Я только месяц тому назад побывал в Почаевской лавре. Внешне лавра производит попрежнему грандиозное впечатление. Великолепно поставлен внешний чин богослужения. 200 человек братии. Много очень хороших и достойных иноков. А внутри все же некоторый духовный разброд. Братския богослужения и трапеза не совсем аккуратны. Старшая братия предпочитает молиться, особенно по вечерам, и кушать келейно. Покушать помимо трапезной пищи в общем есть на что, особенно у старшей братии. Летния отпустовыя кружки даже на долю послушников выделяют по 150–200 динар в месяц, а старшая братия получает по 4–6 таких частей. Не в осуждение лаврским инокам говорю сие. Они держатся старого довоенного екатерининского порядка. Да, жалованье даже хорошим инокам подрезает духовныя крылья. Напомним, кстати, что Всероссийский монашеский съезд в 1913 году у Троице-Сергия подавляющим большинством голосов вынес резолюцию с пожеланием скорейшего возстановления святого общежительного строя в русских монастырях. Вторым средством для оживления духовной жизни в монастырях было бы усгановление частой, где можно, ежедневной исповеди у духовников, а где найдутся к тому данныя, в виде опытных и духоносных иноков, то и установление старчества по образцу оптинского. Настоятели, конечно, должны быть братии во всем примером и, по возможности, должны выбираться самой братией с утверждением, затем, высшей Церковной властью. Вот схематический набросок состояния монашества, каким оно должно быть в будущей освобожденной России. Обратимся теперь к русскому зарубежному иночеству. Увы, оно крайне малочисленно. Правда, сравнительно крупные кадры русского монашества сохранились на св. Афоне, Валааме, в Почаевской лавре и в других православных монастырях в Польше. Есть также несколько монастырей и у нас на Карпатской Руси. Но все эти иноки, к сожалению, пребывают вне корабля Русской Зарубежной Церкви, а потому и вне ея духовного окормления и влияния. Впрочем, и у них есть важная миссия: сохранить и донести до России внешний устав и духовный быт монастырский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1737 году была построена новая каменная церковь Воскресения Христова с приделом преподобного Сергия Радонежского. Чин освящения совершил настоятель Троице-Сергива монастыря архимандрит Варлаам. Окончательный внешний вид она приобрела после ремонта 1808 года, когда возвели колокольню. Сохранились сведения, что в 1895 году почетный гражданин Сергей Аигин пожертвовал до 6 тысяч рублей на благоукрашение Воскресенской церкви. Обновленная усердием старосты Ивана Нечаева и его родственника Ивана Сазонова, 9 января 1912 года церковь была вновь освящена. Настоятель, священник Василий Некрасов, отслужил панихиду по усопшим благотворителям. В советское время, в конце 50-х годов церковь была закрыта, а в 70-е гг. – разорена. Убранство и интерьер храма растащили, а само здание от времени пришло в крайнюю ветхость. Придел в честь преподобного Сергия и трапезная часть обрушились, колокольня пришла в аварийное состояние. Со всех сторон храм окружили земли частного владения. С южной стороны вплотную к храму проложили дорогу. С северной стороны, на холмике, где, по словам сторожилов, находилось храмовое кладбище, сооружена водонапорная башня, эстетически нарушая внешний вид церкви. В конце 90-х годов в селе была образована Православная община, пожелавшая заняться восстановлением храма. В 2002 году настоятелем, по совмещению, назначен священник Лев Шихляров. В настоящее время в селе Захарьино почти не осталось коренных жителей. Большую часть села составляет дачное товарищество, члены которого – в основном работники и пенсионеры НПО Энергия (г. Королев) – приезжают сюда в летний период. Некоторые из них и явились основными инициаторами возрождения храма. Прихожане, от пожилых людей до малолетних детей, перед каждой службой очищают уцелевший отсек здания, выкашивают траву вокруг храма, закрывают глазницы окон пленкой и временными остекленными рамами. В конце 2006 года начались восстановительные работы. Вокруг храма сделана отмостка. По всему его периметру сооружены строительные леса. В течение нескольких лет, с мая по август, в продуваемом ветрами храме служатся водосвятные молебны, панихиды и акафисты.

http://sobory.ru/article/?object=01568

http://drevo-info.ru/articles/12780.html В 2004 году монастырь стал возрождаться. К нему был приписан храм Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором сразу же начались ремонтно-восстановительные работы. 20 апреля 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии монастыря. Первая литургия в этом храме и возрожденном монастыре была отслужена на Рождество в 2006 году. Долгое время в главном Соборе обители располагался городской Архив. В настоящее время Архив переехал на новое место, что дало возможность 22 июля 2015 года провести первую после почти 90-летнего перерыва Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе, которую возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Первым наместником обители был игумен Паисий (Яцко), при котором были развернуты реставрационные работы в Благовещенской церкви: восстановлен внешний вид, оштукатурен и покрашен фасад, возведена колокольня, позолочены купола, расписан нижний храм Трех Святителей. Реставрирован также внешний облик часовни Спаса Нерукотворного, начались работы по восстановлению храма Рождества Богородицы. 22 мая 2016 года и. о. наместника монастыря назначен архимандрит Тихон (Затекин), игумен Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. При нем восстановление монастыря продолжается. Идет ремонт кровли и фасада Спасо-Преображенского собора. Храм Рождества Богородицы возведен под крышу. Начались работы по строительству разрушенной колокольни храма Рождества Богородицы, ремонт в здании братского корпуса, отданного монастырю в декабре 2015 года. 31 января 2019 года на должность исполняющего обязанности наместника Спасо-Преображенского монастыря был назначен игумен Феодосий (Какуркин), на протяжении нескольких лет трудившийся экономом обители под руководством о.Тихона. Сторонние организации покидают монастырь. Почти расселен бывший игуменский корпус. http://ar-mon.ru/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=07919

Поэтому, если относительно цели достигнуто согласие, ничто не мешает приступить к анализу средств. Надо сказать, что в области целеполагания у нас, православных христиан, состояние более чем отрадное. Наши цели сформулированы не «плотью и кровью», но святыми мужами, просвещенными самим Богом. И если целью жизни каждого из нас является, согласно преп. Серафиму Саровскому, «стяжание благодати Святаго Духа», то мы хорошо знаем и то, где такая цель достигается — в Церкви Христовой, которая есть Тело Христово и потому же служит вместилищем Святого Духа. Согласно православному вероучению, поелику человек принадлежит к Церкви, потолику он причаствует и своему Спасителю. Здесь едва ли могут возникнуть разногласия. Разногласия возникают на уровне более тонких различений, более конкретной духовной жизни. Здесь вопрос встает следующим образом: что уместно, и что не уместно в Церкви? Как известно, в последние дни существования мира «внешний двор» Церкви будет «дан язычникам: они будут попирать святый город» (Отк. 11:2). Согласно наиболее авторитетному толкованию, это означает повсеместное, всемирное утеснение и гонение христианской Церкви. Поскольку то, о чём сказано в Откровении, когда-то наступит неизбежно, проблема заключается не в том, чтобы не пустить язычников во «внешний двор», а в том, чтобы нам самим не стать этими язычниками, топчущими дворы Господни. Ведь на возможность отпадения от Бога при сохранении внешнего благочестия и христианского имени недвусмысленно указывается апостолами, святыми отцами и самим Господом. Основная ошибка современной христианской миссии — мысль, совершенно ложная и ни на чём не основанная, что Бог будто бы хочет удержать в Церкви человека любой ценой, даже ценой всяческих послаблений его порокам. Это не так. Напротив, пришло время осознать, что пребывание в Церкви не есть ни одолжение с нашей стороны, ни род массового мероприятия, участие в котором снимает индивидуальную ответственность с каждого. Всякий сознательный христианин понимает, что смысл происходящего в Церкви — это жертва Христа и наше причастие ей. Причастие, которое не ограничивается ни эмоциональным переживанием, ни формально-богословским разумением, ни даже самим причащением Святых Таин. Всё это недействительно для человека без его стремления к всецелой жертве, о которой писал в начале II в. святой Игнатий Богоносец: «Я пшеница Божия, пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым» (К Римлянам, 4). Пронзительные слова этого мученика сегодня так же свежи, как и девятнадцать веков назад: «Хочу быть Божиим; не отдавайте меня миру. Пустите меня к чистому свету: явившись туда, буду человеком Божиим. Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего» (Там же, 6).

http://bogoslov.ru/article/418880

Другие страсти следует отнести к вожделеющей части человека, именно: плотские страсти, роскошество, сладострастие, себялюбие, стяжательство и другие – от них происходят постыдные помыслы. А третьи принадлежат к числу страстей гневливой части души человеческой: это гнев, ярость, дерзость, месть и прочие – от них рождаются лукавые помыслы. Поэтому прп. Григорий Синаит пишет: «Причины помыслов – страсти». 3) Бесы. Эти нематериальные и тонкие духи, треклятые и гадкие, только и ждут, чтобы нашептать нам хульные, постыдные и лукавые помыслы. Они разжигают фантазию, воздвигают страсти и превращают несчастную душу в вертеп разбойничий и притон греховных состояний. Вспомните о падении Евы и о падении Иуды. Даже не нужно об этом вспоминать: нам все расскажет наш личный опыт. И не только мы, но и все святые Божии были искушаемы страшно диаволом, внушавшим всевозможные лютые помыслы. Но о чем мы говорим? Гнусный искуситель потревожил даже нашего безгрешного Господа. Мир наших помыслов – очень сложная, но важная тема нашей духовной жизни. От нашей твердости и деятельного внимания зависит исход нашего духовного пути: ко благу или ко злу. Но мы должны разобраться в еще более важном вопросе: как мы можем в нашей духовной битве отразить злые помыслы? II Желаем мы того или нет, злые помыслы не перестают смущать наш рассудок. Ведь они не оставляли нападений даже на святых нашей Церкви. Поэтому следует разузнать, как противостать злым помыслам и при этом не нанести вреда себе. Своим драгоценным духовным опытом с нами поделится прп. Никодим Святогорец , один из новейших святых нашей Церкви. Существует два способа воевать со злыми помыслами. Один внешний, другой внутренний. Внешний способ зиждется на внимании к нашим чувствам. Мы не должны неразумно подвергать себя искушениям. Задумаемся, к примеру, что мы смотрим по телевизору, какие книги читаем? He говори про свой почтенный возраст, якобы не позволяющий искушениям приблизиться к тебе. Только мертвых не тревожат искушения. А пока мы живем, облечены плотью и пребываем в мире, нас захлестывают волны различных соблазнов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zhi...

Почему же такое отношение к воплощению Сына Божия? Думается, что корни этого отношения глубоко заложены в нравственном самосознании современного человека. Это самосознание прежде всего гордо. А что значит веровать в воплощение? Это значит прежде всего исповедать, что раньше естество человеческое было добро зело. Таким вышло из рук Творца. Человеческая свобода принесла грех, расстройство в естество, началась " междоусобная брань в человеческом естестве " , как пишет один святой отец. Злоупотреблением своей свободы человек так развратил свое естество, что ему остается воскликнуть: окаянен я, бедный я человек! Не могу сам себя спасти. Нужно нам новое творение, нужно влитие новых благодатных сил. Это именно должно сказать все человечество, чтобы веровать в воплотившегося Сына Божия. Такое смиренное сознание, такое смиренное исповедание своей немощи, своей вины пред делом руки Божией - в духе ли оно современного человека? Но ведь современное сознание пропитано идеей эволюции, идеей прогресса, то есть той самой идеей, которая как раз может питать гордость человеческую. Христианство требует смиренного сознания. Был совершенный Адам, мой прародитель, а я, человечество, внесло лишь грех и тление. К смирению зовет Церковь, когда называет предком нашим Адама. Но эволюция? Но происхождение от обезьяны? Как ни скромно оценивать себя, но все же нельзя не подумать с некоторой гордостью: все же я не обезьяна, все же во мне прогресс реализовался. Так, эволюция, называя нашим предком обезьяну, питает человеческую гордость. Если равнять себя с обезьяной, можно гордиться прогрессом, но если подумать о безгрешном Адаме, внешний прогресс потеряет цену. Прогресс внешний, но и утончение греха в одно и то же время. Если человечество поступательно идет вперед, то мы можем надеяться на себя. Мы сами себя создаем. А Церковь как раз говорит обратное. " Мы не могли бы сделаться нетленными и бессмертными, если бы Нетленный и Бессмертный не стал прежде тем, что и мы " . Веровать в воплощение это значит исповедовать, что без Бога все человечество - ничто.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/222/...

Бедственное состояние её продолжалось до XVI или даже до XVII столетия, в котором она, пользуясь щедротами и благодеяниями Господарей Валахских, возстала из своего унижения и бедственного состояния и пришла опять в цветущее положение. Особенными благодетелями её были в XVII веке Воевода Унгровлахийский Дионисий и бывший Патриарх Цареградский Дионисий, живший и скончавшийся в её стенах. В последний раз Лавра была возобновлена в исходе минувшего столетия. Внешний вид Лавры и здания. Лавра св. Афанасия представляется в виде гранитного замка, увенчанного башнями. Со стороны моря сторожит её высокая зубчатая башня, стоящая на самом берегу морском и охраняющая малую пристань, окруженную утесами. Глубокий ров с подъемным мостом отделяет башню от утесов; в ней два придела: Преображения Господня и Просветителя Армении, св. Григория. От этой башни ведет к монастырю крутая тропинка, извивающаяся между виноградниками и масличными деревьями. Монастырь окружен высокими каменными стенами в десять и более саженей; из массивных стен, увенчанных деревянными келлиями, выдается около десяти башен, наподобие бойниц, и величественно возвышается так называемая башня Цимисхиева, построенная Греческим Царем Иоанном Цимисхием и находящаяся над главными вратами; она сторожит монастырь со стороны земли. В него ведут двое ворот – врата малые и главные. Малые врата ведут из сада с южной стороны; а главные тройные находятся в углу северной. Соборный храм, посвященный вначале Благовещению Пресвятой Богородицы, а ныне в честь и память основателя Лавры св. Афанасия. Он находится ближе к восточной стене монастыря; построен весь из дикого камня, и увенчивается тремя главами: средняя возвышается над куполом, лежащим на четырех массивных столбах и покрывает главный храм; две меньшие возвышаются над двумя приделами, находящимися по обеим сторонам его. Форма храма крестообразна; в него ведет внешний притвор, украшенный мраморными колоннами, в котором прежде на хорах находилась келейная церковь св. Афанасия, его библиотека и сама келлия, где еще видны были на мраморе глубокие следы его коленопреклонений.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

«Вспомни, как лукавый водил тебя за нос и мучил из-за не по вкусу написанной иконы Божией Матери; ненависть, отвращение внушала… как будто к неправильно написанным ликам и молитва не давалась, пока не победил его. Также с Мамашей: ее грубый образ мешает мне достойно хвалить ее» 128 . «Маменька своею простотою, смирением, незнанием крайне смиряет мою гордость. Не любишь ты бесчестия Христова, не носишь Его поношения в матери своей в ее простоте и небрежном положении волос. Вспомни, каков был Христос на суде и на кресте, как бесчестен был вид Его… твое положение есть плод ее молитв и награда для нее от Бога» 129 . Когда религиозные образы не помогали о. Иоанну побороть помысел отодвинуться от матери и, следовательно, от своих корней, он пытался взывать к простым, но сильным чувствам сыновней привязанности: «Смотри: твоя маменька здесь одинокий человек; оказывай ей все возможные ласки и услуги; сделай для ней незаметным, по возможности, разлучение с своими родными и с своею родиною» 130 . Однако, несмотря на эти попытки, внешний вид, манеры и речь Федоры Власьевны постоянно смущали о. Иоанна. Только ему показалось, что он избавился от своего деревенского прошлого, как оно вернулось к нему в лице собственной матери. Даже обязав себя выполнять сыновний долг перед ней, он тем не менее хотел вести себя по городским правилам, усвоенным им за годы пребывания вне родного дома и деревни. Например, когда мать как-то зашла к нему пожелать спокойной ночи, о. Иоанн не смог заставить себя поцеловать ей руку, как прежде, и мучился бессонницей, пока не пересилил себя и не зашел к ней в комнату попросить прощения 131 . Провинциальное наречие Федоры Власьевны доставляло батюшке даже еще более ощутимое неудобство, нежели ее жесты или внешний вид. О. Иоанну пришлось даже жестко приказать себе: «Не гнушайся деревенским, грубым, неграмотным языком ее, как не брезгаешь языками самоедскими, зверьим, татарским» 132 . Несмотря на свое беззаветное неистовое служение пастве, особенно из простого народа, сам батюшка испытывал довольно сложное чувство к людям бедным и необразованным, среди которых вырос. Ощутимая дистанция между его новой семьей и такими людьми не только крайне болезненно воспринималась о. Иоанном, но и фактически поставила его перед неизбежным выбором между домом и приходом. В этой непростой ситуации он сделал именно приход главным и, по сути, единственным объектом своей пастырской жизни. Семья же, вместо возможной опоры в духовной жизни, превратилась для него в камень преткновения, если даже и не реальное препятствие, на пути к спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Это мыслилось возможным, поскольку зрительно воспринимаемый вид (эйдос) считался исихастами наделенным силой к изменению души взирающего (см. выше высказывание Николая Кавасилы). Агиографические произведения, аскетическая письменность, созданные в период распространения исихазма (XIV-XV вв.), часто подчеркивают нравственную значимость взирания на внешний вид подвижника. В опубликованном Я.С. Лурье русском анонимном послании XV века эта тема преломляется так: «Желателнейше ми есть, еже близ быти великого пастыря и того честное лице зрети», – пишет своему наставнику неизвестный монах. – «Может бо, святый владыко, господи, еже токмо видети тя, злонравную ми душу увещати, во благонравие приложитися и во умиление Подчеркнутость важности «взирания» в процессе аскетического совершенствования не могло не дать импульс к развитию иконописи. Иконопись фиксировала и передавала внешний вид изображаемого, несущий в себе печать нравственного совершенствования и тем самым признавалась способной «неизреченным образом устраивать и формировать души людей». Иконопись периода распространения исихазма (XIV-XVI вв.) по мнению Н.К. Голейзовского содержала «моральные программы», призванные определенным образом оказывать влияние на формирование душевного склада обращенных к Тот же исследователь связывает содержание этой «моральной программы» с идеями, развитыми в рамках богословия и мистики исихазма. Придерживаясь данного подхода в дальнейшем исследовании предполагается показать конкретные элементы этой моральной программы и методы её воплощения и передачи. Григорий Палама. Десятисловие по христианскому законоположению. С. 305-314. Hausherr I. Priere de Jesus//OCP 12, 1946. P. 286-301; Он же. Note sur l’inventeur de la methode d’oraison hesychaste//OCP 20, 1954. P. 179-182. Kazhdan – Constable People and Power in Byzantium An Introduction to Modern Byzantine Studies Washington, 1982. Р. 91. Rigo A. Monaci esicasti e Monaci bogomili: Le accuse di messalianisomo e bogomilismo rivolte agli esicasti ed il problema dei rapporti tra esicasmo e bogomilismo.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/09/ikonop...

Делайте то, что велит вам святое послушание. Вот ныне обители ваши призваны великою нуждою народною упокоить страдальцев-воинов, дать приют несчастным беженцам: это и делайте с тою святою любовью, с тем самоотвержением, с отречением от своих удобств и даже потребностей. Но помните: это – только второе дело. Это дело – Марфы, а прямое, первое ваше дело – дело Марии. Вас зовет Господь ныне и на то, и на другое дело: блажени будете, если сумеете сохранить святой порядок сего делания. Не вызывайтесь на подвиг, коего от вас не требуют. Не забывайте того подвига, на какой вас Господь призвал, который вы вольною волею себе избрали: ведите прежде всего и паче всего войну со своими страстями, боритесь с врагом незримым в самих себе. Если это поставите правилом своей жизни, то и внешнее делание, внешний подвиг служения ближнему, страдальцам-воинам и беженцам, будет содействовать вам в внутреннем вашем подвиге. Если забудете это правило, то и внешний подвиг может послужить вам к соблазну, к духовной гибели. Ваши отцы духовные знают, о чем я говорю. Припомните, что сказал Преподобный Сергий во время знаменитой осады Лавры одному им исцеленному старцу, въяве явившись ему: «Скажи всем в обители: не так гнусен мне смрад мирян, согрешающих блудом, как иноков, нерадящих о своем обещании. И под стенами обители моей всех пришедших врагов истреблю, и во обители моей нечисто и двоемысленно живущих погублю же, и со осквернившимися управлюсь». И видно, благопотребно было это вразумление, когда Преподобный повторил его воинам, встретив идущих на вылазку против поляков: «Что вы трепещете? Если и никто из вас не останется в живых, Господь не предаст святого места сего. Не будет услышано во вразех, яко пленихом обитель Пресвятой Троицы! Скажите в обители, что нечисто живущие в святом месте сем погибнут. Господь не нечестивыми спасет место сие, но имени ради Своего без оружия избавит». И особенно благовременно напомнить инокам и инокиням сии заветы и предостережения угодника Божия, великого печальника родной Русской земли, теперь, когда во многих обителях поселились миряне-беженцы, когда многие из иноков и инокинь призваны послужить в лазаретах болящим воинам, когда, как я сказал выше, каждодневная печать, в большинстве своем захваченная врагами Церкви, усиленно старается подорвать доверие к самым идеалам монашества в его сущности: блюдите, како опасно ходите!..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010