Послы отправились в путь не вместе и в разное время. Иван Сапега, которому в первую очередь были поручены переговоры об унии, в декабре 1500 г. еще находился при дворе Александра. Эразм Чиолек отправился в путь в июле, но время с августа 1500 по январь 1501 г. провел в Кракове, где встречался с польским королем Яном Ольбрахтом, и двинулся дальше, вероятно, лишь когда узнал об отправлении в путь Ивана Сапеги. 31 марта 1501 г. послы были приняты папой, а 13 апреля они, по-видимому, обсуждали с папскими советниками предложения митрополита Иосифа . Принятые папой решения были изложены в двух письмах — виленскому епископу от 26 апреля и великому князю от 7 мая . Прежде всего папа определенно заявил, что не может утвердить Иосифа в сане митрополита, так как не признает действительным поставление Иоакима I, потому что подлинным носителем патриаршего сана является не сидевший в Константинополе ставленник султана, а титулярный латинский патриарх Константинопольский Иоанн, епископ портуэнский. Поэтому Иосиф должен отказаться от сана и просить о повторном поставлении папой или латинским патриархом. Кроме того, отмечалось в послании папы виленскому епископу, в распоряжение курии поступили сведения, что «русские» не разделяют догматических определений Флорентийского Собора, совершают церковные обряды не так, как учит римская церковь, отрицают папский примат и вообще враждебно относятся к католикам. В связи с этим виленскому епископу поручалось провести соответствующее расследование, при этом он должен был руководствоваться решениями Флорентийского Собора, копия которых и была ему выслана. Рассмотрение всех просьб, исходивших от митрополита Иосифа, откладывалось до получения результатов такого расследования. Папа даже не нашел нужным ответить на письмо Иосифа. Сформулированная в послании Виленскому епископу общая позиция римской курии, поставившей под сомнение «священство» представителей православного духовенства, ярко проявилась в мае 1501 г. в эпизоде, связанном со священником Григорием, прибывшим в Рим в свите Ивана Сапеги. Когда этот священник выразил желание соединиться с римской Церковью и выяснилось, что он посвящен в сан владимирским епископом Вассианом, папа после соответствующих испытаний, показавших пригодность Григория к священническому служению, приказал латинскому епископу заново посвятить его в сан .

http://sedmitza.ru/lib/text/442976/

Андрей Боголюбский (Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Художник В. Васнецов. 1885—1896). (Источник: В описании истории ПЦУ указано время, когда якобы стала формироваться украинская церковь: «В правление великого литовского князя Витовта (1392 1430) Киевская Митрополия вновь начала процесс создания Украинской Церкви для славянских земель вне влияния московских князей и митрополитов, которые тогда сохраняли титул митрополита Киевского. Церковный Собор в новой резиденции Киевских митрополитов в Великом княжестве Литовском – Новогрудке состоялся в 1415 г. Митрополитом Киевским был избран Григория Цамблака (†1419)» Таким образом, «украинская церковь» должна была окормлять славянские земли, которые не находились под влиянием «московских князей и митрополитов». В этой формулировке существует фактическая ошибка. Дело в том, что на момент правления в Литовской Руси великого князя Витовта не существовало московских митрополитов. Митрополия на русских землях была одна – Киевская, её возглавлял митрополит Киевский и всея Руси Фотий, который находился в Москве. Витовт хотел создать собственную митрополию, с его подачи митрополитом Литовским стал Григорий Цамблак, но это длилось недолго, после смерти Цамблака в 1420 г. литовский религиозный сепаратизм исчез, т.к. не был поддержан Константинополем. Григорий Цамблак на Констанцском соборе (Из архива Карлова университета в Праге. Художник неизвестен). (Источник: Далее по тексту указано, что «Украинская Православная Церковь (Киевская митрополия)» существовала в Польско-Литовском государстве В середине XV в. Киевская митрополия разделилась на две. В Восточной и Западной Руси появились собственные митрополиты. Исходя из информации на сайте ПЦУ, в Западной Руси начала действовать именно Украинская православная церковь. Однако это утверждение вступает в противоречие с ещё одними претендентами на национализацию Православия в Первой Речи Посполитой – белорусскими автокефалистами. Один из активных белорусских автокефалистов Б. Данилюк пишет, что после разделения Киевской митрополии «на Литве же и Украине наступила почти полуторавековая устойчивая эпоха Литовской, а в сегодняшнем значении Белорусской Православной Церкви», закончившаяся в 1686 г.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/26/kak_pc...

Этим планам препятствовало существование неподконтрольной ему Церкви, глава которой с конца XIII в. находился в Великом княжестве Владимирском. Ольгерду нужен был особый митрополит для собственных владений либо Всероссийский, но подчиняющийся великому князю литовскому. Еще при жизни митрополита Феогноста, в конце 1352 г., в Константинополе появился инок Феодорит с ложным сообщением о смерти Главы Русской Церкви, добивавшийся своего поставления на якобы вакантную митрополичью кафедру. Неизвестно достоверно, был ли он ставленником Ольгерда или же его брата - православного волынского князя Любарта. Самозванец не получил поставления в столице Византии и в нарушение канонических правил был возведен в митрополичий сан Болгарским Патриархом Феодосием в Тырнове. Несмотря на неканоничность поставления, Феодорит был принят в Киеве, еще не входившем в ВКЛ, и его власть был склонен признать Новгородский архиепископ Моисей, недовольный политикой митрополита Феогноста и великого князя Симеона. В адресованном Новгородскому владыке Патриаршем послании 1354 г. предписывалось подчиняться законно поставленному митрополиту - святителю Алексию, а не Феодориту. Уже во время пребывания святителя Алексия в Константинополе туда прибыл тверской инок Роман, которому покровительствовал Ольгерд, для поставления в митрополиты для литовских владений. По свидетельству Рогожского летописца, он уже ранее получил поставление от Болгарского Патриарха, подобно Феодориту (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 61), но не был принят в Киеве. Вероятно, сменивший Патриарха Филофея (1353-1354, 1364-1376) Каллист (1350-1353, 1355-1364; смена Патриархов была вызвана междоусобной войной в Византии) поставил Романа на восстановленную Литовскую митрополию (ок. 1317 - ок. 1330) с кафедрой в Новогрудке, включавшую в себя Полоцкую и Туровскую епархии и епархии Малой Руси (земли бывш. Галицко-Волынского княжества). Остальная часть митрополии вместе с Киевом сохранялась за святителем Алексием вместе с титулом «митрополита всея Руси».

http://pravoslavie.ru/38316.html

провел ок. года. Настольная грамота Патриарха Филофея новому митрополиту датируется 30 июня 1354 г., согласно ей, А., не будучи греком, возводился в сан митрополита в виде исключения, за его добродетельную жизнь и духовные достоинства. Для помощи в управлении епархией ему придавался в качестве экзарха диак. Георгий Пердика, к-рый, вероятно, недолго исполнял эти обязанности (возможно, до янв. 1359, когда А. отправился в Литву), т. к. уже в 1361 г. он вновь действовал в К-поле. Той же грамотой по просьбе А. Владимир был утвержден в качестве местопребывания Русских митрополитов с сохранением за ними Киева в качестве первого престола. Выдвижение и одобрение К-польским Патриархом преемника митр. Феогноста при жизни последнего были вызваны стремлением сохранить единство митрополии и ограничить вмешательство в дела Церкви неправосл. светских правителей, поскольку к тому времени территория Киевской митрополии в политическом отношении была подвластна помимо рус. князей частично польск. королям-католикам и язычникам - вел. князьям литовским. С кон. XIII в. периодически повторялись попытки (по разным причинам непродолжительные, но отражавшие общую тенденцию) создания отдельных митрополий на юго-западнорус. землях (см. Галицкая митрополия , Литовская митрополия ), первоначально по инициативе правосл. галицко-волынских князей, позднее - польск. королей и вел. князей литовских. Особенно эти попытки усилились при вел. кн. Ольгерде , подчинившем большинство зап. и юго-западнорус. земель и претендовавшем на господство над всеми рус. княжествами. Этим планам препятствовало существование неподконтрольной ему Церкви, глава к-рой с кон. XIII в. находился в Великом княжестве Владимирском. Ольгерду нужен был особый митрополит для собственных владений либо Всероссийский, но подчиняющийся великому князю литовскому. Еще при жизни митр. Феогноста, в кон. 1352 г., в К-поле появился инок Феодорит с ложным сообщением о смерти Главы Русской Церкви, Феодорит добивался своего поставления на якобы вакантную митрополичью кафедру.

http://pravenc.ru/text/81755.html

Радуйся, по успении родителя своего к святителю Алексию прилепивыйся. Радуйся, к среде русскаго подвижничества издетска приобщивыйся. Радуйся, детство свое под покровом митрополита-старца проведший. Радуйся, яко окормитель твой другом преподобному Сергию пребывавый. Радуйся, общение и единомыслие со учениками сего святаго игумена имевый. Радуйся, яко Божие Провидение дарова ти пестунов и мудрых советников. Радуйся, яко молитвами их дух твой укрепляшеся. Радуйся, на великое служение Всевидящим Богом предъизбранный. Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче. Кондак 3 Силой свыше укрепляемый святый благоверный княже, егда святитель Алексий благослови тебе по успении великаго князя Иоанна путешествие в Орду Мамаеву совершити, дабы своими очима узрети агарян зело мучивших народ русский более ста лет. Мы же благодаряще Бога, давшему ти таковую любовь к Отечеству земному, поем: Аллилуиа. Икос 3 Имея, святе Димитрие, в сердце своем веру крепкую, надежду несумненную, любовь истинную ко Творцу Богу всяческих, посему и возлюбил еси княже, благословенную Землю Русскую, на ней же рожден и воспитан бысть в вере православной, разделяя вся тяготы и скорби с людьми земли своея. И Бог взирая на сердце избранника своего, болезнующего о славе Руси Святой, содела тя великим князем московским. Мы же радующиеся сему, вопием: Радуйся, отрок сущ летами, мудростию же зело украшенный. Радуйся, Богу ти поспешествующу, древний обряд вокняжения восприявый. Радуйся, под руководством святителя Алексия разум державнаго правителя приобретый. Радуйся, стольный град Москву возвысивый. Радуйся, Московское княжество укрепивый. Радуйся, яко святою Владимирскою иконою святитель Алексий на великокняжение тя благословивый. Радуйся, в единомыслии единодержавия Святую Русь сплотивый. Радуйся, усердный попечителю в великом и спасительном деле бывый. Радуйся, уме чистый, Бога зрящий. Радуйся, благия желания седрца своего единому Господу посвящавый.

http://foma.ru/dimitrij-donskoj.html

Тот факт, что новый митр. св. Петр (1308-1326) - уроженец Волыни - оставил своей резиденцией Владимир-на-Клязьме (в конце жизни поселился в Москве), говорит об объективном и необратимом характере происшедших перемен. Москва стала местопребыванием преемника свт. Петра - грека митр. Феогноста, неоднократно посещавшего юго-западнорусские части Киевской митрополии. Перед кончиной свт. Феогност добился от К-поля согласия после своей смерти поставить на митрополию свт. Алексия, что и совершилось в июне 1354 г. Перед своим отъездом из К-поля свт. Алексий получил от патриарха Филофея утверждение перемещения кафедры Киевского митрополита из Киева в Сев. Русь (Владимир-на-Клязьме). Патриарх закрепил за Киевским митрополитом управление Владимирской епархией, Киев должен был числиться «собственным престолом и первым седалищем архиерейским, а после него и вместе с ним святейшая епископия Владимирская была бы вторым седалищем и местом постоянного пребывания и упокоения» митрополитов (ПДРКП. Прил. Стб. 67-70). После перемещения церковного центра на северо-восток Киевские митрополиты приезжали на южные земли митрополии. По свидетельству древнейшего Жития митр. Петра, этот святитель посетил «Волынскую землю и Киевскую...» ( Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 415). Митр. Феогност, путешествуя по Юго-Зап. Руси в 1329-1331 гг., неск. месяцев провел в Киеве; святитель вновь побывал в волынских епархиях в 1347 г. Митр. Алексий приехал в Киев в янв. 1359 г. и ок. 1360 г. был арестован по приказу Литовского вел. кн. Ольгерда . Митрополиту удалось бежать, и он вернулся в Москву. После этого последовал разрыв отношений между главой Рус. Церкви и литов. правителем, к-рый сопровождался расстройством церковной жизни и управления в правосл. литов. епархиях. Впосл. Ольгерд неоднократно жаловался в К-поль на то, что митр. Алексий не посещает ни Киев, ни епархии в Великом княжестве Литовском. Положение улучшилось после поставления в 1375 г. митр. св. Киприана , жившего в Киеве в 1376-1390 гг. (с перерывами). В 1396 г. и 1404-1405 гг. он приезжал в Киев уже в качестве общерусского митрополита. Очевидно, свт. Киприан во 2-й пол. 70-х гг. сумел установить связи и с духовенством восстановленной в 1371 г. Галицкой митрополии. Поставленный на Киевскую кафедру в 1409 г., свт. Фотий провел в Киеве осень и зиму 1409/10 г., в марте 1410 г. уехал в Москву, митрополит вновь посетил литовские епархии в 1411-1412, 1420 гг. Фотий неоднократно обращался с наставлениями к братии Киево-Печерского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Князю Тверскому писал: «не следует князю судиться с митрополитом и чинить соблазн; это не полезно для его души и не служит к его чести». Наконец Михаил, после пяти лет вражды, вынужден был смириться пред великим князем Димитрием. Договор заключен был при посредстве святителя Алексия. В нем читаем: «по благословению отца нашего митрополита всей Руси князь Тверский дает клятву за себя и за своих наследников признавать великого князя Московского старшим своим братом, никогда не искать Владимирской отчины и не принимать ее от хана, равно как и великого Новгорода, а великий князь, с своей стороны, обещает не вступаться в его наследие и не отнимать у него Тверской отчины» 229 . Последние годы святителя омрачены были скорбию и новом митрополите юго-запада. Властители Польши и Литвы сильно злились на св. Алексия за его заботы о Московском великом княжестве. Сперва они жаловались патриарху, что митрополит не посещает юго-западных епархий. Патриарх писал митрополиту: «справедливость требует, чтобы ты осматривал всю Россию и оказывал отеческую любовь ко всем князьям». Если бы не было сильных препятствий, святитель Алексий, без сомнения, и сам по себе посетил бы юго-запад, не взирая на старость свою. Но со стороны юго-запада эта жалоба не искрення. Польский король Казимир писал к патриарху Филофею, что если не будет посвящен им Галицкий епископ Антоний в митрополита, король заставит Русских принять Римскую веру и подчинит Римскому архиепископу. «Великий князь огнепоклонников» – Ольгерд требовал того же. – Патриарх Филофей вынужден был уступить и, извещая о том св. Алексия, писал: «что мы должны были делать в таком положении? Тебя призываем в судьи; что ты сам скажешь? Другое дело, если бы государь земли был православный, нашей веры: тогда мы может быть подождали бы... Посуди сам, хорошо ли было бы, если бы так случилось, как писал король?... Мы дали Антонию Галич, чтобы быть митрополиею, епископии же – Владимир, Перемышль и Холм». По смерти Антония, князья Литвы просили у патриарха нового митрополита, и Филофей в 1876 году посвятил Киприана с тем, чтобы он по смерти Алексия остался митрополитом всей России.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Впрочем, фактические пределы его юрисдикции определялись политическими событиями XIII и XIV веков. В 1299 году греческий митрополит Максим перенес свою постоянную резиденцию во Владимир, столицу северного великого княжения, присоединив этот город к Киевской епархии 1042 . Его преемник Петр перенес кафедру в новую столицу Москву, где построил кафедральный собор, сохранив при этом в своей юрисдикции и Киев и Владимир. В результате митрополит считал своими кафедральными соборами три храма: Святую Софию в Киеве, Успенский собор во Владимире и новопостроенный Успенский собор в Московском Кремле. Кроме того, во время посещений своей паствы в великом княжестве Литовском митрополит располагал официальной резиденцией в Новогрудке; ему подчинялось православное духовенство в столице Литвы Вильно и в Гродно 1043 . Фактически митрополит возглавлял две епархии: Киевскую и Владимирскую, и, кроме того, ему принадлежала каноническая власть над церквами политических столиц двух “Россий”: Москвы и Вильно. Исключительность полномочий и престижа митрополита как духовного главы “многочисленного народа” (θνος πολυνθρωπον) усугублялась необъятностью митрополии и ее символическим значением. Поскольку сам митрополит был, естественно, не в состоянии лично править церковными учреждениями, находящимися в разных, подчас враждующих княжествах, то в Киеве, Вильно и Москве назначались его постоянные наместники. В отсутствие митрополита наместники распоряжались от его имени, пользуясь большой властью над духовенством и даже над епископами, хотя сами епископами могли и не быть 1044 .В качестве епископа Киевского и Владимирского митрополит, конечно же, получал большие доходы от веками накопленных имуществ этих епархий 1045 . В доход митрополита шли также несколько видов церковных налогов, в том числе судебная пошлина. Ниже мы будем говорить о долгом споре между митрополитом и Новгородом относительно судебных прав митрополита в других епархиях. Глава русской церкви получал также постоянный доход от других епископов, которые при поставлении обещали “исправно выплачивать все пошлины митрополичьему престолу” 1046 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В лето 6807 Митрополит всея России и Максим грек , при Благоверном Великом Князе Андрее Александровиче, видя яко Киев разорен и правления порядочнаго в нем нет переселися из Киева во Володимер, со всем своим клиросом, и седе в Володимире на столе; от сего лета почитается перенесение Митрополии Киевской во Владимир. В лето 6916 весною месяца Мая в 25, начата бысть подпись великой соборней церкве Пречистыя Богородици Володимерския повелением Великаго Князя Василия Дмитреевича, а мастеры быша Данило иконик, да Ондрей Рублев (Софийск. лет.) В лето 6920 Иулия 3, внезапу прииде во град Владимир царевич Талыч, со многою ратию. В соборной же церкви Пречистыя Богородицы затворися тогда, с некими людьми, ключарь Патрикей священник, родом Греченин, иже прииде с Митрополитом Фотием из Грек, и бяше муж нарочит и добродетелен. Собрав же сосуды церковныя и златыя и сребреныя и многу драгую утварь, елико успе, и вознесе на церковь святыя Богородицы и сохрани, и люди некия тамо посади, а сам сниде и лествицы отмета, и ста в церкви един пред образом Пречистыя Богородицы, моляся, слезы от очию изливая. Безбожнии же татарове у церкве, кричаще, вопиют русским языком, да отверзут им двери церковныя. Ключарь же, неподвижно стоя пред образом Пречистыя Богородицы, никакоже послушая злочестивых агарян. Безбожнии же высекоша двери церковныя и, вшедше во церковь , чудную икону Пречистыя Богородицы от всея драгия утвари обнажиша, такоже и прочия иконы и всю церковь разграбиша, пресвитера Патрикия емше мучиша о сосудех церковных и о прочей кузни и о людех, иже с ним были в церкви. Он же никакоже сказа, и многи муки претерпе, не поведа ничтоже. Погании же добляго страдальца, на сковраде разжене поставляху, и за ногти спицы забиваху, и кожу одираху, и ноги прорезавь, ужище вдернуша и ко хвосту коня привязавше, влечаху. И в таковей велицей муце, со многим терпением скончася, мученический венец приим от Христа Бога. (Степен. книга ч. 2, стр. 31–32). Лета 7116, егда литовстии людие приидоша внезапу ко граду Владимирю, премилостивый Бог восхоте показати людем своим целебный источник сущаго помощника – мощи святаго Благовернаго Великаго Князя Глеба сицевым образом: в полунощную стражу стрегущие у соборной церкви слышаху гром и стук в церкви, и поведаху бывшее пономарю Герасиму. Он же, пришед и отверзши соборныя церкве двери, виде в ней свет велий и в том свете, обозревся на левую страну, виде в княжестем образе человека, седяща у раки святаго князя Глеба и глаголюща ему: не ужасайся человече и не бойся, не предаст Господь Бог град сей в руки врагов, мы бо его соблюдаем и молим всемилостиваго Бога и Того рождшую Пресвятую Богородицу: но иди ко пресвитеру сея церкви и ко всему причту и повеждь им вся сия реченная от мене; аз же есмь лежащий во гробе сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Тот же прием характерен и для Епифания Премудрого. В Житии Сергия Радонежского, в сообщении о рождении святого, Епифаний наравне с византийским императором Андроником и патриархом Каллистом называет: «въ земли же Руссти въ княжение великое тферьское при великом князе Димитрии Михаиловиче, при архиепи–скоп пресвященнм Петре, митрополит всеа Руси» . Аналогичный прием наблюдается и в Житии Стефана Пермского. Епифаний пишет, что Стефан сложил пермскую азбуку «в лто 6883, въ царство Иоанна царя греческаго, въ Царград царствовавшаго, при архиепископ Филофеи, патриарс Костянтина града, в Орд же и в Сараи над татары тогда Мамаи царствуетъ, но не вчнуетъ абие, на Руси же при ве–лицемъ князи Дмитреи Ивановичи, архиепископу же митрополиту не сущу на Руси в ты дни никому же, но ожидающимъ митрополича при–шествиа от Царяграда, его же Богъ дасть» . А вот как определяет Епифаний дату смерти (26 апреля 1396 г.) епископа Стефана Пермского: «въ царство правоврнаго греческаго царя Мануила, иже въ Царград царствовавша, при патриарс Антонии, архиепископ Кос–тянтинополи, при патриарс Иерусалимьстмь Дорофеи, при патри–арс Александриистем Марк, при патриарсе Антиохиистмъ Нил, при благоврномъ князи великомъ Василии Дмитриевичи, в седмое лто княжениа его, при архиепископ Киприан митрополит всеа Руси, тогда бо в ты дни сущу ему в Киев, при прочихь же князехъ благочестивыхъ и христолюбивыхъ: князе Владимер, Юрии, Андри, Петр, Костянтин, Юрьи, Иоанн, Симеон, Афонасии, Андри, Василии, Литовьскою же всею землею обладающу в ты дни князю великому Витофту Кестутиевичю, во дни христолюбца князя великого Михаила Александровича Тверскаго, и Ольга Рязаньскаго, и Андря Рос–товьскаго, и Иоанна Ярославскаго, в шестое на десять лто владычества Тактамыша царя, иже обладающу ему Мамаевою Ордою, Заволжь–ское царство обдержащу второму царю именемъ Темирь Кутлую, иже тою страною обладающу ему» . Из приведенного перечисления можно, кстати, получить любопытные факты о распределении политических сил в Восточной Европе в начале XV века и иерархии правителей в понимании Епифания Премудрого, а заодно и о политических симпатиях и воззрениях Епифания, который представлял устройство Великого княжения Владимирского в виде союза суверенных княжеств во главе с великим князем Владимирским.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010