Воинская служба - это то, что делает человека благородным. От словосочетания благой, то есть добрый род. Борцы за демократию -  а демократия вещь такая же древняя, как и монархия – всегда боролись за право нести воинскую службу. Служба уравнивала их с аристократами. Когда демократ, то есть рядовой гражданин, землепашец, животновод, скотовод, кузнец воюет, он становится вровень с аристократом офицером, командиром, кованым рыцарем-латником. Этого добивались, военная служба делал человека полноправным гражданином. И сейчас пусть те, кто не хотят служить, не служат. Но пусть тогда и не ходят голосовать. Потому что не воин – это не гражданин. И мы с Вами должны потребовать, чтобы те, кто отказываются от службы, не обладали избирательными правами.  И нас, православных, тут поддержат и старообрядцы, и многие протестанты старых конфессий, вроде баптистов. Нас в этом поддержат и  мусульмане. Еще в своей старой, 10-летней давности статье " Демос и его кратия " я доказываю, что не может  голосовать,  тем более, не может быть избранным человек, который не нес положенную военную службу. Потому что он тем самым показал, что он не гражданин. В.С. - Мне, Владимир Леонидович, хотелось бы дополнить ваши слова. Дело в том, Германии существует  не только всеобщая воинская повинность. Любой немец, который выбирает альтернативную службу, которую позволяет закон – идет работать в больницу или заниматься экологией, знает, что ему будет полностью закрыта дорога на государственную службу. Германия – это очень пацифистская страна. После второй мировой войны разгромленная Германия стала очень миролюбивой. Но каждый немец знает, что если он свой долг Отечеству не отдал, но на государственную службу он не имеет права надеяться. Также во многих странах В. M. - простите, Виктор Александрович, что я вас прервал. Сейчас продолжите. Да, в Германии это так – ты можешь выбирать альтернативную службу,  но ты не будешь служить в полиции. Ты не будешь преподавателем в средней и высшей школе. Потому, что ты не надежный. Ты не немец. Ты Отечеству не служил. У них короткая служба. Мы тоже могли бы ввести короткую. Мы тоже можем ввести одногодичную службу, если мы вернем в школу на несколько - на два, на три, лучше даже на четыре года первоначальную военную подготовку.

http://radonezh.ru/text/vladimir-makhnac...

Особенная интенсивность fides, составлявшей характерную черту военной клятвы, еще более выдвигала последнюю из ряда обычных jurajuranda, которые вообще были в широком употреблении у римлян. 465 Sacramentum возвышалось над ними, как тип, образец твердо хранимой клятвы. И не только у самих римлян, но и среди окружающих народов держалась слава об особенной fides и memoria romani sacramenti. 466 Не даром у одного историка, именно у Дионисия Галикарнасского, мы встречаем такое утверждение, что военную клятву (ρκος στρατιωτικς) римляне хранят лучше, чем кто-либо (πντων μλιστα μπεδοσι ωμαοι Dion. XI, 43). Указанное обстоятельство, как увидим далее, отразилось на некоторых семасиологических модификациях рассматриваемого термина. Мы уже говорили, что слово sacramentum собственно относилось к клятвенной формуле, произносимой во время церемонии присяги. Это было на первых порах прямое и непосредственное его значение, но конечно этот термин не мог оставаться долго в таких узких границах применения. Произнесение клятвенных слов являлось основным и существенным моментом во всей церемонии при- —550— сяги. Понятно, что, в силу ассоциации по смежности, термин sacramentum стали скоро прилагать не только к клятвенной формуле, но и к самому акту, в который она входила, как неустранимый ингредиент. Произошло растяжение значения и sacramentum стало обозначением церемонии присяги, с момента которой начиналась военная служба (militia) и римлянин становился настоящим miles, тогда как доселе он был просто paganus (штатский) или же togatus. 467 Указанное расширение было, однако, лишь переходным моментом, ступенью к дальнейшему семасиологическому движению термина. Церемония военной присяги была начальным моментом военной службы, но этот момент был вместе с тем и основным и определяющим в понятии военной службы. Sacramentum полагало грань различия между miles и paganus, с прекращением военной службы прекращалось и действие sacramentum. Таким образом, военная служба (militia) как бы воплощалась в акте военной присяги (sacramentum). Неудивительно, что вследствие этого произошло уравнение терминов militia и sacramentum по их смыслу. И мы встречаем оборот redemptio sacramenti в смысле откупа от военной службы (Liv. 25, 6), а Ювенал, говоря в XVI-й сатире о преимуществах военной службы, употребляет выражение praemia militiae и praemia sacramentorum, как равносильная по значению (Sat. XVI, 1–2, 35–36). 468 Так совершилось вторичное растяжение смысла sacramentum до значения военной службы вообще. Данный термин, в своем употреблении внутри военной сферы и в пределах военных отношений, постепенно расширял свое значение концентрическими кругами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вопросы учителя, звуки рояля, крики маленьких детей, начало весны, ножка стола, конец путешествия, проект инженера, произведение искусства, прочность постройки, содержание книги, твердость характера, требование моды. Упражнение . Замените, где это возможно, сочетания существительных с прилагательными-определениями сочетаниями двух существительных (с предлогами или без предлогов). Образец: стальной цвет — цвет стали; шерстяное платье — платье из шерсти. Безоблачное небо, бесконечные поиски, военная служба, волчья стая, городские жители, дворовая собака, дружеская поддержка, карманные часы, коровье молоко, кухонная посуда, масляные краски, математические расчеты, мирная политика, морской берег, народный праздник, овечье стадо, охотничьи рассказы, папиросная бумага, парусная лодка, приморские страны, речная вода, рижский хлеб, сливочное масло, старинные нравы, ученический кружок, часовая цепочка, чеховские пьесы, читальный зал, шелковая подкладка, школьная библиотека. Для справок. Не заменяются сочетания: военная служба, дворовая собака, карманные часы, папиросная бумага, рижский хлеб, читальный зал. Упражнение . Раскройте скобки, выберите подходящий вариант. 1. Больной жаловался то на боль в сердце, то на (боль в голове — головную боль). 2. Анальгин применяется как средство против (боли в голове — головной боли). 3. Многочисленные (заботы по хозяйству — хозяйственные заботы) отнимают у нее много времени. 4. Каждое утро по всему саду разносилось (пение птиц — птичье пение). 5. В этих местах нередки (морозы в 35 градусов — тридцатипятиградусные морозы). 6. В углу комнаты стоит массивный дубовый (шкаф для книг — книжный шкаф). 7. В сказках и поговорках часто говорится о (жадности волка — волчьей жадности) и о (хитрости лисы — лисьей хитрости). 8. Для работы наиболее продуктивны (часы утра — утренние часы). 9. Во время каникул школьники совершили интересное (путешествие по морю — морское путешествие). 10. Еще недавно на окраине этого города стояли низенькие деревянные домики, а теперь целые кварталы застраиваются (домами в десять этажей — десятиэтажными домами). 11. На огромном пространстве раскинулись (степи без воды — безводные степи). 12. До появления в Москве электричества на (улицах города — городских улицах) использовалось газовое освещение. 13. (Рабочие завода — заводские рабочие) кончили уже свою смену. 14. (Решетка сада — садовая решетка) покрашена в зеленый цвет. 15. (Решетка сада — садовая решетка) ограждает и защищает зеленые насаждения.

http://azbyka.ru/deti/zanimatelno-o-russ...

Эти полки обучались правильному (регулярному) военному строю и не распускались уже по домам по окончании войны. В порядке пополнения новой армии произошли изменения. Прежде часть военных сил доставляло дворянство, служившее обязательно, лично и наследственно, а другую часть доставлял «прибор», т.е. вербовка охотников, и только во время войн бывал набор так называемых «даточных» людей с определенного числа крестьянских дворов; но «даточные люди» тотчас после войны распускались. При Петре для пополнения армии введены были рекрутские наборы. Рядовые в армейские полки стали набираться из тяглых (податных) сословий: из посадских людей и из крестьян. Посадские люди и крестьяне обязаны были ставить с известного числа дворов, напр., с каждых 20 дворов, рекрута. Введенные Петром рекрутские наборы просуществовали очень долго, до времени императора Александра II, до 1874 г. Но по-прежнему в военной службе должны были пожизненно служить все дворяне, и военная служба продолжала быть повинностью дворянства. Дворяне служили рядовыми в гвардейских полках: Преображенском, Семеновском и других и занимали офицерские должности в армейских полках. Итак, при Петре Великом военная служба стала повинностью не только для служилого сословия – дворянства, но и для тяглых сословий. Дворянство отбывало ее поголовно. Тяглые сословия: посадские люди и крестьяне несли ее, выставляя рекрутов, во время рекрутских наборов. Раз армия стала постоянной, являлся вопрос о средствах для ее содержания. Прежде служилые люди обеспечивались землею: поместьями и вотчинами, сверх того они получали и денежное жалованье, но далеко не все и не каждый год. О продовольствии во время похода должен был заботиться каждый служилый человек сам, привезя с собою в поход на нескольких подводах запасы из деревни на несколько месяцев. Теперь для снабжения армии всем необходимым – оружием, обмундировкой, провиантом и жалованьем – организована была целая система военного хозяйства. Содержание армии было устроено оригинально. Оно было приведено в связь с административным разделением России на губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Самое важное и главное свое выражение вассальные отношения находили в третьей обязанности вассала – в servitiurn. Этим термином в феодальную эпоху обозначалась преимущественно военная служба, которую нес вассал при своем сюзерене. Военная служба была необходимо связана с вассалитетом и предполагалась всяким ленным владениям; т. е. кто владеет каким?либо земельным участком на правах лена, тот неизбежно и по этому самому несет уже службу при своем сеньоре в качестве воина. Срок, продолжительность и форма этого обязательства были в разных местностях весьма различны; в одном месте срок службы определялся шестьюдесятью днями, в другом – двадцатью, в третьем – сорока днями – число, встречающееся наиболее часто; равным образом, иногда вассал должен был являться один, а иногда с известным количеством людей и т. д. Но как бы ни были разнообразны формы этой обязанности, несомненно, однако, что в каждом отдельном случае они были в точности и подробно определены. Следовательно, и здесь, в приложении к военной службе, выдерживался общий договорной характер вассальных отношений; сюзерен мог требовать только того, что было обещано вассалом, что утверждено договором или же обычаем. Поэтому сюзерен не имел права задержать своего ленника на войне дольше положенного срока; в таких случаях ленник не обязан был следовать за сеньором и, как человек свободный и самостоятельный, исполнивший свое условие, мог удалиться со своим отрядом домой. Легко видеть, что на практике эта самостоятельность ленников и условность их военной службы рождала ряд серьезных неудобств для сюзерена: случалось, что вассалы покидали их в самые решительные минуты; так, например, Генрих Лев удалился перед битвой при Леньяно, несмотря на все униженные просьбы императора Фридриха. Спрашивается, каким же способом сюзерен мог предупредить это неприятное для него положение? Сам по себе сеньор не мог делать никаких общеобязательных постановлений для своих вассалов; он не имел ни малейшего права изменить что?либо в тех обычаях и обязанностях, которые связывали его с последними; всякая попытка сеньора ввести в эту связь что?либо новое понята была бы вассалом как вторжение в его права, как нарушение договора, соединяющего его с сеньором; в подобном случае вассал счел бы себя вправе отказаться от своей вассальной зависимости и перейти к другому сеньору.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Чтоб побудить младших сыновей к деятельности, в следующем месяце принята была мера, выраженная в дополнительном указе: «Ежели кадет пойдет в службу воинскую и получит себе службою деньги, на которые себе захочет купить деревни, дворы или лавки, то ему вольно купить, однако не ранее как по истечении семи лет службы его; если же будет в гражданской службе, то по истечении десяти лет службы; если будет в купечестве или мастерстве, то после пятнадцати лет; а кто ни в чем вышеописанном не будет, тому никогда нельзя будет приобретать недвижимую собственность». Служба, и именно военная, давала, таким образом, наиболее прав младшему сыну, или кадету, как тогда выражались. Чтоб побудить дворян к службе, еще ранее выдан был указ: «Сказать всему шляхетству, чтоб каждый дворянин во всяких случаях (какой бы фамилии ни был) почесть и первое место давал каждому обер-офицеру, и службу почитать, и писаться только офицером, шляхетству (которые в офицерах) только то (т. е. свое шляхетство) писать, куда разве посланцы будут». Людям низших сословий заслуга открывала дорогу в офицеры, а чин офицерский возводил их в высшее, дворянское сословие; 16 января 1721 года дан был собственноручный указ: «Все обер-офицеры, которые произошли не из дворянства, оные и их дети, и их потомки суть дворяне, и надлежит им дать патенты на дворянство». Но для успеха службы, равно как и других занятий, признано было необходимым образование, хотя первоначальное, и преобразователь обязывает дворян иметь это образование. Вот знаменитый указ 20 января 1714 года: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей цыфири и геометрии, и положить штраф такой, что не вольно будет жениться, пока сему не выучится». По обстоятельствам времени военная служба требовалась преимущественно от дворянина; дворянин имел право на начальнические места в войске; но для этого он должен был иметь, во-первых, общее первоначальное образование, а потом специальное военное, знать службу. Чтоб родовые связи, покровительство не мешали дворянину приобретать последнее, в феврале 1712 года издан был указ: «Так как многие производят сродников своих и друзей в офицеры из молодых, которые с фундамента солдатского дела не знают, ибо не служили в низких чинах, а некоторые служили только для вида по нескольку недель или месяцев: поэтому таким требуется ведомость, сколько каких чинов есть с 709 года; а впредь сказать указ, чтоб из дворянских пород и иных со стороны отнюдь не писать, которые не служили солдатами в гвардии».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Отношение к ищущим спасения ближним О советах ближним О спасении наших ближних Отношения к суждениям о нас ближних Суждения ближних Пересуды Разговоры знакомых 99–100 Мирность к ближним 245–246 Неприятности от ближних спасительны Память о ближних – знак необходимости за них молитвы Позор от ближних Падающий брат Грешащему Назначение епископа – дело Божьего Промысла Крутой епископ Долголетний епископ Почему епископов постигают недуги Епископу, пока есть силы, не следует уходить на покой Как служить при епископе ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ Выпуска Страницы Письма Отношение христианина к разладу между епископом и губернатором Колеблющемуся между священством и монашеством 223–225 Избравшему пастырство О недостатках в пастырской деятельности Пастырская скорбь Как начал проповедовать О службе священника по выходе за штат Перемена священника Нравственные обязанности о. благочинного 171–172 Юноше, поступающему на путь высшего образования Благочестие начальника учебного заведения Отношение к начальству Как надо чувствовать себя начальнику? Отношение к неисправности подчиненных 188–189 Прием посетителей Отношение к посетителям Святое исполнение мелких служебных дел 247–248 Возможность совмещения начальствования с духовным деланием Начальнику Жизнь служащих в учебных заведениях взамен монастырской 108–110 Наставления о. Благочинному 191–192 Как смотреть на начальнические распоряжения? ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ Выпуска Страницы Письма Подчинение воли начальства – повиновение Богу 210–211 Жизнь чиновника на службе 143 и 144 Об оставлении службы 134–135 Несение должности Как хранить самособранность духа в служебных хлопотах О перемене службы чиновником Кончина чиновника 209–210 Служение по правосудию не легкое Служение и правосудию – служение правде Божией 240–241 Учение детей – часть апостольского служения Наставления вступающему в военную службу 100–101 Наставление вольноопределяющемуся Военная служба Военная служба Наставление учащемуся 99–100 Будущий воин Отказываться от назначения не должно

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

(Продолжение следует). Архимандрит Сергий Долганев Е.Е. Современная Абиссиния: Общественный строй, занятия, образ жизни и нравы. (Из рассказов туземца)//Богословский вестник 1896. Т. 1. 1. С. 96–119 (2-я пагин.). (Продолжение.) —96— В Абиссинии туземное население резко распадается на два класса свободных жителей: 1) высший, аристократический дворянский класс, называемый бала-рыст т. е. буквально – имеющий наследие, землю и 2) баладже – буквально несобственник, безземельный, называемый иначе ахуай – мужик, холоп. Земля таким образом является основанием деления на классы; по отношению к владельцу она является – «рыст» – достояние, наследие, а по отношению к правительству, государству, она считается, как условие военной повинности и называется «гаша» буквально щитная земля, т. е. обязывающая своего владельца нести военную службу, которая отбывается таким способом. Старший сын владельца обязан идти в войско к тому губернатору, в чьей губернии он жительствует. Губернатор определяет ему место службы в своем войске и эта военная служба является единственною государственною должностью, с которою связаны чины, награды, казенное жалование и проч. Только на войне абиссинец и может отличиться и стать заслуженным генералом или поступить в свиту царя. Военная служба дворян вечная т. е. до тяжкой болезни и преклонной старости, делающих человека неспособным к военной службе. Тогда служака возвращается домой в свой рыст. В военную службу дворянин отправляется с 2–3 оруженосцами; семейный берет с собою жену и детей и поселяется в том месте, где сосредоточено войско известного генерала губернатора. —97— Устройство войска в каждой губернии возлагается на губернатора. Он высший военный начальник губернского войска. За ним следуют низшие должности: канезмач, предводительствующей левым крылом, и граезмач, предводитель правого крыла. В провинциях, подчиненных негусу есть еще должность – фитоврарий, предводитель передового отряда, позади которого обыкновенно следует и сам негус. Во время войны в войско забираются и холопы. В другое же время они могут служить добровольно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

жаются систематическим отказом от исполнения воинской повинности. Все другие пути к устранению зла, предлагаемые наукой, социализмом разных красок и революцией, логично отвергаются автором «Воззвания к человечеству», как непригодные. Автор указывает при этом, как взяться за это дело и что нужно для осуществления предлагаемой им меры в борьбе с милитаризмом. Собственно сам милитаризм не есть последняя коренная причина социального зла: корень зла в ложном христианском учении, которым порожден и старательно поддерживается милитаризм. А потому прежде всего «необходимо уничтожение того учения, которое называется христианским и в котором воспитываются люди нашего времени». По учению ложного христианства «военная служба есть нечто доброе и похвальное, и убийство на войне не есть что-либо греховное», но даже «богоугодное»... Это для всех знающих Евангелие и развитых людей есть явная ложь, ибо война, как всякое убийство, противна религии и нравственности, и военная служба, с ее обезличивающей дисциплиной, несовместима с достоинством человеческой личности. Ложь эта сознательно поддерживается теми, кому она выгодна, и солдаты – это ужасные жертвы систематического обмана, несколько веков практикующегося в христианских странах. Обман этот выгоден господствующим классам. Христианство явилось в мир отрицанием всего его обычного строя, – государства, войска, собственности и т. д., «огнем, разрушительной силой», невыгодной для сильных мира сего. Отсюда подавление этой силы стало всепоглощающей заботой сильных, и лучшим средством для этой цели оказалось постепенное искажение христианского учения, в результате которого оно в «конце концов выродилось в такое учение, которое теперь не содержит в себе уже не только каких-либо опасных для язычества принципов, но даже оправдывает с христианской точки зрения языческий миропорядок»... В правилах и понятиях этого ложного и «стерилизованного» христианства, с такой заботливостью из чувства самосохранения, выращенного правящими классами, воспитывается теперь простой народ, по преимуществу становящийся жертвой обмана. Обычно, к участию в этом обмане, и самому зна-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Потому и для государства дворянин в деревне стал не менее, если не более, нужен, чем в казарме. Вот почему со смерти Петра постепенно облегчались лежавшие на дворянстве тягости по службе, но взамен того осложнялись его обязанности по землевладению. С 1736 г. бессрочная военная служба дворянина ограничена 25-летним сроком, а в 1762 г. дано служащим дворянам право отставки по их усмотрению. Зато на помещиков возложена ответственность за податную исправность их крестьян, а потом обязанность кормить их в неурожайные годы и ссужать семенами для посевов. Но и в деревне государству нужен был образованный, разумный и человеколюбивый помещик. Потому правительство не допускало ни малейшего ослабления учебной повинности дворянства, угрозой отдавать неучей в матросы без выслуги загоняло недорослей в казенные школы, устанавливало периодические экзамены для воспитывавшихся дома, как и в школе, предоставляло значительные преимущества по службе обученным новикам. Самую обязанность дворянства служить стали рассматривать не только как средство комплектования армии и флота офицерским дворянским запасом, но и как образовательное средство для дворянина, которому военная служба сообщала вместе с военной и известную гражданскую выправку, знание света, людскость, обтесывала Простаковых и человекообразила Скотининых, вколачивала в тех и других радение «о пользе общей», «знание политических дел», как выражался манифест 18 февраля 1762 г., и побуждала родителей заботиться о домашней подготовке детей к казенной школе и службе, чтоб они не явились в столицу круглыми невеждами с опасностью стать посмешищем для товарищей. Такое значение службы живо чувствовала даже госпожа Простакова. Из-за чего она надрывается, хлопоча о выучке своего сынка? Она соглашается с мнением Вральмана об опасности набивать слабую голову непосильной для нее ученой пищей. «Да что ты станешь делать?» – горюет она; «ребенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург – скажут, дурак. Умниц-то ныне завелось много; их-то я боюсь».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010