Работа, проделанная им по подготовке «Дневников» адмирала к изданию, поистине огромна. Он внимательно изучил материалы семейного архива, досконально ознакомился с документами Архива Морского министерства и Архива Министерства иностранных дел. Имевшиеся в его распоряжении документы и различные данные Леонид Михайлович использовал в подстрочных замечаниях к тексту. Некоторые комментарии столь органично входят в текст, что порой трудно отличить, где мысли адмирала, а где – его. Леонид Михайлович становится фактически соавтором «Дневников» П. В. Чичагова еще и потому, что понимает и разделяет взгляды своего предка. Они оба предстают перед нами великими патриотами России, глубоко убежденными в том, что только россияне могут быть ее истинными защитниками: «Можно купить за деньги верноподданного, который соразмеряет личный интерес с трудолюбием, энергией и чувством самосохранения, но купить верноподданного патриота, одушевленного идеей и воодушевляющего своих соотечественников, жертвуя собой из любви к родине, невозможно; первых найдешь у соседа сколько угодно, а вторых – только у себя дома. Наконец, француз может быть англичанином, американцем, а англичанин-итальянцем, испанцем, даже русский способен превратиться в человека любой национальности, но русским никогда не сделается ни француз, ни англичанин, ни немец» 19 . Это мнение адмирала П. В. Чичагова Леонид Михайлович разделял полностью. Он отредактировал рукопись «Дневников» адмирала и организовал ее публикацию в России в 1885, 1886 и 1888 гг. в журнале «Русская старина» 20 . «Записки адмирала Чичагова, заключающие то, что он видел и что, по его мнению, знал» опубликованы, к сожалению, не полностью, а частично. Это объясняется, во-первых, тем, что, опубликовав 14 глав «Записок», редакция «Русской старины» прекратила их публикацию. Во-вторых (и это, по-видимому, главное), в жизни самого Леонида Михайловича Чичагова произошел крутой поворот. Главным делом его жизни явилась не блистательная военная карьера, а служение Русской Православной Церкви, которой он посвятил всего себя без остатка, взойдя на высокую степень церковной иерархии и приняв за веру мученическую кончину 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Пред нами, таким образом, раскрывается очень яркая картина того, какое сильное давление оказывал военный режим на весь orbis romanus. Надо заметить, что среди элементов этой сложной организации военного дела у римлян некоторые играли особенно важную роль. К таковым именно элементам принадлежала военная институция, известная под названием sacramentum. Она употреблялась в военном обиходе очень часто. В древнюю пору, когда у римлян не было еще в заводе держать настоящее войско, солдаты должны были давать клятву в верности всякий раз, как были призываемы к оружию. Во время империи sacramentum приносилось солдатами при каждой смене верховных правителей, принцеп- —561— сов. День восшествия их на престол назывался dies imperii, как день получения новым принцепсом верховного imperium над государством. В этот день и происходило принятие присяги. Все солдаты должны были клясться in nomen ejus, т. е. принцепса. 491 Мало этого, военная присяга повторялась каждый год, когда праздновали годовщину вступления на престол. 492 Ею ознаменовались январские календы, т. е. день нового года. 493 Мало-помалу sacramentum из специально-военной институции превратилось в обще-государственную. По примеру солдат стали принимать присягу на верность принцепсу и императорские чиновники, которые, в параллель militia armata, представляли из себя, так сказать, militia civilis. Поэтому то и государственная служба, подобно военной, называлась иногда термином sacramentum. О гражданине, призываемом к какой-либо общественной должности, выражались, что он ad sacramenta pervenit. А о том, кто слагал с себя возложенные на него обязанности, говорили, что он sacramenta deponit. 494 Так шаг за шагом, вместе с процессом проникновения в широкую общественную и государственную жизнь такой специально-военной институции, как присяга, шло и семасиологическое развитие термина sacramentum, иррадиация его смысла. Это слово стали употреблять в обыденной жизни, применяя его к клятвам, скреплявшим союз, дружбу или просто какие-либо обещания. Употреблением этого именно, а не другого термина, желали, очевидно, подчеркнуть ненарушимость даваемой клятвы, потому что военный сакрамент представлялся об-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

48 . Глушанин Е. П. Военная знать ранней Византии/Е. П. Глушанин. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1991. 49 . Глушанин Е. П. Военные реформы Диоклетиана и Константина//ВДИ. 1987. 2. С. 51–73. 50 . Глушанин Е. П. Пограничная армия Византии IV в.//ВВ. 1986. Т. 46. С. 199–203. 51 . Гоббс Т. Левиафан М., 2001. 52 . Грибовский В. М. Народ и власть в Византийском государстве. СПб., 1897. 53 . Гроций. О праве войны и мира, С-Пб, 1902. 54 . Гумилев Л. Н. Древние тюрки./АН СССР. Ин-т народов Азии. М., 1967. 55 . Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) М. 1998. 56 . Дашевский З. Главное чудо Хануки; за что воевали Маккавеи//[URL:] (дата обращения 26.11.2018). 57 . Дашков С. Б. Императоры Византии. М. 1996. 58 . Два византийских военных трактата конца Х века/Издание подготовил В. В. Кучма. СПб., 2002. 59 . Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. Т. 1–3. М., 1936–1938. 60 . Диль Ш. Византийские портреты М. 1994. 61 . Диль Ш. История византийской империи, М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1948. 62 . Диль Ш. Основные проблемы византийской истории. М., 1947. 63 . Диль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке СПб., 1908. 64 . Дильс Г. Античная техника/Перевод и примечания М. Е. Сергеенко. Под редакцией и с предисловием С. И. Ковалева. М.-Л., 1934. 65 . Дионисий Галикарнасский. Римские древности. [URL:] http://simposium.ru/ru/node/83 (дата обращения: 23.03.2012). 66 . Дмитриевский А. Служба в честь византийского императора Никифора Фоки//Труды Киевской духовной академии 47, 1906, 237–252. 67 . Евсевий Кесарийский . Церковная истории СПб, 2013. 68 . Евсевий Памфил. Жизнь Константина М., 1998. 69 . Жития византийских святых эпохи иконоборчества Т1./Общ. ред. Т.А. Сениной, СПб., 2015. 70 . Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М.: Наука. 1980. 71 . Зверев С. Э. Военная риторика Средневековья СПб.: Алетейа, 2011. 72 . Иванов С. А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина? М., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О последней в поместных грамотах обыкновенно говорится: «и государева царева... и софейская служба, где будет доведется, с того новопридачнаго поместья служити с софейскими детми боярскими вместе и подати всякие государевы платить без всякаго ослушанья» 182 ; или: «а софейская и государева служба служити с софейскими детьми боярскими, вместе, без ослушанья» 183 . Как важна была в глазах архиереев служба государю их поверстанных детей боярских видно из того, что неспособные к службе по болезни или старости, а также умышленно избегавшие этой службы или небрежно и неисправно несшие ее, лишаемы были своих поместий, которые передавались в другие руки. В одной поместной грамоте новгородского митрополита дозволяется одному сыну боярскому усыновить своего шурина под тем лишь необходимым условием, чтобы он исправлял за усыновляемого государеву и софийскую службу 184 . Государева служба архиерейских детей боярских, о которой так настойчиво говорят все поместные архиерейские грамоты, состояла главным образом в отбывании военной повинности с архиерейских земель. В древней Руси все землевладельцы обязаны были отправлять военную повинность с своих земель, причем количество людей, выставляемых на службу, и качество их вооружения определялось количеством земли владельца и ее населённостью. Архиерейские земли не освобождались от этой общей повинности всех землевладельцев. Мы знаем, что еще в XIV веке митрополит московский имел своего воеводу, под предводительством которого митрополичьи бояре и слуги ходили на войну по требованию князя. Точно также у новгородского владыки, во время независимости Новгорода, был свой, так называемый владычный полк. В позднейшее время все архиереи выставляли точно также даточных военных людей в царское войско 185 . Эта военная повинность, которая всегда лежала на архиерейских землях, с XV века, когда бояре уже не несли ее, отбывалась исключительно архиерейскими детьми боярскими; они обязаны были, по первому призыву, в назначенный срок, явиться на войну в определенном вооружении и привести с собою известное число вооруженных слуг, сообразно их поземельному участку, что и выражалось в поместных грамотах обыкновенно словами: «с того новопридачного поместья служити с софейскими детьми боярскими» 186 и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Из гражданских обязанностей основными являлись военная служба, участие в общественных работах и служение богам. Каждая из них требовала от гражданина материальных затрат. Гражданин обязан был на свой счет вооружаться и содержать себя во время похода, обеспечивать себя инструментами и материалами при выполнении общественных работ, приносить жертвы богам. Размер этого бремени зависел от имущественного ценза гражданина. Между его обязанностями и правами существовала прямая зависимость: чем больше обязанностей, тем больше прав, и наоборот. В итоге формальное равенство граждан превращалось в их фактическое неравенство. Решающую роль играло право распоряжаться и пользоваться храмовым имуществом. Это право принадлежало магистратам, каковыми могли быть только самые богатые граждане. Так, например, в Уруке должность советника принадлежала семье Хунзу в 550–541 и 537–536 гг.; фамилия Дабиби держала в своих руках должности эконома (с 611 по 601 г. и с 539 по 523 г.) и писца храма Эанны (с 619 по 597 г.); фамилия Эгиби (не смешивать с вавилонскими Эгиби!) в 550–543 гг. занимала пост эконома Эанны и много лет подряд должность писцов Эанны. Так было и в других городах. Кучка богатейших фамилий монополизировала магистратуры, а с ними и право распоряжаться храмовыми богатствами. Эта кучка составляла вавилонскую олигархию. Храмовые доходы являлись основой ее могущества. Рядом с нею, соперничая в богатстве и влиянии, стояла верхушка царской бюрократии, особенно военная. Она существовала за счет царских милостей, военной добычи, дани и доходов от своих должностей. Среди царского окружения вплоть до подчинения Вавилона в 539 г. персами ведущую роль играли халдейские выходцы – опора царей – халдеев, сидевших на вавилонском троне. Каждая из этих группировок, составлявших в целом верхушку общества, имела влияние на определенные слои среднего гражданства. Олигархия, распоряжаясь храмовым имуществом, располагала обширной клиентелой среди городских и пригородных жителей, преимущественно вавилонян по происхождению. Эта часть гражданства имела доступ к аренде храмовых земель, к храмовым пребендам, к храмовым должностям, дававшим право на «кормление» и «содержание» от храмов. А распределение этих благ зависело от магистратов, т. е. олигархии. Многочисленные получатели храмовых доходов составляли верхнюю прослойку храмового персонала и называлась rab – bani («великие, большие благообразные, благородные»). Халдейская верхушка имела опору в армии, большая часть которой состояла из сельских жителей халдейского происхождения. Опорой ее служило также мелкое чиновничество на царской службе из числа городских жителей как халдеев, так и вавилонян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приведенное место прекрасно дополняется и иллюстрируется законодательными памятниками X в., касающимися организации военно-податной земли . Военные участки, будучи организованы по аналогии с крестьянскими земельными наделами, имеют известное отношение к гражданским земледельческим и податным группам, иначе говоря, не порывают связи с организацией сельской общины. Это усматривается из целого ряда мер, которыми цари македонской династии старались предупредить поглощение военных участков системой крупного землевладения. Новеллы, во-первых, обеспечивают условия перехода военных участков из рук в руки. Преимущественное право на владение военным участком в случае освобождения его обеспечивается за следующими группами: 1) за ближайшими родственниками бывшего владельца; 2) за родственниками в дальних степенях; 3) за теми из односельчан или соседей, которые подведены под один разряд по отбыванию воинской повинности, т. е. за складчиками и сокопейщиками; 4) за членами группы военно-податных, причисленных к одной податной общине; наконец, 5) если бы не оказалось в предыдущих группах желающего принять воинский участок, то право на него переходит на крестьянскую волость, иначе говоря, военная организация растворяется, в конце концов, в крестьянской. Во-вторых, новеллами устанавливаются частные правила о военных участках, на основании которых можно составить некоторое понятие об организации их. И прежде всего весьма важны указания на экономическую квалификацию военных участков. Ценность участка, с которого идет военная служба на коне, определяется в 4 литры; для морской службы недвижимая собственность оценивается в 4 или в 2 литры по месту службы моряка. Определяя ценность золотой литры суммой от 300 до 400 руб., мы можем до некоторой степени подойти к решению вопроса о реальной величине земельного участка, оцениваемого в 1, 2 и т. д. литр . Литра золотая состояла из 72 номисм, или по обыкновенному в Византии словоупотреблению перперов; каждый перпер стоил от 4 до 5 руб. на наши деньги. Следовательно, конный участок в четыре литры представляет меновую ценность в 288 перперов, или от 1152 до 1440 руб. Далее, принимая в соображение некоторые указания на доходность земли при отдаче ее в аренду, можно заключать, что обыкновенный крестьянский участок в 60 модиев, т. е. около 15 десятин, давал аренды 5 перперов; цена же подобного участка в продаже определяется приблизительно 60 перперами (модий несколько меньше 1 перпера). Таким образом, реальная величина конного участка должна быть около 280 модиев, или приблизительно 70 десятин под культурой. Сумма дохода с подобного участка может быть рассчитана или по аналогии с обычной арендой (один перпер на 12 модиев или 3 десятины), или соответственно с обычной податью на пахотную землю, в том и другом случае доход с конного участка определяется в 24—25 перперов. Такова, по-видимому, средняя сумма, потребная на исполнение военной службы в кавалерии.

http://sedmitza.ru/lib/text/442823/

Ольга Васильева: Астрономия школьникам нужна, а военная подготовка — нет 21 сентября, 2016. Новостная служба Министр образования поддержала возвращение в школу уроков о космосе 21 сентября. ПРАВМИР. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева уверена, что вводить начальную военную подготовку в школе не нужно. Об этом она сообщила на пресс-конференции, посвященной старту Всероссийской олимпиады школьников. «Мне кажется, что те навыки, которые были у нас на этом предмете, есть на ОБЖ. Думаю, что вводить новый предмет не представляется необходимым», — цитирует министра портал «Российское образование». А вот астрономию в школы стоит вернуть, считает Ольга Васильева. «Считаю, что необходимо вернуть астрономию в школу. Возврат астрономии будет точно», — сказала она. Ранее с предложением вернуть астрономию в программу школ выступил космонавт Юрий Маленченко. По его словам, это необходимо для того, чтобы привлечь юных россиян в дисциплины, смежные с этой наукой. Идею поддержал и Роскосмос. В марте 2016 года более 25 тысяч посетителей сайта Московского планетария проголосовали за возвращение в школы уроков астрономии. Несколько лет назад эту тему поднимал и ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.  По его словам, астрономия в нашей стране понесла значительные потери. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 августа, 2016 13 сентября, 2016 13 сентября, 2016 5 апреля, 2024 6 марта, 2024 26 февраля, 2024 25 февраля, 2024 20 февраля, 2024 18 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/olga-vasileva-astronom...

Наш историк Карамзин говорит следующее: «Слава была колыбелью русского народа,— а победа вестницею бытия его. Римская история узнала, что есть славяне, ибо они пришли и разбили ее легионы. Историки византийские говорили о наших предках, как о чудесных людях, которым ничто не могло противиться и которые отличались от других северных народов не только своей храбростью, но и каким-то рыцарским добродушием… Мужество есть важное свойство души; народ, им отличенный, должен гордиться собою…» Вот почему я полагаю, что военная гимнастика для русских есть вполне национальный метод воспитания по духу, почему эта гимнастика должна быть введена во всех низших народных и средних школах России. К окончанию срока учения в народных школах она должна быть усвоена вполне, чтобы уходящие из школы дети составляли свои взводы, а совместно с другими детьми деревни — роты, батальоны и полки. Военные упражнения должны практиковаться и после школы даже до периода отбытия воинской службы, неправильно названной воинской повинностью. Такие учреждения, не имея в себе никаких отрицательных сторон, создадут России развитых, крепких, мощных, красивых и ловких молодых людей и славно воспитанных солдат, для которых военная служба будет состоять только в изучении специальных военных приемов. Даровых же учителей по селам, в лице отставных солдат, особенно бывших на войне, можно найти сколько угодно. Этому способу воспитания я придаю очень большое значение. Но в настоящее время, в форме «потешных», мы имеем уже осуществление приводимой мною мысли. Только это — начало, и начало, еще весьма непрочно установленное. Потешные стали у нас «в моде» прежде всего потому, что это учреждение покровительствуется Верховною Властью. Это учреждение у нас существует на началах вольного дарового труда. В дальнейшем это учреждение должно стать органическою, неотъемлемою частью всякого воспитания и, как таковое, основываться не на началах благотворительности, а на началах обязательности и государственности. «Учителя и наставники всей русской молодежи, говорит наш моряк, А. Беломор, поголовно должны преследовать одну главнейшую задачу своего великого дела — воспитать в русских людях всех сословий страстную и несокрушимую волю доказать в новом, неизбежном столкновении с Японией на азиатском континенте, непреодолимость русской мощи. Главнейшее условие свободы граждан — сознание совместно всех и каждого отдельно своего гражданского долга перед родиной.

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

Что касается алавитов, то для них единственным каналом социальной мобильности оставалась военная служба — алавиты были дисциплинированными людьми, но отличались от христиан низким уровнем образования, будучи, преимущественно, крестьянами или ремесленниками. В свою очередь, французская военная администрация видела в алавитах прекрасный кадровый ресурс для пополнения личного состава расквартированных в Сирии и Ливане колониальных войск. Давние обиды на арабов-суннитов способствовали тому, что алавиты с удовольствием поступали на службу в колониальные войска. Так, постепенно, алавиты стали проникать в военную элиту сирийского общества — многие способные солдаты проходили курс обучения в единственном в стране военном училище и получали офицерские звания. Для несения караульной службы в Сирии и подавления периодически вспыхивавших восстаний французами был сформирован Сирийский легион, позже переименованный в Специальные войска Леванта. Личный состав Специальных войск Леванта набирался из представителей национальных и конфессиональных меньшинств — армян, друзов, черкесов и алавитов. При этом черкесов набирали, преимущественно, в кавалерию, а алавиты составили основу колониальной пехоты. К началу Второй мировой войны в состав Специальных войск Леванта, насчитывавших 10-12 тысяч солдат, сержантов и офицеров, входило 10 пехотных батальонов, 4 кавалерийских эскадрона, 3 роты мехаристов (верблюжья кавалерия), вспомогательные и инженерные подразделения. Эти силы размещались на территории Сирии, а в Ливане были размещены 9 ливанских егерских рот и 22 кавалерийских эскадрона, укомплектованных черкесами, курдами и друзами. Из 10 сирийских пехотных батальонов 8 батальонов были укомплектованы алавитами, набранными в селениях в горах Шараа. В целом алавиты составляли до 80% личного состава Специальных войск Леванта. 27 сентября 1941 г. Франция предоставила Сирии независимость, однако французские войска оставались на территории страны до 1946 г. Традиции военной службы сохранились в среде алавитов и после провозглашения политической независимости Сирии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

—226— дяшем не только до отдачи тела, но и души ради «ближних». Суть дисгармонии, вносимой разумом, в том, что до появления разума Глава Жизни – есть Жизнь. – Жизнь, Господь, Бог – Глава и Господин. На Него упование. В Нем прибежище. С появлением разума – разум стремится занять место Господа. Люди ждут спасения от разума. Разум становится Главой Жизни. Появляются идолы и кумиры – толпы. Господь «в пренебрежении». Но на этом пути встает перед человеком «Смерть». Смерть, не как простая перемена «условий жизни», а как единая реальность и всеобщий конец всего. Вот тут намечается задача: как, не отрекаясь от разума, сохранить свое детское отношение к жизни и Единому Подателю жизни. «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Другими словами: побеждайте разум и заставьте его служить Господу и Его путям. Вы это обдумайте. Пока прощайте. Всего хорошего. Жму руку. Д. X. V. 14 Февраля 1911 г. Дорогой Николай Васильевич, получил Ваше письмо от 11 Января. Я очень рад, что служба у Вас протекает успешно, и рад, что Вы на нее смотрите так же, как и я. Это очень хорошо, что Ваш начальник строгий. Конечно, это хорошо только в том случае, если он вообще строг. Строг к другим и к себе. Тогда это – большая и очень благодетельная воспитательная сила. Вот, подумайте: каждый год цвет страны идет в армию. Вы на себе видите, какое воспитательное значение может иметь служба. Так, вот, представьте себе это дело «службы» во всем объеме, и подумайте, какое великое значение оно может иметь для всего народа. Помните рассказ Киплинга «Смелые мореплаватели» (История одного мальчика, сына миллиардера, упавшего с парохода и вытащенного рыбаками)? И вот, мне кажется, что на подобие того, как жизнь на шхуне сделала из мальчика «чело- —227— века», так точно, и в большей степени, военная служба способна сделать из мальчиков и юношей «мужей» силы и совета. И главное, не смущайтесь, что подобного рода мысли не «в фаворе». He в фаворе ни у «левых», ни у «правых», ни у всяких. У того народа, который жив и предназначен жить – такие мысли, хотя, может, и несознанные, должны быть в «фаворе».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010