Поэтому здесь требуется больший страх и большая осторожность, чтобы не попасть в плен, но чтобы избежать их гибельных для души набегов. Куда же убежать? Конечно, к Богу, ибо говорит [Давид]: Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело ( Пс.45:2 ) и: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их ( Пс.33:8 ), и [еще]: надеющиися на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме ( Пс.124:1 ). Итак, если будем иметь страх Божий и уверенность, то не убоимся пред лицом врагов наших. Хлеб и вода – слово Божие и слезы. Обратим внимание на то, что крепостью можно овладеть не иначе, как при недостатке [в ней] хлеба и воды. В нас же это что? Слезы и слово Божие, от которых и при которых питается и спасается душа и при недостатке которых она опустошается и предается [в плен]. Итак, слово Христово да вселяется в вас богатно ( Кол.3:16 ), как написано. И слезы да не оскудевают. Внутреннее предательство – страсти и помыслы. Бывает, впрочем, как говорят, внутреннее предательство. И это опять что? Живущие в нас страсти и возникающие из предательство плотского образа мыслей помыслы, которые наподобие предателей отворяют дверь враждебным демонам. Их следует изгонять и со всякою охраною сторожить, чтобы не был взят наш город, то есть душа, чтобы мы не были ограблены грехом и чтобы не заключили перемирия с гибельными страстями, но чтобы оставались в добродетели, в которой созданы, во славу Создателя, в похвалу и мне, грешному, в день Христов. Необходимость доброго порядка в совершении богослужения. Вчера я рассердился на вас за пение псалмов. Прошу и молю [вас] петь стройно и как установлено правилом, но не просто и как попало, разрозненно, и этим оскорблять не меня, грешного, но Духа Святого. Ибо это Он повелел: пойте разумно ( Пс.46:8 ). Разумно же петь нельзя, если не будет соблюдаем [такой порядок], чтобы хоровая партия не начинала стиха, пока не окончился предшествующий, велегласно или тихо идет пение псалмов, медленнее или скорее выполняется стих.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Пояснения: I. Многое сохранилось в памяти христиан только путем изустной передачи, путем предания, как, например, то, что нам следует креститься знамением св. креста, что при молитве следует обращаться лицом к востоку, то есть к той стороне, откуда восходит солнце, или как следует уделять св. Таинства, какими словами нужно взывать к Богу, чтобы он освятил и пресуществил дары хлеба и вина, как должна освящаться вода и прочее. Поэтому и апостол Павел также напоминал христианам в Солуни: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (II послание к Солунянам, гл. 2, ст. 15). То, чему учил св. апостол Павел в своих словах или в своих речах, это было изустным преданием, Священным преданием; то, чему он учил своими посланиями, это является учением письменным и является частью Священного Писания. То, что христианская вера распространялась главным образом посредством устного предания, весьма понятно. Это ясно из II послания апостола Павла к Тимофею, где говорится: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (гл. 2, стих 2). Почти полных двадцать лет по вознесении Господа Иисуса Христа Церковь еще не имела ни одной книги Нового Завета и принуждена была пользоваться только устным преданием, но, несмотря на это, она жила, совершала богослужения, трудилась и распространялась повсюду, придерживаясь устного предания, храня его, как небесное сокровище. Весьма убедительно пишет о Священном изустном предании святой Василий Великий в своем 91 правиле. II. В Священном Писании Ветхого Завета содержатся следующие книги: 1. Книга Бытия. В ней говорится о сотворении мира и людей, о жизни первых людей, об их грехопадении и о жизни и трудах их потомков, вплоть до смерти Иосифа в Египте (сокращенное название этой книги: Бытия или Быт.). 2. Книга Исхода. В ней описывается тяжелая жизнь евреев в Египте, борьба Моисея с фараоном, исход евреев из Египта под предводительством Моисея, их жизнь в пустыне, получение скрижалей Завета на горе Синае и сооружение скинии (II кн. Моисея или Исход).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Праведники вовеки живут, и в Господе – награда их, и попечение о них – у Вышнего. Потому они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо десницею Своею Он покроет их и мышцею Своею защитит их. Возьмет Он всеоружие – ревность Свою, и все творение сделает орудием к отмщению врагам; облечется в броню – в правду, и возложит на Себя шлем – нелицеприятный суд; возьмет щит непобедимый – святость; а строгий гнев изострит, как меч, и весь мip ополчится с Ним против безумцев. Понесутся меткие стрелы молний и из облаков, как из туго натянутого лука, полетят в цель. И, как из каменометного орудия, полный ярости посыплется град; вознегодует на них вода морская, и реки свирепо потопят их; восстанет против них дух силы и, как вихрь, развеет их. Так опустошит всю землю беззаконие, и злодеяние ниспровергнет престолы властителей. Итак, услышьте, цари, и уразумейте; научитесь, судьи концов земли! Внемлите, обладатели множества и гордящиеся пред толпами народов: ибо от Господа дана вам власть, и сила – от Вышнего.    Прем 5:15–24; 6:1–3 На литии стихира храма. Таже самогласны святых всех. Глас 1: На литии стихира храма, и всем святым самогласны, глас 1 Веры согласием мирское торжество,/от века Богу благоугодивших,/патриархов честное и пророков сословие,/апостолов удобрение, мучеников собрание, постников похвалу,/всех святых память духовне празднуим:/молят бо ся непрестанно,/дароватися миру мирови,/и душам нашим велией милости. Веры согласием всемирное торжество/от века Богу благоугодивших:/патриархов почесть, пророков собрание,/Апостолов украшение, мучеников сонм,/подвижников похвалу, всех святых память/духовно отпразднуем,/ибо они ходатайствуют непрестанно,/да будет миру дарован мир/и душам нашим великая милость. Приидите вси вернии,/святых всех всеславную память,/во псалмех, пениих и песнех духовных восхвалим:/Крестителя Спасителева,/апостолы, пророки и мученики,/священноначальники, учители же и преподобныя,/постники и праведныя, и святых жен боголюбное состояние,/честно ублажающе, согласно возопиим:/Преблагий Христе Боже наш,/тех молитвами подаждь мир Церквам Твоим,/победы на враги христолюбивым людем,/и душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Премудрости Соломони чтение. [Глава 3]: 2. Премудрости Соломона чтение Праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука. Непщевани быша во очесех безумных умрети, и вменися озлобление исход их. И еже от нас шествие сокрушение, они же суть в мире. Ибо пред лицем человеческим, аще и муку приимут, упование их безсмертия исполнено. И в мале наказани бывше, великими благодетельствовани будут: яко Бог искуси я, и обрете их достойны Себе. Яко злато в горниле искуси их: и яко всеплодие жертвенное прият я. И во время посещения их возсияют, и яко искры по стеблию потекут. Судят языком и обладают людьми, и воцарится Господь в них во веки. Надеющиися Нань разумеют истину, и вернии в любви пребудут Ему. Яко благодать и милость в преподобных Его, и посещение во избранных Его. Души праведных в руке Божией, и не коснется их мучение. Показались они в глазах неразумных умершими, и сочтен бедствием исход их, и шествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя и были они в глазах людей наказаны, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Себя. Как золото в горниле Он проверил их и как жертву всесожжения принял их. И во время посещения их они воссияют и, как искры в соломе, пробегут. Будут судить племена и владычествовать над народами, и Господь будет над ними царствовать вовеки. Надеющиеся на Него уразумеют истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление – об избранных Его.    Прем 3:1–9 Премудрости Соломони чтение. [Глава 5]: 3. Премудрости Соломона чтение Праведницы во веки живут, и в Господе мзда их, попечение их у Вышняго. Сего ради приимут царствие благолепия, и венец доброты от руки Господни: зане десницею покрыет я, и мышцею защитит их. Приимет всеоружие рвение Свое, и вооружит тварь в месть врагом. Облечется в броня правды, и возложит шлем, суд нелицемерен. Приимет щит непобедимый, преподобие: поострит же напрасный гнев оружие: споборет же с Ним мир на безумныя. Пойдут праволучныя стрелы молниины, и яко от благокругла лука облаков, на намерение полетят. И от каменометныя ярости, исполнь падут грады. Вознегодует на них вода морская, реки же потопят я нагло. Сопротив станет им дух силы, и яко вихор развеет их: и опустошит всю землю беззаконие, и злодейство превратит престолы сильных. Слышите убо царие и разумейте, навыкните судии концев земли. Внушите держащии множества, и гордящиися о народех язык. Яко дана есть от Господа держава вам, и сила от Вышняго.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Пресвитер. «Подлинно, – убеждает нас святитель Иоанн Златоуст , – не так вода по природе своей омывает не­чистоты тела, как милостыня силою своею обтирает нечистоту души» 418 . Именно через милосердие, если верить рассказу, очистилась от грехов и та женщина, которая не смогла из-за стыда исповедать свой грех перед епископом Нифонтом. Прихожанка. А что это за история? Расскажите. Пресвитер. Говорят, что одна знатная женщина после смерти мужа, вспомнив смертный час и Страшный суд Божий, пошла к преподобному Нифонту с намерением исповедаться пред ним, но не смогла этого сделать из-за великого стыда. Но, проходя по улице, она увидела одного расслабленного, который весь в ранах и всеми пренебрегаемый лежал на земле, и сказала ему: «Хочешь ли, я возьму тебя к себе в дом и упокою тебя, а ты умолишь Бога о моем недостоинстве»? Он согласился. И она, принеся его к себе в дом, стала прислуживать ему, прилагая все старание об уврачевании его. С наступлением Страстной седмицы, женщина пригласила в свою домовую церковь священнослужителя для со­вершения богослужения. И когда он, совершая богослужение, стал читать из Евангелия о том, как Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, и приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного ( Мф. 26, 7–11 ), она, взяв­ши сосуд с миром, подошла к прокаженному, возлила на ноги его миро и стала отирать их своими волосами. И вдруг услышала небесный глас, говорящий: «Оставляются тебе грехи твои»! После чего болящий тотчас исцелился, доказывая своим исцелением неложность сказанного 419 . Прихожанка. Но ведь такое не каждому под силу. Пресвитер. Если же нет сил оказать ближнему участие, то можно оказать милость и неучастием в его жизни. Прихожанка (недоуменно). Как это? Не понимаю. Пресвитер. Если это неучастие выразится одним лишь неосуждением его греховных преткновений. Так получили спасение евангельский разбойник ( Лук. 23, 41 ) и тот нерадивый монах, о котором поведали некоторые иноки, убедившиеся в неложности Сказавшего: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены» ( Мф. 6, 37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Священными признаются предметы, предназначенные для богослужения. Таковы священные сосуды и богослужебная утварь: И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, [сына Аарона,] священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги ( Числ.31:6 ), облачения священников: И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия ( Исх.28:2 ), святая вода: и возьмёт священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмёт священник земли с полу скинии и положит в воду ( Числ.5:17 ), святы и сами приносимые Богу жертвы: И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня... всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу ( Лев.27:30–32 ). Наиболее ярко понятие о святости раскрывается в третьей книге Пятикнижия – Левит. Идейным центром книги экзегеты называют «Закон святости» (17:1–26, 46). Книга содержит в себе культовые предписания, правила ритуальной и нравственной чистоты, смысл которых заключается в словах Божиих: Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш ( Лев.19:2 ). Поэтому большинство предписаний оканчиваются фразой Я Господь, что подчёркивает их основание в святости Бога. «Святость в данном контексте означает отделение ветхозаветной Церкви от языческого мира и её бытие как удела Божия („святой“ значит обособленный, принадлежащий Богу). Святость выражается не только в культе, но и в соблюдении нравственных заповедей, основанных на Декалоге» 147 . Законы, изложенные в книге Левит, по своему достоинству гораздо выше законов иных древних народов, что свидетельствует об их Божественном происхождении. Предписания обрядового закона, в отличие от нравственного закона, имели временный, но чрезвычайно важный воспитательный характер для богоизбранного народа. Обрядовые законы были призваны поставить границу между народом Божиим и язычниками, сохранить Израиль от языческих пороков и идолопоклонства. К тому же поддержание телесной чистоты направляло мысль к чистоте духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сотник, видев происходившее, прославил Бога: воистину человек Сей праведен бе. И весь народ, сошедшийся на позор сей, видяше бывающая, возвращался, бия в перси своя. Вдали от креста стояли вси знаемии Господа и жены, следовавшие за Ним из Галилеи. В – благовествуется об утешительных глаголах Господа со креста Богоматери, и о поручении Ей Ап. Иоанна вместо сына, о смерти и прободении Спасителя ( Ин.19:35–37 ). При Кресте Господа Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его Мария Магдалина. Видя Матерь и возлюбленного ученика, Господь сказал Матери Своей: жено, се сын Твой, и ученику: се Мати твоя: и от того часа поят ю ученик во свояси. «Распятый поручает Матерь Свою ученику, научая нас, говорит св. Златоуст, всячески заботиться до последняго издыхания о наших родителях. Этим поручением Матери Своей Христос заграждает уста и бесстыдству Маркионову. В самом деле, если Он не родился по плоти и не имел Матери, то почему Он только о Ней одной показывает столь великое попечение» 392 . Потом Господь, ведая, что все уже совершилось, сказал: жажду, и в этом случае исполнил пророчество ( Пс.18:22 ). Воины, исполнив губу оцта, и на трость вонзше, придеша ко устом Его. Вкусив оцта, Господь возгласил, совершишася, т. е. не остается уже ничего неисполненного в плане домостроительства Божия 393 , и, преклонив главу, предал дух. «Так во всех случаях Господь показывал, что смерть Его – необыкновенна; потому что все зависело от власти Умирающаго, и смерть приступила к телу Его не прежде, как Он Сам восхотел, а Он Сам восхотел тогда, когда все уже исполнилось» 394 . Дабы не оставить тел на кресте на субботу, ибо та суббота была день великий, Иудеи молиша Пилата, да пребиют голени их, и возмут. Но Иисус Христос уже умер, и у Него не пребиша голений. Один из воинов копием ребра Ему прободе: и абие изыде кровь и вода. «В угождение Иудеям пронзила копием ребра Господа, и таким образом поругались даже над мертвым Его телом». Сие произошло, да сбудутся пророчества: кость не сокрутится от него ( Исх.12:10 ), и другое писание: воззрят Нань, егоже прободоша ( Зах.12:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Считалось, что все христиане живут напряженной духовной жизнью и всегда готовы к Причастию. В то же время люди некрещеные или отлученные от общения с Церковью на Литургию не допускались. Однако уже в середине I века апостол Павел пишет к коринфским христианам: Кто будет есть хлеб или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает ( 1Кор.11:27-30 ). Со временем в Церкви становилось все больше людей, далеко не все из которых могли сравниться с первыми христианами в вере и в жизни. Поэтому к Причастию стали допускать только тех, кто специально готовился к этому величайшему Таинству, а прочим участникам Литургии для их утешения и духовной поддержки начали раздавать антидор. Самое раннее из дошедших до нас свидетельств о раздаче частиц антидора не причащавшимся содержится в правилах IX Камнетского собора, состоявшегося в VII веке в Галлии. Древнейшее упоминание об употреблении антидора в Восточной Церкви встречается в «Изъяснении на литургию» Германа Константинопольского в списке XI в., а следующее за ним – в 15м ответе Вальсамона Александрийскому патриарху Марку (XII в.). С тех пор обычай раздавать антидор по окончании Литургии стал повсеместным. Однако в наше время он распространен не везде. Главная причина состоит в том, что многие приходят на Литургию после завтрака или утреннего чаепития. Между тем, антидор, как и крещенская вода – великая святыня, и принимать его можно лишь натощак. Как правило, антидор раздают в тех приходах, где большинство прихожан по древнему церковному обычаю ничего не вкушают перед Литургией. Если же вы утром что-либо съели и на богослужении вам дают антидор, вы должны от него отказаться или взять домой и принять натощак в другой день. Пожалуйста, следите, чтобы он не заплесневел и чтобы крошки не падали на пол.

http://azbyka.ru/cvyatynya-v-dome-o-svya...

Третья заповедь запрещает сквернословие. Во всех затруднительных случаях уместно обращаться к Богу, а не выражать свою досаду непотребными выражениями, смущающими слух многих окружающих людей. Употребление скверных слов не совместимо с молитвенным обращением ко Господу Богу. «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» ( Иак.3:11 ). Библия учит очень внимательно следить за тем, что именно произносишь. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» ( Еф.4:29 ). «Язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» ( Иак.3:6 ). Однажды произнесенное, слово уже не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию и будет предъявлено на Суде. Сквернословие является еще нарушением седьмой заповеди, поскольку приковывает внимание к низменным проявлениям человеческой натуры, и шестой заповеди, потому что духовно убивает слушающих его. Четвертая заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. Заповедь говорит о том, что среди череды обыденных дел надо выделить хотя бы день в неделю, чтобы вырваться из суеты и устремиться духом ввысь, к вечности. Нужно посетить церковь и помолиться на богослужении. Это событие своей чистой радостью даст то ощущение праздника, по которому тоскует каждый человек. После него и будни станут содержательней, осмысленней, интересней. Храм всем своим видом настраивает на мысли о Боге. Кроме того, в нем доступно то, что не получишь более нигде. В домашней молитве люди только обращаются к Богу, а в храме имеют еще возможность соединиться с Ним через Таинство Причащения, приобщиться Святых Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Этому Таинству предшествует исповедь — покаяние в совершенных грехах.

http://azbyka.ru/katehizacija/desyat-zap...

Учение и практика протестантов показывают, что они поступают вопреки святому Евангелию, ибо не признают величие Божией Матери и не почитают Ее. Православная Церковь имеет великое множество свидетельств об исполнении Ее пророческих слов о Себе: «Кому из внимательных к церковному богослужению не памятна часто слышимая церковная песнь в честь Пресвятой Девы Марии: «Блажим Тя вси роди, Богородице Дево?» Если размыслим, от чего произошла эта песнь и на что указывают самые слова ее, то созерцающему духу представится чудное и необъятное зрелище. В дали прошедших времен видим мы, что из незнатного Назарета в другой не славный город нагорной страны Иудейской приходит бедная неизвестная в мире Дева, приветствует свою престарелую родственницу обычным приветствием, но внезапно возбуждает в ней пророческий восторг, приветствуется от нее как Матерь Господа и, быв объята подобным же восторгом Сама, о Себе пророчествует: «Отныне, – говорит, – ублажат Мя вси роди». Глас Ея слышат народы, веки, концы вселенной – и народы, веки, концы вселенные ответствуют Ей: вот, мы исполняем Твое слово – блажим Тя вси роди, Богородице Дево» ( Филарет Московский , святитель. Слава Богоматери). Как понимать слова пророка Иезекииля (18:20) «Душа согрешающая умрет»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В библейских текстах древнееврейское слово нефеш (душа) употребляется в нескольких значениях: 1. Духовное бессмертное, оживотворяющее начало, поддерживающее жизненные процессы в теле: «И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони» ( Быт. 35:18 ; «И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!» ( 3Цар. 17:21 ; «И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил» (17:22). 2. Часто это слово употребляется для обозначения человека в целом: «если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та» ( Числ. 5:6 ; «а если будет вред, то отдай душу за душу» ( Исх. 21:23 ; «И сказала Давиду Мелхола, жена его: если ты не спасешь души твоей в эту ночь, то завтра будешь убит» ( 1Цар. 19:11 ; «Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней стран» ( Притч. 25:25 . У пророка Иезекииля в процитированном стихе также слово «душа» означает живого человека в целом. Это очевидно, если в качестве контекста взять всю главу. В ней о последствиях греха. По библейским понятиям грех ведет человека к смерти: «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» ( Рим. 5:12 . Бессмертна ли душа человека?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010