Ион.1:12 . И рече к ним Иона: возмите мя и вверзите в море, и утолится море от вас, понеже познах аз, яко мене ради волнение сие великое на вы есть. Вполне признавая себя достойным наказания, Иона выбирает наказание, соответствующее вине. Бежа от лица Господня, он думал избежать гнева Божия плаванием по морю; он надеялся морским путем достигнуть до отдаленной чужой страны, в ней водвориться и спокойно доживать здесь свой век. Теперь он увидел несбыточность своих надежд и сам пожелал, чтобы море, в котором он искал себе безопасности, сделалось орудием его смерти, гробом для него. Но сколько был он строг к самому себе, столько жалостлив к ближним. Почитая себя одного достойным гнева Божия, он не желает, чтобы из-за него пострадали его спутники, и уверяет их, что если будет брошен в море, Господь умилостивится этою жертвою и волнение морское прекратится. Ион.1:13 . И нуждахуся (усиливались) мужие возвратитися к земли, и не можаху, яко море восхождаше (воздымалось) и воздвизашеся паче на них. Сам себя приговорив к смерти в пучине морской, Иона возбудил жалость к себе в моряках. Они сознавали справедливость этого приговора, но не спешили привести его в исполнение. Они могли подумать, не удовлетворится ли Господь одним раскаянием Ионы, и всячески усиливались пристать к берегу, чтобы спасти его и себя от потопления. Но попытка их оказалась тщетною. Волнение морское, усиливаясь с каждою минутой, в соединении вероятно с противным ветром, лишило их возможности пристать к берегу. Скрепя сердце, они увидели себя в необходимости принести ту жертву для умилостивления Господа, на которую обрек себя Иона. Но прежде чем они решились на это, они обратились к Господу с мольбою о невменении им сего в грех. Ион.1:14 . И возопиша ко Господеви и реша: никакоже, Господи, да не погибнем души ради человека сего, и не даждь на нас (не вмени нам) крове праведные, зане Ты, Господи, якоже восхоте, сотворил еси. Умоляя Господа не взыскать с них за кровь праведную, т.е. за смерть человека невинного в отношении к ним, ничем не обидевшего их, спутники Ионы исповедуют, что решаются бросить Иону в море не по своему желанию, а по воле Божией: зане Ты, Господи, якоже восхотел, сотворил еси. Воля Божия открылась для них в послании бури, в указании виновника ее посредством жребия, павшего на Иону, и в том, что сам Иона признался в своей вине. Все это сотворил Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В 1873 году комитет решил приступить к постройке храма, в чем согласились участвовать артиллерийское и морское ведомство, чтобы их команды могли посещать эту церковь , ибо другой церкви вблизи не было; пороховская находится в 2 верстах. Артиллерийское и морское ведомство внесли, на постройку церкви, 4000 р. с., обязавшись и впредь вносить на церковь , по 400 р. каждое, на содержание причта и другие расходы церкви. Постройка церкви, начатая в 1873 г., окончена к 1876 году и храм, 28 марта, освящен благочинным, Петропавловского собора священником Алексеем Щипуновым, во имя св. ап. Иоанна Богослова. Храм этот деревянный, с множеством глав и фигурных украшений в русском вкусе, покрыт железом. Колокольня утверждена над притвором. Храм занимает первое место в числе зданий колонии, окружен лесом и, занимая несколько возвышенное над речкою место, придает колонии красивый и оригинальный вид. Храм внутри обделан украшениями из дерева, но так как стены довольно темного, желтого цвета и окна находятся преимущественно в алтаре, то храм довольно мрачен. Храм достаточно поместителен. В храме свободно помещаются все обитатели, а равно и служащие в военных ведомствах и множество крестьян из соседних деревень. Кроме того, в храме есть довольно просторные хоры. Настоятель церкви, протоиерей Феодор Сперанский, переведенный сюда из Новгорода, служит при колонии с основания церкви. Он получает 1000 р. с. жалованья и квартиру с отоплением. Псаломщик, получающий 300 р. с. жалованья, состоит, в тоже время, воспитателем в колонии, за что получает особое вознаграждение. Воспитанники колонии, вместе с воспитателями, составляют хор, участвуют в богослужении. Приходом и расходом церковных сумм заведует комитет. 23) Церковь села Михаило-Архангельского при механическом заводе, (состоящая в 4 округе Царскосельского уезда) Церковь и село Михаило-Архангельское находятся в 5 верстах от Петербурга, по Шлиссельбургскому тракту, подле механического, или, по местному выражению, чугунного завода главного общества железных дорог. Церковь стоит на Шлиссельбургском тракте, а село простирается на 1¼ версты по направлению к Николаевской железной дороге.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Евлогия (Георгиевского), переселился в Германию (1941), уволен из клира митр. Евлогия за незаконный переход в юрисдикцию РЗЦ (14.4.1941), диакон Воскресенского собора в Берлине (1944), по возвращении в Париж принят обратно в юрисдикцию митр. Евлогия (24.2.1944), протодиакон (19.2.1944), перешел в юрисдикцию МП (14.10.1945), священник (6.4.1947), рукоположение совершил митр. Серафим в Париже, помощник настоятеля Знаменской церкви в Париже (6.4.194719.12.1948), перешел в юрисдикцию РЗЦ (19.12.1948), помощник настоятеля церкви при русском корпусе в Версале (19.12.194812.12.1950), помощник настоятеля Воскресенской церкви в Медоне (12.12.195022.10.1951), перешел снова в юрисдикцию Русского Экзархата КП (22.10.1951), был приписан к храму Сергиевского подворья, опять перешел в юрисдикцию РЗЦ (1952), но вскоре вернулся в юрисдикцию Русского Экзархата, настоятель Св.-Серафимовской церкви в Шелле (9.5.195327.10.1955), приписан к Св.-Николаевскому собору в Ницце (19561962), получил отпускную грамоту с целью переезда в Северную Америку (9.5.1962), принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии, возведен в сан протоиерея митр. Леонтием (Туркевичем) (1962). Архив: Послужный список о. Н. Алексеенко (19361962). АЕУА. Алексий ( Дехтерев Александр Петрович ; 19.4.1889, Вильно – 19.4.1959, Вильнюс), архиепископ. Окончил Виленскую классическую гимназию (1908) и Либавское морское училище (1911), перед войной совершил морское путешествие по Азии, Африке и Америке, о чем писал в русских газетах, сотрудник журналов «Вершины» (Петроград) и «Вокруг света» (Москва), участник 1-й мировой войны и Гражданской войны в рядах Добровольческой армии, эмигрировал в Болгарию, где создал интернат «Моя маленькая Россия», а затем в Сербию, где сотрудничал во многих эмигрантских периодических изданиях, сотрудник журнала «Русский голос» (19331935), поступил в братию обители прп. Иова в Ладомирово (1935), пострижен в монашество (апрель 1935), иеромонах (1938), рукоположение совершил сербский еп. Владимир (Раич), состоял в юрисдикции РЗЦ, руководитель Карпаторусского Союза православной молодежи, издатель книг серии «Карпаторусская библиотека», настоятель русской церкви в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– К. С.) об ужасах, бывших в Кронштадте («Кронштадтский бунт». – К. С.). Господи, доколе же это будет продолжаться? – Впрочем, это праведный гнев Твой на нас изливается. Мы достойны худшего. Россия уподобилась Содому и Гоморре: – грешит и не кается» (3:246). 5 . Отец Иоанн принимает посильные меры, чтобы остановить зло , вместо него посеять семена благочестия , добра, веры и произрастить их. а) Узнав о том, что дело построения Морского Собора в Кронштадте отложено на неопределённое время, Батюшка считает этот поступок крайне отрицательным, вредным и даже опасным для России и заявляет вице-адмиралу: «Мы строим многомиллионные военные суда; ...жилые помещения всех чинов морских отличаются простором ... а морской храм, который должен быть славою флота России и – свидетельством веры и благочестия русских победоносных воинов – видом своим похож на самую убогую сельскую церковь , или – на деревянную коробку... Не за это ли Господь принижает и наш флот, погружая наши военные суда на дно морское? Не оттого ли наши частые морские несчастия?.. Мало ли ещё нам уроков от Бога?.. – Доколе же это будет? Я... со стороны примкнул к некоторым морякам, желающим благолепного храма, и положил начало, думая сколько-нибудь двинуть святое дело, – и неудача!.. Надо спешить строить храм, как вы спешите строить морские военные суда. Церковь тот же корабль, которым управляет Сам Господь со Отцем и Духом Святым и лучше всяких военных судов может охранять не только флот, но и всё воинство и всю Россию» (2:305–306). Получив положительный ответ, отец Иоанн незамедлительно (через четыре дня) пишет тому же лицу: «Благодарю Вас за скорый и удовлетворительный ответ. Да созиждется достойный Дом Божий для морских чинов в Кронштадте, хотя не спешно, но прочно и достойно славного флота. Да проистечёт из него благословение Вседержителя на всё воинство морское. Да положит Господь на сердце Государю, как некогда – Давиду, желание и ревность создать Дом Божий (см.: 2Цар. 7, 1–17 ; 3Цар. 8, 17–18 ) на острове Котлина среди вод финских» (2:308–309)...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Ведь и явно «виденное» Даниил описывает далеко не всегда. Скажем, его совершенно не интересует море, которое столь значимо, например, для Зевульфа. Конечно, он время от времени упоминает о «Великом море» (Средиземном), об «узыцем мори» (Мраморном), о расстоянии, например, до Ефеса - «град есть на сусе, от моря вдале 4 верст» или до Патмоса - «На стране далече в мори Патмъ остров» (20). Но в целом морское пространство в его «Хожении» как бы отсутствует в своем особом, водном качестве, неясно даже на чем Даниил его пересекает: для него как будто все равно «по морю ити» или «поити по суху» (24). Подобное отношение к мореплаванию надолго сохранится в русской литературе путешествий. В. А. Котельников в целом прав, когда говорит, что пересечение морского пространства для Афанасия Никитина в его «Хождении за три моря» определялось необходимостью , а не свободой - как на континентальном Востоке. Исследователь распространяет эту точку зрения, по сути дела, на все последующее развитие русской прозаической маринистики вплоть до «Фрегата «Паллады» И. А. Гohчapoba.[cxxxii] Наблюдение современного литературоведа совершенно совпало с мнением былинного Садко (!), когда тот констатировал: «У меня воля не своя во синем море» (рефрен в былине «Садко и морской цapь»).[cxxxiii] Подобное «отсутствие любознательности ко всему, что касается моря», отмечают и исследователи русской агиографии (О. В. Гладкова и др.), заключая, что авторов житий «не интересовало» «морское путешествие как makoboe»[cxxxiv]. Это «отсутствие любознательности» к морю в наивысшей степени проявляется, наверное, в «Житии прп. Антония Римлянина» (XII в.?), который на камне, «якобы на корабли легце», за два дня пересек обширные морские пространства, не обратив на них никакого внимания, и с берега Средиземного моря прямо ступил на берег Волхова. Но дело, скорее всего, в том, что как авторов житий, так и авторов ранних хождений мало интересовало вообще «путешествие как таковое» в современном понимании жанрового термина, т.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ Стихиры на 4, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Стихиры на 4, глас 1 Иже основания всея земли колебаяй Бог,/стрясаяй Един морское ложе,/яко Создатель всех/избави ны праведнаго гнева трясения/Твоим милосердием, Человеколюбче,/присно умоляем. Боже, колеблющий основания всей земли,/один сотрясающий морское ложе,/как всего Создатель!/Избавь нас от праведного гнева и землетрясения/по Твоему милосердию, Человеколюбец,/мы Тебя непрестанно умоляем. Фессалоника ликует о памяти твоей/и созывает вся окрестныя грады,/Димитрие треблаженне,/совершити твое светоносное торжество./С нимиже, сошедшеся, и мы/песненно похваляем подвиги твоя. Фессалоника ликует о памяти твоей/и созывает все окрестные города,/Димитрий трижды блаженный,/чтобы совершить твое светоносное торжество./С ними и мы, собравшись,/песнопениями восхваляем подвиги твои. Приидите, вернии, сошедшеся,/похвалим Христова оружника/и добляго светильника Димитрия,/все вражие насилие поправша,/сему вопиюще верою:/о нас Христу, мучениче, молися. Придите, верные, собравшись,/восхвалим Христова воина/и доблестного светильника Димитрия,/все вражие насилие поправшего,/взывая к нему с верою:/“О нас Христу, мученик, молись!” Слава, глас 6: Днесь вселенная вся страстоносца просвещается зарями/и Божия Церковь, цветы украшаема, Димитрие, вопиет ти:/угодниче Христов и предстателю теплейший,/не престай молити о рабех твоих. Слава, глас 6: В сей день вся вселенная просвещается лучами страстотерпца/и Божия Церковь, цветами украшаемая взывает тебе, Димитрий:/“Служитель Христов и самый горячий наш защитник,/не преставай молить о рабах твоих!” И ныне, Богородичен, глас тойже: Богородице, Ты еси лоза истинная,/возрастившая нам Плод живота,/Тебе молимся:/молися, Владычице, со святыми апостолы/помиловати души наша. И ныне, Богородичен, глас тот же: Богородица, Ты – Лоза истинная,/возрастившая нам жизни Плод;/Тебя умоляем: ходатайствуй, Владычица/с Апостолами и всеми святыми/о помиловании душ наших.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Митрополит Исидор отнесся к навету серьезно, – призывал настоятеля церкви о. Николая Фасанова и спрашивал о проповедях и о личности диакона Лебедева. О. Фа- —257— санов, всегда и потом любивший моего отца, дал наилучший отзыв; его единодушно подтвердил и местный благочинный, да едва ли Митрополит не потребовал и самые проповеди на собственный просмотр. – Это раскрытие напраслины как-то раз навсегда расположило м. Исидора в пользу отца моего, и митрополит оставался до конца неизменно отечески к нему благосклонен. Архим. Феодор, как известно, подвергся опале; – его хотели, силою монашеского послушания, просто заставить замолчать. Между тем его основная идея была – необходимость проведения христианства во всю нашу жизнь, – личную, семейную, общественную и народную, – во всех ее многообразных проявлениях; он не мог молчать о том, настаивать на чем благовременно и безвременно он считал своим нравственным и духовным долгом. Он решил сложить монашество; сложив же его, он, для проповедания этой своей основной идеи, желал теснее и ближе войти в мирскую среду и ее условия, – отчуждением от Христа обрекаемые нами на язычество, – а потому говорил, что «если сложу сан, то и женюсь». В 1861 г. он был послан на жительство в Никитский монастырь в г. Переяславле-Залесском; а в 1863 г. отец мой с матерью ездил уговаривать его не снимать сана. Мать моя рассказывала, что о. Феодор, слушая, молчал, а прощаясь с ними, плакал и далеко, до самой часовни, что в версте от монастыря, провожал их, и все не могли проститься. Конечно, он видел, что близкие люди, друзья не понимают его, и для его любви к ним это было особенно тяжело. Уже только впоследствии, когда смерть запечатлела своею завершительною печатью его жизненное дело, – оно открылось их глазам, как одно целое с его идеей. Годы в Кронштадте Отец мой естественно смотрел на свой диаконский сан, как на переходную ступень к священству; только мечты его по части священнического места были очень скромные. Но вот весною 1861 г. его призвал митрополит Исидор и сказал, что желает назначить его законоучителем в Кронштадтское Штурманское (позднее Морское Техническое, еще позднее Морское Инженерное) Училище. Отец мой отвечал, что не может бросить тещу с

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

См. Священную Географию Полякова стр 44. 196 Зверю τω δρακοντι Под драконом здесь разумеется морское животное, которое пожирает людей, – «толковники, говорит Калмет, разумеют piscem carnivorum, sev monstrum marinum – плотоядную рыбу, или морское чудовище». 197 Обещание την επαγγελιαν – ια – возвещение – приказание, обещание; в Еврейск: agudda collectio, fasciculus – всякое собрание, соединение чего-нибудь, связка и т. п. Отселе метафорически – Церковь , также соединение элементов – огня, воды и воздуха на земле. См. у Штокк. Гезениус здесь переводит: – «небесный свод» (Himmelswolbung). В Вульгате: fasciculum. Сирский переводчик: «обещание». От различных значений сего слова произошли и различные толкования 198 Сыны Хуша. Так в Еврейском. Но Хуш или Хус, сын Хама, был родоначальником Ефиоплян, а потому LXX перевели: υιο Αιιοπων – сыны Ефиопские или Ефиопляне. 199 В царствование Асы, царя Иудейского, миллион Ефиоплян, с тремя стами колесниц, напали на Иудею под предводительством своего вождя Зераха (Зарая); но, при явной помощи Божией, были совершенно разбиты, преследуемы до Герары и истреблены; тогда много было взято добычи у Ефиоплян и разорены все их города. См. 2Пар. 14:9–15 . Некоторые из западных толковников думают, что Господь у Амоса намекает на это событие, т. е. как наказал Я Ефиоплян, так и вас накажу, сыны Израиля. См. у Корн а Lap. и др. 200 Из Каппадокии εκ κκαππαδοκιασ; с Евр: из Кафтора. Слово: Кафтор означает и страну, где некогда жили Филистимляне, и жителей. Так Моисей в числе народов, произошедших от Мицраима (или Месраина), сына Хамова, полагает и Кафториан ( Быт. 10:14 ), которые, вышед из Кафтора, истребили Евеев, живших около Газы, и поселились на их месте. Втор. 2:23 . Св. прор. Иеремия также полагает остров Кафтор местопребыванием Филистимлян. ( Иер. 47:4 ). Положение Кафтора достоверно не известно, одни видят Кипр, другие Крит; по LXX разумеют Каппадокию. Так и Вульгата: de Cappadocia. Kaphtor, гов. Поль, veterum omnium consensu est Cappadocia, siue pars ejus. T. e. все древние под Кафтором единогласно разумеют Каппадокию, или часть ее. В древности Каппадокиею называлась самая восточная страна Малой Азии, и заключала в себе часть нынешней Карамании – в Турецких владениях. Эта ли Каппадокия здесь разумеется, или другая какая, – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Морское наследие наших народов К 284-летию со дня рождения выдающегося великого русского флотоводца Алексей Буховецкий   11:28 16.10.2023 596 Время на чтение 3 минуты Фото: предоставлено автором Члены общественной организации патриотического проекта «Памяти предков будем достойны» и Союза краеведов России пришли почтить память видного русского флотоводца, командира Кронштадтского порта Иллариона Афанасьевича Повалишина. В Беларуси все еще жива память о флотоводце. Повалишин является одним из восьми российских моряков, награжденных орденом Св. Георгия 2-й степени — самым престижным военным орденом России. Кроме И.А.Повалишина среди этих восьмерых были известные адмиралы, такие как С.К Грейг, Ф.Ф.Ушаков и П.С.Нахимов. Имя вице-адмирала Повалишина входит в десятку наиболее известных имен российских флотоводцев. Повалишин – участник семилетней войны, герой русско-шведской войны 1788—1790 годов. Императрица Екатерина II неоднократно говорила, что почитает его «одним из бескорыстнейших мужей России, потому как он при исполнении возлагаемых на него важных поручений, довольствовался всегда лишь деньгами, приобретёнными им трудами праведными на службе Отечеству». Екатерина наградила вице-адмирала высшей военной наградой Российской империи – орденом святого Георгия. А в день заключения мирного договора со Швецией, которая навсегда отказалась от притязаний на русскую территорию от Выборга до Кронштадта, вице-адмирал Повалишин получил из рук императрицы золотую шпагу с бриллиантами «За храбрость». Это был не просто подарок дорогого оружия, а высочайшая награда, которая вручалась исключительно за боевые подвиги. Фамилии тех, кто награждался золотым оружием «За храбрость», вносились в кавалерский список Капитула орденов Российской империи и увековечены на мраморных досках в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/16/mo...

Расположенное на вечных квартирах сухопутное войско не состояло в своем надлежащем комплекте: постоянно в бегах считалось тысяч до двадцати и более. Морское дело при Анне Ивановне совершенно приостановилось и, так сказать, было забыто. Кораблестроение, которым с таким жаром занимался Петр Великий, было покинуто, хотя и назначали отпускать из казны в год на морское дело немалые суммы и определяли строить число кораблей разных размеров. Но это все оставалось только на бумаге. О мореплавании мало помышляли государственные мужи России, и Миних, занимаясь укреплением Кронштадта, докладывал, что в кронштадтской гавани лежат кучами ветхие военные суда, которые остается выкинуть и истребить, как ни к чему не годные, но для этого потребуется чрезвычайное множество рабочих рук. Достойно замечания, что Миних, приобревший себе историческую славу, как полководец, едва ли не более русских людей признавал важность кораблестроения для величия и безопасности Русского государства. ИМПЕРАТРИЦА АННА ИВАНОВНА И ЕЕ ЦАРСТВОВАНИЕ I. Анна Ивановна до призвания на царство II. Избрание Анны Ивановны на престол III. Анна Ивановна в домашней жизни IV. Ход государственной жизни при Анне Ивановне V. Внутренняя политика при Анне Ивановне VI. Образованность, промышленность и торговля VII. Церковь VIII. Внешняя политика России при Анне Ивановне IX. Окончание царствования Анны Ивановны VI. Образованность, промышленность и торговля Обучение юношества. – Кадетский корпус. – Училище в Сенате. – Академия наук. – Ученые экспедиции. – Литературные труды.– Другие училища.– Лесоразведение.– Хлебное производство. – Конские заводы. – Рыбные промыслы. – Селитра. – Поташ. – Ревень. – Пенька. – Черепица. – Металлы. – Кожевенное производство. – Суконные и шелковые фабрики. – Купечество. – Меры правительства по отношению к торговле.– Монетное дело. В деле народного образования в век, описываемый нами, обращалось внимание на образованность одного дворянского класса. С целью доставить воспитание дворянскому юношеству учрежден был сухопутный кадетский корпус.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010