Воля князя или народа могла быть причиною и изгнания епископов, даже без церковного суда. В 1157 году Андрей Боголюбский выгнал из Ростова епископа Нестора за то, что он не разрешал постов в господские праздники. В 1159 г. ростовцы выгнали епископа Леона за то, что он «грабил (отягощал поборами) попов». В 1168 году Святослав черниговский изгнал епископа Антония грека. В Новгороде владык изгоняло вече. Особенно не прочно было здесь положение владык, выбранных по влиянию только одного князя, без согласия веча. В 1211 году новгородцы свергнули владыку Митрофана, избранного князем Всеволодом владимирским и его партией, а на его место, с согласия князя Мстислава Удалого, выбрали хутынского монаха Антония. Но по уходе Мстислава опять усилилась владимирская партия и провозгласила владыкой опять Митрофана. Антоний не уступал своего места, и новгородцы теперь только вспомнили о суде митрополита, которому и предоставили сделать выбор между двоими владыками. Митрополит оставил в Новгороде первого по времени Митрофана, а Антонию дал другую епархию. В 1228 году во время святительства владыки Арсения, по случаю долгой дождливой осени, вече решило: «Это из-за Арсения стоит у нас так долго тепло», и изгнало владыку из города. До чего могло дойти влияние удельной розни на иерархию, показывает знаменательная попытка северной Руси отделиться от церковного влияния южной. Это было в половине XII века при великом князе Андрее Боголюбском, когда северо-восточная Русь усилилась, приобрела влияние на Киев и стала заводить у себя новые самодержавные порядки. Владимирский князь был сильнее киевского, но в Киеве был митрополит, а во Владимирском княжестве только ростовский епископ. И вот великий князь Андрей отправил посла к патриарху Луке Хрисовергу с просьбой поставить ему во Владимир особого митрополита; у него был уже готов и кандидат на новую митрополию, его любимец Феодор. Патриарх отказал, ссылаясь на то, что разрывать единство русской митрополии будет противно канонам, и посвятил Феодора только в епископа. Великий князь отказался от своего желания, но гордый Феодор, разочаровавшись в надежде сделаться митрополитом, хотел по крайней мере освободиться от подчинения киевскому митрополиту (Константину), – ссылаясь на то, что получил посвящение от самого патриарха, он не поехал в Киев за благословением митрополита. Митрополит послал во Владимир грамоту с увещанием не признавать Феодора епископом. Многие послушались этой грамоты; тогда Феодор пришел в такое раздражение, что совершенно обезумел, затворил во Владимире все церкви и принялся обирать, мучить и казнить своих противников. Князь Андрей за его жестокость наконец выдал его митрополиту, а митрополит Константин «обвинил его всеми винами и велел отвезти на Песий остров, где ему урезали язык, руку правую отсекли и глаза выкололи».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Естественно, что теперь надлежало позаботиться и об умножении храмов. «Заповеда ставити церкви в городе и в селех и монастыря мужеския и женския». По летописи, в 1098 году видим в Муроме Спасский монастырь, построенный, без сомнения, просветителем Мурома 333 . Болгары и Мордва увидели, что успехи христианства в Муроме опасны для их земных выгод и лжеверия. И они со злостью стали нападать на Муром. В 1088 году брали Муром Болгары 334 . В 1103 году Ярослав бился с Мордвой и потерпел поражение 335 . Но Константин твёрдо держался в просвещаемой стороне. Благочестивый и умный князь деятельно распространял веру и гражданственность в глухой стороне: в 1095 году «заложен был Переславль Рязанский у церкви св. Николы старого», город долго носивший имя своего основателя 336 . Христианский князь должен был испытать скорби за свой Муром не со стороны одних дикарей. Пока Муром оставался городом языческим, местом диким и глухим, никто из князей не предъявлял желания жить в нём. Но вот в 1096 году видим в Муроме князя Изяслава, князя не из рода князей Черниговских, тогда как Муром и Рязань входили в состав княжества Черниговского. Сын доброго Мономаха обманут был, как говорил отец, корыстолюбивыми слугами. Ярославу, конечно, не было это приятно. Но сам по себе не начал он междоусобия, – он был кроткий и Богобоязненный. Не таков был брат его Олег. Князья обязали его клятвой явиться в Киев на совещание, кому чем владеть при новом великом князе? А Олег явился с войском перед Муром и послал сказать Изяславу: «ступай в Ростов, удел твоего отца; здешний принадлежит мне; я хочу рассчитаться с отцом твоим». Изяслав был неправ и пал в сражении. Но Олег был столько же горд, сколько жаден до корысти. Вместо того, чтобы оставить в Муроме брата Ярослава и самому занять Рязань, он захватил Суздаль и Ростов. В открывшейся войне заставил он Ярослава быть участником; великодушный победитель Мстислав оставил Ярослава в Муроме. Любечский съезд князей 1097 года положил: «пусть Давид, Олег и Ярослав владеют уделом Святослава» 337 . Ярослав употребил старание загладить следы тревог бранных. Особенно заботился он об утверждении христианского благочестия в народе. По его прошению, митр. Никифор (1104–1122 г.) прислал к нему послание о значении Латинской веры; святитель осуждал Латинян между прочим за то, что они запрещают хвалить Бога на другом языке, кроме Еврейского, Греческого и Римского 338 . Муромскому князю это открывало ту отрадную истину, что святое дело славить Господа и на Русском, и на Финском, и на всяком другом языке. Полный любви христианской, он с радостью принимал безудельных бесприютных князей и покоил их в Рязани; в 1114 году скончались здесь двое таких князей, под кровом любви Ярославовой 339 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После татарского погрома для Успенского собора настал 75-летний период покоя (1237-1412 гг.). Можно думать, что за этот длинный промежуток времени собор понемногу украшался, так как Владимир до 1328 г. продолжал быть столицею великого княжества. В нем немалое время пребывали всероссийские митрополиты: Кирилл, Максим и св. Петр. Да и с перенесением столицы и митрополии в Москву Успенский собор не терял своего значения: московские вел. князья до Иоанна III вступали на великокняжеский престол в древнем храме Боголюбского. К началу XV в. в 1408 г. по повелению вел. князя московского Василия Дмитриевича собор был расписан в пристройках Всеволодовых знаменитыми тогда художниками Даниилом Иконниковым и Андреем Рублевым. В 1395 г. Успенский собор лишился своей главной святыни – чудотворного образа Богоматери по следующему случаю: в этот год Тамерлан грозил разорением Москве и вел. князь Василий Дмитриевич решил прибегнуть к небесной помощи и повелел перенести из Владимира в Москву чудотворный образ Богоматери. 26 августа икона была принесена и поставлена в Успенском Московском соборе. Надежда князя оправдалась: в этот самый день неприятель бежал из России. Чудотворный образ был оставлен в Москве, а на место его во Владимирском Успенском соборе была оставлена точная копия, писанная рукою св. Петра, митрополита Московского и всея России, чудотворца. В 1412 г. внезапно на Владимир напал казанский царевич Талыч. Город был предан огню и мечу; собор не сделался жертвою пламени, но не избег разорения. В начале XVII ст., по свидетельству одной соборной рукописи, собор пришел в полное запустение, в нем все обветшало… В 1645 г. при царе Михаиле Федоровиче патриархом Иосифом были приобретены нетленные мощи св. благов. князя Георгия и положены на вскрытии в серебряной вызолоченной раке, которую патриарх устроил собственным иждивением. В 1702 г. при Петре Великом обретены были нетленными и положены на вскрытии мощи св. благ. князей Андрея Боголюбского и сына его Глеба. Со времени открытия св. мощей угодников божьих в соборе начался целый ряд обновлений и украшений – то от усердия частных лиц, то от щедрот царственных особ, то на средства собора. Так, в 1708 г. царский стольник Григорий Племянников в благодарность за чудесное исцеление от неизлечимой болезни обновил и украсил обветшавший собор: иконостас и иконы храма обновил, вместо Благовещенского придела устроил новый в честь Знамения Пресвятой Богородицы, окна в алтаре и храме расширил и для поддержания древних стен храма устроил контрфорсы. В 1734 г. собор был покрыт железом по железным стропилам и решетнику; при сем крыша взамен фронтовой была устроена шатровая на 4 ската; по всем обводам сделаны новые кирпичные накладки и окна в куполах были заложены кирпичом аршина на два. В 1744 г. открыта во Владимире епископская кафедра, и соборный храм снова стал кафедральным.

http://sobory.ru/article/?object=00186

Замечательными храмами украсилась новая столица русского государства – Москва. Древнейшим храмом в Москве была церковь Спаса на Бору, построенная основателем Московского княжества Даниилом Александровичем. При Иоанне Даниловиче Калите выстроены были соборы Успенский и Архангельский, а при Василии Димитриевиче, Благовещенский. Успенский собор, заложенный святителем Петром и оконченный после его кончины, в XV веке пришёл в такую ветхость, что своды его поддерживались деревянными подпорами, а один из приделов совсем разрушился. В 1492 году, при митрополите Филиппе I и великом князе Иоанне III, Успенский собор был разобран и заложен новый обширнее прежнего, по образцу храма Успения во Владимире. Новый собор был доведён до сводов, но по неопытности строивших его русских мастеров обрушился. Тогда великий князь Иоанн вызвал из Венеции замечательного итальянского зодчего Фиоравенти, прозванного за своё искусство Аристотелем. Этот Аристотель разрушил павший храм до основания, приступил к построению нового, и чрез пять лет в Москве явилась церковь соборная чудная, какой прежде не было на Руси, кроме Владимирской. 12-го августа 1479 года новый собор был торжественно освящён митрополитом Геронтием и в него перенесены были мощи святых митрополитов. При Иоанне III были разобраны и сооружены вновь три древние храма: собор Архангельский и церковь св. Иоанна Лествичника , построенные Иоанном Даниловичем Калитой (1332 и 1328 г.) собор Благовещенский, основанный в 1397 г. Собор Архангельский и церковь св. Иоанна были перестроены иностранными мастерами (15051508 г.) а собор Благовещенский псковскими мастерами (14841489 г.) При Василии III собор Успенский и Благовещенский были великолепно расписаны. Царь Иван Васильевич Грозный в память покорения Казани основал церковь Покрова Пресвятой Богородицы 83 . Эта церковь своим особенным устройством представляет замечательную и единственную церковь в России. Она сосредоточивает в себе несколько небольших церквей, составляющих одно величественное здание собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Послом в Константинополь с нареченным митрополитом Митяем отправлен был большой боярин Юрий Васильевич Кочевин Олешенский, сын известного нам при Калите Василия Кочевы. В известиях о Куликовской битве упоминается владимирский воевода Тимофей Валуевич, переяславский Андрей Серкизович; по родословным книгам, к великому князю Димитрию выехал из Орды царевич Серкиз, у которого был сын Андрей; боярином же Донского называется Владимир Данилович Красный Снабдя, потомок князей муромских. В известиях о Куликовской битве упоминается боярин и крепкий воевода Семен Мелик; в родословных значится: " Семен Мелик да Василий: оба из немец пришли " . Между убитыми на Дону упоминаются: Михаил Андреевич Бренко, любимец великокняжеский, Семен Михайлович, Михайла и Иван Акинфовичи, Иван Александрович, Андрей Шуба, Валуй Окатьевич, Лев Мазырев, Тарас Шетнев. Упоминается боярин Михалко Александрович, который сказал великому князю, сколько осталось в живых после Куликовской битвы. Под 1382 годом упоминаются бояре Симен Тимофеевич (сын окольничего, по родословным) и Михаил, быть может Михаил Андреевич Челядня, брат Федора Свибла, ездившие за митрополитом Киприаном. Под 1375 годом упоминается наместник великого князя в Новгороде Иван Прокшинич; послом от великого князя во Псков приезжал Никита. Под 1375 годом упоминается костромской воевода Александр Плещей: по родословным, это был меньшой брат св. митрополита Алексея, сын боярина Федора Бяконты, вышедшего из Чернигова. Дьяком при великом князе Димитрии был сначала прежний Нестор, а потом Внук.  ТОмМ 4 ГЛАВА ПЕРВАЯ КНЯЖЕНИЕ ВАСИЛИЯ ДИМИТРИЕВИЧА (1389-1425) Присоединение к Москве княжества Нижегородского. - Столкновение великого князя с дядею Владимиром Андреевичем Донским. - Договоры великого князя с родными братьями. - Отношения к Новгороду Великому. - Внутренние движения в Новгороде. - Ссора Новгорода со Псковом. - Отношения Москвы к Рязани и Твери. - Усобицы между тверскими князьями. - Нашествие Эдигея на Москву. - Отношение великого князя к татарам после Эдигеева нашествия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Из слов Пахомия Логофета видно, что в Андрониковом монастыре, кроме Андрея и Даниила, и другие занимались искусством иконописания; но как долго в сем монастыре сохранялось искусство иконописания, сведений об этом не имеется. Что касается до священных изображений, коими Андрей и Даниил украсили Спасский собор в Андроникове, то они сохранились и после нашествия Седиахмета, спалившего Москву в 1451 г., и в конце XV и в начале XVI веков вызвали похвалу от очевидца их Пахомия Логофета. 38 Во второй половине XV века Андроников монастырь вместо игуменства пожалован архимандриею, тогда как в обители преподобного Сергия игуменство оставалось еще до 1561 г. Первым Андрониковским архимандритом упоминается 39 Иоанн, шестой из известных настоятелей обители; таким образом андрониковский архимандрит после 1-го Владимирского – Рождественского, 2-го Спасского на Бору, а с 1490 г. Новоспасского, 3-го Чудовского, 4-го Симоновского, 5-го Новогородского-Юрьевского занимал, во 2-й половине сего века в великом княжестве Московском, по крайней мере шестую степень. Из сего можно заключать, что обитель сия, так славно начавшая свое существование, более и более возрастала в славе и благосостоянии. Но до нас мало дошло сведений, какими недвижимыми имуществами владел в сие время Андроников монастырь. В 1472 г. родной брат Uoahha III , князь Юрий Васильевич, умирая после похода на Ахмата, в духовной своей грамоте отказал «к Спасу в Ондрониково село свое Березницы с хлебом, что в земле, опричь стоячего хлеба, да из животиной, а что в том селе серебра на людех, инотого серебра половина великому Спасу, а другая половина тем христианом, на коих то серебро». 40 В 1486 г. двоюродный дядя Uoahha III , князь Михаил Андреевич Верейский, в духовной своей отказал «к Спасу в Андроников на Москве свое сельцо, Лучинское», около Москвы находившееся. 41 Кроме того, Андроников владел лугами на реке Москве пониже Кожухова, которые купил у него князь Иван Юрьевич Патрикеев 42 и Ильинскою слободою вблизи села Воронцовского, которую выменял у него Иоанн III и которая после вошла в состав Москвы. 43

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В городе Вибор (не существующем ныне) приносили раз в год из местного монастыря его икону, и в 1548 г. от нее исцелился крестьянин Иосиф. •  Любек расположен в Германии в земле Шлезвиг-Гольштейн.  •  Жизнь святого связана с Новгородской епархией, места его подвижничества позднее вошли в Велико-Устюжскую епархию (ныне Вологодская).  •  Церковь во имя свв. Бориса и Глеба сгорела в 1490 г.  •  Первый храм во имя св. Прокопия построен в Великом Устюге в 1495 г, празднование его памяти установлено Московским Собором 1547 г. Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский (+ 1305) Память его празднуется 6 дек. в день преставления, 23 июня вместе с Соборам Владимирских святых В 1274 г. слабый император Византийский Михаил VIII, опасаясь нападения западных рыцарей, признал на Лионском соборе власть Папы, дабы заручиться его поддержкой. Патриархом стал Иоанн Векка, отступник от Православия, а законный Патриарх Иосиф был изгнан. Ни епископы, ни народ не признали объявленного им соединения Церквей, и многие подверглись гонению и даже казни.  Святитель Максим, будущий митрополит всея Руси, был среди исповедников. Уже в это время престарелый митрополит всея Руси Кирилл посылал в Константинополь узнать, кто будет его преемником. Уже тогда предполагалось, что это будет святитель Максим, но при униате Векке это было невозможно, а когда в 1280 г. митрополит Кирилл скончался, два года русская митрополия была не занята. И лишь по смерти императора Михаила в 1282 г. его сын и наследник Андроник II низложил Векка и вернул православного Патриарха Иосифа. Тогда в следующем, 1283 г. святитель Максим был поставлен митрополитом всея Руси.  Свою новую паству он нашел в печальном состоянии: его кафедральный город Киев лежал в развалинах, все княжество и соседние с ним были разорены, население почти все разбежалось. А татарские нашествия повторялись, и сношения Киева с другими епархиями нарушались. По приезде своем митрополит поехал по церковным делам в Орду, а потом собрал в Киеве совет епископов, чтобы утвердить церковное управление. Но мудрый и прозорливый святитель предвидел, что спасение Руси придет с севера, и, руководимый откровением свыше, решил  перенести свою кафедру во Владимир на Клязьме, где по большей части жил и где скончался его предшественник — митрополит Кирилл (1249—1280). Там же находился в течение 150 лет великокняжеский престол. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Теперь мы должны обратиться несколько назад и посмотреть, что сделал Шемяка, сидя в Москве на столе великокняжеском. Положение его здесь было незавидное: отовсюду окруженный людьми подозрительной верности, доброжелателями Василия, он не мог идти по следам своих предшественников, примышлять к своей отчине, потому что только уступками мог приобрести расположение других князей. Обязанный своим успехом содействию князя Ивана Андреевича можайского, он отдал ему Суздальское княжество; но правнуки Димитрия Константиновича были еще живы и, как видно, княжили в Суздале неизвестно в каких отношениях к московским князьям. Когда Шемяка снова лишился Москвы, то заключил с ними договор, признал старшего брата, князя Василия Юрьевича, сыном, младшего, князя Федора Юрьевича, племянником; но сын Шемяки, князь Иван Димитриевич, должен был считать князя Василия Юрьевича братом равным, следовательно, в случае смерти Шемяки суздальский князь, будучи равным сыну его и наследнику, имел равное с ним право на великое княжение Владимирское! Шемяка обязался не отдавать Суздаля князю можайскому, как отдал прежде, не вступаться в прадедину, дедину и отчину обоих братьев, Суздаль, Новгород Нижний, Городец и Вятку. Здесь, как видно, нарочно прибавлено: прадедину, чтоб показать давность права князей на эти области. Шемяка уступает суздальским одно из самых важных прав – ведаться самим с Ордою; обязывается не заключать никаких договоров с великим князем Василием без ведома князей суздальских. Касательно оборонительного и наступательного союза обязанности равные: если сам Шемяка поведет войско, то и князь суздальский должен сесть на коня, если же пошлет сына, то и суздальский князь посылает только сына или брата. Московские служилые князья и бояре, купившие волости в Суздальском княжестве во время невзгоды прежних князей его (в их неверемя), должны отступиться от своих приобретений; наконец, читаем: «Что мы, наши бояре и люди пограбили в твоей отчине, великом княженьи, то все оставить, пока даст тебе бог, велит достать своей отчины, великого княжения».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Еще о Поясе Пресвятой Богородицы 09.04.2013 Рубрика: Церковь Метки: Пояс Пресвятой Богородицы Пояс Пресвятой Богородицы в Москве, и миллион православных людей, в дождь и холод стоящих в течение многих часов к этой святыне, — действительно Событие и Чудо. Луч милосердия Божия внезапно озарил нашу землю, и стало ясно: жив русский народ. На любой войне враг, все захватив, не захватил ничего, если остается нетронутым нравственное и духовное ядро покоренного народа. Поэтому главная его стратегическая задача — расщепить это ядро, перемолоть зернышко — даже если оно осталось одно — в муку, чтобы оно никогда не дало всходов. Казалось, это уже произошло. Но в великом ноябрьском стоянии родилась надежда. Вспоминается праздник Владимирской иконы Божией Матери, связанный со знаменитым стоянием на реке Угре в 1480 году, когда бесчисленные полчища хана Ахмата приблизились к пределам Московского княжества. Царь Иоанн III со своим войском выступил навстречу ему, но ни та, ни другая сторона не приступала к решительным действиям. Это стояние разделяла река Угра. Русские православные люди помнили, что ровно сто лет назад было другое сражение — Куликовская битва, когда заступничеством Божией Матери была одержана важнейшая победа. Но враг был еще силен. Во все периоды нашей истории это стояние на реке Угре продолжается. Враг все больше наглеет, все ближе подходит к Москве, он уже и в Москву вошел. Тысячи глаз с той стороны реки внимательно прощупывают нашу силу, чтобы уничтожить всех, кто способен держать в руках оружие. Взять в плен наших жен и детей и окончательно покорить нас. Мы далеко отступили, и дальше некуда. Эта река течет уже посередине Москвы. Но если мы верны Господу, если мы обращаемся к Божией Матери, Она отступает вместе с нами. Эта река не только обозначает рубежи нашего отступления, но и присутствие Божией Матери вместе с нами. Неслучайно же эта река была названа Поясом Пресвятой Богородицы. Это значит, что Божественная сила преподается тем, кто вместе с Господом, — как бы далеко ни зашел враг, как бы ни велико было наше отступление.

http://moral.ru/еще-о-поясе-пресвятой-бо...

Закрыть Крестный ход – лекарство для души Президент Фонда Андрея Боголюбского Ольга Тюрина делится своими впечатлениями об участии в Крестном ходе в честь Святого князя 04.07.2012 1245 Время на чтение 5 минут Вот и закончился большой международный Крестный ход, посвященный святому благоверному Великому князю-мученику Андрею Боголюбскому. Выехав из Москвы 22 июня, крестоходцы прошли Крестными ходами вокруг Свято-Успенской Почаевской лавры и по центру Киева. Далее путь наш лежал на Вышгород, Чернигов и Гомель. Посетив Николо-Угрешский монастырь участник Крестного хода прибыли в Храм Христа Спасителя, где был отслужен торжественный молебен. А дальше через Александров, Владимир, село Симы Владимирской области, где погребен герой Отечественной войны 1812 года генерал Петр Багратион, в Боголюбово, где мы и закончили свой путь, присоединившись к ежегодному Крестному ходу в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Трудно выразить словами то, что испытываешь во время Крестного хода, попадая в разные ситуации, общаясь с совершенно незнакомыми людьми. Когда пытаешься за короткое время рассказать о Великом князе Андрее Боголюбском, его деяниях, направленных на объединение разрозненных княжеств, о месте с красивым названием Боголюбово, где являлась сама Богородица. Наш Крестный ход, проходивший под воззванием «Единая вера – единая история – единый народ» выражает чаяния самого князя Андрея Боголюбского, мечтавшего создать мощное православное государство. Наш Крестный ход – это призыв к объединению русских, украинцев и белорусов. Мы почувствовали, поняли, что этого искренне хотят представители трех наших братских народов, - на пути Крестного хода мы не встретили ни одного человека, который был бы против этого объединения. Чаще всего мне почему-то вспоминается проселочная дорога в Черниговской области: крестоходцы идут под проливным дождем 12 км, кругом поля и леса, словом, глушь «глубинки». В такое время на память приходит все самое дорогое и близкое: старенькие родители, которым и звонить-то нет времени; дочка, которая вдруг повзрослела; неординарные случаи, значимые встречи. Все всплывает в памяти, переоцениваются многие события и поступки. Ты несешь икону людям и должен быть достойным держать ее в своих руках... Все промокли и замерзли, но ты знаешь, что тебя вышли встречать и ждут около села люди, для которых это духовное событие огромного значения и понимаешь, когда встречаешься с ними, что означают слова Святая Русь, для которой не существует условных границ государств. Наша Православная вера – объединяющая сила и нет ничего сильнее, крепче и важнее для каждого человека!

http://ruskline.ru/news_rl/2012/07/04/kr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010