Жизнь русского князя на севере и юге в описываемое время мало чем разнилась от жизни прежних русских князей. Замечаем, что княжие имена выходят из употребления; князья обыкновенно называются именами, взятыми из греческих святцев; из старых славянских имен употребляются такие, которые принадлежали святым прославленным князьям, каковы: Владимир, Борис, Глеб, Всеволод. В потомстве Константина Всеволодовича встречаем только одного Мстислава; в потомстве Ярослава Всеволодовича находим одного Ярослава и одного Святослава; чаще встречаем княжие имена в областях, принадлежавших к старой Руси, Смоленской, Рязанской, Черниговской. Но если вышло из обычая давать князьям славянские языческие имена, то сохранялся обычай давать по два имени, хотя оба были взяты из греческих святцев; так, известно, что сын Василия Темного имел два имени – Иоанн и Тимофей, из которых употреблялось только одно первое. Восприемниками при крещении князей встречаем духовные лица: так, владыка новгородский Василий ездил во Псков крестить сына (Михаила) у князя Александра Михайловича тверского; митрополит Алексий крестил князя Ивана Борисовича нижегородского; у Димитрия Донского сына Юрия крестил св. Сергий Радонежский; у князя Василия Михайловича кашинского крестил сына Димитрия троицкий игумен Никон, преемник св. Сергия, вместе с бабкою новорожденного, великою княгинею Евдокиею; у Василия Васильевича Темного крестил сына (Иоанна) троицкий же игумен Зиновий. На княжеские крестины бывали большие съезды, приезжали князья-родственники с женами, братьями, детьми и боярами. Обряд пострига сохранялся. Касательно воспитания князей встречаем одно известие, что князь Михаил Александрович тверской ездил в Новгород к крестному отцу своему, владыке Василию, учиться у него грамоте; молодому князю было тогда семь лет. Между боярами княжескими упоминаются дядьки. Женились князья в первый раз от четырнадцатилетнего до двадцатилетнего возраста; как и прежде, свадьбы сопровождались богатыми пирами; как видно, венчались князья в том городе, где княжил отец невесты, у которого был первый пир, а потом все родные и гости пировали у женихова отца; так, Глеб Васильевич, князь ростовский, женил сына Михаила на дочери ярославского князя Федора Ростиславича, и венчание происходило у последнего в Ярославле, куда приехал отец женихов и много других князей и бояр; потом женихов отец задал большой пир в Ярославле же, почтил свата своего, князя Федора Ростиславича, и всех гостей – князей, бояр и слуг, брачные пиры назывались кашею.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

13 авг. 1944 г. была образована Костромская обл., территория к-рой составляла ок. 70% бывш. Костромской губ. и совпадала с территорией К. и Г. е. Части бывш. Костромского, Нерехтского, Кинешемского, Варнавинского, Ветлужского уездов и весь Юрьевецкий у. остались в составе Ярославской, Ивановской и Горьковской областей соответственно. С 1944 г. епархия объединяет приходы и мон-ри РПЦ на территории Костромской обл. История 1213-1744 гг. Христианство начало распространяться в Костромском крае в XII в. с его включением в состав Владимирского великого княжества . Центрами христианства являлись Кострома (впервые упом. в 1213), Нерехта (1213), Унжа (1219) и Галич Мерский (1238). В февр. 1238 г. край подвергся нашествию монголо-татар. войск хана Батыя. Летописи отмечают взятие монголами Галича Мерского - крайней сев. точки продвижения Батыя на В. Волге. В 1246 г. на территории совр. К. и Г. е. было создано 2 удельных княжества - Костромское и Галичское. Главным храмом Костромы являлась ц. во имя св. вмч. Феодора Стратилата (впервые упом. в 1265), возведенная по приказу блгв. вел. кн. Владимирского Ярослава (Феодора) Всеволодовича (1190-1246; занимал великокняжеский стол в 1238-1246). С 1246 по 1272 г. Костромским княжеством управлял князь Василий Ярославич (1241-1276), сын вел. кн. Ярослава Всеволодовича и младший брат блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского . По преданию, во время охоты в окрестностях Костромы в лесу на р. Запрудне Василию Ярославичу «на соснове древе» явилась икона Божией Матери, к-рую перенесли в ц. вмч. Феодора Стратилата. Со временем образ, ставший главной святыней Костромы, стал называться Феодоровской иконой Божией Матери . На месте явления иконы Василий Ярославич основал Спасо-Запрудненский мужской монастырь . В 1272 г. Василий Ярославич стал вел. князем Владимирским. Он скончался в янв. 1276 г. в Костроме, где и был погребен в ц. вмч. Феодора Стратилата. Из-за отсутствия у Василия Ярославича наследников после его смерти костромские земли вернулись в состав Владимирского великого княжества.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Состав: каноны: 1) Иисусу Христу (3–11); 2) на Положение Ризы Иисуса Христа (11–20 об.); 3) Покрову Богородщы (20 об.–30); 4) Владимирской Божией Матери (30–40 об.), 5) за опитемию Господу Богу певаем по вся дни (40 об.–48); 6) Пресвятей Богородице егда оклеветания в печали (48–56); 7) святому Ангелу, грозному воеводе, хранителю всех человек, от Вседержителя Бога посланому по вся душя человеческая, душу бо возвести к Богу, а тело персти отдати; ты же, человече, не забывай часа смертного, пой по вся дни канон сей, творение юродивого Парфения (56 об.–64); Этот канон находится также в нескольких канонниках Троицкой Лавры. Парфений юродивый – псевдоним царя Ивана Грозного; 8) пророку Илии (64 об.–74); 9) апостолам Петру и Павлу (74–83); 10) трем святителям: Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоустом у (83 об.–90 об.); 11) святому Симеону (90 об.– 98); 12) князю Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его: Давиду и Константину (98–108 об.); 13) Клименту папе Римскому, творение Феофаново (108 об.–116); 14) Епифанию Кипрскому (116–125); 15) князьям Василию и Константину Всеволодовичам Ярославским (125 об.–138). 437. Канонник , в четвертку, 49 л.л., полууставом XVI в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 1–10, 46–49. Состав: каноны: 1) Пресвятей Богородице Одигитрию, молебный, без начала (1–7); 2) Ангелу хранителю – творение инока Иоанна (7об.–16об.); 3) Сергию Радонежскому (16 об.–23 об.); 4) Варлааму Хутынскому (23 об.–31 об.); 5) на исход души – творение кир-Андрея Критс (32–42 об.); 6) молитва на исхождение души, глаголема иереом (42–43 об.); 7) молитва на исповедание братьи, иже есть от отца в образ афесима, сиречь отпуста, хотящему умирати (43 об.–44); 8) о причащении Пречистаго Тела и Честныя Крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, како подобает причащатися Божественных Таин (выписки из творений святых отцов. (45–49 об.). 438. Канонник , в восьмушку, без начала и конца, 137 л.л., полууставом XVI в., с остатками переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 9, 76, 83–86, 99, 101, 102 и 110.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ответ на это трубка надолго замолчала. Как сказал потом Владимир Всеволодович, его до глубины души потрясла такая честность и порядочность позвонившего ему человека. До этого он, по собственному признанию, за одним-двумя исключениями, имел в нумизматических кругах дела с такими людьми, которые сами не стеснялись говорить, что встречаются в основном для того, чтобы обмануть друг друга… Наконец, он заговорил, и уже теплым, радушным голосом пригласил своего коллегу в ближайшее воскресенье в Москву, где повел в клуб нумизматов, в котором оказалось множество монет времен античности, и до которого в это раннее апрельское утро Василию Ивановичу оставалось сделать всего несколько шагов… 4 Василию Ивановичу стало как-то не по себе… Заплатив на входе рубль, Василий Иванович с трудом дождался, пока дежурный запишет данные его паспорта, и вошел в зал. Он не случайно приезжал сюда в самое раннее время. В памяти с детства остались слова: «Кто рано встает, тому Бог дает!» Нельзя сказать, чтобы он верил в них, но и не считаться с этим почему-то не мог. Тем более, что уже несколько раз, опередив таким образом других, он необычайно дешево купил почти коллекционные монеты. Клуб еще только начинался. Его завсегдатаи выносили раскладные столики, образовывавшие длинные ряды, и выкладывали на них свои кляссеры. Василий Иванович теперь уже совершенно спокойно шел мимо монет шестого, пятого, четвертого веков, и уж тем более копеек Ивана Грозного, которые, как оказалось, были совсем крошечными, размером с мизиничный ноготь, серебряными монетками. — У вас ничего античного нет? — без особой надежды на что-нибудь новенькое, спрашивал он у каждого из владельцев столиков, слыша одно и то же: — Пока нет! И вдруг старичок-искусствовед, от которого он никак не ожидал услышать положительного ответа, потому что тот собирал только настольные медали, неожиданно сказал, протягивая большую серебряную монету: — Есть — афинская тетрадрахма . Пятый век до Рождества Христова. Классический период. Лежала у меня для красоты лет тридцать, да вот срочно понадобились средства — на приобретение и реставрацию иконы!

http://azbyka.ru/fiction/denarij-kesarja...

В нижнем поле иконы имеется в двух отделах следующая надпись – в левой половине: «Сей святый образ списан с чудотворнаго образа Пречистыя Богородицы, нарицаемаго Феодоровскою в городе Костроме в лето 6747 в 16 день. О явлении и праздновании святого чудотворнаго образа предложено в Прологе марта в 14 день», а в правой половине: «Явися той святый и чудотворный образ благоверному князю Василью Георгиевичу рекомому Квашне Костромскому и Галичскому, сыну благовернаго и великаго князя 2 Ярослава Владимирскаго, правнуку же преподобнаго и благовернаго князя Александра» (правописание у нас новое). Надпись эта дословно имеется в рукописной (напечатанной в 1778 году) повести о явлении этого образа и заключает в себе двойную ошибку – номинальную и хронологическую. По авторитетному замечанию Карамзина (38 примечание к IV тому «Истории Российского государства»), в числе русских князей никогда не было Василия Георгиевича, ибо у великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского (+ 1238 г. в битве с татарами при реке Сити), не говоря о том, что он не имел имени Ярослава, не было сына Василия. Костромской князь Василий был мизинный – девятый сын убитого в 1246 году в Орде Ярослава Всеволодовича и родной брат святого Александра Невского (Хронограф; «Ядро Российское»; «История» Карамзина). Затем, показание о явлении (Феодоровской) иконы Божией Матери князю Василию Костромскому «в лето 6747» или в 1239 году составляет явный анахронизм, ибо князь Василий родился только в 1241 году (Карамзин, 28 примечание к 4 тому), великим же князем в городе Костроме тогда был вышеупомянутый Ярослав Всеволодович. Чудесное явление иконы Богоматери князю Василию случилось в 1258–1262 годах во время удельного его княжения в городе Костроме. Приведенная надпись сделана масляной краской по золоченому фону, причем сразу бросается в глаза некоторая аляповатость и неумеренно густая шрафировка . Такое мастерство, которое впоследствии выродилось в суздальское, встречается у тех иконописцев, кои по закрытии в 1712 году Иконописной палаты московской (существовавшей с конца XVII века), оставивши столицу, возвратились в родные города и в их церквах обнаруживали свое искусство с некоторой своеобразностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В лето 6746 по отшествии татарския рати начашася людие збирати, идеже бе кто избегл, или сокрылся. Тогда прииде и Ярослав Всеволодович, внук Юриев, со братиею своею, во град Володимер, и повеле со плачем трупие христиан погребсти, и седе на плененной земле княжити. (Прибавл. к Ипат. лет., стр. 338). В лето 6747 посла Ярослав, князь Великий, по брата своего Георгия в Ростов, и привезоша и к Володимерю, и не дошедше ста; изидоша из града противу ему епископ Кирил и Дионисий Архимандрит, понесоша и в град с епископом, и игумени и попове и черноризци, и не бе слышати пенья в плачи и велици вопли, плака бо ся весь град Володимер по нем, Ярослав же, и Святослав, и князи рустии плакахуся по нем с дружиною своею, и множество бояр и слуг плакахуся лишенья своего князя, убозии кормителя; певше обычныя песни, и положиша и в гроб камен в святой Богородици в гробници, идеже лежит Всеволод, отец его. (Лаврентьевская летопись, стр. 199–200). В лето 6903 преблагий и премилостивый Христос Бог наш вложи во ум благий совет Великому Князю Василию Димитриевичу, дабы послати во град Владимир по чудотворную икону Богоматере, юже написа Богогласный евангелист Лука, яко да принесена будет в царствующий град Москву, и посла Великий Князь Василий ко отцу своему Киприану Митрополиту, возвещая помышление свое, и абие Митрополит Киприан посла в преименитый град Владимир и тамо посланнии со усердием приспевше на самый праздник всечестнаго Успения Пресвятыя Богородицы, возвестиша всему освященному собору и сотворше всенощное пение, молебная совершиша; по совершении же Божественныя литургии, служащий ту протопоп и священницы приступиша и, вземше из киота пречудную икону Богоматери, понесоша честно из града Владимиря, и со свещами и с кадилы, и все христианское множество, малии и велицыи, далече шествие творяще, со слезами многими. Лета 6781 в преименитей соборней церкви в Володимири при Митрополите Кириле бысть Собор преподобных епископов разсуждения ради о нестроениях церковных. Дванадесять правил составлено бысть на соборе. Сии соборныя правила сохранишася в древних кормчих под написанием правил Кирилла Митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Образ Богородицы относится к иконографическому типу «Елеус» («Умиление») и по иконографии очень близок к Владимирской иконе Божией Матери, представленной в поясном изображении, с сидящим на правой руке Младенцем Христом. Левой щекой Он нежно прижимается к правой щеке Богородицы, создавая трогательный образ сыновней любви и материнской нежности. Небольшим отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Младенца. Общая сохранность неоднократно поновленной иконы сегодня достаточно низкая, на которой живопись ликов Богородицы и Христа предстают заметно потертые. По преданию, Феодоровский образ был написан евангелистом Лукой, но о его появлении на Руси ничего не известно. Первое упоминание об образе относится к 1164 г., когда он находился в часовне у города Кидекша (близ Суздаля). Позднее князь Георгий Всеволодович хотел перенести икону в город, но ее не смогли сдвинуть с места. Тогда он основал на месте часовни Городецкий монастырь (по имени города в Нижегородской губернии). Во время нашествия Батыя монастырь был полностью сожжен, как и все вокруг, но святая икона не погибла. Святой образ явился в 1239 г. младшему брату Александра Невского князю Василию Ярославичу по прозвищу Квашня, который увидел икону висящей на древе. С участием духовенства икона была перенесена в Кострому и водружена в Успенском соборе. Спустя много лет и этот храм погибает в пламени огня, но образ вновь оказывается неповрежденным. Чудесное спасение иконы при двух пожарах – свидетельство о ее божественной силе, а ее благодатная помощь при нашествии татар в 1260 г. принесла ей славу воистину чудотворной святыни. Тогда долго перед ней молился народ о спасении Костромы: «не оставь нас погибнуть до конца, избави град сей и людей Твоих и всякую страну христианскую от нашествия иноплеменных». Слезно молился перед ней и князь Василий Ярославич, надеясь на ее милость и заступничество, решил взять ее с собой на поле брани. Вышел он с войсками навстречу могучему врагу, неся впереди святую икону Богородицы. Когда сблизились войска, то от иконы вдруг возсияли лучи такой силы, что стали они пожигать полчища татар, которые в панике бросились бежать. На том месте поставили поклонный крест, а позднее возвели часовню. Близлежащее озеро и селение стали отныне по святому месту именоваться Святыми.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Укрепление централизованного Русского государства протекает в обстановке напряженной и острой политической борьбы между родовитым боярством, которое постепенно устраняется от участия в управлении страной, и служилым дворянством, которое становится основной классовой опорой единодержавной власти московского царя. Эта борьба находит яркое отражение в публицистике. В «словах», посланиях, памфлетах идеологи различных групп отстаивают свои интересы, обличают своих противников. В публицистических произведениях первой четверти XVI в. – «Послании о Мономаховом венце» Спиридона-Саввы, «Послании» старца  псковского  Елеазарова  монастыря Филофея  Василию III  в 1523 г., «Сказании о князьях Владимирских» – окончательно формулируется политическая теория Русского государства.  «Сказание о князьях Владимирских». В основе «Сказания» – попытка установить генеалогическую связь московских князей с основателем Римской империи – Августом-кесарем. Брат Августа Прус был послан римским императором на Вислу – «от него же пруси прозвашася» (исторически «пруссы» – название литовского племени, населявшего нижнее течение Вислы). Призванный новгородцами князь Рюрик происходит из рода Прусова. Следовательно, политические права на единодержавную власть московские великие князья унаследовали от своих «прародителей» – от самого Августа-кесаря. Затем «Сказание» сообщало о даре греческого императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Всеволодовичу (Мономаху) – царского венца, скипетра и державы. Этим венцом Владимир венчается и нарекается «царь великая Росия». «Оттоле и доныне тем царъским венцем венчаются великии князи владимерстии, его же прислал греческий царь Константин Мономах, егда поставятся на великое княжение росийское». На самом деле Константин Мономах умер, когда Владимиру было всего два года. Эта легенда, а ей в то время был придан характер исторической достоверности, служила важным политическим средством обоснования прав московских великих князей на царский титул и на самодержавную форму правления государством, содействовала укреплению внутриполитического авторитета этой власти и способствовала упрочению международного престижа Московского государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

скорбями жизни. Юному князю Василию надлежало собрать подданных, рассеянных ужасами варваров и помогать вдовам мужей, павших на Сити. В 1242 г. он должен был, вместе с другими князьями, идти в орду на поклон к Батыю; потом и в следующем году отправлялся он туда же, вместе с дядею вел. кн. Ярославом. По возвращении из орды, вступил он в брак с княжною Ксениею. Плодом этого союза были – дочь Мария и сын Василий, умерший малолетним. Не долго длилась жизнь кн. Василия. Зимою 1249 года отправился он во Владимир для свидения с вел. кн. Александром Невским и там скончался. Гроб его, от Владимира до Ярославля, провожали двоюродные братья его, князья Борис и Глеб Ростовские и сам вел. кн. Александр: так любили и отличали уважением молодого летами, но зрелого духом, князя! Погребение его совершал Кирилл, епископ Ростовский; чистое тело его положено было в Ярославском Успенском соборе, на северной стороне. Младший брат Константин принял правление княжеством. Тяжкое было время! Юный князь, сколько мог, старался устроить покой подданных: но покой был непрестанно нарушаем татарами. В 1257 году татары приступили к Ярославлю. Кн. Константин с дружиною вышел на другую сторону р. Которости, на гору. Произошла кровавая битва; много пало татар, много и Ярославцев; юный князь положил здесь жизнь свою за покой отчизны. Это было 3 июля. Гора, на которой происходило сражение, поныне называется «Туговою», как место туги и слез, пролитых осиротевшими Ярославцами. Ярославль, потеряв князя и многих своих, не спасся от разорения татарского; тело благоверного страдальца отчизны похоронено было с честию в соборной церкви, подле брата его Василия. В 1501 году Ярославский кремль опустошен был пожаром. Когда начали копать рвы для нового соборного храма, обрели два гроба с нетленными телами и по надписям на каменных плитах узнали, что это были гроба князей Василия и Константина. По просьбе народа епископ и духовенство с торжеством перенесли нетленные мощи из кремля в церковь свв. князей Бориса и Глеба, а после в Кафедральный Успенский собор, когда он был отстроен, но в пожар 1744 года св. мощи обгорели. Останки их хранятся там же в ковчегах. Память свв. Князей празднуется 8 июня и 3 июля. Житие Ярославских чудотворцев написано монахом Пахомием, по благословению архиепископа Ростовского Кирилла, в княжение Василия Иоанновича (1526–1533). Житие это, по свидетельству Ключевского, в рукописях мало распространено (стр. 175). Филарет

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

2) Икона Рождества Христова в сребропозлащенной ризе с венцами, украшенными драгоценными камнями. По углам ризы – изображения праотцев: Авраама, Исаака, Иакова и Иессея. По всем сторонам – изображения 13 херувимов. По сторонам же на серебряных с чернетью клеймах сделаны надписи о событиях, написанных на иконе, последовавших за Рождеством Христовым, каковы: поклонение пастырей и славословие Ангелов, явление Ангела Иосифу, бегство в Египет, избиение Иродом младенцев, убиение Захарии, отца Предтечева, и беседа 12-тилетнего Иисуса в храме Иерусалимском. Весу в ризе 34 фун. 92 зол. Мерою икона 2½ арш. вышины и 1¾ арш. ширины. 3) Икона Феодоровской Божией Матери. На ней оклад и венец – сребропозлащенные, убрус и ризы вынизаны настоящим жемчугом по фольге; на полях изображены разные святые; внизу по серебру с чернетью следующая надпись: «Сей образ списан с Чудотворного образа Пресвятые Богородицы, нарицаемые Феодоровския, во граде Костроме. Явление же того целебоносного образа бысть в лето от Рождества Христова 1239 августа в 19 день. Торжество тому появлению предложено в прологе марта 14 дня. Явися той святый образ Благоверному Великому Князю Василию Ярославичу Костромскому и Галицкому, рекомому Квашне, сыну ж Владимирского Князя Ярослава Всеволодовича, брату же Св. Благоверного Князя Александра Невскаго». Мерою сия икона 1 арш. 4½ вер. вышины и 1 арш. ширины. Из св. крестов замечательны следующие: а) крест сребропозлащенный, с лицевой стороны обложенный жемчугом и разноцветными камнями, с мощами 9 мучеников, иже в Кизице, и святых 7 отроков, иже во Ефесе: весу в нем 1 фун. 77 зол.; б) крест сребропозлащенный с мощами преподобного Евфимия Суздальского; весу в нем 1 фун. 29 зол.; в) крест серебряный с мощами св. мучеников: Гурия, Самона и Авива; весу в нем 30 зол.; г) крест сребропозлащенный с мощами Благоверных Князей: Феодора и чад его – Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, и с частию древа Креста Христова, и д) крест сребропозлащенный с мощами Благоверных Князей, Муромских чудотворцев: Константина и чад его – Михаила и Феодора и св. пророка Амоса.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010