Вторая часть догматика Вторая часть догматика, как мы видим, насыщена образами, метафорами, цель которых – показать роль Девы Марии в нашем спасении. Преп. Иоанн Дамаскин называет Деву Марию «небом Божества» (ορανς τς Θετητος). Слово «небо» (небеса) часто встречается в Священном Писании, но имеет несколько значений. Например, слово «небо» употребляется, когда в Священном Писании речь идет и об атмосферных явлениях, и о звездном мире, например, «небо красно» (Матф. 16, 2), «знамения с неба» (Лук. II, 16), «звезды на небе» (Евр. II, 12). В первом стихе библейской книги Бытие «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1) под словами «небо и земля» подразумевается вся Вселенная. В понимании древних, видимое небо представлялось как свод, который своим нижним краем касался краев земли. Это дало повод Господу Иисусу Христу употребить такие выражения, как «от края небес до края их» (Мф. 24, 31), «от края земли до края неба» (Мк. 13, 27). Но небо в Священном Писании  —   это и место обитания Бога. Например, Соломон молился Богу при посвящении храма: «Господи, Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу… Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (3 Цар. 8:23–27; ср. с 2 Пар. 2:6; 6:18). Писания ясно и неоднократно утверждают, что Бог обитает на небе. Он смотрит вниз на землю из Своих святых обителей и благословляет Свой народ (Втор. 26:15; Пс. 52:3; Ис. 63:15). Когда Его народ молится в направлении храма, Он слышит на небе, месте Своего обитания, и прощает его (3 Цар. 8:30, 39, 43, 49). Во времена Езекии «встали священники и левиты, и благословили народ; и услышан был голос их, и взошла молитва их в святое жилище Его на небеса» (2 Пар. 30:27). Псалмопевец говорит: «Господь во святом храме Своем, Господь, — престол Его на небесах» (Пс. 10:4); «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс. 102:19). Иисус Христос все время говорил о Своем Небесном Отце (см. Мф. 5:16,45; Мк. 11:25). Все эти ссылки говорят о том, что «небо» — это обитель или жилище Бога, которое апостол Павел называет «третьим небом» или «раем» (2 Кор. 12:2, 3).

http://bogoslov.ru/article/5177484

Если из величия и красоты тварей соразмерно познается Виновник, то чем более мы станем рассматривать великую красоту созданий, тем более приблизимся к Виновнику. Великое благо в том, чтобы знать, что такое тварь и кто Творец, что такое создание и кто Создатель. Если бы умели тщательно различать это враги истины, то не смешивали бы всего, ставя верхнее внизу. Это значит не то, что они опустили вниз звезды и небо, и подняли вверх землю, а то, что Царя небесного низвели с царского престола и поставили на ряду с тварью, а тварь почтили преимуществами божества. Если бы манихеи умели хорошо рассуждать о твари, то ее, созданную из ничего, тленную, преходящую, изменяемую, не почитали бы как не созданную. Если бы умели хорошо рассуждать о твари эллины [разумеются языческие философы из эллинов или греков], то не уклонились бы от истины к заблуждению, не покланялись бы и не послужили бы твари вместо Творца. Прекрасно небо, но создано для того, чтобы ты воздал поклонение Творцу. Светло солнце, но для того, чтобы ты почтил Создателя. А если ты останавливаешься (только) на чудесах творения, смотришь на красоту созданий, то свет для тебя стал тьмой, а лучше сказать – ты свет превратил во тьму. Видишь, какое благо в том, чтобы знать учение о твари. Не пренебрегай же этим благом, но слушай внимательно слова наши: мы будем говорить не только о небе, земле и море, но и о нашем происхождении, также о том, откуда смерть, отчего жизнь стала тягостной, откуда скорби и заботы. Объяснение относительно этого и многого другого Бог даровал нам в этой книге [т.е. Библии и, в частности, книге Бытия]. Бог не отказывается защищаться перед людьми, но вопиет через пророка: " придите – и рассудим, говорит Господь " (Ис.1:18). И не только защищается и судится, но еще учит, как избежать нам осуждения. Не просто сказал: " придите – и рассудим " , но наперед показал, что нам говорить и что делать, а потом повлек на судилище. Послушай же, что выше сказано у пророка. " Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову " (Ис.1:16-17). И затем говорит: " придите – и рассудим, говорит Господь " . Я не хочу, говорит, взять вас (на суд) совершенно беззащитными, но снабдив вас средствами к оправданию. Я призываю к ответу, и судиться с вами хочу не для того, чтобы осудить, но чтобы пощадить. Так говорит (Бог) и в другом месте: " говори ты, чтоб оправдаться " (Ис.43:26). Есть у тебя жестокий и нещадный обвинитель; предупреди занять его место; загради его бесстыдные уста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Завернули в сторону Овчей купели. Среди останков древнего города глубоко внизу сохранилась часть купели. Прочитав Евангелие: «есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов…» ( Ин. 5:2 ), — по крутым ступенькам стали спускаться глубоко вниз, чтобы искупаться и испить святой, исцеляющей все недуги воды. Добравшись до воды, в великом смущении остановились, увидев оскверненную купель. В нее была набросана всякая нечистота. Опечаленные поднялись к свету и продолжили Крестный путь. Вдоль всего Крестного пути встречаются подземные камеры, в которых содержались преступники. В одну из них был заточен Спаситель. Припали и облобызали каменные узы, плиту с двумя отверстиями для ног, котЪрая сковывала ноги Христа. Рядом более просторная камера — место заключения Вараввы. Встретил нас в подземном храме настоятель архимандрит Серафим. На стене увидели большой темный деревянный крест. Каждый год в Великую Пятницу Патриарх Иерусалимский начинает Крестный путь от храма Святых Страстей, неся на себе этот крест. Ступая по следам Спасителя, дошли до места, где Он в изнеможении упал на камни мостовой под Крестной ношей. Теперь здесь часовня. Господи, как велики были Твои страдания! Сил хватило всего на несколько десятков шагов. А вот место, где Спаситель встретился с Богородицей. По преданию, Она, узнав о приговоре, бросилась к Пилату с просьбой о помиловании Своего Божественного Сына. Получив отказ, пошла по улицам Иерусалима навстречу Иисусу. Над дверью небольшой молельни помещен барельеф с изображением встречи Богоматери и Иисуса. Через несколько шагов Христос опять упал и уже не мог нести Крест. “…И когда повели Его, то, захвативши некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом” ( Лк. 23:26 ). Дальше — место, которое хранит память о встрече Спасителя с Вероникой. По преданию, она отерла лицо Христа покрывалом. И на нем запечатлелся лик Спасителя в терновом венце. На наружной стене греческого православного монастыря выгравирован небольшой крест, потемневший от времени. Здесь Спаситель встретил верующих женщин: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» ( Лк. 23:27-28 ).

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

Здесь диавол начинает неприметно клеветать на Бога: Вот Ты сказал, что надеешься на Бога, Который не попустит Тебе умереть. Покажи же теперь не деле Свою крепкую веру, Своё упование на Бога. Бог назвал Тебя Своим Сыном, но не ввёл ли Он Тебя в обольщение? Если ты, действительно, Сын Божий, то покажи Свою Божественную силу. Видишь, внизу стоит народ. Этому народу нужно показать, что Ты – Сын Божий. Итак, бросайся вниз. Тебя, конечно, сохранят ангелы; народ увидит чудо Твоего спасения и признает Тебя Мессиею. Ты ссылаешься на Писание. Писание и велит уповать на Бога, и уповающему обещается помощь Божия. Это обещается всякому верующему, а если Ты – Сын Божий, тем паче Бог для Тебя всё сделает, только бы Ты пожелал. Так хитро сплетает враг свои сети. Увидел он, что Священное Писание , слово Божие есть закон жизни для Христа Спасителя, и он ссылается на то же Писание, только перетолковывает его по-своему, для своих злых целей. Но и на эти извивы лукавой лести Господь так же спокойно и кротко ответил словами Писания, тем же оружием, какое враг обращает против Него: Иисус сказал ему: правда, в Писании есть такое изречение. Но этими словами Писание не повелевает броситься в пропасть и нарочно подвергать себя опасности. Ты привёл неточно слова Писания, – там есть продолжение: во всех путях твоих. Но то, что ты предлагаешь Мне, не есть путь, Богом определённый. В том же писании, в книге Второзакония (6:16) написано также: не искушай Господа Бога твоего. Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе. Грешно требовать от Господа Бога чудес без всякой нужды. Правда, Господь готов и чудо сотворить для верующих в Него, но только тогда, когда есть действительная опасность, а не когда человеку придёт на ум потребовать чуда. – “Таким ответом, – говорит святой Златоуст, – Господь поучает нас, что диавола должно победить не чудесными знамениями, а незлобием и смирением, и ничего не надобно делать ради тщеславия, для того только, чтобы показать себя. Какой дивный урок всем, кто заражён духовною гордостью, кто считает себя избранником Божиим и без всякой нужды сам напрашивается на искушение! Какой урок и тому, кто берётся самочинно, по своему мышлению толковать Священное Писание! Спаситель показал нам, что нельзя брать выдержки из Священного Писания , не обращая внимания на другие места того же Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

И говорил много укоризненных и оскорбительных для святого слов. Но блаженный стоял молча, опустив голову вниз. Тогда царь сказал: — Что же ты ничего не говоришь мне, нечестивец? Блаженный Стефан в ответ на это стал кротко говорить: — Если ты, царь, задумал убить меня, то убивай теперь же. А если призвал меня для того, чтобы расспросить о чем-либо, то тебе следует укротить гнев свой и беседовать со мной спокойно. Слыша такие слова, царь спросил святого: — Скажи мне, за что ты называешь нас еретиками? какое из церковных преданий мы нарушаем? Преподобный ответил: — Вы отвергаете почитание святых икон, что предано нам издревле от богоносных отцов. Мучитель возразил на это: — Не называй сие святыми иконами: не иконы святые то, но изображения идолов; а какое общение у святых с идолами? На это святой муж ответил: — Тот, кто поклоняется иконе, воздает поклонение не самому веществу; ибо поклонение, воздаваемое образу, переходит на Первообразного, как говорит святой Василий Великий. Мучитель сказал святому: — Разве можно изображать вещественными красками то, из чего многое тёмно и непостижимо для ума? И справедливо ли под чувственным образом поклоняться тем, естество которых никому неизвестно? Преподобный ответил: — Кто из имеющих разум скажет, что вещественными красками можно изображать невещественное Божие естество? Существа Божия даже ум описать не может; тем более нельзя изобразить Его красками. Но когда мы изображаем на иконе Христа, то изображаем не Божеское Его естество, но человеческий вид Его, подобный нашему, Который Апостолы видели и осязали, как святой Иоанн Богослов сказал: «что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши» (1 Иоан. 1:1). И если ты мне укажешь на слова Моисея: Исх. 20:4 — «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли», — то я скажу тебе, что сам Моисей сделал изображения двух златых херувимов, о чем Божественный Апостол повествует так: Евр. 9:5 — «херувимы славы, осеняющие очистилище». Но и самый алтарь, и скиния, и святая святых изображали собою подобие небесное, как говорит тот же Апостол: Евр. 8:5 — «которые служат образу и тени небесного».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

И о а н н. К Тебе прилетел ангел? А н д р е й. Иоанн Креститель их часто видит, когда постится. И и с у с. Кто-то, но не Я Сам, говорил во Мне: " Зачем голодать? Если Ты вправду Сын Божий, прикажи, и эти камни превратятся в хлеб " . Я знал, что это правда. Если Я велю, превратятся. А н д р е й. Это будет чудо. И и с у с. Бывают чудеса и потруднее. Не пугайся, этот хлеб — от пекаря. А что до чудес, их можно творить ради других, но не ради себя. И о а н н. Вот, ради других. Накорми Израиль, и он восславит Твое имя. С и м о н. Нас учили любить Бога за милости. И и с у с. Но прежде всего — за Него Самого, а не за то, что Он дает нам. Легко накормить тело, оставив голодной душу. Сказано в Писании: " Не хлебом единым жив человек, но всякимловом Божьим " . Я сказал слово, искушение исчезло, оставив по себе лишь трепет плоти. Но тот, другой, не исчез. Мы стояли на самом верху Храма и смотрели на Иерусалим. А н д р е й. Так прямо и стояли? По правде? И и с у с. Вроде бы — по правде. И тот, кто не был Мною, сказал Мне: " Если Ты и впрямь Сын Божий, бросься вниз. Разбиться Ты не можешь; разве не сказано в Писании, что ангелы понесут Тебя? " Там, далеко внизу, я видел священников и паству, собравшихся для заклания. И тот прошептал: " Докажи им, кто Ты. Докажи. Ты веришь в Себя, Сын Божий? Докажи и Себе " . И о а н н. Учитель, и Ты это чувствовал? И Ты знал сомнение, сотрясающее разум? И Ты боялся, что прекрасная истина окажется ложью? И и с у с. Я ответил ему: " В Писании сказано: не проси у Бога доказательств. Доверяй Ему как Отцу и Другу " . И страх исчез. А н д р е й. Это все? И и с у с. Еще нет. Он вознес Меня на высокую гору, и все царства мира легли у Моих ног, словно карта: Иерусалим, Тир, Сидон, Кесария, Афины, Рим, Карфаген вдалеке, город за городом, во всей их силе и славе. Он сказал: " Сын Божий, я дам Тебе все это, если Ты поклонишься мне и послужишь " . Тогда Я понял, кто он, и сказал: " Ты — сатана, разрушитель. Уходи, ибо написано: Богу Одному поклоняйся и Одному Ему служи " . Он понял, что Я узнал его, и исчез… А Бог послал ангелов, чтобы они Меня укрепили, потому что Я был измучен — ведь враг нападал на крепость Моей души.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=983...

« И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего » ( Быт. 22:10 ). И всех его возможных потомков. «Отеческой рукой он обнажил нож над сыном и, сокрушенный отеческой любовью, трепетал, как бы не пропала казнь, удар не пришелся бы мимо и десница не утратила бы силы. Он испытывал чувство любви, но не отступил от обетования и спешил явить покорность, даже когда услышал прорицание» 205 . « Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! » ( Быт. 22:11 ) Я как-то вам уже объяснял, что повторение имени свидетельствует об особом Божием отношении: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» ( Деян. 9:4; 22:7; 26:14 ). Или: «Самуил, Самуил!» ( 1Цар. 3:10 ), когда Бог призывал пророка, отрока, служившего Ему при Илии. Или, например, из середины горящего куста: «Моисей! Моисей!» ( Исх. 3:4 ). «Но Ангел Господень воззвал к нему с неба» ( Быт. 22:11 ) – почему Ангел? Почему не просто сказано: «Господь воззвал»? Подчеркивается стремительность, потому что Ангел – это именно стремительное исполнение Божьего поручения. Любой Ангел – это и есть Божие поручение! Здесь и намек, что Авраам совершает служение выше ангельского, и Ангелы как бы прислуживают ему. « Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я » ( Быт. 22:11 ). Уже рука должна была идти вниз! И опять мы видим ту же готовность. Когда Авраам услышал Божий призыв, он сказал: «вот я» ( Быт. 22:11 )! – мы читали в начале этой главы. И здесь, когда уже наступает трагическая развязка, и Ангел его останавливает, Авраам опять произносит эти слова: «вот я», этот удивительный Божий человек! Вы помните, как на третий день после обрезания он бегал вокруг своего шатра, как он побежал к стадам, как он вернулся, как он побежал к слугам, давая им поручения? Это удивительный, стремительный, как ангел, человек! Почему здесь сказано, что Ангел воззвал с неба? – зададим снова этот вопрос. Этим самым показывается святость Авраама, его духовное качество – они удалились от этих «ослов», оставленных внизу, от этого примитивного образа жизни, они (Авраам и Исаак) поднялись и уже как бы достигли Неба. Потому что, если с самого неба приходит какой-то голос, он должен быть очень громким, чтобы его услышать. Этим просто показывается их уровень, уровень этих удивительных людей, отца и сына. Авраам говорит: «вот я», он это говорит и за себя, и за сына, и эти слова правильнее понять: вот мы, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился» (Мф. 27: 1-14). Мог ли обрести спасение Иуда? Из Евангельского повествование видим, что сердце его сокрушилось от увиденного и содеянного. Отец Александр Мень размышлял: «Среди людей, ждавших у ворот, был еще один из Двенадцати. Что пережил он, когда увидел дело своих рук? Все было кончено. Холодная озлобленность ренегата сменилась неподдельным отчаянием. Пусть Иуда и обманулся в своих ожиданиях, но заслужил ли Иисус те мучения, которые ждут Его, заслужил ли смерть? Быть может, Иуда втайне ждал, что сторонники освободят Христа или Он Сам чудом ускользнет от врагов. Но ничего подобного не произошло. От слуг бывшему ученику стал известен приговор, мог он и видеть, как связанного Учителя повели в резиденцию прокуратора. Не вынеся этого, Иуда отправился к тем, кто вручил ему деньги, чтобы вернуть их. — Согрешил я, предав кровь невинную, — заявил он. Но в ответ услышал равнодушные слова: — Какое нам дело. Смотри сам. Иуда, бросив деньги в Храме, повесился». Повесился, потому что, видимо, не было той внутренней связи с Иисусом, которая была у Петра и других Апостолов. Человек, лишенный внутренней связи со своим Творцом, неизбежно приходит к самоуничтожению. Жизнь теряет всякий смысл. В ситуации бессмыслия человек не находит ничего лучшего как устранить ситуацию. Но эта ситуация представляет собой собственную жизнь. Почему Иуда дошел до такого края? Наверно, его свобода была настолько прикована земным притяжением, что душа не могла вскочить на ступеньку, с которой начиналось бы духовное восхождение. Инерция его душевного движения неуклонно вела вниз. Внизу еще остались остатки стыда, но уже не было сил на покаяние, отчаяние становится частью душевного уклада, или лучше сказать разлада.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/11/...

Когда Он еще говорил это, пришли люди из дома начальника синагоги и сказали ему: «Дочь твоя умерла; не утруждай Учителя». Но Иисус, услышав это, сказал Ему: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». Когда пришел Иисус в дом начальника синагоги, то, увидев свирельщиков и народ в смятении, сказал им. «Выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит». Слышавшие это смеялись над Ним, потому что знали, что девица умерла. Но Он, выслав всех из дома вон, – кроме отца и матери девицы, а также учеников Своих Петра, Иакова и Иоанна, – вошел в комнату, где лежала на одре умершая, и, взяв ее за руку, сказал: «Талифа кум», что значить: «Девица, тебе говорю, встань». Девица тотчас встала и начала ходить; Он повелел дать ей есть. Видевшие это чудо, пришли в великое изумление. Господь же строго повелел им, чтобы они никому не сказывали о происшедшем. Господь наш Иисус Христос носил обыкновенные одежды, какие носились и всеми другими евреями, Последние же надевали на себя обыкновенно следующие одежды: 1 . Халук или киттуна, из шерстяной или полотняной материи. Это была длинная, доходившая до пяток, одежда, плотно прикрывавшая тело, с отверстиями только для шеи и рук. Внизу она имела кайму или рубец. Обладание только одною этою одеждой считалось признаком бедности. С киттуна был сходен древнееврейский кетонет или греческий хитон, делавшийся из всякой материи, даже из кожи, но преимущественно из шерстяных и льняных тканей. Хитон делался с рукавами, в обтяжку и доходил почти до пяток. У бедер он завязывался поясом. Из евангелия известно, что Господь носил нешвенный хитон. 2 . Пояс, (пунда или афунда) делался из кожи или материи. Иногда он снабжался карманами или другими вместилищами и потому не мог носиться приходящими в храм, вероятно, чтобы показать, что участвующие в богослужении и молящиеся не должны были заниматься мыслями о посторонних предметах. Пояс вероятно носился Христом. 3 . Афкарсин или афикарсус был, кажется, более предметом роскоши, чем необходимости. Это был большой платок для прикрытия головы, свешивавшийся вниз. Его вероятно не носил Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Мк.14:68 .  Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. Мк.14:69 .  Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. Мк.14:70 .  Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. Мк.14:71 .  Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. Мк.14:72 .  Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать. (См. Мф.26:69–75 ). «На дворе внизу» (стих 66). Евангелист здесь противополагает двор верхним комнатам дворца первосвященника, в которых производился суд над Христом. Он, так сказать, заставляет своих читателей спуститься из этих комнат вниз, во двор. «И вышел вон на передний двор» (стих 68). Евангелист Марк здесь точнее определяет место второго отречения, чем Матфей ( «когда же он выходил за ворота» – Мф.26:71 ). Это было, так сказать, преддворие ( τ προαλιον), окружавшее дом первосвященника снаружи. «Служанка, увидев его опять...» (стих 69). По-видимому, евангелист Марк говорит о той же служанке, о которой говорил выше (стих 66), тогда как Матфей прямо упоминает о «другой». Может быть, евангелист Марк, по свойственному ему стремлению к краткости речи, не упомянул, что теперь выступила уже другая служанка. «Галилеянин» (стих 70; см. Мф.26:73 ). «Клясться» (стих 71), точнее: «проклинать» ( ναθεματζειν). О лице или предмете проклятия ничего не сказано, важно, что Петр дошел до проклятий. «И начал плакать» (стих 72), точнее: и бросившись ниц, на землю лицом, плакал ( πιβαλν κλαιεν). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 6: Четвероевангелие. - 1232 с./Евангелие от Марка. 619-733 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010