Uc.LX:4 . Возведи очи твои и виждь собранная чада твоя: се приидоша вси сынове твои издалеча и дщери твои на рамех возмутся Пророк приглашает Иерусалим порадоваться на чад своих, возвращающихся к нему из плена. Обращаясь к Иерусалиму, пророк представляет его под образом матери, разлученной с детьми, одинокой и сидящей с потупленными от горя очами. Полно тебе горевать, говорить пророк, – подними глаза и посмотри, как со всех сторон собрались к тебе твои сыновья и дочери, – первые пришли на своих ногах, последних же, по слабости их пола, принесли на раменах. Все это, если пророк имел в виду возвращающихся из плена Иудеев, могло отчасти буквально исполниться. Но взор пророка простирается далее этого события: св. Иоанн Дамаскин в своем пасхальном каноне эти пророческие слова применяет не к Иерусалиму ветхозаветному, а к Церкви новозаветной, называя ее Сионом по месту происхождения ее, и приглашает ее радоваться при виде чад ее, стекающихся к ней от запада, севера, моря и востока, чтобы благословлять в ней Христа во веки. Под этими чадами разумеются не столько Иудеи, ибо они в небольшом количестве обращались и обращаются к Церкви, сколько язычники, рассеянные по вселенной и соединяющееся в единой вселенской Церкви. Воистину они суть чада Сиона, порожденныя им духовно в таинстве крещения. Начало их соединения в Церкви Христовой положено в день сошествия Св. Духа в Сионской горнице. Свидетелями этого чуда были многочисленные пришельцы из стран языческих, которые в тот же день обратились ко Христу, выслушав проповедь Ап. Петра, и по возвращении на родину познакомили с Евангелием своих единоземцев. Uc.LX:5 . Тогда узриши и возрадуешися, и убоишися и ужаснешися сердцем, яко преложится к тебе богатство морское и языков и людей (племен и народов) В Иерусалим будут стекаться племена и народы не с пустыми руками, а с богатством. Преложится, – перейдет – к тебе богатство морское, – привезено будет к Иерусалиму морским путем. Племена и народы со всех концов земли будут привозить в Иерусалим свои сокровища.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

К какому региону относятся Соловки? К Карелии К Архангельской области К Мурманской области Нет, Соловки — это Архангельская область. Вы правы, Соловки относятся к Приморскому муниципальному району Архангельской области. Неверно, Соловки — это Архангельская область. Какое поморское судно реконструировано в Морском музее на Соловках? Да, музейная поморская шняка — рыбопромышленное судно, главным образом для лова трески, — была построена в 2004 году по описаниям и чертежам конца XIX века. Длина — 12 м; ширина — 2,8 м; глубина — 0,85 м; водоизмещение — 5 т; суточный переход — 100 км; максимальная скорость — 6–7 узлов (11–13 км/ч); имеет одну мачту с прямым парусом площадью 27 кв. м.; во время лова трески экипаж состоял из 4 человек. Нет, поморская лОдья — это морское грузовое судно длиной до 25 метров и шириной до 8 м. А в соловецком Морском музее реконструировали поморскую шняку — рыбопромышленное судно, предназначавшееся главным образом для лова трески. Она поменьше, ее длина — 12 м, ширина — 2,8 м. Нет, поморский коч — это морское парусно-гребное промысловое судно, приспособленное для плавания по битому льду и для волока. Длиной кочи были от 16 до 24 метров, шириной от 5 до 7 метров. А в соловецком Морском музее реконструировали поморскую шняку — рыбопромышленное судно, предназначавшееся главным образом для лова трески. Она поменьше, ее длина — 12 м, ширина — 2,8 м. Кем был сидевший в Соловецкой тюрьме Симеон Бекбулатович? Степным разбойником, плененным донскими казаками Вельможей при дворе Анны Иоанновны, приближенным Бирона, которого скомпрометировали с помощью политических интриг Крещеным касимовским ханом, состоявшим на службе у Ивана Грозного Нет, Симеон Бекбулатович был крещеным касимовским ханом, состоявшим на службе у Ивана Грозного. В 1575 году Иван «отрекся» от престола и возвел на него Симеона Бекбулатовича. После смерти Федора Иоанновича из-за гонений Годунова Симеон обеднел, ослеп, был лишен титулов. Лжедмитрий I постриг Симеона в иноки в Кирилло-Белозерском монастыре. Василий Шуйский сослал его на Соловки. После тюрьмы Симеон вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь, а после воцарения Михаила Федоровича Романова — в Москву.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/djuzhina-vo...

Так искажаются факты. А порой и важные обстоятельства событий, как в случае с датой Бородинской битвы и других важных вех нашей истории, например, Куликовской битвы, которую нам предлагают праздновать 8 сентября по григорианскому, а не по юлианскому календарю, когда она реально и произошла, и это был двунадесятый праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. Во-вторых, и это самое важное, хронологический произвол приводит к игнорированию связи духовной (церковной) хронологии с мирской хронологией - историей развития государства и общества. А ведь если мы возьмем себе за правило накладывать церковный календарь и Пасхалию на календарь исторических событий, то можем сделать не только удивительные открытия, но порой и просто понять логику участников исторического процесса, открыть важные особенности самого исторического факта. К примеру, мы можем понять логику действий накануне битвы под Полтавой Петра Великого, который, вооружившись недавно прославленной Каплуновской иконой Божией Матери, хотел дать решающий бой шведам в день памяти своего небесного покровителя - в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Это кстати, важный штрих к портрету «безбожника на троне», нарисованный либеральной историографией. Однако шведы подошли двумя днями раньше, и бой пришлось дать в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, и этот живший в конце V - начале VI века римлянин стал с тех пор, можно сказать, русским святым. А теперь о самом главном. Если самые важные события отечественной истории наложить на церковный календарь и Пасхалию, то мы придем к удивительному открытию: почти все они происходили в дни великих христианских праздников . Напомню самые яркие события. Невская битва, в которой прославился благоверный князь Александр Невский, произошла в 1240 году в день памяти святого равноапостольного князя Владимира Крестителя. Ливонских рыцарей в Ледовом побоище в 1242 году русские войска под водительством того же князя Александра разгромили за 15 дней до Пасхи, т.е. в субботу Акафиста Пресвятой Богородицы. Куликовская битва, как уже упоминалось, произошла 8 сентября 1380 года в день Рождества Пресвятой Богородицы (не мог же Мамай заранее договориться с русскими и привести войска именно в этот день!). Казань русские войска под началом Царя Иоанна Грозного взяли 2 октября 1552 года, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. А через 30 лет 26 октября 1582 года в день памяти покровителя православного воинства Великомученика Димитрия Солунского казаки атамана Ермака Тимофеевича взяли Кашлык - столицу Сибирского ханства. Морское сражение при мысе Гангут, решившее исход Северной войны и приведшее к закату морской мощи Швеции, произошло в день памяти одного из самых почитаемых святых Великомученика и Целителя Пантелеимона 27 июля 1714 года. Великое Чесменское морское сражение (24-26 июня 1770 года) началось в день Рождества Иоанна Предтечи, а закончилось в память Тихвинской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/09/sv...

Иону, является искажающим им же Самим установленный закон природы о пространственном отношении тел; а что противоестественно, то не возможно. Следовательно, или сказание об этом событии неподлинно, или понимание этого сказания неправильно. Эту неправильность узко-буквального понимания слова: κτος в приложении к истории пр.Ионы указывали не только противники подлинности книги, а и те, которые держались мысли, что, действительно, именно кит поглотил пророка. Мало того. Эта неправильность послужила даже тогда же, когда была замечена, поводом к появлению неудачных искусственных объяснений и перетолкований переводного текста книги с целью устранить указанные препятствия к признанию подлинности факта и вместе сохранить слово: κτος в его частном значении 350 . От сравнения и разбора слов, которыми в различных переводах и в еврейском подлиннике обозначено существо, поглотившее пр.Иону, обращаемся к самому факту. Пусть словами: κτος μγα, дг гдол, рыба великая и кит великий, обозначается одно и то же морское животное из породы рыб с огромной пастью. Разве и при таком предположении факт не трёхдневного только пребывания пророка во чреве такого существа, a и самого поглощения его последним не является противоестественным, и Бог разве не является при этом нарушающим Им же Самим установленные законы и свойства природы? Прежде всего, есть ли такое морское животное, которое способно проглотить целого человека? Св.Отцы и учители древней христианской церкви обычно отвечали на этот вопрос утвердительно, не пускаясь в подробные разъяснения того, к какой породе может принадлежать такое животное, и руководясь при этом верой в несомненность слова Божия. Но вера и в своей области не исключает знания, объясняющего и утверждающего её; поэтому как скоро стремление к этому знанию пробудилось и с неотразимой силой укоренилось в христиански-верующем обществе, явились попытки объяснить, развить, пополнить веру знанием и, если приобретённое знание как будто разногласило с данными веры, примирить и согласить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Стих 13 подхватывает рассказ, начатый в стихе 6, где говорилось, что «жена убежала в пустыню». Но теперь читатель узнает, что «в пустыне» жене подает свою помощь Бог. Он дал ей «два крыла большого орла» (ст. 14). Этот мотив напоминает нам традицию исхода: «Вы видели, что Я сделал египтянам, и как Я носил вас на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» ( Исх.19:4 ; ср. Втор.32:11 ; Ис.40:31 ). Пустыня – то место, которое указано жене, – библейский символ близости Божьей. Пустыня напоминает нам о странствовании народа Божьего после его исхода из Египта в землю обетованную. Мотив пустыни возникает тогда, когда речь идет о надежде на спасение. Вспомним знаменитое место из пророка Исаии: Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему ( Ис.40:3 ). Или у пророка Иеремии: Так говорит Господь: народ, уцелевший от меча, нашел милость в пустыне; иду успокоить Израиля ( Иер.31:2 ). В пустыне собирался народ в ожидании близкого конца, как, например, община в Кумране: «Пусть отделятся от местопребывания людей Кривды, дабы идти в пустыню, чтобы проложить там дорогу Господу» 39 . Поэтому если говорится, что жена «улетела» в пустыню, то это означает, что она в укрытии Божьем, под Его покровом. Бог питал ветхий Израиль во время его странствий в пустыне, так Он будет питать и жену – новый, истинный Израиль. Вероятно, при этом, говоря о пище, Иоанн думает о евхаристии (ср. Откр.2:17 : «побеждающему дам вкушать сокровенную манну»). Число 3 ½ («в продолжение времени, времен и полвремени») мы уже характеризовали как время Церкви – народа Божьего в последние времена. Если Церкви в различных библейских образах обещана защита Божья, то ясно, что диавол, который теперь выступает в образе змея, ничего не может с нею поделать. Змей, возможно, напоминает об античных мифах, которые часто изображают дракона как змееподобное морское чудовище. Так, например, у пророка Исаии: «В тот день поразит Господь мечом Своим… левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» ( Ис.27:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Иоанн сжалился над сетовавшими. Пришедши с помощью своего ученика на передний край (Rand, ξοχ) корабля 1515 , он горячо молился об утонувшем юноше. По молитве его тотчас поднялось волнение морское, которое едва не потопило корабля. Одна волна, шедшая с правой стороны корабля, выбросила юношу здравым и невредимым на корабль 1516 . Видевшие это чудо, все поклонились Иоанну и прославляли Бога, которому он служил. С Иоанна сняли цепи; с этого времени св. благовестники были в покое великом 1517 . После этого корабль пристал к небольшому селению ( κμη), которое называлось Катакия 1518 . Некоторые сошли с корабля на землю и оставались здесь до солнечного захода. По возвращении их на корабль, снова все отправились в путь. В пятом 1519 часу ночи поднялась такая сильная буря на море, что корабль находился в великой опасности. Протикторы снова обратились за помощью к Иоанну 1520 . По молитве Апостола прекратилось волнение морское и стала на море тишина великая. Через три дня корабль подошел к острову 1521 и остановился в одном местечке 1522 . Здесь жил иудей Мареон 1523 , который много восставал против благовестников учения Христова в Ефесе 1524 . Увидев на корабле Иоанна и Прохора, он начал громко (magna voce) порицать (schimpfen) их, называя чародеями. Скоро Мареон вооружил против них все население того места. Жители этого селения, собравшись около корабля, хотели сжечь его; только благодаря настоятельным просьбам посланных царя, собравшиеся оставили свое злое намерение. Много помогло им в этом случае и письменное повеление царя относительно Иоанна, показанное им народу. По наветам Мареона и его сограждан, Иоанна снова заковали в цепи и стали давать прежнюю пишу 1525 . Через два дня корабль пришел в Тривлию 1526 и остановился здесь. Один из протикторов так опасно заболел 1527 , что корабль не мог продолжать свое плавание. Семь дней оставались они в этом месте 1528 . На восьмой день, когда посланные царя недоумевали, оставить ли им больного здесь или еще помедлить, Иоанн послал Прохора к болящему со словами: „именем Иисуса Христа пусть придет болящий ко мне“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Итак, на рамех возмутся, говорит, сынове твои и дщери твои. Тогда узриши, и убоишися, и ужаснешися вместо удивишься. Так негде и божественный Аввакум говорит: Господи, услышах слух твой и убояхся, и Господи, разумех дела твоя, и ужасохся ( Авв.3:2 ). Так и мы сами имеем обыкновение иногда говорить: я поражен, когда случится с кем что-нибудь неожиданное, итак, ты удивишься, говорит, но что будет причиною этого? То, что преложится к тебе богатство морское, и языков, и людей. Здесь делает весьма ясное предсказание о том, что некогда будет призвано к познанию истины множество язычников. Страна Иудеев находилась в южных пределах земли, север же и море (запад), как города, так и страны, лежавшие на нем (море), поделили между собою народы языческие. А как они, отвергшись древнего заблуждения, переменились к лучшему, служителями Евангелия Христова будучи призваны к познанию истинного Бога: то в виду этого и говорит, что преложится к Церкви богатство морское. Богатство же, как я сказал, лежащих при море городов и стран составляют живущие в них. И приидут к тебе стада вельблюд, и покрыют тя вельблюди Мадиамстии, и Гефарстии. Мадианиты и жители Гефара 258 суть народы соседние с Иерусалимом и владеющие смежными землями. Они были отвратительны, и не обрезаны и идолослужители, но в сих словах показывает, что и они призовутся и будут плодоприносить Богу. Они ездили на верблюдах и добывали себе средства к жизни посредством войны и скотоводства, – и к Израильтянам они были особенно враждебны. Но и эти, некогда заблуждавшиеся, нечистые и не имевшие общения с освященными, говорит, приидут, не в одиночку, но как бы толпами и во множестве, восседая на верблюдах или принося то, что имеют и выражая почтение к Богу тем, чем владеют. Вси от Савы приидут, носяще злато и ливан, принесут и камень честен, и спасение Господне благовозвестят. Сава есть опять страна, находящаяся по ту сторону земли Арабов и близ Красного моря 259 . Из этой страны во времена Соломона приходила во Иерусалим Сава, царица эфиопская ( 3Цар.10:1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

С 1722 года постоянный контроль за деятельностью Синода со стороны государства осуществлял Обер-прокурор – посредник между царём и Синодом. В одном указе Петра I он назван «оком государя и стряпчим по делам государственным». Небезынтересно и то, что на должность Обер-прокурора первоначально назначались военные люди. Так, первыми управляющими церковными делами были полковник И. Болтин (1721–1725 гг.), гвардии капитан А. Баскаков (1725–1726 гг.), гвардии капитан Р. Раевский (1726 г.). Превратив церковную организацию в послушный механизм самодержавной власти, Пётр I одновременно решил вопрос упрочения духовного фактора в армии и на флоте. Понятно, что упрочение духовного фактора означало прежде всего усиление роли военного пастыря, призванного «светить светом евангельского слова и примером собственной жизни», а также своим «добрым христианским житием» должен был подавать пример солдатам и матросам. Священников, малообразованных или бывших под судом, принимать в военное ведомство запрещалось. Вся последующая история церковно-государственных отношений в России сколь либо существенных изменений не претерпела. К концу XIX века, как отмечал известный историк церкви профессор П. В. Знаменский , «пора первого юношеского либерализма образованного общества стала проходить и наступило время более благоприятного для Церкви настроения». Таким образом, созданные для наблюдения за духовенством только действующих армии и флота вышеназванные духовные органы не могли стать «стационарными», то есть военные пастыри не могли в мирное время иметь самостоятельное административное управление, независимое (в мирное время) от епархиального начальства. Вместе с тем сложившееся, хотя и временное, обособление военного духовенства от епархиального явилось хорошей школой для самостоятельного существования армейских и флотских клириков. Литература: – Ильин И. А. Путь к очевидности. – М., 1993. – Котков В. М. Военное духовенство России. В 2-х кн. – СПб.: Нестор, 2004. – Т. – С. 73–95. – Куропаткин А. Н. Русская армия. – СПб.: Полигон, 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скелет и душа государственности, то есть ее «твердое» и вместе ее «одушевление», есть действительно воинство на полях битв. Воинство с его Великой готовностью умереть... Что может быть выше, что может быть героичнее, что может быть священнее этой готовности и решимости! Так умирали мученики за Беру: и вот также умирают воины за Отечество. Отечество вдруг представляется колоссальным складом высших идеальных ценностей, какие вообще носимы народом, но это-то носимое», как крест за воротом рубахи, остается вообще от нас и от постороннего скрытым. Мо когда «идут и умирают за это», «за Русь», «за Беру», за «единокровность» какое же может быть сомнение, что это все есть великое сокровище. Походная церковь В начале войны одной из главных задач военного духовенства являлось объяснение целей войны, оправдание ее со всех точек зрения. В брошюре «За веру, царя и отечество» отец Георгий Шавельский доказывал, что стремление «к внешнему величию» страны и расширение ее владений есть священный долг народа, благословленный Богом. Церковная печать открыто говорила о том, что не решались говорить публично политические деятели: «Если мы будем владеть Босфором, то в наших руках будет, так сказать, ключ от входа в Черное море, а самое это море обратится в русское озеро». Военное духовенство видело в войне сплочение народа православного, примирение политических «распрей», нравственно-священный характер войны с целью «крест Христов на храме Св. Софии в Константинополе, взамен венчающего его теперь турецкого полумесяца. Константинополь колыбель нашей православной веры, и он должен быть в наш их руках... Царьград и Босфор должны быть наши, как колыбель веры нашей». Война с Германией побудила военное духовенство, находящееся на передовой, часто в окопах, со своей паствой, к необходимости сооружения передвижных храмов на фронте. Пример походной церкви описывает военный корреспондент А. Ксюнин в фронтовых записках «Народ на войне». 69 ...«Походная церковь . Двери убраны ельником, прибиты зеленые кресты. В небольшой, с низким потолком комнате шла Вечерня. Молились одни солдаты. Впереди несколько офицеров. Церковь устроена по-военному, но с любовью. Перед налоем на стене длинные переносные образа. Окружены зелеными гирляндами. В углу высокий крест из елки, и стены тоже убраны хвоей. Теплятся свечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– ОР РНБ. Ф. 573. Санкт-Петербургская Духовная Академия. Оп. 1002 а. Д. 103. – Столетие военного министерства 1802–1902. Управление церквами и православным духовенством военного ведомства. – СПб., 1902. 1.2. Обер-священник армии и флота П. Я. Озерецковский. Армейская семинария Вопросы: 1. Обер-священник армии и флота П. Я. Озерецковский. 2. Армейская семинария. 3. Дальнейшая судьба армейской семинарии. Рубеж конца XVIII – начала XIX веков стал тем временем, когда в светских, церковных и военных кругах стали вслух говорить о военном духовенстве, как сословно оформившемся. Наступил тот момент, когда централизация разрозненных усилий по духовно-нравственному воспитанию войска оказалась возможной, а военное духовенство осознало свою корпоративность. Как известно, пределы епархиальной власти, по законам Петра Великого, должны были простираться на все церковные учреждения и на каждого, проживавшего в границах известной епархии. Однако исключения из этого правила всё-таки остались. Помимо ставропигиальных монастырей (так назывались русские монастыри, бывшие под непосредственным управлением самих патриархов. В таких монастырях крест водружался патриархом собственноручно и было их в России семь: Соловецкий, Новоспасский, Воскресенский («Новый Иерусалим»), Симонов, Донской, Спасояковлевский и Заиконоспасский), из епархиального ведомства обособилось придворное духовенство, подчинённое Святейшему Синоду и дворцовому управлению и поставленное под непосредственное начальство протопресвитера-духовника их величеств. На тех же основаниях при императоре Павле (1796–1801 гг.) в отдельное ведомство выделилось духовенство военное. Павел I, обративший особое внимание на переустройство русской армии, не мог проигнорировать и вопрос об условиях функционирования военного духовенства. Создавая отдельные, самостоятельные органы управления для войска и замечая повсюду медлительность при назначении и увольнении полковых и флотских священников епархиальными властями (равно и многие другие неудобства и затруднения, встречаемые самим Святейшим Синодом в деле непосредственного управления военным духовенством), император пришёл к мысли об учреждении отдельного, независимого от епархиальной власти, управления и для военного духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010