«Заседание членов Московского Епархиального Управления от 13 авг. 1923 г. Слушали: Заявление благочинного VI -го окр. Бронницкого уезда п рот. В. Соболева об увольнении приходом погоста Милина диакона Константина Никольского за нежелание поминать за богослужением б. Патриарха Тихона. Постановили: Объяснить через о. благочинного Приходскому Совету Георгиевского погоста Милина Бронницкого уезда о незаконном отстранении диакона Константина Никольского от своей службы, а настоятеля того же храма Димитрия Казанского за возбуждение одной части массы против другой от занимаемой должности уволить с запрещением священнослужения, а приход поручить ведению о. благочинного Следующий циркуляр дает ясно понять, что обновленчество в Москве не прижилось: простой верующий народ не хотел принимать отречение от Патриарха и нововведений. В годину бедствий, как всегда это было, именно простой народ является тем неподкупным и неустрашимым хранилищем истинной веры. «Отцам Благочинным Православных храмов г. Москвы Разыгравшиеся печальные Церковные события, повлекшие к разрыву Церковного единства, причиной коих было выступление бывшего патр. Тихона, причиняющие непоправимый вред церкви Православной и тяжело отзывающиеся на духовенстве, подлежит серьезному вниманию и разрешению. К глубочайшему сожалению духовенство снова вовлекается массой «верующих», стремящихся около церкви, пользуясь именем бывш. патр. Тихона создать организацию противленчества против власти Рабочих и Крестьян, используя для сего влияние Церкви и духовенства; Епархиальный Совет, созданный Обновленческим церковным движением, учитывает, что новое вовлечение духовенства в политическую контрреволюционную авантюру принесет колоссальный вред церкви и лично самому духовенст ву, ибо произошел уже целый ряд нежелательных эксцессов, где страдающей стороной главным образом является духовенст во, предлагает Вам в интересах Православной Церкви и лично самого духовенства прибыть на Троицкое подворье совместно с настоятелями храмов 3 Августа в 2 часа дня для получения информации и соответствующих указаний.

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/29/ob...

– привлечение слушателей и курсантов к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; – участие слушателей в конференциях, чтениях и других мероприятиях, организуемых военным командованием и Русской Православной Церковью . Курс состоит из 9 занятий, каждое из которых рассчитано на 2 академических часа и делится на 2 части. В курсе последовательно излагаются следующие темы: – Краткая история появления военного духовенства в России. – П. Я. Озерецковский. Армейская семинария. – Военное духовенство начала XIX века. – Центробежные тенденции. – Военное духовенство середины XIX века. – Военное духовенство второй половины XIX века. – Военное духовенство на войне. Мобилизационная работа. – Военное духовенство конца XIX – начала XX вв. – Военное духовенство неправославного вероисповедания. Материалы, необходимые для изучения предлагаемого курса, помещены в данном пособии. Список рекомендованной литературы в помощь слушателям и курсантам публикуется в конце учебного пособия. 1.1. Краткая история появления военного духовенства в России Вопросы: 1. Духовные силы человека. 2. Первые церковные службы в полках. 3. Обер-полевые священники и Святейший Синод. Духовные силы человека. На протяжении многих столетий нашего государства Православная Церковь являлась духовной наставницей и вдохновительницей русских воинов защитников родной земли, сегодня мало кому известно что-либо конкретное о существовавшем в русской армии и на флоте институте военного и морского духовенства, об истории его создания, функциях, формах и методах работы, роли, которую играло военное духовенство (не умаляя при этом роли офицерского корпуса!) в великих победах Российской армии. Интересна с точки зрения истории и философии характеристика православных подвижников ратного дела, данная И. А. Ильиным : «Воины, носители православного меча, добровольцы русского государственного тягла! В вас живёт православная рыцарская традиция; вы соблюли знамёна русского христолюбивого воинства... Да будет ваш меч молитвою, и молитва ваша да будет мечом!» Само название «христолюбивого», данное Церковью русскому воинству, объясняло не только тот идеал, который был у солдата, офицера и генерала, но и указывало на связь, издревле существовавшую между Церковью и армией: пастыри всегда содействовали православному воинству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

на Моховой улице; уничтожена в начале 1930–х гг. — 146, 170 КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫЕ Англицкая епископальная церковь в Сингапуре — 316 Гроба Господня — храм в Иерусалиме — 156 Католическая церковь в Сингапуре — 316 Пресвитерианская церковь в Сингапуре — 316 Святая София в Константинополе — 314 Храм в Ханькоу — 299 Приюты, больницы, госпитали Александрийская больница чахоточных женщин — Александрийская женская больница — 189 Госпиталь для раненых воинов на Васильевском острове — 103 Еврейский приют на Песках и храмовый праздник в нем — 130 Заведение слепых Красного Креста — 145 Марьинская больница — Мариинская больница для бедных на Литейном — 190 Марьинский приют — Мариинский приют Красного Креста на Петербургской стороне — 142 Происшествия Покушения на императора Александра II — 111, 170 Покушение на М. Т. Лорис–Меликова — 182, 183 Развлечения «Живые картины» в доме отца Ф. Н. Быстрова — 128 Императорская Придворная капелла — 108, 170 Масленичные гулянья на Царицыном лугу — 181, 197 Певческая капелла — см. Императорская Придворная капелла. Религиозные праздники и службы Вербный базар у стен Кремля — 258 Вечерня перед Великим постом в соборе Святой Троицы Александро–Невской лавры — 199 Водоосвящение в Александро–Невской лавре — 124, 125 Водоосвящение на Неве и прием в Зимнем дворце — 126 Встреча Московского митрополита Макария — 266, 267 Крестный ход в день праздника Владимирской Божией Матери в Москве — 270 Крестный ход на Москва реке в день Преполовения — 269, 270 Литургия в Исаакиевском соборе в день восшествия на престол и двадцатипятилетия царствования Александра II — 179–182 Литургия в Успенском соборе в Вербное воскресенье — 259 Литургия в Успенском соборе в праздник Пятидесятницы — 295 Молебен в Исаакиевском соборе по случаю избавления Александра II от опасности при покушении в Зимнем дворце — 114 Обедня в доме графа С. Д. Шереметева — 143, 229 Обедня в Исаакиевском соборе — 201, 206 Обедня в Крестовой митрополичьей церкви Александро–Невской лавры — 111 Обедня в Мраморном дворце — 156 Обедня в соборе Святой Троицы Александро–Невской лавры — 198, 199 Панихида по покойной императрице Марии Александровне в Чудовом монастыре — 280 Служба «Торжество православия» в Исаакиевском соборе — 71–73 Хиротония отца Николая в Александро–Невской лавре — 225–226 Судоходство Добровольный флот — 150, 160, 163, 188, 204, 213, 315 «Императрица» — речной пароход — 296 «Курьер» — торговое морское судно — 130 «Нижний Новгород» — речной пароход — 229 «Новосельский» — речной пароход — 301 Общество пароходства и торговли — 315 «Одесса» — морское судно — 314 Пароходное общество «Кавказ и Меркурий» на Волге — 301 Самолетская пароходная компания на Волге — 296, 302 «Соболь» — морское судно — 124, 127 «Hector», «Гектор» — морское судно — 321 «Ocean Steam–Ship С°» — морская пароходная компания — 312, 315 «Tencer» — морское судно — 312, 315, 319, 321 Торжества Открытие памятник Пушкину в Москве 6 июня 1880 г.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

До окончательного разрешения этого вопроса военный министр дал согласие оставить церковь православному приходу за вознаграждение в один лат в год, какой «оброк» был необходим, чтобы военное ведомство не утеряло права на собственность вследствие давности. Было дано распоряжение двинской группе военно-строительного управления вести с приходом переговоры относительно заключения соответствующего договора, на основании чего двинская группа послала приходу проект договора, против некоторых пунктов которого приход заявил возражение, предложив изменить указанные пункты таким образом, чтобы церковь была сдана в аренду на 99 лет, ремонт делался в зависимости от необходимости, не считая того, сколько раз должна ремонтироваться крыша и, в-третьих, чтобы военному ведомству было предоставлено право совершать православные богослужения только в дни военных праздников. На все эти предложения было выражено принципиальное согласие, что может засвидетельствовать двинский православный благочинный Крампс, который это дело лично обсуждал с начальником строительного управления. Военное ведомство пошло даже дальше и высказало готовность передать бывшую гарнизонную церковь в собственность православного прихода вместе с земельной площадью. Но этот вопрос могло окончательно разрешить правительство, а не военное ведомство. Из всего этого видно, что во всех случаях военное ведомство выразило самую большую готовность идти навстречу двинскому православному приходу. То же самое можно сказать также и в других случаях, когда приходилось удовлетворять ту или иную просьбу православных. Напр , когда православный Синод обратился в военное ведомство с просьбой выдать из либавского кафедрального собора разное имущество (люстры, аналой, мраморный престол), то военное ведомство эту просьбу также поддержало, и имущество было выдано. Начальник военно-строительного управления полковник Шнольковский». 17 Статья была напечатана в номере газеты, посвященном Дню русской культуры. 18 «Послание Восточных патриархов о Православной вере» – документ, составленный в Константинополе в сентябре 1723 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Замечательна также была резолюция Венедикта о передаче нарвской Знаменской церкви в военное ведомство, по настоянию великого князя Михаила Павловича: «Обстоятельства дела и постановленное консисторией мнение смотрены. На требуемую отдачу нарвской Знаменской церкви в военное ведомство согласен. Но как при этом нельзя упустить из виду: 1) что церкви из епархиального ведомства в военное в 1827 г., равно и в последующие, по разным случаям, обращались с разрешения св. синода; 2) что означенная Знаменская церковь , хотя военное начальство почитает её за поступившую из своего в епархиальное ведомство только в 1834 году, состояла, как из справок видно, в епархиальном ведомстве с самого построения своего в 1796 году, да и строена, как показывают обстоятельства, на такие доброхотные подаяния, кои собирались с данною для сбора их по всей епархии, кроме С.-Петербурга, книгою; 3) сдача сей церкви в военное ведомство, которую консистория полагает сделать ныне же, может со стороны военного ведомства сопровождаться, по предшествовавшим опытам, такими ограничениями, каких впоследствии нельзя будет епархиальному начальству разрешить самому собою; 4) Его Императорское Высочество изволит на настоящий раз требовать только предварительного сведения о беспрепятственности к передаче со стороны епархиального начальства, а между тем нарвские ивангородские жители представляют на уважение свои, собственно до них касающиеся затруднения; 5) если предположить, что Гренадерский полк квартирует в городе Нарве только временно, в таком случае на время квартирования его можно бы с большею удобностью отвести оному деревянную Христорождественскую приписную церковь , которою, по всей вероятности, не будут ивангородские жители дорожить столько, как дорожат каменною Знаменской, по своей особенной приверженности к ней, и 6) что те же жители нарвского ивангородского форштата, почитая сию Знаменскую церковь за построенную и украшенную их усердием, без сомнении не преминут жаловаться на полагаемое консисторией распоряжение касательно сообщения г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно Уставу Русской Православной Церкви 2000 года, «священнослужители и церковные работники – граждане Российской Федерации получают в установленном порядке государственную пенсию, если они работают в канонических подразделениях Русской Православной Церкви, являющихся юридическими лицами. …3. Русская Православная Церковь может иметь свою собственную систему пенсионного обеспечения». Литература: – В. Б. Бажанов//Наши деятели: Галерея замечательных людей России в портретах и биографиях. – СПб., 1880. – Т. 7. – С. 1–16. – Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время с 1800 по 1901 гг. – СПб., 1901. – Котков В. М. Военное духовенство России. Страницы истории. В 2-х кн. – СПб.: Нестор, 2004. – С. 188–210. – Римский С. В. Российская Церковь в эпоху великих реформ. – М., 1999. – Русский биографический словарь. – СПб.: Типография Главного Управления Уделов, 1900. – Т. 2. – С. 402; Типография И. Н. Скороходова, 1905. – Т. 14. – С. 290–291. – Толмачёв И. В. Памяти в Бозе почившего протопресвитера, члена Св. Синода и духовника Их Императорских Величеств В. Б. Бажанова. – М., 1883. – Чистович И. А. История С.-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. 1.7. Военное духовенство на войне. Мобилизационная работа Вопросы: 1. Военное духовенство на войне. 2. Изменение социального положения полкового священника в 1883–1887 гг. 3. Протопресвитер военного и морского духовенства А. А. Желобовский . 4. Мобилизационная работа. Но вернёмся к исследуемому вопросу. И рассмотрим деятельность военного духовенства в военное время, когда роль полкового священника становится важнее и ответственнее. Огромное психологическое и физическое напряжение в боевой обстановке требовало духовной поддержки для всего личного состава подразделений и частей со стороны пастыря церкви. Постоянная опасность, близость смерти непроизвольно переносили мысли воинов к вопросам вечности, смысла жизни. На эти и другие вопросы ответ должен был давать полковой священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такой опыт сострадания Господу принес Иову помимо иного Богооткровенного ведения и веру во всеобщее воскресение мертвых: то восстание из гробов, где найдется место и для воссоздания его плоти, некогда изъязвленной проказой, но теперь – при конце времен – преображаемой силой воскресения (ср.: Иов. 19:25–26 ). Вслед за сказанным ранее Иов ( Иов. 7:11–12 ) обращается к Господу с горькой жалобой, упрекая Его, что Он поступает с ним подобно тому, как люди обходятся с преграждаемой плотиной водной стихией или с тем океанским чудовищем, против которого они используют силу: Не буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей. Разве я море или морское чудовище, что Ты поставил надо мною стражу? ( Иов. 7:11–12 ). В Вульгате 12-й стих звучит несколько иначе: Разве я море или чудовище морское, что Ты заключил меня в темницу? ( Иов. 7:12 ; Вульгата) (в Септуагинте здесь – разве я море или змей...). Святитель Григорий Великий , давая этому библейскому стиху нравственно-аллегорическое истолкование, говорит о том, что здесь содержится важное духовное свидетельство: Господь в этом мире зачастую настойчиво сдерживает и ограничивает Своим Божественным Промыслом бушующие подобно морю желания плотских умов. Ограничивая их могущество, Он не позволяет им погубить праведных, не дает им осуществить свои преступные намерения и устремления и порой даже лишает их – ради этого – не только земной власти, но и самой жизни. Кроме того, истолковывая значение образа морского чудовища, Двоеслов проводит здесь параллель все с тем же образом левиафана-сатаны, упоминавшимся еще прежде Иовом (см.: Иов. 3:8 ). Он ясно пишет о том, что упоминаемое здесь «морское чудовище» – это «наш древний враг». При этом святитель Григорий связывает присутствующий в словах Иова образ тюрьмы с речением апостола Петра из его Второго послания: ...Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ( 2Пет. 2:4 ). Здесь в соответствии с речением Иова можно увидеть свидетельство о том, что Господь заключил сатану в некую «темницу», которая есть для него ограничение Божественным Промыслом разрушительной деятельности диавола в мире 550 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

В самое время кровавой битвы, стоя с братиею на молитве в обители своей, Сергий утешал их успехом Русского воинства и, даже называя по имени убиенных приносил за них молитвы. Победоносный Димитрий поспешил к Преподобному Сергию с благодарностью и дал обители его селà для достаточного ее содержания. На память же Куликовской битвы, случившейся 8 Сентября, 1580 года, в день праздника Рождества Богородицы, основан Саввин монастырь, где соборная церковь в честь сего праздника. Донской столько чтил Сергия, что избрал его восприемником сыновей своих Юрия и Петра и послухом (свидетелем) при духовном завещании своем: примеру его следовали и другие Державцы Российские, приглашавшие Настоятелей Сергиевой обители в восприемники детей своих. Опустошительное нашествие Токтамыша в 1582 г. добудило Преподобного Сергия с Митрополитом Киприаном удалиться в Тверь. Тогда Москва была разорена и сожжена; но Радонежская обитель Св. Троицы осталась неприкосновенною. Через семь лет после того, Настоятель ее воздал в Москве последний долг излюбленному Князю Димитрию Донскому, увядшему в цвете лет: он с прочим духовенст вом участвовал в отпевании тела его. Под руководством Преподобного Сергия положили начало богоугодной жизни ученики его, которые основали новые иноческие обители, именно: Роман Киржачский, Андроник Спасский, Феодор Симоновский, Афанасий и Никита Серпуховские, Григорий Голутвинский, Авраамий Чухломский, Сергий Муромский, Павел Обнорский, Савва духовник Сергиева монастыря и Игумен Звенигородский, Ферапонт Белозерский Мефодий Пешношский, Ксенофонт Тутанский, Иоаникий и Елисей. Друзьями и собеседниками его были: просветитель Зырян Св. Стефан Пермский, Стефан Махрищский, Дионисий игумен Печерский, впоследствии Митрополит всероссийский, Евфимий Суздальский, Димитрий Прилуцкий и Кирилл Белозерский. Как на юге России, с нашествием Монголо-татар, начался Антониофеодосиевский период иночества; так на северо-востоке ее – Сергиевский, когда уже ярмо монголо – татарское стало слабеть от внутренних потрясений Орды и зарождавшегося самодержавия России.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Кирион, еп. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910. Кирион, еп. Св. Або, мученик тифлисский. Тифлис, 1889. Кондаков. Древняя архитектура Грузии. М., 1876. Кондаков. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии. СПб., 1890. Красных А. Обзор памятников древнехристианской литературы на грузинском языке. Загорск, 1966. Латышев В. В. К истории христианства на Кавказе. Греческие надписи из Ново-Афонского монастыря. СПб., 1911. Леонид (Кавелин) , архим. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Т. 1–2. М; 1885–1888. Макаренко И. Грузинская Церковь в период с 1917 по 1937 гг. в связи с вопросом ее автокефалии. (Курсовое сочинение). МДА, 1959. Машинопись. Макарий, Патриарх Антиохийский. Путешествие//«Правосл. Собесед.»., 1905. Ч. I, ч. II. Малиновский. Церковные школы Грузинской епархии в 1914–1915//»Духовн. Вести. Груз, Экзархата». 1916. Прибавление. Марр Н. Боги языческой Грузии по древнегрузинским источникам. СПб., 1901. Марр Н. Я. Какой Иверии дарована автокефалия в XI веке//«Церковные Ведомости». 1907. Приложение. Марр Н. Крещение армян, грузин и аланов. СПб., 1905. МенабдеЛ. Очаги древней грузинской письменности. Т. I, ч. I. 1962. Миротворческий вклад религиозных организаций в СССР. М., 1977. Мурзакевич Н. Древнейший Пицундский православный храм на восточном берегу Черного моря. Одесса, 1877. Натроев. В чем выход из трагического положения грузинского духовенст-ва//»Духовн. Вести. Груз. Экзархата». 1906. Натроев А. Иверский монастырь на Афоне в Турции, на одном из выступов Халкидонского полуострова (Историко-археологическая справка по вопросу о споре грузин с греками на право владения имениями означенного монастыря). Тифлис, 1909. Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели. Историко-археологическое описание. Тифлис, 1900. Натроев А. Памятная записка об Иверском монастыре на Афоне- Халкидон-ском полуострове. Историко-археологическая справка. Тифлис, 1913. Никандр, архим. Об автокефалии Грузинской Церкви и церковной жизвд в Грузии при Католикосах//«Прибавление к Духовн. Вестн. Груз. Экз.». 1905 и 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

К. Е. Жизнь и подвиги преп. Антония Столпника, чудотворца Мартмкопского. Тифлис, 1899. К. Е. Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX столетие. Тифлис, 1901. К. Е. Повествование о чудодейственном благодатном камне Давиде-Гареджийской пустыни. Тифлис, 1899. Кирион, епископ. Жития различных грузинских святых. Тифлис, 1899. Кирион, еп. Заслуги грузинского монашества и монастырей для отечественной Церкви и общества. Тифлис, 1899. Кирион, еп. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910. Кирион, еп. Св. Або, мученик тифлисский. Тифлис, 1889. Кондаков. Древняя архитектура Грузии. М., 1876. Кондаков. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии. СПб., 1890. Красных А. Обзор памятников древнехристианской литературы на грузинском языке. Загорск, 1966. Латышев В. В. К истории христианства на Кавказе. Греческие надписи из Ново-Афонского монастыря. СПб., 1911. Леонид (Кавелин), архим. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Т. 1—2. М; 1885—1888. Макаренко И. Грузинская Церковь в период с 1917 по 1937 гг. в связи с вопросом ее автокефалии. (Курсовое сочинение). МДА, 1959. Машинопись. Макарий, Патриарх Антиохийский. Путешествие//«Правосл. Собесед.»., 1905. Ч. I, ч. II. Малиновский. Церковные школы Грузинской епархии в 1914—1915//«Духовн. Вести. Груз, Экзархата». 1916. 7. Прибавление. Марр Н. Боги языческой Грузии по древнегрузинским источникам. СПб., 1901. Марр Н. Я. Какой Иверии дарована автокефалия в XI веке//«Церковные Ведомости». 1907. 3. Приложение. Марр Н. Крещение армян, грузин и аланов. СПб., 1905. МенабдеЛ. Очаги древней грузинской письменности. Т. I, ч. I. 1962. Миротворческий вклад религиозных организаций в СССР. М., 1977. Мурзакевич Н. Древнейший Пицундский православный храм на восточном берегу Черного моря. Одесса, 1877. Натроев. В чем выход из трагического положения грузинского духовенст-ва//«Духовн. Вести. Груз. Экзархата». 1906. 1. Натроев А. Иверский монастырь на Афоне в Турции, на одном из выступов Халкидонского полуострова (Историко-археологическая справка по вопросу о споре грузин с греками на право владения имениями означенного монастыря). Тифлис, 1909.

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010