С тех пор св. князь Константин стал с успехом распространять христианство, и помощником его в этом был его сын Феодор. В Муроме была учреждена епископская кафедра. Всюду строились церкви. Скончался св. Константин в 1129 г. и был погребен в Благовещенском соборе рядом со своими сыновьями.  Исцеления и чудеса от святых мощей начались с 1351 г. Перед Казанским походом царь Иоанн IV посещал святыни, молился у гробов Муромских чудотворцев и дал обет  соорудить здесь монастырь. Когда в 1553 г. стали рыть для него рвы, то обрели нетленные мощи Муромских чудотворцев. Почивали они в открытой раке до наших дней. В Муроме местно чтилась память княгини Ирины, супруги князя Константина. •  Город Муром известен по Лаврентьевской летописи с 862 г., с 1097 г. — стольный город Муромо-Рязанского княжества. Купелью для торжественного крещения муромских язычников стала Ока. Ныне Муром — город обл. подчинения, центр Муромского р-на Владимирской обл.  •  В 15бЗ г. в Муроме царем Иоанном Грозным, в память завоевания Казани, основан Благовещенский монастырь, на месте Благовещенской церкви недалеко от р. Оки.  •  Московский Собор 1547 г. установил празднование свв. князей Муромских на 21 мая. Благоверный Великий князь Киевский Мстислав I, во святом крещении Феодор, Владимирович (+ 1132) Память его празднуется 15 апр. в день преставления, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице тесте с Собором Новгородских святых Св. вел. князь Мстислав Великий был вторым и любимым  сыном вел. князя Владимира Мономаха, преемником его на великом княжении и наиболее близким ему по духу. Сам вел. князь Владимир Мономах почитается в числе местных святых Киевской Церкви, и никогда русский народ не любил никого из князей своих, как его. Митрополит Никифор (грек), посетивший его, писал ему так «Мне ли предписывать тебе законы для умеренности, когда ты сам — княжеский и царский (мать его была дочерью византийского императора Константина Мономаха) властитель земли сильной, не знаешь дома, всегда в трудах и путешествиях, спишь на голой земле, единственно для важных дел государственных вступаешь во дворец светлый и, снимая с себя любимую одежду простую, надеваешь на себя властительскую; когда, угощая других обедами княжескими, сам только смотришь на яства роскошные... Восхвалю ли тебя за другие добродетели? Восхвалю ли щедрость, когда десница твоя ко всем простерта, когда ты ни сребра, ни злата не таишь, не считаешь в казне твоей, но обеими руками раздаешь их, хотя оскудеть не можешь, ибо благодать Божия с тобою...» 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Лев — один из самых знаменитых барельефов храма От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме лицо львиное; так сделано во храме кругом (Иез 41:17—19). Великомученик Георгий Победоносец Святой, живший на рубеже III–IV веков. Он был воином на службе римского императора Диоклетиана (284–305). За исповедание веры во Христа правитель-язычник жестоко мучил святого, а затем приказал казнить. Православная Церковь празднует его память 6 мая и 16 ноября. Святого Георгия особо почитали на Руси как покровителя воинов, в честь него возводили храмы и изображали его на знамёнах. Изображение великомученика Георгия стало частью герба Московского княжества, а затем и герба Российской империи. Сегодня святой Георгий — на гербе Москвы. Успенский собор московского Кремля Первый каменный храм Москвы. Был построен в 1326–1327 годах по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Дорога Из Москвы до Юрьева-Польского удобно добраться по железной дороге, расстояние — 200 км. От Ярославского вокзала до одноименной станции ехать около 4,5 часов. Дальше — пешком или городским транспортом. Фото Сергея Николаева/railwayz. info Станция Юрьев-Польский находится на участке Северной железной дороги, расположенном во Владимирской области. На станции одна платформа и четыре пары путей. Ежедневно здесь останавливаются поезда дальнего сообщения и электропоезда местного назначения. От станции Юрьев-Польский можно доехать в Москву, Иваново, Александров, Кинешму и ряд других городов. Ближайшие железнодорожные остановки к станции Юрьев-Польский: Леднево, Старково, Бавлены и Кольчугино. Северная железная дорога находится в основном на севере и северо-востоке Европейской части России. Она проходит по территории Архангельской, Ивановской, Кировской, Костромской, Вологодской, Ярославской, Тюменской, Тверской, Владимирской областей и Республики Коми. Ее протяженность — 5956 км. Северная железная дорога административно граничит с Московской, Октябрьской и Горьковской железными дорогами.

http://foma.ru/sobor-georgija-pobedonosc...

Скорби того жестокого века не миновали святых супругов. Ослабевшее Ростовское княжество было присоединено великим князем Иваном Калитой к княжеству Владимирскому. Присоединение сопровождалось высылкой неугодных Москве бояр и знатных горожан. В их число попал и боярин Кирилл, переселившийся на неосвоенные земли близ села Радонеж. К тому времени у Кирилла и Марии было трое сыновей. Старший, Стефан, и младший, Петр, женились и жили со своими семьями, а Варфоломей, хотя и желал скорее принять иноческий постриг, жил с родителями, не решаясь оставить их в старости одних. Можно ут­верж­дать, что семья стала для него первой школой христианского подвига. Высокий нравственный пример родителей учил детей смирению и любви. В конце жизни Кирилл и Мария приняли монашество в Хотьковском Покровском монастыре. Перед смертью они были пострижены в великую схиму. Из поколения в поколение передавался завет преподобного Сергия о том, чтобы всякий, желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых останков его родителей, пра­ведных Кирилла и Марии, в Хотьковском монастыре. Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) (1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) (1873–1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина) (1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), Великой княгини Елисаветы (1864–1918) и инокини Варвары (†1918) (Свято-Данилов монастырь, 31 марта — 4 апреля 1992 года) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Свидетельство даже до смерти Истины Христовой в Церкви Божией именуется мученичеством, и Сам Христос, “Свидетель Верный” (Откр 1:5), “на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине” (Ин 18:37) и чтобы в Крестных страданиях отдать жизнь Свою для искупления многих. По слову Апостола, мы искуплены “драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца” (1 Пет 1:19). Свидетельство христиан есть прославление Бога и в жизни, и в умирании: “Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем” (Рим 14:8).

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Пользуясь этим, от новгородцев он «дани отымал и на путех им пакости деял» в 1133–1134 годах. В это время он основал в устье реки Нерли город Кснятин, угрожавший выходу новгородцев в Волгу через реку Медведицу». В январе 1135 года новгородское войско во главе с князем Всеволодом-Гавриилом вышло в поход на залесские земли, дошло по реке Дубне до Заболоцкого озера и наподалеку от села Ведомши у Жданой горы было разбито полками Юрия Долгорукого. 15 июня 1175 года Михаил и Всеволод Юрьевичи, разбив Ростиславичей, въехали во Владимир. «И поделили княжество на две части; княжество Владимирское, где сел Михаил, и княжество Переяславское, отданное Всеволоду. Старые города распределены были между новыми и оказались в подчиненном положении. С этого времени Переславль-Залеский стал феодальной резиденцией особого княжества, занявшего второе место после великого княжества Владимирского. Владения его занимали верховья Волги от Зубцова до Ярославля или Костромы, по левому берегу соприкасались с новгородскими пределами. Но главная часть территории была на правом берегу по притокам Дубны, Нерли и других, на юге по притокам Оки. В состав княжества входили города: Зубцов, Тверь, Кснятин, Ярославль, Ростов, Москва и другие. Все они стали пригородами «великого града Переяславля», то есть главного и старшего города в княжестве или «стольного», по терминологии летописей. Раздельное существование княжества Переяславского было непродолжительно; князь Михаил через год помер и под властью Переяславского князя Всеволода объединилась снова вся Залесская земля. Переславль, не теряя своего значения, примкнул к личным владениям князя. В 1212–1240 году в состав территории феодального Переславского княжества входил Верхневолжский край от Зубцова и Твери по Калязин на правом берегу Волги и по Нерехоть на левом, верхнее течение Клязьмы и река Москва с городом Москвою и Дмитровом на реке Яхроме. Границы княжества примыкали на севере к Ростовскому рубежу, на западе – к Новгородскому, на юго-западе – к Смоленскому, на юге – к Рязанскому, и на востоке – к Юрьевскому и Владимирскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Опиравшиеся в междоусобной княжеской борьбе на поддержку горожан Владимира и Суздаля братья Андрея Михалка (ум. 1176) и сменивший его Всеволод Большое Гнездо одержали верх. Тонкий дипломат и искусный политик Всеволод Большое Гнездо (1176–1212) продолжал политическую линию отца и брата, успешно борясь с сепаратизмом местной знати. Боярство было сильно обескровлено в междоусобной борьбе. В 1177 были разгромлены войска рязанских князей (битва на Прусовой горе). В результате походов 1180, 1187, 1207 годов было сломлено сопротивление Рязани. Борьба на восточных рубежах Владимире-Суздальского княжества против болгар подготавливала осуществленный позже выход к устью Оки. Длительные и первоначально успешные действия за подчинение Новгорода кончились восстанием новгородцев (1207) и выходом его из сферы владимирского влияния. В Южной Руси Всеволод усиливал свое влияние с помощью дипломатических интриг, вмешиваясь во внутренние дела князей, и ссорил их между собой, что привело к новому разгрому Киева (1203). Летописцы называли его «великим», князья – «господином». В 1211 году Всеволод созвал совещание представителей от всех городов княжества, которое утвердило передачу княжения его сыну Юрию. Но после смерти Всеволода (1212) ростовское боярство стало разжигать усобицы между его старшим сыном Константином и Юрием, в которую втянулись силы Новгорода, Пскова и Смоленска под руководством Мстислава Удалого. Константин хотел восстановить стольные права боярского Ростова, Мстислав – ослабить силы Владимиро-Суздальского княжества и ликвидировать его приоритет. Юрий и поддерживающий его брат Ярослав были разбиты новгородцами в Липецкой битве (1216). Заняв престол, Константин поделил княжество между братьями. Единство Владимиро-Суздальского княжества было нарушено, образовались княжества Ростовское, Ярославское, Переяславское. После смерти Константина в 1218 году Юрий вернулся на княжение, восстановил свое господствующее положение и авторитет Владимиро-Суздальского княжества. Он продолжал наступление на восток, нанес крупное поражение болгарам (1220) и основал в устье реки Оки Нижний Новгород (1221).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За что же Господь так наказал наше отечество, послав на него столько великое и продолжительное бедствие? За то, – исповедовали сами предки наши, тогда жившие, – за то, что сыны России прогневали Бога своими грехами, прогневали особенно отсутствием между ними взаимной христианской любви, взаимною ненавистью, непрерывными внутренними раздорами и междоусобиями. Россия до порабощения ее татарами, хотя признавала над собою власть одного великокняжеского рода, была разделена на многие удельные княжества между членами этого рода. Существовали княжества – киевское, черниговское, переяславское; княжества – ростовское, владимирское, рязанское, муромское; княжества – смоленское, полоцкое, псковское, новгородское и другие. Все эти княжества, несмотря на близкое родство их князей, почти постоянно враждовали между собою и воевали. Войны велись, большею частью из-за самых ничтожных причин и отличались крайнею жестокостью. Напрасны были усилия лучших князей останавливать и прекращать эти братоубийственные распри: напрасны советы, убеждения, мольбы и слезы достойнейших пастырей церкви. Русские, казалось, забывали, что они русские и братья между собою; забывали даже, что они христиане, и нередко, овладевая каким-либо своим же русским городом, например, Киевом, Черниговом, варварски разоряли и опустошали его, умерщвляли невинных жителей – старцев, жен и детей, грабили, разрушали и сожигали храмы Божии и святые обители и предавались всякого рода неистовствам. Такие междоусобия, длившиеся целые столетия, имели для России двоякое гибельное последствие: они постепенно ослабляли и обессиливали ее, они призывали на нее гнев Божий. И этот гнев, наконец, разразился над нею. Из глубины Азии двинулись в пределы нашего отечества несметные полчища татарские, и Россия, раздробленная и обессиленная внутренними раздорами, не в состоянии была устоять против натиска внешних бесчисленных врагов, и поверженная в прах должна была испить до дна ту горькую чашу, которую сама же приготовила себе своими прежними беззакониями.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

А.Р. Андреев Скачать epub pdf Часть I. Основные города и уделы Владимиро-Суздальского княжества Владимиро-Суздальское княжество , крупнейшее государственное образование в Северо-Восточной Руси X–XIII веков на территории междуречья Оки и Волги. В процессе феодализации здесь выросли в X-XI веках города Ростов, Белоозеро, Ярославль, Муром, Суздаль. Центром земли был Ростов. Первоначально связь Ростовского края с Киевской Русью выражалась лишь в уплате дани. Местные разноплеменные дружины участвовали в походах князя Олега на Киев (около 882), и Царьград (907). Киевский князь Владимир Святославич пытался прочнее связать Ростовскую землю с Киевским государством – в Ростове княжили его сыновья Борис и Ярослав, в Муроме – Глеб. По разделу Киевской земли между сыновьями Ярослава Мудрого (1054) Ростовская земля досталась Всеволоду Ярославичу. В это время возвышается Суздаль, куда Владимир Всеволодович Мономах с переходом края в 1093 году в его владения сажал князьями своих сыновей Ярополка, затем Юрия. Суздальскому княжеству пришлось выдержать тяжёлую феодальную войну с Олегом Святославичем, пытавшемся завладеть северной вотчиной Мономаха (1096). В связи с этой усобицей Владимир Мономах основал в 1108 году мощную крепость на реке Клязьме – Владимир. Юрий Долгорукий, первый князь Суздальской земли родоначальник Владимиро-Суздальской династии, укреплял княжество и оборонял его от болгар. При нём выросли новые княжеские города и крепости, главным образом в черноземном центре княжества – «ополье» (Коснятин в устье реки Нерли – 1134, Переяславль-Залесский и Юрьев-Польский – 1152, Дмитров – 1154, укрепление Москвы – 1156). Его сын и преемник Андрей Боголюбский (1157–1174) продолжал политический курс отца на усиление княжеской власти и гегемонию княжества в русской земле. Однако её центром он считал не Киев, а Владимир, который сделал столицей княжества. В 1174 году он пал жертвой боярского заговора, в организации которого, по видимому, участвовал Глеб Рязанский. Боярская знать при поддержке Глеба Рязанского, хотела утвердить на Владимирском престоле угодных ей князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так, образовавшееся после мораво-паннонского княжества и после распадения чешского королевства сильное славянское государство – Польша, подавив в себе слабые зачатки восточного исповедания, примкнула к католическому миру и развила западнославянскую цивилизацию, подавляя в покоренных ей славянских странах все элементы восточно-русского славянства. В продолжение многих веков шла борьба между двумя великими представителями славянства – Русью и Польшей за первенство. Победила восточная Русь. Но тяжелы были жертвы, которыми куплена эта победа. II) Южнорусские и Западнорусские земли, вошедшие в состав Литвы и Польши Южнорусские и Западнорусские земли вошли в состав частью Литвы, частью Польши. Но кроме того Литва завладела некоторыми западнорусскими княжествами, отделив их от восточной Руси. Галицкая земля. – По смерти последнего галицко-владимирского князя Юрия II Андреевича в 1336 г., престол княжества наследовала единственная дочь его и супруг ее Любарт Гедиминович. Но в следующем году, по семейной ли какой сделке или по призыву галицких бояр, на престол галицкого княжества вступил мазовецкий князь Болеслав Тройденович, сын русский княжны Марии, дочери Юрия 1-го, умершей в 1341 г. 49 Болеслав 50 воспитан был матерью в восточной вере, но потом, но настоянию деда своего, польского короля Владислава Локетка, перешел в латинство. Новый князь, прибыв в Львов, окружил себя немцами и поляками, и пренебрегая народными правами, оскорбляя народные обычаи и насильственно вводя латинскую веру, возбудил против себя своих подданных, которые отравили его (25-го марта 1340 г.). По смерти Болеслава, по праву родства с ним, и в то же время мстя за его смерть, польский король Казимир III или Великий вступил в Галицкую землю и овладел (в 1340 г.) Львовом, Перемышлем и прочими городами Галицкой Руси. Но в 1341      г. русские, призвав на помощь татар, вытеснили казимировы гарнизоны, и Любарт принял вторично правление галицкого княжества до 1349 г., когда польский король снова овладел Галицией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Уже в самом начале ее автор, говоря о Романе Галицком, замечает: «По смерти же великаго князя Романа, приснопамятнаго самодержьца всея Руси... велику мятежю воставшю в земле Руской, оставившима же ся двеима сынома его...» . Или в рассказе об истории основания новой столицы княжества — города Холма: «..созда град..., егоже татарове не возмогоша прияти, егда Батый всю землю Рускую поима» . Совершенно очевидно, что выражение «вся земля Русская» использовано здесь в самом широком значении, не ограниченном ареалом Киево-Черниговских, или – шире – южнорусских земель, а подразумевает и Владимирские, Суздальские, Рязанские и Галицко-Волынские земли, то есть, те земли, через которые прошли полчища Батыя. И еще на одном примере уместно будет остановиться, поскольку он характеризует взгляды первого автора «Галицкой летописи» («Летописца Даниила Галицкого») . В заключительной части своего труда, в описании поездки кн. Даниила в Орду за ярлыком, он дважды использует выражение Русская земля: «О злее зла честь татарьская! Данилови Романовичю, князю бывшу велику, обладавшу Рускою землею, Кыевомъ и Володимеромъ и Галичемь со братомъ си, инеми странами... Его же отець бе царь в Руской земли, иже покори Половецькую землю и воева на иные страны все» . Интерес представляет это указание на царство князя Романа в Русской земле и на владение ею его сыном Даниилом. Дело в том, что и Роман Мстиславич, и его сын Даниил Романович владели Киевом временно и непродолжительный срок, но автору, видимо, было достаточно самого факта для создания их обобщенной характеристики как «самодержцев Русской земли». В связи с этим хотелось бы обратить внимание на следующие обстоятельства. Князь Даниил никогда не управлял Русскою землею из Киева, но только из Галицкого княжества: первоначально из Галича, а с конца 30-х годов — из Холма. При устойчивом употреблении автором выражения Русская земля относительно Галицких земель, и Русь – русский — относительно жителей княжества, напрашивается вывод, что Холм как новая столица княжества становится административным центром Русской земли во времена владения князем Даниилом Романовичем Киевом (т.е. в первой половине 40-х годов), во всяком случае, в представлении самого автора.

http://pravoslavie.ru/268.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Давид-Городок возник в начале XII века. Однако найденный в 1937 году при раскопках местного городища фрагмент глиняной посуды, на котором сохранился рельефный рисунок - крест в круге, - дает основание предполагать, что Давид-Городок существовал и раньше, потому что таким характерным знаком (а именно: крестом в круге) украшались керамические изделия XI века. О городе впервые упоминается в 1127 году. Полагают, что Давид-Городок основал Владимир-Волынский князь Давид Игоревич , который получил во владение Погорынье вместо отобранного у него Владимирского княжества. В честь князя город и приобрел свое название. В XII - XIII веках - центр удельного княжества, потом город оказался в составе Великого княжества Литовского . В 1509 году входил в состав Пинского княжества. В середине XVI века польский король Сигизмунд II Август пожаловал местечко магнату Николаю Радзивиллу (Чёрному), причём в 1558 году пожалование было подтверждено грамотой. В 1586 году из этого имения был образована Давид-Городокская ординация, утверждённая польским королём Стефаном Баторием. Во время первого нашествия русских войск на Литву на подступах к городу отряд воеводы князя Дмитрия Андреевича Волконского встретил 16 сентября 1655 года литовское войско. Волконский разбил литвинов и оттеснил их назад в город, окружил Давид-Городок и приказал его поджечь. Многие жители, которые не успели спастись бегством, погибли. Позже город был снова отстроен. После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году отошел к России и стал центром уезда Минской губернии. При местечке действовала пристань на реке Горыни. По состоянию на 1865 год в Давид-Городке насчитывалось 3566 жителей обоего пола, два православные церкви, католический костел, три еврейские молитвенные школы, 629 дворов, кирпичный и пивоваренный заводы. Советская власть в Давид-Городке была установлена в ноябре 1917 года. В 1918 - 1920 годах город был оккупирован немецкими, а позднее польскими войсками. С 1921 по 1939 год входил в состав Польши , входил в состав Столинского уезда Полесского воеводства.

http://drevo-info.ru/articles/13679158.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010