Внешний двор храма... дан язычникам. ( Откр. 11:2 ) Это суть две маслины и два светильника, стоящие перед Богом земли. ( Откр. 11:4 ) Можно думать, что в промежутке времени от шестой до седьмой трубы, после явления сильного Ангела с Евангелием, непосредственно перед самим пришествием антихриста произойдет второе светлое событие – явление на земле двух пророков, посланных Богом с проповедью покаяния и предупреждения мира о грядущем антихристе. Перед началом повествования о явлении этих пророков апостол Иоанн пишет: «И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих» ( Откр.10:11 ). «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» ( Откр.11:1–2 ). Здесь интересно отметить разделение храма на внутреннюю часть с жертвенником и внешний двор, который, по словам Откровения, отдан язычникам. «Вы храм Божий», – пишет коринфским христианам апостол Павел ( 1Кор.3:16 ). В этот храм первыми вошли немногие евреи-христиане, обращенные апостолами. А затем вошло бесчисленное множество христиан из бывших языческих народов. Это произошло до того времени, про которое пишет апостол Павел в своем Послании к Римлянам: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» ( Рим.11:25 ). Итак, в Предвечном Совете было предсказано число тех христиан из бывших ранее языческими народов, которое должно войти в Царство Господа Иисуса Христа. Исполняется число – и заканчиваются при этом и времена язычников, наступает время массового признания евреями Иисуса Христа. Апостолу Иоанну дается трость для измерения небесного храма и повелевается подсчитать число вошедших туда христиан. Про это время говорит Господь в Евангелии от Луки: «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» ( Лк.21:24 ). Почти теми же словами говорится о попрании святого города язычниками и в Откровении (см. Откр.11:2 ). Но в последнем есть замечательное дополнение, которое позволяет сделать важный вывод.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Комитетские записки изобилуют противоречиями и в особенности – пространная. И эти противоречия относятся к самым важным и существенным сторонам предмета. Самое понятие о духовном суде сообщается в разных местах объяснительных записок неодинаковое, но в одном месте такое, в другом другое. В одном месте, по понятию комитета, духовный суд есть обнаружение Божественного полномочия, в другом церковный суд характеризуется как внешний акт, для которого не нужно никаких высших духовных полномочий. Иногда по понятию комитета: „Духовный суд есть обнаружение божественного полномочия в Церкви....” «Духовный суд есть непосредственное обнаружение полномочия власти Христовой церкви...» «Духовный суд является непосредственно обнаружением духовного полномочия Церкви представляемого ее иерархиею...» «Отправления суда служат продолжением и обнаружением прав иерархических». В другой раз: „Реформа церк. суда касается внешних сторон существования Церкви”... «Суд в Церкви, по его целям и действиям, не есть раскрытие каких-либо начал веры и внутренних оснований Церкви, напротив суд есть чисто внешний акт исследования достоверности известного преступления и применения к последнему готового закона; в действиях и проявлениях своего суда Церковь всего ближе соприкасается с гражданским обществом»... «Духовный суд есть одно из внешних установлений Церкви»... «Дела церковного управления настолько важнее, выше и существеннее дел дух. суда, на сколько преподание учения, совершение благодатных действий, духовно-нравственный надзор кажутся сами по себе выше, важнее, и существеннее чем исследование, рассмотрение и оценка преступлений». Итак, по учению комитета, дух. суд есть и обнаружение Божественного полномочия Церкви, и внешнее установление, чисто внешний акт: для какого случая что пригоднее, то и употребляй, хотя из той и другой мысли вытекают совершенно разные и противоположные заключения – из первой то, что суд Церкви как обнаружение Бож. полномочия, должен быть и отправляем лицами, получившими это полномочие, т. е. преемниками Апостолов – епископами, из второй то, что для отправления чисто внешнего акта нет нужды в особом духовном суде, ибо внешние акты правосудия отправляются с удобством и светскими судами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

«Истинные христиане, как в видении поклоняющиеся в храме, будучи истинными священниками ( 1Петр. 2:9 ), будут иметь доступ к Богу, как истинные дети в доме Божием, как истинные священники во святилище» 753 . В ветхозаветное время язычники – прозелиты, делаясь истинными израильтянами по вере, могли участвовать в жертвоприношениях и, так сказать, приобщаться к священникам и левитам, служащим при храме; в дни первого христианства язычники и иудеи, принимая веру Христову, делались такими же Бож. чадами, как и все другие христиане. Но в предпоследние дни мира, во дни антихриста дверь христианского святилища, христианской Церкви закроется. Если прежде и теперь Церковь некоторым образом простирает свою власть на людей, ей не послушных и даже совсем не принадлежащих к ней, то эта ее деятельность должна будет сократиться во дни антихриста: внешний двор будет отделен от внутреннего, – тогда будут слишком велики насилие и произвол нечестивых и неверующих. Этот внешний двор, т.е. неверующий и нечестивый мир, вместо церковного и христианского руководства отдаст себя под руководство своих безбожных представителей. И как, по слову Спасителя, должны будут появиться лжехристы и лжепророки, так точно и будет: появятся новые непризванные руководители человеческой жизни. Это – антихрист и его слуги; они-то и будут попирать внешний двор храма, т.е. будут уничтожать все святое и христианское в душе и жизни подчинившегося им грешного человечества, которое через неверие и нечестие отпадет от истинной Церкви и лишится возможности принимать участие в ее спасительных таинствах 754 и пользоваться руководством ее пастырей. И такое положение вещей будет продолжаться 42 месяца т.е. во время господства антихриста до самого второго пришествия Господа. Сочетание двух глаголов 2 ст. δγη и πατσουσι – «дан» и «будут попирать», одного – в прошедшем виде, а другого – в будущем, говорит в пользу того предположения, что события, обозначаемые ими, не вполне одновременные, хотя и относящияся одно к другому как причина к следствию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

В России к проблеме А. впервые обратилась религ. философия, а именно А. С. Хомяков в своих полемических сочинениях, что определило остроту и зачастую резкость его суждений. В ст. «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях: По поводу брошюры г. Лоранси» (1853) Хомяков отрицает любой внешний А. в Церкви: «Авторитет папы, заступивший место вселенской непогрешимости, был авторитет внешний. Христианин, некогда член Церкви, некогда ответственный участник в ее решениях, сделался подданным Церкви. Она и он перестали быть единым: он был вне ее, хотя оставался в ее недрах. Дар непогрешимости, присвоенный папе, ставился вне всякого на него влияния нравственных условий...»; «Вдохновенная Богом Церковь для западного христианина сделалась чем-то внешним, каким-то прорицательным авторитетом, авторитетом как бы вещественным... «Церковь - авторитет», сказал Гизо... Нет: Церковь не авторитет, как не авторитет Бог, не авторитет Христос; ибо авторитет есть нечто для нас внешнее. Не авторитет, говорю я, а истина и в то же время жизнь христианина, внутренняя жизнь его; ибо Бог, Христос, Церковь живут в нем жизнью более действительною... но живут, поколику он сам живет вселенскою жизнью любви и единства, то есть жизнью Церкви» (С. 52-54). Те же слова о внешнем А. повторяет Хомяков в сочинении, направленном против протестантизма, «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях (1858) и далее пишет: «Протестантство признает в Св. Писании авторитет непогрешимый и в то же время внешний человеку, тогда как Церковь в Писании признает свое собственное свидетельство и смотрит на него, как на внутренний факт своей собственной жизни» (С. 192). Хомяков не отрицает А. святых: «Мученики, в минуту смерти возвещавшие, что страдания и смерть за истину Христову принимались ими с радостью, были поистине великими наставниками» (С. 66). В нач. XX в. суждение Хомякова об А. было подвергнуто столь же острой критике свящ. Павлом Флоренским : по мнению свящ. Павла, в полемике с католицизмом Хомяков вместе с плевелами последнего рискует «вырвать из почвы и пшеницу Православия... своим отрицанием авторитета в Церкви, якобы не имеющегося в Православии, а вместе с ним, следовательно, и начала страха, начала власти и обязательности канонического строя» (С. 288). Еще более резко звучит его высказывание относительно понимания А. в «Легенде о Великом Инквизиторе» Ф. М. Достоевского: «Но неужели... оставаясь членом Церкви, дозволительно отрицать «авторитет, чудо и тайну» или хотя бы что-нибудь одно из трех?» (Там же. С. 295). Свящ. Павел Флоренский не учитывал, что и Хомяков, и Достоевский не принимали А. внешнего, носящего юридический характер, вышедшего из церковного единства, не признающего главенства Господа Иисуса Христа. Позиция свящ. Павла Флоренского была отрицательно воспринята его единомышленниками, М. А. Новосёловым, Ю. Ф. Самариным и др., а также впосл. церковными исследователями прот. В. Зеньковским и прот. Г. Флоровским.

http://pravenc.ru/text/81016.html

Три входных двери в церковь имеют шестиугольную форму, но их боковые брусья состоят не из двух кусков, как обычно, а вытесаны из целого бруса полуметровой ширины; при этом угол на середине их высоты смягчен и теряет в значительной степени распространенную в косяках других церквей суховатую четкость. Такую форму косяков имеет еще церковь Николая в Бабайково. Лутки церкви Николая производят впечатление лука с натянутой тетивой. Внешний вид церкви Николая в Лебедине основными своими массами в полной мере отражает внутреннюю композицию пространственных объемов, но не ограничивается этим. Внешним формам строения мастер уделяет много внимания. Завершение строения, начиная с первого восьмерика, уже не повторяет форм внутренних объемов. Привередливые криволинейные формы крыш ее восьмериков отходят от прямолинейных форм рубленых заломов. Внутренней форме низенькой призмы рудиментарного третьего восьмерика внешне соответствует высокий стройный (но глухой) фонарь. И вовсе не имеет себе соответствующего внутреннего объема чрезвычайно эффектная вызолоченная «митра», покрывающая фонарь. В общем, в отличие от строгой сосредоточенности вокруг единого стержня внутренних архитектурных объемов, формы внешнего вида строения разнообразнее, пышнее, живописнее, их изысканная гармоничная компоновка придает строению торжественности и грациозности. В этом отразилось живое ощущение мастером характера стиля рококо – искусства той эпохи. Хоть внешний вид церкви и имеет некоторое различие с внутренним объемом, однако и его формы, как и внутренний объем, также развиваются логично и составляют завершенную стройную композицию. Мастер ни на минуту не губит из виду основной задачи: создать здание, в котором внутренний и внешний вид составляли бы две стороны единого художественно-архитектурного образа. Наиболее отчетливо это подчеркнуто круглыми окнами первого восьмерика. Они не увеличивают свет, дающие восемь прямоугольных окон, но нужны для другого: в этой подчеркнутой окном точке мастер откладывает по вертикали основной горизонтальный размер – длину строения (строители церквей часто чувствовали потребность отметить этот ориентир окном, чаще всего круглым). Вообще окнам (их форме, размерам, системе размещения и группировки) мастер придает большое значение, рассматривая их как организующие акценты на плоскостях стен. Круглые окна вызвали потребность прикрыть их сверху арочками, выплеснувшимися волнами из массы перекрытия восьмерика и тем обогатили его профиль, усилили и усложнили элементы динамики в оформлении внешнего вида строения.

http://sobory.ru/article/?object=59213

свящ. Иоанн Жилов О законе Божием и заповедях Средства к распознаванию добрых дел от худых . Для того, чтобы мы могли отличать добрые дела от худых, Господь дал нам особые средства, а именно: закон Божий внутренний, иди свидетельство совести, и закон Божий внешний, или заповеди Божии. Закон Божий внутренний, или свидетельство совести . Внутренний закон Божий состоит во внушениях и правилах совести. А совесть есть внутренний голос, прирожденный человеку. Этот голос говорит нам, что одни действия – добры, а другие – злы; за доброе дело он награждает нас душевным миром, спокойствием, а за худое осуждает, наказывая нас внутренними мучениями, беспокойством и недовольством. О том, что внутренний нравственный закон прирожден нашей душе, учит слово Божие и свидетельствует наше непосредственное сознание. Ап. Павел говорит об язычниках: Иже являют дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим или отвещающим ( Рим.2:15 ). Они показывают, что дело закона (нравственного) написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их, и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую. Хотя каждый человек имеет в себе внутренний закон Божий, или свидетельство совести, однако Господь, кроме того, дал людям и закон внешний. Этот закон дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, проводя плотскую и греховную жизнь, заглушали в себе голос своей совести; потому необходимо было напомнить людям о внутреннем законе внешним образом, посредством заповедей. О причине дарования внешнего нравственного закона ап. Павел пишет: Что убо закон? Преступлений ради приложися ( Гал.3:19 ). Для чего же закон? Он дан после (то есть присоединен к внутреннему закону) по причине преступлений. Закон Божий внешний, или заповеди Божии . Под именем внешнего закона Божьего разумеется тот нравственный закон, который дан был от Бога в Ветхом Завете – через Моисея, а в Новом – через Самого Иисуса Христа. Ветхозаветный нравственный закон Бог дал в пустыне на горе Синай, являя Свое присутствие в огне и облаке, дал его еврейскому народу, когда этот народ, чудесно освобожденный Им от египетского рабства, шел в обетованную землю. Десять главных и всеобщих заповедей этого закона были написаны на двух скрижалях, или каменных досках. Они суть следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Что разумеется здесь под законом ? Внешний чин, которым определялся строй нравственно-религиозной жизни иудейского народа — обрезание, субботствование, праздники, жертвы, омовения, окропления и подобное. Этот чин отособлял иудеев от всех других народов и составлял их исключительную собственность. Расположения, входящие в состав благочестия и добронравия, каковы: страх Божий, упование на Бога, сострадание, благотворительность, терпение, воздержание, трудолюбие и подобное,— были общи всему роду человеческому, а не одним иудеям принадлежали. Они здесь и не разумеются под законом. Что точно здесь под законом разумеется внешний чин иудейской жизни, видно из того, из-за чего началась речь. Речь началась из-за того, что святой Петр сначала оставил было все чины и порядки, отособлявшие его от необрезанных, и жил свободно с ними, а потом, когда пришли строгие ревнители о соблюдении сих чинов, он отшатнулся от необрезанных и опять подчинился чинам, отособлявшим от них вместе с теми ревнителями отособления. Тут, следовательно, действующими причинами были закон обрезания, необщение в пище с необрезанными. Их прямо и разумел святой Павел,— и, наряду с ними, все подобные законы, определявшие внешний порядок иудейской жизни: ибо обрезание одно обязывало уже ко всем ним, равно как необрезание делало свободным от них. Что в 14-м стихе апостол Павел называет: иудейски жить, — это значит: жить, строго соблюдая все порядки, характеризовавшие иудейскую жизнь; жить же язычески — значит жить не подчиненным сим порядкам. Эти порядки составляли средостение, отделявшее иудеев от язычников. Святой Павел все усилия свои обращал на то, чтоб разорить это средостение и из иудеев и язычников слить одну нераздельную Церковь, как одно тело Христово. Так разумеют здесь закон все древние толковники. Блаженный Феодорит пишет: «необходимому в законе поучала сама природа; таковы заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не крадь, не свидетельствуй ложно на ближнего, почитай отца твоего и матерь твою и другие подобные; заповеди же о субботе, об обрезании, о прокаженных, о жертвах, о кроплениях составляли собственность закона; ибо им не научала природа Поэтому все сие называет апостол делами закона».— Святой Златоуст хотя не говорит так определительно, что разумеет он под законом, но во всем толковании этого отделения Послания, где приходилось говорить о законе, он поминает только об обрезании, субботе и жертвах; и, следовательно, разумеет под законом то же самое, что прямо выразил Феодорит. Вслед за ними так понимают закон и все другие древние толковники.

http://bible.predanie.ru/nedelya-21-aya-...

В заключение св. Иоанн получает повеление пророчествовать (ст. 8-11).   Глава одиннадцатая. ПРОРОЧЕСТВА О ХРАМЕ, О ЕНОХЕ И ИЛИИ, ТРУБНЫЙ ГЛАС СЕДЬМОГО АНГЕЛА После того Апостолу дана была " трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем, а внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца " . По толкованию св. Андрея, " храм Бога Живаго есть Церковь, в которой приносятся нами словесные жертвы. Внешний двор – общество неверующих и иудеев, недостойных ангельского измерения (то есть определения степени их нравственного совершенства и соответственного блаженства) за свое нечестие " . Попрание же святого города Иерусалима или Вселенской Церкви в течение 42 месяцев означает то, что в пришествие антихриста верные будут гонимы в течение трех с половиною лет. Некоторые толкователи предполагают, что это измерение храма означает предстоящее вскоре разрушение Иерусалимского ветхозаветного храма, на место которого будет воздвигнута новозаветная христианская Церковь, подобно тому, как подобное же измерение храма тростью в видении пророка Иезекииля (главы 40-45) знаменовало собою восстановление разрушенного храма. Иные считают, что внутренний двор, который был измерен Апостолом, обозначает собою " Церковь первородных на небесах (Евр. 12:23) " , святилище небесное, а внешний двор, оставленный без измерения, это – Церковь Христова на земле, которая должна претерпеть гонение сначала от язычников, а затем в последние времена – от антихриста. Бедственное состояние земной Церкви ограничено, однако, сроком в 42 месяца. Исполнение предсказания о 42 месяцах некоторые толкователи видели в гонении Диоклетиана, которое отличалось наибольшей жестокостью и продолжалось с 23 февраля 305 года до 25 июля 308 года, то есть как раз около трех с половиною лет. Гонение коснется только внешнего двора, то есть внешней стороны жизни христиан, у которых будут отнимать имущество, будут подвергать их мучениям; внутреннее же святилище душ их останется неприкосновенным (ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Дабы с течением поста, по благодати Божией, неослабно нам приобщатся подвигов, а с тем вместе стяжать и спасительные плоды поста, будем поститься постом приятным, благоугодным Господеви. В чем же состоит пост благоугодный Господеви, о сем для одушевления себя на поприще поста, при настоящем торжестве православия, размыслим. Пост есть внешний и внутренний. Внешний пост состоит в воздержании от пищи и пития, в сокращении телесного покоя, в бодрственной деятельности и богоугодных трудах, вообще в удалении предметов усладительных и приятных для чувств наших. Внутренний пост состоит в обуздании страстей и похотей сердца нашего, с тем вместе, в отсечении самых нечистых мыслей, желаний, расположении наших, дабы ум наш обращен был к Богомыслию, сердце к умиленной молитве, воля к совершению дел правоты и благотворения. Совокупный внешний и внутренний пост есть совершенный пост, и совершенное обладание над собою, совершенное покорение внешних чувств разуму, разума и сердца внутреннему благодатному чувству, всех внутренних чувств в послушание Духу Божию. Во время пощения нашего, чувства, разум и сердце наше должны быть приведены в такое мирное состояние, безмятежное состояние безусловного повиновения воле Божией, чтобы нам всем существом нашим работать Господеви со страхом и радоваться с трепетом. Вот пост истинный, богоприятный. Но как вдруг нельзя подняться на высоту, надлежит восходить постепенно: так и мы не можем вдруг отрешиться от чувств, и взойти на высоту внутреннего поста. Идя лествицей поста, мы должны сперва покорить внешние чувства разуму, а разум покорить господству духа, дабы дух наш приуготовить к общению с Духом Божиим в хождении во свете лица Божия. Потому св. Церковь и начинает для нас пост внешним образом с укрощения внешних чувств посредством воздержания от пищи, пития, равно от излишнего сна и покоя, и начинает с такою строгостью, что, предписывая нам известное качество пищи, требует, чтобы мы решительно отказали себе в употреблении приятных для вкуса нашего брашен, довольствуясь самыми простыми, притом положили бы определенную меру и в самом количестве оных. Спасительное установление, с свойством естества нашего совершенно сообразное!

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу ( Мк.12:17 ), — услышал я сегодня в церкви слова Христа Иисуса. Прямо в мое сердце они направлены, как стрела. «Исполняй законы и порядки, установленные обществом, уважай традиции семьи, коллектива на работе, содружества АА, Церкви; с уважением относись к социальным связям и установлениям. А Божие: исполняй заповедь о любви к Богу и ближним чего бы это ни стоило, не жалей времени на молитву и медитацию, на чтение священного Писания, на участие в Таинствах». Вот что означают для меня сегодняшние слова Христовы. Христианство — революционное учение, но его революция совершается тихо, в глубине человеческого духа. Потому что только там, а не в социальной жизни, возможны настоящие радикальные изменения. Раньше, в пьяной жизни, я все время нарушал внешний порядок, переходил дозволенные границы, пренебрегал установленными правилами. При этом у меня внутри работал отлаженный как часы механизм, только надо было время от времени сдабривать его алкоголем. Внутри я был удивительно постоянен и предсказуем. Как говорил мне один московский батюшка: в области греха люди не придумали ничего нового. Выздоровление по программе «12 Шагов» изменило ситуацию: теперь я меньше стараюсь вмешиваться во внешний ход вещей, а все силы направить на внутреннее преобразование. Я заметил: когда я меняюсь внутренне, изменяется и внешний мир. Например, раньше я ориентировался в центре города по пивным и кабакам, в которых мне доводилось бывать. Другие здания я как бы и не видел, не придавал им значения. Теперь формируется новая география: там-то я бываю на группе, в этом храме продаются хорошие книжки, в тот музей мы недавно ходили с сыном, а в этом парке я регулярно гуляю и т.д. Выздоровление — это постепенная перестройка всей моей жизни, отказ от алкогольных стереотипов. Если я пришел к убеждению, что Сила, более могущественная, чем я, может вернуть мне здравомыслие, то я не боюсь отдавать кесарево кесарю, а Божие — Богу, то есть жить в соответствии с внутренней иерархией, не пренебрегая ни социальным, ни внутренним измерениями моей жизни. Сегодня в Церкви воспоминается священномученик Игнатий Богоносец, который по повелению императора Трояна был брошен на растерзание зверям в 107 г. «Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам. Крещение пусть остается с вами, как щит; вера — как шлем, любовь — как копье; терпение — как полное вооружение», — призывал он свою паству. Господи, молитвами святого Игнатия, помоги мне выстраивать правильную внутреннюю иерархию, помоги не на словах только уважать предание Церкви, законы моей страны, установления общества и принципы нашего содружества АА. 12 февраля. Собор святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Мф.5:14-19

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010