После окончания войны были внесены изменения в положение «Об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств», в военное время вводились должности главного священника армий фронта, священников при штабах армий. В 1910 г. была учреждена похоронная касса служащих по ведомству военного духовенства. В том же году Синод принял мобилизационный план, к-рый предусматривал призыв священнослужителей в период мобилизации армии по штатам военного времени и взамен убывших в ходе боевых действий. В армиях и на флотах должны были создаваться склады религ. и пропагандистской лит-ры. 1-11 июля 1914 г. в С.-Петербурге проводился 1-й съезд в. и м. д., на к-ром присутствовали 40 священников из войск и 9 из флотов. На заседаниях секций рассматривались, в частности, проблемы взаимоотношений с полковым начальством, поведение священнослужителей в условиях военных действий, во время боя место священника определялось на передовом перевязочном пункте. Съезд разработал и принял памятку-инструкцию военному священнику. В ходе первой мировой войны при Ставке верховного главнокомандующего была организована полевая канцелярия протопресвитера в. и м. д. и склад церковной лит-ры. Начало действовать мобилизационное расписание 1910 г., тысячи приходов были призваны к комплектованию духовенством новых полков. До войны в ведомстве протопресвитера состояли 730 иереев, во время войны в армии служили свыше 5 тыс. священников, они не только выполняли свои прямые обязанности, но и обучали солдат грамоте, читали им письма от родных, помогали составлять ответные письма. В военных округах также служили капелланы, раввины, муллы. В циркуляре 3 нояб. 1914 г. протопр. Георгий Шавельский обратился к правосл. священникам с призывом «избегать по возможности всяких религиозных споров и обличений иных вероисповеданий». В 1916 г. были учреждены новые должности: армейских проповедников при каждой армии, главных священников Балтийского и Черноморского флотов. В том же году в ведение протопресвитера в. и м. д. был передан вопрос об униатах в Галиции и на Буковине, занятых российскими войсками. Протопр. Георгий предпочитал идти навстречу духовным нуждам униатов и не требовать от них присоединения к правосл. Церкви. Определением Синода 13-20 янв. 1916 г. была создана комиссия «по удовлетворению религиозно-нравственных нужд русских военнопленных», к-рая могла командировать священников в Австро-Венгрию и Германию.

http://pravenc.ru/text/155073.html

Далее капиталы составлялись из ежемесячных отчислений из жалования самого духовенства и единовременных пожертвований. На эти именно деньги приобретено: 1) в Ессентуках санаторий для больных священников и выделен капитал на его содержание, 2) участок земли в Старицком уезде Тверской губернии для поселка больных и раненых духовных лиц и выделен капитал на его устройство. Из этих же сумм образовались: а) похоронная касса для пособия семьям умерших духовных лиц, б) небольшой капитал на устройство приюта-гимназии для сирот военного духовенства, в) небольшой капитал на выдачу пособий в несчастных случаях. Кроме того, в Петрограде и Гатчине устроены на пожертвованные и отчисляемые духовенством суммы богадельни и учреждения для вдов и сирот духовенства. Таким образом, отобрание всего указанного имущества ничем не оправдывается и нисколько не вытекает из принципа отделения Церкви и государства. Военное и морское духовенство занималось чисто пастырской деятельностью и очень способствовало укреплению в армии самоотверженного воинского духа. Это ясно можно видеть из разного рода распоряжений его протопресвитера, сделанных во время войны еще при прежнем государственном строе и вполне пригодных и при новых условиях жизни. Поэтому я заявляю о необходимости оставить Управление протопресвитера военного и морского духовенства, как учреждение чисто церковное, и о несправедливости отобрания принадлежащего духовенству имущества и капиталов и прошу Совет народных комиссаров сделать соответствующие распоряжения Комиссариату по военным делам 772 . Москва, 2 (15) апреля 1918 г. Н. Кузнецов ГА РФ. Ф. Л-353. Оп. 2. Д. 697. Л. 9–10об. Подлинник. III.26. Декрет СНК РСФСР о передаче взаимного страхования от огня строений Духовного ведомства в ведение Совета по делам страхования и Комиссариата по делам страхования РСФСР 16 апреля 1918 г. За упразднением хозяйственного управления при Святейшем Синоде состоящее в ведении означенного управления взаимного страхования от огня строений Духовного ведомства вместе с капиталами передать в заведование образованного Декретом СНК 23 марта 1918 г. Совета по делам страхования и Комиссариата по делам страхования впредь до издания общего положения о страховании государственных имуществ 773 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богословского . По его руководству, блаженной памяти ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, согласно с заключением Св. Синода, в 3-й день июня 1867 года, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ соизволила: предоставить сиротам дочерям армейского и флотского духовенства в училищах девиц духовного звания, состоящих под ЕЕ АВГУСТЕЙШИМ покровительством, восемь казеннокоштных вакансий, впредь до того времени, пока в ведении Главного священника не состоится необходимый на воспитание сирот капитал. При нем же Св. Синод постановлением от 25 августа 1867 г. за 1879 определил, чтобы на содержание каждого воспитанника семинарии отчислялось не менее той суммы, которая назначается на содержание их по каждой епархии, а по училищам в размере, определенном для пансионеров. Позднее, указом от 20 марта 1869 г. за 6677 разрешено было при таких же условиях воспитывать детей армейского духовенства (сирот) на казенный счет в приготовительных классах училищ. Главный священник армии и флота П.Е. Покровский Главный священник армии и флота Протоиерей Петр Евдокимович Покровский (18711888 гг.). Вступив в управление армейским и флотским духовенством, Главный священник П. Покровский близко принял к сердцу положение вдов и сирот подведомых духовных лиц. Его мысль об учреждении благотворительного общества попечения о бедных духовного звания ведомства Главного священника армии и флотов» 2 мая 1879 г. была осуществлена. Новое общество было осчастливлено АВГУСТЕЙШИМ покровительством ГОСУДАРЫНИ ИМЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕДОРОВНЫ. На средства Общества содержались два приюта: Мариинский в Кронштадте и Покровский в Петербурге, названный так в честь своего основателя, Главного священника П.Е. Покровского. Приказом по военному ведомству, от 26 февраля 1888 г., за 45, объявлено ВЫСОЧАЙШЕ утвержденное положение о новых служебных правах и окладах содержания военному духовенству, а приказом по морскому ведомству, от 10 февраля 1890 г., за 20, это положение распространено на морское духовенство. Преимущества нового положения состояли в следующем: 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ура-а-а! раздалось среди мрака ночного, и дрогнувшие от наседавшего многочисленного противника воины ринулись на врага, приводя в ужас французов. Иеромонах Иоанникий Савинов, или Аника, как с любовью его называли матросы, узнав о вылазке, пошел за войсками, за своей паствой, чтобы быть рядом при умирающих и напутствовать их в жизнь вечную, утешать в страданиях раненых, ободрять упавших духом от изнеможения воинов. Хрулев увидел, что к французам все более и более подтягиваются свежие силы, и решил отвести войска назад, прекратив тем самым сию страшную ночную атаку. Послав своих адъютантов с приказом о возвращении обратно, те, разгоряченные в бою солдаты не верили, говоря: Не таковский генерал, чтобы отступить приказал, и шли вперед в неприятельские траншеи. Вдруг Хрулев услышал громогласный голос иеромонаха Аники: Дайте подкрепление, да не останутся раненые среди неприятельских траншей! Батюшка, обратился Хрулев к отцу Анике, подкрепления я Вам дать не могу, а Вы окажите мне важную услугу, если отдадите от моего имени приказание оставшимся в траншеях отретироваться немедленно, подобрав по возможности раненых. Иеромонах немедленно устремился в траншеи и передал солдатам приказание Хрулева, которое тут же было исполнено. 30 офицеров и 1000 солдат выбыли из строя в этой вылазке, неприятель же потерял вдвое больше». 36 На бастионах Возрастающее постоянство обстрелов неприятельской артиллерии, отражение атак противника, восстановление разрушительных укреплений, потеря товарищей делали жизнь на бастионах особой. Неотлучно на бастионах находились полковое и военно-морское духовенство. Вместе со своею паствой делили трудные и ратные моменты бастионной жизни. В каждом блиндаже заботливо был устроен уголок, где под Образами Святых теплилась лампадка и горели свечи, офицеры и солдаты в минуты затишья исповедовались и причащались Святыми Дарами, служили молебны, панихиды по погибшим товарищам, раненые воины укреплялись пастырским словом, умирающие получали последнее молитвенное утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еврейство России изо всех сил сопротивлялось николаевской рекрутчине. Исполнение воинской повинности было воспринято еврейским обществом как тягчайшее бремя. С началом эпохи реформ Александра II происходит переосмысление места и роли армии в жизни еврейской общины. Прогрессивно мыслящие евреи призвали своих собратьев отнестись к воинской повинности как к залогу будущего равноправия и когда сами военные впервые взглянули на еврейскую общину с общегражданских позиций. Трансформация сознания оказалась глубокой и повсеместной: во вторую половину XIX века даже самому традиционному из евреев служба в армии представлялась долгом перед отечеством, тогда как для прагматически мыслящего военного среднего уровня толерантное отношение к евреям оказалось sine qua non обстоятельством нормального армейского быта. Возможно, этим и объясняется тот факт, что армия не принимала участия в еврейских погромах 1881–1884 гг. По букве закона Устав 1827 г. позволял нижним чинам из евреев посещать синагоги, расположенные в местах дислокации войск, а также пользоваться услугами раввинов. Там, где не было ни синагог, ни раввинов, устав также позволял еврейским солдатам устраивать молельный кворум (миньян), особенно по праздникам, в местах, специально дозволенных для совместной молитвы старшим офицером. Если число солдат из числа евреев в данной части, соединении превышало триста человек и, если они отличались примерным поведением, Устав предполагал назначать к ним – с разрешения командования войсками – раввина с оплатой от казны. В августе 1828 г. морское ведомство согласилось с ходатайством раввината и допустило в Кронштадт к морякам из евреев шкловского жителя Илью Ромма для отправления богослужения. Вместе с тем, в 1829 г. виленский раввинат обратился в Министерство внутренних дел с просьбой послать раввинов к рекрутам и получил отказ. Устав признавал необходимость отправления духовных треб для больных, раненых, умирающих и умерших нижних чинов и потому допускал к ним раввинов. Так, в декабре 1848 года, после подавления русскими войсками венгерского восстания, больных и раненых во время кампании разместили в госпиталях приграничных городов, в первую очередь в Минске.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26 февраля 1888 г. вышел приказ 45, в котором было объявлено об утверждении Александром III положения о новых служебных правах и окладах содержания находившимся на службе при войсках священно- и церковнослужителям, а приказом за 20 (от 10 февраля 1890 г.) это положение распространено и на военно-морское духовенство. 50 Приказом 1888 г. для священнослужителей, получавших жалованье по основному окладу, были установлены срочные прибавки в сумме 336 рублей, а для получавших эти же надбавки по усиленному окладу 549 рублей. Однако в исследуемое время размеры окладов священно-служителей всех категорий были неодинаковы, что неминуемо запутывало проблему финансового обеспечения духовенства, числящегося по военному ведомству. Поэтому спустя одиннадцать лет данный вопрос был вновь поднят Военным Советом, положение которого Николай II утвердил 29 марта 1899 г. Согласно этому положению, устанавливались однообразные размеры окладов для всех категорий священнослужителей, из этих окладов уже и начинались срочные прибавки, положенные православным пастырям по приказу 1888 г. 51 В определенном смысле актом 29 марта было завершено создание правовой базы, на основании которой в дальнейшем решались вопросы финансового обеспечения военных священно- и церковнослужителей. Протопресвитер военного и морского духовенства А. А. Желобовский Состоя магистром богословия, он решился оставить предстоявшее ему почетное звание профессора семинарии и пожелал начать службу скромным армейским священником, при весьма ограниченном материальном содержании того времени (в двести рублей). Протопресвитер Б.Б. Бажанов очень сочувственно отнесся к желанию молодого магистра, и желая узнать, насколько тверд о. Александр в принятом решении, назначил его сначала в Митавский гусарский полк, расположенный в одном из уездных городов Тверской губернии. Спустя несколько времени полк получил приказ идти на окраину Русского государства в Привислянский край, куда и отправился полковой священник о. Александр, вполне оправдав высокое к нему доверие Василия Борисовича и строго выполнив возложенные на него обязанности. И в Старицком уезде, и в еврейском захолустье Ковенской и Минской губерний он самоотверженно, не жалея ни сил, ни здоровья, посещал в разных местечках православных воинов, толково вещая им истины Православной веры. Памятником его ревностной пастырской деятельности в полках остались многочисленные брошюры религиозно-нравственного содержания, каковы: объяснение десяти заповедей Божьих, Св. Таинств, Молитвы Господней, Символа веры , Божественной Литургии и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В . М . Котков Награды военного духовенства С 1797 г. представителей духовенства указами императора за особые заслуги стали награждать орденами. Военные священнослужители получали ордена св. Анны, равноап. кн. Владимира, св. Георгия и золотые наперсные кресты на георгиевской ленте. 2 последние награды вручались только за военные отличия. В 1855 г. военное духовенство получило право к орденам, пожалованным за отличия в боевой обстановке, присоединять мечи, что раньше было привилегией офицеров. В соответствии с имп. указом от 13 авг. 1806 г. все представления военных священнослужителей к наградам делались через военные инстанции. Духовное начальство могло лишь высказывать свое мнение. Священнослужители представлялись к наградам на общих основаниях с военнослужащими. В 1881 г. право самостоятельного награждения подведомственного духовенства скуфьей получили высшие представители в. и м. д. Заслуги, за к-рые военный священник мог получить большинство из возможных наград, никакими нормативными актами не оговаривались. Исключение составляли статуты орденов св. Владимира и св. Анны. В статуте ордена св. Анны в редакции 1833 г. предусматривалось награждение священнослужителей за «увещания и примеры для полков в сражениях», за сохранение здоровья и нравственности солдат (если «в продолжение трех лет сряду не окажется между ними виновных в нарушении воинской дисциплины и спокойствия между жителями, а число бежавших не будет превышать в сложности одного человека из ста»). На священников военного ведомства было распространено право на пожалование орденом св. Владимира 4-й степени за выслугу 25 лет при участии в военных кампаниях и 35 лет наравне с офицерскими чинами в мирное время. Эта практика была распространена и на диаконов, если они до выслуги 35 лет в священном сане удостаивались получить орден св. Анны 3-й степени. Прот. Михаил Богословский, главный свящ. армии и флота. Фотография. Кон. 60-х гг. XIX в. (РГБ) Прот. Михаил Богословский, главный свящ. армии и флота. Фотография. Кон. 60-х гг. XIX в. (РГБ)

http://pravenc.ru/text/155073.html

Военные священники остались в Белой армии. 27 нояб. 1918 г. Деникин назначил протопресвитером Добровольческой армии и флота Г. Шавельского. В войсках адмирала А. В. Колчака было более 1 тыс. военных священников, у ген. П. Н. Врангеля - более 500. 31 марта 1920 г. Севастопольский еп. Вениамин (Федченков) по просьбе Врангеля принял должность управляющего в. и м. д. с титулом епископа армии и флота. Он представлял Церковь в правительстве Врангеля, выезжал на фронт для совершения богослужений, обеспечивал прием и размещение священнослужителей-беженцев. После захвата Крыма Красной Армией в нояб. 1920 г. еп. Вениамин вместе с частями Добровольческой армии эмигрировал в Стамбул и продолжал опекать рус. военное духовенство в Турции, Болгарии, Греции, Королевстве сербов, хорватов и словенцев. 3 июня 1923 г. решением зарубежного Архиерейского Синода был освобожден от обязанностей управляющего в. и м. д. В 90-х гг. XX в. Русская Церковь вновь начала окормлять военнослужащих. В 1995 г. для этих целей был создан синодальный Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями . Возобновились сборы священников, окормляющих воинские части (проводились в 2003, 2005). Иером . Савва (Молчанов) Храмы военно-духовного ведомства В XVIII в. для постоянного размещения воинских частей стали выделяться участки на окраинах городов. На этой земле возводились казармы, хозяйственные постройки, а также церкви. Одним из первых военных храмов стал Спасо-Преображенский всей гвардии собор в С.-Петербурге, заложенный 9 июля 1743 г. (архит. Д. А. Трезини , в 1829 после пожара отстроен вновь В. П. Стасовым ). Впосл. в столице были возведены собор всей артиллерии во имя прп. Сергия Радонежского (освящен 5 июля 1800), ц. вмч. Георгия Победоносца в здании Главного штаба на Дворцовой пл. (1 февр. 1822) и др. Первоначально военные храмы не имели единой системы подчинения. 26 сент. 1826 г. последовал указ Синода, передавший их в военно-духовное ведомство. Собор во имя Св. Троицы в С. Петербурге. Архит. В.П. Стасов. 1835 г. Фотография. Нач. XX в. (Архив ЦНЦ " Православная энциклопедия " )

http://pravenc.ru/text/155073.html

Храм-памятник Спас на Водах в С.-Петербурге. 1911 г. Фотография. Нач. XX в. Храм-памятник Спас на Водах в С.-Петербурге. 1911 г. Фотография. Нач. XX в. 15 июля 1854 г. в Севастополе по проекту К. А. Тона был заложен Адмиралтейский собор во имя равноап. кн. Владимира. Из-за начавшейся Крымской войны работы были прерваны, нижний храм освятили в 1881 г., верхний - в 1888 г. Собор является усыпальницей рус. адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, В. И. Истомина, П. С. Нахимова. С 1907 по 1918 г. его настоятелем и благочинным береговых команд Черноморского флота был сщмч. прот. Роман Медведь . В соборе лейб-гвардии Измайловского полка во имя Св. Троицы (заложен в С.-Петербурге 13 мая 1828, архит. Стасов) хранились трофейные тур. знамена, захваченные во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. В 1886 г. перед собором была установлена колонна Славы, отлитая из 108 тур. пушек. В 1911 г. в С.-Петербурге у Морского кадетского корпуса был возведен храм-памятник Спас на Водах. На стенах были укреплены доски с именами моряков (от адмирала до матроса), погибших во время русско-япон. войны, и названиями кораблей. Возле иконостаса установили спасенное знамя Квантунского флотского экипажа, защищавшего Порт-Артур. Походные переносные церкви, как правило, представляли собой вместительные палатки с престолом, антиминсом, складным иконостасом и иконой - покровительницей части. Во время русско-япон. войны 1904-1905 гг. при штаб-квартире командующего Маньчжурской армией, размещавшейся в особом поезде, имелся вагон-церковь - резиденция полевого главного священника. В 1916 г. был образован Комитет по сооружению подвижных храмов на фронте. Возведены плавучие церкви на Каспийском и Чёрном морях. На передовой линии фронта богослужение нередко совершалось под открытым небом. Богослужения в армии и на флоте совершались, как правило, в воскресные и праздничные дни, в т. н. высокоторжественные дни: в дни именин членов имп. семьи, в годовщины побед рус. оружия и в праздники воинских частей и кораблей. Посещение богослужений являлось обязательным для всего личного состава войск правосл. исповедания, что подкреплялось специальными распоряжениями командиров воинских частей.

http://pravenc.ru/text/155073.html

Между тем, значительную образовательную функцию несла наша Православная Церковь, в состав учреждений которой входили Духовные академии, семинарии, женские и мужские училища и огромное число (не менее одной           трети от общего числа) начальных школ, именуемых, обычно церковно-приходскими. Именно благодаря последним, при всех недостатках преподавания в них, мы обязаны тем, что были сорваны все антирелигиозные пятилетки, а советская химера отправилась на кладбище всех химер. Жаль только, прихватив с собой немеренно народу и исконных наших территорий. Ну да, как любил говорить генерал де Голль, – будущее длится долго. Военное образование в стране осуществляло Военное Министерство, которому подчинялись академии, офицерские училища, кадетские корпуса и целая система начальных и посленачальных учебных заведений. К числу наиболее элитных военно-учебных заведений Империи с 1802 года относился Пажеский корпус, созданный еще в царствование Елизаветы Петровны.   Соответственно, военно-морское образование было в руках Морского Ведомства. Поскольку морское образование не так известно, как просто военное, скажем о нем отдельною строкой. Окончательный шаг в становлении в становлении многоуровневой системы военно-морского образования был сделан также в царствование Николая II. Именно при нем сложилась отечественная национальная система подготовки морских кадров.   В 1896 году была создана сеть образовательных учреждений Морского Ведомства со следующей иерархией прямого подчинения: 1) Государь Император; 2) Генерал-Адмирал, Управляющий Морским Министерством; 3) образовательные морские учреждения: Николаевская морская академия, Морской корпус, Морское инженерное училище, Техническое училище Морского Ведомства, Минный офицерский класс, Военно-морское гимнастическое заведение.   Николаевская Морская Академия   Эта сеть включала военно-морские образовательные учреждения для подготовки морских специалистов на первичные офицерские должности (Морской кадетский корпус, Морское инженерное училище) и на должности руководящего состава флота (Николаевская академия). В военно-морском гимнастическом заведении проходили строевую подготовку офицеры и матросы.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/12/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010