Продолжая дело Чеснокова, Бортнянского, Кастальского, Архангельского и других видных сочинителей церковной музыки, мы призваны помнить и о том, что пение, раскрывающее красоту и духовный смысл богослужения, несет в себе мощный миссионерский потенциал. Не секрет, что музыка обладает огромной силой эмоционального воздействия на человека. Пение в храме влияет на эстетическое чувство и может оказать большое воздействие на душу слушающего человека. Церковное пение — это поистине наше богатство, которое нам нужно беречь и преумножать. А потому служение и регентов, и певчих очень важно и нуждается в системном подходе. И здесь я хотел бы остановиться на нескольких вопросах устроения певческого дела, насущность которых подтверждают и та переписка, которая ко мне поступает, и иные сигналы из разных епархий нашей Церкви. С сожалением констатирую: хотя пение — важная и неотъемлемая часть богослужения, именно эта часть нередко оказывается на периферии внимания как правящих архиереев, так и священников, поставленных во главе приходов. Вопросы храмового строительства, духовного образования, воспитания молодежи — все это, безусловно, важно, но необходимо заботиться и о том, чтобы строй церковной службы находился в наших храмах на достойном уровне, ведь сердцевина христианской жизни — это прежде всего Божественная литургия. Только в таком случае можно говорить о правильном устроении жизни прихода. Здесь я хотел бы обратиться в прошлое. В 1975 году, вернувшись из заграничной командировки и получив назначение на пост ректора тогдашней Ленинградской духовной академии и семинарии, я сразу же посетил так называемый кружок церковного пения. Я всегда сознавал, что мне не хватало знаний в сфере церковного пения, и поэтому, даже будучи ректором, я решил посещать этот кружок, чтобы развивать свои знания и лучше понимать происходящее на клиросе. Возглавлял кружок очень достойный человек, с еще дореволюционным образованием, весьма пожилой, добрый, но неспособный построить достаточно строго процесс обучения.

http://patriarchia.ru/db/text/5518111.ht...

Изменена судебная компетенция Русской Православной Церкви Архиерейского Собора: он стал судом высшей инстанции, правомочным судить в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха (III 5), ранее это было компетенцией Поместного Собора (Устав, 1988. II 6), в последней инстанции (так же, как и в Уставе 1988, III 7а) по разногласиям между архиереями и по обвинению их в канонических правонарушениях, а также по всем делам, переданным ему общецерковным судом. Руководство Архиерейским Собором, по новому уставу, осуществляется на тех же основаниях, которые были предусмотрены прежним уставом. Председателем Архиерейского Собора является Патриарх или Местоблюститель. Президиум Архиерейского Собора не избирается, его составляет Священный Синод. Президиум несёт ответственность за руководство Собором, он предлагает повестку дня, программу и регламент Собора, вносит предложения о порядке изучения Собором возникающих проблем, рассматривает процедурные и протокольные вопросы. Секретарь Архиерейского Собора избирается из числа членов Синода. Секретарь несёт ответственность за обеспечение Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов. Протоколы подписываются Председателем Собора и членами Синода. Открытие Архиерейского Собора, как и Поместного, и его ежедневные заседания, согласно уставу, предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения. Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из членов Священного Синода. На отдельные заседания Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется регламентом. Решения на Соборе принимаются простым большинством голосов, открытым или тайным голосованием, за исключением случаев, специально оговорённых регламентом. Как и на Поместном Соборе, когда при открытом голосовании голоса разделяются поровну, решающим является голос Председателя, а в случае равенства голосов при тайном голосовании проводится повторное голосование. «Никто из архиереев — членов Архиерейского Собора не может отказаться от участия в его заседаниях, кроме случаев болезни или иной важной причины, которая признаётся Собором уважительной» (III, 13). Кворум Собора составляют 2/3 иерархов — его членов. Постановления Архиерейского Собора вступают в силу сразу после их принятия (III, 15). Причём, в отличие от предусматривавшегося прежним уставом последующего утверждения всех этих постановлений Поместным Собором (Устав, 1988. II, 7), новый устав предусматривает такое утверждение лишь по догматическим и каноническим вопросам (II, 5г).

http://bogoslov.ru/article/6174896

«В процессе обучения участники получат главное, что даст стимул начать новый проект или дать импульс имеющемуся, — реальные практические навыки, знания и общение с близкими по духу людьми, — отметил руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии протоиерей Евгений Попиченко.— Участники узнают, как организовать социальную деятельность на приходе, православное братство и сестричество милосердия, как взаимодействовать со СМИ, узнают пошаговый алгоритм создания добровольческой службы, а также особенности работы со слабослышащими, нарко- и алкоголезависимыми, психически больными, бездомными и людьми с ограниченными возможностями, И мы очень рады в этот раз поделиться опытом организации социального служения Екатеринбургской епархии с представителями Ярославской , Ростовской , Казанской , Соликамской , Магнитогорской , Челябинской , Курганской , Серовской и Томской епархий». Гости ознакомятся с работой церковных социальных объектов — среди них служба помощи бездомным и благотворительная столовая, обитель милосердия и община для слабослышащих, центр гуманитарной помощи и приют для женщин с детьми в кризисной ситуации. В программе предусмотрены творческий мастер-класс и тренинг по привлечению средств. Также участники смогут задать свои вопросы главному врачу травматологической больницы 36 Станиславу Лукину, директору дома-интерната для умственно отсталых детей Наталье Печеник, руководителю епархиального отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей протоиерею Игорю Бачинину. Своим опытом поделится и участник практики — руководитель социального отдела Ростовской епархии иерей Евгений Осяк, который расскажет о работе гуманитарного центра в Ростове-на-Дону и об опыте социальной работы в своей епархии. В Екатеринбург также приезжают психолог Елена Мораш и социальный педагог Виктория Дубко — сотрудники Центра семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия , которые расскажут об эффективных стратегиях помощи семьям. Участники стажировки также смогут принять участие в Божественной литургии, которую возглавит митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл . После богослужения правящий архиерей встретится с участниками практики и ответит на их вопросы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5251681...

В Благотворительном фонде «Познание» прошла встреча митрополита Волоколамского Илариона с сирийскими детьми, прибывшими для лечения в Москву 15 июля 2019 г. 10:47 14 июля 2019 года на богослужении в московском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, которое возглавил настоятель храма, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион , присутствовали сирийские дети, проходящие курс лечения в Москве. Семилетний Башар Канаан и тринадцатилетняя Сидра Зарур приехали с родителями в Россию 30 июня, чтобы пройти протезирование и реабилитацию в рамках благотворительного проекта «Чужих детей не бывает». В рамках этого проекта осуществляется программа помощи детям, в том числе пострадавшим в результате вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке. Башар год назад играл вместе с братьями в пригороде Дамаска, в это время рядом с детьми разорвалась мина. Он остался единственным выжившим ребенком в семье, но в результате взрыва мальчик потерял обе ноги. Сидра же потеряла ноги в результате взрыва в сирийском городе Алеппо три года назад. Тогда российские военные экстренно доставили девочку в Москву, где ей установили функциональные протезы. Сейчас они стали малы, и Сидра прибыла в Москву для повторного протезирования. После Божественной литургии дети встретились с митрополитом Волоколамским Иларионом на чаепитии. Владыка пообещал юным сирийцам всестороннюю помощь в реабилитации — даже после того, как они вернутся на родину, российские врачи будут продолжать следить за состоянием здоровья и новой жизнью детей. «Я хочу, чтобы вы были крепкими, здоровыми молодыми людьми, чтобы вы могли послужить своей стране. А мы вам будем помогать», — сказал архиерей Сидре и Башару. На чаепитии присутствовали представители благотворительных фондов «Познание» и «Линия жизни», которые организуют финансирование помощи детям и их приезд в Россию на лечение в Научно-практическом центре детской психоневрологии. Благотворительная программа расширяется — с тем, что чужих детей не бывает, согласны и представители фонда РУССАР. Три года назад они помогали Сидре с ее первыми протезами, а сегодня прибыли на встречу, чтобы скоординировать действия фондов для помощи другим пострадавшим детям.

http://patriarchia.ru/db/text/5471629.ht...

В храмах Санкт-Петербургской епархии совершены панихиды по погибшим морякам-подводникам 4 июля 2019 г. 17:04 4 июля 2019 года в храмах Санкт-Петербургской епархии были совершены панихиды по морякам-подводникам, погибшим 1 июля на Северном Флоте. Заупокойную Божественную литургию и панихиду в Казанском кафедральном соборе в сослужении клира возглавил ключарь протоиерей Андрей Герасимов. На заупокойной ектении были вознесены молитвы «о упокоении душ новопреставленных воинов моряков-подводников, в Баренцовом море погибших». Перед панихидой отец Андрей обратился к молящимся: «Произошла техногенная авария, погибли невинные люди. Они в свое время избрали воинскую службу, взяли на себя обязанность служить народу и Отечеству. Исполняя эту задачу, они положили жизнь за ближних. Господь говорит Своим ученикам: " Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих " (Ин. 15:13). Погибшие изначально в сердце имели эту мысль. Мы будем молиться за усопших, чтобы Господь принял их души в чертогах Своих, и всегда должны помнить, что воины готовы отдать за нас свои жизни». Пожар на глубоководном аппарате произошел 1 июля, когда экипаж занимался исследованиями гидросферы Земли. В результате ЧП погибли 14 моряков, часть экипажа удалось спасти. По словам министра обороны Сергея Шойгу, моряки эвакуировали первым гражданского специалиста, находившегося на глубоководном аппарате. За спасенным задраили люк, чтобы не допустить распространения огня. 2 июля в Минобороны сообщили о гибели моряков в результате пожара на подводном аппарате, который проводил исследования морского дна недалеко от Североморска в Баренцевом море. Члены экипажа потушили пожар, но спастись не смогли. Сообщалось, что они отравились продуктами горения. По факту ЧП следственные органы начали проверку. «Моряки-подводники экипажа научно-исследовательского глубоководного аппарата Военно-морского флота России были истинными патриотами Родины, высочайшими профессионалами», — говорится в сообщении ведомства, опубликованном 3 июля. Соболезнование в связи с гибелью моряков при пожаре на глубоководном аппарате ВМФ выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Рукоположение во священника. Миниатюра из Евангелия. 1287 г. (Матен. 197. Л. 341 об.) Рукоположение во священника. Миниатюра из Евангелия. 1287 г. (Матен. 197. Л. 341 об.) В совр. арм. Маштоце существуют чины поставления чтеца , диакона, священника, епископа, католикоса. По рукописям известно, что в древности также была степень иподиакона ( Conybeare. P. 228-229); под влиянием рим. обряда степень чтеца могла разделяться на степени привратника, чтеца, экзорциста и аколуфа ( Малахия Орманиан. С. 106, 146); известно существование в древности степени хорепископа . Католикос считается высшим иерархическим саном священнослужителей (только католикос может возглавлять епископскую хиротонию и чин освящения мира); простые епископы могут различаться титулами (епископ, архиепископ или митрополит, экзарх или патриарх - Там же. С. 117-120). Епископская хиротония. Отречение рукоположенных от мира Епископская хиротония. Отречение рукоположенных от мира Древние чинопоследования хиротесий чтеца и иподиакона состояли из псалма, возложения руки на поставляемого и молитвы; хиротоний диакона и священника - из псалма, объявления народу о имеющем совершиться рукоположении, возложения рук, возглашения формулы «Божественная и небесная благодать...» (ср. с аналогичной визант. формулой), молитвы, диаконских прошений и еще одной молитвы (рукоположение священника могло содержать неск. дополнительных молитв и чтений - Conybeare. P. 229-242) - этот порядок ничем не отличается от визант. Со временем арм. чинопоследования рукоположений испытали на себе влияние рим.- в чины хиротоний священника, епископа и поставления католикоса было внесено помазание ставленника св. миром и проч. ( Gugerotti. P. 60-63). Право поставления чтецов, рукоположения диаконов, священников принадлежит епископу; епископа - католикосу в сослужении 2 епископов; возведения католикоса - 12 епископам. Рукоположение в священные степени совершается за литургией. Покрой и набор священных облачений клириков ААЦ частично заимствован из вост. обрядов, частично - из рим. (описание облачений см.: Малахия Орманиан. С. 146-152; Raes. P. 228-247).

http://pravenc.ru/text/76130.html

4. Из прихожан создаются волонтерские группы для возведения дамб вдоль берега Амура. 5. Настоятелям приходов поручено составить списки пострадавших для оказания помощи. 6. Все священнослужители готовы принять участие в волонтерской работе по укреплению берегов Амура в районе Хабаровска. 7. Каждый день во всех храмах города совершаются молебны о прекращении безведрия, готовится крестный ход по воде с молебным пением о прекращении наводнения. 8. В епархии организован " телефон помощи " , куда можно обратиться с любой просьбой или вопросом.» 20 августа митрополит Игнатий написал в блоге: «...Вот уже три дня подряд совершаем молебное пение " певаемое во время безведрия, егда дождь многий безгодно идет " . После Божественной литургии. Во всех храмах. И всякий раз к полудню или ранее дождь прекращается, а сегодня и вчера выглядывало солнышко. Но по ночам опять дождило: недостаточно, видимо, наших немощных молитв. Вот если бы все хабаровчане едиными усты и единым сердцем обратились ко Спасителю… Представляю, какой бы силы была молитва. Завтра утром всем собором иереев хабаровских служим молебен, который совершается при наводнениях, а затем выходим на городские работы. Нужно укреплять городские дамбы вдоль берегов Амура. Вода все поднимается. Продолжаем молиться, призываем всех».  По сообщению сайта Диакония.ru , 21 августа 25 хабаровских священнослужителей во главе с митрополитом Игнатием приняли участие в строительстве дамбы высотой 8,2 метров, которая должна приостановить надвигающееся затопление города. Утром митрополит Игнатий совершил молебен в кафедральном Спасо-Преображенском соборе о прекращении дождей. В тот же день благочинный Троицкого благочиния Хабаровской епархии иерей Олег Разумов возглавил крестный ход по реке Амур на лодках с посещением затопленных населенных пунктов. С 20 августа все городские службы Хабаровска вступили в режим круглосуточной работы. Городской комитет по ЧС города Хабаровска призвал всех горожан принять участие в работах по укреплению берега Амура. К добровольцам-строителям дамбы присоединились все священники города, которые не несли дежурства в своих храмах. «Священнослужители и дальше продолжат работать на строительстве дамбы посменно, по 5-6 часов, — рассказала пресс-секретарь епархии Наталья Гараева. — Дамба строится с помощью мешков с песком. Некоторые участки строительства уже подтоплены, работать на них особенно тяжело».

http://patriarchia.ru/db/text/3177589.ht...

Саккос, большой омофор и палица. XIX в. (ЦАК МДА). Принадлежали Патриарху Московскому и всея Руси Сергию Саккос, большой омофор и палица. XIX в. (ЦАК МДА). Принадлежали Патриарху Московскому и всея Руси Сергию Греческое архиерейское богослужение. Архидиакон с трикирием . Ставленник. С. 265-329). В греч. практике дикирий и трикирий украшаются лентами и эмблемой с вышитыми на ней символом Христа и буквами альфа и омега . См. в ст. «Облачения церковные» . Для А. б. в России принято устраивать в центре храма возвышение - т. н. архиерейский амвон (др. названия - рундук, облачальное место; в Чиновнике изд. 1982-1983 неправильно назван кафедрой), на к-ром стоит архиерей, когда находится не в алтаре, а в храме, и с к-рого читается Евангелие. Сооружение высоких амвонов (метр и более высотой) в центре храма в Византии и на Руси было обычным явлением, не связанным исключительно с А. б.,- с амвона читалось Свящ. Писание, пелись важнейшие песнопения, произносились ектении . В греч. практике уже с XIV в. архиерейский амвон часто не устраивается. За рус. А. б. нередко звучат оставленные непереведенными греч. тексты: «Ες πολλ τη, δσποτα» (На многая лета, владыко - см. Ис полла эти , дэспота ); «Τν δεσπτην κα ρχιερα μν, Κριε, φλαττε» (Владыку и архиерея нашего, Господи, сохрани), «ρδβλθυοτεΑξιος» (Достоин - см. Аксиос ), «Κριε, λησον» (Господи, помилуй) и др.; в конце Патриаршей службы поется полихронион . Это след того, что РПЦ в течение долгого времени возглавляли греч. иерархи (Голубцов. С. 115-120). В Византии книгой, содержавшей чинопоследования А. б., был Евхологий ; на Руси рукописи Евхология (в слав. традиции разделяется на Служебник и Требник), приспособленные для А. б., обычно называли «святительскими Служебниками». С сер. XVII в. за епископской редакцией Евхология закрепилось название Чиновник архиерейский (в слав. Церквах) или Архиератикон (в греч. Церквах). Первые печатные издания: слав.- Венеция, 1538-1540; Москва, 1600, 1610, 1668, 1677, 1688, 1721, 1722, 1760, 1798; греч.- Венеция, 1714 (переиздан в 1773, 1777, 1778); К-поль, 1820. Первые печатные униатские издания: Супрасль, 1716 (под названием: «Понтификал, си есть Служебник святительский»); Унев, 1740; Супрасль, 1793. В 1910 г. в Москве с благословения Святейшего Синода был напечатан единоверческий Чиновник (тексты в нем скопированы из рукописей ГИМ. Син. 909 и 680, XVI в.). Основными богослужебными книгами, регламентирующими совершение А. б. в наст. время, являются: в РПЦ -      (М., 1982-1983. 2 т.); в греч. Церквах - Αρχιερατικν. (Αθναι, 19992). Божественная литургия

http://pravenc.ru/text/архиерейском ...

«Праздник трезвости — 2006» (Республика Татарстан) проходил под девизом «Возьми лучшее, приобщись к трезвой культуре!» Главной целью мероприятия стало предложение альтернативы алкогольному обычаю проведения торжеств и изменение представления о том, что «праздник без спиртного — не праздник». Горожане увидели необычную выставку, на которой была представлена экспозиция «трезвой» символики: значки, марки, а также слайды программ конца XIX — начала XX века. Всего в празднике приняли участие несколько сотен школьников, студентов, психологов, социальных работников и педагогов, а также активистов Обществ трезвости. Финальным аккордом этого дня стала раздача листовок, содержащих информацию о вреде алкогольных напитков. Впервые на этом мероприятии не было замечено ни одной сигареты, ни одного курильщика. В Казани скоро исполнится полтора десятка лет возрождённому там осеннему празднику трезвости, проводящемуся 11 сентября, весенний праздник — более молодой и более камерный — возрождён с 1999 года. Благодаря поддержке городского комитета по делам молодёжи он впервые стал подлинно массовым. 3 июня 2007 года в Каменске-Уральском официально отмечался праздник трезвости. Для России это событие неординарное. Каменск-Уральская Городская дума 4 апреля 2007 года приняла решение обратиться к депутатам Областной думы Законодательного собрания Свердловской области с законодательной инициативой об установлении Дня трезвости в первое воскресенье июня. В сам праздник раздавались материалы о трезвости на улицах города. На концерте, посвящённом Дню трезвости, где присутствовали более 200 человек, под обращением к главе города о поддержке пропаганды трезвости за несколько минут подписалась треть присутствующих. Церковный праздник трезвости в Екатеринбурге, 11 сентября 2007 года. В Иоанно-Предтеченском Кафедральном соборе Екатеринбурга прошла Божественная литургия, после чего состоялись крестный ход вокруг храма и молебен святому Иоанну Крестителю. Здесь же был совершён торжественный чин принятия обета трезвости. Богослужение возглавил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

http://azbyka.ru/zdorovie/prihodskaja-sh...

Патриаршее служение в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Алексия (Муляра) во епископа Саянского и Нижнеудинского 2 декабря 2013 г. 16:10 2 декабря 2013 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, где находится рака с мощами святителя Филарета. За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил хиротонию архимандрита Алексия (Муляра) во епископа Саянского и Нижнеудинского (Иркутская митрополия). Фото: С. Власов Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Алексия (Муляра) во епископа Саянского и Нижнеудинского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Алексия (Муляра) во епископа Саянского и Нижнеудинского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Алексия (Муляра) во епископа Саянского и Нижнеудинского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Алексия (Муляра) во епископа Саянского и Нижнеудинского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Алексия (Муляра) во епископа Саянского и Нижнеудинского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Алексия (Муляра) во епископа Саянского и Нижнеудинского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Алексия (Муляра) во епископа Саянского и Нижнеудинского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Алексия (Муляра) во епископа Саянского и Нижнеудинского»

http://patriarchia.ru/db/text/3410096.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010