В окрестностях Тбилиси есть гора, которая носит такое же название, как гора Афон,— «Святая Гора», по-грузински Мтацминда; у нее есть еще другое название — «Гора преподобного Давида». Там в течение нескольких лет жил ученик второго после святой Нины апостола Грузии, сирийского подвижника преподобного Иоанна , который по благословению Божией Матери пришел из Антиохии в Иверию, чтобы проповедовать христианство и учредить монашескую жизнь по уставу и образцу антиохийских обителей. Преподобный Давид Гареджийский выбрал для своих подвигов расположенную на западе от Тбилиси гору и вел полузатворническую жизнь в пещере на крутом склоне. Шесть дней он молился в своей келии, а по четвергам спускался вниз в город. Там он проповедовал Евангелие, утверждал в вере христиан и убеждал обратиться ко Христу язычников-огнепоклонников, которых было много в Тбилиси, особенно среди торговцев и ремесленников. В Тбилиси есть изогнутая, как древо лука, улица, которую называют тропой преподобного Давида. Менялся лик города, строились дома, но на протяжении веков тропа преподобного Давида, проходящая дугой между зданиями, оставалась неприкосновенной. Я помню, в годы моей молодости эту улицу покрыли асфальтом, и неожиданно на нем появилась трещина, похожая на ручеек; она как будто указывала на то место, где проходил преподобный Давид, спускаясь с горы и возвращаясь в свою келию. По четвергам много богомольцев поднималось на Мтацминда. Они говорили: «При своей жизни преподобный сходил с горы к народу, а теперь мы поднимаемся к нему». Пещера была расположена на выступе скалы, представляющей собой большую ровную площадку. Внизу расстилался город. Он лежал в ложбине, окруженной с трех сторон горами. Дома поднимались по склонам, подобно террасам, и город напоминал кубок с искрящимся и пенящимся вином, которое переливается через края. Посреди города протекала река, разделяя его на две части. При свете солнца она казалась выкованной из серебра, а в пасмурные дни ее вода темнела и становилась похожей на цвет морских волн.

http://pravoslavie.ru/36790.html

Глава XXIII. Строение странноприимного дома; мое падение со стремянки; болезнь; письмо преосвященного Леонида; Саввин монастырь Всю зиму (которая следовала за моим выздоровлением) я провел, не употребляя врачебных пособий; службу мог совершать без упущения и заниматься делами монастыря и благочиния без особого отягощения, по возможности избегая всяких выездов из монастыря, так как они мне вредны. С первых чисел мая я стал пить воды Киссинген, но, конечно, получил от них мало пользы, потому что не мог, как предыдущее лето, ехать куда-нибудь пить воды, будучи удерживаем дома предполагаемыми постройками. Обстоятельства вынудили волей-неволей строить новую гостиницу, так как существующие две и заключающие в себе до 80 номеров, не вмещают того множества богомольцев, которое стекается на Угрешу в летнее время. Приходится, по многолюдству, размещать богомольцев в монастыре. Кроме того, с весны 1874 года начались приготовления к устройству конно-железной дороги от Москвы до Угреши, и потому нужно было выстроить новую гостиницу на той местности, где находился деревянный странноприимный дом, существовавший более 20 лет. Следовательно, приходилось построить предварительно новый, на новом, более удобном месте, и тогда уже, по разборке старого, приступить к построению гостиницы. Закладка странноприимного дома и другого корпуса для помещения рабочих и мастерских была совершена в начале апреля, каждый длиной в 10 сажень, а шириной в 4 сажени. И когда они были уже выстроены и покрыты, мая 24, в девятом часу утра мне нужно было сделать некоторые распоряжения в верхнем этаже строившегося странноприимного дома. Побывавши там, я спускался уже вниз по той же стремяни, по которой и взошел, как вдруг моя правая нога подскользнулась, рукой я не успел ухватиться за поручню и потеряв равновесие, упал с высоты четырех аршин. К несчастью, внизу лежал четвероугольный чурбан, на который я упал правым боком и попал на самое острое место. За мной шли два рабочих, они меня подняли. Мне было очень тяжело дышать, но сознания я не потерял, из головы и из руки струилась кровь; меня повели домой, и я дошел с великим усилием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что было, то было Зарисовки 05.10.2020 772 Время на чтение 12 минут В ЕРНЫЙ ДРУГ Детдомовский друг Николая Рубцова Иван Серков, благодаря которому поэт написал «Прощальный костёр». На фотографии Иван Алексеевич Серков запечатлён в последний год своей жизни – 2014-й. На берегу той же самой речки Толшмы, где поэт сочинил это стихотворение. Голос мамы, которого нет, но который зовёт. Никого из родных. Страх перед будущим. Ты один. И такой непривычно чужой грозный мир, который тебе ничего на свете не обещает. Все эти скрытые ощущения для маленькой детской души еле-еле преодолимы. Выдержать их хладнокровно нельзя. Семилетний Ваня Серков горько плачет, как бы жалуясь на судьбу. Жалуется подушке, как маме, которая успокоит. Но успокаивает Ваню крепкая маленькая рука соседа по койке. Зовут соседа Коля Рубцов. Ничего ему Коля не говорит. Просто знак подаёт и ведёт за собой. На реку. Было лето. Последние дни каникул. Берег Толшмы. Двое среди бархатистой травы. Там, внизу обнажённая Толшма с её стрелолистами, ямами, островками. Взявший взлёт молодой куличок. Крылья птенчика то в траве, то в воде. А вон и пятнистый пловец. Подбирается к куличку. Затаился в траве. Вот-вот выпрыгнет из засады - Щука!- вскрикивает Рубцов. - О-о! - вскрикивает и Ваня. Вверху пролетает косяк журавлей. Ищет новое пастбище, где бы был для них корм. Тут и там вьются ласточки. Для них пастбище —это воздух, где мерцают крылышками стрекозы, мчатся шершни, мухи и пауты. Всюду жизнь. Принимай её, мальчики! Принимай её, летуны и пловцы! Принимай такой, какой она есть. Жизнь! С чем её можно сравнить? Разве с бесценным подарком, который тебе подарили бесплатно. Лучше жизни нет, и не будет уже ничего. Коля ладошкой — по Ваниной голове. Поднимает его из травы. И, улыбаясь, спускается вниз. Туда, где песок. - Сделаем жар! Смотрит Ваня, как Коля разводит костёр. На душе у Вани спокойно. Словно рядом с ним старший брат, который его защитит. Рубцов оставляет его одного. Говорит: - Следи за костром. Я сейчас, - и уходит.

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/06/...

Монах Герман Монах Герман (?–1682) – поэт, композитор. Одна из наиболее значительных фигур среди поэтов-монахов второй половины XVII века. В юности келейник патриарха Никона , остался при нем и после 1658 года, когда Никон, покинув Патриарший престол, поселился в келье Воскресенского монастыря на Истре, где Герман был уставщиком (регентом хора), строителем (настоятелем), а с 1681 года, после ссылки и смерти опального Никона, – архимандритом. Все эти годы, вместе с Никоном и после Никона, принимал активное участие в строительстве Нового Иерусалима как зримого архитектурного воплощения грандиозных никоновских церковных реформ, касавшихся не только «исправления» богослужебных книг и троеперстия. Регент патриаршего хора Герман, будучи в одном лице и поэтом и композитором, создавал новые формы русских гимнов, молитв. В рукописных сборниках того времени сохранилось его переложение 140 псалма, покаянное песнопение («Память предложити смерти...»), гимны Рождеству Христову («Христос рождается...»), Воскресению Христову («Ангельскую днесь ти радости...», «Веселия день...», «Радуйся зело, дщи Сиона...»), Преображению Господню («Да восприимут ныне горы радость...»), Пресвятой Богородице («Богородице Дево и пречистое чрево...», «Радости ходатаице...»), Николаю Чудотворцу («Небо радуется согласно...», «Вси земнороднии...»), Феодору Стратилату и другие. Его преемник архимандрит Никанор напишет в эпитафии архимандриту Герману: ...Изрядная сочини псалмопения, Разумностию та и расположения Сложно писание над гробом положи, Известно о бытии отчи сотвори. Как и многие из виршевиков, он был мастером акростиха. Известный современный исследователь А.М.Панченко пишет по этому поводу: «Герман и поэты его круга отвели акростиху роль передатчика информации об авторе гимна. Наряду с рифмованными фразами Герман сообщает о себе различные сведения прозой – о монастырской карьере («типикарь», «уставщик», «Убоги чернец», «иеромонах», «строитель»), о принадлежности к братии новоиерусалимской обители («Воскресенский»), наконец, о состоянии здоровья («майя месяца болезнен»). Это разнообразие сведений стало возможным благодаря техническому совершенству акростиха, который содержал до трех фраз, стихотворных и прозаических. Для примера укажу на гимн в честь Богородицы «Радуйся, Благодатная, ангел царю дарованная». В рукописи текст, снабженный нотами, написан в 7 столбцов, так что повторяющийся акростих-рефрен читается слева направо вниз под прямым углом, снизу вверх налево так же под прямым углом, зигзагом и т.д. Внизу по трем строкам слева направо – дополнительное акростишное двустишие: «Господь с тобою//Герман пою».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Переписка с Афоном 38. Епископу Волоколамскому Василию (Кривошеину) от игумена афонского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Илиана Без даты Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко, святительски благословите! Дорогой и Святейший владыко, я очень рад был получить Ваше дорогое письмо. Теперь уже Вы, Ваше Преосвященство, – самый верный и истинный советник мой. Теперь без Вашего совета я ничего не могу сделать. Простите, немного задержал письмо – всё ждал из Ильинского скита брошюру о. Кассиана, которую и высылаю Вашему Преосвященству. Грек, которого прислал Астеном Иностранной полиции из Карей, сам ушел – поругался с нашими греками. А теперь Астеном прислал другого, выгнанный диакон из Лавры Св. Афанасия 95 . Ещё его не приняли, потому что о. Давид лежит в Салониках в больнице. К Пасхе поправится. Остальная жизнь идет всё своим чередом – монахов стало совсем мало, Церковь пустая. Наверху мы служили с о. Серафимом 96 , внизу о. Гавриил 97 , Матфей, иерод. Кирилл 98 , ещё собором помогает служить Керогианский о. Митрофан. На Крумице 99 Церковь Казанской Б.М. сгорела. Загорелось ночью в просворне; от сильного ветра загорелся и алтарь. Огонь перешел до колокольни, колокола попадали вниз, но не разбились. И ещё другая сторона сгорела до аптеки. Ночью пришел народ с пирги 100  и помогал тушить. В декабре я был там с отцом Серафимом, иером. И все главные иконы, Чаши и Евангелия увезли в монастырь. Там теперь живет один о. Фома скитский, а остальные – рабочие. Ещё и ещё благодарю премного за то, что Вы заботитесь о нас, кланяюсь Вам до земли и ещё прошу не оставить нас Вашим Святым советом. Испрашивая Вашего Святительского Благословения и Святительских молитв, Вашего Преосвященства смиренный богомолец. Игумен архимандрит Илиан. P.S. Ваше Преосвященство, поздравляю с предстоящим праздником Св. Пасхи и желаю Вам в радости духовной встретить Воскресение Христово. Буду чаще писать Вам – почему-то другие много говорили, а теперь уклоняются. Теперь буду надеяться на Ваше святительское благословение, молитвы и помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Разделы портала «Азбука веры» ( 53  голоса:  4.2 из  5) Глава XXVI Софи пришла в семь — одеть меня; она возилась так долго, что мистер Рочестер, очевидно, выведенный из терпения этой задержкой, послал наверх, спросить, отчего я не иду. Она как раз прикрепляла вуаль к моим волосам, — это был тот скромный кусок кружева, который приготовила я. Как только она отпустила маня, я бросилась к двери. — Минуточку! — крикнула она по-французски. — Вы хоть посмотрите на себя в зеркало, вы даже не взглянули. Уже у самой двери я обернулась. Я увидела в зеркале фигуру в светлом платье и вуали и не узнала себя, — она показалась мне какой-то чужой. — Джен! — раздался внизу голос, и я бросилась на лестницу. Мистер Рочестер встретил меня на полдороге. — Как ты копаешься, — сказал он, — у меня сердце разрывается от нетерпения, а ты так долго не идешь! Он привел меня в столовую, осмотрел с головы до ног, заявил, что я прекрасна, как лилия, и не только гордость его жизни, но и свет очей его, и затем, предупредив, что дает мне всего десять минут на завтрак, позвонил. Вошел один из недавно нанятых лакеев. — Что, Джон закладывает? — Да, сэр. — А вещи снесли вниз? — Сейчас сносят, сэр. — Отправляйтесь в церковь и посмотрите, там ли мистер Вуд (священнослужитель) и причетник. Вернитесь и доложите мне. Как читатель уже знает, церковь находилась сейчас же за воротами. Слуга вскоре вернулся. — Мистер Вуд в ризнице, сэр. Он облачается. — А коляска? — Лошадей запрягают. — В церковь мы пойдем пешком, но карета должна быть здесь к той минуте, как мы вернемся. Вещи погрузить и привязать, и кучер пусть сидит на месте. — Слушаю, сэр. — Джен, ты готова? Я встала. Странная это была свадьба — ни шаферов, ни подруг, ни родственников; никого, кроме мистера Рочестера и меня. В холле нас поджидала миссис Фэйрфакс. Мне хотелось сказать ей несколько слов, но мою руку словно сжали железные тиски; мистер Рочестер повлек меня вперед так стремительно, что я едва поспевала за ним; заглянув ему мельком в лицо, я увидела, что он не допустил бы ни секунды промедления. Я подумала, что для жениха у мистера Рочестера довольно странный вид: лицо его выражало мрачную решимость и непреклонную волю, глаза сверкали из-под нахмуренных бровей.

http://azbyka.ru/fiction/dzhen-jejr-shar...

Седьмой, самый верхний блок " иглы " с семейным романовским гербом в виде грифона - единственный гранитный элемент-новодел в воссозданном памятнике 21 октября 2013 г. 09:59 Возвращение государей В АЛЕКСАНДРОВСКОМ САДУ ВОССОЗДАН ПАМЯТНИК ТРЕХСОТЛЕТИЮ ДОМА РОМАНОВЫХ В центре столицы смонтирован и подготовлен к торжественному открытию восстановленный монумент в честь 300-летнего юбилея Дома Романовых. Его освящение намечено на праздник Казанской иконы Божией Матери – День народного единства. Корреспондент «Церковного Вестника» наблюдал за финальными аккордами воссоздания исторического памятника, впервые появившегося у Кремлевской стены без малого сотню лет назад. Освященный Иверской иконой Московским старожилам и знатокам столичной истории этот монумент возле знаменитого грота, конечно же, известен. Правда, последние 95 лет он менял как свой облик, так и «прописку». И вот теперь историческая правда восторжествовала: вместо девятнадцати фамилий социалистов-утопистов на нем снова нанесены имена семнадцати государей из рода Романовых, а также державные символы дореволюционной России. Инициатива установки памятника в начале прошлого века исходила от городских властей. В январе 1911 года этот вопрос подняла Комиссия о пользах и нуждах общественных Московской городской управы, рекомендовавшая воздвигнуть к приближавшемуся юбилею монумент наподобие обелиска в Троице-Сергиевой лавре (на нем запечатлены узловые моменты «биографии» этой обители). В следующем году состоялся открытый конкурс. По его итогам решили воплотить в камне работу занявшего второе место архитектора по квартирному довольствию войск Московского гарнизона Сергея Власьева (+1936), так как проект-победитель конкурсная комиссия посчитала неоправданно дорогим. Функционально власьевский гранитный памятник состоял из трех больших компонентов. Внизу располагался окруженный живописным цветником большой цоколь. На него опиралось массивное основание с надписью-посвящением и изображением Георгия Победоносца, несшее на себе восемь геральдических щитов с гербами составлявших Российскую Империю царств (московского, казанского, астраханского, польского, сибирского, херсонотаврического и грузинского), а также соединенными гербами четырех великих княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского, Финляндского). Наконец, верхний уровень походил на иглу в виде поставленных друг на друга квадратных в плане монолитных блоков (сторона нижнего — 1 м 38 см, верхнего — 1м 19,5 см). На «игле» перечислялись (причем не в более привычном сегодня хронологическом порядке снизу вверх, а наоборот — сверху вниз) все самодержцы романовского рода от Михаила Федоровича до Николая II. Семнадцать имен государей и государынь, если точнее, умещались на шести блоках; седьмой же, самый верхний, нес на себе изображение родового романовского герба (грифона с мечом и щитом) и одновременно служил опорой для позолоченного двуглавого орла.

http://e-vestnik.ru/culture/pamyatnik_ro...

Углич. Богоявленский монастырь. Карта и ближайшие объекты Богоявленский монастырь, 3 класса, в городе Угличе. Основан в 1584-1591 годах; в 1609 году был сожжен поляками; в 1620-629 годах восстановлен; в 1661 году перенесен был из крепости в посад, на настоящее место. Здесь была пострижена царица Мария Федоровна, мать убитого святого царевича Дмитрия. Монастырский соборный храм в честь Богоявления Господня построен в 1843-1853 годах. В монастыре находится местно чтимая Федоровская икона Божией Матери. Ежегодно 15 августа с нею бывает крестный ход вокруг монастыря, в память избавления города от холеры в 1871 году. В Богоявленской часовне, устроенной под соборным храмом, находится весьма чтимая икона Божией Матери, именуемая «Недремлющее Око». Она пожертвована в монастырь в 1848 году, как древняя и с давних пор чудотворная, жительницей города Углича Александрой Васильевной Лебедевой; писана на доске (17 вершков вышины и 12 вершков ширины); живопись — итальянского стиля; Богоматерь изображена на этой святой иконе сидящею в комнате; голова Ее, покрытая простирающимся до Ее плеч покрывалом, наклонена в левую сторону, а Ее полуоткрытые очи к спящему на Ее левом колене и левой руке Богомладенцу; правой рукой Богоматерь держит на уровне со Своим плечом край белой пелены, на которой покоится Богомладенец; глава Его обращена в левую сторону, руки сложены под грудь, ноги согнуты в коленах и опущены вниз. Празднование в честь этой святой иконы бывает 29 мая. При монастыре больница. Монастырю принадлежит часовня в городе Рыбинске близ вокзала. Здесь находится другая икона Божией Матери «Недремлющее Око». Она пожертвована сюда в 1871 году дочерью протоиерея Рыбинского собора, знаменитого проповедника, отца Родиона Путятина (+1869 год), питающего к этой святой иконе особенное Благоговение вследствие семейных преданий. Икона имеет 1 аршин высоты и 10 вершков ширины; писана на полотне, наклеенном на деревянную доску; живопись — итальянского стиля; Богоматерь изображена на ней в половину роста, сидящею перед столом; причистое лицо Ее, печальное, с очами, опущенными долу, обращено к лежащему Богомладенцу; левая рука Ее, покоящаяся локтем на столе, поддерживает главу Ее, а правая поддерживает спящего Богомладенца, покоющегося на подушке. Глава Богомладенца обращена в правую сторону, очи Его закрыты; правая Его рука покоится на правой руке Богоматери, а левая — на согнутом колене Его ноги. Внизу изображения надпись: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (песнь песней, 5, 2).

http://sobory.ru/article/?object=05715

Дом на Военно-Грузинской дороге: жить, чтобы спасать Человеку нужен человек, все остальные методики неэффективны 31 декабря, 2018 Человеку нужен человек, все остальные методики неэффективны Журналист Ольга Алленова, путешествуя через Кавказский хребет, увидела жизнь, в которой есть смысл. На верхней точке Военно-Грузинской дороги, в местечке, известном как Крестовый перевал, среди полного безмолвия и незаметный в снегах, прячется маленький белый дом. Рядом с ним – каменные развалины старинного постоялого двора, в XIX веке тут меняли лошадей. Если бы не эти мрачные развалины, белый дом был бы совсем не заметен. На возвышенности, прямо над дорогой, сложен из камня крест. Мы поднимаемся к нему и видим белый дом. Дверь открывается, и в проеме появляется монах в черном. Улыбается: «Заходите на чай». Кажется, что строили этот дом на скорую руку: сруб, обшитый пластиком; внизу большая гостиная-мастерская, в которой нет камина, а только печь-буржуйка – на ней греется большой металлический чайник. Вдоль большого деревянного стола разложены резные наличники для икон, столярные приборы. Второй монах, Георгий, мастер по дереву, с улыбкой разливает горячий чай в прозрачные стеклянные кружки. Лестница уводит на второй этаж, в маленький храм: алтарь, иконы, аналой. Наверху, рядом с храмом, монашеские кельи – их 4, как и живущих здесь монахов. В храме пишем записки – скорее это повод оставить здесь какие-то деньги и поддержать хозяев дома, ведь жизнь в горах сурова, но монах качает головой: «Мы денег не берем». Забирает записки, кладет в свой молитвенник, уходит вниз. Где-то в углу находим ящик для пожертвований, а потом стоим в легком сумраке перед расписными иконами, смотрим на горящие свечи и слушаем, как внизу потрескивают дрова в буржуйке. Отчего эти монахи улыбаются, как дети? Откуда в них столько света и радости? Нам нужно ехать, но очень трудно отказаться от чая. Дом построили на перевале пару лет назад по распоряжению грузинского Патриарха: на этом участке дороги часто сходят лавины, люди оказываются отрезанными от мира, и пока придет техника, могут замерзнуть. Четверо монахов вызвались сюда служить. За это время они спасли на этой дороге 20 человек.

http://pravmir.ru/dom-na-voenno-gruzinsk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 64  голоса:  4.3 из  5) Разрывные пули профессора Горлинко Рассветало. Зенита вышла на крыльцо домика, где вот уже месяц жила с товарищами по экспедиции. Тайга еще дышала ночной прохладой, была полна дремучих снов. Вдали, отороченные слепящим золотом, то вставали из густого тумана белки, то прятались в нем, и казалось, — менялись местами. Шум мотора привлек внимание Зениты. Внизу по тракту ползла в гору мощная пятитонка. «Трудно ей карабкаться», — подумала Зенита. Вспомнилась местная шутливая поговорка: «Семь верст до небес — и всё лесом». Из-под сдвоенных задних колес машины летели переломленные сучья, песок, камешки; мотор рычал и фыркал. «Сердится, — улыбаясь думала Зенита. — Отчего это пожилые, хорошо объезженные машины так похожи на животных?» В это чудесное утро всё на свете казалось ей живым, одухотворенным — и горы, и тайга, и клубящийся в падях туман. Вот солнечный свет прорвался, наконец, где-то между гор, потоком хлынул вниз, в глубокую долину. И там, внизу, влажным пламенем вдруг заполыхал луч, сплошь заросший огоньками — цветами жаркового, как говорят на Алтае, цвета — цвета пылающих угольков. Машина, затихнув было за поворотом дороги, вдруг с шумом и скрипом выбежала из леса. В кабине рядом с шофером, осанисто сложив на груди руки, сидела пожилая женщина в больших черных очках, во френче защитного цвета — прямая и строгая, В кузове вплотную друг к другу стояло несколько клеток, а позади них, свесив ноги, сидели двое бородатых и один безбородый — все с ружьями в руках. Безбородый пристально уставился на Зениту. Вдруг он сорвал с головы синий беретик, весело помахал им Зените и крикнул: — Привет из Ленинграда! Зенита с трудом заставила себя ответить ему холодным кивком. При виде женщины в военной форме и ружей в руках молодых людей ее радостное настроение мгновенно изменилось. Машина давно прокатила, зарылась в тайгу выше по горе, а Зенита всё еще стояла, горестно опустив голову на грудь. «…Ленинградцы, — думала она. — Верно, наша университетская экспедиция зоологов. Сколько прекрасных зверей и птиц перебьют!..»

http://azbyka.ru/fiction/povesti-i-rassk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010