человек, – порой привлекаю смерть, как бы боящийся, то отдавая крючок, как дерзающий, чтобы диавол, как рыба, бросившись на червяка, т. е. напав на плоть, приразился скрытому крючку Божества и, приразившись, был извлечен, да исполнится о нем сказанное Иовом: “Извлечеши ли змия удицею?” 861

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Потом опять было показано ему место, где на удивление другим поставлен столб, ежевою шкурою до половины обитый, а внизу столба раскаленные гвозди. Это готовится крестьянину В. уезда, села К., или деревни, не знает. Готовится за то, что он, питаясь с семейством своим хорошею пищею, одной из 3-х невесток своих, которую не любит, дает оглодки и корки, а она плачет, благодарит Бога и никому не сказывает. Сей крестьянин по смерти приведен будет мимо мытарств прямо на сие место его муки. Тут же сидит женщина на креслах, и ее терзают змеи, ужи, ящерицы и лягушки за то, что, обещавшись быть девицею, не соблюла обета и вышла замуж. Еще какому-то неизвестному К. прикащику поставлено жилище. После сего видел он 5-х человек, лежащих на постелях под одеялами. За то, что невинно казнены смертию, им можно лежать, но неможно ходить. Тут толковали ему о мудрости, ко вреду на земле употребляемой, по которой иныя чародействуют, продают такия хлебныя семена, кои в два года приходят, а в третий пропадают, обманывают в мерах. И что за это и за прочее бывает, для примера показали ему близ страны некрещеных младенцов женщину, на стуле горящую за то, что по ненависти первой удой коровы изжарила и вылила в навоз, отъчего корова изсохла и умерла. Причем сказано, что за мучение безсловесных животных много потерпят. Еще показан был крестьянин, который путал ноги чужих лошадей, для того чтобы их тем портить и стирать щотки, 984 дабы к езде зделать неспособными. Он томился тем, что череп его стягивали конскими волосами. Наконец, юноши ему говорили: «Раб Симеон! Скажи, чтобы не клеветали и не ябедничали, не перекрещивались, 985 чтоб любили Бога и ближняго». Толковали также, что Господь хочет, чтобы все шли в рай, но нейдут сами, и что как скоро человек обратится на истинный путь и покается, то Господь покрывает тогда же грехи его, но что иные и каются, однако ж в покаянии лицемерят, оттого Господь и не приемлет покаяния. Далее толковали, чтоб народ о том не судил, как кто умирает, что о смерти человека ни ангелы не знают, а ведает о сем один Бог, что Господь не радуется тому, когда люди идут во тьму, но прощает скоро и убийцу обращающагося, что все игры, которыя обыкновенно бывают в великий праздник, не от Бога, но от диавола изобретены в ругательство святости Божией, что Бог не определил (не пишет народу) никому смерти ни от качелей, ни от пьянства, ни от самоубийства и что души умирающих от сего ввергаются прямо в глубину огненной реки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сидел он не по 58й, но бытие понимал досконально, он был немало лет председателем сельсовета под Наро-Фоминском, там тоже надо было уметь прокрутиться, и жестокость проявить и перед начальством устоять. Рассказывал он о своём председательстве так: — Патриотом быть — значит, идти всегда впереди. Ясно, на всякие неприятности первым и наскочишь. Делаешь в сельсовете доклад, и хоть разговор в деревне больше материально сводится, но подкинет тебе какая-нибудь борода: а что такое пер-ма-нент-ная революция? Шут её знает, какая такая, знаю бабы в городе перманент носят, а не ответишь — скажут: вылез со свиным рылом в калашный ряд. А это говорю такая революция, которая вьётся, льётся, в руки не даётся, — поезжай вон в город у баб кудряшки посмотри, или на баранах. Когда с Макдональдом наши рассобачились, я в докладе власти поправил: “А вы б, говорю, товарищи, чужим кобелям меньше на хвост наступали.” С годами во всю показуху нашей жизни он проник и сам в ней участвовал. Вызывал председателя колхоза и говорил: “Одноё доярку ты к сельхозвыставке на золотую медаль подготовь — так, чтобы дневной удой литров на шестьдесят!” И во всём колхозе сообща готовили такую доярку, сыпали её коровам в ясли белковые корма и даже сахар. И вся деревня и весь колхоз знали, чего стоит та сельхозвыставка. Но сверху чудят, себя дурят — значит, так хотят. Когда к Наро-Фоминску подходил фронт, поручили Прохорову эвакуировать скот сельсовета. Но была эта мера, если разобраться, не против немцев, а против мужиков: это они оставались на голой земле без скота и без тракторов. Крестьяне скота отдавать не хотели, дрались (ждали, что колхозы, может, распадутся, и скот тогда им достанется) — едва Прохорова не убили. Закатился фронт за их деревню — и замер на всю зиму. Артиллерист ещё с 1914, Прохоров без скота, с горя примкнул к советской батарее и подносил снаряды, пока его не прогнали. С весны 1942 воротилась советская власть в их район, и стал Прохоров опять председателем сельсовета. Теперь вернулась ему полная сила рассчитаться со своими недругами и стать собакой пуще прежнего. И был бы благополучен по сей день. Но странно — он не стал. Сердце дрогнуло в нём.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Если выдастся 23-й день апреля теплый и ясный, быть, по примете, девятому дню мая с зеленой понизью: «Егорий с теплом – Никола с кормом!» – говорили крестьяне. «Егорий с водой (с росой), Никола с травой!» – прибавляют они к этому, продолжая: «Егорий с летом – Никола с кормом!», «Егорий с ношей (с кузовом), Никола с возом!», «Егорий-вешний везет корму в тороках, а Никола – возом!», «На Юрья роса – не надо коням овса!» С.-х. опыт советовал с весеннего Егорьева дня «запасать» (выгонять на пастьбу) коров, оставляя коней ждать этого привольного корма до Николы. Этот день, заставлявший мужика сбросить с плеч полушубок, был отмечен особо в конском обиходе: на него примешивали в корм лошадям кусочки крестов из ржаного теста, испеченных на четвертой – Крестопоклонной, Средокрестной неделе Великого поста. Это должно, по поверью, охранять коня-пахаря от голодного хищника- волка на весеннем подножном корму. С Егорья Вешнего, выгоняли пастухи наголодавшийся за зиму домашний скот на луга; но все это делалось неспроста, а с оглядкой. Старые люди строго-настрого наказывали детям-внукам блюсти уклад крестьянской жизни, сжившиеся с ней обычаи. Выгонять скот на первую пастьбу – на «Юрьеву росу» – советовали не иначе, как освященной вербой, хранящейся в коровнике с Вербного Воскресенья. «Егорий ты наш Храбрый, – выкликали при этом старухи- большухи, – ты спаси («паси» – по иному разносказу) нашу скотинку, в поле и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого!» Выгон происходил непременно на утренней заре, когда еще на лугах стоит роса. Последняя, по уверению знающих людей, давала коровам богатый удой и делала их тучными и здоровыми. Роса представлялась воображению русского – язычника пролитым за ночь на землю молоком небесных коров; потому-то ей и приписывались чудесные свойства. Старики советовали окроплять впервые выгоняемое на весеннюю пастьбу стадо святой водой. В некоторых местностях на выгоне, за околицей, служили в этот день молебны о благополучном для скота пастбище «с Юрья – до Васильева дня». По народному крылатому слову: «Юрий да Влас – всему серому мужицкому богачеству глаз!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Она осталась в веках несгибаемой в политическом смысле дамой, и сияние до сих пор на кремлевских половичках, по которым она невесомо ступала. А наш политик - виноват-с! - остался на разных постах следовать витиеватой логике жизни, старался и страну (в рамках своей зоны ответственности) не погубить, и сам в накладе не остаться, словом стал такой герой нашего времени. Половички не светятся. Внешне почти не изменился, чуть осунулся, но это ему даже идет. «Или, допустим, пришел в Кремль Зюганов. Михаил Леонтьев с возгласом «Не дай Бог!» валит. А Геннадий Андреевич отменяет приватизацию - и для противовесу отпускает спонсора своего бывшего, Ходорковского» Но речь-то о другом. Допустим, в ходе выборов не Путин, а Прохоров пришел. Два метра ростом, в бэкграунде история про гномиков с «Норникеля», которые еще накопают - кушайте, кушайте. Выходит, значит, он на Красное крыльцо и говорит: кто не спрятался - я не виноват. Рабочий день увеличиваем до 14, чтобы бедные почувствовали свою значимость. Но и богатых не обижаем, холим, налог на роскошь не вводим, возраст эскорта снижаем - тоже до 14. Так никому не обидно, равенство. Ясное дело, Кремль, гвардейцы, паркет, оркестр, восшествие. Аплодисмент. Но быстрый пожар, восстание Болотникова-Шмакова, бегство в женском платье, разворот воспоминаний в летний номер «Сноба». Чтобы того не допустить, можно, разумеется, вести себя, как Путин: региональные совещания, строительство объектов, мосты, шоссе, путепроводы, окатыши, удой, беседы с Андреем Крайним о рыбалке, то, сё, периодическое желание быть как генерал Чарнота - «записаться в Красную Армию, расстрелять сволочей - и обратно выписаться». Но зачем Путин без Путина, в исполнении Прохорова? У самого Путина это явно лучше получится. Или, допустим, пришел в Кремль Зюганов. Михаил Леонтьев с возгласом «Не дай Бог!» валит. А Геннадий Андреевич отменяет приватизацию - и для противовесу отпускает спонсора своего бывшего, Ходорковского. Две эти жидкости, сливаясь на Русской равнине, производят нитроглицериновый эффект - и что воцаряется на просторах сих? Ага, мир и благоденствие.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

1124 ...от виры помочьнаго 9. – Интерпретация этих слов существенно различается в результате разночтения помечнаго в Троицком I списке. Отсюда их толкование как указание пошлины мечнику. Однако в рукописях более широко распространено чтение помочного и производные от него варианты. Β отличие от единичного чтения помечнаго пошлина помочное упоминается вторично ст. 107 ПП. Поэтому данное понимание текста широко распространено в литературе. 1128 ...или нос утнеть... – Данное чтение в Пушкинской и Карамзинской группах списков было, видимо, древнейшим и составляло часть нормы, тогда как чтение не утнеть в Синодально-Троицкой группе лишено смысла (такое толкование продолжает наблюдения Б. А. Романова, Α. Α. Зимина, Μ. Η. Тихомирова). 1129 ...а за коровиемолоко 6 ногатъ... – Β. Γ. Гейман отметил, что здесь имеется в виду наказание за многократный тайный надой коров, а не разовый удой и не дойная корова, как считали предшественники, что было бы слишком большим наказанием в первом случае и слишком малым во втором (Правда Русская, т. II, М.–Л., 1947, с. 401). 1131 Уставъ Владимрь Всеволодича. – Владимир Всеволодович Мономах, сын Всеволода Ярославича, во время восстания 1113 г. в Киеве после смерти Святополка Изяславича, который недостаточно сдерживал ростовщичество, был приглашен на киевское княжение. Чтобы погасить восстание, Владимир Мономах сразу же ограничил ростовщические проценты. Решение это было принято совместно с узким кругом представителей южнорусской знати. 1132 Святополк – Святополк Изяславич (1050–1113), сын Изяслава Ярославича, князь полоцкий, новгородский, туровский, великий князь киевский с 1093 г. 1133 Берестово – пригородное великокняжеское село под Киевом (ныне находится в пределах городской черты Киева), где в XI–XII вв., возможно, и ранее находился великокняжеский дворец. 1134 Ратибор – княжий муж Всеволода Ярославича и Владимира Мономаха . Β 1079–1081 гг. являлся посадником в Тмутаракани, в 1095 г. находился в Переяславле, где княжил Владимир Мономах , в 1100 г. участвовал в съезде в Уветичах как доверенное лицо Владимира Мономаха. Видимо, сразу при вокняжении в Киеве Владимир Всеволодович назначил его киевским тысяцким.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008