10. Судей чтение Сказал Гедеон Богу: “Если Ты спасаешь рукою моею Израиль таким образом, как Ты сказал, то вот, я раскладываю стриженую шерсть на гумне: и если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что Ты спасаешь рукою моею Израиль таким образом, как Ты сказал”. Так и сделалось. И, встав назавтра с рассветом, Гедеон выжал шерсть, и вытекла роса из шерсти – полная лохань воды. И сказал Гедеон Богу: “Да не раздражится гнев Твой на меня, и я скажу еще один раз, и сделаю еще один раз испытание над шерстью: пусть же будет сухо только на шерсти, а на всей земле роса”. И сделал Бог так в ту ночь: и было сухо только на шерсти, а на всей земле была роса. Суд 6:36–40 Царств третиих чтение (глава 18): 11. Третьей книги Царств чтение Рече Илия к людем: приступите ко мне. И приступиша вси людие к нему. И взят Илия дванадесять камений, по числу дванадесяти колен сынов Израилевых, якоже глагола Господь к нему, глаголяй: Израиль будет имя твое. И созда камение, и исцели олтарь Господень раскопанный, и сотвори ров, вмещающ по две меры семени, окрест олтаря. И положи полена на олтари, егоже сотвори. И раздроби всесожжения, и положи на полена, и обыде олтарь. И рече Илия: приимите ми четыре водоносы воды, и да пролиются на олтарь, на всесожжение же и на полена. И рече: удвойте. И удвоиша. И рече: утройте. И утроиша. И идяше вода окрест олтаря, и ров исполнися воды. Сказал Илия народу: “Подойдите ко мне”. И подошел весь народ к нему. И взял Илия двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израиля, – как сказал Господь ему, говоря: Израиль будет имя твоё. И воздвиг он камни [во имя Господа], и исправил срытый жертвенник Господень, и сделал ров, вмещающий две меры зерна, вокруг жертвенника. И положил дрова на жертвенник, который сделал, и рассек всесожжение на части, и положил на дрова, и водрузил на жертвенник. И сказал Илия: “Возьмите мне четыре ведра воды и выливайте на всесожжение и на дрова”. И сказал: “Повторите”. И они повторили. И сказал: “Сделайте то же в третий раз”. И сделали в третий раз. И проходила вода вокруг жертвенника, и ров наполнился водою.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

36 Жнущий получить награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеящий и жнущий вместе радоваться будут. 37 Ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, другой жмет. 38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились; другие трудились, а вы вошли в труд их. 39 И многие самаряне из города того уверовали в Него, по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. 40 И потому, когда пришли к нему самаряне, то просили Его побыть у них; и Он побыл там два дня. 41 И еще большее число уверовали по Его слову. 42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем; ибо сами слышали и узнали, что он истинно Спаситель мира, Христос. Ст. 6. Что за время, около шестого часа, когда Иисус Христос сидел возле колодезя, в ожидании учеников, ушедших за пищей? У евреев время считалось не так, как у нас теперь считается. Счет часов дня начинался с наступлением самого дня: их первый час дня соответствовал нашему седьмому утра, второй -восьмому, третий – девятому и так далее, шестой – двенадцатому, девятый – третьему по полудни. Ст.8 Почему евреи избегали общения с самарянами? Самаряне были полу-еврейской и полу-языческой веры, потому евреи и презирали их, считали их нечистыми, как язычников, не разделяли с ними ни стола, ни беседы, ни богослужения. Самарянами назывались язычники, которые поселены были на место евреев, переселенных из Палестины в Ассирию, и принявших еврейскую веру, не оставив совсем своей языческой. Название их Самарянами произошло от г. Самарии, в Палестине, где поселены были они. Самарянам желалось вместе с евреями строить иерусалимский храм, но евреи не приняли их в свое общество, потому что они были другого происхождения и не вполне приняли еврейскую веру. Впоследствии самаряне построили было свой храм, но иудеи разрушили его. Ст.10–15 Что такое живая вода, о которой Иисус Христос говорит Самарянке? Самарянка думала, что это свежая ключевая вода. Но Иисус Христос живой водой называл свое божественное, новозаветное учение, ведущее человека в жизнь вечную в царстве небесном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

(5) Ибо, как сказано, «видевший брата своего, видел и Бога своего». По моему разумению, данное изречение под именем Бога говорит нам о Спасителе. (6) Впоследствии же, сбросив с себя земную оболочку, «чистые сердцем» ( Мф.5:8 ), мы увидим Бога «лицом к лицу» ( 1Кор.13:12 ), то есть вполне и совершенным образом. (7) Те из эллинов, кто был достаточно упорен в изучении философии, приблизился к видению Бога, через его изображение или как бы через увеличительное стекло. Таково неизбежное следствие слабости нашего зрения, потому и истину мы созерцаем как отражение на поверхности воды или через некое прозрачное или отражающее тело. (95,1) Хорошо сказал об этом Соломон: «Сеющий праведность созидает веру. Сеющие своё тем самым умножают его» ( Притч.11:21–24 ). И далее: «Прозябает трава, и появляется зелень, и собирают горные травы. Овцы – на одежду тебе, и козлы – на покупку поля» ( Притч.27:24–25 ). (3) Далее, как видите, говорится о необходимости крова и охраны: «Хорошо наблюдай за скотом твоим, имей попечение о стадах» ( Притч.27:23 ). (3) «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон», то есть, «если необрезанный исполняет постановления закона» ( Рим.2:14–26 ), по словам апостола, до дарования закона и до прихода Христа. (4) Слово проводит чёткое различение между теми, кто исходит из философии, и еретиками, как это видно из следующего: «Лучше сосед вблизи, нежели брат вдали». «Надеющийся на ложь стережёт ветра и бросает птиц в воздух». (5) Не думаю, что здесь говорится о философии, хотя во многих случаях она и прибегает к правдоподобным гипотезам и основывает свои заключения на них. Ересь же осуждается, (6) ибо дальше сказано: «Он забыл дорогу на свой виноградник и потерял дорогу на своё поле». То есть он забыл о Боге истинно сущем, став безбожником, поэтому и ищет он воду там, где её нет: «...и вот достиг он необитаемой и высохшей земли, черпая руками бесплодный прах» ( Притч.9:12 ). (96,1) «Кто глуп, обратись сюда», – имея в виду еретиков, говорит София. «Ворованная вода сладка, и дармовой хлеб приятен» ( Притч.9:16–17 ). Хлеб и вода упоминаются здесь с единственной целью показать еретичность практики тех, кто, противореча церковному канону, использует во время богослужения хлеб и воду, ибо есть и такие, кто во время Евхаристии обходится только чистой водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды… 9 И сказал Бог: да соберется вода… 11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень… 14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной… 20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую… 24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее… 26 И сказал Бог: сотворим человека… И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь… И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву…” Несомненна связь с десятью другими словами — заповедями, в результате которых создан (подобно тому, как создан мир) народ Божий. Впрочем, это скорее говорит о значимости избрания народа и заключения Завета — событий, приравненных по масштабу к событиям начала, творения мира. Бог творит народ Свой (из небытия, из ничего), и только Бог. Это — чудо» . Крайне важен и литургический аспект Шестоднева: «7 дней представляют собой литургическую неделю, где каждый день начинается с вечера. То, что Субботой закончилось и строительство Скинии ( Исх. 31:12–17 ), является одним из параллелизмов между сотворением мира и строительством Скинии. Речь идет о том, что Суббота укоренена в самом порядке вещей. Это — не научная, а литургическая картина творения мира. Семь дней — символ полноты и завершенности, вот почему все восемь дел симметрично распределяется по шести дням. Цель симметрии — день седьмой. Все приходит к своей завершенности, стремится к цели, как иудейская неделя затем стремилась к субботе с ее почитанием Бога: “Не дела стоят в центре творения Божия. Центр и цель всего сотворенного — Сам Бог, радующийся всему своему делу”. Центральные — каждый по-своему — два дня: седьмой, как завершение (см. выше) и четвертый, как геометрически центральный. Семидневная структура также указывает на творение светил в четвертый день как на середину недели творения. Кроме функции светить светила служат еще и для знамений, праздников, дней, лет, то есть для литургического календаря. Таким образом, в центре опять оказывается Бог, точнее, богослужение.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

   (95, 1) Хорошо сказал об этом Соломон: «Сеющий праведность созидает веру. Сеющие свое тем самым умножают его». (Притч. 11:21—24) И далее: «Прозябает трава, и появляется зелень, и собирают горные травы. Овцы — на одежду тебе, и козлы — на покупку поля». (Притч. 27:24—25) (3) Далее, как видите, говорится о необходимости крова и охраны: «Хорошо наблюдай за скотом твоим, имей попечение о стадах». (Притч. 27:23.) (3) «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон», то есть, «если необрезанный исполняет постановления закона» (Рим. 2:14.26), по словам апостола, до дарования закона и до прихода Христа. (4) Слово проводит четкое различение между теми, кто исходит из философии и еретиками, как это видно из следующего: «Лучше сосед вблизи, нежели брат вдали». «Надеющийся на ложь стережет ветра и бросает птиц в воздух». (5) Не думаю, что здесь говорится о философии, хотя во многих случаях она и прибегает к правдоподобным гипотезам и основывает свои заключения на них. Ересь же осуждается, (6) ибо дальше сказано: «Он забыл дорогу на свой виноградник и потерял дорогу на свое поле». То есть, он забыл о Боге истинно сущем, став безбожником, поэтому и ищет он воду там, где ее нет: «… и вот достиг он необитаемой и высохшей земли, черпая руками бесплодный прах». (Притч. 9:12.) (96, 1) «Кто глуп, обратись сюда», — имея в виду еретиков, говорит София. «Ворованная вода сладка, и дармовой хлеб приятен». (Притч. 9:16—17) Хлеб и вода упоминаются здесь с единственной целью показать еретичность практики тех, кто, противореча церковному канону, использует во время богослужения хлеб и воду, ибо есть и такие, кто во время евхаристии обходится только чистой водой. (2) «Но посторонись, не входи в места ее». (Притч. 9:19.) Здесь говорится о местах собраний, которые не обязательно совпадают с церковью. (3) Далее говорится: «Так вы пересечете чужие воды». Имеется в виду еретическое крещение, неприличное и чуждое. (4) А «перейдя чужие воды», которые увлекут вас и унесут в море, вы окажетесь там, где находятся все, утратившие твердую почву истины, и снова поплывете с ними по зыбким волнам языческой жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 2Мак.1:20-22 читаем: « По прошествии же многих лет, когда угодно было Богу, Неемия, присланный от Персидского царя, послал за сим огнем потомков тех священников, которые скрыли его. Когда же объявили нам, что не нашли огня, а только густую воду, тогда он приказал им, почерпнув, принести ее; и когда потом приготовлены были жертвы, Неемия приказал священникам окропить этою водою дрова и положенное на них. Когда же это было сделано и наступило время, когда просияло солнце, прежде закрытое облаками, тогда воспламенился большой огонь, так что все удивились ». И если в случае Илии огонь сходит с неба, то процитированное сейчас место как раз допустимо понять в том смысле, что источником пламени явилась вода – жертва была «зажжена» водой (возможно, это была нефть: см. 2Мак.1:36 ). В греческом тексте данного ирмоса слово «вода» стоит в дательном падеже. В древнегреческом языке он используется, с одной стороны, и в качестве нашего творительного (dativus instrumentalis) – поскольку творительный в этом языке отсутствует. В этом случае перевод, действительно, будет выглядеть: «сжег жертву (чем?) водой» – и подходить к случаю Неемии. В пользу этого также можно привести и использование в таком случае в ирмосе двух противопоставленных парадоксов: из пламени – роса, из воды – огонь. С другой стороны, от чего (ошибочно?) отталкивался я, дательный без предлога может использоваться вместо meta + Gen. – в значении нашего «с кем? с чем?». Это подходит к случаю и Илии, и Неемии – жертва была сожжена вместе с водой. В любом случае, вопрос правильного перевода является не таким однозначным, как было мною ранее представлено. Если окажется, что я действительно восемь лет назад ошибся и не заметил этого сейчас – прошу простить! Однако данный пример – даже в случае моей ошибки – является еще одной иллюстрацией в пользу основной тематики этой статьи. Указанный ирмос является одним из наиболее часто исполняемых за богослужениями в течение года. За год хористы поют его, а прихожане слышат не один десяток раз. Однако как много из них (да и нас, священнослужителей) знает, о каком вообще эпизоде из Священного Писания идет речь? И если многие не знают и не пытаются вообще узнать – то признаком чего может быть это? Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/klassicheskie-oshibki-v...

Возвеселился я о сказавших мне: “В дом Господа мы пойдём”. Стояли ноги наши во дворах твоих, Иерусалим. Иерусалим, созидаемый как город, чья общность – в его единстве. Ибо туда взошли колена, колена Господни, во свидетельство Израилю, прославлять имя Господне, ибо там поставлены престолы для суда, престолы в доме Давидовом. Просите же того, что к миру Иерусалима; и изобилие – любящим тебя; да будет же мир в силе твоей, и изобилие в башнях твердынь твоих. Ради братьев моих и ближних моих я говорил “мир” о тебе; ради дома Господа, Бога нашего, взыскал я блага тебе. Псалом 122 К Тебе возведох очи мои, живущему на Небеси. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения, наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых. К Тебе возвёл я очи мои, живущему на небесах. Вот, как очи рабов – к рукам господ их, как очи рабыни – к рукам госпожи её, так очи наши – ко Господу, Богу нашему, доколе Он не пожалеет нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо с избытком мы насыщены презрением. С избытком насыщена душа наша поношением от благоденствующих и презрением от гордых. Псалом 123 Яко аще не Господь бы был в нас, да речет убо Израиль, яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас, внегда прогневатися ярости их на ны, убо вода потопила бы нас. Поток прейде душа наша, убо прейде душа наша воду непостоянную. Благословен Господь, Иже не даде нас в ловитву зубом их. Душа наша, яко птица избавися от сети ловящих: сеть сокрушися, и мы избавлени быхом. Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю. Если бы не был Господь среди нас, пусть же скажет Израиль; если бы не был Господь среди нас, когда восстали люди на нас, то живыми они поглотили бы нас. Когда возгорелся гнев их на нас, то вода потопила бы нас! Поток перешла душа наша. Так, перешла душа наша воду неодолимую! Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их. Душа наша, как птичка, избавилась из сети ловцов: сеть порвалась, и мы избавились. Помощь наша в имени Господа, сотворившего небо и землю.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestve...

Вскую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене? Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея; вознес же ся, смирихся, и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя, обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе. Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей. Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя: приклони ухо Твое к молению моему. Господи, Боже спасения моего, днём я взывал, и в ночи – пред Тобою, да взойдёт пред лицо Твоё молитва моя, склони ухо Твоё к молению моему. Ибо исполнилась зол душа моя, и жизнь моя к аду приблизилась; сопричислен я был с нисходящими в ров, стал как человек беспомощный, среди мёртвых – свободный; как сражённые, спящие в могиле, о которых Ты уже не вспомнишь, и они от руки Твоей отринуты. Положили меня во рве глубочайшем, во тьме и тени смертной, на мне утвердилась ярость Твоя и все волны Твои Ты навёл на меня. Удалил Ты знакомых моих от меня: они сочли меня мерзостью для себя; я был предан и выйти не мог. Очи мои изнемогли от нищеты: я взывал к Тебе, Господи, целый день, простёр к Тебе руки мои. Разве мёртвым Ты сотворишь чудеса? Или врачи их воскресят, и они прославят Тебя? Разве возвестит кто в могиле о милости Твоей, и об истине Твоей – в месте гибельном? Разве познают во тьме чудеса Твои, и правду Твою – в земле забвения? И я к Тебе, Господи, воззвал, и рано утром молитва моя достигнет Тебя. Для чего, Господи, отстраняешь душу мою, отвращаешь лицо Твоё от меня? Нищ я, и в трудах от юности моей; и, вознесённый, – был унижен и изнемог. Надо мною гнев Твой прошёл, устрашения Твои смутили меня, окружают меня, как вода, весь день, охватили меня все вместе. Ты удалил от меня друга и ближнего и знакомых моих из-за страдания. Господи, Боже спасения моего, днём я взывал, и в ночи – пред Тобою, да взойдёт пред лицо Твоё молитва моя, склони ухо Твоё к молению моему. Псалом 102 Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vsenoshhn...

Вскую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене; Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея; вознес же ся, смирихся, и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя; обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе. Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей. Господи Боже, Спаситель мой! днем взываю я к Тебе и ночью. Пусть дойдет до Тебя молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему. Ибо душа моя переполнилась страданиями и жизнь моя приблизилась к преисподней. Меня причислили к нисходящим в могилу. Я стал как человек беспомощный, предоставленный самому себе среди мертвых, – как убитые, спящие в могиле, которых Ты уже более не вспоминаешь и которые отринуты от руки Твоей. Меня положили в яме под землею в темном могильном мраке. На мне отяготел гнев Твой, и все волны Твои Ты послал на меня. Ты удалил знакомых моих от меня: они возгнушались мною; я был предан и не имел выхода. Очи мои изнемогли от горести. Я взываю к Тебе, Господи, весь день; простираю к Тебе руки мои. Разве над мертвыми Ты сотворишь чудеса? Или врачи воскресят их, и они станут славить Тебя? Разве поведает кто в могиле милость Твою и истину Твою в месте тления? Разве будут познаны в могильном мраке чудеса Твои и правда Твоя в земле забвения? И я взываю к Тебе, Господи, и утром молитва моя будет пред Тобою. Зачем, Господи, Ты отвергаешь душу мою, отвращаешь от меня лице Твое? Я – нищ и в трудах от юности моей: после возвышения был принижен и снова обеднел. Надо мною прошли гневы Твои; устрашения Твои смутили меня; они окружают меня повседневно, как вода, все вместе владеют мною. Ты удалил от меня друга и ближнего и знакомых моих из-за несчастий моих. Псалом 102 Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

«Да знаменуется елей сей, да освятится, да смешается с этим святым миром, чтобы быть ему залогом отпущения грехов в крещении во имя Отца, и Сына, и Св. Духа». Чтецы: Аминь. Священник возвращает рог тому, у которого он прежде был, и говорит: «Господи Боже наш, по своей великой к нам милости, сподоби нас с чистым сердцем, неосужденно, с откровенным лицем предстать пред Тобою, дабы мы едиными устами и единым сердцем могли взывать к Тебе и говорить». Чтецы: «Отче наш»... Затем подходят к купели и становятся по обе стороны ее с кадильницею в руках; крест и Евангелие, обращенные к востоку, полагают на купель, где и оставляют их до тех пор, пока вода не благословлена. По снятии покрывала с купели, иерей становится на колени, причем диакон говорит: – «миром Господу помолимся». Священник возглашает – «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Св. Духа буди со всеми вами во веки веков. Аминь». (При этом знаменует воду крестным знамением). Диакон продолжает ектенью. – Причем священник про себя читает молитву об имеющем креститься, и возглашает потом: «Да соделавшись совершенным по телу и по душе, он мог воздать Тебе славу, честь, хвалу и поклонение ныне и во веки веков». При этом иерей крестообразно знаменует воду, берет «рог святого миропомазания» и крестообразно знаменует воду миром, заключающимся в «роге», говоря: «Да будет сия вода запечатлена и благословлена св. миром, чтобы она соделалась новым и духовно возрождающим лоном чрез оставляющее грехи крещение во имя Отца, и Сына, и Св.Духа, ныне и присно и во веки веков». Чтец: »Аминь». Иерей: «Святая подобает единому и божественному Существу». Чтец: «Един Отец свят, един Сын свят, един Дух Святый свят. Да будет слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу. Он (Бог) свят присно и во веки веков. Аминь». Диакон: «восхвалим Бога живаго». Затем поют один из гимнов, составленных для Богоявления, чтобы собрание не оставалось незанятым; а иерей, освящающий воду, должен стать при сосуде, содержащем миро, другой же при купели, и оба они должны обратиться лицом к востоку.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010