Глава 7 1–15. Гнев Божий над Иерусалимом и его храмом. 16–20. Просьбы пророка за народ – напрасны. 21–28. Жертвы также не принесут никакой пользы при непослушании иудеев Иегове. 29–34. Страшное наказание постигнет отступников. Иер.7:1–15 . Иудеи слишком надеялись на свою безопасность, полагая, что Иегова не позволит разрушить Свой храм. Но безопасность эту Бог может обещать им только в случае их исправления. Теперь же, когда самый храм Иеговы они сделали прибежищем для преступников всякого рода, они могут ожидать только его разрушения и погибели всего своего государства. Иер.7:1 .  Слово, которое было к Иеремии от Го­с­по­да: Иер.7:2 .  стань во вратах дома Го­с­по­дня и про­воз­гласи там слово сие и скажи: слушайте слово Го­с­по­дне, все Иудеи, входящие сими вратами на по­кло­не­ние Го­с­по­ду. Отсюда начинается так называемая «храмовая речь» пророка Иеремии, которая была сказана в храме Иерусалимском. Она кончается IX-oй главой. Сходство ее с речью Иер 26 гл., сказанной в первое время царствования Иоакима, дает право относить ее происхождение к этому же времени. – «Во вратах дома Господня» – т. е. при воротах, ведущих во внешний двор, где стоял народ, а не во внутренний или священнический, куда народ не допускался ( Иез 40.17 ). Иер.7:3 .  Так говорит Го­с­по­дь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Иер.7:4 .  Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Го­с­по­день, храм Го­с­по­день, храм Го­с­по­день». Храм, сам по себе, – не защита грешникам! Между тем евреи усиленно твердили, что храм – это верное прибежище для них, хотя бы они на деле были совершенными отступниками от Иеговы. Иер.7:9 .  Как! вы крадете, убиваете и пре­любо­дей­с­т­ву­ете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, Иер.7:10 .  и по­том при­ходите и становитесь пред лицем Мо­им в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости. Иудеи, очевидно, находили для себя возможным соединять почитание Ваала и служение Иегове. Но одно решительно исключает собою другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Да и самый Божественный алтарь неприкосновенен. И чтобы избранные для священнодействия ведали превосходство Божественного алтаря в освящении, усвояет честь и самим священнолепным облачениям: предусмотрительно не дозволяет являться вне скинии облеченными в священные одежды, дабы освященное, вращаясь среди нечистого и приемля осквернение отвне, не оскорбило чести святой скинии. Поэтому, хотя позволяет нести пепел одетым священнолепно, но когда выносят его вне скинии и удаляются от святых мест, повелевает переодеваться. Изрек же сродное таковому и устами Иезекииля; а пишет сей так: «И сказал он мне: комната, которая лицом к югу, и которая лицом к северу, находящиеся на известных расстояниях, суть преграды святилища, в которых едят это сыны Садока, которые …приближаются к в Святая Святых, и там положат Святая Святых, и «от жертвы за грех и жертвы за преступление»: потому что место свято. «Да не внидет» туда кто-либо кроме священников. И пусть не «исходят» сии из двора святилища «во внешний двор», дабы всегда были святы приносящие жертву, и да не прикасаются «риз» их, «в них же служат», потому что они святы, и да «облекутся в ризы ины», когда соприкасаются с народом (Иез.40:45-46, 44:19, 29). Итак, святы и самые облачения священников и неприкосновенны для народа. Ночью и днем горит всесожигаемое: ибо непрекращаемо благоухание Христово. И самая жизнь святых, если ее разуметь под образом всесожжения, имеет непрекращаемое благовоние: потому что они благоухают Христовым благовонием, священнодействуя Богу похвалы от дел евангельского жития.     П. Истинно слово.     К. Итак, каков способ совершения всесожжения, это ясно из сказанного. А каков должен быть, и притом самый правильный, способ совершения жертвы (хлебного приношения), об этом повелевает, говоря: «Вот закон о приношении хлебном: ...сыны Аароновы должны приносить его пред Господа к жертвеннику; и пусть возьмет [священник] горстью своею из приношения хлебного и пшеничной муки и елея и весь ливан, который на жертве, и сожжет на жертвеннике: это приятное благоухание, в память пред Господом; а остальное из него пусть едят Аарон и сыны его; пресным должно есть его на святом месте, на дворе скинии собрания пусть едят его; не должно печь его квасным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

" И запел петух " ... Были " первые петухи " ... часов 9 вечера. Но служанка, видно, беспокойная была особа и заразилась от хозяев враждой к Иисусу и ученикам, вышла-таки вторично. Не нашла Петра на первом дворе, может быть, спросила у других, где он, и вышла на внешний двор, " увидевши его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них " ... Ах, как это все правдоподобно для женщины. Видите?! " Он опять отрекся " ... Служанка ушла... " Спустя немного " , уже приближалось время к полуночи, " стоявшие тут стали " снова допрашивать его: " точно ты из них " . " Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека сего " . " Тогда петух запел во второй раз " . Было время " вторых петухов " , как у нас говорили на селе. " И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом " (Мк. 14, 72): " прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня " (30)... Сбылось... Другие евангелисты о " первых петухах " не упомянули. А Петр-то помнил хорошо... " И начал плакать " (14 гл., 66—72) Ев. Матфей добавляет: " горько " ... Сам отрекавшийся не осмелился добавить этого слова: не смиренно было бы ему самому упоминать об этом... И вышел со двора... Куда он пошел потом со своими слезами? Что переживала его горячая душа, только что, три-четыре часа назад, обещавшая: " если и все соблазнятся, но не я " ?! (29) Неизвестно это... Я думаю, долго он бродил по темным улицам сонного Иерусалима и плакал... и плакал... и плакал... Да и как не плакать?! А к утру уже пришел туда, где обычно собирались и ночевали апостолы. И заснул тяжелым сном. Но ненадолго. Утром, вероятно, молчал. Душа его истерзалась: отрекся!.. Трижды отрекся... И продолжал плакать... ...Почувствовали ли, увидели ли с несомненностью теперь, как правдоподобны, достоверны — по самому своему внутреннему содержанию, по простому духу повествователей, по бесчисленным реальным подробностям, как очевидны Евангелия?! И тут даже нет ничего " сверхъестественного " , мистического, таинственного; наоборот, и уму, наблюдению, интеллектуальному чутью, если хотите, " внутренне-научно " , истина встает в несомненном виде. А потому, если я прежде говорил, что уму совершенно недоступны религиозные сверхъестественные предметы, то я разумел самую сущность, а не бытие их; она вне и выше рассудка: Бог, Троица, воплощение, Благодать, другой мир — непостижимы уму. Но во Христе Богочеловеке Его естественная сторона, человеческая, совершенно подобная нашей природе, и должна быть доступна и восприятию и пониманию (опять-таки по закону сродства общей нашей природы), — и была понятною. И тут уму нашему вполне прилично и даже обязательно искать достоверности самыми естественными способами: соображениями, психологическими сравнениями, чутьем истины и т. д.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Когда во внешний двор царского дома пришел Аман, чтобы просить царя повесить Мардохея на приготовленном дереве, Артаксеркс спросил Амана, «что сделать бы тому человеку, которого царь хочет отличить почестью» (Есф 6. 6). Поскольку Аман думал, что речь идет о нем самом, он предложил царю одеть такого человека в царские одежды, посадить на царского коня, возложить на его голову царский венец и повелеть «одному из первых князей царских» вывести его с почетом на городскую площадь. Вопреки надеждам Амана царь повелел ему сделать «это Мардохею Иудеянину» (Есф 6. 7-10). Выполнив царский приказ, Аман в печали «поспешил в дом свой» (Есф 6. 12) и пересказал все случившееся жене и своим мудрым друзьям, к-рые предупредили Амана, что ему, вероятно, не удастся пересилить Мардохея, «ибо с ним Бог живой» (Есф 6. 13; эти слова отсутствуют в евр. тексте и имеются только в LXX). Во 2-й день пира, когда Артаксеркс снова предложил Есфири исполнить любое ее желание, она обратилась к нему с просьбой спасти ее народ: «Ибо проданы мы, я и народ мой, на истребление, убиение и погибель» (Есф 7. 4). Есфирь сообщила царю, что «тот, который отважился в сердце своем сделать так»,- это Аман, а когда один из евнухов указал на дерево, приготовленное Аманом для Мардохея, царь повелел повесить на нем самого Амана (Есф 7. 5-6, 9-10). После смерти Амана, главного врага иудеев, Есфирь и Мардохей принимают меры для спасения своего народа. Поскольку уже невозможно было отозвать указ об истреблении иудеев, «ибо письма, написанного от имени царя и скрепленного перстнем царским, нельзя отменить» (Есф 8. 8), Мардохей разослал от имени Артаксеркса новый указ «к Иудеям, и к сатрапам, и областеначальникам, и правителям областей от Индии до Ефиопии» (Есф 8. 9). В этом указе, имевшем статус закона (Есф 8. 13), говорилось, что «царь позволяет Иудеям... стать на защиту жизни своей»; при этом иудеи могли безнаказанно нападать на жилища всех своих врагов, убивать их с семьями и разграблять их имущество (Есф 8. 10-11). Когда «гонцы, поехавшие верхом на быстрых конях» (Есф 8. 14), доставили списки этого указа в разные области Персидской империи, мн. представители различных народов «сделались Иудеями, потому что напал на них страх пред Иудеями» (Есф 8. 17). 13-го числа месяца адара, когда должен был быть исполнен подготовленный Аманом первоначальный указ об истреблении иудеев, «никто не мог устоять пред лицом их, потому что страх пред ними напал на все народы» (Есф 9. 2). При поддержке Мардохея, занявшего видное положение при Артаксерксе («Ибо велик был Мардохей в доме у царя...» - Есф 9. 4), иудеи собрались в городах империи, вооружились и организовали массовое избиение своих врагов (Есф 9. 2, 5). В Сузах ими было убито в общей сложности 800, а по всей стране - 75 тыс. чел. 2 раза в тексте сообщается, что иудеи «на грабеж не простерли руки своей» (Есф 9. 10, 15). По особой просьбе Есфири царь позволил также повесить на дереве «десятерых сыновей Амановых» (Есф 9. 14).

http://pravenc.ru/text/190265.html

Комментаторы принимают во внимание, что слова клятвы ангела о том, что при гласе 7-й трубы «совершится тайна Божия», были произнесены непосредственно перед вручением книжки, и в тот момент ангел уже держал книжку в руке ( Откр 10: 5–7 , ср.: 10: 2). Этот факт позволяет предположить, что откровение «раскрытой книжки» имеет отношение к тому, что должно произойти до гласа 7-й трубы. Поскольку описание гласа 7-й трубы приводится в Откр 11: 15 , большинство экзегетов делает вывод, что содержанию книжки соответствует отрывок Откр 11: 1–13 511 . При этом некоторые авторитетные толкователи считают, что пророческое откровение, содержащееся в книжке, охватывает собой повествование и иных глав Апокалипсиса. Можно отметить мнение св. Викторина Петавийского , согласно которому «книжка» представляет собой саму книгу Откровения Иоанна Богослова, данную Богом ап. Иоанну. В Откр 10: 11 ап. Иоанну было дано повеление пророчествовать «о народах и племенах, и языках и царях многих», а в последующих главах Апокалипсиса тема судеб народов становится одной из важнейших 512 . Для Г. Била, Дж. Бигуцци и Р. Бокхэма является значимым тот факт, что употребленная в Откр 10: 11 формула «колена, языки, народы и племена» неоднократно используется в Откр 11–16 . Это дает им основание полагать, что содержание книжки охватывает по меньшей мере содержание 11–16-й глав, либо даже простирается до Откр 22: 5 513 . Тем не менее и указанные выше исследователи соглашаются с большинством библеистов в том, что для анализа пророческого откровения, содержащегося в книжке, особое значение имеет именно повествование Откр 11:1–13 . Рассмотрим богословские идеи повествования Откр 11 и на их основе дадим характеристику содержания книжки. 5.3. Характеристика содержания книжки на основе анализа повествования Откр 11 5.3.1. Краткое изложение повествования Откр 11 Как было упомянуто, в Откр 11: 1–2 Тайнозрителю дается следующее повеление: «Встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Местом собрания народа, по ст. 1, послужила площадь перед Водяными воротами (ср. Неем. 3:26 ). В ( 2Ездр. 9:38 ) местом собрания народа представляется пространство пред восточными воротами храма. Если Водяные ворота отождествлять с нынешними Золотыми, то, значит, местом собрания была площадь между Золотыми воротами и восточными воротами храма, ведшими во внешний двор. «И сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу Закона Моисеева». Таким образом, инициатива изучения закона исходила от самого народа, и Ездра мог теперь приступить к осуществлению цели своего прибытия в Иерусалим с надеждой на успех. Неем.8:2 .  И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; Из ст. 2 видно, что в собрании присутствовали не только мужчины и женщины, но и дети. Последние разумеются в замечании: «всех, которые могли понимать». «В первый день седьмого месяца» – первый день седьмого месяца издревле был большим праздником ( Лев. 23:23–25 ; Чис. 29:1–2 ); вероятно, поэтому и собрание было назначено на этот день. Неем.8:3 .  и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона. Чтение Ездрой книги закона продолжалось «от рассвета до полудня», т.е. 6–7 часов. Из дальнейшего повествования видно (ст. 4–8), что не было чтение непрерывное: оно прерывалось теми толкованиями, которые присоединяли левиты к прочитанным отделам. Неем.8:4 .  Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали, а подле него, по правую руку его, стояли Маттифия и Шема, и Анаия и Урия, и Хелкия и Маасея, а по левую руку его Федаия и Мисаил, и Малхия и Хашум, и Хашбаддана, и Захария и Мешуллам. Как видно из ст. 4, Ездра читал закон, стоя на деревянном возвышении, сделанном для данного случая (евр. Laddabar – «для этого дела», рус. «для сего»). На этом возвышении рядом с Ездрой стояли также – 7 мужей по левую сторону и 6 по правую. Вероятно, это были священники, присутствовавшие в качестве свидетелей. По крайней мере, по ( Неем. 3:4, 6, 11, 14, 21–25 ) названные в 4 ст. лица выступают, как принадлежащие к священническим родам. Возбуждает недоумение то, что во время торжественного чтения закона отсутствовал первосвященник. Бертолет объясняет это состоянием первосвященнического дома, – именно сильным омирщвлением его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Назидание для современного человека весьма поучительное. До сих пор иудеи, проходя мимо, считают долгом бросить камень в этот памятник. Здесь же — целый лабиринт еврейских гробниц в скале. В одной из них погребен брат Господень св. Иаков, первый епископ Иерусалима, которого иудеи сбросили с кровли Храма и, добив внизу, свергли в Иосафатову долину со стены… Чуть поодаль — четырехугольный памятник с пирамидальной крышей: здесь погребен праведный Захария, отец Иоанна Предтечи, убитый «между жертвенником и алтарем храма» (Мф.23.35)… О, древний Салим, о древний Иевус, о избранный Город Божий, Престол Господа, город Святой... Город, где убивали пророков и распяли Сына Божия, Город, обращавшийся в груды камней и вновь восстававший из пепла, Город праведных и Город нечестивых... — с трепетом ступаем мы на твою землю. " Вот стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим» (пс.121). Вверху, в нескольких сотнях метров от Кедрона тянется крепостная стена древнего Иерусалима, в этом месте в город вводят Овчие ворота (они же Львиные, Стефановы, Гефсиманские). В двухстах метрах от них – Золотые ворота, через которые Господь, по христианскому преданию, входил в Иерусалим за несколько дней до Крестных страданий. Они вели во внешний двор Храма. Их не раз закладывали, но замуровал окончательно в 1541 году Османский султан Сулейман Великолепный. Он знал, что иудеи именно к этим вратам относят слова пророчества Иезекииля (44,1-2): «И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдёт ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены». Чтобы всячески воспрепятствовать «входу» этому (согласно одному из преданий), перед запечатанными вратами было устроено и обширное мусульманское кладбище. Расчет был на то, что евреи не могут ступать сюда, чтобы не оскверниться (кладбище считалось нечистым местом). А уж тем паче – их священники и сам Мессия .

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/28/...

Но законы природы мы только открываем, но не создаем! А Тот, Который является Создателем этих действующих законов природы, именно по праву Создателя может вносить любые коррективы во внешне устоявшийся порядок вещей и утверждать любой иной, но Свой и властный порядок. Исх.2:15 . «…но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя». В древности колодцы (колодези) являлись стратегическими миссионерскими точками. Здесь останавливались пророки и апостолы, здесь учил и Сам Сын Божий! Колодцы являлись теми самыми перекрестками караванных торговых путей, где собирались толпы людей! Это как в наше время люди встречаются на «перекрестках» – часто посещаемых интернет-сайтах. Внешний вид у Моисея был египетский, и это сослужило ему дурную услугу… В принципе, Моисей, обладая мощной духовной силой, которую он показал позже, во время десяти египетских казней, мог и остаться в Египте, но была и другая причина, зачем он должен был бежать! Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Так бежит Моисей от лица царя фараона, чтобы не осквернил его царский двор и не погубило могущество. И ценнее сокровищ Египта стало для него поругание Христово» 32 . То есть процесс освобождения от влияния египетского должен был продолжаться. Но была и еще одна причина! Почти все вожди еврейского народа в молодости или в течение значительного времени были пастухами: это и Авраам, Исаак и Иаков, это и Моисей, Саул и Давид и др. Святые отцы настаивают на том, что, общаясь с бессловесными стадами, они должны были воспитать в себе качества управлять стадами словесными. Моисей воспитал в себе подобные качества, и Слово Божие говорит о нем, что «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» ( Чис.12:3 ). Как в одном и том же человеке уживались величайшая кротость и крайне обостренное чувство справедливости? Для меня это остается необъяснимым явлением. Впрочем, в Писании есть отрывок, где подобные качества соединяются. Сказано: «Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела» ( Пс.44:4–5 ). Именно действуя «ради истины и кротости» осуществлял свое служение пророк Божий Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но когда воспринял он содержимое в книге, горько должно было стать в сердце его от той участи, какая возвещалась там людям, и от сочувствия его к тем, на кого надвинулись бедствия, возвещаемые дальше в видениях. Ибо, как говорит св. Андрей, «святые, будучи сострадательны, радуются с радующимися и плачут, как говорит Божественный Дух, с плачущими ( Рим.12:15 )». И наконец, в объяснении слов: Подобает (Иоанну) паки пророчествовать – Андрей Кесарийский далее говорит: «Здесь показывается или то, что не тотчас после видения Божественного Откровения исполнится все предсказанное, но чрез Евангелие и сие Откровение надлежит блаженному даже до кончины мира предсказывать читающим о будущем, или что он не вкусит смерти – при конце же придет, чтобы препятствовать принятию прелестей антихристовых» 253 . Глава 11 11-я глава продолжает и развивает видение предшествующей главы, предваряющее, как мы знаем, седьмую трубу ангела. И таким образом, самое место этой главы не позволяет относить содержание ее ко временам, для нас прошедшим, например эпохе гонений в греко-римской империи, как склонны были полагать западные толкователи и как многие у нас толкуют 254 , или ко временам XII–XVI веков, как с еще большей натяжкой и гордым произволом любили относить, в пылу борьбы своей, противники Рима. И мы увидим, что и по содержанию своему она должна быть опять-таки отнесена ко временам последним. 1–2. И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем; а внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца. Первое, в чем выразилось вновь данное пророческое служение Иоанна, было приведенное поручение ему измерить храм тростью. Поручение это, как и снедение книги (о чем мы уже говорили) напоминает нам подобное же измерение храма у того же пророка Иезекииля (см.: 40–48-я гл.), предуказывавшее не только воссозидание разрушенного Навуходоносором Иерусалимского храма, но и основание Церкви новозаветной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

О том, что Петр «сидел со служителями и грелся у огня», Марк упоминал ранее ( Мк. 14:54 ). Выражение «на дворе внизу» может указывать на то, что заседание синедриона происходило на одном из верхних этажей здания, а Петр был во внутреннем дворе. Под передним двором следует понимать внешний двор здания, где тоже находились люди. Петра узнали по галилейскому акценту, с которым он говорил: распознать галилеянина жители Иерусалима могли без особого труда. Главное отличие от версии Матфея (на которое мы уже указывали) заключается в том, что у Марка петух поет дважды; следовательно, между первым и вторым отречениями проходит некоторое время. У Луки повествование значительно отличается. Только половина используемых Лукой слов имеет параллели в рассказах двух других синоптиков 127 (вербальных совпадений между Матфеем и Марком значительно больше). Отречение Петра у Луки происходит не во время заседания синедриона, а до него. У Матфея и Марка события описывались в следующем порядке: заседание синедриона с вынесением приговора, издевательства над Иисусом, отречение Петра. Лука описывает события в обратном порядке: издевательства над Иисусом, отречение Петра, заседание синедриона. Вслед за Марком Лука упоминает костер, разожженный посреди двора, однако в отличие от Марка говорит только об одном пении петуха. В первый раз к Петру подошла служанка, во второй раз – некий «другой». Затем прошел «с час времени», и «еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин». В момент третьего отречения – «тотчас, когда еще говорил он» – запел петух. И здесь главное отличие от всех остальных версий: «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» ( Лк. 22:55–62 ). Только у Луки Иисус бросает взгляд на Петра в момент третьего отречения, и именно этот взгляд, а не пение петуха, заставляет его вспомнить предсказание Иисуса. Каким образом Иисус мог увидеть Петра, если заседание синедриона проходило внутри, а Петр был снаружи? Ответа на это мы в Евангелии от Луки не находим, однако здесь события разведены по времени. Иисус мог заметить Петра и бросить на него взгляд при входе в здание или при выходе из него. Августин, однако, понимает это место в переносном смысле:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010