Самое важное и главное свое выражение вассальные отношения находили в третьей обязанности вассала — в servitiurn. Этим термином в феодальную эпоху обозначалась преимущественно военная служба, которую нес вассал при своем сюзерене. Военная служба была необходимо связана с вассалитетом и предполагалась всяким ленным владениям; т. е. кто владеет каким-либо земельным участком на правах лена, тот неизбежно и по этому самому несет уже службу при своем сеньоре в качестве воина. Срок, продолжительность и форма этого обязательства были в разных местностях весьма различны; в одном месте срок службы определялся шестьюдесятью днями, в другом — двадцатью, в третьем — сорока днями — число, встречающееся наиболее часто; равным образом, иногда вассал должен был являться один, а иногда с известным количеством людей и т. д. Но как бы ни были разнообразны формы этой обязанности, несомненно, однако, что в каждом отдельном случае они были в точности и подробно определены. Следовательно, и здесь, в приложении к военной службе, выдерживался общий договорной характер вассальных отношений; сюзерен мог требовать только того, что было обещано вассалом, что утверждено договором или же обычаем. Поэтому сюзерен не имел права задержать своего ленника на войне дольше положенного срока; в таких случаях ленник не обязан был следовать за сеньором и, как человек свободный и самостоятельный, исполнивший свое условие, мог удалиться со своим отрядом домой. Легко видеть, что на практике эта самостоятельность ленников и условность их военной службы рождала ряд серьезных неудобств для сюзерена: случалось, что вассалы покидали их в самые решительные минуты; так, например, Генрих Лев удалился перед битвой при Леньяно, несмотря на все униженные просьбы императора Фридриха. Спрашивается, каким же способом сюзерен мог предупредить это неприятное для него положение? Сам по себе сеньор не мог делать никаких общеобязательных постановлений для своих вассалов; он не имел ни малейшего права изменить что-либо в тех обычаях и обязанностях, которые связывали его с последними; всякая попытка сеньора ввести в эту связь что-либо новое понята была бы вассалом как вторжение в его права, как нарушение договора, соединяющего его с сеньором; в подобном случае вассал счел бы себя вправе отказаться от своей вассальной зависимости и перейти к другому сеньору.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

По словам председателя Комиссии, в современных условиях углубление контактов Вооруженных сил с Русской Православной Церковью и другими религиозными объединениями — один из наиболее действенных способов укрепления морально-психологического состояния личного состава армии и флота. «Опыт взаимодействия Русской Православной Церкви с Вооруженными силами, Федеральной службой охраны и другими силовыми структурами показывает необходимость энергичного наращивания этой работы», — отметил А. Каньшин. А.Н. Каньшин заявил, что «идеологический вакуум, образовавшийся после отказа в 1917 году от религиозных ценностей, а затем в 1991 году — от коммунистического мировоззрения, стремительно заполняют чуждые российскому менталитету верования и учения». «Изучение религиозной обстановки в войсках показывает, что более 70% военнослужащих считают себя верующими. Из них около 80% верующих относят себя к православным христианам, около 13% — к мусульманам, около 3% — к буддистам, 4% — к приверженцам иных верований, в том числе нетрадиционных», — сообщил Александр Каньшин. Он отметил, что «в настоящее время пастырское попечение военнослужащих осуществляют около 2000 епархиальных священников». По итогам слушаний предполагается выработать рекомендации по внесению соответствующих изменений в существующее законодательство, подзаконные акты, определить основные принципы и методы организации работы священнослужителей в войсках. В мероприятии приняли участие представители Русской Православной Церкви и других конфессий, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека, федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, Российской академии наук, эксперты и журналисты. Справка Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей была создана 23 января 2008 г. Ее члены принимают активное участие в осуществлении общественного контроля над силовыми ведомствами, где законодательно предусмотрена военная служба, защите прав и интересов военнослужащих, находящихся на службе и в запасе, ветеранов войн и военной службы, членов их семей.

http://patriarchia.ru/db/text/556321.htm...

У полковых священников России будет полевая военная форма с особой символикой 28 октября, 2014. Новостная служба Форма дополнена петличными знаками в виде православных крестов. 28 октября. ПРАВМИР. Помощники командиров соединений и воинских частей по работе с верующими военнослужащими, выезжающие в командировки на полигоны вместе со своими воинскими коллективами, получат полевую военную форму одежды. Работа в полевых условиях выявила необходимость дополнить традиционное церковное облачение современным всесезонным комплектом базового обмундирования, — сообщает Интерфакс-Религия В него входят 19 предметов: ветроводозащитный костюм, утепленная куртка, несколько видов ботинок с высокими берцами и другое. «Форма дополнена петличными знаками в виде православных крестов», — сообщает пресс-служба Центрального военного округа.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 2 февраля, 2018 23 февраля, 2016 27 января, 2016 8 мая, 2015 20 ноября, 2014 22 октября, 2014 15 октября, 2014 19 сентября, 2014 21 июля, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/u-polkovyih-svyashhenn...

Вся Империя была поделена на военные округа – дукаты, которые возглавлялись дуксами. Вместо громоздких легионов численностью до 6 тыс. легионеров штатная численность легионов свелась к 1000 или даже 500 солдатам. Зато увеличилось их количество – до 72, что позволило придать военным действиям более манёвренный характер. Пополнение за счёт добровольцев окончательно перестало удовлетворять потребности армии, и поэтому военная служба становится наследственной и обязательной. Правда, представители состоятельных сословий, могущих участвовать в гражданском управлении, не имели права служить в армии, хотя им и разрешалось выполнять офицерские полномочия. Но колоны хотя и получили доступ в армию, не могли рассчитывать подняться до уровня младших командиров 410 . Однако соотношение римлян и варваров в римской армии к этому времени ещё более изменилось в сторону её германизации. Помимо указанной выше необходимости найти такой источник пополнения войск, который бы позволял держать её численность на должном уровне и, с другой стороны, не отрывал бы свободных земледельцев от своих ординарных обязанностей, возник иной мотив. По мере того, как волны варваров начали тревожить границы Империи, римское правительство активно использует германцев в борьбе со своими иноплеменниками. Так сказать, было решено бить врага его же оружием. В этом отношении варваров разделили на две категории. К первой относились варвары-федераты, сражавшиеся по договору Империи с варварским вождём (отсюда – позднейшее европейское «феод»). Это были своего рода солдаты-контрактники. Низшие командиры набирались из числа самих варваров, старшие – из числа римлян 411 . Затем по организации армии все федераты поступили под командование комита федератов – должности, возникшей с 503 г. Запись в федераты с этого времени производилась не списком по договору с племенем, а отдельно по желанию каждого воина 412 . Другая часть римской армии состояла из наёмников. Рим охотно вербовал солдат из варваров. Император был правителем, который хорошо платил. Командиры имперской армии получали чрезвычайно высокое жалованье, и это было соблазном для армянской и кавказской знати и разжигало аппетиты германских, скандинавских или русских искателей приключений. Довольно высокое жалованье получали и рядовые воины 413 . Поэтому для варваров военная служба являлась едва ли не единственным способом увидеть цивилизованную жизнь и обеспечить своё существование. А, если повезёт, то и сделать головокружительную карьеру в римской армии, таких примеров было множество. Помимо прочих достоинств, куда можно отнести и высокую скорость мобилизации в случае войны, этот «варварский» способ комплектования имел то преимущество, что он был экономически выгоднее классического римского: вырастить и содержать хорошего солдата – дорогое удовольствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.А. Юлин Военная служба Окончив по первому разряду, т.е. с отличием, старший специальный класс Пажеского корпуса, 4 августа 1875 г. он был произведен по экзамену в подпоручики и направлен для прохождения службы в 7-ю Конно-Артиллерийскую бригаду, которая вскоре была упразднена. В связи с этим 14 сентября того же года он был прикомандирован, а 13 августа 1876 г. переведен в штат Первой Его Величества батареи Гвардейской Конно-Артиллерийской бригады Лейбгвардейского Преображенского полка 11 . Находясь в полку, офицер Чичагов уже тогда удивлял своих сослуживцев тем, что соблюдал все посты, и этим давал повод для насмешек в офицерском клубе. В армии, согласно указу царя Петра I, соблюдение постов не было обязательным. Начавшаяся в 1877 г. русско-турецкая война привела Леонида Чичагова в составе действующей армии на Балканы, сделала его участником основных кровопролитных сражений, где он проявил личное мужество, храбрость и распорядительность. Эта война была вызвана подъемом борьбы балканских славян за освобождение от 500-летнего османского ига. Леонид Михайлович ясно видел освободительный характер этой войны, по его собственному определению, «войны за славян». Он начал воевать в составе 5-й батареи Гвардейской Конно-Артиллерийской бригады, входившей во 2-ю гвардейскую дивизию, которой командовал генерал-адъютант И. В. Гурко. После переправы через Дунай под командованием Гурко был сформирован Передовой отряд, в составе которого сражался подпоручик Чичагов. Ценой больших усилий в невероятно трудных условиях горной местности, усугубленных суровым климатом, Передовой отряд Гурко пересек Балканы, пройдя через труднопроходимый Хаинкиойский перевал, выбил турок с Шипкинского перевала и закрепился на нем. Следует подчеркнуть, что ведение военных операций в условиях горной местности сильно ограничивало возможности кавалерии (а порой и пехоты) и вынуждало артиллеристов изменять тактику боя. Наиболее эффективным условием подавления сил противника стал правильный выбор огневых позиций, позволяющий сочетать стрельбу прямой наводкой по видимым целям со стрельбой «навесом» по невидимым, закрытым целям. В артиллерийских сражениях русские офицеры показывали чудеса военного искусства, изобретательности и храбрости. Одним из таких героев-артиллеристов был и офицер Чичагов. Перелом в войне наступил в боях под Филиппополем и со взятием русскими войсками Телиша, где вновь отличились артиллеристы, обеспечившие массированную артподготовку. Падение Телика позволило завершить блокаду Плевны, а падение Плевны и полная капитуляция турецких войск означали для России победоносное завершение самой войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Все, что было в 1-м эскадроне, водворилось у нас, и притом не менее художественно. Офицерский же стол и солдатское угощение у нас было красивое и здоровое: например, вместо колбасы и ведра водки лежали чай, сахар; булки были большие белые, а водки дали каждому по маленькой рюмочке да по стакану пива (девяносто копеек бутылка — плохое пиво, а получше один рубль двадцать пять копеек); затем яйца, яблоки, груши. В 12 часов пришел наш генерал, офицеры нашего полка, гости, и я отслужил молебен святому Феодосию. Проповедь говорил на тему, что святой Феодосий принадлежал к военной семье, и, однако, это не помешало его спасению; посему просил воинов отбросить ложный взгляд, будто на военной службе можно себе позволить много лишнего, греховного, чего никогда бы в гражданской жизни не сделал: Бог-де простит. Разве военная служба привольная, греховная? Нет и нет. Разве военная служба мешает искренно веровать в Бога, горячо молиться, соблюдать уставы святой Церкви, хранить чистоту помыслов, воздержание в слове, целомудрие, честность, трудолюбие, послушание, уважение к старшим?.. Конечно, нет. Она даже наиболее к этому-то и обязывает да еще прибавляет венец мученичества: «Спасайтесь же!» Указал затем, что многие нестроевые считают себя как бы наполовину воинами: «Мы-де не сражаемся», и грустят от этого. Не надо смущаться этим, а помнить, что, как тело одно, а члены разны и все члены друг другу необходимы, так и полк — одно тело, в котором все несут одну службу Богу, царю и отечеству и друг другу необходимы. Нужно только честно и верно служить по присяге, а Бог и царь не забудут, и святой Феодосии своими молитвами благословит и поможет… После молебна у нас был обед с пирогом и шампанским… достали-таки! Пришли песенники, и пошло русское веселье рекою. А я велел подать Китайца и поехал на соседний бивак к родственнику Поле, где живет и батюшка 52-го Нежинского драгунского полка. Там пил чай, оживленно беседовали. Вернулся в 6 часов вечера домой и весь остальной вечер писал. 10 и 11 сентября погода снова наступила теплая, только ночью холодно.

http://pravmir.ru/dnevnik-polkovogo-svya...

Во время Тертуллиана один из христиан-легионеров отказался при роздаче donativum 110 надеть лавровый венок, считая, что это украшение недопустимо для христианина. Тертуллиан стал решительно на его сторону, хотя другие легионеры отнеслись к его поступку очень сдержанно. Через несколько месяцев после написания «De corona militis», в котором Тертуллиан рассматривал этот случай, он выступил с принципиальным осуждением военной службы в произведении «De idolatria»: «Non convenit sacramento divino et humano, signo Christi et signo diaboli, castris lucis et castris tenebrarum; non potest una anima duobus, deberi, deo et caesari.» 111 112 . Верный не может служить под военным знаменем, так как он не может принять на себя sacramentum, то есть посвящение в военную службу. Он не может быть одновременно в лагере света и в лагере тьмы, так как душа не может служить и Богу, и кесарю. Ответ Тертуллиана далеко выходил за рамки частного случая: Бог и кесарь несовместимы. Попытка отнести всецело взгляды Тертуллиана на военную службу на счет монтанизма является явно тенденциозной, проистекающей из желания оправдать военную службу. Мы не знаем, как относились монтанисты к военной службе. Конечно, отношение Тертуллиана к военной службе продиктовано было присущим ему ригоризмом, но был ли этот ригоризм только его особенностью? Сам Тертуллиан свидетельствует, что некоторое количество христиан было в его время в римских легионах. Они, по-видимому, не подвергались никаким церковным прещениям. Возможно, что их даже не осуждали, но это еще не означает, что церковное мнение принимало военную службу как вполне совместимую с состоянием в Церкви. Христианин-легионер не мог бы отказаться от лаврового венка, если бы в церковной среде не существовало сознания, что военная служба подвергает опасности веру. Точка зрения Тертуллиана совсем не была исключительной. Она разделялась в той или иной мере людьми совершенно непричастными к монтанизму. Ориген не высказывался так определенно, а тем более так резко, как Тертуллиан , относительно военной службы, но для него военная служба была недопустима для христиан 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

А. Каньшин заявил, что «идеологический вакуум, образовавшийся после отказа в 1917 году от религиозных ценностей, а затем в 1991 году — от коммунистического мировоззрения, стремительно заполняют чуждые российскому менталитету верования и учения». «Изучение религиозной обстановки в войсках показывает, что более 70% военнослужащих считают себя верующими. Из них около 80% верующих относят себя к православным христианам, около 13% — к мусульманам, около 3% — к буддистам, 4% — к приверженцам иных верований, в том числе нетрадиционных», — сообщил А. Каньшин. Он отметил, что «в настоящее время пастырское попечение военнослужащих осуществляют около 2000 епархиальных священников». По итогам слушаний предполагается выработать рекомендации по внесению соответствующих изменений в существующее законодательство, подзаконные акты, определить основные принципы и методы организации работы священнослужителей в войсках. В мероприятии приняли участие представители Русской Православной Церкви и других конфессий, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека, федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, Российской академии наук, эксперты и журналисты. Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей была создана 23 января 2008 г. Ее члены принимают активное участие в осуществлении общественного контроля над силовыми ведомствами, где законодательно предусмотрена военная служба, защите прав и интересов военнослужащих, находящихся на службе и в запасе, ветеранов войн и военной службы, членов их семей. Определены и другие направления работы Комиссии, в числе которых взаимодействие армии и Церкви, повышение престижа военной службы, всестороннее улучшение и систематизация подготовки к ней, обеспечение безопасности военной службы, предупреждение гибели и травматизма военнослужащих, разработка рекомендаций по переоснащению Вооруженных Сил новыми образцами вооружения, социальной адаптации увольняемых военнослужащих, активное включение офицеров запаса в экономическую жизнь страны. В поле зрения Комиссии находятся и вопросы устранения противоречий в законодательстве по вопросам военной службы, а также приведения его в соответствие современным реалиям.

http://pravoslavie.ru/33107.html

Развитие общества в эпоху К. во многом определялось становлением сеньориальных отношений и вассалитета. Считалось, что землевладелец становится господином для тех, кто живут и трудятся на его земле. В их числе могли быть не только крестьяне, но и слуги, ремесленники, торговцы. Отношения вассалитета складывались между представителями высших слоев общества. Они выражались в договоре господина и вассалов (fideles, vassi, milites), которые приносили ему клятву верности в обмен на содержание. Со временем обязательным элементом вассальных отношений стало получение вассалом бенефиция , особого рода земельного держания. Практика раздачи бенефициев была распространена по меньшей мере со времени правления Карла Мартелла (719-741). Развитие вассалитета привело к кризису системы гос. управления, т. к. отношения государя и подданных стали рассматриваться как связь между господином и вассалами. Королевские земельные пожалования и назначение на должности воспринимались как бенефиции. Первоначально они были пожизненными, но на протяжении IX в. знать пыталась сделать их наследственными. Кроме того, мелкие землевладельцы и зависимое население перестали рассматриваться как непосредственные подданные государя, к-рый, т. о., был вынужден управлять ими через своих вассалов. Одной из главных причин развития вассалитета была необходимость содержать сильное войско в условиях постоянной военной экспансии. В эпоху Меровингов военная служба была важнейшей обязанностью всех свободных людей, но длительные войны, которые вели К., потребовали создания постоянных, обученных и хорошо экипированных сил. Широкое применение конницы, к-рая в IX в. составляла основу франк. войска, высокая стоимость коней, вооружения и затраты на содержание воина в походе привели к тому, что большинство свободных людей не могли нести военную службу. При имп. Карле Великом военную обязанность несли те, кто владели по меньшей мере 3 (позднее 4) фискальными земельными единицами (mansi), прочие должны были выставлять по 1 воину с 4 земельных единиц. К кон. IX в. военная служба для свободных людей была заменена особым налогом, тогда как войско состояло из королевских вассалов, которые возглавляли собственные конные отряды. Государство и власть

http://pravenc.ru/text/1681117.html

Пожалуй, никакой другой случай не иллюстрирует так наглядно этот странный подход, как дело об альтернативной службе. «Альтернативная служба» означает гражданскую службу, предлагаемую правительством в качестве замены для тех, кто по своим убеждениям не может служить в армии. Довольно много просвещенных стран предлагает своим гражданам такую альтернативу. Официальное положение Общества Сторожевая башня, сформировавшееся во время Второй мировой войны, гласит, что, если Свидетель Иеговы принимает такую альтернативную службу, он вступил в «компромисс», нарушил свое единство с Богом. Рассуждения, стоящие за этим положением, заключаются в том, что поскольку эта служба заменяет военную, то она занимает место того, что заменяет, и (как утверждает этот аргумент), соответственно, является тем же самым. Поскольку эта служба предлагается вместо военной, а военная служба подразумевает (по крайней мере, потенциально) пролитие крови, то каждый, принявший эту замену, объявляется «повинным В кровопролитии». Это замечательное положение было сформировано до того, как Правление стало действительностью и, по всей видимости, было сформулировано Фредом Францем и Натаном Норром в то время, когда они принимали все основные вопросы политики организации. Согласно этому положению, многие годы буквально тысячи Свидетелей Иеговы в разных странах готовы были скорее идти в тюрьму, чем принять предложение об альтернативной службе. И сейчас Свидетели находятся в тюрьмах по этой причине. Неподчинение политике Общества означает, что человек «прервал связи с Обществом», и к нему относятся как к исключенному. В ноябре 1977 года Свидетель из Бельгии спрашивал в письме, на чем основано такое положение. Это привело к тому, что вопрос был рассмотрен на заседании Правления сначала 28 января 1978 года, затем 1 марта, 26 сентября, 11 и 18 октября и 15 ноября. Был проведен опрос мнений Свидетелей по всему миру, пришли письма приблизительно из 90 филиалов. Значительное их количество показало, что Свидетели в своих странах не могли понять, на каком основании из Писания основывалось это положение. Посмотрите, что произошло в Правлении.

http://azbyka.ru/krizis-sovesti?full_tex...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010