Боже, на хвалу мою не промолчи! Ибо уста грешника и уста коварного против меня отверзлись, наговорили на меня языком коварным, и словами ненависти окружили меня, и воевали со мной без причины. Вместо любви ко мне клеветали на меня, а я молился; и воздали мне злом за добро и ненавистью за любовь мою. Поставь над ним грешника, и клеветник да станет справа от него, когда будет он судиться, да выйдет осуждённым, и молитва его да будет в грех. Да будут дни его кратки, и должность его да примет другой; да будут сыновья его сиротами, и жена его – вдовою; скитаясь, да переселятся сыновья его, и нищенствуют, да будут изгнаны из развалин своих. Да взыщет заимодавец всё, что есть у него, и пусть разграбят чужие труды его; да не будет у него заступника, и да не будет милующего сирот его; пусть родятся дети его на погибель, в одном поколении да изгладится имя его. Да воспомянется беззаконие отцов его пред Господом, и грех матери его да не изгладится; да пребудут пред Господом всегда, и да истребится с земли память о них за то, что не подумал он оказать милость и преследовал человека бедного, и нищего, и сокрушённого сердцем, чтобы умертвить его. И возлюбил он проклятие, и оно придёт к нему, и не восхотел благословения, и оно удалится от него. И оделся он проклятием, как одеждой, и вошло оно, как вода, во внутренности его и, как елей, в кости его; да будет она ему как одежда, в которую он облачается, и как пояс, которым всегда опоясывается. Это – участь клевещущих на меня от Господа и говорящих злое на душу мою. И Ты, Господи, Господи, сотвори со мною ради имени Твоего, ибо благо – милость Твоя. Избавь меня, ибо нищ и беден я, и сердце моё смущено во мне. Как тень, когда уклоняется она, я исчез, стряхнули меня, как саранчу; колени мои ослабели от поста, и плоть моя изменилась, ибо нет елея. И я стал поношением для них: увидели меня, покачали головами своими. Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей, и да познают, что это – Твоя рука и Ты, Господи, соделал это. Проклянут они, а Ты благословишь; восстающие на меня да постыдятся, раб же Твой возвеселится. Пусть оденутся клевещущие на меня в стыд и да облекутся, как одеждой, позором своим. Я усердно прославлю Господа устами моими и посреди многих восхвалю Его, ибо предстал Он справа от бедного, чтобы спасти от гонителей душу мою.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Было время, когда Он чудесным образом претворил воду в вино… И вот теперь, расставаясь с учениками, Он претворяет хлеб и вино в Плоть и Кровь Свою. Для чего? Для того чтобы не расставаться с ними. И с нами. Никогда. Для того, чтобы вкушая Его Пречистую Плоть и Честную Кровь, мы могли самым теснейшим образом соединиться с Богом, чтобы Его Плоть и Кровь стали и нашей плотью и кровью. Святой Афанасий Великий говорит: “Христос вочеловечился для того, чтобы мы обожились”. То есть Бог сделался человеком для того, чтобы мы могли сделаться более чем человеками: святыми Божьими человеками, в коих обитает Дух Святой. Богочеловек посетил человечество, чтобы соделать его богочеловечеством. Святой апостол Петр пишет об этом во втором своем послании:  “…от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделапись причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью”  ( 2 Пет.1:3-4 ).  “Соделаться причастниками Божеского естества” , то есть стать причастными к естеству Божию – это и значит обóжиться… Что-то я, однако, сбился уже на догматическое богословие. Боюсь, такой “догматический хлеб” будет для вас черствоват. Давайте тогда опять про обычные хлеб и воду. Да, нужны для человека и хлеб, и вода – средства, необходимые для жизни. Но нужна человеку и радость, расцвечивающая жизнь. А всего нужнее для человека Богообщение – освящающее, обоживающее жизнь. Все эти три составные нужны. Без любой из них немыслима полноценная человеческая жизнь. И все эти три составные дает нам милосердный Господь и Церковь Его святая. Вдумайтесь: что происходит во время праздничного богослужения на вечерне, на литии, когда освящаются хлеб, вино и елей? А потом, на утрене священник помазывает этим елеем чело молящимся и раздается им этот хлеб, окропленный этим вином? Тоже ведь, наверное, непонятные и странные действия с позиции очень уж абсолютного трезвенника? Зачем освящать вино? А здесь ведь есть свой смысл и глубокая символика.

http://azbyka.ru/zdorovie/slova-o-trezvo...

В Неделю 5 по Пасхе, о самаряныне, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Александро-Невском собореСлавянска. После евангельского чтения архиепископ Митрофан обратился к собравшимся с проповедью.      Христос воскресе! В сегодняшний день, когда мы продолжаем праздновать Пасху, Светлое Воскресение Христово, Церковь нам рассказывает удивительную историю о встрече Спасителя и женщины-самарянки, которая произошла у колодца Иакова. Спаситель шёл из Палестины в Иерусалим и проходил через место, где находился древний колодец, источник воды. И на этом месте произошла встреча с простой женщиной, не самой порядочной по понятиям и того времени, и нашего, потому что в беседе Ему пришлось ей напомнить о том, что у неё когда-то было пять мужей, и что сегодня у неё тоже есть муж. Уже удивителен сам факт того, что эта беседа состоялась. Потому что, если говорить реалиями сегодняшнего времени, представьте, что у колодца Иакова встретились народный ополченец с солдатом украинской армии. Встретились они неожиданно. Колодец был один, и из него всем попить надо. Удивительно, что Спаситель первым обратился к женщине. Между иудеями и самарянами общения не было никакого. Он сказал: «Дай Мне пить». И она удивилась: почему Он это у неё спрашивает? Ведь Он — иудей, Он должен с ней враждовать. Он должен как-то показывать Своё пренебрежение к ней, показывать, что они разные, потому что иудеи себя считали выше самарян, и основанием для этого было то, что самаряне во время плена вавилонского смешались с язычниками, стали почитать языческие обряды. Даже храм у них был в другом месте, и они не ходили в Иерусалим, чтобы поклоняться Богу. Но тут вдруг иудей, ещё и мужчина, учитель, просит у женщины, чтобы она дала Ему напиться воды. Она этому очень удивилась. И Спаситель сказал ей: «Если бы ты знала, Кто у тебя просит пить, ты бы сама у Него просила воды. У Меня есть такая вода, которую, если человек выпьет, то не будет иметь жажду вовек». Вообще о духовной жизни с людьми, которую эту жизнь не ведут, говорить очень трудно. Ведь что бы ты ни говорил о жизни духовной, человек всё равно это будет переносить на свои собственные понятия и свои собственные представления о жизни. Ты будешь ему говорить о Боге, а он будет в это время думать о куске хлеба. Так было с этой женщиной — до тех пор, пока она не поняла, что перед ней не простой человек, а Тот, Кому открыто её прошлое, её настоящее и её будущее.

http://pravoslavie.ru/70929.html

В первой главе мы уже прочитали, что по сути своей мужчина и женщина равны, а вторая глава подчеркивает главенство мужчины в обществе и семье, в те времена для всех очевидное. Это не два разных творения мира, это две разных перспективы. Но ведь и о Боге две традиции повествуют неодинаково. В первой главе Бог надмирен, Он лишь управляет рождением этого мира, но сам Он не присутствует в нем. Мы скажем на богословском языке современности: Бог трансцендентен. А вот во второй главе Бог буквально спускается к Адаму, чтобы показать ему зверей, потом наводит на него сон, творит жену Еву, знакомит первых супругов, объясняет им правила пользования Эдемским садом. Он участвует в жизни этого мира самым прямым и непосредственным образом. Кто же из двух сказителей прав? Оба. Просто каждый раскрывает свою грань великой и до конца не постижимой Истины, а церковь принимает оба рассказа, вместе, в их сложно устроенном единстве. «Неслитно и нераздельно», как потом будет сформулировано по другому поводу. Самая удивительная история в Бытии с этой точки зрения – рассказ о Ноевом потопе в главах с 6-й по 8-ю. Тут два предания соединились воедино, одно из них относится к источнику J, другое – к P. И вот в J говорится, как «раскаялся Господь, что создал человека на земле», а затем, после жертвоприношения Ноя, обещал никогда более не губить человека. Это предание содержит красочные детали об отношениях между полами (как и рассказ Яхвиста о творении мира): именно в нем рассказывается о таинственных браках сынов Божьих с дочерями человеческими, впрочем, это отдельная тема и сейчас разбирать ее не будем. А вот автор «Священнического кодекса» строг и немного суховат. Везде, где мы видим в этой истории слово «Бог», следуют подробные инструкции для Ноя, но о сфере божественного не говорится практически ничего. Этот сказитель любит порядок и размеренность, любит точность: «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор… Все звери, и все гады, и все птицы – все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега». Так и видишь перед собой строгого священника, следящего за календарем и распорядком богослужения…

http://pravmir.ru/dokumentalnaya-gipotez...

В смертельной агонии Господь сказал: «жажду». Нашлись, которые поспешили напоить уксусом губку и на трости поднесли к устам Его. Он вкусил, и со словом «Совершилось» (все конечно), приклонил голову и предал дух. Тогда была пятница. Нельзя было оставлять тела на кресте до следующего дня, потому что, как было уже замечено, на другой день был величайший их праздник – суббота в соединении с пасхой, и они просили Пилата ускорить смерть распятых, перебив им голени, чтобы успеть снять тела их в тот же день. Воины перебили голени у двоих, но когда подошли к Иисусу и увидели, что Он умер, оставили Его голени не сокрушенными. Лишь один из воинов, по неведомому побуждение, пронзил Ему бок копьем, и вдруг истекла из него кровь и вода. После этого Евангелия – «всякое дыхание» и стихиры хвалитные. Вот первая из этих стихир. «Два преступления совершил первородный Мой сын Израиль: оставил Меня, источник воды жизни, и выкопал себе родник отравы, распял Меня на дереве, а Варавву выпросил и отпустил. Небо содрогнулось при этом, и солнце скрыло лучи, а ты, Израиль, не устрашился, но смерти предал Меня. Отче Святый! оставь им, и сами не понимают они, что делали». Евангелие десятое Святых Страстей После «хвалитных» Евангелие десятое св. страстей, Марка, зач. 69, ( Мк. 15:43–47 ). И вот кончился этот великий и страшный день, единственный во всей истории человечества – от самого начала его и до последнего дня мира. Когда настал вечер, Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, явился к Пилату и просил у него позволения снять тело Иисусово с креста. Что заставило его сделать это? Здесь замечено только, что он «ожидал царствия Божия», но у других евангелистов прямо сказано, что он был учеником Господа Иисуса, лишь тайным из страха от иудеев, и не принимал никакого участия ни в заговоре первосвященников, ни в совершении всего дела. Пилат удивился скорой смерти Иисуса, потому что распятые, обыкновенно, по целым суткам (случалась, до трех суток), сохраняли еще в себе жизнь. Но уверившись от сотника в истине этого, отдал тело Иосифу. Он снял, обвил плащаницей (белым, чистым полотном) и положил его в пещере, высеченной в скале, после чего привалил камень к отверстию гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Вино должно быть виноградное. Такое именно вино употребил Спаситель при установлении таинства Причащения, как это видно из следующих слов, сказанных Им ученикам по предложении Пречистой Крови Своей под видом вина: «сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве Отца Моего». Такое же вино употребляли и святые апостолы, и вся православная христианская Церковь . При совершении таинства оно соединяется с водою, ибо все сие священнодействие расположено по образу страдания Христова, а во время страдания Его, из прободенного ребра Его текла кровь и вода. Притом же священное Предание свидетельствует, что Иисус Христос при установлении таинства преложил в кровь Свою вино, растворенное водою. Литургия оглашенных называется так потому, что при ней дозволялось присутствовать, кроме крещенных и допускаемых до причащения, и оглашенным, то есть готовящимся к крещению, а равно кающимся, не допускаемым до причащения и даже еретикам. Как в первой части литургии приготовляется вещество для таинства причащения, так в этой второй части ее приготовляются верующие к таинству причащения. Начинается она благословением или прославлением Царства Пресвятой Троицы и состоит из молитв, песнопений, чтения книг апостольских и Евангелия. Концом ее служит повеление оглашенным выйти из церкви. Третью и самую важную часть Литургии составляет литургия верных, в которой совершается самое таинство Причащения. Оно называется так потому, что одни верные, то есть принявшие крещение, имеют право быть при этом Богослужении. Во время этой части литургии поется Херувимская песнь и бывает великий вход, но самым важным действием в это время служат: во-первых, произнесение слов, которые сказал Иисус Христос при установлении таинства: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое; пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета», во-вторых, призывание Святого Духа, и в-третьих, благословения даров, то есть принесенного хлеба и вина. Действие это важно потому именно, что во время него хлеб и вино действием всемогущего Божия прелагаются или пресуществляются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Возлюбленнии, аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть, ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога любит и брата своего. Всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть, и всяк любяй Рождшаго любит и Рожденнаго от Него. О сем вемы, яко любим чада Божия, егда Бога любим и заповеди Его соблюдаем. Сия бо есть любы Божия, да заповеди Его соблюдаем, и заповеди Его тяжки не суть. Яко всяк рожденный от Бога побеждает мир, и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий? Сей есть пришедый водою и кровию и Духом, Иисус Христос, не водою точию, но водою и кровию, и Дух есть свидетельствуяй, яко Дух есть истина. Яко трие суть свидетельствующии на небеси, Отец, Слово и Святый Дух, и Сии три едино суть. И трие суть свидетельствующии на земли, дух и вода, и кровь, и трие во едино суть. Аще свидетельство человеческое приемлем, свидетельство Божие более есть, яко сие есть свидетельство Божие, еже свидетельствова о Сыне Своем. Веруяй в Сына Божия имать свидетельство в себе, не веруяй Богови лжа сотворил есть Его, яко не верова во свидетельство, еже свидетельствова Бог о Сыне Своем. И сие есть свидетельство, яко живот вечный дал есть нам Бог, и сей живот в Сыне Его есть. Имеяй Сына Божия имать живот, а не имеяй Сына Божия живота не имать. Сия писах вам верующым во имя Сына Божия, да весте, яко живот вечный имате, и да веруете во имя Сына Божия. И сие есть дерзновение, еже имамы к Нему, яко аще чесо просим по воли Его, послушает нас. И аще вемы, яко послушает нас, еже аще просим, вемы, яко имамы прошения, ихже просихом от Него. Аще кто узрит брата своего согрешающа грех не к смерти, да просит, и даст ему живот, согрешающым не к смерти. Есть грех к смерти, не о том, глаголю, да молится. Всяка неправда грех есть, и есть грех не к смерти. Вемы, яко всяк рожденный от Бога не согрешает, но рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему. Вемы, яко от Бога есмы, и мир весь во зле лежит. Вемы же, яко Сын Божий прииде и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе, Сей есть истинный Бог и живот вечный. Чадца, храните себе от треб идольских. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-n...

Говорит ему Иисус: иди, сын твой жив. Поверил человек слову, которое сказал Иисус, и пошел. И когда он уже был в пути, рабы его встретили его, говоря, что отрок его жив. Он спросил их о часе, когда ему стало лучше. Они сказали: вчера в седьмом часу оставила его горячка. Узнал тогда отец, что это было в тот час, когда сказал ему Иисус: сын твой жив; и уверовал сам и весь дом его. Это уже во второй раз сотворил знамение Иисус, придя из Иудеи в Галилею. Ин 4:46Б-54. Понедельник 3 седмицы по Пасхе. Евангелие от Иоанна, зачало 14А В то время пришел Иисус в Иерусалим. Есть в Иерусалиме у Овечьих ворот водоем, называемый по-еврейски Вифезда, с пятью крытыми ходами. В них лежало множество больных: слепых, хромых, сухих, ожидающих движения воды. Ибо Ангел Господень, время от времени, сходил в водоем и возмущал воду, и первый, кто входил по возмущении воды, выздоравливал, каким бы ни был одержим недугом. Был там некий человек, тридцать восемь лет страдавший болезнью своей. Иисус, увидев его лежащим и узнав, что он уже много времени болен, говорит ему: хочешь ли стать здоровым? Ответил Ему больной: господин, нет у меня человека, чтобы опустить меня в воду, когда возмутится вода. А пока я иду, другой раньше меня спускается. Говорит ему Иисус: встань, возьми постель твою и ходи. И тотчас стал здоровым человек, и взял постель свою, и начал ходить. А была суббота в тот день. Поэтому говорили Иудеи исцеленному: сегодня суббота, и нельзя тебе брать постели. Он же ответил им: Тот, Кто сделал меня здоровым, Он мне и сказал: “возьми постель твою и ходи”. Спросили его: кто Этот Человек, Который сказал тебе: “возьми и ходи”? Исцеленный же не знал, кто Он. Ибо Иисус скрылся, пользуясь тем, что на этом месте была толпа. После этого нашел его Иисус в храме и сказал ему: вот, ты стал здоровым; больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего худшего. Пошел человек и сказал Иудеям, что здоровым сделал его Иисус. Ин 5:1–15 . Неделя 4 по Пасхе, о расслабленном. Евангелие от Иоанна, зачало 14Б В то время пришел Иисус в Иерусалим.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

другая Синагогу. Статуя Церкви - на голове корона, в одной руке чаша, в правой крестоподобный пик - копье. Статуя Синагоги - женщина ослабленная, хрупкая с завязанными глазами, она сгибает колено. Ее копье, подпорка у разорванной завесы храма, ломается о Скрижали Закона, выскальзывает из ее рук.   Смысл аллегории ясен, Церковь побеждающая, а Синагога - унижена и обессилена.                           Хвала   Богу, Который низложил сильных с престолов и вознес смиренных. (Лк.1,52)   ----------------------------------------------   1Кор. :. Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. 1Кор. :. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное. В самом деле, для эллинов величайший стыд видеть, что площадной ремесленник превосходит их любомудрием, и слабый и презираемый унижает сильных и богатых. 1Кор. :. И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее. Павел, Москва 26 октября 2011г. 05:14 А мне вот нравятся ирмосы Пасхи иеромонаха Нафанаила. Теперь их нельзя? Ужасное нагромождение всего в этом отзыве - вовсе не подумаешь, что он подписан Преосвященным Святителем Русской Православной Церкви, выпускником Московской Духовной Академии и кандидатом богословия. Взяли б проект документа и по пунктам изложили свои размышления. А еще пусть покажут, где есть призывы к переводу на русский язык. Для справки почтенному епархиальному совету. На церковно-славянском я зыке на Руси не общались. Виталий Мигузов, Воронеж 27 октября 2011г. 17:30 Александр Вы 20.10.2011 в 22:15 ставите вопрос://А святая Русь, святая вода, святые иконы, святоотеческое наследие (предание), святая вера, святой источник. Почему язык, рожденный в лоне церкви и предназначен лишь только для богослужения ( вдумаемся в это) не достоин подражанию выше перечисленных примеров? ( далеко не всех). Давайте «отнимем» от Руси, от воды, от наследия, слово свят. Думаю, нам скучно не будет.//

http://bogoslov.ru/article/2197678

Друзья мои! Так же непонятен, еще один аспект, данного вопроса. Если мы с таким рвением (многие сейчас в Росси) изучаем английский, французский, немецкий, китайский, гватемальский….. Еще и оплачиваем (точнее вкладываем) учим в основном для бизнеса,  разумеется и для исследований, общения и. т. д. все это неплохо. Что же мы СВОЙ  ЯЗЫК (родной) БОГОСЛУЖЕБНЫЙ, не хотим выучить? Для очень многих он свят, как святая Русь, святой источник, святая вода, святоотеческое предание…. Иконопись « Образ Воплотивший Слово» или «умозрение в красках». Архитектура храмов - присутствия Божия, где Господь находится особенным, благодатным образом. Церковно славянский я зык, рожденный в лоне матери церкви и предназначенный для богослужений не имея языческого наследия. Все это едино, нераздельно и должно быть хранимо, и как утвердившееся веками преемственность, явившее нам лики святых, и как верный и испытанный свет, да не упадет на него тень. Хранимо должно быть и по внешней форме и по внутренней сути. Что же покажем своим наследникам, умение реформировать, или умение сохранности? Нарушив синергии, (народа и ЦСЯ) внесем дисгармонию и тем самым, породим (пародируем) культурную революцию. Это относиться к тем кто, помышляет о полной русификации богослужения. Тем, кто желает внести частичные изменения. Во – первых, частичное изменение здесь мы сталкиваемся с проблемой нарушения целостного строя (о этом много говорилось) Во - вторых, (компромиссное решение) не легче ли, как оказание помощи немощным в изучении, выпустить в новой редакции (гораздо меньшей по тиражу) для изучения богослужебных тестов. Да и вопрос финансирования??? При знании текстов богослужения, придя на «службы», очень не трудно будет понять текст ЦСЯ, тем более не так уж сильно и разнятся эти языки для восприятия.    Наши «неграмотные» пожилые и не ученые прихожане (низкий им поклон) легко справятся с такой «задачкой».   От Иоанна Гл. 17   17.10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Ин 16, 15 . 17.11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.  

http://bogoslov.ru/article/2197678

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010