могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею " (Еф. 3, 18-19). Не произвольно, конечно, божественный взор апостола созерцает и начертывает здесь образ Креста, но уже это показывает, что чудесно очищенный от тьмы неведения взор его ясно прозрел в самую суть. Ибо в очертании, состоящем из четырех противоположных перекладин, выходящих из общего средоточия, он усматривает всеобъемлющее могущество и дивное промышление Того, Который благоволил явиться в нем миру. Потому-то апостол каждой из частей этого очертания усваивает особое наименование, а именно: ту, которая нисходит из середины, называет глубиной, идущую вверх-высотой, обе же поперечные-широтой и долготой. Этим он, как мне кажется, ясно хочет выразить, что все, что ни есть во вселенной, превыше ли небес, в преисподних ли, или на земле от одного края ее до другого,-все это живет и пребывает по Божественной Воле - под осенением крестным. Можешь еще созерцать божественное и в представлениях души твоей: воззри на небо и умом обними преисподнюю, простри мысленный взор твой от одного края земли до другого, помысли при этом и о том могучем средоточии, которое все это связывает и содержит, и тогда в душе твоей само собою вообразится очертание Креста, простирающего свои концы сверху вниз и от одного края земли до другого. Это очертание представлял и великий Давид, когда говорил о себе: " Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо (это высота)-Ты там; сойду ли в преисподнюю (это глубина)-и там Ты. Возьму ли крылья зари (то есть с востока солнца-это широта) и переселюсь на край моря (а морем у Иудеев назывался запад-это долгота),-и там рука Твоя поведет меня " (Пс. 138, 7-10). Видишь ли, как Давид изображает здесь начертание Креста? " Ты,-говорит он Богу,-повсюду существуешь, все Собою связуешь и все в Себе содержишь. Ты вверху и Ты внизу, рука Твоя одесную и рука Твоя ощуюю " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

На верхнюю ризу первосвященника возлагался ефуд, сделанный также из золота, виссона и шерсти цвета гиацинтового, пурпурового и червленого, состоявший из двух тканей, которые от груди простирались чрез плечи вниз, быв соединены вверху двумя нарамниками, а внизу поясами. На нарамниках лежали два камня с именами 12 колен Израиля, на каждом камне по 6 имен. «Камни в память суть сыном Израилевым: и воздвигнет Аарон имена сынов Израилевых пред Господом на оба рамена свои, в память о них». На груди первосвященника среди ефуда возлагалась прикрепленная к нему золотыми кольцами, цепочками и гиацинтовыми лентами драгоценная ткань, сделанная из одного с ефудом вещества. Эта четырехугольная ткань, занимавшая на груди первосвященника пространство, оставленное ефудом, называется слово судное (λογιον – Божеский ответ, прорицание), или наперсник. На нем в четыре ряда сияли 12 камней различного рода и величины с именами сынов Израилевых. Таким образом первосвященник, входя во святилище, носил имена сынов Израилевых на наперснике суда у сердца своего, в непрестанную память пред Господом. «На наперсник возложи урим и туммим (свет и правду), и они будут на персех Аарона, когда будет входить пред лице Господа: и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых на персех пред лице Господне» ( Исх.26. 39 ). Об уриме и туммиме бл. Августин думает, что это слова, которые написаны были на наперснике 31 ; иные – это имя Иеговы, которое начертано было на наперснике 32 ; другие – это 12 камней, вставленные в наперсник, называемые светом и совершенством как по естественным качествам своим, так потому, что Бог открывал волю Свою первосвященнику, облеченному в ефуд 33 . Урим и туммим не был нечто особенное от ефуда или наперсника, потому что не считался особенною священною одеждою. Он принадлежал первосвященническому облачению и служению, и, вероятно, с ним соединен был тот необыкновенный дар ветхозаветного первосвященника – принимать от Бога откровения, – который он имел только тогда, когда облечен был в ефуд ( 1Цар.30:7–8 ) 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Надо полагать, что диавол предлагал Иисусу Христу превратить камни в хлебы еще и для того, чтобы Он, беспрерывно повторяя это чудо, покорил Своей власти весь мир. Действительно, уличные толпы тогдашнего языческого мира требовали «хлеба и зрелищ!» Они пошли бы, как покорные рабы, за тем, кто творил бы пред ними чудеса и кормил бы их; они провозгласили бы его единым всемирным царем. Но Иисус Христос знал, что такие люди не благонадежны для того Царства любви и добра, какое Ему надлежало основать на земле. Он хотел сделать людей свободными, могущими идти за Ним сознательно, произвольно; а для этого не надо ни хлеба, ни зрелищ; достаточно слова Божия, правды Его. Поэтому, отвергая искушение диавола, Иисус Христос сказал: Написано не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. После первого искушения, Иисус пошел в Иерусалим; по вызову диавола, Он взошел на кровлю храма, с которой открывался чудный вид на весь город и его окрестности. Храм был окружен храмовыми дворами, переполненными народом. Указывая на эти толпы, ожидавшие пришествия Мессии, диавол внушал Иисусу явиться стоявшему внизу народу прямо с неба, как Бог . ЕслиТыСын Божий, бросься отсюда вниз! ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Ведь Ангелы тотчас же подхватят Тебя и понесут к изумленному народу; и понесут Тебя как бы с неба прямо к Твоему народу, который несомненно восторженно примет Тебя при такой торжественной обстановке. Иисус отражает и это искушение краткими, но не допускающими возражения, словами: Сказано: не искушай Господа Бога Твоего! Не искушай Господа Бога, значит, не требуй доказательств Его всемогущества, милосердия или правосудия. Бог проявляет и милосердие Свое и правосудие и всемогущество не по принуждению, а по Своему свободному произволению; и потому мы можем только просить у Бога помощи, милости или прощения, но не должны, не смеем самонадеянно испытывать Его, искушать.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

«Не делайтесь рабами человеков». Это, однако, могло бы случиться двояким образом: через сопротивление и переворот существующих порядков, с одной стороны, и через религиозное преображение данных порядков — с другой. «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся перед Богом». «Перед Богом» — и потому «не делайтесь рабами человеков», ни через протест, ни через ложную покорность. Оставаться в том же звании перед Богом как раз означает оставаться среди мира в Теле Христовом, в зримой общине, являть в служении Богу и в жизни-следовании живое свидетельство о победе над миром. Потому «всякая душа да будет покорна высшим властям» (Рим 13:1; и след.). Не наверх, к власть имущим должна быть устремлена душа христианина, но вниз, чтобы оставаться в своем звании. Начальствующие — над (πρ) ним, ему же оставаться ниже (π). Мир господствует, христианин служит, и в этом имеет единение со своим Господом, Который стал рабом. «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними; но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом; ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:42–45;). «Ибо нет власти не от Бога» — Это сказано христианину — а не тем, кто начальствует! Христиане должны знать, что они всегда там, внизу, куда их послали начальствующие, чтобы познать и выполнить волю Божью. Христиане должны утешаться тем, что Бог через начальство Сам хочет сделать на благо им, что их Бог есть и Бог начальствующих. Это, однако, не должно сделаться общим местом и сознанием о сущности начальства (ξουσα — единственное число!), но оно должно найти применение в позиции христианина по отношению к фактически имеющимся властям (α δ οσαι). Кто противится им, тот противится установлению Бога, (διαταγτο θεο), Который так того захотел, чтобы господствовал мир и чтобы Христос, служа, победил — и с Ним Его христиане.

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

Немедленно после этого, Дух Святый повел Его от Иордана в пустыню, в которой не было других обитателей, кроме зверей. Там Он пробыл сорок дней и ночей, и в эти дни и ночи ничего не ел; наконец, взалкал. Сатана воспользовался этой потребностью природы человеческой, чтобы искусить Божественного Подвижника, и поставить Его в невозможность помочь человеку, которого, после падения, держит в рабстве грех и одолевают естественные немощи. Искуситель приступил к Иисусу Христу, и сказал: «(напрасно Ты мучишь Себя голодом:) если Ты Сын Божий, вели этим камням сделаться хлебами». Иисус Христос отвечал ему: – «в Писании сказано: «не от хлеба одного зависит жизнь человека, но от всякого слова, исходящего из уст Божиих». ( Втор. 8:3 ) – Когда сатана не успел искусить Его нетерпеливостью, и не мог Его заставить чудодейственную силу употребить на удовлетворение плотской Своей потребности, он повел Его в Иерусалим, и, поставивши Его на перилах, окружающих верх храма, сказал Ему: «(Тебе надобно обратить на Себя внимание при первом появлении к народу; он должен знать, что Ты послан с небес; вот, он внизу, итак), если Ты Сын Божий; бросься отсюда вниз. (Опасности для Тебя нет), потому что в Писании сказано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». ( Пс. 90:11, 12 ). Иисус Христос отвечал: – «в Писании сказано, также – не искушай Господа Бога твоего!» ( Втор. 6:16 ) (Где не нужно, не требуй и не ожидай чудес). – Не удалось сатане искусить Иисуса самомечтательностью, и возбудить в Нем тщеславные ожидания, чтобы Бог чудом помог Ему с первого раза прославиться. Тогда сатана взял, возвел Его на весьма высокую гору; и там, во мгновение ока показавши Ему все царства вселенной, со всем их блеском и величием, сказал Ему: «я дам Тебе власть над всеми этими царствами, и всю славу их. (Ты пришел искупить, и обратить к Себе человеческий род: но, после грехопадения людей), власть над ними предана мне; и я, кому хочу, даю ее. Итак, пади и поклонись мне: будет все Твое». Иисус Христос отвечал ему: – «отойди от Меня, сатана! В Писании сказано: Господу Богу твоему покланяйся, и служи Ему единому». ( Втор. 6:13 ) – Сатана увидел, что Христос Спаситель будет собирать людей в Свое царство, не потворствуя их страстям, и не угождая суетности мира; и отошел от Него до времени. Тогда пришли Ангелы, и стали служить Ему. 4. Свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе (Ин. 1:19–34)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Относительно других гробниц имеются неопределенные предания, и наш проводник, не останавливаясь у них, поспешил перейти по небольшому каменному мосту опять на ту сторону долины, ближе к стенам города. Иосафатова долина вся усеяна могильными памятниками евреев и магометан. По общему преданию у всех вероисповеданий на Востоке; в этой долине произойдет страшный суд при конце мира. Пророк Иоиль от лица Божия так рисует картину суда: «Я соберу все народы и приведу их в долину Иосафата 12 и там произведу над ними суд... Спешите и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь! Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там я возсяду, чтобы судить вое народы отовсюду... Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут, и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона и даст глас свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля... Тогда узнаете, что я – Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей». Замечательно, турки отдали гору Сион христианам для погребения покойников. Здесь сосредоточены кладбища и православных, и протестантов, и армяно-грегориан, тогда как долина суда наполнена костями евреев и магометан. Огибая юго-восточный угол зубчатых серых стен Иерусалима, наше внимание обратили на угловой камень, около трех с половиной сажень длиною, при саженной толщине. И такой большой камень находится не в нижних рядах основания, а на порядочной высоте от земли: вероятно, тоже свидетель древнейших времен. Недалеко от угла города дорога расходилась на три стороны. Мы выбрали левую, которая привела нас к источнику Богоматери – Айн-ситти-Марьям, близ деревни Силоам. Передовые паломники, спустившиеся в пещеру источника вниз по лестнице, успели спокойно почерпнуть воды и напиться; но последним пришлось выдержать борьбу с арабами, набежавшими сюда со всех сторон. Пользуясь случаем, здешние силоамцы требовали за воду деньги, вырывали из рук кружки с водой и вообще вели себя очень дико и непристойно. Я переждал первые горячие схватки, осторожно спустился по скользким ступенькам и дал денег арабской девушке, оберегающей воду внизу колодца. Она поспешила поднести и мне свой водонос на один момент. Спасибо и за это!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потом опять забормотал поспешно: – Нет, нет, не смейтесь над ним! Моя вина. Он говорил, что крылья не готовы. Кончено... Осрамил, осрамил я учителя!.. Слышите? Что это? Знаю, о нем же, о маленьком, о самом тяжелом из дьяволов – о Механике!.. «И повел Его дьявол во Иерусалим, – продолжал больной нараспев, как читают в церкви, – и поставил на крыле храма и сказал Ему: если ты Сын Божий, бросься отсюда вниз. Ибо написано: ангелам своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею...» А вот и забыл, что ответил Он бесу Механики? Не помнишь, Джованни? Он посмотрел на Бельтраффио почти сознательным взором. Тот молчал, думая, что он все еще бредит. – Не помнишь? – настаивал Астро. Чтобы успокоить его, Джованни привел стих двенадцатой главы четвертой Евангелия от Луки: – «Иисус Христос сказал ему в ответ: сказано, не искушай Господа Бога Твоего!» – «Не искушай Господа Бога Твоего!» – повторил больной с невыразимым чувством, но тотчас же опять начал бредить: – Синее, синее, ни облачка... Солнца нет и не будет – и вверху, и внизу только синее небо. И крыльев не надо. О, если бы учитель знал, как хорошо, как мягко падать в небо!.. Леонардо смотрел и думал: «Из-за меня, и он из-за меня погибает! Соблазнил единого от малых сих, сглазил я и его, как Джованни!..» Он положил руку на горячий лоб Астро. Больной мало-помалу затих и задремал. Леонардо вошел в свою подземную келью, зажег свечу и погрузился в вычисления. Для избежания новых ошибок в устройстве крыльев изучал он механику ветра – течений воздуха, по механике волн – течений воды. «Если ты бросишь два камня одинаковой величины в спокойную воду на некотором расстоянии один от другого, – писал он в дневнике, – то на поверхности образуются два расходящихся круга. Спрашивается: когда один круг, постепенно расширяясь, встретится с другим, соответственным, войдет ли он в него и разрежет, или удары волн отразятся в точках соприкосновения под равными углами?» Простота, с которою природа решала эту задачу механики, так пленила его, что сбоку на полях он приписал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Принимай, христианин, эти великие Таинства с великой верой, любовью и надеждой на милость Божию и радуйся, что Господь так нас любит, и все это Он устроил для того, чтобы нас спасти и даровать нам вечную радость. ...«И не внидет в него (в это здание Церкви Небесной) ничто нечистое и никто, преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны в книге жизни» ( Откр. 21: 27 ). Иду к Тебе Иду к Тебе... бушует злобно море, С напором волн бороться силы нет! Тоска в душе... отчаянье во взоре... И звезд последних меркнет дальний свет... Но я иду... и помню: Ты со мною И в Тайнах Церкви движешь руку мне, Я верю всей измученной душою, Борюсь и падаю и вновь иду к Тебе... В святом крещении пламенем омытый, Печать принявший в Таинстве ином (миропомазании), Хитон блестящий исповедью сшитый, И Кровь Спасителя в причастии святом. Священство мирное, священство благодатное, Зовет меня чрез бурные моря. Палит грехов моих обиды многократные, Указывая путь, где светится заря. И брак святой – женат я, или инок, Сияньем чистоты ведущий в небеса, Божественной душе моей вещая снимок Миров грядущих преславны чудеса. Елей святой смягчает гнойны раны, Грехов минувших иссушает грозный строй. Целя недуги и болезненны изъяны, Измученной душе вселяючи покой. О, пусть кипит волна, в безумстве духа мщенья, Пусть жизнь грозит всей мощью силы злой; Тебя бы, Господи, мне видеть в воскресеньи И слышать бы всегда: «Не бойся, Я с тобой». д) Камень Великий ученый Паскаль сказал: «Один камень изменяет архитектуру строения целого мира»...   «Камень, егоже небрегоша зиждущий, сей бысть во главу угла; от Господа бысть сие и дивно воочию вашею» (Спаситель). Однажды пророк Божий видел большой Камень, который оторвался от Горы и полетел вниз... Внизу стоял огромный истукан, сделан он был из золота, серебра, железа и глины. Истукан сиял на Солнце золотом, и поклонялись ему все народы. Несущийся с горы Камень ударился об него и вдребезги разбил истукана... Так погибли одна за другой четыре державы: Ассирийская (золото) , Вавилонская (серебро), Римская (железо) и Греческая (глина). Великий Камень (Христос), оторвавшись от Горы (Девы Марии), ударил в истукана этих держав, и они рассыпались, и нет их на свете. Камень же стал расти и вырос в великую Гору...

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.7 из  5) Иисус Назорей идет! Вместо предисловия Дело было на дороге в Иерихон. В придорожной пыли сидел человек. Сколько сидел — кто скажет? Не знатен, не богат, не знаменит. Но его запомнили уже хотя бы потому, что он был современником Христа, жил с Ним в одной стране, говорил на одном языке, правда, ни разу Его не видел и никогда не слыхал Его речей и наставлений. Он был нищим слепцом и дни свои проводил у большой дороги, прося милостыню и догадываясь по шуму улицы, чем занят зрячий народ. Иисус шел из Иерихона в Иерусалим. Это был трудный путь, и Учитель признался апостолам, почему так трудно идти: мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом. Ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет ( Лк. 18:31-33 ). Но ученики тогда ничего не поняли, ведь Господь часто говорил притчами, а может быть, их просто смутило слово «восходим» — ναβανομεν — вот тут Учитель точно заметил! Приходится воистину карабкаться, взбираться, совершать восхождение, «анабасис», потому что Иерихон лежит ниже Иерусалима, и чтобы добраться до Святого города, надо набраться терпения и идти в гору. Куда легче давался путь от Иерусалима в Иерихон — спускаться вниз всегда проще. Если бы нашелся какой-нибудь невозможно круглый человек, вот кому бы путешествовать: пустился из иерусалимских ворот и не заметил, как сам собой докатился до стен Иерихона. Иерусалим — наверху, Иерихон — внизу. Само положение городов словно воплощенная притча: горний град с храмом Божиим, до которого трудно добраться, и влекущий долу город человеческой суеты и неумолкающего шума, к которому так легко скатиться. И сидел слепец при пути, словно тоже докатился до такой пыльной и незрячей жизни. Он никогда не видел Христа, не слышал Его голоса. Но люди не умолкая говорили о Нем как о чудотворце и Учителе Истины. Вот почему весь сон придорожного зноя и дремота однообразной жизни слетели с него, когда он услышал одну только фразу: Иисус Назорей идет!

http://azbyka.ru/fiction/priblizhaetsja-...

Там не было ни нужд, ни лишений, ни голода, ни болезни, не было там ни ссор, ни распрей, но все любили друг друга; там никогда никто не умирал, но всегда все были молоды, свежи и здоровы. Город этот стоял на горе, с которой можно было видеть другой город, расположенный внизу, под горою. Но, ах, как не похож был этот город на первый! Стены, коими обнесен был он, были разрушены, так что дикие звери, ютившиеся вблизи его, могли забегать в город и наводили страх на его обитателей. И в самом городе жили бедные, несчастные люди, которые часто болели и подолгу ничего не ели и не пили и нередко замерзали, если наступала стужа. И к тому же эти люди не имели мира и любви между собою, но часто ссорились, враждовали и дрались, даже и убивал и друг друга. Царевич нередко подолгу стоял за воротами своего города и смотрел вниз на бедных людей. И когда он своими глазами увидел весь ужас, все бедствие этих людей, то ему стало очень жаль их. Он заплакал, побежал к отцу и сказал: «Отец, нельзя ли помочь этим бедным людям?» Но отец сказал: «Милый сын! Как часто я приглашал этих людей, чтобы они шли к нам в наш город, но они не пожелали!» Тогда сказал сын: «Позволь мне пойти к этим жалким людям: я скажу им, как ты добр и как хорошо здесь, у нас, и в последний раз приглашу их придти к нам, – может быть, они послушают меня». При этих словах отцу стало очень грустно, и он ответил: «Дорогой сын, они далеко не все послушают тебя. Большая часть из них сочтут тебя за обманщика, нападут на тебя и убьют». Сын же возразил: «Отец, все-таки дозволь мне пойти это сделать! И если я не в состоянии буду спасти всех, то спасу, по крайней мере, некоторых, но и за это я охотно отдам жизнь свою». – «Ну, хорошо, сын мой, иди». И царь еще раз обнял его и поцеловал и затем повелел ему спуститься в несчастный город. Милые дети, не знаете ли вы этой истории и не знаете ли, как она продолжается? Да, я думаю, что вы все знаете ее. Тот прекрасный город, о котором я здесь рассказал вам, это – небо, царь его – это Сам любящий нас Бог, а Сын Его – это Господь наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010