Измерению подлежит первее всего сам храм, т.е. святое святых и святилище, как важнейшие и непременные части храма, как вместилище священнейших предметов. Потом повелевается измерить также и жертвенник (τ θυσιαστριον), под которым нужно разуметь не золотой жертвенник святилища 735 , но жертвенник всесожжения, который стоял во внутреннем дворе храма. Это можно видеть из того, что запрещается измерить только внешний двор, а о внутреннем дворе совершенно умалчивается, и потому его и нужно разуметь под жертвенником: очевидно, жертвенник взят вместо того пространства, где он помещался 736 . Двор для народа особенною стеною разделялся на два отделения: внутренний и внешний 737 . Внешний назначался исключительно для молящегося народа; внутренний, называвшийся также священническим 738 , представлял собою отгороженное место, возвышавшееся на несколько ступеней перед внешним двором. Во внутреннем дворе, доступном только для священников и левитов ( 2Пар. 23:5 ), находился жертвенник всесожжения и медное море – умывальница. Таким образом, Иоанну нужно было измерить и ту часть храма, которая непосредственно примыкала к его святилищу. Наконец, предметом измерения должны быть также и «поклоняющиеся в нем» (τος προσκυνοριον ν αττ). ν ατ – «в нем», по общему мнению толкователей, относится не к жертвеннику – θυσιαστριον, но к храму – νας. Несомненно, здесь мысль та, что тайнозрителю надлежало измерить не только пространство храма, где находился жертвенник всесожжения. Но так как в эту часть храма входили только лица священнического достоинства, то их только и можно разуметь под поклоняющимися. Под храмом видения и под поклоняющимися в нем (храме) нельзя видеть 739 исторический иерусалимский храм, который был уже разрушен ко времени написания Апокалипсиса, и иудейское священство, потерявшее всякое значение по разрушении храма вследствие прекращения возможности приносить жертвы. Точно так же под храмом нельзя разуметь 740 и какой-либо действительный храм будущего времени. Здесь, в видении, главную силу выражения приходится видеть в указании не на храм, но на поклоняющихся, и измерение храма нужно лишь постольку, поскольку через это выясняется мысль измерения поклоняющихся. Мысль или цель измерения не та, чтобы исчислить 741 поклоняющихся и сравнить их число с прежним, но та (ср. 2 ст.), чтобы отделить и отличить их от других людей, – отделить Церковь Христову 742 от антихристианского мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Глядя на сегодняшние события на Ближнем Востоке, на собирание евреев из других стран на свою родную землю, на воссоздание в 1948 г. государства Израиль после 1878 лет рассеяния (это время рассеяния и отвержения Израиля примерно равно благодатному времени Израиля от Авраама до Христа), глядя на объявление Иерусалима столицей, преобразования в государстве, задаемся вопросом: а не кончается ли «время язычников», и не скоро ли восстановится храм в Иерусалиме, не близок ли антихрист?!.. Это пророческое измерение храма имеет и иное толкование, более подходящее к рассматриваемому нами тексту. Храм Божий – это христианская Церковь , «дом духовный, священство святое» ( 1Пет. 2:5 ), как и апостол Павел говорит христианам: «вы храм Божий» ( 1Кор. 3:16 ). Жертвенник – это бескровная евхаристическая жертва, всегда совершаемая в христианских алтарях. Поклоняющиеся в нем – это истинные поклонники, поклоняющиеся в духе и истине. Как в Ветхом Завете во внутреннем дворе поклонялись только священники и левиты, освященные для этого служения и отделённые от народа, так и христиане – «священство святое... род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» ( 1Пет. 2:5,9 ). Церковь и поклоняющиеся в ней должны быть измерены , подлежат ангельскому разумению, как мы и читаем, что «ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф. 3:10 ). Церковь измерена, избрана и отделена, ибо «познал Господь Своих» ( 2Тим. 2:19 ) (это и означено тем, что внешний двор храма – мир внешний от Церкви, мир языческий, безбожный, антихристианский – его исключи и не измеряй . «...Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго... и потому выйдите из среды их и отделитесь» ( 2Кор. 6:14–17 ). Храм Божий, Церковь – познаны и запечатлены Богом, измерены мерою благодати. «Внешний двор» не познан Богом. Поклоняющиеся в нем безбожные люди услышат некогда от Всевышнего: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня» ( Мф. 7:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

III. Проф. Соколов основания своей системы выводит из понятия о Церкви. Церковь , по его определению, есть видимый религиозный союз, основанный Христом на земле для осуществления конечных целей христианства. 800 Как внешнее религиозное общество, она имеет свою организацию и определенный внешний порядок. Как видимый общественный союз, она живет и развивается в той же внешней сфере, в тех же земных условиях, в каких движутся другие политические, религиозные и общественные союзы. 801 Для того, чтобы церковный союз мог сохранять твердый и правильный порядок, чтобы цели, им достигаемые, и средства, которыми он обладает, не предоставлены были произволу одного или многих лиц; – для того, чтобы отношения внутренние и внешние не определялись одними случайностями, чтобы высшие цели могли быть осуществляемы беспрепятственно, – для этого необходима —235— твердая внешняя дисциплина, необходимы, кроме заповедей религии и нравственности, правовые нормы, которыми обеспечивался бы правильный внутренний порядок и внешние отношения союза церковного. 802 Отсюда необходимость права в Церкви. Право относится не к существу Церкви, как Божественного учреждения, а к той внешней организации, в которой Церковь является, как внешний религиозный союз с установленным в нём и постоянно развивающимся порядком. 803 Понимаемое в объективном смысле церковное право есть внешний, необходимый, от личной воли независимый порядок церковный; а взятое в субъективном смысле оно есть совокупность различных прав и обязанностей, свойственных членам Церкви. 804 Так как, во-первых, Церковь по своему существу, цели, свойствам и средствам резко отличается от всех других союзов и учреждений, то и церковные нормы её eo ipso имеют свою особую природу. Так как, во-вторых, Церковь имеет самостоятельное бытие, свою власть, то и право её есть особое право, – право каноническое. 805 Оно занимает в общей системе права самостоятельное место; не может быть отнесено ни к публичному, ни к частному праву, потому что имеет своим предметом отдельную правовую сферу человеческой жизни, параллельную другим великим ветвям, не сливающуюся и не противоположную им. 806 Для обработки канонического права нужна отдельная самостоятельная наука со своими особыми задачами и приемами. По характеру своему, она должна быть положительной наукой, потому что она извлекает основания церковного права и разрабатывает его содержание на основании положительного христианского учения. 807

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С 30-х годов века способ постройки келлий и их внешний вид много изменились. Параллельно тому как монастырь постепенно становился средоточием пострижеников из высшего сословия, среди которых желали быть великий князь Василий Иванович и его сын Иван Грозный, размер и устройство келлий стали сообразоваться с саном и богатством лица, принимавшего монашество, и с его вкладом на келью 129 . Обыкновенная стоимость кельи была в 10 рублей 130 , но очень не редко на келью давали 5 рублей 131 , иногда 20 132 и тому подобное 133 . Деньги эти вносились в монастырскую казну иногда уже по пострижении (вероятно для ремонта). На сделанный взнос монастырь обязывался «от себя» поставить келлию, по работы при постройке ее производились уже не руками монахов, а «людьми деловыми». т. е. монастырскими крестьянами-плотниками 134 , которые нарубали стены, мшили их 135 и кровлю покрывали драницами 136 .От величины вклада на келлии с течением времени стал зависеть размер их, устройство, число помещений и внешний вид 137 . Всех братских келлий, кроме помещений для должностных лиц и келлий игуменских 138 , в 1601 году было 47. В период времени с 1616 года по 1 декабрем 1621 года было построено «6 келлий братских новых и сделаны совсем» 139 , но к 1 декабрю 1621 года число их всетаки убавилось до 43. В келлиях жили по нескольку человек. (В 1621 году всей монастырской братии было 186 человек; многие из них размещались впрочем, по селам и службам вне монастыря). В конце XVI века и начале XVII века у некоторых старцев из богатых пострижеников были келлии, имевшие несколько комнат, и, кроме того, помещения для прислуги 140 . Очевидно, что и внешний вид таких строений должен был измениться; одни из них приняли форму клети с подклетями, другие сохраняли форму избы и т. п. Некоторые из келлий особенно выдавались своим размером и вместительностью. Таковы были напр. хоромы старца Ионы (Шереметева) 141 , старца Леонида Ширшова 142 и др. У Шереметева в келлии помещалось до 10 холопов 143 , была своя поварые 144 , а за монастырем двор, на котором лежали запасы годовые всякие 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Введение Глава первая. Ангел Иеговы ( Maleach Iehovah) Богословско-литературная история вопроса об Ангеле Иеговы; критический обзор главных направлений в решении вопроса о существе Его и установление оснований для положительного изложения библейских воззрений о предмете Обозрение библейских мест об Ангеле Иеговы. Отдел первый Явления Ангела Иеговы в период; патриархов: Авраама – Иакова Отдел второй. Библейское учение об Ангеле Иеговы в веке Моисея и после него. Глава вторая. Ветхозаветное библейское учение об ангелах (, maleachim) в собственном и тесном смысле. Отдел первый. Ветхозаветная ангелология допророческого периода Происхождение ангелов от Бога путем творения. Деятельность ангелов в первоначальной истории спасения людей (до синайскаго законодательства) Участие ангелов в даровании Синайскаго Закона О внешнем образе явления ангелов людям Отдел второй. Ангелология пророческого периода до времени Вавилонского плена Значение имени Божия Iehovah Zebaoth, самого в себе и в отношении к ангелологии пророческого периода а) Библейское учение об ангелах, как небесной церкви духов или сынов Божиих б) Библейское учение (в пророческий период времени до плена) об ангелах, как орудиях промышления Божия, о мире, частнее, о человеке и преимущественно в области теократии в) Воззрение пророческого периода на ангелов, как на спутников Бога в Его откровении миру Внешний образ ангелов. Отдел третий. Ангелология библейской письменности времени плена и послепленного. а) Ангелология книги пророка Иезекииля б) Ангелология книги пророка Даниила. в) Ангелология кн. пророка Захарии Символика ангелов в видениях пророков: Иезекииля, Даниила и Захарии. Представления об ангелах неканонических книг Ветхого Завета. Глава третья. Ветхозаветное библейское учение о херувимах и серафимах. Отдел первый. Учение Ветхого Завета о херувимах, а) библейские места о херувимах б) Какой был основной образ или внешний вид, в котором Ветхий Завет представлял херувимов? в) Вопрос о существе или природе херувимов Отдел второй. Ветхозаветно-библейское представление о серафимах а) Библейское свидетельство о серафимах б) Внешний образ серафимов в) Существо серафимов г) Символическое значение идеи серафимов Глава четвертая. Ветхозаветное библейское учение о злых ангелах или духах. Отдел первый. Ветхозаветное учение о диаволе и демонах в допророческий период Отдел второй. Учение о диаволе и демонах в период пророков Сатана в видении пр. Захарии Сатана 1-й кн. Паралипоменон Представления неканонических книг Ветхого Завета о сатане и демонах Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Глава 11. Видение, или пророчество об устроении Церкви Христовой (Апок. 11:1–2) Ф.Яковлев. «Апостолы» «И дана ми бысть трость, подобна жезлу, глаголя: востани и измери Церковь Бо­жию и олтарь, и кланяющыяся в ней: а двор сущий вне Церкве исключи внеуду, ниже измери его, зане дан бысть языком: и град святый поперут четыредесять и два месяцы» ( Апок. 11:1–2 ). Тот же ангел, который подал Иоанну книжицу, дал ему еще жезл или меру для измерения Церкви Божией, алтаря и вместимости ее поклонни­ков, то есть для измерения того, что, говоря языком Ветхого Завета, нахо­дилось во внутреннем дворе храма Божия; а внешний двор не велел изме­рять, потому что он предан язычникам, которые будут попирать Святой город 42 месяца. О какой же Церкви, внешнем дворе и Святом граде гово­рил ангел Иоанну? Буквальный смысл указывает на Иерусалим и храм Иерусалимский, но они были разрушены до основания за несколько лет (за 25 лет) до написания Апокалипсиса, а потому слова ангела и относи­лись к Церкви Христовой, для означения которой заимствованы были об­разы из Церкви ветхозаветной, напоминающие тесную связь обоих Заве­тов. Для уразумения слов ангела надобно сказать несколько слов об Иеру­салимском храме. Он имел два двора, отделенные друг от друга стенами. Первый был двор жрецов или священников, окружавший с трех сторон стену святилища, в котором завесами разделялись Святая Святых, Святая и притвор. Этот двор назывался также внутренним; он был недоступен народу, или мирянам, только священники и левиты, служащие при жерт­воприношениях, имели право быть на этом дворе; их и жилища находи­лись в стенах, отделяющих внутренний двор от внешнего. Внешний двор, огороженный также стеною с четырех сторон, с галереями и разными по­строениями, назначался для народа и назывался двором народным, дво­ром Израиля. Пророчество Апокалипсиса, применяя названия принадлеж­ностей храма Соломонова к Церкви Христовой, давало разуметь, что и Церковь Христова в обширнейшем значении имеет два, так сказать, дво­ра; внутренний и внешний.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву. Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток; и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед. И Он сказал мне: сын человеческий! встань и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами. Глава одиннадцатая. Пророчества о храме, и Енохе и Илии, трубный глас седьмого Ангела Откр. 11:1–2 И дана ми бысть трость подобна жезлу, глаголя: востани и измри церковь Бoжiю и олтарь, и кланяющыяся въ ней: а дворъ cyщiй внутрь церкве изнеси внуду, ниже измри его, зане данъ бысть языкомъ: и градъ святый поперутъ четыредесять и два месяцы. И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца. По толкованию св. Андрея, «храм Бога Живаго есть Церковь , в которой приносятся нами словесные жертвы. Внешний двор – общество неверующих и иудеев, недостойных ангельского измерения (то есть определения степени их нравственного совершенства и соответственного блаженства) за свое нечестие» (гл. 30). Попрание же святого города Иерусалима или Вселенской Церкви в течение сорока двух месяцев означает то, что в пришествие антихриста верные будут гонимы в течение трех с половиною лет. Некоторые толкователи предполагают, что это измерение храма означает предстоящее вскоре разрушение Иерусалимского ветхозаветного храма, на место которого будет воздвигнута новозаветная христианская Церковь , подобно тому, как подобное же измерение храма тростью в видении пророка Иезекииля (главы 40–45) знаменовало собою восстановление разрушенного храма. Иные считают, что внутренний двор, который был измерен Апостолом, обозначает собою « Церковь первородных на небесах» ( Евр. 12:23 ), святилище небесное, а внешний двор, оставленный без измерения, это – Церковь Христова на земле, которая должна претерпеть гонение сначала от язычников, а затем в последние времена – от антихриста. Бедственное состояние земной Церкви ограничено, однако, сроком в сорок два месяца. Исполнение пред сказания о сорока двух месяцах некоторые толкователи видели в гонении Диоклетиана, которое отличалось наибольшей жестокостью и продолжалось с 23 февраля 305 года до 25 июля 308 года, то есть как раз около трех е половиною лет. Гонение коснется только внешнего двора, то есть внешней стороны жизни христиан, у которых будут отнимать имущество, будут подвергать их мучениям; внутреннее же святилище душ их останется неприкосновенным. Откр. 11:3–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   2300 православных приходов составляют две большие Церкви — нашу Американскую Автокефальную Православную Церковь и Греческую архиепископию, а также мелкие образования. Конечно, было бы лучше, если бы мы составляли одно единое целое. Впрочем, все другие иммигранты начинали с того, что создавали в Америке национальную Церковь, что вполне естественно. Они американизовались в своей общественной жизни, но Церковь — сохранили такой, какой она была дома. Это характерно для всех — и православных, и протестантов, и католиков. Но католики имеют каноническую власть и все быстро организовали, хотя очень долго в католической среде в Америке было владычество ирландцев, — весь епископат был ирландским. Теперь при нынешнем папе поляки тоже иногда попадают в кардиналы — чаще, чем раньше. Внешне дисциплина регулируется весьма строго, хотя внизу существуют всевозможные тенденции.    Парадоксально: в Православии Господь Бог и наше Предание Церкви относится к православным как к взрослым людям, ответственным, знающим и свободным и... поэтому у нас такой хаос. Тогда как католики обращаются к людям, как к детям, и устанавливают внешний авторитет, наводят внешний порядок, но этот порядок — только внешний, а внутри... Главное в католичестве — абсолютный разрыв между учением Церкви и тем, что люди практикуют и думают. Я знаю сколько угодно примеров и сталкиваюсь с этим постоянно: “Я католик, но не верю тому, что папа говорит”. Один из американских заложников в Ливане — Андерсон, который сидел в плену восемь лет, — говорил, что единственное, что ему позволило выжить все эти восемь лет с завязанными глазами, в каком-то подвале, — это возможность молиться. Он даже стал еще более верующим католиком. Но, рассказывая об этом, он тут же сказал, что все равно не верит тому, что говорит папа. Это нездоровое для Римско-Католической Церкви состояние. Впрочем, у нас — свое нездоровье.    — Наиболее антихристианское явление на Западе — это секуляриэм, неверие и равнодушие. Церковь сатаны и прочее — это спектакулярно, просто сумасшедшие, тронутые люди, которые везде есть. Это ужасно и требует экзорцизма, но все же самое ужасное — это полная религиозная индифферентность и безразличие, которое выражется очень часто у молодежи в крайней распущенности, которая всем очевидна. В Америке большая популярность у всяких восточных религий, что начинается, к сожалению, и здесь, но это все равно касается каких-то тысяч. А миллионы и миллионы, сотни миллионов -это индифферентный Запад... Это не то, что можно, мол, прожить и так. Дело в том, что так жить нельзя! Эта индифферентность и секуляризм сразу выражаются в болезненных формах; как Достоевский писал, если Бога нет, то все позволено! Ну, а если все позволено, где же ты остановишься?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3286...

Епископ явился признаком кафоличности церкви, но не сам по себе, а как совершитель — предстоятель Евхаристии. Как мы видели, этот внешний признак содержится во внутреннем — присутствии Христа. Однако необходимо отметить, что внешний признак не является раскрытием того, что implicite содержится в самом существе церкви. Только внутренний признак связан с существом церкви — с небесной церковью. Внешний связан не с ней, а с эмпирическим бытием церкви — с земной церковью. Земная церковь есть икона небесной, если она включает в себя епископа: без епископа эта икона является неполной, неправильной. В первохристианстве эмпирическая ткань церкви была настолько прозрачной, что существо церкви ясно светилось через эту оболочку. Исторический процесс нес с собой огрубление эмпирической ткани и вызывал необходимость эмпирического признака. 1. Выделению епископа из коллегии епископов–пресвитеров, которое началось со времени Игнатия Богоносца, предшествовал весьма важный момент в истории развития епископского служения: определение характера и отчасти признака истинного служения пресвитеров–епископов: они, как имеющие харизму управления, были в такой же степени харизматиками, как и остальные лица, имеющие харизму служения в Церкви: апостолы, пророки, учители и т. д. С этой точки зрения, нет никаких оснований, ни на основании апостольских писаний, ни последующей письменности, противопоставлять служение пресвитеров–епископов служению прочих харизматиков. Это противопоставление, как известно, легло в основу новейших гипотез о происхождении позднейшего церковного устройства как комбинации нескольких организаций: духовной, пресвитерской, административной и др. (теория Hutch " a, Harnack " a, Weizsäcker " a). Все харизматики были поставляемы на свое служение не только в том смысле, что они поставлялись Богом, но и в том смысле, что церковная община принимала участие в их поставлении. Без харизмы невозможно было никакое служение в церкви. Пресвитеры–епископы имели свое служение, и только в силу этой харизмы они могли выполнять свое служение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Следующее же за тем: чтобы не выносить во внешний двор и чтобы не освящался народ, ее приготовленный к освящению, означает то, что не следует легкомысленно давать святыни неосвященным и бросать, по Евангелию, жемчуг пред свиньями и давать святыню псам ( Мф. 7:6 ). Поэтому Моисей требует, чтобы народ в течение трех дней освятился от всякой нечистоты и от общения с женами, чтобы приступить к горе Синаю и по освящении принять святыни ( Исх. 19:15 ). Если же готовящимся приступить к слушанию и восприятию слов Божиих повелевается освятиться от жен, то, очевидно, в законе заключается следующее апостольское [наставление]: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в молитве ( 1Кор. 7:5 ) и что по согласию следует воздерживаться от жен для упражнения в молитве. Вслед за тем написано: и вывел меня во внешний двор, и обвел меня по четырем углам двора, и вот в углу двора был дворик, по дворику в каждом углу двора; по четырем углам двора были расположены дворики. Тот муж, о котором он часто упоминает, вывел его из места для священников, которое было обращено к северу или которое отделено, где священники варят жертвы за грех или за неведение; вывел же его во внешний двор. Отсюда мы видим, что тот двор, из которого он вышел, был внутри и что в Священном Писания есть много дворов, о которых мы читаем: стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего ( Пс. 134:2 ). И у Иоанна: и ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат, и будет едино стадо и един пастырь ( Ин. 10:16 ), ибо греческое αλη’ (двор) означает то, что по-латыни просто переведено officio (овчарня или двор овчий). Сказав же от двора сего, дает знать, что есть и другой, который указывается в сонме язычников в отличие от Израиля, или на небесах в отличие от земного двора, и соответственно качеству заслуг дли каждого состояния (officio) назначается двор, о чем выше было подробно сказано. Тот же двор, о котором теперь идет речь, в каждом из четырех углов имел по дворику, которые LXX называют меньшими, а мы для удобопонятности ποκοριστικς (уменьшительно) назвали их двориками (amriola).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010