Это великое, премудрое, превосходящее наше разумение таинство Церкви, Царства Божия, Господь Иисус Христос устроил следующим образом. Сначала, крестившись от Иоанна в Иордане, при наитии Святого Духа и гласе Отца Небесного, Он освятил водное естество . Тем самым, вода Крещения стала проводником благодати Божией, возрождающей человека. Христос учил, что человек духовно родждается и становится членом Церкви только «родившись от воды и Духа» в таинстве Крещения ( Иоан. 3:5 ). Но как рожденному необходимо питание для дальнейшего возрастания, так и вновь-рожденному в таинстве Крещения, необходимо духовное Питание, которое Господь подает нам в таинстве Причащения . О нем Господь так говорил: «Я есмь Хлеб жизни... Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Иоан. 6: 45–57 ). Накануне Своих Крестных страданий Христос Сам, впервые, на Тайной Вечере претворил хлеб в Свою истинную Плоть и вино в Свою истинную Кровь и причастил Ими Своих учеников, показав тем самым, как именно должно совершаться таинство Причащения. С тех пор, таинство Причащения постоянно совершается на богослужении, называемом Литургия . На нем верующие люди, причащаясь Плоти и Крови Иисуса Христа, соединяются с Ним – не в каком-то отвлеченном, мистическом смысле, но совершенно реально ! То есть, все духовно-телесное естество человека приобщается духовно-телесной жизни Богочеловека Иисуса Христа. Любовь открывает путь к духовному сближению, но, именно благодаря Причащению, люди, соединяясь с Христом, одновременно объединяются друг с другом и в Нем становятся единым, цельным живым организмом, именуемым Церковью . Вот почему апостол Павел именовал ее Телом Христовым ( Кол. 1:24 ). Как воплощение Сына Божия совершилось сошествием Святого Духа на Деву Марию, так и Церковь получила свое основание в день сошествия Святого Духа, Которого Иисус Христос от Отца послал на апостолов в пятидесятый день после Своего воскресения. С того дня Дух Святой постоянно пребывает в Церкви, животворяя, просвещая, взращивая ее, как единый живой организм Тела Христова, состоящего из множества «членов» – верующих христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Поэтому освящающее значение совершаемого священником таинства не подлежит сомнению, если даже он и приступал к богослужению не вполне достойно. За недостоинство он ответит перед Богом, а долженствующие получают освящение, так как в таинствах действует не человек, а Господь Иисус Христос во Святом Духе чрез посредство священника. Совершать Божественную литургию священнослужитель должен со всяким благоговением и сердечным умилением. Все мысли его должны быть устремлены к Богу, перед Которым он предстоит, служит и образ Которого во время богослужения собой представляет. Положенные тайные молитвы он должен прочитывать с вниманием и полностью, ничего не пропуская, и читать их не на память, а по книге, чтобы вследствие забывчивости чего-нибудь не пропустить и не нарушить благоговейного совершения службы. При совершении таинства Евхаристии употребляется чистый пшеничный квасный хлеб и красное виноградное вино, в которое во время проскомидии и самого совершения таинства в небольшой пропорции добавляется вода и теплота. Священник должен следить за выпечкой просфор и всегда иметь запасную просфору для Агнца, а также заранее осмотреть приготовленные просфоры, чтобы убедиться в их доброкачественности. Употреблять для Агнца просфору, из которой изъяты частицы, не разрешается. Если священник, зная о недоброкачественности просфоры, приготовит из нее Агнец и совершит литургию, то он «святотатским грехом согрешит». Эти же правила он должен соблюдать и в случаях, если в потире не будет вина или воды или они окажутся нечистыми. В таком случае нужно вылить воду или вино в какой-либо чистый сосуд и влить в потир вина с малым количеством воды при произнесении слов «И един от воин копием рéбра Ему прободе». Затем со слов «Подобне и чашу по вечери, глаголя: пийте от нея вси», совершает всё тайно по порядку, не произнося лишь совершительных слов и не творя положенных действий над хлебом, если он уже освящен. По совершении Божественной литургии и потреблении Святых даров вылитая из потира вода должна быть снова влита в чашу вместо теплоты, употребляемой для ее очищения, и потреблена. Если перед освящением святой чаши окажется, что в вино не была добавлена вода, это нужно сделать немедленно с произнесением слов: «Един от воин копием рéбра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода: и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его». Если это обнаружится по освящении вина, вода не вливается, а вливается в положенное время теплота.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Те же правила священник должен наблюдать и в том случае, когда окажется, что в потире одна только вода и вовсе нет вина; также если последнее окажется окисшим, или нечистым 135 ; в таком случае он должен вылить эту воду или вино в какой-либо чистый сосуд и влить в потир вина в соединении с малым количеством воды при произнесении слов: И един от воин копием ребра Ему прободе; потом, начав от слов: Подобне и чашу по вечери, глаголя: пийте от нея вси…, совершать всё тайно по порядку, не произнося только совершительных слов и не творя положенных действий над хлебом, если он уже освящен. Вода же, вылитая из потира, по совершении службы и по потреблении остатков Божественных Таин, должна быть снова влита в потир, вместо очищения, и потреблена. Если пред освящением св. чаши окажется, что забыто присоединение (в своё время) к вину воды, – тогда должно сделать это немедленно 136 , с произнесением слов: Един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода: и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его . Если же это окажется уже по освящении вина, не вливается вода немедленно, а только в известное время вливается обычная теплота (Уч. Изв.). Если бы св. Дары были пролиты так, что священнику нечем было бы и приобщаться, то он должен снова налить в потир вина в соединении с малым количеством воды, при произнесении проскомидийных слов: И абие изыде кровь и вода , потом должен снова совершить над этим вином обычное освящение, начав со слов: Подобне и чашу по вечери, глаголя … и проч., и поступать далее, как сказано выше (Уч. Изв.). Во всех случаях остановки совершения литургии священнослужителями, на клиросе, для занятия народа, должны быть петы приличные священные песнопения; продолжение же литургии, после этого перерыва, всегда должно начинать с того места, на котором священник остановился для совершения священнодействий над веществом таинства (Уч. Изв.). Если бы священник, совершающий литургию, забыл, произнёс он, или нет, над хлебом и вином слова Господни или молитву: Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа , или совершительные слова: И сотвори убо… преложив Духом Твоим Святым , и потому недоумевал бы, освящены или нет св. Дары, – в таком случае он не должен долго смущаться, но тихо должен произнести над Дарами слова Господни, начав со слов: В нощь, в нюже предан бываше, приим хлеб …, и прочие слова и молитвы, о которых недоумевает, держа и повторяя в уме своём мысль, что Дары эти освящаются, если не освящены (Уч. Изв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

«Великое, поистине, есть дело крещение, и потому с размышлением к нему приступай. – Так как человек состоит из двух частей, из души и тела, то и очищение двоякое: бесплотное для бесплотного, и телесное для тела; вода очищает тело, а Дух Святый запечатлевает душу, чтобы нам приступить к Богу, с сердцем окропленным и телом омытым водою чистою. Итак, когда ты смотришь на воду, то не простую воду представляй себе, но от действия Св. Духа ожидай спасения: ибо без того и другого, невозможно тебе достигнуть совершенства; не я говорю сие, но Го­сподь Иисус Христос: «аще кто не родится свы­ше, водою и духом, не может внити в царствие Божие» ( Иоан. 3:5 ). Ни тот, кто крещается водою, но не удостоен Духа, не имеет совершенной бла­годати; ни тот, кто хотя бы добр был по делам, но не получил запечатления водою, не внидет в царствие небесное: слово дерзновенно, но не мое, ибо так определил Господь: «иже веру иметь и кре­стится, спасен будет, а иже не иметь веры, осужден будет» ( Марк. 16:16 ). «Если же кто желает знать, почему чрез во­ду, а не чрез другую стихию, дается благодать, тот найдет разрешение сему в Божественном писании. Вода есть нечто живительное и наилучшее из че­тырех видимых стихий мира: небо есть жилище Ангелов, но небеса из воды: земля есть обитали­ще человеков, но земля из воды и, прежде всего шестидневного устройства творения, Дух Божий но­сился над водою; начало мира вода, и начало спа­сения Иордан; освобождение Израиля от Фараона совершилось посредством моря, и освобождение мира от грехов совершается чрез омовение водою, при содействии слова Божия. Где Бог вступает в завет с кем-либо, там и вода: с Ноем заключен был завет, после потопа, и знамением крещения была умывальница, поставленная в скинии. Крещение есть конец ветхого завета и начало нового: освятил крещение Иисус, крестившись Сам, будучи безгрешным, для того чтобы крещающимся даровать божественную благодать и славу. И ты, нисшедши в воду, мертвый грехами, и как бы погребшись в оной, подобно Иисусу во гробе каменном, восходишь оживотворенный правдою, дабы ходить в обновлении жизни, и сия спаси­тельная вода, в одно время, для тебя и гроб и матерь».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В церковной лавке Вас попросят оплатить пожертвование за крещение. Перед таинством ребеночка лучше покормить, чтоб ему было комфортнее и спокойнее. Кормить в храме  МОЖНО, хорошо для этого быть в кормительной одежде или иметь с собой фартук. Если нужно уединение — можно попросить кого-то из сотрудниц храма подыскать укромное место. Единственное — если малыш кормится долго, лучше иметь с собой бутылочку-поильник-шприц с едой, чтобы не получилось так, что малыш проголодался в середине службы и надо или ждать полчаса, пока он поест или он будет плакать от голода. Во время таинства ребенка держат на руках крестные, родители могут только наблюдать. Продолжительность Крещения обычно около часа. Полезно заранее ознакомиться с тем, что будет происходить на службе, чтобы понимать смысл происходящего. Вот  схема богослужения святого Крещения . А вот мам на крещение пускают не везде — лучше тогда этот вопрос заранее уточнить. Холодная вода? В купели вода ТЕПЛАЯ. Сначала туда обычно заливается горячая вода, перед Таинством ее разбавляют холодной. Но вода в купели теплая :) О том, чтобы вода была теплая, позаботятся служащие храма, которые ее набирают — они не меньше вашего не хотят, чтоб ребеночек замерз. После окунания ребенка не сразу удастся одеть, и тут опять стоит упомянуть, о том , что совсем маленьких крестить хорошо в отдельных помещениях а не в самом храме, где прохладно даже летом. В любом случае — не переживайте, все происходит быстро и замерзнуть ребенок не успеет. Должен ли ребенок носить крестик постоянно? Часто родителей волнует вопрос безопасности ношения ребенком крестика. Кто-то боится что ребенок может пострадать от верёвки или ленточки, на которой крестик висит. Многие волнуются, что ребенок крестик может потерять или его могут украсть, например, в саду. Как правило крестик носят на недлинной тесемочке, которая нигде не может запутаться. А для детского сада можно заготовить специальной недорогой крестик. А говорят, что…. Крещение, как и многое другое в нашей жизни окружено множеством глупых суеверий и предрассудков. Старшие родственники могут добавить забот и волнений рассказами о плохих приметах и запретах. Любые сомнительные вопросы лучше прояснять со священником, не доверяя, пусть даже очень опытным, бабушкам. Можно ли отмечать крещение?

http://pravmir.ru/kreshhenie-rebenka-pra...

Вода и теперь, как прежде, считалась безусловно необходимым и единственно и исключительно пригодным веществом для таинства крещения. Только некоторые гностические и манихейские секты отвергали её как элемент слишком обыкновенный на их взгляд, несоответствующий важности и достоинству таинства. Тертуллиан пишет целый трактат об этом предмете, в котором доказывает необходимость этого элемента в таинстве крещения и защищает исторически его достоинство, «Мы, как рыбы, – говорит он, – предводимые Иисусом Христом, главою нашим, рождаемся в воде и не можем иначе сохранять жизни своей, как пребывая в той же воде» 475 . «Ничто не кажется им столь странным и невероятным, говорит он о еретиках, как то, что Бог с одной стороны пользуется самым простым веществом для произведения своего божественного дела, а с другой придаёт ему величественное действе. Таково наше крещение. Все при нём кажется просто: нет никакого блеска, ни пышности, ни великолепия. Видя, что тут человек только погружается просто в воду и омывается водою, причём над ним произносится насколько слов, люди темь менее убеждаются в возможности ниспослания ему чрез то жизни вечной, что он не выходит из этой купели ни более чистым, ни более опрятным» 476 . Вода, по воззрению Тертуллиана , древнейшая стихия «благодатная по своему происхождению». При сотворении мира «она была седалищем Духа Божия, который предпочёл ее всем прочим стихиям. Все было не иное что, как ужасный хаос... Вода, одна вода, вещество совершенное, изящное, чистое служила престолом для Духа Божия. Посредством же воды Он творил различные части вселенной; ей преимущественно пред другими стихиями Бог повелел: «да изведут воды гад душ живых. И так вода первая произвела то, что имеет жизнь, дабы никто не удивлялся, что крещение водою может даровать душе нашей жизнь вечную. При образовании даже человека Бог употребил воду для совершения сего превосходного создания. Хотя собственно земля составляла то вещество, из которого человек сотворён, но она не могла быть к тому годна иначе, как в влажном и смоченного виде.... Довольно уже и того, что мы привели, дабы открыть прообраз (крещения) с самого начала мира. Дух Божий, носившийся верху воды, Сам указал нам, что Он укрощающимся доставит духовное возрождение Натура воды, освященная Духом Божиим, получила силу освящать человека в таинстве крещения» 477 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

К тому же мы можем сказать, что символ – такое выражение другой реальности, которое не может быть заменено ничем другим. Он возникает не просто как результат договоренности, когда люди собираются вместе и решают, что первым способом передачи благодати в христианстве будет вода крещения. Мы не можем это сказать, так как вода первичнее любого богословия или теории крещения. Вода, я бы сказал, – вечна. И она – адекватный символ того, что было исполнено Христом в Крещении. Таким образом, символ – это не просто указание на нечто иное. Это – присутствие этого иного. Присутствие того, что не может присутствовать иным образом. И в этом суть дела. Символ – это присутствие того, что не может присутствовать иным образом, по крайней мере в этом мире, в это время, в контексте нашей жизни. Несколько упрощая, можно сказать, что с этой точки зрения христианство действительно полностью и необходимо символично. «Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ). Нельзя увидеть Отца иначе, чем через совершенный символ – Христа. Христианство, поскольку оно есть возвещение, манифестация и присутствие в этом мире в это время, по необходимости онтологически символично. Литургия как locus 133 символического Теперь мы перейдем к следующему вопросу. Как выражается символизм христианства? Ответ на этот вопрос мы найдем в богослужении. Я утверждаю (и это мое утверждение носит лишь своего рода керигматический характер), что богослужение или церковный год с самого начала были locus’oм символического. Мы можем заметить, что церковный год являет совсем не то, что было в языческих или традиционных религиях. Христианский церковный год – это нечто большее. Что делает христианское богослужение phenomenon bene fundatum 134 , а не просто одним из возможных проявлений христианства? В нашей жизни так много обрядов, например – перерыв на кофе с десяти до одиннадцати утра и т.п. Но что делает богослужение тем местом, в котором христианство являет этот символ иных реальностей, являет их как поистине присутствующие? Богослужение стоит в центре христианства именно потому, что им онтологический символизм христианства становится реальностью, исполняется и вручается нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Значит, манна или хлеб, посланный с неба, спас их от смерти или сохранил им временную жизнь. 17) А что же дает нам жизнь вечную? (Тело Господа нашего Иисуса Христа, которое мы вкушаем в Таинстве Причащения). 18) На что же указывает или прообразом чего же служит манна? (прообразом тела Иисуса Христа). Теперь слушайте дальше: в чуде, совершенном Господом (т. е. в даровании манны) ясно выразилась Его любовь и попечение об сынах Израилевых; но они и после этого много раз роптали. Так, однажды у них оказался недостаток в воде. Вместо того, чтобы обратиться с молитвой к Богу, они снова подняли ропот. Моисей воззвал к Господу о помощи, и Господь сказал: «Возьми жезл твой и ударь по скале». Моисей так и сделал; из скалы истекла вода в таком изобилии что напились и люди, и стада. 19) На что же Сыны Израилевы стали роптать, вскоре после того, как Господь дал им манну? 20) Что же сказал Гоподь Моисею? 21) Значит, что Моисей должен был сделать, чтобы из скалы потекла вода? (ударить по ней жезлом). 22) Припомните, что сделал один из воинов, чтобы удостовериться, что Иисус Христос уже умер? И что тогда истекло из ребра Господа? 23) Что дала Израилю вода из скалы? 24) Что дает нам кровь Господа нашего Иисуса Христа? (Жизнь вечную). 25) Следовательно, на что указывает или прообразом чего была вода, истекшая из скалы? (Прообразом крови Иисуса Христа). В воспоминание об этнх чудесных событиях, – даровании хлеба и воды, – у нас в церкви во время повечерия на 1-ой неделе Великого поста поется песнь. В этой песне говорится, что Бог Своею Всемогущею рукою дал в древние времена в пустыне народу Своему манну как дождь с неба и воду из камня (скалы). Эта священная песнь читается так: «Видите, видите, яко Аз есмь Бог, манну одождивый и воду нз камене источивый, древле в пустыне людем Моим десницею единою и крепостью Моею». (Откройте ваши молитвословы на стр. 135 – (рцы, люди, есть). Прочтет какая-нибудь сильная ученица, затем еще раз более слабая и потом все хором. 1) Как сказать по-русски слова: «яко», «Аз», «одождивый», «источивый», «десницею», «крепостью»? 2) Что Бог говорит о Себе? 3) Что Он дал Своим людям? 4) Когда? 5) Где? 6) На какое Свойство Божие мы указываем, говоря, что Бог все сотворил Своею Силою? 7) За каким богослужением поется эта церковная песнь или ирмос? Синайсное Законодательство.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Первый лик: Радуйся, Дева, радуйся!/Радуйся благословенная, радуйся, прославленная:/ибо Твой Сын воскрес/на третий день из гроба. [Υ]  Воды вся превосходит, Отроковице Чистая,/источника Твоего вода,/яве дарующая свобождение недугов лютых,/и душам всякое здравие,/яко паче естества изливаемая. Воды все превосходит, Отроковица Чистая,/источника Твоего вода,/явно дарующая освобождение от недугов тяжких/и душам здравие всецелое,/как сверхъестественно изливающаяся. Вторый лик: Радуйся, Дево, радуйся,/радуйся, Благословенная,/радуйся, Препрославленная!/Твой бо Сын воскресе тридневен от гроба. Второй лик: Радуйся, Дева, радуйся!/Радуйся благословенная, радуйся, прославленная:/ибо Твой Сын воскрес/на третий день из гроба. [Υ]  Воды вся превосходит, Отроковице Чистая,/источника Твоего вода,/яве дарующая свобождение недугов лютых,/и душам всякое здравие,/яко паче естества изливаемая. Воды все превосходит, Отроковица Чистая,/источника Твоего вода,/явно дарующая освобождение от недугов тяжких/и душам здравие всецелое,/как сверхъестественно изливающаяся. Таже первый лик: Радуйся, Дево, радуйся,/радуйся, Благословенная,/радуйся, Препрославленная!/Твой бо Сын воскресе тридневен от гроба. Затем первый лик: Радуйся, Дева, радуйся!/Радуйся благословенная, радуйся, прославленная:/ибо Твой Сын воскрес/на третий день из гроба. [Λ]  Решитель недугов новый се Силоам,/источника Твоего, Дево, зрим вси:/очи бо приемлет огня,/вси же здравие присно к животу приемлем. Вот, освобождение от недугов, новый Силоам/в источнике Твоем, Дева, все мы видим:/ибо очи получает здесь слепой,/мы же все постоянно здравие/к жизни приобретаем. Вторый лик: Радуйся, Дево, радуйся,/радуйся, Благословенная,/радуйся, Препрославленная!/Твой бо Сын воскресе тридневен от гроба. Второй лик: Радуйся, Дева, радуйся!/Радуйся благословенная, радуйся, прославленная:/ибо Твой Сын воскрес/на третий день из гроба. [Ο]  Здравия ищущии притецыте ко источнику;/Отроковица бо Дева жительствует при воде./Ликуй и веселися верных множество/сице, якоже подобает,/иже бо приидет к храму,/воздаяние прошений приемлет. Здравия ищущие, прибегните к источнику:/ибо Отроковица Дева обитает при той воде./Торжествуй и радуйся, верных множество:/так, как должно, ты всегда во святилище получишь/ответ на твои прошения. Таже первый лик: Радуйся, Дево, радуйся,/радуйся, Благословенная,/радуйся, Препрославленная!/Твой бо Сын воскресе тридневен от гроба.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/pyatnicza...

Действенность омовения была обусловлена множеством факторов. В частности, в ряде случаев одного омовения без жертвоприношения было недостаточно, чтобы произвести очищение ( Лев.15:13–15 ). Зависела она и от времени захода солнца ( Втор.23:11 ; Лев.15:16 ). В большинстве случаев, встречающихся в Ветхом Завете, требовалось полное омовение всего тела ( Лев.15:16 ), то есть полное погружение в воду. Причем очищала от грехов только вода из естественного источника или собранная в цистерне дождевая, поскольку считалось, что и та и другая происходят прямо от Бога (это хорошо видно на примере Лев.11:33–36 : вода в любом сосуде при попадании в него чего-то нечистого оскверняется, если была налита человеком, природный же источник и вода в миквах сохраняют свою чистоту при соприкосновении с нечистотой). Окропление водой без омовения тела упоминается только для левитов при подготовке к служению ( Чис.8:7 ). В остальных случаях за окроплением следует омовение тела ( Чис.19:19 ). Причем вода, которой совершалось окропление, делает нечистым того, кто кропил ( Чис.19:21 ). Наконец, женщинам ветхозаветная традиция (в отличие от позднейшей раввинистической) предписывала омовения в крайне редких случаях, поскольку они не участвовали в богослужении. Для всех остальных иудеев омовение было обязательным условием участия в жертвоприношениях (за исключением ряда случаев). Христианское же Крещение совершается священником или, в исключительных случаях, другим мирянином (самокрещение известно лишь в некоторых поздних христианских сектах). Таинство совершается один раз в жизни, в обязательном порядке, над мужчинами и над женщинами. Оно исцеляет от грехов, то есть имеет в первую очередь нравственное значение. Что касается воды, то уже в Дидахе, которое датируется серединой I–haчaлoм II века, предписывается совершать Крещение как в проточной воде, так и в купели (не обязательно с дождевой водой) или возливать воду на голову. Без водного Крещения человек не допускается к участию в других таинствах (уже по Дидахе 9. 5). Самое главное – христианское Крещение тесно связано с понятиями святости и спасения и наполнено определенным богословским смыслом (усыновляет человека Богу, дарует ему Святого Духа и новое рождение, очищает от первородного греха, соединяет со Страстями Христовыми).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010