В . М . Котков Награды военного духовенства С 1797 г. представителей духовенства указами императора за особые заслуги стали награждать орденами. Военные священнослужители получали ордена св. Анны, равноап. кн. Владимира, св. Георгия и золотые наперсные кресты на георгиевской ленте. 2 последние награды вручались только за военные отличия. В 1855 г. военное духовенство получило право к орденам, пожалованным за отличия в боевой обстановке, присоединять мечи, что раньше было привилегией офицеров. В соответствии с имп. указом от 13 авг. 1806 г. все представления военных священнослужителей к наградам делались через военные инстанции. Духовное начальство могло лишь высказывать свое мнение. Священнослужители представлялись к наградам на общих основаниях с военнослужащими. В 1881 г. право самостоятельного награждения подведомственного духовенства скуфьей получили высшие представители в. и м. д. Заслуги, за к-рые военный священник мог получить большинство из возможных наград, никакими нормативными актами не оговаривались. Исключение составляли статуты орденов св. Владимира и св. Анны. В статуте ордена св. Анны в редакции 1833 г. предусматривалось награждение священнослужителей за «увещания и примеры для полков в сражениях», за сохранение здоровья и нравственности солдат (если «в продолжение трех лет сряду не окажется между ними виновных в нарушении воинской дисциплины и спокойствия между жителями, а число бежавших не будет превышать в сложности одного человека из ста»). На священников военного ведомства было распространено право на пожалование орденом св. Владимира 4-й степени за выслугу 25 лет при участии в военных кампаниях и 35 лет наравне с офицерскими чинами в мирное время. Эта практика была распространена и на диаконов, если они до выслуги 35 лет в священном сане удостаивались получить орден св. Анны 3-й степени. Прот. Михаил Богословский, главный свящ. армии и флота. Фотография. Кон. 60-х гг. XIX в. (РГБ) Прот. Михаил Богословский, главный свящ. армии и флота. Фотография. Кон. 60-х гг. XIX в. (РГБ)

http://pravenc.ru/text/155073.html

Игумен Сергий Радонежский, ставший при жизни воплощением кротости и смирения, благословил русское войско на Куликову битву. И более того, он отрядил в войско Дмитрия Донского двух монахов Ослябю и Пересвета, дабы освятить непосредственным участием верных сынов Церкви ратный подвиг освобождения русской земли от захватчиков, засвидетельствовав тем самым раз и навсегда, что Святая Православная Церковь почитает ратное дело делом поистине священным, непостыдным и возвышенным. Поэтому так важно возрождение военного духовенства. Ибо кроме героизма военного наша армия стяжает нетленные венцы героизма духовного. Возрождение Так обновившаяся икона являет царственные лики древнего письма, утраченные и забытые нами, но неизменно присутствовавшие и не покидавшие нас так возрождается Военное и Морское духовенство. Что мы видим! Церкви наполняются молящимися, воодушевление верующих масс и их решительность... В Церкви преодолеваются отчуждения между классами; имущие и неимущие собираются вокруг одной и той же святыни и сближаются в общем деле ее защиты. В церкви и раскрывается тот высший сверхбиологический закон жизни, который объединяет всех без различия. Оттого-то Церковь особенно ненавистна сторонникам беспощадной классовой борьбы тем, кто сеет в человеческом обществе семена человеконенавистничества и злобы. Но ненавидя ее, они должны считаться с ее силой, а сила эта тем могущественнее, чем больше обрушивается на мир тяж есть страданий. Судьбы Русской Церкви, без сомнения, самое поучительное из всего, что приходилось наблюдать в скорбные дни русской революции. С одной стороны, именно церковь всего больше пострадала от человеческой злобы. Чему только она не подвергалась! И ограблению, и поруганию, и кощунству, и жестокому мучительству. Но недаром лилась кровь ее мучеников. Среди всеобщего разрушения в ней одной проявились силы созидательные. Во всех сферах жизни мирской русская революция дала одни только отрицательные результаты. Она принесла пользу только церкви, ибо способствовала ее духовному росту своими гонениями, своими попытками ее разрушить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В приказе по военному ведомству 2 от 1871 года был объявлен порядок удовлетворения духовными лицами иноверческого исповедания духовных треб своих братьев по вере в военно-врачебных заведениях. Эта деятельность иноверческого духовенства оплачивалась государством. Иудеи. В русской армии и на флоте всегда уважительно относились не только к православной церкви: по уставу, иноверцам и христианам других направлений разрешалось совершать общественные молитвы по правилам своей веры. Для этого командиры кораблей выделяли им место, а при заходах в порты, по возможности, отпускали в свою церковь для молитв. Мусульмане устраивали молитвы по пятницам, иудеи – по субботам. Морское ведомство заботилось о святости субботы: когда в Морской департамент пришёл запрос: «можно ли в субботние дни высылать в работу евреев в случае экстренных работ по адмиралтейству», вице-адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен ответил, что суббота у евреев – самый священный день, и в ходатайстве решительно отказал. В главные мусульманские и иудейские праздники командиры кораблей освобождали иноверцев от службы и увольняли на берег для посещения храмов. Начальник Управления училищ военного ведомства 30 мая 1860 года в письме за 3135 обращался к начальнику Штаба Его Императорского Высочества генерал-адьютанту Баранцову с просьбой уведомить его «где исполняют обряды своей религии нижние чины Еврейского Закона подведомственных вверенному Вашему Превосходительству Штабу команд, расположенных в Санкт-Петербурге, и не отводится ли им для этого, по распоряжению Начальства, особое помещение в казённых зданиях». На что последовал ответ 1 июня 1860 года за 3135. Из него следовало, что «в частях артиллерийского ведомства в Санкт-Петербурге нижних чинов Еврейского Закона, весьма ограниченное число и им не отводится никакого особого помещения в казённых зданиях для исполнения обрядов своей религии, а ходят они для этого в молельни, устроенные у Чернышева моста и во 2-м Военно-сухопутном госпитале». Таким образом, мы видим, что даже военное руководство столь высокого ранга не стояло в стороне от решения столь важных вопросов, как исполнение военнослужащими обрядов своих религий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время войны неск. архиереев подали прошения занять священнические места в армии и во флоте. Первым из них стал Дмитровский еп. Трифон (Туркестанов ), служивший в 1914-1916 гг. полковым священником и дивизионным благочинным. Таврический еп. Димитрий (впосл. Антоний (Абашидзе) ) неск. месяцев в 1914 г. служил судовым священником на Черноморском флоте. Одним из первых в 1914 г. за проявленное мужество был награжден золотым наперсным крестом на георгиевской ленте священник 58-го Пражского полка Парфений Холодный. В 1914 г. священник 294-го Черниговского пехотного полка Иоанн Соколов спас из плена полковое знамя. Известен подвиг священника 9-го драгунского Казанского полка Василия Спичека, поднявшего в атаку полк. Священник был награжден орденом св. Георгия 4-й степени. Боевые награды имел игум. Нестор (Анисимов ; впосл. Кировоградский митрополит), к-рый добровольно служил на фронте, организовал и возглавил санитарный отряд. За всю войну погибло и умерло от ран более 30 военных священников, получило ранения и контузии более 400, попало в плен более 100, что значительно превосходило потери в предыдущих войнах. Высокую оценку деятельности военного духовенства в первую мировую войну дал в 1915 г. верховный главнокомандующий вел. кн. Николай Николаевич («Мы в ноги должны поклониться военному духовенству за его великолепную работу в армии» - цит. по: Шавельский. Т. 2. С. 102). Однако влияние духовенства ослабевало в условиях, когда военные священники, представляя гос. аппарат, выполняли роль духовного начальства в армии, и особенно с приближением революции. Ген. А. И. Деникин писал о том, что «духовенству не удалось вызвать религиозного подъема среди войск» ( Деникин А. И. Очерки рус. смуты: В 3 т. М., 2003. Т. 1. С. 105). После Февральской революции 1917 г. военное духовенство продолжало активно действовать. 2-й Всероссийский съезд в. и м. д., проходивший в Могилёве 1-11 июля 1917 г., приветствовал верховный главнокомандующий ген. А. А. Брусилов. В духе времени на съезде была учреждена выборность всех военно-духовных должностей. В результате тайного голосования 9 июля протопр. Г. Шавельский сохранил свой пост. 16 янв. 1918 г. институт военного духовенства был упразднен приказом 39 Народного комиссариата по военным делам (СУ. 1918. 16. С. 249).

http://pravenc.ru/text/155073.html

4 апреля 1800 г. вышло высочайшее повеление на имя Санкт-Петербургского митрополита члена Святейшего Синода, в котором император объявил свою волю, чтобы «полевые обер-священники не только в военное время и когда войско в движении, но и в мирное время имели в своем ведении всех священников армии». 23 апреля военная коллегия известила члена Святейшего Правительствующего Синода, обер-священника армии и флота протоиерея и кавалера Петра Яковлевича Озерецковского о назначении: «Государь Император высочайше указать изволил, чтобы свящ еннослужители, находящиеся во флоте, точно так, как армейские, состояли в ведении Вашем», и разослала в войска циркуляры о том, чтобы «все полевые обер-священники по всем своим частям относились к обер-священнику и кавалеру протоиерею. Ему же препоручено иметь начальство по юридическим обязанностями о прочем. Во исполнение высочайшего повеления Святейший Синод, со своей стороны, предписал всем епархиальным архиереям по требованию главного обер-священника Озерецковского направлять иеромонахов или священников, испытанных в честном и добропорядочном поведении, для службы при войсках. 28 апреля отец Павел Озерецковский сообщает в Священный Синод распоряжение Павла I о подчинении возглавляемому им военному ведомству и гвардейского духовенства. «Священнослужители, находящиеся в гвардии, точно так, как армейские и флотские, состояли в его ведении. Собрав воедино все военно-морское духовенство, имел в подчинении пять обер-священников: Сигаревича, Стефановского, Игнатьева, Москаленко-Александровского, Зальского. Озерецковский первым делом запросил списки свящ еннослужителей военного ведомства и характеристики на них. 19 мая 1800 г. титулярный советник Данила Безуглов информирует отца Павла о решении военной коллегии: «Ко всем господам инспектором кавалерии, инфантерии и артиллерии послать указы и велеть, повеленные о священно-служащих при полках находящихся послужение списки каждому из полков своей инспекции собрать с засвидетельствованием шефами оных» и доставить их в адрес обер-священника армии и флота.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Военные священники остались в Белой армии. 27 нояб. 1918 г. Деникин назначил протопресвитером Добровольческой армии и флота Г. Шавельского. В войсках адмирала А. В. Колчака было более 1 тыс. военных священников, у ген. П. Н. Врангеля - более 500. 31 марта 1920 г. Севастопольский еп. Вениамин (Федченков) по просьбе Врангеля принял должность управляющего в. и м. д. с титулом епископа армии и флота. Он представлял Церковь в правительстве Врангеля, выезжал на фронт для совершения богослужений, обеспечивал прием и размещение священнослужителей-беженцев. После захвата Крыма Красной Армией в нояб. 1920 г. еп. Вениамин вместе с частями Добровольческой армии эмигрировал в Стамбул и продолжал опекать рус. военное духовенство в Турции, Болгарии, Греции, Королевстве сербов, хорватов и словенцев. 3 июня 1923 г. решением зарубежного Архиерейского Синода был освобожден от обязанностей управляющего в. и м. д. В 90-х гг. XX в. Русская Церковь вновь начала окормлять военнослужащих. В 1995 г. для этих целей был создан синодальный Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями . Возобновились сборы священников, окормляющих воинские части (проводились в 2003, 2005). Иером . Савва (Молчанов) Храмы военно-духовного ведомства В XVIII в. для постоянного размещения воинских частей стали выделяться участки на окраинах городов. На этой земле возводились казармы, хозяйственные постройки, а также церкви. Одним из первых военных храмов стал Спасо-Преображенский всей гвардии собор в С.-Петербурге, заложенный 9 июля 1743 г. (архит. Д. А. Трезини , в 1829 после пожара отстроен вновь В. П. Стасовым ). Впосл. в столице были возведены собор всей артиллерии во имя прп. Сергия Радонежского (освящен 5 июля 1800), ц. вмч. Георгия Победоносца в здании Главного штаба на Дворцовой пл. (1 февр. 1822) и др. Первоначально военные храмы не имели единой системы подчинения. 26 сент. 1826 г. последовал указ Синода, передавший их в военно-духовное ведомство. Собор во имя Св. Троицы в С. Петербурге. Архит. В.П. Стасов. 1835 г. Фотография. Нач. XX в. (Архив ЦНЦ " Православная энциклопедия " )

http://pravenc.ru/text/155073.html

Подвиги духовенства во время сражений отмечались наградами в тех случаях, когда священник в решительные минуты боя воодушевлял солдат, рискуя жизнью, вел их за собой в атаку, напутствовал и причащал раненых воинов, благословлял их на поле боя с большим риском для жизни, выполнял определенную военную задачу (напр., спасал знамя полка), помогал медицинской службе, выносил раненых из-под обстрела и т. п. В военное время необходимые по закону сроки для получения следующей награды (не менее 3 лет) отменялись. Наличие орденов давало право на служебное повышение, получение большего жалованья, на определение дочерей в жен. учебные заведения за счет капитала орденов. Со священнослужителя, лишенного сана, ордена снимались. Количество награждений духовенства, в т. ч. военного, неуклонно росло с кон. XVIII в. до 1917 г. До сер. XIX в. ордена, все степени к-рых предоставляли право на потомственное дворянское достоинство, были редкой наградой для священника. После того как орден св. Анны 2-й и 3-й степени перестал приносить названное преимущество, награждения им стали практиковаться более широко. Напр., в русско-япон. войну отдельные священнослужители были удостоены ордена св. Анны 2-й и 3-й степени и св. Владимира 4-й степени. Более редкими наградами для военных священнослужителей оставались орден св. Георгия и золотой наперсный крест на георгиевской ленте. Во время русско-япон. войны военные священники получили орденов св. Анны 2-й степени с мечами - ок. 70, без мечей - ок. 30, 3-й степени с мечами - ок. 70, без мечей - ок. 80; св. Владимира 3-й степени без мечей - ок. 10, 4-й степени с мечами - ок. 25, без мечей - ок. 25. В ходе первой мировой войны, до марта 1917 г., военные священники получили орденов св. Анны 1-й степени с мечами и без мечей - ок. 10, 2-й степени с мечами - более 300, без мечей - более 200, 3-й степени с мечами - более 300, без мечей - ок. 500; св. Владимира 3-й степени с мечами - более 20, без мечей - ок. 20, 4-й степени с мечами - более 150, без мечей - ок. 100. Орденом св. Георгия с нач. XIX в. по март 1917 г. были награждены 16 чел. Золотой наперсный крест на георгиевской ленте до 1903 г. получили не менее 170 чел., за русско-япон. войну - 82 чел., с 1914 по март 1917 г.- 244 чел. Ок. 10 священнослужителей были награждены орденом св. Георгия и солдатским Георгиевским крестом с марта 1917 по март 1918 г. Наперсным крестом на георгиевской ленте награждены не менее 13 чел. в армиях Колчака, Деникина, Врангеля. Для священнослужителей, пожалованных за отличия в первой мировой и Гражданской войнах, утверждения наград совершались Архиерейским Синодом Русской православной Церкви за границей вплоть до нач. 30-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/155073.html

  © Сингх С. С., 2020   Официальное наименование военно-морского флота Российской империи. Добровольный флот – судоходное общество, основанное в 1878 г. на добровольные пожертвования. Его суда были резервом военного флота, в мирное время пароходы общества осуществляли грузопассажирские перевозки, в основном на линии «Одесса–Владивосток», в военное время использовались в качестве транспортов и вспомогательных крейсеров. Командующий соединением кораблей, эскадрой, флотом. РГИА, ф. 806, оп. 4, д. 217, л. 78–83. Морской устав. 1885. СПб., 1885. С. 82. Кузнецов О. Ю. Русское военно-морское духовенство//Военно-морские силы России и Тульский край: Сборник материалов научной конференции. Тула, 1997. С. 17–25. Там же. С. 23. Котков В. М., Коткова Ю. В. Военное духовенство России. Страницы истории: Учебное пособие. СПб., 2005. Там же. С. 99. Морской устав. С. 245, 246, 247, 248, 303, 305, 306, 307, 308. Там же. С. 245. Самохвалов С. В. Духовенство военного флота Российской империи. Корабельные священники на рубеже XIX–XX веков (Электронный ресурс: (дата обращения: 17 декабря 2017 г.). Беляков А. П. Религиозное воспитание военных моряков в дореволюционной России. СПб., 2014. Копылов С. Н. Повседневная служба священников русского флота в конце XIX – начале XX века//Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. 1(49) (Электронный ресурс: (дата обращения: 24 января 2020 г.). РГИА, ф. 806, оп. 4, д. 217, л. 208, 208 об. (О назначении иеромонахов на суда в кампанию 1890 г.) Там же, д. 2183, л. 1–4 об. (По отчетному рапорту священника Николая Дьякова, командированного на пароход Добровольного флота). Морской устав. Сергий (Страгородский), архим. На Дальнем Востоке (Письма японского миссионера). М., 2013. Зиновий (Дроздов), иером. С эскадрой до Цусимы. Вятка, 1906. Поликарпов Д., свящ. Воспоминания и впечатления первого судового священника во время заграничного плавания в 1900 году//Вестник военного духовенства. 1908. 15 С. 472–480; 16. С. 501–511; 17.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667265/

Преемник отца Евгения на посту протопресвитера военного и морского духовенства Георгий Шавельский высоко оценивал научно-исследовательскую и административно-хозяйственную деятельность своего предшественника: «Служебная деятельность разделилась на две неравные части: 24 года были посвящены им академии, служению богословской науке; один год, последний, был отдан начальствованию над военным и морским духовенством, служению армии и флоту, служению царю, служению всему русскому народу. Отец протопресвитер шел по пути правды твердо и неуклонно, не умея хромать на оба колена, не признавая никаких компромиссов, не допуская никаких уклонений в сторону от этого царственного пути» 90 . Доклад на научно-исторической конференции «История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX – начале XX вв.». Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская православная духовная академия, 9 сентября 2013 г. 1 Ты всегда стремился туда, где мерцает истина (лат). См.: Щербаковский С., свящ. Речь, произнесенная при встрече тела умершего протопресвитера отца Евгения Петровича Аквилонова в церкви Кавалергардского ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка//Вестник военного и морского духовенства, 1911. 9. С. 263. 2 Бугославский И., прот. К назначению помощника протопресвитера военного и морского духовенства//Вестник военного духовенства, 1910. 8. С. 253. 3 Савва (Молчанов), иером. Военное и морское духовенство России//Православная энциклопедия. Т. IX. М., 2005. С. 153–155. 4 Никон (Лысенко), архим. Вестник военного и морского духовенства//Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 41. 8 «Руководство для сельских пастырей» – еженедельное издание при киевской духовной семинарии; выходило в 1860–1917 гг. 11 Великий князь Владимир Александрович (1847–1909 гг.) – третий сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны, младший брат императора Александра III; член Государственного совета (1872), сенатор (1868); генерал-адъютант (1872), генерал от инфантерии (1880).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

В 1801 году, по смерти императора Павла I , военное и морское духовенство было лишено автономии и подчинено Синоду. Для военного духовенства было установлено регулярное жалованье с начислением пенсии после 20 лет службы, что значительно повысило уровень содержания военного духовенства по сравнению с приходским. С 1801 по 1819 год существовала особая армейская семинария для подготовки военного и морского духовенства. В 1816 году была учреждена должность 2-го обер-священника для Главного штаба Его Величества и гвардии (с 1844 года - Главного штаба, гвардии и гренадеров), в 1840 году – 3-го обер-священника Особого Кавказкого корпуса, которому с 1846 года подчинялись также церкви казачьих линейных войск на Северном Кавказе (в 1867 году последние перешли в ведение епископа Ставропольского и Кавказского ). В соответствии с именным указом Николая I от 6 декабря 1829 года должность полкового священника приравнивалась к чину капитана. Правовое положение военного и морского духовенства оставалось достаточно неопределенным до конца царской России: неоднократно законодательно прописанное двойное подчинение военных и морских священников своему духовному начальству и военному командованию, в ведении которого состояло окормляемое конкретным священником подразделение, не было разъяснено ни в одном из нормативных документов. В 1853 году обер-священники по своим административным полномочиям были фактически уравнены с епархиальными архиереями: им была предоставлена известная дисциплинарная власть над военными священниками, а также право назначать и увольнять священно- и церковнослужителей военного ведомства без особого разрешения Синода. Ведомство обер-священников расширялось путем присоединения к нему значительною числа неподвижных церквей, прежде состоявших в ведении епархий. В 1858 году все обер-священники были переименованы в главных священников . В 1883 - 1888 годах произошло объединение военного и морского духовенства под управлением одного главного священника. Правовое и материальное положение военного и морского духовенства регулировалось высочайше утвержденным 21 декабря 1887 года Положением о новых служебных правах и окладах содержания военному духовенству. Главный священник ( протопресвитер ) был приравнен к генерал-лейтенанту, протоиерей – к полковнику (до этого времени они имели права генерал-майора и майора соответственно). Полковой священник получил практически полный капитанский рацион: жалованье в сумме 366 рублей в год, столько же столовых, не считая других видов довольствия. За выслугу устанавливались прибавки к жалованью: за 10 лет службы в военном ведомстве – 25 % от жалованья, за 20 лет – половина жалованья. Военному и морскому духовенству предписывалось безвозмездно совершать все требы для чинов своего полка.

http://drevo-info.ru/articles/4755.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010