Прибыла Анна в Тверь в ноябре 1294 года, в день Архангела Михаила – день Ангела ее жениха. Венчал Михаила и Анну Тверской епископ Андрей в кафедральном Спасо-Преображенском соборе. Кашинцы впоследствии запечатлели это событие устройством церкви в честь Архангела Михаила и «Михайловских» ворот от Кремля к Тверской дороге. Летописи говорят о женитьбе князя Михаила, что «бысть радость велия в Твери». Свадьбу отпраздновали осенью 1294 года, а весной 1925 года, на 6-й неделе по Пасхе, погорел «град Тверь весь». Через три года новая беда: в ночь на Фомину Неделю загорелся княжий двор: «И сгоре двор князя Михаила весь. Божией милостью пробудися сам князь Михаиле и выкинуся с княгинею своею в окно, а сени полны княжат и боярченков спяще и много сторожей, и никто же не слыша… се же чудо бысть, како Бог заступи князя». В тот же год была великая засуха и горели «леса и боры, и болота, и мхи, и поля… и бысть нужа велия и бысть мор на скот». В 1299 году у великой княгини родилась дочь Феодора (скончалась во младенчестве). Затем родились сыновья: Дмитрий (1300), Александр (1301), Константин (1306), Василий (1309). Анна сама занималась воспитанием и образованием детей. Ее личный пример научил детей истинной христианской жизни. Дети участвовали в благотворениях и молитвах матери, всегда ходили в храм на Богослужение. В 1304 году скончался великий князь Андрей, и Владимирское великое княжение досталось Михаилу Тверскому, оказавшемуся теперь старшим. Но лишь только князь Михаил съездил к хану за ярлыком на великое княжение, с притязаниями на великое княжение выступил племянник Михаила Юрий, сын покойного московского князя Даниила. Та к началась борьба Москвы с Тверью, которая будет тянуться более полутора веков. Эта жестокая борьба приводила к непрерывным разорениям Тверского княжества татарами, которых призывал Юрий. Это был век плача Руси, терзаемой врагами и разоряемой братоубийственной враждой. В 1313 году хан Узбек, а вслед за ним вся Орда приняла ислам – эпоха веротерпимости кончилась. Положение Тверского княжества стало еще более тяжелым после женитьбы московского князя Юрия на сестре хана Узбека. В 1317 году Михаил заявляет, что уступает племяннику великое княжение: «Брате! аще дал тебе царь великое княжение, то и аз отступаюся тебе, княжи на великом княжении, а в мою отчину не вступайся».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предполагается, что при Митрополите Константине была учреждена самостоятельная епархия в Галицком княжестве, до этого входившая в состав Волынской епархии. Тем самым Митрополит Константин отделил “Галичское княжество в церковном отношении от Владимирской епископии” и первым иерархом новооткрытой епархии стал епископ Косьма 32 . С именем Митрополита Константина связано одно историческое событие, своеобразно интерпретируемое в историографии. Е. Е. Голубинский пишет: «В первой четверти XVIII в., при Петре Великом, явилось у нас “Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина”, в котором говорится, что этот еретик Мартин, родом армянин, прибыв в Россию из Константинополя в 1149 г. и выдав себя за грека родственника Патриарха Луки Хризоверга, начал проповедовать у нас ересь, состоявшую из армянства, латинства (которым по деянию он заразился в Риме) и нашего раскольничества (отметание креста двоечастного, хождение посолонь, Исус а не Иисус, аллилуия дважды, сложение перстов для крестного знамения и для благословения двоеперстное), что он осуждён на Соборе, бывшем в Киеве в 1157 г., при вел. кн. Ростиславе Мстиславиче и Митр. Константине, а потом на Соборе, бывшем в Константинополе, в следующем 1158 г., при Патр. Луке Хризоверге» 33 . Ниже учёный продолжает: “Это соборное деяние есть ничто иное, как прискорбнейше неудачная (и чрезвычайно неискусная) выдумка известного миссионера против раскольников при Петре Великом Питирима, архиепископа Нижегородского, с неизвестными помощниками” 34 . В старообрядческом издании читаем об этом памятнике: «Исполнителем подлога старообрядцы называют Стефана Яворского . “Деяние” впервые приводится в качестве мощного аргумента противостарообрядческой полемики в книге Нижегородского митрополита Питирима “Пращица”, изданной с благословения Синода. На “Деяние” и на вымышленный киевский Собор охотно ссылается архиепископ Воронежский Игнатий в книге “История о расколах в Церкви Российской”, епископ Макарий в “Истории русского раскола”» 35 . Между тем армянский историк К. В. Айвазян отмечает имеющиеся в армянских источниках сведения об армянском духовенстве, участвовавшем в работе Киевского Собора 1157 года для суда над еретиками 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В 1304 г. скончался великий князь Андрей, и Владимирское великое княжение досталось Михаилу Тверскому, оказавшемуся теперь старшим. Но лишь только князь Михаил съездил к хану за ярлыком, как с притязаниями на великое княжение выступил племянник Михаила Юрий, сын покойного Московского князя Даниила. Так началась борьба Москвы с Тверью, которая будет тянуться более полутора веков. Эта жестокая борьба приводила к непрерывным разорениям Тверского княжества татарами, которых призывал в помощь себе князь Юрий. Это был, по выражению историков и летописцев, «век плача Руси, терзаемой врагами и разоряемой братоубийственной враждой». В 1313 г. хан Узбек, а вслед за ним и вся Орда приняли ислам , и эпоха веротерпимости кончилась. Положение Тверского княжества стало еще более тяжелым после женитьбы Московского князя Юрия на сестре хана Узбека Кончаке. В 1317 г. муж Анны, князь Михаил, не желая ссор и разногласий в семье, уступает племяннику великое княжение: «Брате! аще дал тебе царь великое княжение, то и аз отступаюся тебе, княжи на великом княжении, а в мою отчину не вступайся». Но не таков был Юрий, чтобы уступить, ему хотелось добить родственника. Собрав большую рать, он вторгся в тверскую землю и в течение трех месяцев опустошал ее. Тогда Михаил, не выдержав, вышел навстречу врагу. В 40 верстах от Твери Юрий был разбит и бежал, бросив рать. Михаил захватил в плен князей и бояр союзных войск, а также супругу Юрия Кончаку, освободил полоны и вступил в переговоры с татарами. Казалось бы, должен был восстановиться мир, но неожиданно в Твери скоропостижно скончалась Кончака. Юрий сразу же отправился в Орду с доносом на князя Михаила, якобы отравившего сестру хана. Хан разгневался на Михаила и приказал уморить голодом его сына Константина, бывшего заложником в Орде. Но приближенные советовали: «сына уморим, отец не явится». Решили послать в Тверь войско. Тверскому княжеству грозило страшное разорение, и Михаил решил отправиться в Орду лично, чтобы спасти город и его жителей. Зная, что супруг отправляется на верную смерть, княгиня Анна все же благословляет его в этот путь. Летописи сохранили слова, сказанные княгиней при расставании: «Не бойся мучения, пребудь верен Господу до смерти... Молю тебя, господин мой, когда предстанешь перед нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злокозненным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на него добровольно... Возлюби, господин мой, Единого Господа Иисуса Христа…, тогда и я буду блаженна тебе ради во всех российских женах...».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Положительных ответов на эти вопросы, за неимением ясных свидетельств, дать не можем. Но есть исторические данные, которые могут если не решить предложенные вопросы, то, по крайней мере, приблизить к истине решение их. Можно с вероятностью полагать, что как Московский Крест, так и Переславский принадлежат к тем Крестам, которые принёс святой князь Владимир из Корсуни в Киев 24 . Из Киева, по его распоряжению, Кресты могли быть принесены в Ростово-Суздальскую землю или первым епископом города Ростова Феодором (в 991 г.), посланным святым Владимиром для просвещения её святою христианскою верою, или преемниками Феодора, святителями Леонтием (с 1054 по 1077 гг.) и Исайею (1078–1090 гг.), пострижениками Киево-Печерского монастыря. Мысль эта может иметь подкрепление себе в том, во-первых, что Ростов был отдан во владение более всех любимому святым Владимиром сыну святому Борису, а во-вторых в том, что епископ Феодор построил в Ростове великолепный храм во имя Успения Божией Матери, который простоял до 1160 года 25 и, следовательно, стоял при жизни в Ростове святителей Леонтия и Исаии. Храм этот было очень прилично святителям украсить Корсунскими Крестами. 26 Некоторые почтенные археологи выражали мне предположения, что Переславский Крест устроен каким-либо знатным и богатым ревнителем благочестия наподобие Корсунского в Московском Успенском соборе. Но этому предположению не благоволит история. При начале просвещения северной России христианскою верою Москва даже не упоминается. Главным городом северной России был Ростов Великий, имевший особого князя в лице сына святого Владимира Бориса. Во владении Ростова был и Переславль. После мученической кончины Бориса, Ростов долгое время составлял часть удела Переславского, а потом Суздальского и Владимирского при великом князе Андрее Боголюбском (1169–1174 гг.). Москва же упоминается в летописи не ранее 1147 года, а самостоятельное значение её, как княжества, началось с 1271 года при десятилетнем князе Данииле. При великом князе Иоанне Даниловиче Калите и его преемниках Московское княжество более и более усиливалось и присоединяло к себе удельные города.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Тот же прием характерен и для Епифания Премудрого . В Житии Сергия Радонежского, в сообщении о рождении святого, Епифаний наравне с византийским императором Андроником и патриархом Каллистом называет: «в земли же Русстеи в княжение великое тферьское при великом князе Димитрии Михаиловиче, при архиепи-скопе пресвященнем Петре, митрополите всеа Руси» 277 . Аналогичный прием наблюдается и в Житии Стефана Пермского. Епифаний пишет, что Стефан сложил пермскую азбуку «в лето 6883, в царство Иоанна царя греческаго, в Цареграде царствовавшаго, при архиепископе Филофеи, патриарсе Костянтина града, в Орде же и в Сараи над татары тогда Мамаи царствует, но не вечнует абие, на Руси же при ве-лицемъ князи Дмитреи Ивановичи, архиепископу же митрополиту не сущу на Руси в ты дни никому же, но ожидающим митрополича при-шествиа от Царяграда, его же Богъ дасть» 278 . А вот как определяет Епифаний дату смерти (26 апреля 1396 г.) епископа Стефана Пермского: «в царство правовернаго греческаго царя Мануила, иже въ Цареграде царствовавша, при патриарсе Антонии, архиепископе Кос-тянтинополи, при патриарсе Иерусалимьстемь Дорофеи, при патри-арсе Александриистем Марке, при патриарсе Антиохиистем Ниле, при благоверном князи великом Василии Дмитриевичи, в седмое лето княжениа его, при архиепископе Киприане митрополите всеа Руси, тогда бо в ты дни сущу ему в Киеве, при прочихь же князех благочестивых и христолюбивых: князе Владимере, Юрии, Андреи, Петре, Костянтине, Юрьи, Иоанне, Симеоне, Афонасии, Андреи, Василии, Литовьскою же всею землею обладающу в ты дни князю великому Витофту Кестутиевичю, во дни христолюбца князя великого Михаила Александровича Тверскаго, и Ольга Рязаньскаго, и Андрея Рос-товьскаго, и Иоанна Ярославскаго, в шестое на десять лето владычества Тактамыша царя, иже обладающу ему Мамаевою Ордою, Заволжь-ское царство обдержащу второму царю именем Темирь Кутлую, иже тою страною обладающу ему» 279 . Из приведенного перечисления можно, кстати, получить любопытные факты о распределении политических сил в Восточной Европе в начале XV века и иерархии правителей в понимании Епифания Премудрого , а заодно и о политических симпатиях и воззрениях Епифания, который представлял устройство Великого княжения Владимирского в виде союза суверенных княжеств во главе с великим князем Владимирским.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Память праведного Иова празднуется 6 мая. был сначала иноком Киево-Печерского монастыря, основанного преподобным Феодосием в половине XI века, затем игуменом во Владимирском Рождественском монастыре. С 1215 года он занимал епископскую кафедру — Владимирскую и Суздальскую, скончался в 1226 году. В последние годы жизни он написал киевопечерскому иноку Поликарпу послание о жизни святых иноков монастыря Киево-Печерского. Описанием их подвигов епископ Симон желал вразумить Поликарпа, который, из гордости и строптивости, выходил из послушания игумену и несколько раз покидал Киево-Печерский монастырь. Послание епископа Симона благотворно повлияло на Поликарпа, и он в 1220-х годах написал послание игумену Печерскому Акиндину о Киево-Печерских святых, подвиги коих ему и самому были известны, частью же были ему рассказаны епископом Симоном. Послания Симона к Поликарпу и Поликарпа к Акиндину дали начало собранию сказаний о святых, называемому Патериком Печерским, который в 1661 году был напечатан в Киеве. Память прп. Симона — 10 мая. ныне уездный город Витебской губернии, был стольным городом Полоцкого княжества. Арефа скончался не поздние 1190 года. Страдание святых мучеников Маркиана и Мартирия Исповедник был Константинопольским патриархом с 340 по 350 г. Память его совершается 6 ноября. область, находящаяся к западу от Малоазийского полуострова, к югу от Иверии, или Кавказа, к северу — от Тигра и Евфрата. был основателем новой ереси. Духа Святого он не признавал Богом, а считал Его тварным существом, не имеющим участия в Божестве и славе Отца и Сына. Ересь Македония была осуждена на 2-и Вселенском соборе при Феодосии Великом, в 381 г. служебная, октябрь, 25-й день, песнь 4. собственно значит скорописец. В первые века по Р.Х. так назывались императорские секретари, скреплявшие акты. При Константине Великом была учреждена тайная канцелярия нотариев, которые вели протоколы самых важных государственных совещаний. В это же время и секретари Константинопольского патриарха также назывались нотариями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вероятно, уже мало осталось людей, посещавших Успенский собор и помнящих службы в нем. Между тем в настоящее время проявляется большой интерес к нему как к одному из самых древних храмов русской православной церкви, вошедших в историю русского государства. Высказывается мнение о полезности появления памяток о том, что ушло в безвозвратное прошлое. Поэтому нам, очевидцам, лично соприкасавшимся с жизнью Успенского собора, показалось небесполезным рассказать все, что мы помним и знаем о быте собора, его традициях в последний период его существования как действующего храма. Конечно, наше описание отдельных сторон соборной жизни, основанное на личных впечатлениях, не может претендовать на полноту, а поскольку написанное нами не есть специальное исследование, то не исключены и некоторые пробелы, а может быть, и кое-какие неточности. Прежде чем перейти к воспоминаниям, считаем нужным отметить основное в истории собора. Он был построен первоначально в 1326 году при великом князе Иване Калите по совету и благословению святителя Петра, митрополита Московского . Собору предстояло стать кафедрой московских митрополитов, что в период роста московского княжества имело большое значение. Святитель Петр хотя и именовался по «ставленной» грамоте митрополитом Киевским, но занимал первенствующее положение в церкви и государстве как митрополит Московский. После установления на Руси патриаршества все важнейшие государственные акты совершаются в стенах собора перед гробом (мощами) святителя Петра и перед Владимирской иконой Божией Матери, а сам собор часто именуется «Домом Божией Матери». Когда в 1700 году было упразднено патриаршество, Успенский собор не превратился в обычный епархиальный: его передали в непосредственное подчинение Святейшему Синоду как высшему органу управления церковью через открытую в Москве Московскую Святейшего Синода контору. Таким образом, Успенский собор не вошел в состав московской епархии и потому формально не подчинялся московскому митрополиту. Особое положение Успенского собора проявлялось, в частности, в том, что в нем, в отличие от всех московских храмов и монастырей, имя московского митрополита не поминалось ни на великой, ни на сугубой ектениях, ни на великом входе – оно поминалось лишь в тех случаях, когда богослужение совершалось самим митрополитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По смерти отца своего Ярослава в 1246 году, Александр стал великим князем и прокняжил до 1263 года, непрерывно служа родной земле. В продолжение не многолетней своей жизни Александр участвовал более нежели в 20 битвах, четыре раза ездил в орду, где многие из современных князей сложили свои головы под ножами убийц, но он, хранимый Богом, везде был цел и невредим: мечи врагов и ножи убийц щадили его, только он сам не щадил себя. Истощив силы в ревностном служении отечеству и отягченный трудами непомерными, скончался в цвете лет – на 45 году от рождения. Александр был погребен во Владимире. В 1724 году император Петр I перевез из Владимира мощи св. Александра на берега Невы в сооруженный им Александро-Невский монастырь и установил праздновать память его, кроме древнего праздника 23 ноября, еще 30 августа, в день заключения мира со Швецией. Святые мощи почивают в раке, сооруженной императрицей Елизаветой в 1753 году из первого серебра, добытого в ее царствование. 23. Начало Москвы Есть предание, что в сумерках времен давно прошедших, будто бы еще в конце IX столетия, Олег, блюститель Игорева престола, пришел на Москву реку, которая тогда называлась Смородиной или Самородинной и заложил там городок, а во времена князя Юрия Владимировича, когда уже предания о Москве стали более выясняться, в летописях сказано, что на месте Москвы находилось поместье боярина Кучки, состоявшее из шести сел: Воробьева, Симонова, Высоцкого, Кудрина, Кулишек и Сущева, а дом его был на чистых прудах: что будто бы в дремучем бору, где находится Кремль, жил пустынник Букал, а на Крутицах человек мудрый, родом Римлянин. Повествуют, будто бы Георгий Долгорукий, оскорбленный Кучкой, казнил его, завладел его поместьями и заложил или возобновил город Москву в 1147 году, а сына своего, Андрея Боголюбского, женил на дочери боярина. Достоверно только то, что в упомянутом году, 28-го Марта, князь Юрий Суздальский, сын Мономаха, роскошно угощал в Москве союзника своего, кн. Святослава Ольговича Северского. После князь Юрий сделался вел. кн. Киевским, а сын его Андрей основал княжество Владимирское. Столицей Москва стала при великом князе Иоанне Даниловиче, по прозванию Калита. Иго татарское тогда еще не кончилось, и сам Иоанн Данилович был утвержден великим князем от хана татарского. Стал жить в Москве и митрополит, св. Петр. По его совету великий князь построил в Москве соборную церковь во имя Успения Божией Матери и был заложен Кремль. С каждым годом Кремль украшался все более и более. Строились церкви, монастыри и здания. В настоящее время в Кремле находится дворец Государя, присутственные места и древние соборы, в которых собраны все московские святыни. Вблизи же Кремля находится известная каждому русскому часовня, в которой хранится особенно всеми почитаемая икона Иверской Божьей Матери. Церквей и монастырей в Москве так много, что в народе сложилась даже поговорка, будто в Москве церквей «сорок-сороков». 24.Москва (Стих. Ф.Глинки)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Зная дату его поставления — 10 мая 1500 г., нетрудно установить, что митрополит скончался в середине 1501 г. Важную информацию о том, как был решен вопрос с избранием его преемника, содержит лишь недавно найденный источник — послание константинопольского патриарха Пахомия «епископом руским... в Великом княжестве Литовском» . Из этого послания следует, что после смерти Иосифа «князи и панове нашего греческаго закона» в соответствии с традиционной практикой предложили великому князю возвести на митрополичью кафедру владимирского епископа Иону. Предшественник Ионы епископ Вассиан скончался в 1497 г., вскоре после убийства татарами митрополита Макария , тогда Иону есть все основания считать ставленником Иосифа и относить к кругу его сторонников. Важно, однако, что после утверждения предложенного кандидата великим князем он, как следует из послания Пахомия, обратился с просьбой о своем поставлении в Константинополь и просьба эта была поддержана особым посланием великого князя патриарху. Отрицательное отношение папского двора к практике поставления в Константинополе после писем Александра VI к виленскому епископу и великому князю не могло быть тайной ни для православной иерархии, ни для великокняжеского двора, поэтому обращение в Константинополь воспринимается и правительством Великого княжества Литовского, и сторонниками митрополита Иосифа среди православного населения этого государства как отказ от планов церковной унии. Послание епископам, отправленное в Литву одновременно с выдачей ставленной грамоты, было делом необычным, но причины составления такого документа становятся понятными из его текста. Обращаясь к епископам, патриарх писал: «Утверждайте паствину свою, детей духовных, да пребудут незыблемо в православной вере христианской, да отдаляются от латынских человеков и от веры преступления их закону, да не до конца погибнет душа их». Очевидно, от внимания Константинополя не укрылись колебания религиозной ориентации Киевской митрополии и здесь нашли нужным на них реагировать.

http://sedmitza.ru/lib/text/442976/

Созидая храмы во славу Божию 28 июля 2023 г. 17:16 В сонме святых, в земле Владимирской просиявших, особое место занимает святитель Феодор Суздальский, первый епископ Ростова Великого, тысячелетие праведной кончины которого отмечается в этом году. С его именем связаны важнейшие события в истории Северо-Восточной Руси. О служении святителя Феодора Суздальского «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Богородице­Рождественского мужского монастыря города Владимира доктор теологии иеромонах Варфоломей (Минин) ( 7, 2023 , PDF-bepcuя ). Крещение Руси — удивительное явление милости Божией, изменившее весь ход отечественной истории. Как известно, христианизация русских земель, и прежде всего центра княжества — Поднепровья, началась задолго до официально принятой даты этого события. Крещение Аскольда и Дира, святой равноапостольной княгини Ольги, возникновение христианских общин в Киеве и Великом Новгороде знаменовали собой шествие всего русского народа ко Христу. Благодаря воле великого князя Владимира Святославича этому благотворному процессу оказались сопричастны все племена — как славянские, так финно-угорские и тюркские, входившие в состав древнерусского государства. В дальнейшем Промыслом Божиим Залесье, место формирования великорусской народности, располагавшееся в Волго-Окском междуречье, стало местом сохранения великого общерусского религиозного и культурного наследия. Особое место в списке столиц на разных исторических этапах занимает город Владимир — связующее звено Руси Киевской и Руси Московской. Многие славные исторические деяния на Владимирской земле освящены именем первого святого Залесской Руси — святителя Феодора Суздальского. При князе Владимире Святославиче (†1015) 1 , язычнике, пережившем глубокий мировоззренческий переворот и ставшем водителем своего народа на пути ко Христу, Залесская Русь входит в орбиту единого государственного пространства. В лето 988 года великий киевский князь Владимир Святой сажает своего сына князя Бориса в граде Ростове, а князя Глеба — в Муроме. «Окняжение» новых земель сопровождалось христианизацией жителей. Святая православная вера из Киева распространялась по всем землям Руси 2 . Подробный источниковедческий и историографический обзор обстоятельств христианизации жителей Северо-Восточной Руси дан в монографии О.М. Рапова, посвященной истории Русской Православной Церкви в IX — первой трети XII века 3 . К сожалению, как указывает автор, состояние источниковедческой базы затрудняет ответ на многие вопросы, касающиеся распространения веры Христовой в пределах Северо-Восточной Руси 4 .

http://patriarchia.ru/db/text/6046514.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010