Подводя итоги, отметим, что в ходе Первой мировой войны военное духовенство проявило себя как с положительной, так и с отрицательной стороны. Основными функциями военного духовенства были религиозно-нравственное воспитание и удовлетворение религиозных нужд военнослужащих через совершение богослужений и таинств, а также проповедь Евангелия. Военное духовенство оказывало помощь в организации медицинских учреждений, поддержке раненых, было вовлечено в благотворительную деятельность. Имелись и случаи непосредственного участия представителей духовенства в военных действиях, где они совершали различные героические поступки. В то же время полковое духовенство порой проявляло недостаточно усердия в служении и даже пренебрегало своими обязанностями, что приводило к возмущению и жалобам со стороны средних и низших чинов. Однако, несмотря на эти негативные факты, в целом религиозное воспитание, которое было непосредственной задачей военных священников, способствовало формированию у воинов высоких духовно-нравственных качеств.   Иванов В. П. Становление и развитие системы религиозного воспитания военнослужащих русской армии в XVIII — начале XX в.: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: Военный университет, 2014. Кострюков А. А. : 1) Подвиг русского военного духовенства в годы Первой мировой войны//Журнал Московской патриархии. 2014. 7. С. 66–72; 2) Деятельность русского военного духовенства в годы Русско-японской и Первой мировой войн: дис. ... канд. богословия. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2003.   Котков В. М., Коткова Ю. В. Военное духовенство России. Страницы истории: учеб. пособие. СПб.: Нестор, 2005.   Печень Н. А. Воспитание воинов российской армии отечественной историей, вторая половина XIX века — февраль 1917 г.: опыт, проблемы, уроки: дис. ... д-ра ист. наук. М.: Военный университет, 2000.  Аксенов В. Народная религиозность и образы духовенства в годы Первой мировой войны и революции//Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. Т. 37, С. 272–303.

http://bogoslov.ru/article/6192023

Определённое представление об армейской семинарии дают следующие данные по её библиотеке. Так, с осени 1819 года по осень 1865 года в библиотеке бывшей армейской семинарии каким-то провидением сохранились 1766 книг 714 наименований. Если за 46 лет сохранилось столько книг, то мы можем только догадываться сколько их было тогда, когда в армейской семинарии проходили занятия и шёл учебный процесс. Книги осенью 1865 года были приведены в возможный порядок священником Михаилом Кутневичем, им же была составлена опись. Ордером 6579 от 18 ноября 1865 года священнику Михаилу Кутневичу была объявлена благодарность за проделанную работу. Хозяйственное управление при Святейшем Синоде распорядилось 20 июля 1867 года (распоряжение 6956): передать 21 сочинение в библиотеку Санкт-Петербургской духовной академии (20 из них на латинском, немецком, французском, еврейском языках); 693 экземпляра препроводить в Симбирскую семинарию, библиотека которой в 1864 году погибла при пожаре; остальные книги препроводить в Хозяйственное Управление для дальнейшего распоряжения. Литература: – Барсов Т. Об управлении русским военным духовенством. – СПб., 1879. – Боголюбов А. А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством, в биографиях главных священников его, за время с 1800 по 1901 гг. – СПб., 1901. – Горемыкин Н. Павел Озерецковский, первый по времени обер-священник. Из дней Павла I-ro//Русская старина. – 1887. – С. 843–846. – Котков В. М. Военное духовенство России. В 2-х кн. – СПб.: Нестор, 2004. – Т. – С. 95–115. – Невзоров Н. Управление духовенством военного ведомства в России. – СПб., 1875. – Чимаров С. Ю. Русская Православная Церковь и Вооружённые Силы России в 1800–1917 гг. – СПб.: Нестор, 1999. 1.3. Военное духовенство в начале XIX века Вопросы: 1. Полномочия обер-священника в начале века. 2. Обер-священник армии и флота И. С. Державин. 3. Военное духовенство в Отечественной войне 1812 года. С 1812 года в Российской армии начинают формироваться особые корпуса, способные в течение длительного времени вести самостоятельные боевые действия. В составе штаба такого корпуса предусматривалась должность корпусного священника, наделённого правами полевого обер-священника действующей армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Литература: – Барсов Т. Об управлении русским военным духовенством. – СПб., 1879. – Котков В. М. Военное духовенство России. Страницы истории. В 2-х кн. – СПб.: Нестор, 2004. – С. 148–157. – Мансветов Г. И. Краткие христианские поучения для воинов, сказанные в церкви Успения Божией Матери, при Щирванском пехотном полку, состоящем в 24-й дивизии, в 1810 и 1811 гг. в Дубне и Старо-Константинове. Изд. 3-е. – СПб., 1828. – Очерки из истории управления военным и морским духовенством//Вестник военного духовенства. – 1898. – 14. – С. 435; – 20. – С. 627. – Чимаров С. Ю. Русская Православная Церковь и Вооружённые Силы России в 1800–1917 гг. – СПб.: Нестор, 1999. 1.5. Военное духовенство средины XIX века Вопросы: 1. Обер-священник армии и флота В. И. Кутневич. 2. Обязанности и права полевого обер-священника в мирное и военное время. 3. Кавказская и Крымская войны. Обер-священник армии и флота В. И. Кутневич. С 17 декабря 1832 года пост обер-священника армии и флота занимает протоиерей Василий Иванович Кутневич (1832–1865 гг.), имеющий всесторонний опыт духовно-административной работы в должностях настоятеля Московского Архангельского собора, благочинного кремлёвских церквей, члена духовной консистории, ректора Московских духовных училищ, ревизора нескольких семинарий. По отзывам современников, выбор В. И. Кутневича в обер-священники был чрезвычайно удачный: «Кутневич имел твёрдый и ясный ум, убеждения благонамеренные и просвещённые. Присутствие его в Синоде ознаменовалось самым живым участием во всех возникавших вопросах, и едва ли кто другой из членов Синода был знаком так, как он, с делами синодальными». Учитель французского языка столичной духовной академии, учитель философии Могилёвской семинарии, бакалавр физико-математических наук и преподаватель немецкого языка Московской духовной академии, а с 1815 года – профессор математики, философии и психологии – таковы основные грани жизненного пути В. И. Кутневича до момента его рукоположения в 1818 году в священнослужители. 17 июля 1818 года он рукоположен был в диакона, 21 июля – во священника, а 4 августа того же года произведён в протоиерея Московского кафедрального Архангельского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вне епархий находилось духовенство придворное, военное и при русских посольствах за рубежом. Во главе придворного духовенства стоял «духовник их императорских величеств». Он носил звание «протопресвитера придворного духовенства», а по своему положению и рангу фактически приравнивался к епископу. Царские духовники по своему положению входили в состав Св. Синода в качестве постоянно присутствовавших его членов. Они были независимы от Св. Синода и нередко даже вмешивались в его дела, оказывали влияние на церковное управление. За особые заслуги духовника царя награждали митрой и орденами. Военное духовенство было учреждено Петром I. По «Воинскому уставу» 1716 г. было положено при каждом армейском полку состоять полковому священнику, в военное время подчиненному полевому обер-священнику действующей армии. Подобным же образом и по Уставу морской службы 1720 г. для каждого корабля назначались корабельные священники (как правило, иеромонахи, в редких случаях бездетные вдовые священники), находившиеся в подчинении обер-иеромонаха флота. На содержание полковых священников и флотских иеромонахов с приходов собирались «подможенные деньги». Екатерина II повелела строить церкви для гвардейских полков с тем, чтобы их священники получали побочные доходы от гражданского населения, посещавшего эти церкви. Согласно указу 1732 г. Анны Иоанновны, в мирное время полковые священники подчинялись архиерею той епархии, где был расквартирован полк. Лишь во время военных действий они переходили непосредственно в ведение Синода. В конце XVIII в. военное духовенство фактически освободилось от епархиальной власти. По Воинскому уставу 1797 г. Павла I во главе всего армейского и флотского духовенства был поставлен обер-священник армии и флота. На эту должность был определен протоиерей П.Я. Озерецковский, которому особенно благоволил Павел. Он наградил его митрой, а в 1800 г. посвятил в рыцари Мальтийского ордена и ввел в состав Св. Синода. При этом Павел дал Озерецковскому право представлять доклады по военно-церковным делам непосредственно ему, минуя Синод (после смерти Павла I Озерецковский лишился этой прерогативы). Озерецковский при Павле учредил в Петербурге особую семинарию, называвшуюся «армейской», – специально для подготовки военного духовенства. В этой семинарии обучались только дети полковых священников. Но в 1819 г. она была упразднена, и ее ученики распределены по епархиальным духовным школам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если у столичных (в Санкт-Петербурге и Москве) выпускников чувствовался налёт аристократичности и придворного лоска, то у провинциальных (Киевского, Одесского, Чугуевского, Виленского, Иркутского и других) было заметно влияние народных корней, так как значительная часть юнкеров происходила из мелкопоместных дворян, купцов, разночинцев, казаков, крестьян и простых солдат. Воинская дисциплина стояла в училище на большой высоте, как и строевое образование. Из общих предметов проходили Закон Божий, два иностранных языка, химию, механику, аналитику и русскую литературу. Первые его выпускники получили боевое крещение в сражениях Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. В 1897 году училище переименовано из юнкерского в военное и стало называться «Киевское военное училище». С началом Первой Мировой войны осенью 1914 года от двухгодичной системы обучения училище перешло к практике четырёхмесячных ускоренных выпусков и получило наименование «Первое Киевское военное училище». В 1915 году ему присвоено наименование «Первое Киевское Великого Князя Константина Константиновича военное училище»; на погонах появился алый вензель Константина Константиновича Романова в виде буквы «К». Штат был увеличен с 400 до 630 юнкеров. Строевой командный состав, кроме своей непосредственной работы, стал привлекаться к чтению лекций по тактике и топографии. В октябре 1917 года константиновцы вступили в бой с красными и понесли первые потери. В годы Гражданской войны часть выпускников выехала на Дон в зарождающуюся Добровольческую Белую Армию. За участие в боях с красными училищу были пожалованы серебряные трубы с лентами Ордена «Святого Николая Чудотворца». В 1923 году в эмиграции (Болгария) состоялся последний 69й выпуск училища. В числе выпускников – русский военачальник, один из самых результативных генералов Русской Императорской Армии в период Первой Мировой войны генерал-лейтенант Антон Иванович Деникин. Сажень, или маховая сажень – это расстояние между кончиками пальцев двух расставленных в разные стороны рук.

http://azbyka.ru/fiction/tak-eto-bylo-kn...

См. о нем подробнее в NoNo 389 и 405 газеты «Слово» за 1927 г., а также документ, опубликованный в изд: Из архива св. священномученика архиепископа Иоанна (Поммера) : Письма и другие документы. Т. 3. Рига, 2011. [Seminarium hortus humanitatis: Альманах XXIV]. С. 88–90. 13 По законам Российской империи единственные сыновья в семьях на военную службу не призывались. 14 Современное название – Слока. 15 Речь в данном случае идет о заявленных в феврале 1927 года претензиях латвийского военного ведомства на владение даугавпилсским Борисоглебским собором (поскольку в дореволюционное время он являлся гарнизонною церковью). Более подробно об обстоятельствах этого дела см. ниже в заявлении архиепископа Иоанна «О двинской православной церкви», а также: Из архива св. священномученика архиепископа Иоанна (Поммера) ... Т. 3. С. 94–95 (в рапорте двинского Борисоглебского русско-латышского объединенного церковного совета). 16 Заявление это является ответом на письмо, опубликованное в том же номере газеты и предшествовавшее ему. Приводим полный его текст: «В No 459 газеты «Слово» архиепископ Иоанн в своей статье «Искусственная пролетаризация», между прочим указывает, что в Двинске военное ведомство оказывает энергичное давление на двинскую православную церковь , что будто бы получено уже распоряжение об уплате оброка и что будто бы имеются ясные указания о дальнейших намерениях военного ведомства в этих вопросах. Обстоятельства дела в действительности таковы: в 1920/21 г военное ведомство приступило к восстановлению поврежденной снарядами во время войны гарнизонной церкви, выдав на это 40.000 латв рублей. За недостатком средств работы по восстановлению церкви были прерваны, и дальнейший ремонт церкви делал двинский православный приход. Военное ведомство никаких возражений против использования церкви двинским православным приходом не делало, хотя церковь с окружающими ее земельными угодьями принадлежит военному ведомству и считается гарнизонною церковью. В последнее время военное ведомство приступило к выяснению вопроса о дальнейшей судьбе церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

 Основная работа по религиозному и духовно-нравственному воспитанию военнослужащих Русской армии проводилась полковыми священниками. По указанию командира, в назначенное время они совершали богослужения в полковых церквах, совершали Таинства и требы, учили воинов истинам православной веры, проводили беседы и чтения, утешали больных солдат в госпиталях. К военным священникам предъявлялись очень высокие требования, не каждый священник мог нести служение в русской армии. Военное духовенство заботилось о воспитании в войсках духа веры, благочестия и воинской дисциплины, терпения, мужества и самопожертвования. Основной задачей было воспитать в русском воине любовь к Богу, верность православию, сделать его человеком, проникнутым истинно христианским настроением, исполняющим свои обязанности не из-за страха угроз и наказания, а по совести и глубокому убеждению в святости своего воинского долга: «Главная задача военных пастырей, проповедуя слово Божие перед военными людьми, наставлять их в неизменных обязанностях воина, в благочестии, беспредельной верности государю, повиновении начальству и усердии к службе…» [ [XIV] ]. Военное духовенство не только в храмах и казармах духовно окормляло военнослужащих. Священники всегда были рядом с воинами в боях и в военных походах, делили с солдатами и офицерами радость побед и горечь поражений, переносили все тяготы военной службы со своей армией. Они благословляли идущих в бой солдат и офицеров, утешали раненых воинов, напутствовали умирающих, провожали в последний путь погибших. Военное духовенство было любимо армией и всегда необходимо ей. В Крымской войне 1853–1856 годов есть немало героев – православных священников. Турки чувствовали силу духовного влияния полковых священников на русского солдата и особо лютовали над теми батюшками, которые попадали к ним в плен. Так, обер-священник Кавказского корпуса протоиерей Михайловский доносил обер-священнику армии и флотов, что «по взятии турками укрепления св. Николая гарнизон начальника Черноморской береговой линии адмирала Серебрякова, исключая 30 человек, был весь уничтожен. В числе убитых находился мученически умерший иеромонах Серафим Гуглинский. Ему турки отпилили голову и, вонзив ее в копье, показывали турецкому полчищу». [ [XV] ].

http://bogoslov.ru/article/4862842

Уже из тех немногочисленных повествований о чудесах святителя Николая, которые помещены ниже и взяты из службы великому Чудотворцу, благочестивые читатели увидят, как разнообразна была помощь великого угодника всем нуждающимся в ней. Спасение корабля от потопления Свет чудес почившего Божия угодника начал сиять вскоре по блаженной его кончине, когда честные его мощи начали источать целебное и благовонное миро. Скоро достиг он до самых крайних пределов, где только были христиане. Так о них узнали в греческих поселениях близ устьев реки Танаиса (ныне Дона). Нашлись там благочестивые люди, которые захотели отправиться в Миры, чтобы поклониться мощам великого угодника Божия. Нагрузив корабли пшеницей, отправились в далекую Ликию. Но врагу рода человеческого, которого так часто посрамлял при жизни своей святой Николай, конечно, неприятно было такое почтение к памяти его, и он задумал расстроить благочестивое желание танаитян. Для этого он принял вид жены, которая, пред отплытием благочестивых мужей в Миры, подошла к ним с сосудом, наполненным елеем, и обратилась со следующими словами: «Я и сама бы хотела отнести ко гробу святого Николая этот елей, – сказала она им, – но боюсь пуститься в далекое морское плавание, так как я женщина слабая и больная. Поэтому, прошу вас, возьмите этот сосуд с елеем и отвезите его в Миры, а там вылейте его в светильник при гробе святителя». С этими словами лукавый бес, принявший вид женщины, передал им в руки сосуд с елеем. Не подозревая диавольских козней, напротив, усматривая в просьбе жены благочестивое намерение, путешественники взяли у нее сосуд и отправились в путь. Сначала некоторое время они плыли благополучно. Но потом подул сильный ветер, поднялось большое морское волнение, которое делало невозможным продолжать путь в далекую Ликию. Поэтому танаитяне решились возвратиться домой, не исполнив своего благочестивого желания, и уже поворотили было свой корабль назад. Но в эту минуту явился им навстречу в небольшой лодке святитель Николай. «Куда плывете, добрые люди? – обратился он к ним. – Зачем оставляете начатый путь и возвращаетесь домой? В ваших руках находится средство унять бурю и беспрепятственно продолжать начатый вами путь. Знайте, что ходу вашего корабля противится злокозненность диавола, который в образе женщины дал вам сосуд с елеем: бросьте его в море – и вы благополучно совершите свой путь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Наконец, народ стал просить у Бога помилования, и Илия испросил у Него дождь на землю. При этом, по молитве пророка, Господь послал с неба огонь на приготовленную им жертву. И народ уверовал в истинного Бога, а служители идолов, или жрецы, были им убиты. За свою горячую веру Илия был взят Господом на небо живым и вознесся туда на огненной колеснице. Вторым великим пророком у народа израильского был Елисей, видевший, как Илия был взят на небо. Он творил много чудес. Так, например, одна бедная женщина осталась вдовой, и у нее хотели отнять сыновей за долг мужа. Она обратилась к пророку и сказала, что у нее нет ничего, кроме небольшого сосуда с жидким маслом. Елисей велел ей взять у соседей как можно больше пустых сосудов и вливать в них масло из своего, пока их не наполнит. Она так и сделала, и из маленького сосуда наполнила маслом много больших, продала все масло и из вырученных денег не только заплатила долги мужа, но еще могла оставить себе с детьми на прожитие. У другой женщины умер сын; она пришла к пророку и умоляла помочь ее горю. Елисей пришел в ее дом и стал молиться. Ребенок ожил. Однажды пророк исцелил сирийца Неемана от неизлечимой болезни – проказы, велев ему выкупаться в реке Иордане. Когда Елисей умер и был похоронен в пещере, после этого туда же положили другого покойника. Едва тело его коснулось костей пророка, как он немедленно ожил. Третьим пророком израильским был Иона. Однажды Господь послал его к язычникам в город Ниневию, столицу Ассирийского царства. Жители этого города вели очень дурную жизнь, и пророк Иона должен был призвать их к покаянию. Но он побоялся идти к язычникам, сел на корабль и поехал в другую сторону. Во время пути поднялась сильная буря, грозившая кораблю гибелью. Бывшие на нем стали молиться о спасении и, видя в буре гнев Божий, искали жребием среди себя человека, прогневавшего Бога. Жребий пал на пророка Иону. Он сам сознался своим спутникам в ослушании воли Божией и посоветовал им бросить его в море. Когда это было сделано, буря утихла, Иону проглотило большое морское животное – кит, но Господь сохранил его во чреве кита невредимым три дня и три ночи. Пророк молился Богу, Бог простил раскаявшегося, и морское животное выбросило из себя Иону на сушу; он пошел в Ниневию и проповедовал там, и жители ее, раскаявшись в дурной жизни, обратились к Богу и получили от Него помилование.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Святой Николай поднял его и, советуя больше благодарить за милость Господа и молиться Ему, взял с него клятву – никому не го ворить о сделанном ему благодеянии. Вот одно из тех многочисленных христианских дел милосердия, которые оказывал святой Николай нуждающимся и которые по своей христианской высоте должны служить для нас образцом благотворительности! Глава 3 Путешествие святого Николая в Палестину. Чудесное укрощение бури. Воскрешение мертвого. Пребывание в Палестине. Возвращение на родину Радуйся, плавающих посреде пучин добрый кормчий; Радуйся, треволнения морская уставляющий; Радуйся, и мертвецев оживление. Акафист святителю Николаю Чудотворцу, икос 7 По возвращении из Палестины дяди-епископа, святой Николай сам собрался туда же, чтобы видеть и поклониться святым местам, освященным стопами Господа нашего Иисуса Христа. Во время путешествия в Палестину на корабле святой Николай проявил дар глубокого пророческого прозрения и чудотворения. Когда корабль приближался к Египту, угодник Божий прозрел и возвестил корабельщикам, что в самом непродолжительном времени наступит сильная буря и громадное волнение. Святой видел даже, как нечистый дух взошел на корабль и пытался потопить его вместе с людьми. И действительно, небо внезапно обложилось тучами, подул страшный ветер, корабль стало бросать, как щепку. Мореплаватели пришли в ужас и единственное средство к своему спасению видели в помощи святого угодника, к которому и обратились с мольбою о своем спасении. «Если ты, святой отец, не поможешь нам своей молитвой ко Господу, – говорили они ему, – то мы погибнем в пучине морской». Святой Николай успокоил их и советовал им возложить надежду на милосердие Божие. Сам же, став на колени, обратился с горячей молитвою ко Господу. Молитва праведника немедленно была услышана. Морское волнение прекратилось, наступила тишина; вместе с тем печаль и отчаяние моряков уступили место неожиданной радости за свое чудесное спасение и благодарности Господу и Его святому угоднику, столь чудно прозревшему морское волнение, а потом не менее чудно укротившему его своими молитвами ко Господу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010