Перенесение города Костромы на левую сторону реки Волги невдалеке от впадения в нее реки Костромы принадлежит, по всей вероятности, великому князю владимирскому Ярославу Всеволодовичу (1238–1246 годы), который, по свидетельству Воскресенской летописи (245 страница), был обновителем многих разоренных Батыем городов Ростово-Суздальской земли и устроителем некоторых городов (например, Твери) на новых местах. Князем Ярославом Всеволодовичем город Кострома дан был в удел последнему из девяти его сыновей – Василию, так называемому мизинному (при рождении его в 1241 году), который в 1272 году вступил по праву старшинства на великокняжеский стол владимирский, однако же по любви своей к городу Костроме не поехал жить в стольный Владимир и оставался в Костроме до самой кончины своей в 1277 году. Следует полагать, что тогда же Кострома как княжеский город, в виду нередких и опустошительных нападений новгородских ушкуйников и особенно татар, был достаточно укреплен в возвышенной своей части – напротив Городища, или уже имел свой самый примитивный кремль, устройство которого, быв обыкновенно общим делом насельников, произведено всеми их силами и средствами, приблизительно в том виде, как историк Забелин 2 рисует общую картину основания городка в старину: «Одни сыпали вал, копали ров, другие валили лес, рубили стены или ставили тын, строили избы и клети, укрепляли ворота башней или вежей, с которой необходимо было следить за врагом и отбивать его приступ». В последующее время явилась у поселенцев ясно сознанная потребность сделать город Кострому особенно укрепленным местом, и есть основания полагать, что укрепление его было завершено в первой половине XIV века. Преимущественным укреплением города Костромы следует объяснять то обстоятельство, что он сделался безопасным убежищем как великого князя Димитрия И[оанновича] Донского (1363–1389) в нашествие Тохтамыша на Москву в 1382 году, так и сына его Василия Димитриевича с семейством вследствие приближения в 1408 году к Москве Едигея с сильным войском; равно и великий князь Василий Васильевич с семьей в 1433 году укрылся в укрепленном городе Костроме по случаю нападения на Москву галичского князя Юрия Димитриевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОВРУЧСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя свт. Василия Великого. Ок. 1190 г. Реконструкция по проекту А. В. Щусева, 1904–1906 гг. Фотография. 2013 г. Фото: А. П. Томашевский Церковь во имя свт. Василия Великого. Ок. 1190 г. Реконструкция по проекту А. В. Щусева, 1904–1906 гг. Фотография. 2013 г. Фото: А. П. Томашевский (Овручской и Коростенской епархии УПЦ), находится в г. Овруче Житомирской обл. (Украина). Основан в 1909 г. Является преемником средневековых Спасо-Васильевского и Заручаевского Успенского монастырей г. Овруча. На месте О. м. находился древний деревянный храм свт. Василия Великого, возведение к-рого позднейшее предание приписывает равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу (см.: Казанский. 1911). В люстрации г. Овруча за 1519 г. упоминается каменный храм: «Также на высокой горе стоит каменная церковь Васильевская; говорят люди старые, была когда-то златоверхая, но уже от незапамятных лет неприятелями огнем сожжена и совсем испорчена и разбита» (АрхЮЗР. Ч. 7. Т. 2. С. 12 (2-я паг.)). Большинство историков и археологов считают строителем каменного храма кн. Рюрика (Василия) Ростиславича († 1210?). Овруч до 1194 г. являлся неофиц. столицей владений кн. Рюрика, т. к. его старший киевский соправитель Святослав (Михаил) Всеволодович правил непосредственно в Киеве. Не исключено, что именно на Васильевской горе располагался древнерус. княжеский двор, на к-ром кн. Рюрик Ростиславич построил ктиторскую церковь. В 1990 - нач. 2000-х гг. в ходе археологических исследований на Васильевской горе вокруг церкви и монастырских зданий, на огородах частных владений учеными на площади ок. 2,5 га был обнаружен подъемный материал XII-XIV вв. и более позднего времени. Комплексный анализ культурного слоя, а также граффити на штукатурке, относящиеся к 1192 г., дали основание археологам датировать строительство церкви посл. четв. XII в. (до 1192) ( Раппопорт. 1972; Он же. 1982; Томашевський. 2004).

http://pravenc.ru/text/2578159.html

По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав (Феодор) Всеволодович благословил своего сына святого князя Александра на брак с полоцкой княжной Параскевой. Изображение мученицы Параскевы Пятницы можно видеть на оборотной стороне иконы. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме местному князю Василию Ярославичу (с 1272 года — великий князь Владимирский), младшему брату святого князя Александра Невского, совершилось в начале 60-х годов XIII столетия. Древний исторический памятник описывает эти события следующим образом: накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках (в воине горожане узнали великомученика Феодора Стратилата — по его иконописному изображению в соборном храме Костромы). На следующий день, 16 августа (по старому стилю), князь Василий Ярославич обнаружил эту икону на ветвях дерева у речки Запрудни, близ Костромы. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме великомученика Феодора, по причине чего и стала впоследствии именоваться Феодоровской. Позднее образ Царицы Небесной перенесли в воздвигнутый князем Василием Успенский собор, ставший кафедральным храмом города; здесь икона, сразу же после своего явления прославившаяся многими чудотворениями и исцелениями, пребывала до 1929 года. В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено ежегодное празднование, совершаемое 29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спас на Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в первой половине XX века, была возрождена в 1990 году. Чудотворная икона неотступно пребывала в Костроме, получив вскоре известность во всех пределах государства Российского. Здесь перед ней молились святой князь Димитрий Донской, победитель Мамая, его сын Василий Димитриевич, другие великие князья и самодержцы. Паломничество к святыне совершали множество верующих.

http://patriarchia.ru/db/text/4998441.ht...

Замечательно, что Казанская церковь в Юрино сохранилась до наших дней как памятник Дмитрию Михайловичу Пожарскому, им же первоначально и построенная. Церковь подверглась реконструкции в 1998 г. Реставраторы попытались придать ей первоначальный облик и в целом им это удалось, за исключением окон: по отношению к описанию церкви очевидцами XIX в., их сделали только два, а не четыре, и не волоковые. В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 год Казанская церковь в селе Юрино Балахнинского уезда не значится. В.Е. Шматов «История церквей в Нижегородской вотчине князя Дмитрия Пожарского», http://www.d-pozharsky.ru Небольшое старинное село Юрино, находящееся на Балахнинской низменности среди бескрайних лесов и болот, в междуречье Волги и Луха (левый приток Клязьмы), известна как старинная вотчина князей Пожарских. Ещё в 1363-1365 годах князь Иван Фёдорович Стародубский получил в удел Жарскую волость во вновь образованном Нижегородском княжестве. Тогда же им в Жарской волости было основано село Юрино и построена деревянная церковь в честь Спаса-Преображения Господня. Не случайны названия села и церкви — князья Стародубские очень почитали великого князя Владимирского Юрия II Всеволодовича, основателя Нижнего Новгорода, который заложил в Нижегородском кремле первую каменную церковь Спаса-Преображения. После смерти Ивана Фёдоровича Стародубского (умер бездетным) его вотчина в Жарах перешла по наследству к его племяннику — Василию Андреевичу Стародубскому, который и стал прозываться Пожарским, т.е. «владеющий Жарами». В селе Юрино была родовая усадьба князей Пожарских. Сюда в марте 1611 года, когда князь Дмитрий Михайлович Пожарский долечивал свои раны, нанесённые во время боя в Москве, прибыла делегация нижегородцев во главе с наместником Печерского Вознесенского монастыря, архимандритом Феодосием, которая убедила князя возглавить нижегородское ополчение в октябре 1611 года. После победы народного ополчения в 1612 году, князь Д. М. Пожарский строит в своем родовом Нижегородском имении Юрино деревянную клетскую церковь честь Казанской иконы Божией Матери, способствовавшей этой победе. Рубленный «в обло» храм, стоящий на высоком подклете, без алтарного прируба и с пониженным трапезным прирубом, перекрытых двускатными кровлями, построен в 1614-1615 годах в усадьбе князя Д. М. Пожарского на его сбережения в ознаменование победы над смутой и избрания на царствование Земским собором 21 февраля 1613 года Михаила Фёдоровича Романова. Казанский храм был приписан к сельской Преображенской церкви. Последнее упоминание о ней находятся в материалах Балахнинской десятины, относящиеся к 1746 году. По всей видимости, во вт. пол. XVIII века Преображенская церковь в селе была упразднена, Юрино стала деревней прихода Воскресенской церкви села Бурцево, а Казанская церковь при этом стала часовней.

http://sobory.ru/article/?object=14360

Сим образом на многих древних церквах. В средине же другий крест с распятием инде есть, а инде несть; на Успенском соборе на Москве несть, и у Троицы, идеже мощи преподобного Сергия. Инде и нынеже еще от некоих хулы не слышим на сей крестный образ. Водружальный; на древних же иконах и с воображением плоти Христовы много. На сей образ многи явишася хульницы, нарицают безглавным, и слугою и Петровым крестом, и инако, якоже выше явихом хульныя письма аввакумовы и иерофеевы. Таковым образом показан царю Константину. Таковым образом на древних церквах; и в крещении человеком миром и маслом святым; и на священных ризах и инде. Мнози же похулиша сей образ крестный и римскою блядию нарекли, иные идолом, иные же крыжем латынским поношающе, и инако много, имже кончина погибель, аще не покаются, якоже выше явихом хульныя письма аввакумовы и иерофеевы. Сия же вся зде в книзе сей писана Быша, дабы всяк православный ведал и не впал в крестохульную и богохульную какову ересь, но веровал бы, якоже учит писание и обычай церковный имеет. Таковым образом в великом Новеграде на соборной церкви Софии премудрости Божия, и на иных древних тамо церквах множество; в средине же другий крест с распятием инде есть, а инде несть. Таковым образом на Москве на Благовещенском соборе. В великом Новеграде на вратах Корсунских, имиже входят в церковь соборную, Софию премудрость Божию. На них воображены церкви, а кресты на них воображены таковым образом, и с подписию Исуса Христа. И инде много такоже с подписию обретается в книгах и на частных иконах. В великий Нов-град присланы из Царьграда ризы кресчатыя архиепископу Василию, – чти о них во Истории о белом клобуке; а на них кресты златые и с подписию, якоже зде изобразися. Во Евангелии харатейном писанном в Цареграде в лето 6897; ныне же на Москве на печатном дворе. В Успенском соборе на Москве есть царское место древнее, глаголют же о нем нецыи принесену ему от киевских благоверных князей в почесть царем. На том же царском месте есть описание сице: В лето 6496, а от великого и блаженного князя Володимира четвертое колено и правнука его князь великий Владимир Всеволодович Мономах, той убо царь и Мономах прозвася, и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

По возвращении из похода, окончившегося бегством половцев от Выры – на границе Харьковской и Курской губерний, – Мономах занялся распределением сыновьям своим уделов и назначил: Святославу, а по смерти его в его 1114 г. Ярополку – Переяславль, Вячеславу – Смоленск, Юрию – Суздаль. Затем Мономах женил сына своего Романа на дочери Володаря Ростиславича, принял обратно отосланную Коломаном Венгерским, по обвинению в неверности, дочь свою, Евфимию, которая тогда же родила в Киеве сына Бориса, продолжал добавлять Русскую Правду важными законами о наёмниках, о свидетельствах, о побоях, о наследстве, о судебных пошлинах, о долгах, о холопах, о смердах 46 ; наконец, желая явить народу новый знак своего давно известного благочестия, совершил, в 1115 г., торжественное перенесение в новую каменную церковь мощей Бориса и Глеба; причём для уменьшения тесноты во время процессии, велел метать народу деньги, меха и материи. С тем вместе Мономах не думал покидать привычного ему ратного дела и в 1116 г. ополчился на кн. Глеба Всеславича Минского, который «воевал Дреговичи, и Случеск пожёг и не каяшеться о сем, не покоряшеться, но боле противу Володимерю глаголаше, укоряя » 47 . Осадив, с Давидом Черниговским, сыновьями Олега и своими, Минск, Мономах объявил, что будет стоять под городом до тех пор, пока не возьмёт его; вследствие чего Глеб, уже встревоженный потерей Друцка, вышел со всей дружиной из Минска и поклонился великому князю, который, дав непокорному приличное наставление, оставил его обладателем Минска, а сам возвратился в Киев где вскоре дождался сына своего, Ярополка, увенчанного лаврами нового похода к Дону, доставившего ему, в числе добычи, «жену, красну велми, Ясьского князя дщерь». К этому же году относится вмешательство Мономаха в дела Греции, где царствовал тогда Алексей Комнен, обязанный престолом ряду революций, исторгнувших корону из рук потомков императора Романа VI Диогена, за сыном которого, Леоном, была дочь Мономаха, Мария. Отыскивая, вероятно, не без помощи тестя, утраченные права на престол, Леон захватил кое-какие города, но был убит в Доростоле, по приказанию Комнена, что побудило Мономаха, в заботливости о сохранении сыну Леонова, а своему внуку Василию, по крайней мере приобретений его отца, отправить к византийским границам сначала воеводу Ивана Войтишича, потом сына своего Вячеслава, из которых первый овладел некоторыми городами по Дунаю, а последний безуспешно приступал к Дорастолу и возвратился ни с чем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В 2020 году отмечается 400-летие этого официально утвержденного празднования в память о том, что первый государь из Дома Романовых, Михаил Феодорович, принес у чудотворного образа обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Феодоровская икона Пресвятой Богородицы, главная святыня Костромского края, одна из древнейших икон, явленных на Русской земле. Первые исторические известия о ней относятся к XII веку. Уже в это время она почитается жителями старинного поволжского города Городец. Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Ее общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. С 1991 года чудотворный образ, перед которым, даже несмотря на безбожное советское время, молились в разных храмах Костромы, пребывает в Богоявленском кафедральном соборе Богоявленско-Анастасиина женского монастыря. С этого же года здесь ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы. К настоящему времени таких событий зафиксировано более 100. С 27 по 29 января 2009 года чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы была торжественно доставлена из Костромы в Москву на Поместный Собор Русской Православной Церкви в Храм Христа Спасителя. 1 февраля святыня находилась в главном храме России во время интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Известно, что Феодоровская икона была моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли. Этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь. С середины XIII века икона пребывает на Костромской земле в пределах младшего брата Александра Невского – князя Василия Ярославича. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия.

http://pravoslavie.ru/129746.html

— Ха! А я что тебе говорил? — торжествуя, затеребил его за руку Ваня. Но Стас отмахнулся и замолчал, продолжая еще более внимательно слушать академика. — Ой, как жалко! И Стасика, и вообще… — прошептала Лена. — Вот тебе и открытие века… — Не открытие, а — закрытие! — довольный тем, что именно он оказался прав, радостно объявил Ваня. Минут пять, не меньше, выслушивал Стас академика. Наконец, отключил телефон и, загадочно улыбаясь, сказал: — Значит, так! Почти все это — древнерусские вещи домонгольского периода. Это — бляшка от конской сбруи, это накладка от рукоятки плети знатного половца, может быть, даже хана. Это — обломок нашей, русской стрелы. Это часть засапожного ножа. Это рыболовное грузило. Это, тут Ваня действительно прав, не гвоздь, а писало, то есть то, чем наши предки писали на навощенных табличках и бересте. Это ключ от двери. А это… — торжествуя, поднял над собой красноватый кружок. — Свинцовая печать самого великого князя Владимира Мономаха ! — Свинчать? Мономаха?! — ахнула Лена. — Того самого, что — «тяжела ты, шапка Мономаха»?!! — Легковата что-то шапка получается! — язвительно посмотрел на нее Ваня и с усмешкой напомнил Стасу: — Ты же ведь сам только что говорил, что тут написано «базилевс»! — Да, говорил, — невозмутимо кивнул тот. — Но — ошибся. Даже великим ученым свойственно ошибаться! Я думал, что это титул, а оказалось — и правда, имя. Не базилевс, а Василий. И вся эта надпись по-древнегречески читается «Кирие тосодуло Василие!», то есть, по-русски: «Господи, помоги Василию!» — Ну, а при чем тогда Мономах? Ведь он же — Владимир! — не отступал Ваня. — Правильно, — опять согласился Стас. — Владимир Всеволодович и это мне объяснил. В те времена у каждого человека было два имени — одно языческое, а второе — данное ему при крещении. Владимир Мономах во святом крещении был назван Василием, в честь святого Василия Великого , чей лик мы и видим на этой печати. Возможно, она скрепляла какой-нибудь важный государственный документ, может, висела на дарственной, хотя бы на вашу Покровку, но, скорее всего, была на грамоте Мономаха, которую куда-нибудь вез его гонец!

http://azbyka.ru/fiction/belyj-gonec-mon...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверные князья Василий (+ 1249) и Константин (+ 1257) Ярославские Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 3 июля в день гибели князя Константина и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых Свв. князья Василий и Константин были сыновьями ярославского князя Всеволода Константиновича, убитого в битве на реке Сити вместе с дядей своим вел. князем владимирским Георгием Всеволодовичем (память его 4 февр.). По смерти отца ярославский престол занял старший его сын Василий. Он много потрудился, облегчая участь своих подданных, разоренных татарами, не раз ездил для этого в Орду и сооружал новые храмы. Ни разу он не принял участия в междоусобиях князей. Ему пришлось перенести тяжкое горе — смерть единственного сына. А дочь его, княжна Мария, вышла впоследствии замуж за св. князя Феодора (память его 19 сент.). В 1249 г. князь Василий приехал во Владимир для свидания с вел. князем Александром Невским (память его 23 нояб.) и там скончался в том же году и был им погребен. Наследовал князю Василию его брат Константин, во всем подобный ему. В 1257 г. он был убит при защите Ярославля от напавших на него татар. В 1501 г. оба брата были причислены к лику святых. Святые мощи их почивали до наших дней в Ярославле в городском соборе. • Блгв. князь Василий преставился 8 февр. 1249 г. во Владимире, гроб с его честными останками был перевезен в Ярославль, погребен в Успенском соборе. Блгв. князь Константин погиб 3 июля 1257 г. и погребен рядом с братом. В 1501 г., после пожара, в ярославском кремле были обретены нетленные мощи свв. Василия и Константина; по повелению Иоанна III был построен новый, каменный собор, куда были перенесены мощи. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437414/

Князь Всеволод Константинович, отец князей Василия и Константина 64 остался после отца своего в юных летах и вырос под надзором благочестивого дяди своего кн. Георгия; по воле того же дяди вступил он в брак с Мариной, дочерью Олега, князя Курского. Плодом сего супружества были князья Василий и Константин. Им также суждено было недолго пользоваться любовью и наставлениями родителя. В 1238 г. отец их князь Всеволод пал в битве с татарами на р. Сити, вместе с блаженным дядей, кн. Георгием 65 . Осиротевшие князья должны были учиться добру скорбями жизни. Юному князю Василию надлежало собрать подданных, рассеянных ужасами варваров, и питать вдов мужей, павших на Сити. В 1242 г. он должен был вместе с другими князьями идти в орду на поклон к Батыю; потом и в следующем году отправлялся он туда же вместе с дядей, в. кн. Ярославом 66 . По возвращении из орды вступил он в брак с княжной Ксенией. Плодом этого союза были дочь Мария и сын Василий, умерший малолетним. Недолго длилась жизнь кн. Василия; но нужна нам не долгая жизнь, а жизнь добрая, какую вёл князь, испытанный скорбями. Зимой 1249 г. отправился он во Владимир для свидания с в. кн. Александром и там скончался. Гроб его от Владимира до Ярославля провожали двоюродные братья его, князья Борис и Глеб Ростовские, и сам в. кн. Александр: так любили и отличали уважением молодого летами, но зрелого духом князя! Погребение его совершал Кирилл, епископ Ростовский; чистое тело его положено было в Ярославском Успенском соборе, на северной стороне 67 . Младший брат принял правление княжеством. – Тяжкое было время. Юный князь, сколько мог, старался устроить покой подданных; но покой то и дело был нарушаем татарами. В 1252 г. опустошали они Суздальское княжество. Шайки диких степняков являлись то там, то здесь, чтобы грабить и убивать. В 1257 г. знаменитый Даниил Галичский вёл кровавую борьбу с татарами. Подобное происходило тогда же и в Ярославском княжестве. В июле татары подошли к Ярославлю. Кн. Константин с дружиной вышел на другую сторону р. Которости, на гору. Произошла кровавая битва с татарами; много пало татар, много и Ярославцев: юный князь положил здесь жизнь свою, за покой отчизны. Это было 3 июля. Гора, на которой происходило сражение, поныне называется Туговой, как место туги и слёз, пролитых осиротевшими Ярославцами 68 . Ярославль, потеряв князя и многих своих, не спасся от разорения татарского; тело благоверного страдальца отчизны похоронено было с честью в соборной церкви, подле брата его Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010