Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Никифору (Хотееву), епископу Отрадненскому и Похвистневскому 1 апреля 2012 г. 15:40 1 апреля, в неделю 5-ю Великого поста, за Божественной литургией в храме свт. Николая в Кузнецах Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского и Похвистневского. По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Никифора на служение и вручил ему архиерейский жезл.  Преосвященный епископ Никифор! Промыслом Божиим, явленным в определении Священного Синода, ныне наитием Святаго Духа, «духа не боязни, но силы и любви и целомудрия»  (2 Тим. 1:7), чрез возложение архиерейских рук ты сопричислен сонму епископов. По уставу и чину церковному, прежде чем принять архипастырский жезл, тебе надлежит услышать и твердо запечатлеть в памяти и в сердце слово напутствия, призванное помочь в ответственном и многотрудном служении, которое предстоит тебе совершать в богоспасаемой Отрадненской епархии . В сегодняшнем Евангелии повествуется о том, что два возлюбленных ученика и апостола просили у Спасителя даровать им престолы славы в грядущем Царстве (см. Мк. 10:37; Мф. 19:28). Господь ответил им: «Не знаете, чего просите… Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мк. 10:38-39). Исполняя их прошение, Он сподобил их участия в Своих страданиях, которыми уготовляются обители вечные. Он указал путь, следуя по которому, великое множество святых с тех пор достигли Царства Небесного: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:43-45). Не убойся и ты идти по этому пути, взирая на «начальника и совершителя нашей веры»  (Евр. 12:2) Господа Иисуса Христа и подражая Ему в попечениях о пастве. Благодать, которую ты ныне восприял в таинстве хиротонии, соделала тебя звеном в непрерывной цепи епископского преемства. Внемли поучению апостола языков, обращенному к ученику его Тимофею и в его лице — к каждому вновь избранному архипастырю: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден» (1 Тим. 4:14-15).

http://patriarchia.ru/db/text/2130673.ht...

Вдумаемся же, дорогие братия и сестры о Господе, в те немногие, но глубоко содержательные слова Апостола Павла, которые сегодня святая Православная Церковь обращает к нам, напоминая ими самую сущность благовествования Христова, того благовествования, в котором и мы, подобно коринфянам, были наставлены, которое приняли, в котором и утвердились, которым и спасаемся, если только остаемся ему непоколебимо верными, если удерживаем преподанное, если только мы не напрасно уверовали! Господь наш Иисус Христос, Божественный наш Спаситель, движимый бесконечной любовью к Своему созданию, полный милости и сострадания к людям с их искалеченной грехопадением природой, «умер за грехи наши, по Писанию, и воскрес в третий день». А другое апостольское чтение сегодняшнего отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы возвещает нам о тех чувствах, которые подвигнули Господа подъять на Себя тяжкий крестный подвиг, нашего ради спасения. и совершить его до конца. " Он, – говорится в послании к Филиппийцам, – будучи образом Божиим» не восхотел, подобно гордым и тщеславным искателям почестей, явиться миру в ослепительном блеске Своей славы, хотя и имел на это несомненное право, как Единородный Сын Божий, Единосущный Отцу, но «уничижил Себя Самого, приняв образ раба ... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил. 2:6–8 ). И если мы хотим, чтобы это величайшее христианское благовестие о крестном подвиге и последующем воскресении Господа нашего Иисуса Христа действительно послужило нам во спасение, то, разумеется, должны не просто принять с доверием нашим умом эту возвещенную в Божественном Откровении истину, не только исповедывать ее нашими устами, как это делаем часто, произнося слова Вселенского Символа веры , но, как решительно указывает св. апостол Павел, в нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Фил. 2:5 ). ... Христос умер за грехи наши! – Это значит не только то, что наши грехи, грехи всего человечества, являются причиной, вследствие которой потребовался для нашего спасения величайший подвиг земной жизни и крестной смерти нашего Господа и Искупителя; это значит и то, что самый подвиг этот состоял в великой священной непримиримой борьбе со злом и всечеловеческим грехом, в той борьбе, которую благоволил возглавить Господь Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Первый молодежный медиафорум состоялся в Якутской епархии 20.10.2016 Первый медиафорум Якутской епархии состоялся 16-18 октября 2016 года в городе Алдане Республики Саха ( Якутия ). Мероприятие, рассчитанное на учащуюся молодежь, начинающих и опытных журналистов, блогеров, пользователей социальных сетей, проводилось по благословению архиепископа Якутского и Ленского Романа (Лукина) . Медиафорум начался с Божественной литургии в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской в городе Алдане в воскресенье, 16 октября, а завершился молебным пением святителю Иннокентию Московскому 18 октября, в день памяти святителей Московских. Богослужения возглавил архиепископ Роман. Торжественное открытие медиафорума состоялось 17 октября. Участники форума — молодые журналисты Якутии, студенчество, учащаяся молодёжь, преподаватели и студенты Якутской духовной семинарии. Приветствуя гостей и участников встречи, архиепископ Роман отметил: «Православный журналист — это тот, кто проповедует Христа, как будто не занимаясь церковной проповедью. И вместе с тем, по слову Святейшего Патриарха Кирилла, православный церковный журналист — это тот же проповедник, который работает в более широком формате. У нас есть такие люди, которые способны помогать нашим современникам видеть подлинную красоту Евангелия и в соответствии с этой красотой выстраивать свою жизнь. И поэтому церковные новости — это, во-первых, сама Благая весть. Наша главная книга называется Новый Завет — Евангелие, которое является новостью не только для каждого последующего поколения, но даже для очень многих хорошо знающих Евангелие людей. " Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними " (Лк.6:31) — вечно новая, вечно живая истина! В центре христианской журналистики — обновленное пониманию самих себя и своих отношений с окружающим миром... Сегодня журналистом становится каждый участник интернет-дискуссии, где бы она не происходила — на форумах, в социальных сетях, в комментариях. Но будем помнить слова Христа: " Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься " (Мф.12:37)».

http://drevo-info.ru/news/21407.html

На Пасху мы читаем: «Сначала было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). Очень часто и в Священном Писании, и в творениях святых отцов Иисус Христос, Сын Божий, называется Словом Божиим, Божественным Логосом (от греч. λγος — «слово»). Открывая первую книгу Библии, Книгу Бытия, мы видим, что ее начало очень похоже на первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 1). Затем описывается, как происходит творение: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1: 3). Бог изрекает свое Слово, и весь мир творится через него. Об этом псалмопевец говорит : «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32: 6). Мир, если можно так сказать, «словесен» — он действительно принимает свое бытие через Слово. Слово Божие настолько всесильно и всемогуще, что через вторую ипостась Святой Троицы весь мир из небытия приходит в бытие. Апостол Павел так определяет слово Божие : «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4: 12). И вот Слово стало плотью: Господь явился в мир и принес в него Свое слово, запечатленное в Евангелии. Это слово живо и действенно. Евангелие — не просто фразы, выстроенные в строки, разделенные на главы и несущие некую информацию. Обычный текст не может быть полностью отождествлен с его автором, даже если речь идет об автобиографии. Сотворенное человеком — книга, художественное полотно или музыка не может быть самим автором, самим творцом. А вот Евангелие оставлено нам Господом как чудо пребывания Бога в Слове. На это указывают и некоторые моменты богослужения. Например, во время архиерейской службы владыка снимает с себя омофор и митру — знаки своего первосвященства, знаки того, что он возглавляет Литургию, как Христос возглавлял Тайную Вечерю. Он уходит в сторону, потому что сейчас Господь Сам присутствует и Сам говорит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2345...

Но именно это-то «обвинение» и есть высшая похвала для нашей Церкви и верное свидетельство «от внешних» об ее истинности. К большой нашей скорби, однако, многие поместные церкви, в лице некоторых своих иерархов и даже своих возглавителей, не говоря уже о священнослужителях и рядовых верующих, начали отступать от Православия, хотя и не перестают называть себя «православными». Вы все, конечно, слышали и читали о встречах константинопольского патриарха Афинагора с папой римским Павлом VI, об их взаимных объятиях и лобзаниях, о том, что патриарх Афинагор, по его собственному заявлению, уже поминает папу на первом месте, прежде всех восточных патриархов. И вот почему теперь уже недостаточно именоваться нам просто «православными», ибо и отступники от Православия продолжают себя лицемерно именовать так, а «истинно-православными христианами». Братья и сестры! Может быть, недалек тот день и час, когда и нам в этом, так называемом «свободном мире», придется, спасая чистоту своей истинно православной веры и Церкви, уйти в катакомбы. Не позволим себе прельститься диавольской ложью, тем «действом льсти», которое уже победно шествует по всему миру, как предрекал об этом св. Апостол Павел, говоря, что настанет время, когда люди «Будут верить лжи» ( 2Сол. 2, 11 ). Будем тверды и непоколебимы в исповедании чистой и неповрежденной веры Христовой, сохраним верность истинной Церкви, постоянно напоминая себе предостерегающие слова св. Апостола, которые мы также слышали сегодня за Божественной литургией: «Итак, смотрите, поступай те осторожно, не как неразумные, но как мудрые» ( Ефес. 5, 15 ). Аминь. Кто же ведет себя иначе, к тому в полной мере относится страшная угроза Христова: «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих, и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами: там будет плач и скрежет зубов» ( Матф. 24, 48–51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

" Он - истинный Бог " мая 2019 Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме пророка Илии " Мы продолжаем праздновать победу Христа Спасителя над смертью, - сказал владыка в проповеди. - Как вы знаете, пасхальные дни продолжаются до Вознесения. В этот период Святая Церковь хочет, чтобы мы усвоили важную истину о том, что Иисус Христос есть Сын Божий. Он пытался на протяжении трех с половиной лет говорить иудеям о том, что Бог-Отец и Он - это одно и то же, что Он имеет такую же силу и славу, как Отец. И за то, что Он столько раз соотносил Себя с Отцом, иудеи множество раз хотели побить его камнями. Но Спаситель все время уклонялся, хотел донести до людей, что Он - истинный Бог, чтобы больше не искали они никаких богов. Он - истинный Бог, и показал это Своими делами. Он говорил: " Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также " (Ин. 5:19). " Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет " (Ин. 5:21). Спаситель совершил несколько воскрешений, но сказал, что покажет еще большую силу. Что же может быть больше воскресения людей? Он показал, что может воскресить еще и Сам Себя. Кто же может воскресить, кроме Бога? Господь показал всем, что Он есть истинный Бог. Мы должны эту истину принять, на ней строить свою жизнь. Ведь Господь наш Иисус Христос - источник нашей жизни, жизни нашей Податель. Он говорил: " И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе " (Ин. 12:32). И те, кто слышали Его голос, пошли за Иисусом Христом. Среди них были Никодим, Иосиф Аримафейский, жены-мироносицы " . " Мы сегодня слушали евангельское чтение, которое в очередной раз повторило события того дня, когда Никодим и Иосиф приняли участие в погребении Христа, - продолжил архипастырь. - Он избирает для Своих дел всегда особых людей и не доверил ученикам похоронить Его. Он предвидел, что ученики все разбегутся и Он останется висеть на Кресте. Для погребения у Него было два ученика - Никодим и Иосиф.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в храме Петра и Павла в Лефортове Москва, 13 июля 2005 г . 12 июля 2005 года, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении архиепископа Истринского Арсения и клириков Московской епархии совершил Божественную литургию в храме во имя святых апостолов Петра и Павла в Лефортове, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Первоначально храм в Солдатской слободе, освященный 5 мая 1613 года в присутствии царя Михаила Феодоровича Романова, был возведен во имя Святителя Николая Чудотворца. В XVIII веке церковь, находившаяся в саду Франца Яковлевича Лефорта – первого полковника Московского полка и любимца царя Петра I, была перестроена. Освящение храма во имя святых апостолов Петра и Павла с приделами во имя святого апостола Иоанна Богослова и во имя Преподобного Сергия Радонежского состоялось 1 июня 1711 года, о чем свидетельствует надпись на кресте храма. После Божественной литургии Его Святейшество возглавил молебен, после которого был совершен крестный ход вокруг храма. После окончания молебна настоятель храма протоиерей Василий Свиденюк поздравил Предстоятеля Русской Православной Церкви с днем святых апостолов Петра и Павла и преподнес Его Святейшеству икону с изображением Собора двенадцати апостолов. Поблагодарив отца Василия, Патриарх Алексий поздравил всех прихожан храма с престольным праздником и, в частности, сказал: " Сегодня мы с особым чувством обращаемся к святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, прося их молитвенного предстательства за нас пред Господом Богом. Слова сегодняшней проповеди напомнили вам о жизненном подвиге апостолов, которым мы должны подражать в вере и в любви Христовой. Я же хочу лишь напомнить слова апостола Павла: " Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? ...Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь... ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем " (Рим. 8.35, 38-39).

http://pravoslavie.ru/14039.html

Покаяние врачует греховные раны христианина и является подготовкой к восприятию в свою душу и сердце Спасителя Иисуса Христа в таинстве Причащения. Таинство Причащения, установленное Самим Господом на Тайной Вечери через повеление: «И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, Которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 17–19), «является всемогущим повелением действующим во всей земле, действующим через столетия и тысячелетия» . То, что происходит за Божественной литургией, совершаемой епископом или священником, непостижимо для человеческого разума, а принимается только нашей верой в то, что под видом хлеба и вина мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Спасителя нашего Иисуса Христа. Святитель пишет: «Какое чудное установление! Естественно уму человеческому придти в недоумение пред установлением сверхъестественным и непостижимым… Плотское мудрование говорит об этом таинстве: «Жестоко слово сие» (Ин. 4, 60), но это слово произнесено Богом, принявшим человечество для спасения человеков: и потому внимание к слову и суждение о нем не должны быть поверхностными. Послушание слову должно быть принято верою, от всей души, как должен быть принят и вочеловечившийся Бог» . Причащаясь Пречистых Тела и Крови Христовых, каждый христианин вступает в теснейшее общение с Господом. В подтверждение этой истины святитель Игнатий приводит слова святителя Иоанна Златоуста: «Мы едино тело с Телом Господа нашего Иисуса Христа, мы – плоть от Плоти Его, кость от Костей Его. Тайнонаучение! Внимайте тому, что говорится: мы соединяемся со всесвятою Плотию Господа не только посредством любви, но и при посредстве самого таинства. Всесвятая Плоть Господа соделывается нам пищею! Он даровал нам эту пищу, желая показать любовь, которую имеет к нам» . Иисус Христос заменил Собою праотца Адама, через грехопадение которого весь род человеческий осужден на смерть. Возглавив вместо ветхого Адама род человеческий, Господь заменяет Своею Плотью и Кровью плоть и кровь, заимствованные человечеством от Адама, даровав людям жизнь вечную. Сам Спаситель сказал: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).

http://pravoslavie.ru/5894.html

«Следуя словам Господа, сказанным в Евангелии от Матфея о способах решения всяческих недоумений с братом: " … пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви… " , - я неоднократно имел с Вами пастырскую доверительную беседу и с глаза на глаз и в присутствии других людей относительно содержания Ваших публичных проповедей и выступлений. Вы давали мне обещание исправиться, но преступили данную мне клятву. Теперь я вынужден обратиться к Вам перед лицом всей Церкви, в надежде быть услышанным хотя бы на этот раз», - пишет владыка. «Напомню, что при Вашем пострижении в Великую Схиму епископ произносил следующие памятные слова: " Брат наш, постризает второе власы главы своея, в знамение конечнаго отрицания мира, и всех яже в мире, и в конечное отвержение своея воли, и всех плотских похотей, и во еже в безмолвии и детельнем приседении себе внимати, во имя Отца и Сына и Святаго Духа; рцем вси о нем: Господи, помилуй " . Посему, заботясь о спасении Вашей вечной души, желая облегчить Вам исполнение великосхимнических монашеских обетов об отвержении своей воли и безмолвии, я благословляю Вам, а Вас прошу принять это благословение как послушание Святой Церкви и Её Божественного Главы – Христа, следующее: Поскольку учительная власть в Святой Церкви принадлежит епископам, которую те делегируют пресвитерам, но равно могут и отказать пресвитеру в данном праве, как об этом свидетельствуется в толковании Вальсамона на 58-е Апостольское правило: " Пресвитеры учат с дозволения епископа, а не самовольно " , являясь Вашим Правящим Архиереем, от которого Вы черпаете право священнодействовать и проповедовать - отныне прекращаю делегировать Вам право учить, проповедовать и назидать в рамках публичной проповеди и частных духовных советов. - Вы не должны возглавлять совершение Божественной Литургии и сослужить на ней, равно как не должны совершать иные общественные и частные богослужения, Таинства и требы, не исключая чин экзорцизма. Это требование тем более уместно, что Вы предпочли уйти за штат клира Екатеринбургской епархии, что само по себе предполагает ограничение прав священнодействия.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/27/be...

" Служить ближним " октября 2019 Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме святой Марии Магдалины " Мы слушали сегодня евангельское чтение о том, что нужно быть добрыми и милосердными, - сказал владыка. - Апостол Павел в послании говорит: " Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других " (Фил. 2:4). Господь показал Свою заботу о людях в чуде, о котором мы сегодня слушали в Евангелии. Он накормил пять тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами. Однажды поздним вечером ученики подошли к Нему и попросили отпустить людей, которые были с ними, в окрестные селения, чтобы они могли там достать пищи и поесть. Даже если бы ученики и пошли, где они могли купить хлеба на такое число людей? " Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей? Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти " . (Лк. 9:13-14). Когда ученики принесли пять хлебов, Христос разламывал их и подавал ученикам, которые раздавали хлеб людям. Так насытились пять тысяч человек, и еще для каждого ученика осталось двенадцать корзин, которые они понесли дальше " . " Господь показал пример того, что надо заботиться в первую очередь о своей душе, - продолжил архипастырь. - Он так и делал: сначала проповедовал, питал душу, потому что душа ничем не насыщается, кроме Божией благодати, ведь человек создан для Бога. И чем бы душа не питалась на земле, ее ничто не насытит. Но Господь - Создатель не только души, но и тела. Насытив душу, Он показал Свою заботу и о теле человека. Поэтому дал Своим ученикам послушание - накормить людей. Господь показал, что люди больше заботятся о теле, нежели о душе. Он дважды совершал чудо, а потом прекратил кормить людей, потому что они стали ходить за Ним не ради слова Божиего, а чтобы наесться вкусным хлебом. Люди стали толпами ходить за Ним и ждать, когда Он начнет их кормить. Господь показал, что забота о материальном - не главное и прежде нужно искать Царствия Божия, а остальное приложится. Это и нам урок: не нужно бегать за материальным, ведь нам всего в жизни хватает. Но если материальное мы ставим целью жизни и все больше прикладываем усилий для его получения, то сходим с истинного пути. А мы должны искать Царствия Божия, это для нас главное в жизни " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010